Что такое народная тропа
Зачем Пушкин написал Памятник?
Зачем Пушкин написал странные стихи без названия, условно называемые «Памятник»? Вот эти:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
«Памятник» – абсолютный лидер по части раздергивания на монументальные цитаты. Про нерукотворный памятник, народную тропу и т.п. Любая строка – готовый эпиграф. Особенно если не вдумываться в смысл. Матерые исследователи, похоже, так и делают.
Если же все-таки вдуматься, то, на первый взгляд, получается как-то некрасиво. Недруги Александра Сергеевича этим радостно пользуются. Мол, не страдая отсутствием скромности, поэт Пушкин сам себе сочинил эдакий хвалебный гимн. Все упомянул – и на грядущее бессмертие намекнул, и культурно-исторический процесс приплел, и нацменьшинства не забыл, и свой вклад в мировую революцию отметил… Прямо речь для торжественного заседания на любую тему.
Но и это еще не все. Давным-давно известен длиннющий список стихотворений практически того же содержания! Интернет с удовольствием выдаст ссылки на полтора десятка имен – ограничимся двумя:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный
Металлов тверже он и выше пирамид.
Гавриил Державин
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди.
Михаил Ломоносов
Получается, что Пушкин почти дословно фактически украл свой «Памятник» у Державина. А Гавриил Романович, надо полагать, позаимствовал его у Ломоносова. Ну, а Михаил Васильевич воспользовался первоисточником от Горация. Да и тот, как говорят, был не первым…
Вопрос один: зачем во все это влез Пушкин?
Одно очевидно: уж точно не затем, чтобы присвоить себе чужое. Да и как можно присвоить то, что общеизвестно и лежит на поверхности? Впрочем, гению красть ни к чему: лучше него писать никто не умеет, и он в этом убежден. И все же Пушкин намеренно берет эпиграф из того же Горация и почти полностью повторяет Державина. Чтобы все это видели!
Может быть, это – пародия? Вполне возможно: в числе адресатов часто упоминают Булгарина, Державина, критика Катенина… Особенно понятен намек на Булгарина, чьи именины совпадают с датой под пушкинским черновиком. Ведь тот, формально – образец для подражания: и газету успешно издает, и романы его читают, и в средствах не нуждается, и с Начальниками всех мастей в прекрасных отношениях. Правда, писатель-то он никудышный, однако…
И вот здесь-то, возможно, и кроется ответ. Именно булгарины ценились и ценятся в обществе куда выше, чем «солнце нашей поэзии»! Взять того же Фаддея Венедиктовича. Он действительный статский советник. Государь дарит ему брильянтовые перстни. Бенкендорф лично ходатайствует о зачислении того «на должность» в министерство. Именно ему отсылают на рецензию пушкинского «Годунова». Стало быть, именно он – истинный литератор, а по заслугам и награда!
А что имел от общества «литератор Пушкин»? Конечно, формально у него все ОК: сам Государь когда-то похлопал по плечу. Но в реальности ему отечески предложили переделать «Бориса Годунова» в «Вальтерскотта», завернули «Медного всадника», раскритиковали сказки, а «Современник» дружно проигнорировали… Он откровенно прозябает, закладывая то шали жены, то ложки с вилками. Верным источником дохода стала вовсе не литература, а благодетель-Начальник. Достаточно вместо «годуновых» и «всадников» сочинить тому очередное верноподданное письмо. И получить вместе с подачкой кое-что из ненужной одежды – например, камер-юнкерский мундир…
Но почему все так мерзко? Видимо, рассуждает сам с собой Пушкин, для того, чтобы преуспеть на официальном уровне, нужно писать именно так, как это делают «настоящие литераторы»! А вот и «образец» для подражания: напыщенный «Памятник». Неважно, какой из них – державинский, ломоносовский… И Пушкин, криво усмехнувшись, проходится по одиозному тексту редакторским пером, превращая его в свою «вариацию на тему»… Эдакую эпитафию самому себе.
Что еще? Да, пройдет какой-то слух! Иными словами, читать не будут, но имя припомнят. И финн, и калмык, и тунгус. Как же, мол, знаем… По этому поводу он в свое время великолепно высказался в «Онегине»:
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!
ЕО, гл. 2, XL
Укажет, укажет… И молвит что-то громкое и заведомо верное – как в «Памятнике».
А Пушкин, в итоге, попадет со своим прогнозом в «яблочко». Как всегда. Ведь спустя столетия эту откровенную пародию, поданную в виде напыщенной чепухи, на полном серьезе будут зубрить в школах, высекать на постаментах и вставлять в заголовки статей…
Только последние четыре строки до сих пор стараются не замечать…
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Хотя они-то, как раз, и стоят того, чтобы их цитировать.
Дальнейшая жизнь для русского гения не имела смысла. И поэтому она оборвалась меньше чем через месяц…
В Подмосковье запускают программу по обустройству «Народных троп»
С 2021 года в Московской области стартует программа «Народные тропы», которая включает в себя обустройство пешеходных дорожек во дворах и обустройство и создание пешеходных маршрутов, протоптанных людьми, об этом сообщил министр благоустройства МО Михаил Хайкин.
Так, например, в г.о. Красногорск проведут обустройство дорожки в пос. Новый к платформе Красногорская. Это единственная дорожка, которая связывает поселок с платформой. Было много обращений на обустройство данной дорожки. Вопрос по решению проблемы с оборудованием пешеходной дорожки будет решён в текущем году.
В Можайском округе будет выполнено обустройство «Народной тропы» от ул. 20-го Января д.23,25 к ул. 20 Января д.16, которая находится на окраине города и соединяет между собой дворовые и общественные территории, также ведет к социально-значимым объектам (Почте, сквер «Аллея Дружбы», Дворец Спорта «Багратион»).
В Одинцовском округе будут обустроены пешеходные дорожки от дворовой территории к детскому саду №11, по которой жителям приходилось ходить вдоль проезжей части либо по необустроенной части территории газона, который в период выпадения осадков размывало, что составляло крайнее неудобство прохода граждан.
В г.о. Солнечногорск будет обустроена пешеходная дорожкак автобусной остановке, д. Новая (ТУ Соколовское). Данной народной тропой протяженностью около 250 метров ежедневно пользуются как жители, так и гости деревни от остановки общественного транспорта на Пятницком шоссе по пути следования к Покровскому храму, детскому саду № 77 «Колосок», школе «Лесные озера».
Программа «Народные тропы»: как обустроят пешеходные дорожки в Подмосковье
В Московской области запускают новую программу, которая сделает жизнь пешеходов комфортнее. Уже в этом году множество стихийных «народных троп», протоптанных жителями, превратятся в удобные, благоустроенные пешеходные дорожки. В какие города нововведение придет в первую очередь, читайте в материале портала mosreg.ru.
Суть программы
В 2021 году в Подмосковье стартует программа «Народные тропы». Ее задача – обустроить пешеходные дорожки во дворах, а также создать и обустроить пешеходные маршруты, уже протоптанные людьми.
По данным министерства благоустройства Московской области, всего в 2021 году в регионе запланировано обустройство свыше 600 таких объектов.
Плюсы для жителей
Программа «Народные тропы» нацелена на решение ежедневных нужд жителей Подмосковья.
Как известно, за счет троп пешеходы «срезают» дорогу к школам, больницам, автобусным остановкам и магазинам. К сожалению, во время дождей такие тропинки становятся непригодными для использования.
Программа поможет сделать их комфортнее, а доступ к объектам социальной значимости – быстрее. После обустройства троп передвижение жителей станет удобным, особенно при неблагоприятных погодных условиях.
Какие дорожки благоустроят первыми
Одним из первых городских округов, в который придет программа, станет Красногорск. В этом году здесь проведут обустройство дорожки в поселке Новый к платформе Красногорская. Это единственная дорожка, которая связывает поселок с платформой. Благодаря большому количеству обращений жителей ее включили в программу обустройства.
Еще одна удобная дорожка появится в Можайском городском округе. Здесь будет обустроена «народная тропа», пролегающая от улицы 20-го Января, дома 23, 25 к улице 20-го Января, дом 16. Эта дорожка на окраине города соединяет между собой дворовые и общественные территории. Именно ее выбирают люди, чтобы быстрее добраться на почту, в сквер «Аллея Дружбы» и во Дворец спорта «Багратион».
Сразу несколько пешеходных дорожек буде обустроено в Одинцовском округе. Все они ведут из дворов жилых домов к детскому саду №11. Благодаря благоустройству жителям больше не придется ходить вдоль проезжей части либо по газонам.
В удобную пешеходную дорожку превратится и одна из самых популярных «народных троп» городского округа Солнечногорск. Ее протяженность составляет около 250 метров, а стартует она от автобусной остановки в деревне Новая (ТУ Соколовское). Этой тропой ежедневно пользуются как жители, так и гости деревни, чтобы добраться к Покровскому храму, детскому саду № 77 «Колосок», школе «Лесные озера».
В Жуковском в этом году заасфальтируют «народные тропы», ведущие на станцию Отдых. Ими очень часто пользуются пешеходы, чтобы поскорее добраться через лес к улицам в старой части города – Фрунзе, Жуковского, Семашко, Дзержинского, Чкалова и другим.
Какие «тропы» не войдут в программу
Порядка 80 «народных троп» вдоль железных дорог ликвидировали в Подмосковье с начала года
Некоторые стихийные «народные тропы», наоборот, будут ликвидированы. Речь идет о протоптанных дорожках через железную дорогу.
В этом году муниципалитеты усилят работу по ликвидации таких мест, а также будут более активно проводить комплексные мероприятия по благоустройству подходов к станциям – организации тротуаров, ограждений, парковок. Также в этом году запланировано обустройство 30 одноуровневых переходов через железную дорогу.
Пример анализа стихотворения «Памятник» Пушкина
Пример анализа стихотворения 1
Краткий анализ:
Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Романовича Державина, с другой, – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина ещё со времён лицея. Спустя год после его написания поэт умрёт от раны, полученной на дуэли с Дантесом, поэтому данное стихотворение называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.
При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Андреевичем Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.
Тема
Главная проблема, которую поставил поэт, – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.Реклама
Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключённой в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только Богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей. Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное, – не требовать признания своих заслуг.
Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта и поэзии.
Композиция
Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причём для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны шестистопным ямбом, четвёртая же – четырёхстопным.
Сначала поэт говорит о том, что творец выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу”, то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию, слушаясь только бога.
Жанр
Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что ещё больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твёрдую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.
Средства выразительности
Пушкин использовал для выражения своей мысли широкий поэтический арсенал. В этом произведении очень много метафор – “памятник воздвиг нерукотворный”, “не зарастёт народная тропа”, много и других выразительных средств и образов. Так, в произведении есть такие стилистические фигуры, как антитеза – “хвалу и клевету” – и анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу”; инверсии – “главою непокорной”, “и славен буду я…”; есть такие тропы, как эпитеты – “памятник нерукотворный”, “народная тропа”, “гордый внук славян”, “жестокий век”.
Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счёт анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с её помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию: свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.
Пример анализа стихотворения 2
История создания
История создания пушкинского «Памятника» полна трагизма. Стихотворение считают пророческим: буквально через несколько месяцев после его создания великий автор погиб от ранения, которое получил на дуэли с Дантесом.
Произведение написано в тяжелейших для Пушкина условиях.
Во-первых, ему было больше тридцати лет (это конец 1836 года), и не исключено, что писатель вошел в так называемый «кризис среднего возраста», когда начинается тяжелейшая, фундаментальная переоценка ценностей и перестановка приоритетов.
Идет некий анализ прожитой жизни, а у творческих личностей он нередко выливается в глубокую депрессию.
В стихотворении слышится отчаянная попытка остаться в веках, запомниться людям и звучать через столетия. Как показывает жизнь, Пушкин оказался прав.
Во-вторых, поэта притесняли и не давали спокойно творить. Со стороны властей и цензуры постоянно падали запреты на печатание новых произведений.
Великий поэт не раз побывал в ссылках именно за свои свободолюбивые, либеральные взгляды.
Со стороны читающей публики тоже слышалось недовольство. Многие считали: Александр Сергеевич зазнался, вознесся выше всех вокруг. Писателю так же завидовали и соратники по литературному цеху, что тоже негативно влияло на вспыльчивого гения.
И, наконец, была еще одна причина сложнейшего психологического состояния автора на момент создания «Памятника». В обществе ходили слухи: молодая жена изменяет поэту, у нее интрига с Дантесом.
И хотя соперник к тому времени уже женился на сестре Натальи Гончаровой, недоброжелатели только усмехались: специально так сделал, чтобы быть ближе к избраннице. Слухи разжигали ревность Пушкина и отравляли его жизнь.
Вот в таких условиях родилось величайшее стихотворение, своеобразный творческий итог всему написанному. Опубликовано оно было только посмертно: в 1841 году с несущественными правками Жуковского.
Литературное направление
Стихотворение восходит к античным истокам, поэтому его можно отнести к классицизму. Однако есть и признаки романтизма.
Род
По роду литературы это гражданская лирика.
Жанр
Жанровая принадлежность творения – ода.
Однако просматриваются и черты лирического стихотворения на тему предназначения поэта и поэзии.
Проблематика
Автор затрагивает животрепещущую и невероятно важную для него в тот период проблему творческого бессмертия.
Он искренне надеется, что несмотря ни на что, останется в памяти потомков, даже если сейчас его гонят и запрещают.
Тематика
Темы стихотворения – значение поэта и его творчества, божественная природа настоящего гения.
Идея
Я думаю, что автор написал это стихотворение, желая выразить свое собственное отношение к тому, что он создал.
«Памятник» можно смело считать художественным итогом всего пушкинского творчества в целом, который он сам же и подвел незадолго до трагической смерти.
Пафос
Великое стихотворение пронизано разнообразными эмоциями. Здесь и отчаянная надежда на бессмертие в своих текстах, и смирение, и отчаянье, и даже тоска.
Несмотря на позитивный посыл, творение наполнено мрачными мыслями. В нем точно улавливается тревога.
Возможно, автор предчувствовал свое скорое будущее и невольно отразил негативное внутреннее состояние в гениальных стихах.
Система образов
Центральный образ произведения – «нерукотворный памятник». Это и есть творчество, все то, что успел создать гений.
К своему наследию поэт относится трепетно, искренне надеясь, что такая память останется в веках и будет жить спустя сотни лет после смерти собственного создателя.
Что ж, он оказался стопроцентно прав.
Кроме того, Пушкин вводит образ Музы, которая послушна только Богу и говорит от его лица. Она не боится гонений, равнодушна к похвалам или ругани.
Тема богоизбранности поэта одна из знаковых в творчестве Пушкина. Она красной нитью проходит по многим его произведениям. По его мнению, любой творец – это пророк, транслирующий божий глас в народ.
Центральные персонажи
Как таковых, центральных персонажей тут нет, можно выделить только самого лирического героя – поэта-пророка, который воздвиг себе «нерукотворный памятник».
Кроме него, есть еще Муза, верная подруга писателя, всегда готовая творить. Без нее не получится произведения, она становится единым целым с творцом.
Лирический герой
Лирическим героем «Памятника» можно назвать самого Александра Сергеевича, а точнее, его художественную проекцию.
Стихотворение написано от первого лица и передает непосредственно те чувства, которые испытывал сам автор в момент его создания.
Сюжет
Мы говорим о творческом подведении итогов, стихотворном результате всего того, что успел сделать автор на нелегком литературном поприще. Соответственно, выраженного сюжета тут нет.
Пушкин просто освещает основные мысли, которые были у него, и говорит о предназначении поэта и поэзии, о свободе, о природе музы и гения.
Благодаря этому шедевру, мы можем постичь тонкую философию Александра Сергеевича и понять его внутреннее состояние.
Композиция
Композиция развивается плавно и четко. Ее можно было бы назвать линейной, но нет сюжета, поэтому нет и выраженных точек действия.
В целом, стихотворение похоже на изложение своих мыслей – четкое, последовательное и точное. Каждая строфа напоминает тезис и его раскрытие. Очень интересное и необычное решение!
В первой строфе автор говорит о памятнике и надеется, что народ никогда не забудет его наследие.
Тут же есть одна интересная деталь: Александрийский столп – это памятник Александру I. Пушкин пишет, что его «нерукотворный памятник» вознесся еще выше.
Проницательный читатель видит завуалированный вызов власти, с которой у великого поэта никогда не складывались отношения. И глава у памятника «непокорная», что еще раз подчеркивает свободолюбивость, искренность пушкинского творчества.
Вторая строфа выражает надежду, даже уверенность в том, что имя гения останется в веках. Память переживает своего творца и сохранится в бессмертных текстах до тех пор, пока «жив будет хоть один пиит».
Третья строфа посвящена славе, ее быстрому распространению по всей стране, а затем и миру.
Четвертая рассуждает о свободе. О том, что лирический герой даже в такой «жестокий век» стал ее певцом, призывающий быть милостивым к падшим. Тема свободы вообще была очень болезненной для гонимого поэта.
Наконец, пятая строфа – своеобразное обращение к Музе. Здесь автор полностью раскрывает свои взгляды на божественную природу творчества.
Каждая строфа – логичное развитие и завершение какой-то одной конкретной мысли. В этом своем аспекте произведение максимально приближается к ораторскому.
Художественное своеобразие произведения
Так как рассматриваемое творение принадлежит классицизму, оно написано возвышенным языком.
Нередко автор употребляет старославянские, церковные слова: «глава», «столп», «доколь», «пиит» и т.д.
Благодаря таким лексическим единицам текст становится торжественным и образным.
Средства художественной выразительности
Вообще, все стихотворение можно назвать большой, развернутой метафорой. Ведь речь тут идет не о настоящем памятнике, а о литературном наследии, благодаря которому имя Пушкина останется в веках.
Кстати, говоря, что у «памятника» «непокорная голова», автор олицетворяет его. Следовательно, Александр Сергеевич оживляет и все свое творчество в целом, наделяет тексты душой. Весьма непокорной, какая была и у их создателя.
Пушкин использует множество эпитетов: «памятник нерукотворный», «заветная лира», «непокорная глава» и т.д.
Кроме того, в стихотворении встречается инверсия («я памятник воздвиг себе нерукотворный», «главой непокорной»), а также есть анафора:
…Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу…
Размер, рифма, строфика
«Памятник» состоит из пяти катренов (четырехстиший).
Произведение написано ямбом. Причем в первых стрех стихах каждого четверостишия он трехстопный, а в четвертом – четырехстопный. Так автор подводит итог, обозначает мысль, высказанную в строфе.
Рифма перекрестная по типу АБАБ.
Значение произведения
Произведение является творческим подведением итогов всего, что успел создать Пушкин. Его значение невозможно переоценить.
Актуальность
«Памятник» – это ода свободе, воспевание поэзии и роли поэта. Оно актуально и в наши дни, потому что раскрывает взгляд на природу творчества.
Моё отношение
Мне очень нравится стихотворение глубиной, чистотой и ясностью пушкинской мысли. Удивительно, насколько точно поэт смог прочувствовать и описать значение своего творчества для всей российской литературы.
Пример анализа стихотворения 3
История написания
Согласно исторической справке, стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» было написано за несколько месяцев до гибели поэта. Рукопись, датирующаяся 1836 годом, была найдена Василием Андреевичем Жуковским среди бумаг, оставшихся от автора. Опубликовано же оно было спустя пять лет после написания и издано посмертно. Предмет споров История создания стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» остаётся тайной до сих пор. Попытки разгадать её породили бесконечные споры, продолжающиеся и поныне.
Главная тема
Произведение являет собой гимн поэзии, прославляющий поэтический дар человека и его немаловажную роль в жизни всего общества. Прежде Ломоносовым и Державиным уже были написаны произведения подобного жанра, но они не получили столь высокой оценки современников и литературных критиков. Внешняя форма поэтических строк действительно имеет сходство, но в стихе Пушкина более детально описано понимание творческого процесса и его результата. Александр Сергеевич адресовал свою лирику как товарищам, так и широким массам.
Тема возникшего всеобщего интереса людей к поэзии красной нитью пронизывает всё стихотворение. Пушкин утверждает, что его работы читают как в высших слоях общества, так и среди простого народа, перечисляя при этом и горцев, и иные народности, населяющие необъятные просторы Российской Империи. Великий русский литератор с упрямством капризного ребёнка доказывал то, что его творчество оставит свой след в веках, и оказался прав. Из истории известны факты о полемике Пушкина с Чаадаевым о проблемах судьбы России и её места во всемирной истории. Проблема свободы, которая своевольно была поднята автором в эпоху цензуры, не могла быть им упущена. Поэт был явно не согласен с политикой императора и его решениями относительно декабристов, но при этом склонялся к мнению, что милосердие в разы значимее любых политических действ и общественных проявлений.
Четвёртая строфа первоначально имела следующее содержание:
И долго буду тем любезен я народу,
Что звуки новые для песен я обрёл,
Что вслед Радищеву восславил я Свободу
И милосердие воспел.
Структурный разбор
Анализируя стихотворение, можно смело заявить о том, что оно является неким философским размышлением о жизни поэта и его творческом пути, а также авторским выражением поэтического предназначения. По жанру произведение является одой. В основе Пушкин поставил свои главные жизненные принципы: свободолюбие и гуманность. Стих Александра Сергеевича Пушкина не только полон глубокого смысла, но и отличается тем, что его приятно слушать. Это значит, что в небольшой оде, воспевающей собственную поэзию, поэт активно использовал приёмы художественной выразительности. В текст внесены сложные предложения и слова инверсивного порядка.