Что такое надувные ремни безопасности
Ремень безопасности
Первые ремни безопасности появились в самом начале ХХ века, и, по некоторым данным, первый патент на такое устройство был выдан в США в 1907 году. Впрочем, попытки создания ремней предпринимались и ранее. Первоначально автомобильный ремень безопасности был таким же, как в самолетах, то есть двухточечным, он крепился по бокам и охватывал туловище на уровне пояса. Однако у такой конструкции имелся один большой недостаток: зачастую при столкновении на больших скоростях уже сам ремень становился причиной серьезных травм брюшной полости и, как следствие, повреждений внутренних органов, поэтому необходимость в усовершенствовании ремней безопасности возникла довольно давно.
Особенно пристальное внимание проблеме безопасности автомобилистов стали уделять после Второй мировой войны, когда скорость автомашин заметно возросла. Пятидесятые годы прошлого века стали переломными в вопросе обеспечения безопасности водителей и пассажиров автотранспорта. В 1951 году в США были изобретены и широко применялись ремни в форме буквы Y с замком на животе. Впрочем, они также были далеко не безупречны и нередко калечили пристегнутых людей.
Во второй половине 1950-х годов появились знакомые всем ремни безопасности современного типа: в 1957 году шведский авиационный инженер Нильс Болин усовершенствовал двухточечный ремень для автомобиля, добавив еще одну точку крепления, в результате чего нагрузка на туловище при ударе стала распределяться более равномерно. С 1959 года компания «Вольво» приступила к серийному выпуску машин, оборудованных ремнями такой конструкции.
Итак, ремни стали надежнее, а пользоваться ими стало гораздо удобнее, однако в процессе эксплуатации был выявлен крупный недостаток: при столкновении пристегнутый водитель или пассажир часто «подныривал» под ремень. Дело в том, что крепление было статичным, то есть натяжение приходилось заранее регулировать вручную, подгоняя под конкретного человека. Эту проблему помогли решить инерционные ремни, появившиеся в 1970-х годах.
Позднее появилось еще одно важное усовершенствование — преднатяжители. При столкновении устройство плотно прижимало пристегнутого ремнями человека к спинке кресла, уменьшая таким образом зазор между туловищем и ремнем, благодаря чему намного меньше травмировалась грудная клетка. Срабатывали преднатяжители либо при помощи пиропатрона, который является одноразовым устройством, либо посредством электропривода.
В Советском Союзе велись собственные разработки ремней безопасности. Особенно активно исследования с испытаниями проходили в тогдашней Эстонской ССР, и в первой половине 1970-х годов начался массовый выпуск ремней безопасности, эпицентром которого становится эстонское производственное объединение «Норма». С 1979 года в СССР вводится обязательное использование ремней безопасности — люди, сидящие на передних сиденьях автомобиля, должны были пристегиваться.
Надувные ремни безопасности.
В повседневном использовании надувные ремни безопасности функционируют так же, как и обычные ремни безопасности, и совместимы с детскими сиденьями. По результатам исследования, проведенного Ford, более 90% людей, которые тестировали надувные ремни безопасности, отметили, что надувные ремни такие же или даже более комфортные по сравнению с традиционными ремнями, поскольку они мягче. Технология была впервые предложена аладельцам Ford Explorer в США и мгновенно приобрела популярность. Данную опцию выбирают 40% покупателей.
Как и подушки безопасности, надувные ремни безопасности для пассажиров заднего ряда приводятся в действие, когда сенсоры столкновения фиксируют аварию. Ремни мгновенно наполняются сжатым газом, который находится в цилиндре под задним сидением. Время, необходимое для активации ремней составляет менее 40 миллисекунд.
Надувные ремни. На пути к абсолютной травмобезопасности
Для снижения травм и повреждений при ДТП важна каждая, даже самая незначительная деталь. Комбинация ремня и подушки безопасности позволит снизить вероятность травм, которые могут быть получены от самого ремня
Для снижения травм и повреждений при ДТП важна каждая, даже самая незначительная деталь. Комбинация ремня и подушки безопасности позволит снизить вероятность травм, которые могут быть получены от самого ремня.
Надувные ремни безопасности
Ремни безопасности появились раньше автомобиля. Первый ремень безопасности был предназначен для фиксации тела кучера во время движения кареты. Сейчас ремни и подушки безопасности спасают жизни людей более чем в двух третях дорожно-транспортных происшествий. Современные пассажирские перевозки при постоянно увеличивающемся объеме ставят вопрос об обеспечении безопасности на дорогах в число наиболее актуальных тем.
Тем не менее, сами по себе ремни безопасности могут становиться источником травм. Повреждения от ремней несравнимы с травмами, которые были бы получены, если бы водитель и пассажиры не были пристегнуты. И все же работа над созданием максимально безопасных ремней продолжалась. В итоге, решив ряд серьезных технологических проблем, инженеры справились и с этой задачей. Они создали ремни безопасности с интегрированными в них цилиндрическими подушками безопасности.
По сути, надувные ремни безопасности представляют собой комбинацию ремня и подушки безопасности. Но, в отличие от подушек, ремень надувается не пиропатроном, а с помощью специального резервуара со сжиженным газом, расположенного под сиденьем. Наполнение газом подушки ремня безопасности происходит за 40 миллисекунд. Специальная система управления регулирует интенсивность наполнения ремня газом и конечное давление в нем в зависимости от силы столкновения автомобиля, так, что в случае незначительного ДТП надувной ремень безопасности срабатывать не будет.
Надувные ремни безопасности
Первым автомобилем, на котором будут установлены такие ремни безопасности, станет Ford Explorer. Эта модель была выбрана разработчиками из-за того, что в тех странах, где ее продают, она считается наиболее популярным семейным внедорожником. На первых порах такими ремнями будет оснащаться только второй ряд сидений автомобиля, так как именно там обычно находятся самые уязвимые категории пассажиров – дети и пожилые люди.
Надувные ремни безопасности могут использоваться как обычные ремни, без всяких ограничений, в том числе и для крепления детских автокресел. По мнению испытателей, тестировавших надувные ремни безопасности, в деактивированном состоянии эти ремни даже комфортнее привычных.
О комплектации надувными ремнями безопасности автомобилей Lexus LFA в следующем году заявила также и компания Toyota Motor Corporation.
Когда в 1907 году был выдан первый патент на автомобильный ремень безопасности, газеты долго критиковали это изобретение, считая его бессмысленным. Только в 20-е годы ремни стали появляться на гоночных автомобилях. Но тогда они были двухточечными, просто опоясывали человека по талии и, соответственно, говорить об обеспечении достаточного уровня защиты от травм было нельзя.
На серийных моделях автомобилей ремни безопасности стали устанавливаться с 1957 года, сначала опционально на спортивных моделях Mercedes и Porsche, потом и в базовой комплектации Volvo на моделях P120 Amazon и PV544 (1959 год). Это уже были трехточечные ремни безопасности.
Инерционный механизм натяжения ремней безопасности, появившийся в 1972 году, стал серьезной эволюционной вехой в развитии средств безопасности. Он обеспечил водителю и пассажирам большую комфортность и безопасность.
Сейчас существуют организации, которые занимаются тестированием средств обеспечения безопасности. Европейская программа обеспечения безопасности EuroNCAP ввела в 2009 году новые, более жесткие требования к параметрам защиты. Основной областью тестирования остаются ремни безопасности и надувные подушки. Создаются отдельные параметры для оценки степени защиты взрослых и детей. На итоговые показатели безопасности автомобиля будут так же влиять такие параметры, как наличие систем помощи, наличие систем активной и пассивной безопасности.
Пассивная безопасность — что это?
Авария — штука всегда неприятная. Но современные автомобили имеют целый арсенал средств, которые не дадут ей стать трагедией.
Автомобильная безопасность условно делится на два вида — активную и пассивную. Активная безопасность — это системы и устройства машины, которые позволяют ей избежать столкновения. А пассивная — это возможности автомобиля сохранить жизнь и здоровье пассажиров, если нештатная ситуация произошла. В арсенале любого современного авто есть целый ряд средств для смягчения последствий аварии: ремни, подушки, деформируемые зоны.
Чтобы живые остались в живых и не покалечились во время серьёзной аварии, их скорость при столкновении нужно погасить как можно плавнее (недаром, прыгающим с высоты подстилают многоярусные маты). Причём скорость гасить нужно так, чтобы внутри автомобиля оставалось достаточно жизненного пространства. А вот это уже задача, которая предъявляет к силовой структуре автомобиля взаимоисключающие требования.
Получается, что кузов должен быть и жёстким, и податливым одновременно. Так вот, жёстким делают каркас «жилой» зоны, в которой находятся водитель и пассажиры — при ударе она деформируется в последнюю очередь. Силовая «клетка» салона сделана из сверхпрочной стали, в дверях есть мощные брусья, не дающие им сминаться. А относительно податливыми изготавливают специальные зоны, за счёт деформации которых и будет гаситься скорость. Моторный отсек и багажник как раз являются так называемыми зонами запрограммированной деформации. Так автомобили делают сравнительно недавно. Раньше же никто об этом не задумывался, и машины сминались равномерно — страдал и кузов, и салон. А у современных автомобилей, попавших в аварию, как правило, можно увидеть, что передок разбит всмятку, а салон цел.
Кстати, большую проблему при лобовом столкновении может представлять двигатель. Поэтому, чтобы при столкновении он не влетал в салон (что не сулит ничего хорошего), его опоры и моторный щит делают так, чтобы он смещался как можно ниже или вообще выпадал вниз, не нанося салону никакого вреда.
Но это полдела. Чтобы люди получили наименьшие увечья, их во время аварии нужно удерживать совершенно особым способом.
Способы нам всем известны с пелёнок, но менее значимыми от этого они не становятся. Это устройства, системы и конструкции, которые преследуют всего лишь одну цель — вовремя «поймать» человека и как можно бережнее и плавнее погасить его скорость. Конечно, лучше остальных на этом поприще себя проявил бы большой батут. Он способен наиболее безвредно погасить энергию и скорость падающего на него предмета. Ведь он мягкий. Жаль, что места для батутов и многоярусных матов в автомобиле нет. Зато нашлось место для ремней и подушек безопасности.
Ремни перекочевали в автомобиль, как и множество других полезных решений, из авиации. Поначалу на автомобили ставились ремни с двухточечным креплением, которые «держали» седоков за живот или грудь. Не прошло и полувека, как инженеры смекнули, что многоточечная конструкция гораздо лучше, потому что при аварии позволяет распределить давление ремня на поверхность тела более равномерно и значительно снизить риск травмирования позвоночника и внутренних органов. В автоспорте, например, применяются четырёх-, пяти- и даже шеститочечные ремни безопасности — они держат человека в кресле «намертво». Но на «гражданке» своей простоты и удобства прижились трёхточечные.
Ремни безопасности — это одно из самых действенных средств защиты при аварии. И хотя им сто лет в обед, их конструкция постоянно изменяется и улучшается. Вторым по значимости после ремней изобретением можно, пожалуй, назвать подушки безопасности.
Прообраз современной подушки был запатентован ещё в 1953 году. Нужно ли говорить, что на тот момент идея надувать сложенные мешки во время аварии была более чем смелой? Самые дерзкие из разработчиков ухватились за неё, но потерпели фиаско — необходимых технологий для реализации на тот момент просто не было.
Изначально вариантов наполнения колокола подушки было несколько. Например, некоторые инженеры предлагали закачивать в колокол газ, который хранился бы под высоким давлением в баллоне. Но принцип пиротехнического наполнения подушки перевесил. Именно он позволил надувать её мгновенно — всего за тысячных доли секунды. И пока инженеры нашли необходимое горючее, которое при небольших размерах заряда срабатывало как надо, они многое перепробовали, в том числе и ракетное топливо. Сегодня в подушках в качестве пиропатрона используются компактные и лёгкие «таблетки» из кристаллического вещества — азида натрия (NaN3). Если соединение при помощи электрического тока нагреть до температуры выше 330°C, оно начнёт разлагаться на азот и натрий со скоростью, которая позволяет наполнять колокол подушки и доводить давление газов в нём до рабочей величины всего за секунды.
Срабатывание подушки опасно резким скачком давления, который может привести к травмированию барабанных перепонок и контузии. Ведь раскрытие колокола (иногда одновременно нескольких) происходит в небольшом замкнутом пространстве автомобильного салона. Подходов к решению этой проблемы несколько. Например, скорость вылета подушки снижают до определённого предела, чтобы хоть часть вытесняемого воздуха смогла стравиться через неплотности салона. Второй, достаточно действенный способ, — применение подушек относительно небольшого объёма. Но в некоторых случаях проблем с барабанными перепонками и контузией не избежать, всё зависит от индивидуальных особенностей человека и размера машины.
Несмотря на большой прорыв в сфере «надувной» защиты, сказать, что подушки находятся на пике развития нельзя. В скором времени подушки наделят способностью раскрываться не после аварии, а за мгновения до нее, тогда пневмоудар удастся сделать несколько мягче. Сейчас электроника умеет определять наличие пассажира в кресле, но в планах разработчиков научить систему безопасности распознавать индивидуальные данные человека (вес, рост), который в момент аварии сидит в кресле. Именно тогда подушка сможет сработать максимально эффективно.
Системы «надувной» защиты уже давно не ограничиваются фронтальными подушками. Конструкторы разработали аналогичные системы для защиты человека при боковом ударе. В базовое оснащение многих современных авто уже входят боковые подушки, вмонтированные в спинки передних сидений, а также надувные «занавески», которые размещаются в рёбрах крыши. Первые защищают тело пассажира при боковом ударе, а вторые — голову. В отличие от фронтальных подушек, которые сдуваются практически сразу после срабатывания, занавески могут сохранять давление в течение нескольких секунд, то есть до тех пор, пока опасная ситуация не минует. А при опрокидывании автомобиля они не дадут непристёгнутым пассажирам вылететь из салона.
Часто предлагается оснащать машину дополнительными подушками для защиты коленей и ступней. Многие производители оснащают свои автомобили подушками и для задних пассажиров. Но какой бы суперсовременной и умной ни была бы электроника на вашем автомобиле, не забывайте пристегиваться во время поездки. Ведь разрабатывая все эти сверхсовременные средства защиты, инженеры компаний исходят из одного постулата — водитель и пассажиры пристёгнуты ремнём безопасности. А если это не так, то толку от всех эти штук будет немного.
Надувные ремни безопасности для пассажиров заднего ряда
Ford впервые представит в Европе надувные ремни безопасности для пассажиров заднего ряда в новом Mondeo в следующем году;
Надувные ремни безопасности для пассажиров заднего ряда от компании Ford объединяют ремни и подушки безопасности в одной новаторской технологии, не представленной в настоящее время в Европе;
Система разработана с целью сократить в случае аварии травмы головы, шеи и грудной клетки; особенно для наиболее уязвимых пассажиров; поверхность тела, по которой распределяется сила удара, возрастает по сравнению со стандартными ремнями безопасности в пять раз.
АХЕН, Германия, 22 июня 2012 года — Ford Motor Company анонсировала, что ее новаторские надувные ремни безопасности для пассажиров заднего ряда, которые объединяют в себе такие элементы как ремни и подушки безопасности, дебютируют в Европе в следующем году на новом Mondeo.
Надувные ремни безопасности для пассажиров заднего ряда от компании Ford разработаны с целью сократить в случае аварии травмы головы, шеи и грудной клетки у пассажиров заднего ряда, которыми часто являются дети и пожилые люди, особенно чувствительные к таким травмам. В случае аварии ремень быстро разворачивается, чтобы распределить силу удара по поверхности тела, которая в пять раз больше, чем в случае стандартных ремней безопасности.
«Мы провели серьезное тестирование системы, используя весь ассортимент наших манекенов для краш-тестов, и убедились, что она обеспечивает лучшую по сравнению со стандартными ремнями безопасности защиту, — прокомментировал Йорг Доринг, главный инженер по разработке ремней безопасности, Ford of Europe. — Объединение таких элементов безопасности, как ремни и подушки безопасности — это значимая разработка. Эта технология не представлена в настоящий момент в Европе».
В повседневном использовании надувные ремни безопасности функционируют так же, как и обычные ремни безопасности, и совместимы с детскими сиденьями. По результатам исследования, проведенного Ford, более 90% людей, которые тестировали надувные ремни безопасности, отметили, что надувные ремни такие же или даже более комфортные по сравнению с традиционными ремнями, поскольку они мягче.
Технология была впервые предложена владельцам Ford Explorer в США и мгновенно приобрела популярность. Данную опцию выбирают 40% покупателей.
Как и подушки безопасности, надувные ремни безопасности для пассажиров заднего ряда приводятся в действие, когда сенсоры столкновения фиксируют аварию. Ремни мгновенно наполняются сжатым газом, который находится в цилиндре под задним сидением. Время, необходимое для активации ремней составляет менее 40 миллисекунд.
«Это обеспечивает дополнительную защиту для головы и шеи, и поэтому особенно эффективно для маленьких детей или пожилых пассажиров, которые более уязвимы в случае аварии», — комментирует Доринг.
В отличие от подушек безопасности, которые вырабатывают тепло при срабатывании, надувные ремни безопасности Ford используют холодный сжатый газ.
«Новый Mondeo станет первым автомобилем в своем классе, который сможет предложить такую технологию, — прокомментировал Клаус Шерцер, бренд-менеджер, Ford of Europe. — Мы уверены, что эта технология будет иметь успех у наших клиентов».
Надувные ремни безопасности для пассажиров заднего ряда от компании Ford являются самой последней инновацией компании в области разработки ремней безопасности. Первая из них появилась в 1955 году, когда клиентам впервые были предложены поясные ремни безопасности заводской сборки для пассажиров переднего ряда.
Ремень безопасности. Гениальная простота.
Приветствую, уважаемые читатели!
В истории развития автомобилей есть несколько серьёзных прорывов, когда новые изобретения начинали использоваться всеми производителями и порой становились даже обязательными. Одним из таких важных событий стала забота о безопасности водителя и пассажира, символами которой, пожалуй, стали ремни и подушки безопасности.
Такое приспособление как «ремень безопасности» было запатентовано в 1885 году и предназначено было для «прикрепления человека к неподвижному объекту. Об автомобиле тогда никто еще и не подумал. С широким распространением автомобилей в разные годы изобретатели предлагали своё видение того, как обезопасить водителя и пассажиров в случае ДТП.
В 1934 году в США были запатентованы ремни для задних пассажиров — изобретение получило название «стабилизирующее приспособление для пассажиров в автомобиле». Хотя складывается впечатление, что натянутый на расстоянии 30 см от груди пассажира ремень вряд ли сделает поездку более безопасной. Затем был запатентован поясной ремень, рассчитанный, правда, на всех, кто находится на переднем или заднем диване одновременно. Ремень безопасности в знакомом для нас виде впервые был запатентован в 1955 году и применятся начал примерно в то же время, причём сразу по обе стороны океана.
Начиная с 1949 года, американские автопроизводители стали предлагать ремни безопасности в качестве дополнительного оборудования. Человек мог выбирать – хочет ли он заботиться о собственной жизни или предпочтет экономить несколько баксов и положиться на волю случая. Первой с предложением ремней безопасности клиентам стала марка Nash, в 1955 такую опцию стал предлагать Ford. Предлагались только поясные ремни. В Европе на высокую смертность при ДТП первыми обратили внимание шведы и уже в 1958 году на автошоу в Нью-Йорке был показан первый серийный автомобиль с поясным ремнём в базовом оснащении, которым стал Saab GT750.
Автором же стандартных на сегодняшний день трехточечных ремней стал инженер компании Volvo Нильс Болин. Как отмечал сам изобретатель, работавший ранее над самолётами Saab, пилоты готовы застегнуть столько ремней, сколько потребуется, ради спасения своей жизни, а водители же не готовы терпеть даже минутного неудобства, потому конструкцию ремня следовало максимально упростить. Именно поэтому он упростил уже запатентованный ранее трехточечный ремень с пряжкой на поясе и предложил ремень, который можно было застегнуть одним движением всего за секунду. В 1959 году была представлена модель Volvo PV444, в которой этот ремень был опциональным, а чуть позже им стали оснащаться все автомобили Volvo Amazon для шведского рынка и с 1963 года — во всём мире. Шведская компания запатентовала свою разработку, но позволила всем автопроизводителям пользоваться ей бесплатно. Теперь компания Volvo не без гордости заявляет, что в каждом автомобиле есть частичка труда Нильса Болина.
Сейчас в автоиндустрии можно встретить не только трехточечные ремни, а еще четырёх-, пяти- и шеститочечные. Четырёхточечные часто применяются для тюнинговых серийных авто — они обеспечивают большую безопасность при столкновении и довольно удобны в эксплуатации. Пятиточечные применяются в детских креслах и автоспорте, включают один ремень между ног. Шеститочечные применимы в некоторых видах профессионального автоспорта.
Несмотря на тысячи спасённых жизней, потребители долго относились к ремням как к навязанной опции и приводили аргументы о том, что ремень может удушить и нанести еще какой-либо вред. Долгие годы поясной ремень соседствовал с трёхточечным и крупные автопроизводители полностью от него отказались лишь в 2007 году, а до того он еще встречался на задних сидениях.
Несмотря на относительную простоту конструкции, ремень безопасности продолжает эволюционировать. В 60-х ремни стали инерционными (самостоятельно втягивались при отстёгивании), а так же удерживали пассажира при столкновении, не вытягиваясь при резких рывках.
В 70-х появился надоедливый зуммер и индикатор на приборной панели, напоминающие о непристёгнутом ремне. Как многие из вас знают, чтобы избежать надоедливого звона многие водители застёгивают ремень за спиной, но производители пытались бороться и с этим. Устанавливались специальные модули, считывающие последовательность действий: открыл, сел, пристегнулся, завёл. Если позиция «пристегнулся» шла в другом порядке или отсутствовала, модуль не позволял автомобилю заводиться. Однако система показывала себя не очень надёжной и кроме того встретила негодование водителей.
В 1981 году на Mercedes-Benz S-класса в качестве стандартного оборудования появился преднатяжитель, который затягивает ремень в момент аварии, не давая телу пассажиров сместится, и позволяет избегать травм в связи с этим. Изначально в действие преднатяжитель приводился пиропатроном и срабатывал одновременно с подушкой безопасности, что делало его одноразовым, однако сейчас механизм более совершенен и призван срабатывать не только в случае ДТП, но и при резких торможениях, разгонах и в крутых поворотах.
Начиная с 2013 года, на некоторых американских моделях Ford стал предлагать надувные ремни. Его верхняя часть, в случае ДТП, надувается, что позволяет лучше зафиксировать пассажира и избежать травм от самого ремня.
Еще в начале 70-х автопроизводители начали внедрять автоматический ремень безопасности для водителя. Стоило сесть в салон и запустить двигатель, как от средней стойки к передней стойке выезжала застёжка с ремнём, фактически вынуждая водителя пристегнуться, так как ремень мешал обзору. Наибольшее распространение система получила в Штатах, однако с появлением боковых подушек безопасности её популярность пошла на спад.
Казалось бы, совершенно незатейливый механизм спасает тысячи жизней каждый год и, что немаловажно, не перестаёт совершенствоваться и сегодня.
Очень надеюсь, что данная статья Вам понравилась! До новых встреч в моем блоге!
Также смотрите мой instagram!
Комментарии 703
А я вот работаю судоремонтником, работа тяжелая, у 80-ти процентов проблемы с суставами, спиной и ещё всякие болячки. Есть даже киборги-франкинштейны с искусственными суставами и глазом. Также не мало без пальцев… ну да ладно, издержки производства. Так вот к чему это я, раньше наши вредные условия труда компенсировались прибавкой к окладу и дополнительными 14 днями к отпуску. Потом наше заботливое государство решило провести аттестацию рабочих мест на производствах и умные кабинетные дяди и тети решили что наши условия труда, сильно изменились в лучшую сторону, поэтому дополнительные дни убрали и оставили лишь добавку к окладу, аж 4%!
И теперь мои условия труда, по их мнению, почти не отличаются от условий труда, условного менеджера по закупкам туалетной бумаги.
Затем пришли эффективные менеджеры и решили что людей слишком много, короче со всеми вытекающими.
Также к нам проявляется забота в виде прохождения медицинской комиссии каждый год, чтобы ты не дай бог не помер на рабочем месте. Но для нас она является формальной так как на вопрос — беспокоит ли что нибудь, ответ-нет, я абсолютно здоров. Иначе при нахождении у тебя болячки, тебя не посылают на длительное лечение, а просто увольняют по состоянию здоровья.
Потом государство решило позаботится обо мне чтобы я не курил, и подняло цены на сигареты. Теперь из бюджета моей семьи уходит в два раза больше денег.
Так же дела обстоят и с ремнями, государство настолько переживает за меня, что готово брать с меня Штрафы, если вдруг я решу не заботиться о себе.
«подняло цены на сигареты. Теперь из бюджета моей семьи уходит в два раза больше денег»… Один вопрос, ты дурак?
Смотря с кем сравнивать, если с тобой то- нет.