Что такое налоговое администрирование

Налоговое администрирование: «зачем» и «как» это работает?

Что такое налоговое администрирование. Смотреть фото Что такое налоговое администрирование. Смотреть картинку Что такое налоговое администрирование. Картинка про Что такое налоговое администрирование. Фото Что такое налоговое администрирование

Анализируя многие официальные документы, часто можно встретить такое понятие как «налоговое администрирование», подразумевающее под собой деятельность налоговых органов на государственном уровне, направленную на сбор средств для обеспечения деятельности государства. Официальное определение «налогового администрирования» в настоящий момент отсутствует, однако его также можно охарактеризовать как деятельность, связанную с организацией исполнения действующих законодательных актов в области налогообложения и пресечением обстоятельств, препятствующих их эффективной работе.

Каждый год налоговые органы формируют отчеты и выкладывают статистику об актуальном состоянии собираемости налогов. Так, согласно данным с официального сайта ФНС России, за первое полугодие 2019 г. доходы, администрируемые налоговыми органами составили 11 138 221 513 000 рублей. Для сравнения, за первое полугодие 2018 г. эта цифра составила 10 366 234 179 000, что на 7% меньше.

Одной из основных задач налоговых органов остается эффективное налоговое администрирование страховых взносов. За первое полугодие 2019 г. во внебюджетные фонды поступило 3 436 750 509 000 руб., за аналогичный период 2018 г. – 3 017 400 039 000, т.е. меньше на 12%.

Чтобы понимать, почему так возросла эффективность работы налоговых органов и как избежать нежеланных доначислений, нужно знать, как осуществляется оценка бизнеса, какие доказательства необходимы проверяющим и какие применяются инструменты для их сбора.

Все начинается с предпроверочного анализа, который представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сбор, изучение и анализ информации налогоплательщика с целью установления его налоговых рисков и определения объема возможных доначислений.

В рамках предпроверочных мероприятий налоговые органы используют различные базы данных, содержащие сведения о налогоплательщиках:

ИР «Схемы уклонения от налогообложения» и др.

Особенность этих программно-информационных комплексов состоит в том, что они все предназначены только «для служебного пользования», постоянно обновляются и совершенствуются, что не дает возможности налогоплательщикам изучить алгоритм их работы. По результатам предпроверочного анализа налоговики получают полное представление о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и принимают решение в вышестоящих налоговых органах о включении последнего в план налоговых проверок.

Одной из основных причин повышения эффективности работы налоговых органов и улучшения показателей собираемости налогов и сборов можно назвать совершенствование налогового администрирования путем внедрения автоматизированных систем контроля за всеми стадиями налогообложения. В положительных результатах такого внедрения сомневаться уже не приходится, ведь как заявлял глава ФНС Михаил Мишустин на третьей региональной проектно-аналитической сессии Молодежной проектной платформы «ПРОдвижение»: «Цифровизация позволила сократить недобор средств по НДС до 1%».

Развитие информационных технологий в налоговом администрировании осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р и направлено на достижение своей основной цели – максимальное повышение уровня собираемых налогов, обеспечение прозрачности системы налогообложения и раскрытие всей цепочки взаимоотношений между участниками налоговых правоотношений.

В свою очередь, Приказ ФНС России от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@ закрепил новую форму и порядок заполнения декларации по НДС в электронном виде. Созданный на базе вышеуказанной АИС «Налог-3» программный комплекс автоматизированного контроля за НДС – ПК АСК «НДС-2», автоматически анализирует миллионы поданных электронных деклараций, осуществляет их сравнение с декларациями контрагентов в целях выявления разрывов и несоответствий. Основываясь на полученных данных, цепочке операций с контрагентами по конкретной сделке (до 6 звена включительно) присваивается соответствующая степень/группа риска в соответствии с цветами.

Красный (высокая степень) – присваивается тем организациям, которые не представляют в налоговые органы декларации по НДС, в цепочке движения товаров которых выявлены разрывы либо данные отчетов, книг покупок и продаж не совпадают. Такие налогоплательщики подлежат усиленному налоговому контролю.

Желтый (средняя степень) – присваивается тем налогоплательщикам, при проверке которых были все-таки выявлены несоответствия, но по запросу налоговых органов были дополнительно представлены все необходимые пояснения и документы. В отношении данной категории налогоплательщиков осуществляются стандартные формы налогового контроля.

Зеленый (низкая степень) – присваивается тем налогоплательщикам, которые своевременно представляют в налоговые органы декларации, в полном объеме уплачивают начисленный НДС, отсутствуют факты, свидетельствующие о нереальности осуществления ими хозяйственной деятельности, отсутствуют разрывы и расхождения в данных деклараций. Камеральная проверка документов и сведений осуществляется в обычном порядке.

Добросовестным налогоплательщикам стоит быть аккуратнее и проверять своих контрагентов еще и на предмет исполнения обязательств по уплате налога, чтобы не стать объектом усиленного налогового контроля.

Немаловажным также является тот факт, что ПК АСК «НДС-2» работает по принципу эстерриториальности, объединяя и анализируя данные, полученные из разных налоговых органов. Это стало большой помехой для развития коррупции в территориальных налоговых органах, где зачастую долгое время работают одни и те же люди, с которыми можно договориться и избежать последствий неуплаты налога.

Однако, несмотря на всю прогрессивность и эффективность такого налогового администрирования, все же оно еще не совершенно и существуют пути его обхода. Главный минус – отсутствие информации об уплате начисленной суммы налога в бюджет. Таким образом, недобросовестные налогоплательщики могут вводить в свои цепочки фирмы-однодневки, которые будут заявлять всю сумму к уплате НДС в налоговой декларации, но ее не уплачивать. В последующем налоговом или отчетном периоде такая организация будет заменяться новой. Данный факт делает борьбу с фирмами-однодневками одним из основных направлений совершенствования налогового администрирования.

Справиться с вышеуказанной проблемой сможет ПК АСК «НДС-3», на данный момент работающий в тестовом режиме. Его основные отличия от предыдущей версии состоит в том, что он будет включать в себя: данные из расчетного центра Центрального банка РФ, отслеживать соответствие данных, полученных с контрольно-кассовой техники и данных книги продаж, а также дополнительно анализировать цепочки связей между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, отрицать высокую эффективность и результативность использования ПК АСК «НДС-2» и ПК АСК «НДС-3» невозможно. Они значительно расширили возможности сотрудников налоговых органов по выявлению лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и поиску дополнительных источников пополнения бюджета. Однако для налоговых органов действует существенное ограничение – полученную таким образом информацию нельзя использовать при рассмотрении налоговых споров в суде, но на ее основании можно возбудить уголовное дело в случае превышения суммы неуплаченного НДС над размером, закрепленном в Уголовном кодексе.

Кроме вышеназванных программных комплексов отдельного внимания заслуживают:

система онлайн-кабинетов на сайте ФНС России – комплекс электронных сервисов, направленный на максимально быстрое и удобное удовлетворение потребностей налогоплательщиков и получение ими всей необходимой информации по интересующим вопросам. На данный момент действует уже более 50 таких сервисов.

международный автоматический обмен информацией о финансовых счетах – финансовые организации стран-участниц Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (Российская Федерация присоединилась 1 июля 2015 г.) обязаны получать от своих клиентов данные о налоговой резидентности и номера налогоплательщиков, после чего такие данные, вместе с определенной информацией о счете клиента будут раз в год передаваться в налоговую службу страны, в которой расположена та или иная финансовая организация.

Именно эти вышеназванные инструменты, при их совокупном использовании, обеспечили положительный рост поступлений в бюджет. Усиление позиций налоговых органов путем внедрения инновационных технологий уменьшает количество налогоплательщиков, использующих схемы налоговой минимизации, способствует созданию благоприятных условий для надлежащей уплаты налогов и сборов в бюджет и добровольному соблюдению налогового законодательства.

Однако наряду с неоспоримыми преимуществами, которые были получены благодаря цифровизации налогового администрирования, стоит упомянуть и об отрицательных сторонах этого процесса. В первую очередь такие сложные технологические изменения затронут ту категорию налогоплательщиков, которые не обладают необходимыми знаниями в области электронного документооборота (напр. пожилые) или не имеют должного технологического оборудования (Интернета и т.д.). Во вторую очередь, развитие цифровых технологий, используемых налоговыми органами в своей деятельности, может вызвать необходимость и дополнительные затраты на установление программных продуктов, совместимых с программами налоговых органов, обучение сотрудников налогоплательщиков по составлению и заполнению новых форм документов, необходимых для формирования отчетности.

Таким образом, уровень и качество налогового администрирования развивается безумно быстрыми темпами. Согласно данным статистики, растет эффективность налоговых проверок, и увеличиваются суммы, поступающие в бюджетную систему РФ. При комплексном использовании всех инструментов, которые имеются на данный момент, налоговые органы могут проследить всю цепочку движения товаров (работ, услуг), деклараций, счетов-фактур, проследить операции по банковским счетам, установить взаимозависимых лиц, и на основании всего этого получить исчерпывающую информацию о невнесенных в бюджет суммах налогов.

Источник

Что включает в себя налоговое администрирование?

Что такое налоговое администрирование. Смотреть фото Что такое налоговое администрирование. Смотреть картинку Что такое налоговое администрирование. Картинка про Что такое налоговое администрирование. Фото Что такое налоговое администрирование

Налоговое администрирование, или налоговое управление, — процесс, без которого не может нормально существовать ни одно государство. Источником средств для реализации многих его функций служат налоговые поступления. Рассмотрим, как оно осуществляется в РФ.

Сущность налогового администрирования

Официального определения налогового администрирования не существует, но понятие налогового администрирования все шире используется в официальных документах, посвященных налоговой политике РФ. Это неудивительно: любому государству для его нормального функционирования нужны средства, которые собираются благодаря налоговым поступлениям. Чтобы налоговая система была эффективной и адекватно отзывалась на происходящие в стране изменения, ею надо управлять. Это управление, осуществляемое на государственном уровне, собственно и является налоговым администрированием.

Важно! Эффективная налоговая система должна отвечать потребностям государства и обеспечивать разумную нагрузку на налогоплательщиков, гарантируя при этом прозрачность порядка налогообложения и достаточный уровень контроля со стороны фискальных органов. Цель такой системы и, соответственно, налогового администрирования — сделать предпочтительной для налогоплательщика честную уплату всех налогов и оптимизировать работу контролирующих инстанций.

Налоговое администрирование предполагает не разработку законодательных актов в области налогообложения, а именно управление, т. е. организацию исполнения этих актов и выявление обстоятельств, которые мешают их эффективной работе.

Таким образом, данные, собранные в процессе налогового администрирования, могут не только способствовать эффективному сбору налогов, но и послужить причиной проведения налоговых реформ. Результатом постоянно ведущейся в РФ деятельности по совершенствованию налогового законодательства становятся регулярно вносимые в НК РФ изменения, и немалую роль в этом играет налоговое администрирование.

Функции налогового администрирования

Функции налогового администрирования осуществляются на 3 уровнях:

Таким образом, налоговое администрирование подразумевает деятельность:

По ряду вопросов функции, реализуемые на различных уровнях налогового администрирования, пересекаются.

Формы налогового администрирования

Налоговое администрирование сводится:

О том, что может сделать ИФНС при сомнениях в правомерности действий вашего контрагента, читайте в статье «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Важно! Таким образом, понятие налогового администрирования оказывается значительно шире понятия налогового контроля, хотя основу налогового администрирования составляет в первую очередь контроль как за налогоплательщиками, так и за работающими с ними налоговыми органами. Это предполагает разработку детальной методологии проверок как составной части налогового администрирования, в т. ч. порядка контрольных проверок нижестоящих налоговых органов вышестоящими.

Следствием контроля становится возможность привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение установленных правил, и это также составляет часть функций налогового администрирования.

Важную роль играет такая составляющая налогового администрирования, как методологическое обеспечение процесса начисления тех налогов, в отношении которых налоговое законодательство устанавливает только общие принципы их расчета.

Другой важнейшей функцией налогового администрирования является сбор информации и ее обработка. Сюда относятся данные как по начислению налогов, так и по процедуре их сбора, методологии проверок, выявленным ситуациям ухода от налогов.

Завершающим этапом налогового администрирования в конкретном налоговом периоде становится выработка предложений по изменению и дополнению налогового законодательства, корректировка направлений налоговой политики.

Исходя из функций, охватываемых налоговым администрированием, оно занимает промежуточное положение между налоговым контролем (шире, чем он) и общим управлением налоговой системой страны (уже, чем оно).

Методы налогового администрирования

Главным и важнейшим методом налогового администрирования является контроль за выполнением требований налогового законодательства. Исходя из него, налоговое администрирование на нижнем уровне сводится к:

Самый большой объем среди методов налогового администрирования занимают налоговые проверки налогоплательщиков — камеральные и выездные. С целью сокращения расходов на налоговое администрирование, среди которых максимум приходится на содержание налоговых органов, ведется работа по оптимизации их взаимодействия с налогоплательщиками:

О том, какие документы уже можно сдавать в ИФНС электронным способом, читайте в статье «ФНС рассказала, как сдавать в инспекцию сканы документов».

Налоговое администрирование ставит своей целью побуждение налогоплательщика к добросовестным действиям в части начисления и уплаты налогов под влиянием неотвратимости наказания за уклонение от них. Для этого налоговое администрирование использует:

Внутри самих налоговых органов налоговое администрирование осуществляется в форме проверок (ревизий), обмена информацией и опытом работы.

На уровне исполнительных органов власти методы налогового администрирования заключаются в обработке данных и выработке оптимальных предложений по корректировке налогового законодательства и направлений налоговой политики с учетом прогнозных расчетов.

Итоги

Налоговое администрирование — понятие, важное для понимания целей налоговой политики РФ и происходящих в налоговом законодательстве изменений. Оно решает важнейшие финансовые задачи, необходимые для полноценного функционирования государства.

Источник

Понятие «налоговое администрирование» не закреплено на законодательном уровне и с точки зрения современной отечественной налогово-правовой доктрины представляет собой сравнительно новый институт.

Данное понятие встречается в подзаконных нормативно-правовых актах. Примером может служить налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков [1]. Содержание же данного понятия не раскрывается.

Как справедливо отмечается в научной литературе, проблема отсутствия единого и однозначного понимания категории налогового администрирования в теории поднимается практически каждый раз, когда исследователи пытаются высказать свое авторское видение сущности этого явления. Некоторые из них даже выступают за законодательное определение данного термина в Налоговом кодексе РФ. При этом в настоящее время все, в чьи научные интересы входит данная проблематика, раскрывают значение налогового администрирования через государственное управление в налоговой среде, давая ему либо максимально детализированную, описательную дефиницию, либо ограничиваясь его общими характерными свойствами и признаками [11, с. 139].

В частности, в научной и учебной литературе можно встретить следующие понимания налогового администрирования:

как управленческой деятельности государства и местных органов по налоговому планированию, формированию и совершенствованию системы налогов и сборов, контролю за соблюдением налогового законодательства и соблюдением прав и обязанностей участников налоговых отношений [10, с. 238];

как организационно-управленческую систему реализации налоговых отношений, включающую совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России [3, с. 4].

как урегулированной нормами права деятельности государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленной на реализацию эффективной налоговой политики. Автор, в том числе, предлагает рассматривать налоговое администрирование как основу эффективности собираемости налогов. При этом автор обращает внимание на отсутствие единого понимания собираемости налогов, а два основных подхода сводятся к его пониманию как показателя эффективности реализации фискальной функции налоговой системы, либо к отождествлению сущности собираемости налогов с основной рейтинговой оценкой работы налоговых органов [4, с. 18-20];

как систему мер, направленных на обеспечение реализации актов законодательства о налогах и сборах специально уполномоченными органами власти посредством административных, организационных и иных методов [5, с. 19];

Относительно последнего из приведенных пониманий налогового администрирования хотелось бы отметить, что большинство ученых считают, что налоговое администрирование, как исполнительно-распорядительская деятельность, осуществляется только органами исполнительной власти. Если рассматривать налоговое администрирование в широком смысле, как деятельность, воплощающую налоговую политику государства и обеспечивающую возникновение, развитие, изменение и прекращение налоговой обязанности, то такая деятельность, на первый взгляд, должна охватывать и правотворчество. Однако правотворчество осуществляется еще до самого процесса правового регулирования и поэтому не относится к его механизму [7, с. 162-163].

Важными элементами данного подхода являются налоговое производство и налоговые администрации. Термин «налоговое производство» выбран авторами не случайно. Авторы отмечают, что в сфере налогообложения это понятие носит узкоспециализированное применение, и юридическая теория практически ограничивает его использование исключительно в контексте «производство по делам о налоговых правонарушениях». Ссылаясь на учебное пособие «Налоги налоговое право» под редакцией А.В. Брызгалина, рассмотреть налоговое производство можно с двух позиций:

— как налогово-правовую категорию, т.е. установленную законодательством совокупность приемов, способов и методик, определяющих порядок исполнения юридических обязательств налогоплательщиков по исчислению и уплате налогов;

— как административно-правовую категорию, определяемую авторами как совокупность законодательно установленных приемов, способов и методик, определяющих порядок добровольного исполнения налогового обязательства налогоплательщиками, и полномочий налоговых администраций по контролированию, регулированию и принуждению налогоплательщиков к исполнению этих обязательств [8, с. 91-92].

Налоговые администрации определяются авторами как государственные и иные органы, которым на законодательной основе предоставлены определенные властные (административные полномочия) в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов. К ним относятся: финансовые органы в области налогов и сборов, органы внутренних дел, налоговые органы и таможенные органы [8, с. 93].

Основные направления налоговой политики, утверждаемые Правительством РФ, в обязательном порядке содержат меры по совершенствованию налогового администрирования. Анализируя данный аспект, А.М. Гоголев определяет основные направления государственной политики в области налогового администрирования как сложно-структурное образование, включающее в себя органическое единство как социально-экономической политики, так и финансовой, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики нашего государства и напрямую зависящее от качества стратегического управления экономикой и общественными финансами [2, с. 32].

2. Гоголев А.М. Основные направления государственной политики в области налогового администрирования // Финансовое право. 2013. N 5. С. 28-33.

4. Ильин А.Ю. Влияние налогового администрирования на собираемость налогов // Финансовое право. 2012. N 1. С. 18-22.

11. Фишер О.В. Налоговое администрирование в системе приоритетов налоговой политики РФ // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2011. N 3. С. 138-143.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Авторы материалов сборника

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Источник

Налоговое администрирование в 2020 году: что изменилось

Что такое налоговое администрирование. Смотреть фото Что такое налоговое администрирование. Смотреть картинку Что такое налоговое администрирование. Картинка про Что такое налоговое администрирование. Фото Что такое налоговое администрирование

Выездные налоговые проверки могут проводить специализированные инспекции

По общему правилу решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения (месту жительства).

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа, в котором такое обособленное подразделение состоит на учете по месту своего нахождения. Это следует из пункта 2 статьи 89 НК РФ.

С 29.09.2019 проводить указанные проверки на территории конкретного субъекта РФ может налоговый орган, специально уполномоченный на это ФНС России. Такие инспекции вправе проверять налогоплательщиков (а также филиалы и представительства организаций), которые находятся (проживают) на территории этого региона (п. 31 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

ИФНС обязана уведомить ПФР о регистрации физлица в качестве самозанятого

Как известно, вознаграждение, выплаченное самозанятому гражданину, с которого он уплачивает налог на профессиональный доход, не облагается страховыми взносами (ч.ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). ИП, применяющие НПД, не признаются плательщиками страховых взносов «за себя» в фиксированном размере за период применения этого спецрежима (ч. 11 ст. 2 Закона № 422-ФЗ).

При этом физлица (в т. ч. ИП), изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика НПД. Снятие с налогового учета по этому основанию осуществляется в случае отказа от применения спецрежима, а также в случаях, когда гражданин не соответствует необходимым требованиям (ч.ч. 1, 12 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Причем налоговые инспекции обязаны теперь уведомлять территориальные органы ПФР о постановке граждан на учет (снятии с учета) в качестве плательщиков НПД (в течение 3 рабочих дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений). Такая обязанность действует с 29.10.2019 (п. 8 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Когда не удержанный налоговым агентом налог считается уплаченным в бюджет

Конкретные события, с которыми связывается исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, перечислены в пункте 3 статьи 45 НК РФ. Так, если исчислить и удержать налог из дохода налогоплательщика должен налоговый агент, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Комментируемый закон исправил этот пробел. Если факт неудержания (неполного удержания) налога налоговым агентом выявит налоговая проверка, налог будет считаться уплаченным со дня предъявления налоговым агентом в банк соответствующего платежного поручения (при наличии на расчетном счете налогового агента достаточного денежного остатка на день платежа). Дополнение действует с 01.01.2020 (п. 9 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Определение даты начала и окончания налогового периода для плательщиков УСН и ЕСХН

Налоговым периодом по ЕСХН и УСН признается календарный год, т. е. период с 1 января по 31 декабря года (ст.ст. 346.7, 346.19 НК РФ). Однако организация может быть создана, ликвидирована или реорганизована (госрегистрация физлица в качестве ИП осуществлена или прекращена) в течение календарного года. В таких случаях для налогов, у которых налоговый период составляет календарный год, нормы пунктов 2, 3 статьи 55 НК РФ устанавливают особые правила определения даты начала и окончания налогового периода. По этим правилам налоговый период уже не равен календарному году.

Например, если организация создана (ИП зарегистрирован) в период с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, то согласно пункту 2 статьи 55 НК РФ первым налоговым периодом в этом случае будет период со дня создания организации (регистрации ИП) по 31 декабря календарного года, следующего за годом создания организации (регистрации ИП).

Если организация прекращает деятельность путем ликвидации или реорганизации (гражданин прекращает деятельность в качестве ИП), то согласно пункту 3 статьи 55 НК РФ последним налоговым периодом в такой ситуации будет период с 1 января календарного года, в котором прекращена деятельность организации (утратила силу госрегистрация ИП), до дня госрегистрации прекращения деятельности организации (утраты силы госрегистрации ИП).

В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 4 статьи 55 НК РФ (п. 13 ст. 1 Закона № 325-ФЗ), указанные правила определения налогового периода не применяются в отношении налогов, уплачиваемых при применении ЕСХН и УСН. Раньше особые правила определения даты начала и окончания налогового периода не распространялись только на плательщиков ПСН и ЕНВД.

На практике указанные нововведения означают, что для плательщиков, применяющих УСН или ЕСХН, налоговый период в любом случае составляет календарный год (период с 1 января по 31 декабря года), и налоговые декларации по его итогам нужно представлять не ранее 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом указанные поправки вступили в силу 29.09.2019 и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 (п. 1, 10 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

ФНС России в письме от 27.12.2019 № СД-4-3/27082@, которое направлено инспекциям для использования в работе вместе с письмом Минфина России от 20.12.2019 № 03-11-09/100305, отмечает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Налогоплательщики, зарегистрированные в декабре 2018 года и применяющие ЕСХН или УСН с даты создания (регистрации), вправе представить налоговые декларации по итогам 2019 года исходя из налоговой базы, исчисленной с даты создания организации (регистрации ИП) в декабре 2018 года по 31.12.2019.

В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 в соответствии с разъяснениями налогового ведомства, приведенными в письме от 27.12.2019 № СД-4-3/27082@, поддерживается возможность зарегистрированным в декабре 2018 года плательщикам УСН сформировать и отправить в ИФНС с помощью сервиса 1С-Отчетность декларацию по итогам 2019 года, включив в нее данные за декабрь 2018 года.

Кроме того, если по итогам декабря 2018 года у плательщика есть налог к уплате, то на эту же сумму возникает переплата по авансовому платежу за I квартал 2019 года. В этой связи декларации за 2018 и 2019 год рекомендуется представить одновременно, а также вместе с ними подать заявление на зачет переплаты за 2019 год в счет уплаты налога за 2018 год.

Физлица могут подавать документы в налоговую инспекцию через МФЦ

В соответствии с Законом № 325-ФЗ физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) могут взаимодействовать с ИФНС через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Такое будет возможно, если:

Днем представления физлицом указанных документов (сведений) будет считаться дата их приема специалистом МФЦ, что подтвердит соответствующая расписка или иной документ. Датой получения документа физлицом считается день, следующий за днем его получения МФЦ от налоговой инспекции.

Данные правила действуют с 29.10.2019 (п.п. 2, 7 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Так, с 01.01.2020 граждане могут представлять через МФЦ налоговые декларации по НДФЛ на бумажном носителе (пп. «а» п. 24 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ). Кроме того, с 01.04.2020 появится возможность подавать через МФЦ заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе, а также получать через МФЦ свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (пп. «д» п. 26 ст. 1, п. 4 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Новые правила взыскания с организаций и ИП небольших сумм задолженности

Рассмотрим изменения, которые касаются принудительного взыскания налоговиками задолженности по налогам (сборам, страховым взносам, пеням, штрафам) за счет (ст. 46 НК РФ):

По действующим правилам решение о взыскании такого долга должно быть принято налоговой инспекцией не позднее 2 месяцев после истечения срока, отведенного должнику в требовании о его самостоятельной уплате. Если инспекция не уложится в этот срок, взыскать задолженность она сможет только в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).

С 01.04.2020 двухмесячный срок для принятия ИФНС решения о взыскании будет отсчитываться от разных дат в зависимости от суммы задолженности:

2. Сумма задолженности (по одному или суммарно по нескольким требованиям) не превышает 3 000 руб.:

Такой порядок следует из пункта 11 статьи 1 Закона № 325-ФЗ.

Отметим также, что с 01.04.2020 увеличивается до 3 000 руб. максимальная сумма налоговой задолженности организации или ИП, выявленной ИФНС вне рамок налоговой проверки, требование об уплате которой можно направить в течение одного года (а не трех месяцев) со дня выявления. Сейчас этот лимит составляет 500 руб. для всех налогоплательщиков (п. 1 ст. 70 НК РФ). С 01.04.2020 он сохранится только для физлиц без статуса ИП (п. 17 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Какие-либо переходные положения для рассмотренных нововведений Законом № 325-ФЗ не предусмотрены. Не вполне ясно, применяются новые правила к недоимке, выявленной до 01.04.2020, или нет. Следовательно, встает вопрос, в какие предельные сроки следует направлять требование об уплате и принимать решение о взыскании сумм задолженности, не превышающей 3 000 руб., если она обнаружена до 01.04.2020 (например, в январе 2020 года), а требование об уплате до этой даты не направлялось (либо требование направлялось, но решение о взыскании не принималось).

ФНС будет публиковать информацию об обременениях имущества в пользу налоговиков

В силу пункта 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) может обеспечиваться:

Кроме того, для обеспечения возможности исполнения решения по результатам налоговой проверки ИФНС может (еще до вступления решения по проверке в силу) запретить налогоплательщику отчуждать или передавать в залог (без согласия инспекции) определенное имущество (пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Состав сведений и порядок их размещения на указанном сайте утвердит сама налоговая служба (п.п. 18, 36 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Новый случай залога имущества в пользу налоговой службы

По действующим правилам передать имущество в залог налоговому органу можно только на основании договора. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо (п. 2 ст. 73 НК РФ).

С 01.04.2020 имущество налогоплательщика будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа на основании закона, если (пп. «б» п. 19 ст. 1 Закона № 325-ФЗ):

Если имущество налогоплательщика уже в залоге у третьих лиц, то у налогового органа возникает последующий залог (кроме ситуаций, когда передача такого имущества в последующий залог не допускается).

При этом преимущественное право удовлетворения требования ИФНС за счет залога не распространяется на денежные средства на счетах, вкладах (депозитах), предназначенных для удовлетворения требований, которые в соответствии со статьей 855 ГК РФ предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов. Залог в пользу налоговиков подлежит государственной регистрации и учету по правилам статьи 339.1 ГК РФ.

Новые способы отмены ареста имущества

В настоящий момент организация, у которой долги перед бюджетом, вправе попросить инспекцию заменить арест, наложенный на ее имущество, залогом имущества на основании договора. При этом такая замена является правом налоговиков (п. 12.1 ст. 77 НК РФ).

С 01.04.2020 организации смогут претендовать на отмену ареста имущества при предоставлении инспекции (п. 21 ст. 1 Закона № 325-ФЗ):

Обязанности налогового агента в связи с постановкой на учет работника-иностранца

Если в справках 2-НДФЛ и расчетах 6-НДФЛ, представленных после 01.01.2020, инспекция обнаружит сведения об иностранных гражданах (лицах без гражданства), не состоящих в РФ на налоговом учете, она обязана поставить их на учет (с 01.04.2020) в ИФНС по месту нахождения (жительства) того налогового агента (организации или ИП), который первым представил по ним указанную налоговую отчетность. Речь идет об иностранцах, которые не имеют на территории РФ места жительства (пребывания), собственного недвижимого имущества и транспортных средств. Постановка на учет производится в течение 15 рабочих дней с момента представления 2-НДФЛ и (или) 6-НДФЛ.

Уведомление о постановке иностранца на учет инспекция направит указанному налоговому агенту, который обязан в течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления передать его физлицу и представить в инспекцию документ, подтверждающий такую передачу.

Представить этот документ в инспекцию можно лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (см. пп. «д» п. 25, пп. «б», абз. 2-3 пп. «д» п. 26 ст. 1, п. 11 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Новые полномочия налоговых органов при взыскании крупной недоимки

По действующим правилам ИФНС вправе проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика (плательщика сборов, взносов, налогового агента), если (п.п. 1, 2 ст. 92 НК РФ):

С 01.04.2020 в дополнение к вышеуказанным случаям должностные лица налоговых органов смогут проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов организации при одновременном соблюдении следующих условий:

Провести осмотр можно не более 1 раза по одному решению о взыскании недоимки (п. 32 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Кроме того, в такой ситуации наряду с осмотром налоговики вправе истребовать у налогоплательщика документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах (по перечню, который должна утвердить ФНС России).

Следует помнить: в отличие от осмотра (он возможен только в отношении организации), истребовать указанные документы (информацию) можно и у предпринимателей, в отношении которых принято аналогичное решение о взыскании недоимки, превышающей 1 млн руб., и оно не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия.

Если налогоплательщик не представит документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах в течение 10 дней, ИФНС вправе истребовать их у иных лиц (п. 33 ст. 1 Закона № 325-ФЗ). Также нарушители могут быть привлечены к налоговой ответственности (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Уточнения порядка зачета переплаты по налогам

Как известно, в соответствии с Налоговым кодексом сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет (п. 1 ст. 78 НК РФ):

При этом на текущий момент зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ). Например, это означает, что переплату по транспортному (региональному) налогу нельзя зачесть в счет недоимки по земельному (местному) налогу*.

Примечание:
* О том, какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным, см. статьи 12-15 НК РФ.

Аналогичные правила зачета (по соответствующим видам налогов и сборов) применяются также в отношении зачета сумм излишне уплаченных авансовых платежей, пеней и штрафов по налогам, сборам (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Однако 01.10.2020 абзац 2 пункта 1 статьи 78 НК РФ утрачивает силу. Это означает, что с этой даты любая переплата в бюджет (по налогу, сбору, штрафу, пеням) может быть зачтена в счет любых аналогичных предстоящих платежей в бюджет либо в счет погашения любой аналогичной налоговой задолженности (независимо от вида налога) (пп. «а» п. 22 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Переходные положения для данной ситуации Закон № 325-ФЗ не устанавливает. Поэтому полагаем, что момент возникновения переплаты и (или) недоимки (до 01.10.2020 или после) значения не имеет. Главное, чтобы сам зачет (по заявлению налогоплательщика или по инициативе налогового органа) состоялся после этой даты.

Также следует учитывать, что указанные правила зачета сумм налогов и сборов (пеней и штрафов по ним) не распространяются на страховые взносы. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда (ПФР, ФСС, ФОМС), в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, а также в счет задолженности по соответствующим пеням и штрафам (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

1С:ИТС

От редакции. Об основных изменениях законодательства с 2020 года и их поддержке в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) эксперты 1С рассказывали в 1С:Лектории 23.01.2020. Видеозапись доступна для просмотра на сайте 1С:ИТС на странице 1С:Лектория .

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *