Что такое надирный порт
Что такое надирный порт
Узловой модуль «Причал»
Узловой модуль « Причал » предназначен для наращивания технических и эксплуатационных возможностей российского сегмента Международной космической станции. Модуль пристыкован к надирному узлу многоцелевого лабораторного модуля «Наука».
Дальнейшее развитие российского сегмента МКС обеспечивается за счет стыковки к узловому модулю транспортных систем, в том числе и перспективных.
Он предназначен для решения следующих задач
Основные характеристики узлового модуля
Стартовая масса, кг
Диаметр сферического корпуса, мм
Количество стыковочных агрегатов
Масса доставляемых грузов, не более, кг
Гермообъём, м 3
Максимальное электропотребление бортовых систем модуля при полёте в составе корабля «Прогресс М-УМ», Вт
Среднесуточное электропотребление бортовых систем модуля при полёте в составе российского сегмента МКС, Вт
В состав узлового модуля входят корпус и комплекс бортовых систем, включающий систему управления бортовой аппаратурой, радиотехнические средства, систему обеспечения теплового режима, средства обеспечения газового состава, средства управления движением и навигации, транзитные магистрали дозаправки топливом, систему стыковки активная гибридная, систему стыковки пассивную гибридную, средства перестыковки. На модуле применена пассивная система обеспечения теплового режима на тепловых трубах с использованием автоматических электронагревателей в паре с электронными переключателями.
На внешней поверхности корпуса размещены активный гибридный агрегат стыковки (АСА-Г), агрегат стыковки пассивный комбинированный (АСП-К) и четыре агрегата стыковки пассивных гибридных боковых (два АСП-ГБ1 и два АСП-ГБ2).
В целях обеспечения стыковки к узловому модулю на его внешней поверхности по оси стыковочного агрегата АСП-К размещены антенны пассивной аппаратуры системы сближения «Курс-П», мишени стыковки и мишени контроля, блок телекамеры из состава радиотехнических средств, а также такелажные элементы средств перестыковки.
Для обеспечения функционирования узлового модуля «Причал» в составе транспортного грузового корабля-модуля «Прогресс М-УМ» на его внешней поверхности со стороны активного агрегата стыковки установлены телекамера контроля стыковки и передающая антенна системы «Клест», антенны активной системы сближения «Курс-НА».
В целях обеспечения передачи компонентов топлива на внешней поверхности размещены трубопроводы и блоки клапанов транзитных магистралей дозаправки топливом. Для обеспечения фиксации космонавта (оператора) при выполнении внекорабельной деятельности на внешней поверхности также установлены поручни средств фиксации оператора. Корпус и расположенные на его поверхности кабели, трубопроводы и агрегаты закрыты листами микрометеороидной защиты.
Внутренний объем сферического корпуса разделен панелями интерьера на две зоны — приборную и обитаемую. Панели интерьера со средствами фиксации оператора устанавливаются на рамы силового каркаса приборной зоны. Силовой каркас приборной зоны, а также посадочные места из состава корпуса являются конструктивной базой для установки оборудования внутри корпуса, в том числе доставляемого.
Места внутри корпуса, не закрытые интерьером, закрываются фальшь-панелями, крепление которых позволяет осуществить, при необходимости, их замену на этапе целевого использования. На внутренней поверхности корпуса установлены электронагреватели с электронными переключателями СОТР, обеспечивающие термостатирование корпуса.
До его стыковки с МКС необходимо провести следующие работы:
После стыковки корабля-модуля «Прогресс М-УМ» с российским сегментом Международной космической станции проводятся следующие работы:
Российский сегмент МКС после стыковки корабля-модуля «Прогресс М-УМ», отделения приборно-агрегатного отсека и с пристыкованными кораблями
Транспортный грузовой корабль-модуль «Прогресс М-УМ» предназначен для решения следующих задач:
Основные характеристики
Стартовая масса, кг
Длина, м
Наибольший диаметр, м
Размах солнечных батарей, м
Базовое изделие: транспортный грузовой корабль «Прогресс М».
В состав транспортного грузового корабля-модуля входят:
В состав приборно-агрегатного отсека входят:
Аналогично базовому кораблю в агрегатном отсеке располагаются агрегаты комбинированной двигательной установки — базовый блок с двигателем коррекции тягой 300 кгс и двигатели причаливания и ориентации нижнего пояса тягой 13 кгс. Верхний и нижний приборные отсеки образуют единый герметичный объем, в котором размещаются приборы бортовых систем.
Для обеспечения управления и контроля на внешней поверхности приборно-агрегатного отсека размещены две антенны бортовой радиотехнической системы «Квант-В», а также антенна системы бортовых измерений со стороны днища агрегатного отсека. Радиоконтроль параметров орбиты осуществляется при помощи средств радиоконтроля орбиты. Антенны радиоконтроля орбиты также размещены на внешней поверхности приборно-агрегатного отсека.
Для обеспечения электропитания размещены две панели солнечных батарей, аналогичные установленным на грузовом корабле «Прогресс М». Для обеспечения управления движением также установлены датчики системы управления движением и навигации — датчики инфракрасной вертикали и датчик Солнца.
На переходном отсеке размещены:
Разделяемый стык переходного отсека с узловым модулем «Причал» обеспечивает по команде с наземного контура управления срабатывание пирозамков отделения приборно-агрегатного отсека, расхождение связки с переходным отсеком. После отделения приборно-агрегатного отсека от узлового модуля управление связкой приборно-агрегатного отсека с переходным отсеком обеспечивает система управления движением и навигации отсека.
Транспортный грузовой корабль-модуль «Прогресс М-УМ» выводится на орбиту ракетой-носителем «Союз-2.1б».
Номинальные параметры орбиты выведения:
Высота орбиты выведения
Высота орбиты стыковки и спуска приборно-агрегатного отсека
Наклонение орбиты
Схема полета и стыковки
Баллистическая схема полета до стыковки с МКС аналогична базовому кораблю «Прогресс М» (двухсуточная с возможностью увеличения длительности при возникновении нештатных ситуаций). Стыковка узлового модуля производится к многоцелевому лабораторному модулю «Наука». Она состоялась 26 ноября 2021 года в 18:19 по московскому времени.
Схема полета приборно-агрегатного отсека после отделения от узлового модуля «Причал» аналогична схеме полета данного отсека кораблей-модулей «Прогресс М-СО1» (с модулем «Пирс») и «Прогресс М-МИМ2» (с модулем «Поиск»). Номинальная продолжительность полёта связки после отделения — до трех витков. Запасами топлива обеспечивается штатное и повторное сближение и стыковка с последующим сходом с околоземной орбиты. Расстыковка в настоящее время запланирована на 22 декабря 2021 года в 01:20:30 по московскому времени
Циклограмма автоматической стыковки полностью аналогична базовому кораблю «Прогресс М». В случае отказов на участке причаливания имеется возможность завершения стыковки в телеоператорном режиме управления.
Роскосмос проверил состояние стыковочного узла надирного порта модуля «Звезда», он готов к приему модуля «Наука»
Изображение стыковочного узла надирного порта модуля «Звезда», полученное 26 июля с помощью камер манипулятора Canadarm2 на МКС.
27 июля 2021 года Роскосмос рассказал, что после отстыковки модуля «Пирс» специалисты Центра управления полётами изучили стыковочный узел надирного порта модуля «Звезда», куда планируется пристыковать многоцелевой лабораторный модуль «Наука». В результате анализа ими было констатировано отсутствие механических помех для стыковки.
Роскосмос подтвердил готовность стыковочных агрегатов российского сегмента МКС для запланированной стыковки модуля «Науки», который сейчас находится на орбите сближения со станцией.
Вчера начальник отдела баллистики Ракетно-космической корпорации «Энергия» Рафаил Муртазин уточнил, что проверка порта стыковочного узла надирного порта модуля «Звезда» была необходима для изучения возможных мест загрязнения, которые не дадут полную герметизацию модуля «Звезда» после стыковки. Роскосмос планировал, в случае обнаружения нештатного состояния стыка, вывод космонавтов в открытый космос для дополнительного исследования и очистки этого элемента станции. Теперь эта процедура не понадобится. На нее могло уйти от 2 до 3 суток, а это могло отложить дату причаливания «Науки».
Космический журналист Анатолий Зак пояснил, что он проанализировал мозаику изображений порта и, по его словам, тот выглядит безупречно.
Обработанные и собранные вместе фрагменты изображений стыковочного узла надирного порта модуля «Звезда».
Роскосмос не сообщил текущие параметры орбиты модуля «Наука», как и дополнительную информацию о работоспособности ее элементов. Стыковка модуля с МКС была запланирована на 29 июля 2021 года в 16:26 по московскому времени. Пока что это время после старта модуля Роскосмосом скорректировано не было.
Сегодня специалисты группы управления полётом модуля «Наука» сообщили о штатном выполнении нового корректирующего манёвра для подъема орбиты модуля. Следующий импульс двигателей для дальнейшего выстраивания орбиты «Науки» запланирован Роскосмосом на 28 июля.
Текущие параметры орбиты модуля «Наука».
26 июля Роскосмос провел расстыковку связки из транспортного грузового корабля «Прогресс МС-16» и стыковочного отсека-модуля «Пирс» от МКС. Спустя 4 часа аппараты были затоплены в Тихом океане. Место модуля «Пирс» на МКС займет модуль «Наука»
24 июля Роскосмос выполнил двухимпульсную коррекцию орбиты МЛМ «Наука». Следующий запуск двигателей модуля состоится 27 июля.
23 июля специалисты группы управления полетом «Науки» провели первые два корректирующих маневра двигателями модуля.
22 июля СМИ сообщили о неполадках в работе двигателей коррекции и стабилизации модуля. Роскосмос после этого отчитался, что «Наука» находится в работоспособном состоянии.
21 июля 2021 года Роскосмос запустил к МКС многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ) «Наука».
Что такое надирный порт
Россия запускает новый модуль к Международной космической станции
Российская ракета-носитель «Союз», на борту которой находился новый стыковочный модуль «Причал» для Международной космической станции (МКС), стартовала с космодрома Байконур сегодня, в среду, сообщил Роскосмос.
Прямая трансляция, осуществляемая Роскосмосом, продемонстрировала взлет ракеты на фоне темного вечернего неба с площадки арендуемого у Казахстана космодрома в 13:06 GMT.
Модуль «Причал» является вторым по счету постоянным дополнением к российскому сегменту МКС, запущенным в этом году, после долгожданного прибытия модуля-лаборатории «Наука».
Путешествие нового модуля к МКС займет двое суток, а автоматическая стыковка со станцией с надирной (обращенной к Земле) стороны модуля «Наука» состоится в пятницу, 26 ноября, сообщил Роскосмос.
Согласно российскому космическому агентству, этот пятитонный стыковочный модуль может принять до пяти космических кораблей одновременно, а также вместе с ним на МКС будет доставлено значительное количество груза, включая еду, инструменты для ремонта и гигиенические принадлежности для членов экипажа.
Стыковка модуля «Наука» происходила с осложнениями, поскольку во время стыковки неожиданно произошло включение двигателей, в результате чего МКС ненадолго отклонилась от курса.
На прошлой неделе Москву подвергли жесткой международной критике в связи с уничтожением спутника, в результате чего образовалось облако осколков, вынудившее экипаж МКС искать укрытия.
МКС планируется вывести из эксплуатации в 2024 г., хотя, согласно НАСА, станция может безаварийно проработать еще по крайней мере до 2028 г.
Россия планирует создание собственной космической станции.
МКС, являющаяся совместным проектом России, США, Канады, Японии и Европы, была запущена в космос в 1998 г. и представляет собой одну из крупнейших международных коллабораций в области науки и инженерных технологий.
Герметичный стыковочный переходник
Герметичный стыковочный переходник (англ. Pressurized Mating Adapters ), PMA, гермоадаптер) — специальные герметичные переходные туннели, оборудованные стыковочными узлами, используемые на Международной космической станции (МКС) для соединения между собой модулей станции и космических аппаратов с различными стыковочными механизмами. Два первых PMA были запущены вместе с модулем «Юнити» в ходе полёта STS-88. Третий был доставлен на орбиту шаттлом «Дискавери» в полёте STS-92.
Содержание
Применение
Это был один из первых компонентов Международной космической станции, и он был использован для соединения российского и американского сегментов станции. В полёте STS-88 экипаж использовал манипулятор шаттла, чтобы присоединить ФГБ «Заря» к PMA-1, который уже был состыкован с задним стыковочным портом «Юнити». PMA-1 сейчас постоянно соединяет два этих первых модуля станции.
PMA-2 в настоящий момент установлен на передний порт модуля «Гармония» и используется для стыковки с шаттлами. Это единственный из трёх переходников оснащённый оборудованием SSPTS (англ. Station-to-Shuttle Power Transfer System — Система передачи электропитания станция-шаттл), которое позволяет шаттлам дольше находиться пристыкованными к станции. [3]
В ходе сборки МКС PMA-2 несколько раз был перемещён. Изначально он был состыкован с передним узлом модуля «Юнити», но после того, как в ходе полёта STS-98, в феврале 2001 года, была доставлена лаборатория «Дестини», PMA-2 был перестыкован на передний порт нового модуля, а сама «Дестини» заняла его место на переднем порту «Юнити». [4] (Отстыковка PMA-2 от «Юнити» была первым случаем использования унифицированного механизма причаливания CBM для расстыковки. [5] ) После того, как в ходе миссии STS-120, в октябре 2007 года, на станцию был доставлен модуль «Гармония», 12 ноября 2007 года Канадарм2 переместил PMA-2 к его окончательному расположению на переднем стыковочном порту «Гармонии». Через два дня, связка «Гармонии» и PMA-2 была передвинута на передний порт «Дестини». (PMA-2 останется состыкованным с передним портом модуля «Гармония» всё оставшееся время существования МКС. [6] )
В октябре 2000 года, шаттл «Дискавери» в ходе полёта STS-92 доставил переходник PMA-3, смонтированный на блоке Spacelab, на станцию. [7] Первоначально он был пристыкован к надирному (нижнему, или обращённому к Земле) порту «Юнити». Спустя полтора месяца, когда STS-97 доставил на МКС ферму P6, «Индевор» пристыковался к PMA-3. [8] Также, когда STS-98 перемещал PMA-2 с «Юнити» на «Дестини», «Атлантис» был состыкован с PMA-3. [4] PMA-3 был передвинут в марте 2001 года, на левый узел «Юнити» экипажем STS-102, чтобы освободить место для стыковки многоцелевого модуля снабжения (MPLM). [9] 30 августа 2007 года, PMA-3 был перемещён на надирный порт «Юнити» чтобы обеспечить место, для временной стыковки модуля «Гармония», доставленного шаттлом в полёте STS-120. [10] Его последним местом расположения будет надирный порт «Нод 3», когда тот будет пристыкован к «Юнити», в запланированной к 2010 году конфигурации. До того как «Нод 3» будет добавлен к МКС, PMA-3 будет временно находиться на зенитном порту «Гармонии».
История
Герметичные стыковочные переходники были созданы Боингом, как и похожий переходник, позволивший американским шаттлам совершать стыковку с российской космической станцией «Мир». [11]
Модуль «Причал» пристыковался к модулю «Наука» российского сегмента МКС
Узловой модуль «Причал» за несколько минут до стыковки к надирному узлу многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) «Наука».
26 ноября в 18:20 мск узловой модуль «Причал» в составе транспортного грузового корабля-модуля «Прогресс М-УМ» успешно пристыковался к модулю «Наука» российского сегмента МКС.
Видео стыковки грузового корабля-модуля «Прогресс М-УМ» и узлового модуля «Причал» с модулем «Наука»
Операции по причаливанию и стыковке к модулю «Наука» проводились в автоматическом режиме под контролем специалистов ЦУП Роскосмоса и российского экипажа на МКС космонавтов Антона Шкаплерова и Петра Дуброва. По завершении проверок герметичности стыка космонавты откроют переходные люки и выполнят заключительные операции получению доступа к новому модулю и грузовому кораблю, где находится около 700 кг грузов для МКС, включая ресурсную аппаратуру, расходные материалы, средства водоочистки, медицинского контроля и санитарно-гигиенического обеспечения, рационы питания для экипажа, а также средства технического обслуживания и ремонта.
Роскосмос собирается 19 января 2022 года провести выход в открытый космос космонавтов, в ходе которого они подключат модуль «Причал» к МКС.
Роскосмос планирует, что первый корабль пристыкуется к модулю «Причал» уже 18 марта 2022 года. Это будет пилотируемый корабль «Союз МС-21» с экипажем в составе космонавтов Олега Артемьева, Дениса Матвеева и Сергея Корсакова.
Узловой модуль «Причал» — сферический герметичный отсек, к которому могут пристыковаться до пяти космических кораблей. Он оснащён аппаратурой системы «Курс-П», мишенью стыковки и контроля, блоком телекамеры и такелажные элементами средств перестыковки. Кроме того, на него установили аппаратуру для транзитной передачи топлива в другие модули и поручни для работы космонавтов в открытом космосе. «Причал» разделён на приборную и обитаемую зоны с местами для установки оборудования. Роскосмос пояснил, что дальнейшее развитие российского сегмента МКС обеспечивается за счет стыковки к узловому модулю транспортных систем, в том числе и перспективных.
Новый стыковочный модуль «Причал» расширит возможности МКС для стыковки с ней российских космических аппаратов, включая еще не созданные, например, космического корабля «Орел», который предполагается использовать в лунной программе. Роскосмос планирует в 2025-2026 годах его тестовый полет, вероятно к МКС, так как российская станция к этому времени может быть не готова для его приема.
Текущая конфигурация МКС, модуль «Причал» немного не в масштабе для понимания, где он установлен.
24 ноября Роскосмос запустил с космодрома «Байконур» к МКС ракету-носитель «Союз-2.1б» с грузовым кораблём «Прогресс М-УМ» и узловым модулем «Причал».
В этом году Роскосмос активизировал работу на МКС по замене модулей. До этого госкорпорация «обновляла» МКС в 2010 году, когда ввела в ее состав малый исследовательский модуль «Рассвет». 26 июля 2021 года Роскосмос провел расстыковку связки из транспортного грузового корабля «Прогресс МС-16» и стыковочного отсека-модуля «Пирс» от МКС и их затопление в Тихом океане.
29 июля к МКС пристыковался модуль «Наука». Российские космонавты уже начали проводить на нем первые эксперименты.