Что такое намерение в психологии
51. Намерение
Наверняка вы хоть раз задавались вопросом, а зачем вы что-либо делаете: ходите на работу, пьёте кофе, курите, злитесь на соседа, женитесь, покупаете новый смартфон, обижаетесь на подругу или валяетесь целый день в постели. Ну должна же быть какая-то цель у этих действий. Особенно у самых дурацких.
Люди вообще очень забавные существа – они считают, что у всего должна быть цель.
И, да! Такую цель действительно обычно можно найти практически для любых наших действий. И называется она в НЛП намерением.
Намерение – это цель, которая стоит за любым нашим поведением.
Есть даже соответствующая базовая пресуппозиция НЛП: «За любым поведением стоит позитивное намерение».
По крайней мере, так удобно думать (напоминаю, что в НЛП нет «истинных знаний», а есть только «полезные модели»). Потому что тогда это поведение можно научиться контролировать и изменять.
Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел наконец обрести спокойствие».
Всё, что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений.
Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели.
Критерии позитивного намерения
Естественно, не каждая цель является намерением. Есть набор правил, критериев, которым должно соответствовать намерение:
Зачем выяснять намерение
Намерение – одно из базовых понятий в НЛП. Умение выяснять намерение, а особенно разделять намерение и поведение, может быть полезным:
Иногда даже просто выяснение намерения помогает человеку самостоятельно изменить проблемную ситуацию.
Как выяснить намерение
Для выяснения намерения приходится задавать вопросы (как себе, если выясняете собственное намерение, так и другому человеку – если выясняете его намерение):
— Зачем тебе это нужно?
— Что тебе это даст?
— Что ты от этого получишь?
— Для чего ты это делаешь?
Например:
— Я боюсь подойти к красивой девушке. [поведение]
— Зачем тебе нужен этот страх, что он тебе даёт?
— Ничего не даёт, только мешает.
— А если подумать, что-то он наверно тебе всё-таки даёт, зачем-то он тебе нужен? Может он защищает тебя от чего-то или мотивирует?
— Ну, я боюсь получить отказ.
— А что произойдёт, если тебе откажут?
— Я буду чувствовать неуверенность в себе. Так что получается, что страх позволяет мне оставаться уверенным в себе. [намерение]
Различие между намерением и поведением
Намерение – это внутренняя позитивная цель, поведение – это попытка достигнуть этой цели.
Обратите внимание на слово попытка – зачастую способ, при помощи которого человек пытается достигнуть своей цели, может быть совершенно неэффективным. Например, демонстрация обиды зачастую является весьма неудачной попыткой получения одобрения.
Намерение отвечает на вопрос «зачем?» и в большинстве случаев описывается номинализацией или фразой с номинализацией:
Напоминаю, что номинализация – это слово, обозначающее «овеществлённый процесс»: дружба вместо дружить, разговор вместо разговаривать, жалость вместо жалеть.
Поведение же отвечает на вопрос «как?», «каким способом?» и чаще всего выражается фразой с глаголом:
НО! Поведение в некоторых случаях тоже может описываться и фразой с номинализацией:
Так что ещё можно различать поведение и намерение по смыслу:
когда мы думаем о чём-то, как о цели, которой хотим достигнуть – это намерение или метарезультат;
когда мы думаем о чём-то, как о способе достижения цели – это поведение.
Намерение намерения
Но намерение тоже может быть всего-лишь способом реализации намерения более высокого уровня (о как!). И к любому намерению можно задать вопрос: «что это тебе даёт?» или аналогичный, и получить намерение более высокого уровня.
— Я обижаюсь на мужа. [поведение]
— Зачем вы это делаете?
— Я хочу, чтобы он начал меня слушать. [метарезультат]
— А зачем вам, чтобы муж вас слушал?
— Если он меня не слушает – это означает, что я ему безразлична.
— А если он вас слушает?
— Если он меня слушает – значит я для него важна. [намерение]
— То есть вы кричите на мужа, чтобы он показал, что вы важны для него?
— Да.
— А что лично вам даст то, что он показывает, что вы для него важны?
— Это означает, что он меня любит. [намерение более высокого уровня]
— А зачем вам, чтобы он вас любил?
— Это даёт мне уверенность в себе. [намерение более высокого уровня]
— А если вы будете уверены в себе целиком и полностью – к чему вы будете стремиться более важному?
— К гармонии, наверное. [намерение более высокого уровня]
Терминальные и инструментальные ценности
Если задавать человеку только вопросы о смысле («что это значит?», «зачем это нужно?» и т.д.), он доходит до какого-то намерения и зависает. Не может определить, какое значение у этого намерения, и часто сообщает, что это «важно само по себе». То есть это не для чего-то, а «конечная цель». Так вот. Это признак так называемой «терминальной» или «конечной» ценности.
В принципе, намерение – это желание (потребность) удовлетворить какую-то ценность.
А ценности можно разделить на ценности-средства и ценности-цели.
Существует популярный тест ценностных ориентаций американского аксиолога Милтона Рокича (аксиология – это как раз наука о ценностях). Он как раз делит ценности на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).
Признаки терминальной ценности
Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность «важна сама по себе».
Выяснение более важной ценности
Пример цепочки ценностей.
Но то, что ценность терминальная, ещё не означает, что ничего более важного нет. Просто для выяснения более важного нужно задавать уже другие вопросы:
— Если ты получишь [это] целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?
— Что для тебя более важно чем [это]?
— Если ты владеешь [этим] совершенно и полностью, что ты хочешь, имея [это], еще более важное?
[это]: намерение из предшествующего шага.
Наиболее пытливые умы задаются вопросом: «А что же там в конце?» и «Существует ли конец?». Ответ положительный. Если достаточно долго задавать все эти вопросы, можно прийти к так называемым «сущностным состояниям». Это конечные (терминальные) ценности, для которых не существует каких-то более важных ценностей. То есть всё, конец пути. Обычно у человека их не более пяти, и описывают их как «полная гармония», «тотальное спокойствие», «единение». Но это уже совсем другая история.
Упражнения
Упражнение «Определение намерения»
Напишите 5-7 различных вариантов поведения и определите для каждого соответствующее намерение. Для этого задавайте себе вопросы:
— К чему я стремлюсь в данном случае?
Помните, что намерение должно быть положительным для вас. Если вы нашли цель поведения, но эта цель не является приемлемой для вас – продолжайте задавать вопросы.
Поведение
Намерение
Чищу зубы по утрам
Перехожу улицу только на зелёный свет
Упражнение «Построение цепочки намерений»
Возьмите три различных варианта поведения и простройте для каждого цепочки намерений на 3-4 шага «вглубь».
При поиске намерения следующего уровня, кроме вопросов:
— К чему я стремлюсь в данном случае?
можно задавать и другие:
— Если я получу [это] целиком и полностью, к чему я буду стремиться следующему?
— Что для меня более важно чем [это]?
— Если у меня будет [это], что я буду хотеть более важное?
[это] – намерение из предыдущего шага.
Бегаю по утрам >> снять внутреннее напряжение >> хорошее самочувствие >> бодрость >> уверенность в себе >> расслабленность >\> внутреннее спокойствие.
Упражнение «Различные способы реализации намерения»
Возьмите 5-7 своих намерений и для каждого распишите не менее трех способов достижения.
— полежать почитать книжку;
— расслабиться и выровнять дыхание;
— пятиминутная медитация вечером.
В этом упражнение не требуется подобрать варианты поведения, которые вы сможете тут же воплотить в жизнь – здесь, в первую очередь, важно расширение кругозора.
Упражнение «Подходящее поведение»
Вообще говоря, подходящее поведение должно удовлетворять следующим критериям. Оно должно быть:
Например, курение для получение удовольствия эффективно, надёжно и доступно, но достаточно неэкологично – портит здоровье.
Игра в казино как способ обогащения – эффективно, относительно доступно, более-менее экологично, но обычно совершенно не надёжно.
Получасовая прогулка по лесу как способ успокоиться – эффективно, надёжно, экологична, но, в большинстве случаев, не доступно (например, во время экзамена в институт).
Для каждого из намерений из предыдущего упражнения, возьмите по три контекста в которых у вас есть потребность удовлетворить это намерение и найдите как минимум одно поведение, которое удовлетворяло бы всем четырём критериям: эффективность, надёжность, доступность, экологичность.
Контекст: вечер, после работы.
Поведение: горячий душ, полежать почитать книжку.
Контекст: разговор с начальником.
Поведение: предварительное расслабление и контроль дыхания.
Контекст: знакомство с девушкой на улице.
Поведение: расслабленное весёлое состояние, пофигизм по отношению к возможности отказа.
Почему так важно превратить желание в намерение, и как это сделать
Исполнять желания просто! Любое желание следует превратить в намерение. Как? Читайте внимательно!
Что такое намерение?
Намерение или интенция¹ – это наше желание плюс реальное, уверенное действие. Например: вы сидите на стуле и решили встать. Ваше намерение – встать. Вы просто встали и все, без всяких мыслей и рассуждений по этому поводу. Также обстоит дело и с желаниями. Нужно быть уверенным на 100%, что оно исполнится.
Исполняются не наши желания, а намерения. Это как пойти и взять то, что тебе принадлежит. Если человек будет убежден, что его желание реально, то оно исполнится. В этом заключается сила мысли.
Если же есть хоть доля сомнения: “Как, когда, откуда возьмутся ресурсы…”, – то мечты так и останутся мечтами².
Как превратить желание в намерение?
Итак, намерение – это правильное желание. Чтобы исполнить желание, нужно превратить это желание в намерение. Как же это сделать на практике?
Для этого вспомните свои ощущения от ваших самых обычных действий. Как вы тянете руку, чтобы включить свет, берете в руки пульт от телевизора, чтобы нажать кнопку, как вы наливаете в стакан воду и пьете. Все эти ощущения не заметны для вас, вы совершаете их “на автомате”, не рассуждая.
Чтобы перевести желание в правильное желание, нужно придерживаться этой же схемы – не следует рассуждать о нем, нужно быть просто уверенным в том, что это вам необходимо, а, значит, это придет в вашу жизнь. В этой практике необходимо следить за своими мыслями и эмоциями.
Также хорошо помогут в этом занятия медитацией² и концентрацией.
Как ваши мысли влияют на ваши намерения?
Все ваши мысли, действия и слова определяют ваш внешний мир. Если вы чего-либо боитесь³, думаете о негативном, читаете и смотрите о происшествиях и ужасах, сплетничаете и врете, доставляете неприятности своим окружающим, то вы в ответ получаете то же самое.
Своими мыслями и действиями вы притягиваете именно то, чем занята ваша голова. И, наоборот, если вы видите только прекрасное вокруг себя, верите в чудо и волшебство мира, доставляете своим близким счастье, то мир будет относиться к вам так же.
Намерение – первый шаг к цели
Выберите свое самое заветное желание, превратите его в правильное желание, то есть намерение и реализуйте. Ваша цель должна быть сформулирована очень четко. Представьте, что цель достигнута, желание исполнено, и вы ощущаете радость, восторг и счастье.
Вот теперь почаще ощущайте эти эмоции при ваших мыслях о желании. Эти ощущения быстро помогают вашему подсознанию сделать все необходимое для реализации вашего намерения.
Как исполняются желания, которые вы превратили в намерение?
Приняв решение двигаться к намеченной цели, вы даете толчок к осуществлению намерения, и оно обязательно произойдет. У вас сложатся благоприятные стечения обстоятельств; случайные совпадения и неожиданные случаи будут направлены на достижение задуманного.
Не переживайте, у вас появятся ресурсы и возможности. Вы начнете смотреть на мир через призму своего намерения и замечать то, что вам нужно для его воплощения.
К вам начнет приходить новая информация. Это будет означать то, что Вселенная поняла ваше намерение и приступила к действиям. Потом некоторое время может ничего не происходить, наступит “затишье”. Но это не означает, что вы должны отступиться от своего намерения.
Очень важно сохранять высокую мотивацию и не допускать негативных мыслей и сомнений. После затишья наступает время реализации желания.
Появляются новые идеи и возможности. Действовать в таких условиях чрезвычайно благоприятно. Результат не заставит себя ждать. Вы получите все, о чем думали. Это главный закон намерения.
Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала
¹ Интенция — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел (Википедия).
² Медитация— род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (Википедия). Узнать больше о медитации >>>
³ Как избавиться от страхов узнайте здесь >>>
Намерение это в психологии? Определение и разбор примеров.
Намерение это в психологии? Определение и разбор примеров. В чем отличие преднамеренного от непреднамеренного? Намерение плачущей женщины.
Сегодня мы с Вами будем рассматривать мой любимый психический феномен – НАМЕРЕНИЕ!
Блок 1. Намерение это в психологии. Определение.
Примерно следующей фразой можно охарактеризовать желание как намерение.
– Хочу и сделаю!
Человек может хотеть получить целевой результат и при этом не намереваться его осуществить. Так в переговорах одна из сторон может хотеть получить скидку и при этом отказываться от борьбы за нее, потому что не сформировано намерение.
Намерение является составной частью воли, однако воля не обязательно включает в себя намерение.
Так С.Л. Рубинштейн в своей книге «Основы общей психологии» следующим образом разделяет намерение от волевого акта:
Намерение может быть осознанным актом, а может быть и проявлением автоматизма, когда субъект с готовностью совершает поступок, не задумываясь над тем, как это соотносится с доступом к целевым результатам. Намерение существует, пока не получен целевой результат, послуживший «магнитом» для намерения, вместе с тем субъект лишается намерения, если обстоятельства изменились таким образом, что необходимость в получении данного целевого результата отпала.
Шарлота Бюлер психолог и философ создала теорию развития человека, где главной силой, направляющей жизнь, является намерение (интенция). Намерение проявляется через постоянный выбор поступков, направленных на достижение целей. Что важно, цели могут не осознаваться человеком.
Блок 2. Намерение это в психологии. В чем отличие преднамеренного поступка от непреднамеренного?
Можно различать преднамеренные поступки и непреднамеренные. Так, если в процессе волевого акта ребенок в песочнице на детской площадке начинает из собственного пакета с игрушками доставать машинки и показывать их своим сверстникам, то его намерение продемонстрировать свои «богатства» четко прослеживается.
Впоследствии, когда друзья – малыши начинают вместе играть, то один из них роняет машинку на асфальт вне песочницы и игрушка раскалывается. Подобное действие хозяин машинки может расценить, как намеренное и прямо об этом сообщить: «Он это сделал специально!» Или как не намеренное: «Он нечаянно уронил машинку». Скорей всего ребенок будет переживать «потерю» своей игрушки, однако степень и состав эмоций будет различный. В первом случае, когда квалифицирован умысел, подобный поступок способен вызвать «праведный гнев». Во втором случае это скорей всего будет легкая грусть. Тем более что рядом находится близкий взрослый человек, например, мама, которая поможет малышу выбрать правильную оценку и соответствующее ей эмоциональное переживание.
Не менее интересно понять истинное намерение виновника разбитой машинки. Вполне может быть, что он совершил данный поступок нечаянно, с другой стороны, это могло быть следствием проявления зависти. В том случае, когда ребенок уронил машинку не специально, то это не означает, что действие не было волевым. Ребенок мог иметь замысел совершить «перелет» машинки через препятствие, при этом это был волевой поступок, в котором отсутствовало намерение разбить машинку. Вместе с тем, машинка могла случайно выпасть из руки и тогда это уже не волевой поступок.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО “Переговоры с покупателем. Как преодолеть возражения по цене?!”
Намерение – самое таинственное психологическое понятие и категория
Большинство людей и психологов зачастую особо не задумываются над смыслом такого термина, как намерение. По смыслу намерение происходит от на + мерить или нацелить.
Близкими намерению по смыслу явлются такие понятия, как: умысел, замысел, промысел, задумка, план, проект, стратегия и т.д.
Энциклопедический словарь определяет намерение, как осознанную цель, направленную решимость, смысл желания или действия; неотъемлемое всепоглощающее ожидание четко сформулированного события с полным отсутствием сомнений в его необходимости.
Намерение можно считать высшей формой желания и воли, которое в отличие от потребности или инстинкта чётко осознано и неизменно. Если само по себе желание определяет в большей мере то к чему человек стремится, то намерение определяет более высокий смысл (логос) того зачем, для чего человек к этому стремится.
В психологии намерение обычно задаёт отдалённую цель, непосредственное достижение которой невозможно или усложнено и потому требует неизменной последовательности действий по некому плану или стратегии. Т.е. намерение даёт возможность (и мотивацию) не терять конечной цели (нити Ариадны) и достигать её стратегически и по отдельности для каждого из действий, как ступеней, не застревая на ступенях и не отклоняясь.
Проще говоря, если ставится цель взобраться на самый верх высокой лестницы, нужно иметь намерение (силу устремления) достигнуть высшей её ступеньки, не останавливаясь на отдельных ступеньках; или если ставится цель стать чемпионом олимпийских игр, нужно иметь несгибаемое намерение (силу устремления) не остановиться на чемпионстве меньшего уровня (регионального); или если ставится цель духовного совершенствования (спасения во Христе), нужно также иметь твёрдое и решительное намерение, как силу неизменного устремления души (ума, чувства и воли) к обожению.
Вот как определяет намерение психологический словарь:
Намерение – мотивационная основа деятельности, связанная с сознательным выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей и при наличии достаточного личностного контроля.
О духовном смысле категории намерения известно из произведений К.Кастанеды, где намерение является ключевой категорией, определяющей любые действия духовного война.
“Намерение – это всепроникающая сила, вовлеченная в любой аспект времени и пространства. Это та абстрактная движущая сила, что кроется за всем сущим.” (К. Кастанеда)
Проще говоря, по мнению людей знания намерение – это некая всеобъемлющая сила, отвечающая за всё, что происходит в мире. Иными словами, не только человек, но даже Бог использует силу намерения для управления мирозданием и существует божественное намерение.
Любопытно, что по сложившейся традиции в христианской духовной культуре такое понятие и категория, как намерение, практически не используется и прежде всего потому, что выражает как бы аспект личной (частной) воли человека, как повреждённой самостью (эгоизмом), а потому являющейся ложной и искаженной. Вместо категории намерения в христианской литературе чаще используется более привычное понятие воли и как высшей (Божьей) и как частной (человеческой).
В то же время у ряда святых отцов, применительно к аспектам духовного делания, именно понятие намерения используется при выражении воли в высшем, т.е. духовном её аспекте. Таким образом, можно сделать вывод о том, что намерение – это высшая или духовная форма проявления воли и желания, как более низших форм.
Именно это духовно-психологическое открытие по существу и сделал св. Феофан Затворник в конце 18-го века, разложив вожделевательную силу души (волю) на три уровня:
Таким образом, нет совершенно никаких предубеждений для использования понятия намерение в христианской и православной психологии, как науки именно о душе в силовом понимании, а не о психике в физиологическом.
«Блаженны вы, монашествующие, перед Богом, потому что, имея общую со всеми людьми природу, обладаете особым намерением, помышляя о великом.» (Св. Серапион Тмуитский, Послание к монашествующим, 1)
«Что касается веков, предопределенных на осуществление того, чтобы Он стал Человеком, то концы их достигли нас, поскольку божественное намерение получило реальное осуществление в Воплощении [Бога Слова]..» (Преп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, Вопрос XXII)
«Даже первые и великие в отношении к совершенству тоже, что низший чиновник пред главным начальником, или малый ручей пред рекою Евфратом. Кто имеет намерение идти в город, отстоящий на тридцать переходов, тот, если отойдет на два, или на три перехода, не подумает, что пришел уже в город.» (Преп. Макарий Египетский, Семь слов, Слово 1 О хранении сердца)
«Но если кто с минуты негодования на страсть примет твердое и решительное намерение преследовать ее и, не жалея себя, искоренять, то такое устремление против страсти есть истинное начало исправления; а благонадежность исправления зависит от постоянства и неизменности намерения и действования против страсти, ибо конец венчает дело.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, С. 171)
«Чем больше растет вера, тем более вкореняется в нем уверенность в возможности и благоплодности усилий исполнять закон с помощию Божиею, вместе с тем образуется и укрепляется благое намерение определить себя решительно на служение Богу хождением в Его законе.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, С. 279)
«В сердце держите намерение не отходить от Господа, и Он примет сие за дело.» (Св. Феофан Затворник, О молитве и духовной жизни, С. 137)
«После того как в покаянии положено твердое намерение работать Господу и не оскорблять Его грехами, — для успеха в этом и для дальнейшего движения по степеням совершенства христианской жизни, требуется изменить внешний образ жизни и внешние свои отношения по требованию данного обета.» (Св. Феофан Затворник, О молитве и духовной жизни, С. 317)
Очень часто у святых отцов первых веков понятие намерения выражается термином решимости, твёрдым, как сама смерть:
* Святой Макарий говорит о душе, в которой есть истинная решимость [намерение], что бы ни было ей нанесено, среди тысячи искушений, все претерпевая, она говорит: если и умру, не оставлю Его (то есть Господа, в угоду греху и врагу). (26,8).» (Преп. Макарий Египетский, Наставления святого Макария, Добротолюбие, Т.1. 102)
«Положим, возжелали.Будто все уже этим и сделано? Нет еще. Мало ли желаний остается неисполненными от недостатка энергии или напряжения сил к исполнению их. Чтобы желание исполнилось, надо возвести его в непременное намерение или решимость,
надо, чтобы душа так в себе сказала: во что бы то ни стало достану такую-то вещь или сделаю такое-то дело. (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, Решимость жить по благодати не должна ограничиваться лишь
желанием, С. 162)
В данной цитате святитель Феофан уже под категорию намерение подводит силовой фактор или фактор наличия и мобилизации внутренней энергии души. У святителя Феофана Затворника вместе с понятием намерения, также используется понятие внутренней “готовности” и “особой ревности” (духовной), как своего рода оттенков силы намерения:
«Сведем итог: раскаялся, возжелал спасения в Господе и благонадежие в том возымел – эти действия суть действия покоющиеся, внутри происходящие и тамошним проявлением довольствующиеся. А последнее действие: готовность делать все, что потребуется, – есть настоящая деятельная сила во спасение, поелику оно от нас зависит, – источник спасительной деятельности и жизни спасенной. Эта готовность, пока нами одними изъявляется, слаба бывает, а когда благодать Божия внутрь вселится, тогда становится всесильной, незнающей препон, все преодолевающей. Она есть ненасытимая ревность о богоугождении и всеусердном исполнении воли Божией, при всей вере в Господа и благонадежии спасения в Нем Едином. Она исполняет предвечное определение Божие быти нам святым и непорочным пред Ним в любви (Еф.1:4), для чего и делает нас Господь ревнителями добрых дел (Тит.2:14).
Я нарочно останавливаю внимание ваше на сей ревности, чтоб вы возревновали о ней. Ибо когда она есть с нашей стороны, то благодать Божия со своей стороны не пропустит делать все с преизбытком, так что, когда есть ревность сия – в области веры и искания спасения, – тогда все есть и содеевание нашего спасения несомненно бывает в ходу и идет к своему концу; а когда нет ее, то и ничего уже нет: не ревнующий о спасении непричастен спасения.» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной, С. 99)
Далее святитель Феофан расшифровывает понятие духовной ревности, как действенной силы намерения в её тесной связи с действием Святого Духа :
«…ревность, о коей была речь, – ревность действенная, живая, горящая, неутомимая, – и есть признак, что дух наш восстановлен в своей силе и правах чрез воссоединение с Богом благодатию и действием Святаго Духа. Вспышки ревности бывают у нас и свои, но вспыхнет – и погасла. Ревность же, всегда горящая, постоянная и неутомимая, бывает только по облагодатствовании духа нашего Святым Духом. Так вот, когда есть у вас такая ревность, значит, и у вас восстановлен дух и – только не угашайте его – он заберет в свои руки и душу, и тело, все потребности естества своего и все свои отношения житейские и гражданские – и все направит к одному: богоугождению и спасению.» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной, С. 100)
Исходя из вышеприведенных святоотеческих цитат, категорию намерения применительно к христианской психологии, можно определить как способ фиксации силы воли, силы чувственности и силы ума двигаться в неизменном направлении (к Богу). В соответствии с тремя состояниями человеческого естества (телесным, душевным, духовным), не сложно понять, что сила намерения (ревности) может быть телесного, душевного и духовного характера.
«Еще примите во внимание, что бывает ревность и душевная — и ревность сильная. Но она вся обращена на устроение временного быта. Кто о научности ревнует не спя; кто о художественности, мир весь обегая; кто о промышленности и торговле, сил не жалея; кто о другом чем, житейском или гражданском. Все это было бы ничего, но то беда, что когда какая-либо из сих ревностей завладеет вниманием и силами человека, то она погашает ревность духовную. Душевная ревность в лучших своих проявлениях, какие указаны, холодна к духовному и отбивает всякую охоту заниматься тем, что удовлетворяет ревность духовную. А о других ревностях и говорить нечего, как они противны духовной. Ибо есть еще ревность суетная (о нарядах и подобном) и есть ревность злая — порочная и грешная, обращенная на удовлетворение страстям. Эти последние не охлаждают только ревность духовную, но совсем враждебны ей и как в себе самих подавляют ее, если она как-либо зашевелится в совести, так и в других гонят ее и преследуют. Вот сколько бывает ревностей!» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной, С. 101)
Фактически святитель Феофан в данном фрагменте перечисляет все типы намерений, которые могут возникать в душе у человека – от духовного, как наиболее высокого, – до душевного, телесного и даже откровенно порочного. По существу это и есть набор различных жизненных целей и устремлений души, как “стрел”, исходящих из сердца и направленных на цель.
В данной связи становится более понятно, почему слово грех (с греческого амартиа – αμαρτία) буквально переводится как промах или непопадание в духовную цель в силу слабости силы намерения или ложности цели.
К.В. Яцкевич из книги “Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии” 2014 г.