Что такое наименование образовательной организации
Что такое наименование образовательной организации
Статья 23. Типы образовательных организаций
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Сокращенные названия школ, садиков и домов творчества
– Ну что, сынуля, тебе понравилось в МБОУ?
– Нет, я лучше в ГБДОУ останусь.
Еще немного, и такие диалоги вполне могут стать обычными даже в семьях, в которых никто не связан с образованием. Сейчас эту абракадабру способны разобрать только педагоги, ну или работники «ОИВ субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования». О как завернуто! ОИВ – это органы исполнительной власти, остальное означает местные министерства образования или, как вариант, отделы/департаменты муниципалитетов, мэрий, исполкомов.
Но за последние лет 10 из обычной жизни почему-то практически исчезли понятные всем и каждому названия садиков, школ и так далее по восходящей «образовательной траектории», как называют теперь движение по ступеням обучения. Поэтому, вероятно, от безысходности скоро уже все начнут разбираться во всех этих МБОУ и ГБДОУ. Ну а пока простому смертному без подсказок Гугла всезнающего понять, что к чему, крайне сложно.
Совсем скоро – с 1 апреля – начнется запись детей в школы, поэтому мы составили краткий гид по аббревиатурам, обозначающим полные названия учебных заведений. Он пригодится, чтобы вы не отдали своего первоклашку в коррекционный интернат вместо обычной школы или наоборот.
Обычные школы и детсады
Итак, переводы с канцелярского на общечеловеческий язык.
Казенное, бюджетное или автономное учебное заведение школа – для родителей большой разницы нет, потому что все эти учреждения бесплатные, финансируются из бюджетов разных уровней, просто отличаются механизмы этого финансирования и возможности школ распоряжаться своим имуществом.
Тем не менее небольшое отличие может быть: иногда у государственных школ и детских садов оснащение лучше, чем у муниципальных. У автономных образовательных учреждений больше возможностей предоставлять дополнительные платные услуги (организовывать кружки, проводить факультативы и т. д).
Недавно с легкой руки Минпросвещения появилась еще пара не фигурирующих в официальных названиях антонимичный аббревиатур:
Школы для необычных детей
Теперь об учебных заведениях для особенных детей. Их на официальном языке называют «учащимися с ограниченными возможностями здоровья» – с ОВЗ.
Учиться особенные дети с самого раннего возраста могут по обычным или специальным программам:
Если просто школы мало – дополнительное образование
Кроме НОО, ООО и СОО есть еще и ДО – дополнительное образование. Кружки и секции придется посещать не в Доме творчества (про дворцы пионеров уже все забыли давным-давно), а в загадочных заведениях:
Ну а если таланты рисовать, петь или играть на музыкальных инструментах хочется развить до профессионального уровня, тогда вам в ФГБПОУ – федеральные государственные бюджетные профессиональные образовательные учреждения. Это по старинке музыкальные и художественные школы.
Теперь вы все знаете и можете перевести на человеческий язык диалог, с которого началась эта статья. Для контроля – он будет выглядеть так:
– Ну что, сынуля, тебе понравилось в школе?
Регистрация образовательных организаций
Регистрация образовательных организаций в России проходит в два этапа:
1 – регистрация образовательной организации как юридического лица.
2 – получение лицензии на образовательную деятельность.
Образовательная организация должна быть зарегистрирована в форме Учреждения (государственного, муниципального или частного ) или Автономной некоммерческой организации – это одно из условий для получения лицензии на образовательную деятельность. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
Типы организаций устанавливаются в зависимости от реализуемых ими образовательных программ, например, общеобразовательные, организации дополнительного образования или профессиональные образовательные организации.
Учреждения и Автономные некоммерческие организации – это формы некоммерческих организаций, а значит, все полученные средства они должны использовать на цели, определенные их уставом, то есть на образование.
Лицензия на образовательную деятельность позволяет образовательным организациям выдавать дипломы государственного образца.
При регистрации образовательных организаций можно выбрать любую систему налогообложения: общую (ОСНО) или упрощенную (УСН). В зависимости от объекта налогообложения применяется УСН 6 % для доходов и УСН 15 % для доходов, уменьшенных на величину расходов.
При выборе ОКВЭД для создания образовательных организаций надо учитывать, что в реестр юридических лиц вносятся коды, состоящие не менее чем из 4-х цифр, поэтому указывается код, например, 85.13. или 85.41. Для регистрации выбирают следующие виды деятельности:
Этот раздел включает:
— образование как для школьников, так и для подготовки для разных профессий
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы
1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам
Этот раздел включает:
— государственные, муниципальные, негосударственные (частные) образовательные организации всех видов
Система является многоуровневой: образование как для взрослых, так и для тех, кто осваивает азы грамотности. Может быть использована в образовательных организациях, реализующих военные профессиональные образовательные программы, в образовательных организациях, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний
Для каждого уровня предусмотрены свои наборы программ
Отдельно включены занятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В Российской Федерации образование может быть получено:
— в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
— вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации
Каждый уровень образования включает деятельность специальных (коррекционных) образовательных организаций (классов, групп), обеспечивающих лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
В данной группировке классифицируется образование взрослых, по содержанию соответствующее определенным уровням общего образования
Этот раздел также включает:
— прочие виды образования и обучения, например обучение в школах водителей транспортных средств;
— обучение, в основном связанное со спортивной и оздоровительной деятельностью, такой как теннис или гольф, а также образовательной деятельностью, получаемое в общеобразовательных организациях (школе, школе-интернате, гимназии и др.), являющееся базой для среднего профессионального и высшего образования;
— среднее общее образование, получаемое одновременно (средние музыкальные, хореографические, художественные школы, школы искусств и т.п.)
Эта группировка включает:
— вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования
Эта группировка включает:
— деятельность сети дошкольных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающих воспитание и обучение детей (детские сады, подготовительные классы и т.п.)
Эта группировка не включает:
— деятельность по уходу за детьми в дневное время, см. 88.91
Образование начальное общее
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)
Эта группировка не включает:
— уход за детьми в дневное время, см. 88.91
Образование основное общее
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)
Образование среднее общее
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности
Эта группировка не включает:
Образование профессиональное среднее
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования
Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации
Образование высшее — бакалавриат
Образование высшее — специалитет
Образование высшее — магистратура
Подготовка кадров высшей квалификации
Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования
Образование дополнительное детей и взрослых
Образование в области спорта и отдыха
Эта группировка включает:
— занятие спортом, групповые или индивидуальные, включая занятия в спортивных лагерях и школах
Обучение может быть предоставлено в различных помещениях, таких как учебные помещения клиента или компании, образовательные организации или другие. Обучение организуется официально
Эта группировка включает:
— спортивное обучение (баскетбол, бейсбол, крикет, футбол и т.д.);
— обучение в спортивных лагерях;
— обучение в школах верховой езды;
— услуги профессиональных спортивных инструкторов, учителей, тренеров;
— обучение боевым искусствам;
Эта группировка не включает:
— занятия спортом в общеобразовательных школах, колледжах и университетах;
— образование в области культуры
Образование в области культуры
Эта группировка включает:
— предоставление обучения в сфере искусств, драмы и музыки
Организации, предоставляющие такое обучение, могут иметь название школы, студии, классы и т.д. Они предоставляют пособия по обучению, главным образом в качестве хобби, для отдыха и в целях саморазвития и по окончании такого обучения не выдается профессиональный диплом, не присуждается степень бакалавра или иная образовательная степень
Эта группировка включает:
— занятия с учителем по фортепьяно и другим музыкальным инструментам;
— танцевальные занятия и студии;
— театральные кружки, школы (за исключением академических);
— школы изобразительных искусств (за исключением академических);
— школы разного вида искусств (за исключением академических);
— школы по подготовке фотографов (за исключением платных)
Эта группировка не включает:
— занятия иностранными языками
Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки
Эта группировка включает:
— образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы
Эта группировка также включает:
— дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста
Эта группировка также включает:
— лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение
Эта группировка не включает:
— обучение религии, см. 94.91
(в ред. Изменения 1/2015 ОКВЭД2, утв. Приказом Росстандарта от 26.05.2015 N 423-ст)
Образование профессиональное дополнительное
Деятельность школ подготовки водителей автотранспортных средств
Эта группировка включает:
— деятельность по обучению для получения лицензий (удостоверений) на вождение легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей и мотоциклов
Эта группировка не включает:
— деятельность школ, предназначенных для профессионального обучения водителей
Деятельность школ обучения вождению воздушных и плавательных судов, без выдачи коммерческих сертификатов и лицензий
Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки
Эта группировка включает:
— курсы по подготовке охранников;
Эта группировка также включает:
— обучение работодателей и работников вопросам охраны труда
О наименовании российских образовательных организаций. Тип образовательных организаций
Напоминаем вам, уважаемые читатели, о том, что в прошлый раз мы разбирались с первой составной частью новых аббревиатур в наименованиях российских образовательных учреждений, представляющей собой их организационно-правовую форму.
Все тот же Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной (создается Российской Федерацией или ее субъектом), муниципальной (муниципальным образованием: муниципальным районом или городским округом) или частной (физическим лицом и (или) юридическим лицом или их объединениями). Согласно части 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Вот отсюда всякие ГОУ, ФГОУ, МАОУ и пр. Кстати, что касается последних – муниципальных, то согласно части 4 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным образованиям предоставлено право создавать в качестве некоммерческих организаций только муниципальные учреждения.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В ряду таких форм названы общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации (союзы). Поэтому появляются НП, АНО, НОУ и пр.
Сегодня постараемся выяснить, что представляет собой вторая составная часть наименований образовательных организаций, что лежит в основе разделения их на типы, обсудим, зачем вообще нужно было затевать это переименование, и кто в нем заинтересован. Для начала, давайте определимся с понятийным аппаратом. Его можно найти все в том же законе об образовании.
Итак, для того чтобы продолжить тему нашей статьи – наименования образовательных организаций, необходимо уточнить, какое место эти организации занимают в системе российского образования. Для этого обратимся к части 1 статьи 10 нашего закона, которая описывает структуру системы образования. Эта система включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педработников, обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. С этим все понятно.
Кроме этого образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Этой же статьей устанавливаются уровни общего образования (дошкольное; начальное общее; основное общее; среднее общее) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное; высшее – бакалавриат; высшее – специалитет, магистратура; высшее – подготовка кадров высшей квалификации). Кроме этого закон вводит понятие дополнительного образования, включающего в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Также в соответствии с законом существуют еще формы получения образования и формы обучения (их за ненадобностью опустим).
Вот мы и подошли к интересующему нас моменту, а именно к типам образовательных организаций. Статья 23 подразделяет образовательные организации «на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности» на: дошкольные (программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми); общеобразовательные (программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования); профессиональные (программы среднего профессионального образования); высшего образования (программы высшего образования и научная деятельность). Помимо основных перечисленных устанавливаются еще образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы: организация дополнительного образования и организация дополнительного профессионального образования.
А вот и пресловутая часть 5 статьи 23, которая определяет, что «наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации».
Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства (http://www.lexed.ru) так комментирует действие этой статьи. Если функционирование бюджетного образовательного учреждения не подразумевает ни смену названия типа, ни смену организационно-правовой формы, то вносить изменения в наименование не нужно.
Кажется, что все ясно и просто, и подавляющему большинству образовательных организаций беспокоится не о чем. Тем более что в уже цитированном письме «О наименовании образовательных учреждений» Министерства образования сообщается, что к числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации, по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся следующие:
указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное), предусмотренный Законом о некоммерческих организациях; указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная») с целью информирования потребителя образовательных услуг;
указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие);
включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Законом о некоммерческих организациях.
В письме жизнерадостно утверждается, что «если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то их переименование в рамках Федерального закона об образовании не потребуется». А дальше, со ссылкой на часть 5 статьи 108 Федерального закона об образовании, где определены сроки изменений (не позднее 1 января 2016 года) и образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным законом, приводятся примеры наименований образовательных организаций, подлежащих изменению.
Внимательно присмотритесь к списку и попробуйте догадаться, какое количество образовательных учреждений под него подпадает:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»;
образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования – в профессиональные образовательные учреждения;
образовательные автономные учреждения высшего профессионального образования – в образовательные автономные учреждения высшего образования;
образовательные учреждения дополнительного образования детей – в учреждения дополнительного образования;
образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – в учреждения дополнительного профессионального образования.
(Мы не приводим примеры из письма относительно специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением и т.п.).
Получается, что тип, а следовательно, и наименование менять придется практически всем образовательным организациям, так как начальное общее и основное общее стало единым основным общим, среднее (полное) общее стало средним общим, начальное профессиональное исчезло, среднее профессиональное стало просто профессиональным, высшее профессиональное стало просто высшим и т.д.
В итоге получается, что тип образовательной организации жестко определяется федеральным законом об образовании. Если говорить об организационно-правовой форме, то ее выбор ограничен только требованием гражданского законодательства, предусматривающим, что указанная организация создается в форме, установленной для некоммерческих организаций. В остальном право выбора предоставляется учредителю. Что же касается непосредственно названия учебного заведения, то здесь учредитель может отпустить свою фантазию на волю. В результате и получаются такие тавтологические ляпы, как Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ФГОУ СПО) «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» или Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) «СОШ № 47» (расшифруем: средняя общеобразовательная школа – прим. автора) г. Чебоксары.
Единственное правило относительно самого названия образовательной организации состоит в том, что поскольку законом об образовании виды образовательных организаций (например, «школа с углубленным изучением английского языка») не предусмотрены, соответствующие слова следует либо исключить из наименования, либо поместить «в кавычки». Поэтому и появляются такие монстры, как Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Казачий кадетский корпус имени Героя Российской Федерации Олега Куянова (школа-интернат)» (см. ниже).
Однако закон есть закон, и его надлежит исполнять. Вот и посыпались постановления и распоряжения региональных правительств от востока до запада страны.
Распоряжение правительства Новосибирской области «О переименовании государственных образовательных учреждений области» гласит: «в целях приведения наименований государственных образовательных учреждений Новосибирской области, подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» переименовать: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области казачья кадетская школа-интернат «Казачий кадетский корпус имени Героя Российской Федерации Олега Куянова» в государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Казачий кадетский корпус имени Героя Российской Федерации Олега Куянова (школа-интернат)»; 2) государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Средняя общеобразовательная школа «Областной центр образования» в государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Областной центр образования». В списке еще с десяток организаций.
Администрация Владимирской области выпустила Постановление «О переименовании государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Владимирской области», в котором требует в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» переименовать: государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Гусь-Хрустальный технологический техникум» в государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Гусь-Хрустальный технологический колледж»; государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Александровский промышленно-гуманитарный колледж» в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Александровский промышленно-гуманитарный колледж». Список продолжен на двух листах.
Кабинет министров Республики Адыгея издает Постановление «О переименовании государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству образования Республики Адыгея», которое обязывает «переименовать: 1) государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Республики Адыгея «Профессиональный лицей N 2» в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Майкопский политехнический техникум»; 2) государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Республики Адыгея «Профессиональный лицей N 4» в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Дондуковский сельскохозяйственный техникум». И это не последнее учреждение.
Список решений официальных органов власти этими примерами не ограничивается. По мнению некоторых экспертов, под переименование можно подвести почти любую образовательную организацию, а их у нас в стране больше 120 тысяч! Страшно даже представить то количество людей и со стороны «переименующихся», и со стороны регистрирующих эти изменения, которые будут вовлечены в многочисленные бюрократические процедуры. Напомним, что согласно части 5 статьи 108 этого закона наименования образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года, то есть осталось несколько месяцев.
Надо иметь в виду, что изменение наименований образовательных учреждений потребует не только внесения изменений в уставы, но и переоформление лицензий на право ведения образовательной деятельности, свидетельств о государственной аккредитации, договоров с обучающимися и с сотрудниками, а также многочисленных хозяйственных и иных договоров, а это, по экспертным оценкам, десятки миллионов всевозможных юридически значимых документов. Но и это еще не все: после этого будет необходимо представить новые нотариально заверенные уставы во все инстанции: налоговые, регистрационные, банковские и пр.
Может быть, нашим законодателям стоило прислушаться к заместителю Председателя Комитета Госдумы по образованию, профессору, лидеру регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Удмуртии Виктору Шудегову, который еще в сентябре 2014 г. ознакомил с этими данными парламент страны в форме доклада, а также подготовленного его фракцией законопроекта «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»».
К сожалению, думцы не услышали вполне разумные предложения своих коллег и отклонили законопроект в первом чтении, посчитав, что установленные законом сроки являются вполне достаточными и изменять их нецелесообразно.
Между тем возникает еще один интересный момент. Автор, пожелавший остаться неизвестным, в материале «Переименование образовательного учреждения по новому закону об образовании» на сайте http://sadko-online.ru пишет: «Следует заметить, что хотя законодатель и указывает на необходимость всего лишь переименования действующих образовательных учреждений, да и требования к содержанию устава образовательной организации существенно сокращены (ст.25 закона № 273-фз) по сравнению с ранее действовавшими (ст.13 закона № 3266-1), фактически это, несомненно, повлечет «деликатную чистку» образовательных учреждений».
Тем более что народу уже давно не привыкать к тому, что государство принимает не разумные, продуманные решения, а лишь норовит содрать с него лишнюю копейку при каждом удобном и не очень случае, создать искусственные условия если не для ликвидации, то вытеснения с игрового поля неугодных ему физических и юридических лиц, а то и просто плодить такие постановления, распоряжения и законы, которые будут подпитывать его бюрократическую машину тоннами свежих, но изначально бесполезных бумажек.