Что такое набойка на ткани 7 класс

Набойка по ткани: мастер-класс по использованию в интерьере

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Набойка по ткани — отличный способ придать индивидуальность самому обычному предмету. Что и случилось с абажуром на фото. Здесь набивка пришлась кстати для добавления декоративной ткани абажура. Дополнительно края были вышиты, чтобы привнести интерес и текстуру. Поскольку игла создает крошечные отверстия, свет проникает в них и изображение подсвечивается по-новому.

Как известно любому энтузиасту набойки, существует множество способов, которыми можно использовать резиновые или деревянные штампы. Все, что имеет плоскую поверхность, может быть украшено штамповкой. Некоторые поверхности, которые имеют высокую пористость или склонны к отсыреванию, могут потребовать специальных чернил для стемпинга. Однако почти все, от штор до подносов, может быть украшено резиновыми штампами.

Подходящие типы резиновых штампов для набойки

Итак, какой тип штампов лучше всего подходит для проектов по декорированию? Ну, конечно, это во многом будет зависеть от того, что вы украшаете штампами.

Если вы делаете красивые открытки ручной работы, вам, вероятно, понадобится много небольших узоров. Они же подходят для украшения небольших предметов: подставок, магнитов на холодильник и других мелких предметов домашнего декора.

Однако, если вы хотите работать с текстилем, нужны штампы больше или их комбинация. Рисунок должен быть более строгим, четким: они могут выглядеть безыдейными, размазанными на больших объектах.

Примеры проектов вы увидите ниже.

Создайте свои собственные штампы

Загляните в любой магазин ремесел, и найдете огромный ассортимент резиновых штампов. Но в поисках того самого идеального дизайна вы можете создать свои собственные штампы. Для создания деревянных штампов для набивки нужны навыки резьбы по дереву, но для более простых — резиновых и пластиковых — достаточно канцелярского ножа. Самое простое — вырезать штампик из резинки.

Преимущество — вы можете создавать штампы идеального размера и формы, чтобы дополнить набойкой домашний декор.

Проекты набойки на ткани

Есть много способов, которыми вы можете использовать резиновые штампы в доме. Мы выбрали одни из самых лучших проектов набивки, чтобы поделиться с вами. Если хотите преобразить столовую для праздника или придать спальне совершенно новый вид, примите к сведению.

Уникальный рисунок можно сделать набивкой. Ее принцип:

Шаг 1. Вылейте чернила на палитру и окуните туда штамп. Или с помощью губки нанесите немного краски на выступы штампа. Количество вы будете определять уже опытным путем, чтобы не было проплешин и наоборот подтеков.

Шаг 2. Сначала трижды приложите штамп к тестовому кусочку ткани. После этого краска будет хорошо отдаваться с деревянного штампа.

Шаг 3. Положите ткань на подложку, чтобы защитить стол от пятен от краски.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Шаг 4. Начните набойку на ткани с самого крупного (наиболее выдающегося в композиции) штампа, а потом перейдите к мелким. Просто делайте оттиск.

Шаг 5. Просушите в соответствии с инструкцией производителя. Какие-то краски нужно оставить высыхать при комнатной температуре и потом прогладить, какие-то нужно прогладить через бумагу быстрее.

Шаг 6. Не забудьте тут же помыть принадлежности, чтобы не испортить штамп.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Одним из преимуществ стемпинга непосредственно на ткани является то, что вы набиваете на абсолютно ровную поверхность без швов, пуговиц или других предметов, которые могут затруднить создание четкой композиции. Легче использовать штампованную ткань для изготовления новых предметов.

Занавески из ткани с набивкой

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Занавески с фото — обычные шторы из Икеи. Немного преобразившись, они дают совершенно другой эффект. Это отличный способ обновить старые вещи. Та же техника может использоваться для украшения наволочки или покрывал.

Для этого проекта автор выбрал симметричное размещение значков. Тогда нужно использовать уровень или длинную линейку, чтобы штамповать правильно.

Салфетка с набивкой

Если вам больше нравится работать в меньших масштабах, то оптимально набивать салфетки и дорожки на стол. Это позволит создать ощущение ручной работы, без необходимости стелить подобную скатерть.

Штамповка на текстурированной ткани, такой как мешковина или лен, хорошее дополнение к многим стилям декора. Выбирайте штампы, которые имеют большие и четкие контуры, так как более детальные изображения потеряются на текстуре ткани.

Украшенная вручную подушка

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

В этом проекте, вместо традиционных штампов для создания дизайна на этой подушки использовался край губки.Это эффективный способ добавить текстуру набивному изображению. Пористая поверхность губки создает интересные эффекты, и принты не будут точно идентичными.

Этот метод лучше работает с большими геометрическими фигурами, такими как используемые здесь треугольники. Эта техника также может быть адаптирована для набивки на более крупные предметы, включая шторы, покрывала и скатерти.

Штампованные керамические подставки под горячее

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Превратите обыкновенные плитки в привлекательные подставки с помощью резиновых штампов. Это не только практичные украшения для вашего стола, но и возможность подготовить персональный подарок.! Ручные штампованные подставки — отличный способ придать комнате уютную атмосферу. Вы можете использовать одни и те же штампы, чтобы украсить поднос, столовые салфетки, дорожку на столе и другие предметы, тем самым связав все элементы.

Источник

Набойка по ткани

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Нанесение узора на ткань при помощи форм с рельефным рисунком

Набойка

Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства. С её помощью получают узор монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным рисунком, а также ткань с узором (набивная ткань), полученным этим способом.

Изменение во времени

Набойка в разные исторические периоды менялась. Порой по узорам специалисты могут определить период изготовления.

Ткани XVI-XVII вв., дошли до нас сильно выгоревшими, но отличаются насыщенным орнаментом и прекрасной техникой печати. Узор наносили масляными красками на грубую тёмную ткань.

В XVII веке, к концу, узор всё более явно стал делиться на два основных типа: геометрический и состоящий из крупных насыщенных цветочных узоров.

В XVIII веке набойка становится более изысканной, узор не перегружен, орнамент подобран со вкусом.

А в XIX веке узор вновь становится более строгим. Появляется более сложная, кубовая набойка.

Народное искусство

Говоря о набойке, нельзя не отметить особо — искусство резчиков. Перед ними стояла непростая задача: передать в понятной форме образ, чтобы он был узнаваем, при этом, чтобы красиво лёг на ткань.

В узорах, в разное время, были востребованы растения, изображения людей, животных и даже жанровых сцен. Всё это требовало от мастера особой наблюдательности и умения выразить в штампе нужные образы.

Древнее искусство

Изготовление набойки — один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов.

В России технология изготовления набивных тканей известна, по меньшей мере с X века. Массовое производство набойки и расцвет промыслов, занимающихся изготовлением набивных тканей, пришёлся на XVIII — первую половину XIX века.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс Интерьер набойной мастерской в Этнографическом музее, СПб

В XVIII веке в русской набойке были распространены крупные сложные узоры, требовавшие известного мастерства для получения ровного рисунка.

В XIX веке стали распространены более мелкие рисунки. Небольшие набивные доски стали предметом повседневного обихода, они продавались на ярмарках повсеместно. Особую популярность набойка получила в северных регионах, где производство угасло уже в 1920-1930-х годах. Сохранились даже набивные доски с «модными» рисунками паровозов и тракторов.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс Сарафан из ткани с набойкой. Коллекция ГИМ

Технология набойки

Для набойки изготавливают деревянные формы-штампы с узором. Изготовление таких форм — особое искусство резчика.

Формы бывают резные деревянные — манеры, или наборные — медные пластины с гвоздиками, в которых узор набирается из медных пластин или проволоки.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс Набоечные доски. Экспозиция в ВДПНИ

При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком киянкой. Отсюда и название «набойка», «набивка». Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Кубовая набойка

Так стали называть способ набойки, при котором ткань опускалась в чан, имеющий форму куба. В чане была краска цвета «индиго». Индиго — природный краситель, его ещё называют кубовой.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс Набивная ткань. Пример набоечного производства. Государственный Русский музей

Были мастера, специалисты по кубовой набойке, которые могли придать ткани разные оттенки синего, по желанию заказчика. Их называли «синильщики».

Сам метод заключается в том, что на белую ткань воском или глиной набивали узор. После опускали в куб с красителем. В конце операции воск или глина, а чаще всего специальная смесь — вапа, удалялись и получалась синяя ткань с белыми линиями узоров. Вапа не давала ткани прокрашиваться в местах узоров.

Промысел

Занятие набойкой по ткани частному мастеру было не под силу, поскольку для этого требовалось не мало рабочих рук и специальное оборудование. Было выгодно объединяться в артели.

Достаточно хорошо был развит промысел на Русском Севере, в Каргополье, а так же на территории Костромской, Вологодской, Тверской губерний и других.

Артели принимали заказы на ярмарках. Для этого научились изготавливать образцы. Известен самый большой образец, он хранится в Сергиевом Посаде, в Историко-культурном музее-заповеднике. Это полоса ткани длиной 10 метров, на которую нанесены разные узоры, разделённые полосами. Каждая полоса имеет свой номер.

В наше время промысел не имеет прежних масштабов и почти заменен машинным производством на фабриках. Но ручная набойка живёт, традиции продолжаются. Немало проводится мастер-классов, есть и мастерские по изготовлению тканей с ручной набойкой.

Платки

В наше время один из способов набойки до сих пор применяется при производстве платков на Павлово-Посадской фабрике.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс Эскиз платка для набойки. Музей истории платка и шали

Как и в прежние времена, узоры состоят из сложных элементов, которые наносятся поэтапно. Многое делается вручную, хотя многое и автоматизировалось. Например формы набойных досок уже не вырезаются как раньше, мастерами резчиками, а изготавливаются на станках с программным управлением. Но принцип набойки остаётся.

Источник

Ручная набивка на ткани

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Набивка – древний вид декоративно-прикладного искусства, зародившийся в Египте. Наиболее старые сохранившиеся образцы изделия датируются IV веком нашей эры, их обнаружили в 1894 году в детской гробнице Панаполиса на родине данной технологии.

В Россию техника изготовления набивных тканей пришла ориентировочно в X веке, а массовое производство началось в XVIII столетии. В Европе этот способ обработки ткани обрел популярность в Средние века и повсеместно применялся до XIX века, на который пришлось изобретение тканепечатной машины.

Технология набойки применялась в изготовлении рабочей одежды и подкладок, а также для имитации дорогостоящих бархатных и парчовых полотен. Позже она заняла нишу в производстве обивочных материалов, платков, платьев, а также многих других видов повседневной и праздничной одежды для мужчин и женщин.

Технология набивки на ткани

Суть методики заключается в нанесении оттиска на ткань путем удара по деревянной форме специальным молотком киянкой. Для создания узора используют заранее окрашенное полотно. Издавна штамп изготавливался вручную, поэтому четкость рисунка в значительной мере зависела от профессионализма мастера. Позднее для создания более тонких граней основу начали дополнять медными пластиками или проволоками.

Сегодня набойные доски выпускают на станках, вырезающих заготовку по нарисованному на компьютере макету. Но в некоторых регионах России по сегодняшнее время можно встретить мастеров, продолжающих давние традиции ручной резки.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Мотивы набивных рисунков

По типу композиции современные и старинные рисунки подразделяются на два вида: геометрические и растительные.

Чаще всего на изделиях, оформленных методом набойки ткани, встречаются кружочки, квадратики, треугольники, горошинки и прочие фигуры, которые рисуют обильно или редко.

В народном творчестве пользуются успехом «звездочки», размещаемые на полотне в хаотическом порядке или объединяемые по вертикали с вертикальной цветной полосой. Изображение выделяется оригинальным переливанием цветов, которые сочетаются с более мелкими узорами. Это придает полотну чувство динамичности и торжественности. Более крупные элементы направлены на формирование определенного художественного образа, а основу в таких изображениях составляют орнаментальные мотивы.

Широкое распространение получили композиции из тонких полос, разделенных ромбиками, кружочками, квадратиками или иными орнаментальными мотивами. Такие комбинации позволяют создавать уникальные орнаментальные мотивы с разной вариацией размеров полос и характером рисунка. Для большего разнообразия можно использовать симметрию параллельных полос в вертикальном порядке, позаимствованных из орнаментальных мотивов, а также прямых и волнообразных линий.

Растительный орнамент обрел популярность в народном стиле. Визуальные букеты делают из малых и больших цветов, листьев, веток. Часто дизайнеры прибегают к плавным переходам стеблей растений в волнистые ветви, на которых (одном или обоих концах) изображаются разные виды растительности. В сочетании с полосатыми мотивами такие рисунки создают гармоничные композиции. Популярностью пользуется имитация разводов с геометризированным цветком по центру рисунка, такой эффект достигается за счет сложных мотивов.

Отдельного внимания заслуживают набивные платки, в которых центральная композиция объединяется с каймовой или сетчатой. По центру плоскости располагаются цветочные мотивы по шахматному принципу, окружаемые крупными цветами на широкой кайме. Сочетание малых и больших цветов добавляет стильному образу энергичности.

Инструкция по ручной набивке ткани

Набор для создания орнамента состоит из следующих элементов:

Порядок набивки рисунка на ткань

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Изделия из набивных тканей нужно стирать в деликатном режиме как обычные текстильные изделия из натурального полотна.

Для покупки материала обращайтесь в компанию Vulkana. Мы занимаемся производством и продажей ткани из длинноволокнистого хлопка, выращенного на полях Индии.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Быстрые пирожки на кефире с яйцом и зеленым луком Быстрые пирожки на кефире. Готовя.

Как сшить снуд,Выкройка башлыка, МК. Главная » Все статьи » В.

Авторские фарфоровые куклы мастера Kolombina Очень понравились куклы Ольги Пауэлл, она же Kolombi.

Метки

Рубрики

Ссылки

Приложения

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Украшение тканей в русской народной одежде.

Набойка

Особенно широко искусство набойки было развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. В Историческом музее и Музее народного искусства (Москва), в Эрмитаже и Русском музее, в музеях Иванова, Горького, Ярославля, Загорска, Костромы и других городов хранится множество прекрасных образцов этого вида народного искусства, датированных XVII—XIX вв. Там можно увидеть ткани, а также сами резные доски, с которых печатались рисунки.

Оба описанных способа украшения тканей существуют до сих пор.

КУБОВАЯ НАБОЙКА — получила свое название от куба — чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором.

НАБОЙКА — способ украшения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Старинная русская набойка по своим техническим приемам была очень близка батику — разогретый резерв (различные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов) наносился вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. После застывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с синей краской — индиго. По окончании процесса крашения ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставался белый узор. Чан, в котором окрашивалась ткань, назывался кубом; отсюда и способ этот получил название кубовой набойки.

Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сарафанов, а нередко и мужской одежды.

Позднее, в конце XVII в., научились выполнять так называемую белоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Количество досок соответствовало количеству цветов, образующих рисунок. Резной узор на досках часто дополнялся металлическими вставками в виде гвоздиков без шляпок, печатавших «мелкий горох», или металлических полос, изогнутых соответственно рисунку, при помощи которых узор обогащался тонким контурным рисунком, придающим ткани изящество.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Набойка кубовая. Россия. 19 в. Загорский историко-художественный музей-заповедник.

Полотна, украшенные этим способом, применялись не только в костюме, но и в интерьере.

В конце XIX — начале XX в. набивные ткани изготовлялись на фабриках и широко использовались не только в сельском, но и в городском интерьере.

Рисунки стали разнообразнее и богаче по цветовой гамме. Приобрели известность великолепные ивановские и костромские набойки.

Мастера-рисовальщики и граверы на протяжении многовекового пути развития набойки отбирали и отшлифовывали узоры, главным украшающим мотивом которых становились цветы и листья. В каждом растении эти мастера умели найти главную декоративную характеристику, прорисовать и сколорировать узор таким образом, что он сливался воедино с тканью, не разрушая ее плоскости.

В декоративных набойках нередки были изображения сцен деревенской и городской жизни, птиц и зверей. Поражает мастерство рисовальщиков и граверов, создававших декоративные композиции, необычайно слаженные, ритмичные, где даже фон между элементами орнамента воспринимался как узор.

Без постижения декоративных закономерностей которых, по существу, невозможно овладеть искусством украшения тканей.

На территории Вологодской губернии производство набойки было особенно развито в бывших Никольском и Грязовецком уездах. Из кубовой набойки делали занавески, скатерти, украшенные в середине крупными розетками и широкой каймой по краям; шили передники, мужские порты и рубахи, женские сарафаны. Сарафан был обязательной принадлежностью одежды вологодских женщин. Сшитый из нескольких полотнищ, с большими сборками на груди и спине, он придавал горделивую осанку фигуре, плавность походке. В орнаменте кубовой набойки преобладают растительные формы. Но это не конкретные растения, а условные ветви с цветами и листьями, геометризованные кустики, несущие в своем рисунке и плавных изгибах отзвуки живой природы. Композиции узоров кубовой набойки несложны: отдельные мотивы чередуются в шахматном порядке или повторяются рядами и косыми полосами. Ритмично и равномерно располагаются они по всему полю холста. Орнамент набойки всегда графически четкий, линейный, это своего рода гравюра на холсте. Кубовая набойка бытовала вплоть до 1930-х годов. Ее богатое орнаментальное наследие и технические принципы успешно используются ситценабивной промышленностью.

Поставленный на сторону или углом, с отростками или мелкими ромбиками по углам, крупный или миниатюрный, целиком или поделенный на части, в сложноузорных композициях или главенствующий на конце полотенца, ромб входит в бесчисленное множество орнаментов, но никогда не бывает одинаковым.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 классГеометризованные формы приобретали в ткачестве и человеческие изображения, редкие в этом виде искусства. Особенно характерны они для тканей из района Великого Устюга, где составляют уникальную особенность местной бранины. На передниках, косынках, полотенцах нередко вытканы ряды человеческих фигур, женских в длинных юбках и мужских в коротких рубахах, стоящих подбоченившись, словно в хороводе. У них типичные ромбы-головы и крючья-руки. Плоскостность изображений и взаимная параллельность всех линий подчеркивают орнаментальность исполнения.

Мастера Русского Севера-Вологодская земля

Вступительный текст В.И.Белова
Текст И. Я. Богуславской
А.А.Рыбакова
Рецензент Д.С.Лихачев
Составление Р. А. Армеева, А. В. Блохнина

и другие источники

Тверская губерния была крупным центром набивного дела в России, славившимся своими образцами кубовой набойки. Здесь не только складывались и развивались местные традиции, но благодаря торговле и отхожим мастерам они имели широкую сферу влияния в других частях страны. Красильно-набивным промыслом занимались в старинных городах и посадах, бывших центрах Тверской земли, и в отдельных, иногда отдаленных от них селениях. С начала Х1Х века набойный промысел получает в Тверском крае широкое распространение. Набойку делали в Торжке, Зубцове, в других уездах. Но самый крупный центр находился к востоку от Твери в Горицкой волости Корчевского уезда.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Синильным делом здесь занимались примерно в пятидесяти деревнях, а в других еще и производством набойных досок. Льняные набивные ткани широко использовались для крестьянской мужской (рубахи, кафтаны) и женской (сарафаны, юбки, фартуки, платки) одежды как подкладочный материал и для различных предметом домашнего обихода (скатерти, занавеси, матрасники). В Х1Х столетии тверские мастера повсеместно производили кубовую набойку с белым узором, нанесенным «резервом» ( составом, предохранявшим рисунок во время окраски холста). Печаталась она холодным способом и отличалась прочным крашением. Мастеров по набойке называли: «синила, «синильник», «крашенинник» работали весной, одни – своей семьей в жилых избах, другие с помощью наемных рабочих, в небольших мастерских «красильнях», «синильнях» сооружавшихся около водоемов. Набойку, по-местному «узоры», наносили на ткань вручную при помощи разных набойных досок. Сначала их макали в глинистый раствор «вапу», накладывали на белый холст и, пристукивая деревянной яйцевидной колотушкой «ладушой», «печатали» или «отбивали» узор. «Вапа», просыхая пропитывала ткань, предохраняя ее от окраски в синий цвет. При промывке она смывалась, обнажая белые просветы рисунка. После просушки «лощилом», т.е. округлым стеклом, наводился глянец. Наряду с набойкой мастера занимались окраской холста ( синей и черной крашенины) и пряжи в разные цвета. Кубовая набойка Х1Х века выполнялась в разных оттенках синего цвета – от глубокого темного до более светлого. Иногда она дополнительно расцвечивалась масляными красками. В ряде мест желтый цвет «оживлялся» оранжево-красной краской. Такие яркие узоры распространены у бежецких, осташковских, весьегонских и ржевских набойщиков. В отдельных калязинских кубовых набойках орнамент наносился только красной краской. В композиционном построении тверской набойки Х1Х века преобладает традиционное шахматное расположение узора. Орнамент имеет спокойный и однородный ритм. Композиции присуща великолепная уравновешенность, гармоническая ясность взаимоотношений, большая декоративная цельность. Общий упадок набивного дела в конце Х1Х века в России, связанный с развитием мануфактурной промышленности, вызвал резкое сокращение ремесленного производства.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Тверская губерния была крупным центром набивного дела в России, славившимся своими образцами. Здесь не только складывались и развивались местные традиции, но благодаря торговле и отхожим мастерам они имели широкую сферу влияния в других частях страны. Красильно-набивным промыслом занимались в старинных городах и посадах, бывших центрах Тверской земли, и в отдельных, иногда отдаленных от них селениях.

С начала Х1Х века набойный промысел получает в Тверском крае широкое распространение. Набойку делали в Торжке, Зубцове, в других уездах. Но самый крупный центр находился к востоку от Твери в Горицкой волости Корчевского уезда. Синильным делом здесь занимались примерно в пятидесяти деревнях, а в других еще и производством набойных досок.

Льняные набивные ткани широко использовались для крестьянской мужской (рубахи, кафтаны) и женской (сарафаны, юбки, фартуки, платки) одежды как подкладочный материал и для различных предметом домашнего обихода (скатерти, занавеси, матрасники). В Х1Х столетии тверские мастера повсеместно производили кубовую набойку с белым узором, нанесенным «резервом» ( составом, предохранявшим рисунок во время окраски холста). Печаталась она холодным способом и отличалась прочным крашением. Мастеров по набойке называли: «синила, «синильник», «крашенинник» работали весной, одни – своей семьей в жилых избах, другие с помощью наемных рабочих, в небольших мастерских «красильнях», «синильнях» сооружавшихся около водоемов.

Набойку, по-местному «узоры», наносили на ткань вручную при помощи разных набойных досок. Сначала их макали в глинистый раствор «вапу», накладывали на белый холст и, пристукивая деревянной яйцевидной колотушкой «ладушой», «печатали» или «отбивали» узор. «Вапа», просыхая пропитывала ткань, предохраняя ее от окраски в синий цвет. При промывке она смывалась, обнажая белые просветы рисунка. После просушки «лощилом», т.е. округлым стеклом, наводился глянец. Наряду с набойкой мастера занимались окраской холста ( синей и черной крашенины) и пряжи в разные цвета.

Кубовая набойка Х1Х века выполнялась в разных оттенках синего цвета – от глубокого темного до более светлого. Иногда она дополнительно расцвечивалась масляными красками. В ряде мест желтый цвет «оживлялся» оранжево-красной краской. Такие яркие узоры распространены у бежецких, осташковских, весьегонских и ржевских набойщиков. В отдельных калязинских кубовых набойках орнамент наносился только красной краской.

В композиционном построении тверской набойки Х1Х века преобладает традиционное шахматное расположение узора. Орнамент имеет спокойный и однородный ритм. Композиции присуща великолепная уравновешенность, гармоническая ясность взаимоотношений, большая декоративная цельность.

Общий упадок набивного дела в конце Х1Х века в России, связанный с развитием мануфактурной промышленности, вызвал резкое сокращение ремесленного производства.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Историческое развитие искусства набойки

Изобретена набойка была, по-видимому, в Индии. На Руси она появилась через посредство купцов, торговавших с восточными странами. Сведения о ней встречаются уже в источниках, относящихся к X в. Сначала набивным делом на Руси занимались иконописцы-травщики. Но потом оно было освоено народными умельцами и получило широкое распространение в крестьянской среде. Из всех видов узорных тканей набойка – самая дешевая. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане.

Существовали два основных типа набивных тканей: белоземельные – с рисунком по белому фону, и кубовые – с рисунком по фону синему.

И в том и в другом случае узор на ткань наносили вручную, при помощи специальных резных досок – «манер». Их изготовляли из цельного куска твердой древесины (березы, клена, груши). Доски имели квадратную или прямоугольную форму, реже – клиновидную. Обычный размер такой доски – 20 х 20 см. Толщина – 3–5 см. Рисунок на манерах вырезался и был рельефным.

Если необходимо было нанести на ткань многоцветный рисунок, то пользовались несколькими досками. Для каждой краски готовилась отдельная доска, на которой вырезался не весь узор, а лишь его фрагменты, соответствующие данному цвету. Манеры накладывались на холст одна за другой – сколько красок в узоре, столько и досок. Так получалась ткань с рисунком, окрашенным в несколько цветов.

До конца XVII в. для нанесения узора на ткань применялась масляная краска. Краской пропитывали натянутый на раме кусок сукна. На него помещали доску с узором. Ткань расстилали по столу, покрытому чистым сукном. Доску накладывали на полотно и били по ней деревянным молотком. Краска переходила с доски на ткань. Операция повторялась до тех пор, пока вся материя не покрывалась узорами. Потом на смену этому способу пришел другой. Рисунок на набойной доске стали покрывать веществом, которое препятствовало переходу краски на ткань. Называлось оно «вапа» и могло быть разным по составу. Но обычно его готовили, растворяя в кипящей воде белую глину, купорос (соль серной кислоты), растительный клей и немного говяжьего жира. С рельефного рисунка на доске вапа переходила на ткань, которую затем опускали в кубовую краску. Получался белый узор на синем фоне. От вапы ткань отполаскивали в слабом растворе серной кислоты. Если основу вапы составлял воск, то достаточно было промыть готовую набойку в горячей воде.

Еще одним способом производства набойки была вытравка. Этот способ заключался в том, что на окрашенную ткань наносили с набойных досок вещество, окисляющее и разрушающее синюю краску. Результатом, как и при использовании вапы, был белый узор по синему полю. Но вытравку чаще всего использовали тогда, когда узор состоял из мелких деталей и его воспроизведение требовало четкости линий.

Набивкой ткани занимались красильщики, или синильщики, которые владели небольшими мастерскими и обслуживали население окрестных деревень. В каждой мастерской существовал образец – многометровый холст с фрагментами всех узоров набивных досок, имеющихся у владельца. Этот образец назывался узорником, заказником или маренником. Такой узорник раскидывали на местном базаре и по нему принимали заказы. Мастера-отходники брали его с собой, когда отправлялись на заработки в другие губернии.

Узоры набойки в основном были геометрическими и состояли из точек, кругов, квадратов, звездочек. С помощью этих простых фигур разрабатывались растительные мотивы (листики, ягодки, веточки, лепестковые цветы и т. д.). Но на набойных тканях встречаются и более сложные изображения: всадник, птица Сирин, грифон, древо жизни. Искусные мастера могли составить даже целую сюжетную композицию, в которой были представлены несколько персонажей.

Появление новых технических приемов изготовления набойки дало мастерам возможность усложнить рисунок и ввести в него мелкие детали. Один из таких приемов состоял в том, что контуры рисунка выкладывались шляпками вбитых в дерево гвоздиков, проволокой или медными пластинками, врезанными в поверхность доски.

Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть фото Что такое набойка на ткани 7 класс. Смотреть картинку Что такое набойка на ткани 7 класс. Картинка про Что такое набойка на ткани 7 класс. Фото Что такое набойка на ткани 7 класс

Орнамент набойки всегда графически четкий, линейный. В нем не используются оттенки и полутона. Это своеобразная гравюра на холсте. Такое сравнение не случайно, потому что мастера-набивщики часто заимствовали элементы узора из гравированных книжных иллюстраций и лубочных картинок.

Набивные ткани были яркими, декоративными. Они заменяли крестьянам шелк, бархат, атлас – дорогие привозные материи, которыми могли пользоваться лишь люди состоятельные. Из набивных тканей шили как женскую одежду (сарафаны, передники, верхние части рубах), так и мужскую (рубахи, порты). Набойка использовалась в облачениях священников и в церковной утвари. Ею обтягивали переплеты книг. В технике набойки изготовляли даже полотнища знамен.

На территории Вологодской губернии небольшие мастерские по производству набивных тканей были почти в каждом уезде. Но особенно интенсивно это ремесло развивалось в Грязовецком, Каргопольском, Никольском и Устюженском уездах.

С конца XVIII в. фабричное производство набивных тканей (миткалей и ситцев) постепенно начало вытеснять ручной способ их изготовления. Однако и на протяжении всего XIX, и в начале XX в. это ремесло еще кормило целые уезды.

С начала 19 века набойный промысел получил в России широкое распространение. Набивные ткани широко использовались для крестьянской мужской (штаны, рубахи) и женской одежды (сарафаны, юбки, фартуки, платки), как подкладочный материал (например, для кафтанов), а также для изготовления различных предметов домашнего обихода (скатертей, занавесок, наматрасников). У многих народов складывались и развивались собственные традиции создания набойчатых тканей.

Рубрики:разное
интересно

Метки: народный костюм

Процитировано 13 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *