Что такое нафта в нефтепереработке
Нафта (лигроин)
Нафта – представляет собой смесь жидких углеводов, которую получают путем нефтепереработки. Из исходного сырья получают 15-18% готового продукта. По-другому нафту называют ещё и лигроин. Она выглядит как жидкость с желтым оттенком, которая не растворима в воде. Раньше нафта использовалась в качестве топлива для тракторов, но в связи с их переходом на дизель, утратила такое применение.
Впервые термин «Нафта» приписывается Плинию Старшему в первом веке нашей эры и применялся продукт исключительно алхимиками, которые так определяли жидкости с низкими температурами кипения. Карл Бенц применил нафту как топливо в своем первом путешествии на автомобиле. Кроме того, продукт продавался как чистящее средство в аптеках.
Нафта тяжелее чем бензин, но легче керосина. Разновидности нафты могут отличаться друг от друга следующими характеристиками: плотность, содержание олефинов, парафинов, нафтенов, изопарафинов, серы, ароматических веществ, давление насыщенных паров методом Рейна, количество добавок, которые содержат кислород, а также количество ртути.
Сейчас основное применение нафты происходит в качестве сырья в нефтехимической промышленности при производстве олефинов. Нафту применяют как добавку для производства бензина, а также как сырье для изготовления высокооктановых добавок. По сути, это составляющая бензина, реактивного топлива, осветительного керосина. Также идет как дизельное топливо, растворитель в лакокрасочной промышленности, как бензин для некоторых видов ламп, для удаления жирных пятен и карюрации воздуха. Экстракт лигроина идет как наполнитель для жидкостных приборов, таких как монометры.
Для авиационных керосинов и бензинов идет прямогонная нафта. Это прямогонный дистиллят из нефти, который не содержит олефинов и обладает температурой кипения от 170 до 240 градусов по Цельсию.
Выделяют следующие виды нафты при производстве:
Разница между нафтой и бензином
Основное различие между нафтой и бензином заключается в том, что нафта является более летучей формой нефти, тогда как бензин является топливом, полученным из нефти.
Нафта и бензин — две важные углеводородные смеси, которые получают из нефти. Есть две формы нафты, как легкая и тяжелая нафта. Каждая фракция содержит разные углеводородные молекулы, имеющие разное количество атомов углерода на каждую молекулу. Бензин, с другой стороны, является топливом, которое содержит углеводороды, содержащие около 4-12 атомов углерода в каждом.
Содержание
Что такое нафта?
Нафта — это термин, который используется для обозначения более летучих форм нефти. Это легковоспламеняющаяся жидкость, содержащая смесь углеводородов. Она содержит парафин, циклоалканы и ароматические углеводороды. Производится эта смесь из каменноугольной смолы, сланцевых отложений, битуминозных песков и разрушительной перегонки древесины. Исторически люди называли Уайт-спирит нафтой, но это не одно и то же химическое вещество. В большинстве случаев производители, как правило, обессеривают и каталитически преобразуют нафту, чтобы перегруппировать молекулы углеводородов, для получения высокооктанового компонента бензина.
Кроме того, крупнейшим источником нафты на большинстве нефтеперерабатывающих заводов является первая стадия переработки установки для перегонки сырой нефти. Точно так же жидкий дистиллят, который мы получаем из этого устройства, представляет собой «прямогонную нафту». Начальная точка кипения, этого соединения составляет 35 °С, но конечная точка кипения составляет 200 °С. Далее продукт этой стадии переработки перегоняется в две формы: легкая и тяжелая нафта. Легкая нафта содержит углеводороды с 6 или менее атомами углерода, в то время как тяжелая нафта содержит углеводороды с более 6 атомами углерода.
Из-за его высокой летучести и воспламеняемости нафта используется в качестве растворителя, в качестве топлива и для других промышленных целей. У нафты есть много синонимов согласно применению, вот некоторые из них: ED-6202, ароматическая нафта с высокой температурой вспышки, легкая ароматическая нафта-растворитель и нефтяная нафта.
Что такое бензин?
Бензин является топливом, полученным из нефти. Он прозрачен, и его можно использовать в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием. Это топливо содержит органические соединения, полученные при фракционной перегонке нефти. Кроме того, он содержит различные добавки, которые усиливают его свойства.
Оценка октанового числа — это важный показатель, который используется в определении свойств производимого бензина. Октановое число — это сопротивление слишком раннему воспламенению. Чем выше октановое число, тем выше качество бензина. Есть несколько оценок октанового числа. Раньше производители использовали свинец (этилированный бензин) для повышения октанового числа, но в настоящее время это запрещено из-за проблем со здоровьем.
Бензин оказывает воздействие на окружающую среду. Пример: локальные эффекты, такие как смог, и глобальные эффекты, такие как изменения климата. Более того, это соединение также может попадать в атмосферу в несгоревшем виде, как в виде жидкости, так и в виде пара. Это происходит из-за утечки во время обработки, транспортировки, доставки, из резервуаров и разливов. Это влияет на окружающую среду, потому что бензин содержит канцерогенные соединения, такие как бензол.
В чем разница между нафтой и бензином?
Нафта — это термин, который используется для обозначения более летучих форм нефти. Есть две формы, такие как легкая и тяжелая нафта. Легкая нафта содержит углеводородные соединения, имеющие 6 или менее атомов углерода, в то время как тяжелая нафта содержит углеводороды, имеющие 6 или более атомов углерода. Бензин — топливо, полученное из нефти. Он содержит углеводороды с числом атомов углерода от 4 до 12 на молекулу. В этом ключевое отличие нафты от бензина. Кроме того, нафта используется в качестве растворителя, в качестве топлива и для других промышленных целей, но использование бензина используется в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием.
Заключение — Нафта против Бензина
Нафта и бензин представляют собой углеводородные смеси, полученные из нефти. Основное различие между нафтой и бензином состоит в том, что термин нафта описывает более летучие формы нефти, тогда как бензин является топливом, полученным из нефти.
Нафта и бензин: в чем разница?
И нафта, и бензин являются нефтепродуктами со схожими свойствами. Основное различие между ними заключается в физико-химических характеристиках и в технологии получения. Нафта – это летучая форма нефти, а бензин – одна из фракций, получаемых при переработке нефтяного сырья.
Нафта
Нафта представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость с характерным запахом. В составе смеси парафины, циклоалканы, ароматические соединения. Нафту производят из каменноугольной смолы, битуминозных песков, сланцевых отложений. Существует технология разрушительной перегонки древесины, которая также позволяет получать летучую углеводородную фракцию.
Существует заблуждение, что нафта – это уайт-спирит. В действительности растворитель является другим продуктом. Нафту не используют в чистом виде. Жидкость подвергают переработке на катализаторах, очистке от сернистых соединений и другим преобразованиям, позволяющим получить высокооктановые компоненты топлива.
На НПЗ нафту получают на первой стадии перегонки сырой нефти. Такое вещество называют «прямогонным». Прямогонную нафту перегоняют в диапазоне температур от 35 до 200 °С, а затем разделяют на легкую и тяжелую фракцию. В легкой форме содержатся углеводороды с 1-6 атомами углерода, а в тяжелой – макромолекулы с 6 и более звеньями. Обе фракции легковоспламеняемые и летучие.
Нафту используют в качестве топлива, растворителя, компонента технологических процессов на промышленных предприятиях. Горючее на основе нафты часто встречается в магазинах в качестве жидкости для розжига углей.
Бензин
Бензин – это одна из фракций нефти, получаемая по технологии перегонки. Жидкость представляет собой смесь углеводородов и технологических добавок, предназначенных для улучшения свойств. Продукт имеет одну модификацию, в составе которой макромолекулы из 4-12 углеродных звеньев. Бензин используют как топливо для ДВС с искровым зажиганием.
Основной характеристикой нефтепродукта является октановое число. Значение этого параметра показывает детонационную стойкость жидкости. Чем выше октановое число, тем качественнее бензин. Раньше для улучшения характеристики применяли свинец, но с ужесточением экологических требований от тяжелого металла пришлось отказаться и перейти на более безопасные технологии.
В процессе сгорания бензина в окружающую среду выделяется множество вредных веществ. Выхлопные газы вызывают смоги, глобальные изменения климата, негативно влияют на природу.
Таким образом, нафта – это одна из летучих форм нефти с широким диапазоном характеристик и большим спектром применения. Бензин – это продукт нефтепереработки, предназначенный для использования в двигателях внутреннего сгорания в качестве топлива.
Для выгодной покупки бензина на АЗС используйте топливные карты.
Другие статьи:
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская, Пензенская область.
Начало реализации межсезонного дизельного топлива
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская область, Красноярский край, Республика Татарстан.
Моторное масло Rosneft Revolux показало стабильные характеристики при увеличенном пробеге
В течение года в Краснодарском крае проходили испытания премиального моторного масла Rosneft Revolux D4 10W-40.
В Ростове-на-Дону появилась вторая «цифровая» АЗС «Роснефть»
В рамках расширения розничной сети автоматизированных заправок «Роснефть» открыла «цифровую» АЗС в Ростове-на-Дону.
«Роснефть» представила проект «Восток Ойл» зарубежным поставщикам и подрядчикам
«Восток Ойл» поможет в формировании новой нефтегазовой провинции на севере Красноярского края.
Продолжая использовать ruspetrol.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов.
© ООО «РусПетрол», 2007-2021
Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца
Нафта
легкий дистиллят с границами кипения бензина. Выход нафты составляет около 15-18% по массе в расчете на исходную нефть. Это компонент товарных бензинов, осветительных керосинов и реактивных топлив, широко используется как сырье для производства этилена, пропилена, бутадиена, изобутилена и аммония. В качестве сырья для каталитического риформинга применяют прямогонную нафту (straightrunnaphtha) с границами кипения 65-200°С. Как компонент товарных авиационных керосинов и бензинов используют прямогонную нафту (virginnaphtha), которая представляет собой прямогонный нефтяной дистиллят с диапазонами температур кипения 170-240°С, не содержащий продуктов крекинга (т.е. содержание олефинов равно нулю).Нафту, не содержащую олефинов, называют lightnaphtha, легкую прямогонная нафту – lightvirginnaphtha, тяжелую нафту – heavynaphtha и неочищенную нафту – fullrangenaphtha. Нафту, характеристики качества которой жестко не определены, называют naphthaopenspecification
Далее прямогонный бензин и лёгкую нафту подвергают гидроочистке. Гидроочистка — процесс химического превращения веществ под воздействием водорода при высоком давлении и температуре (380°C). Гидроочистка направлена на снижение содержания сернистых соединений и снижения коксуемости. Побочно происходит насыщение непредельных углеводородов, снижение содержания смол, кислородсодержащих соединений, а также гидрокрекинг молекул углеводородов.
Затем гидроочищенная лёгкая нафта, содержащая примерно 50% парафинов, 40% нафтенов и 10% ароматики, попадает на установку каталитического риформинга, на выходе из которой октановое число бензина вырастает до 94—98 ОЧИ (84—88 ОЧМ). Каталитический риформинг проводят при 500°C и на выходе получают до 75% бензина от исходного сырья. В 50-е годы — времена, когда автомобильная промышленность требовала все более высокооктановых бензинов, — каталитический риформинг считался чуть ли не панацеей. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы и в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении. Была лишь одна незадача: в результате получался бензин, в котором доля ароматических углеводородов вырастала с 8% до 70%. Основной из них — бензол (5—15%), который при сгорании образует сильный канцероген — бенз(a)пирен. Для уменьшения содержания ароматических углеводородов бензин пропускают через установки изомеризации. При этом содержание бензола падает практически до 0. У ароматических соединений есть еще одна неприятная особенность — при сгорании они приводят к образованию угольного нагара на свечах, что существенно снижает их ресурс. К недостаткам также относится неравномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. Если ездить на нем (чистом), то обеспечены: нестабильный запуск зимой, «туповатость» машины на разгон.
Для увеличения выхода бензина из нефти перерабатывают также и её тяжелую фракцию — мазут. Для этого используют установки каталитического крекинга, который проводят при температуре 510—540 °C. При этом большие молекулы мазута разрываются до размеров молекул, входящих в состав бензина. Первооткрывателем крекинга и создателем проекта промышленной установки в 1891 году был русский инженер В. Г. Шухов. Существует два типа реакторов каталитического крекинга: «с кипящим слоем» — выход бензина (ОЧИ 90—91) 37% и более совершенный «лифт-реактор» — выход бензина (ОЧИ 91—92) 50—55%. В процессе каталитического крекинга вырабатывается высокооктановый бензин с 89—92 ОЧИ (74—77 ОЧМ), содержащий менее 1% бензола и 30—40% ароматических углеводородов. Основной недостаток бензина каталитического крекинга — высокое содержание серы (0,1—0,5%) и олефинов (25—35%), что очень плохо влияет на стабильность топлива при хранении. Бензин быстро желтеет из-за полимеризации и окисления олефинов с падением октанового числа и потому не может применяться без смешения с другими бензиновыми фракциями и присадок. Для уменьшения содержания серы и олефинов проводят гидроочистку, а для улучшения стабильности в него добавляют присадку-антиокислитель — Агидол. По сравнению с бензинами каталитического риформинга для бензинов каталитического крекинга характерно более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям. Пока свежий — замечательный бензин. На нем — хорошая приемистость (если октан позволяет), стабильный запуск зимой.
В процессе каталитического крекинга попутно образуется до 7—12% лёгких непредельных углеводородных газов (олефинов), однако они имеют слишком низкие температуры кипения и не остаются в бензине в растворённом состоянии. Поэтому был разработан процесс, обратный крекингу и называемый алкилированием, суть которого состоит в превращении маленьких молекул газов (олефинов) в молекулы бензина. В нефтепереработке для получения алкилбензина наибольшее распространение получила бутан-бутиленовая фракция (ББФ). Октановое число получаемого алкилбензина составляет 95 ОЧИ (92 ОЧМ). Равенство октановых чисел по моторному и исследовательскому методам делает его наиболее ценным компонентом высокооктановых товарных бензинов. Алкилбензин (алкилат) считается «идеальным» моторным топливом. Он, помимо высокого октанового числа, не содержит ароматических углеводородов и серы. Однако себестоимость алкилбензина так же очень велика. К тому же есть конкурирующий процесс использования ББФ — производство присадки МТБЭ.
Такова технология изготовления бензина в США и развитых странах Европы. В России всё намного проще.
Для большинства российских НПЗ схема «ректификационная колонна — каталитический риформинг» является основной, а гидроочистка — «непозволительная роскошь». Установки изомеризации имеют единичные заводы. На каждом российском НПЗ технолог смешивает имеющиеся в наличии компоненты, как заправский пивовар, поэтому параметры получаемого бензина варьируются от партии к партии (правда в рамках ГОСТа). Единых рецептов приготовления бензина нет, а примерные компонентные составы автомобильных бензинов на российских НПЗ приведены в таблице.
Компонент | А-76 (А-80) | АИ-91 | А-92 | АИ-95 | АИ-98 | |||||||||||||||||||||||||||
Бензин каталитического риформинга: | ||||||||||||||||||||||||||||||||
мягкого режима | 40—80 | 60—90 | 60—88 | — | — | |||||||||||||||||||||||||||
жесткого режима | — | 40—100 | 40—100 | 5—90 | 25—88 | |||||||||||||||||||||||||||
Ксилольная фракция | — | 10—20 | 10—30 | 20—40 | 20—40 | |||||||||||||||||||||||||||
Бензин каталитического крекинга | 20—80 | 10—85 | 10—85 | 10—50 | 10—20 | |||||||||||||||||||||||||||
Бензин прямой перегонки | 20—60 | 10—20 | 10—20 | — | — | |||||||||||||||||||||||||||
Алкилбензин | — | 5—20 | 5—20 | 10—35 | 15—50 | |||||||||||||||||||||||||||
Бутаны+изопентан | 1—7 | 1—10 | 1—10 | 1—10 | 1—10 | |||||||||||||||||||||||||||
Газовый бензин | 5—10 | 5—10 | 5—10 | — | — | |||||||||||||||||||||||||||
Толуол | — | 0—7 | 0—10 | 8—15 | 10—15 | |||||||||||||||||||||||||||
Бензин коксования | 1—5 | — | — | — | — | |||||||||||||||||||||||||||
Гидростабилизированный бензин пиролиза | 10—35 | 10—30 | 10—30 | 10—20 | 10—20 | |||||||||||||||||||||||||||
МТБЭ | 85°С. Первую подвергают изомеризации, вторую — риформингу. Получают продукт каталитического риформинга, 10% которого разгоняют с выделением третьей фракции >110°С. Её, бензин каталитического риформинга, алкилат и изомеризат смешивают в количестве соответственно 25, 35, 25 и 15% от массы смеси, к полученному продукту добавляют 12% от общей массы присадки МТБЭ. Продукты, получаемые как при первичной, так и при вторичной переработкинефти, относят к светлым, если они выкипают до 350 о С, и к темным, еслипределы выкипания 350 о С и выше. Рис. Схема переработки нефти. 1.2.3. Групповой химический состав нефти и продуктов её переработки. Групповым химическим составом нефти называют содержание в ней углеводородов определенных химических групп, характеризуемых соотношением и структурой соединения атомов углерода и водорода в молекуле углеводорода. 1. Алканы(парафиновые углеводороды)- являются насыщенными, предельными, химически стабильными- в них отсутствуют двойные связи. Цепочка алканов может быть прямой( нормальные алканы :н-алканы) и разветвленной ( изомерные алканы : изоалканы) : 2.Цикланы (циклоалканы, нафтеновые углеводороды)-насыщенные, предельные, химически стабильные. Имеют циклическую структуру. Общая формулаСnH2n В нефти обычно содержатся моноциклические пяти- и шести- членные представители нафтенового ряда(циклопарафины). В топливах (в основном в бензиновых и керосиновых фракциях)- это циклопентан С 5Н 10 Индивидуальные арены : бензол(С 6Н 6 ), толуол(С 7Н 8 ), ксилол(С 8Н 10 ), изопропилбензол(С 9Н 12 ), нафталин(С 10Н 8 ) и другие – ценное сырье для многих процессов нефтехимического и органического синтеза при производстве синтетических каучуков, пластмасс, синтетических волокон, взрывчатых, анилино- красочных и фармацевтических веществ.
Под химической стабильностью нефтепродуктов понимают их способность сохранять свои первоначальные свойства ( не окисляться) возможно более длительный промежуток времени. Рис. Прибор для определения 1.3.Состав и назначение паспорта качества. Паспорт качества нефтепродукта – это документ, выдаваемый аккредитованной испытательной лабораторией, в котором приводятся количественные и качественные показатели качества конкретной партии нефтепродукта, указывается их соответствие техническим требованиям, установленным в нормативном документе, и содержащий заключение о соответствии нормативному документу в виде записи: «По указанным показателям соответствует (или не соответствует) ГОСТ… (ТУ…)». Примеры заполнения паспортов качества на бензины по ГОСТ Р51105 – 97 и ТУ 38.001165 – 2003, а также на дизельное топливо по ГОСТ 305 – 82 выданы Вам на занятиях. 2. Бензин и его основные свойства. 27 февраля 2008 года Постановлением № 118 Правительства России был утверждён Специальный технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензинам. ». В начале 2009г сроки введения регламента были пересмотрены. В новой редакции постановление предполагает, что выпуск в оборот автомобильного бензина стандарта Евро-2 допускается до 31 декабря 2010 года, класса Евро-3 — до 31 декабря 2011 года, класса Евро-4 — до 31 декабря 2014 года, после чего должны вырабатываться только топлива категории 5.Что же представляют из себя требования регламента? Они согласованы с требованиями евростандартов EN-228 (для бензина) и EN-590 (для дизтоплива) и соответствуют нормам Евро-2, Евро-3 и так далее. Для автомобильных бензинов особо нормируются следующие показатели:
* — в стандарте Евро-2 эти параметры не были указаны, они регламентируются для российского бензина категории 2. Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет Термин «нафта»Нафта – представляет собой смесь жидких углеводов, которую получают путем нефтепереработки. Из исходного сырья получают 15-18% готового продукта. По-другому нафту называют ещё и лигроин. Она выглядит как жидкость с желтым оттенком, которая не растворима в воде. Раньше нафта использовалась в качестве топлива для тракторов, но в связи с их переходом на дизель, утратила такое применение. Впервые термин «Нафта» приписывается Плинию Старшему в первом веке нашей эры и применялся продукт исключительно алхимиками, которые так определяли жидкости с низкими температурами кипения. Карл Бенц применил нафту как топливо в своем первом путешествии на автомобиле. Кроме того, продукт продавался как чистящее средство в аптеках. Нафта тяжелее чем бензин, но легче керосина. Разновидности нафты могут отличаться друг от друга следующими характеристиками: плотность, содержание олефинов, парафинов, нафтенов, изопарафинов, серы, ароматических веществ, давление насыщенных паров методом Рейна, количество добавок, которые содержат кислород, а также количество ртути. Сейчас основное применение нафты происходит в качестве сырья в нефтехимической промышленности при производстве олефинов. Нафту применяют как добавку для производства бензина, а также как сырье для изготовления высокооктановых добавок. По сути, это составляющая бензина, реактивного топлива, осветительного керосина. Также идет как дизельное топливо, растворитель в лакокрасочной промышленности, как бензин для некоторых видов ламп, для удаления жирных пятен и карюрации воздуха. Экстракт лигроина идет как наполнитель для жидкостных приборов, таких как монометры. Для авиационных керосинов и бензинов идет прямогонная нафта. Это прямогонный дистиллят из нефти, который не содержит олефинов и обладает температурой кипения от 170 до 240 градусов по Цельсию. Выделяют следующие виды нафты при производстве: Компании, в новостях которых есть нафта: ТАНЕКО
|