Что такое на флоте бч5
Многие судомоделисты или просто те люди, кто интересуется военно-морской тематикой, наверняка знают о существовании эскадренных миноносцев типа «Инженер-механик Зверев». Построенные (кто бы мог подумать!) в Германии, десять кораблей этого типа четверть века несли службу сначала в составе русского императорского, а затем Красного Балтийского флота, участвовали в Первой мировой и Гражданской войнах. С технической точки зрения эсминцы «Инженер-механик Зверев» ничем особенным не отличались – обычные 400-тонные посудины с экипажем 70 человек, вооруженные торпедами и 75 мм орудиями. Рабочие лошадки флота. Но что за человек был инженер-механик Зверев, чьим именем нарекли целую серию кораблей?
Сто лет назад должность судового механика была совсем не в почете – в жаркой тьме котельных и машинных отделений трудились исключительно лица «недворянских кровей». Даже несмотря на присвоенние механикам офицерских званий* и хорошего образования, полученного в стенах военно-инженерных училищ, им долгое время не позволялось носить кортик с парадной униформой. Строевики, штурманы и артиллеристы с некоторым презрением относились к своим коллегам – ведь еще совсем недавно самым сложным корабельным механизмом был брашпиль для якорной цепи.
*впрочем, звания механиков царского флота также отличались от офицерских и звучали совсем не по военному: младший инженер-механик, старший инженер-механик, флагманский инженер-механик, главный инспектор механической части.
К началу ХХ века, с появлением паровых машин и электрических приводов, механики стали незаменимы – теперь от исправности механической части зависел исход морского боя, а в итоге, сохранность корабля и жизнь всего экипажа. Одним из ярких случаев, который заставил командование флота пересмотреть свое отношение к корабельным механикам, стал подвиг Василия Васильевича Зверева.
В ночь на 14 марта 1904 года японский флот предпринял попытку диверсии на внутреннем рейде крепости Порт-Артур. Четыре парохода-заградителя под прикрытием шести эсминцев должны были в самоубийственной атаке прорваться на внутренний рейд и затопиться, заблокировав вход в базу.
Крадущегося в темноте противника обнаружил патрульный миноносец «Сильный» под командованием лейтенанта Криницкого – русские моряки без колебаний бросились в атаку, превратив головной из японских кораблей в пылающий факел. В тот же момент японцы обнаружили «Сильный», чей силуэт ярко высветило пламя пожара на японском пароходе.
На следующий день весь Порт-Артур вышел хоронить Василия Зверева, история о подвиге моряка получила отклик за рубежом, французские газеты назвали инженера-механика Зверева гордостью России.
Работа корабельных механиков была опасна и трудна. Трюмная команда под управлением инженеров-механиков до последнего боролась за живучесть корабля – часто не оставалось времени, чтобы выбраться на верхнюю палубу и занять место в шлюпках. Перевернувшийся во время Цусимского сражения броненосец «Ослябя» унес в своём чреве на дно 200 человек машинной команды.
Страшно представить, что испытали эти люди в последние минуты своей жизни – при опрокидывании корабля машинное отделение превратилось в адкую давилку, наполненную воплями ужаса. В кромешной тьме на кочегаров и машинистов обрушился град незакрепленных предметов, а продолжавшие вращатся механизмы затягивали и рвали моряков на куски. И в этот момент в машинные отделения хлынула вода…
Офицеры остались до конца со своими подчиненными – среди спасшихся членов команды «Осляби» не было ни одного инженера-механика. Вот имена тех, кто до конца оставался на своих постах: старший судовой механик полковник Н.А. Тиханов, пом. судового механика поручик Г.Г. Даниленко, младший инженер-механик поручик Л.А. Быков, трюмный механик поручик П.Ф.Успенский, младшие инженер-механики прапорщики С.А. Майструк и В.И. Медведчук, машинные кондукторы Евдоким Курбашнев и Иван Кобылов.
Служба стала еще опаснее и ответственнее с появлением на кораблях ядерных силовых установок – сколько раз рискуя своей жизнью турбинисты, механики, специалисты КИП ликвидировали серьезные аварии и ЧП. 3 июля 1961 года произошла разгерметизация реактора на АПЛ К-19. Добровольцы из экипажа лодки смонтировали из подручных средств трубопровод для аварийного охлаждения реактора. Уже через несколько минут, проведенных рядом с пышащим жаром реактором, у людей распухало лицо и шла пена из рта, но они продолжали работать сварочным аппаратом. Аварию удалось ликвидировать ценой жизни 8 подводников, в том числе командира дивизиона движения Ю.Н. Повстьева.
**Корабельный устав Военно-морских сил РККА от 1932 года устанавливал следующий порядок организации экипажей кораблей:
БЧ-1 – штурманская,
БЧ-2 – артиллерийская (ракетная),
БЧ-3 – минно-торпедная,
БЧ-4 – связь,
БЧ-5 – электромеханическая.
Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь командиру корабля назначаются:
— старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира
— заместители и помощники, определяемые штатом корабля.
К боевым частям относятся:
К службам относятся:
Сл. Х – служба радиационной, химической и биологической защиты;
Сл. М – медицинская служба;
Сл. С – служба снабжения.
Таким образом, основное боевое назначение корабля – уничтожение или ослаб-ление сил и средств противника путем боевого воздействия.
Образцовая корабельная организация – одно из решающих условий успешного вы-полнения основного боевого назначения корабля.
Повседневная организация включает в себя командование, боевые части, службы, группы, команды, отделения.
Повседневная организация корабля обеспечит четкое управление экипажем корабля в повседневных условиях его жизни, подготовку к решению свойственных боевых задач и высокую боевую готовность
Что понимается под организацией корабля? Что должна обеспечивать современная организация корабля?
Это определённое организационное построение экипажа и четкое определение обязанностей для всех его членов при решении кораблём организационных задач.
Современная организация должна обеспечивать:
· непрерывное и бдительное наблюдение за окружающей обстановкой с целью предупреждения внезапных атак, а также для обеспечения безопасности плавания корабля;
· непрерывное и надёжное управление кораблём и его боевыми подразделениями в любых условиях обстановки;
· надёжную связь как внутри корабля, так и с другими кораблями, частями и командованием;
Штат –это перечень должностей, которые должны занимать офицеры, мичманы и личный состав срочной службы при выполнении своих служебных обязанностей.
Каждый офицер корабля должениметь двух заместителей. Это положение в равной степени относится к мичманам и старшинам, выполняющим особо ответственные обязанности.
Остальные мичманы, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю.
Командира корабля в бою после старшего помощника замещают офицеры корабля. Порядок замещения командира корабля и офицерского состава определяется степенью подготовки офицеров и объявляется приказом командира корабля.
Для чего предназначен корабельный распорядок дня, кто разрабатывает типовой недельный распорядок дня, какие мероприятия в него входят, в чем заключается регламент служебного времени для военнослужащих, проходящих службу по контракту?
Распределение времени на корабле в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели осуществляется корабельным распорядком дня и регламентом служебного времени.
Корабельный распорядок дняопределяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта, а также продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Регламент служебного времени военнослужащих, проходящих службу по контракту, определяет по времени сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими основных мероприятий, вытекающих из обязанностей военной службы.
Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать продолжительности рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде.
Корабельный распорядок дня и регламент служебного времени на период обучения устанавливает командир корабля. Это делается в соответствии с мероприятиями, предусмотренными недельным распорядком дня, с учетом времени года, местных и климатических условий. Распорядок дня и регламент служебного времени могут уточняться командиром корабля на период выхода корабля в море или решения иных задач, стоящих перед кораблем.
Специальные и инспекторские смотры проводят лица, назначенные министром обороны Российской Федерации, главнокомандующим Военно-Морским Флотом и их заместителями при инспектировании (итоговой проверке).
Смотры могут назначаться заранее (плановые) или проводиться внезапно.
В первом случае заблаговременно указываются цель смотра и время, когда он должен состояться.
Во втором случае смотры проводятся без предварительного извещения, а цель их и порядок проведения объявляются непосредственно перед смотром.
Смотрыпо решению лиц, их проводящих, могут начинаться с объявления учебной тревоги или построения всего личного состава по большому сбору.
При встрече лица, проводящего смотр, командир корабля представляет ему суточную ведомость и сопровождает его.
При инспектировании (проверке) корабль может выходить в море для выполнения боевых упражнений.
Содержание смотра должно быть отражено в плане, заблаговременно разработанном лицом, производящим смотр. После смотра проводится разбор.
В случаях, когда смотр проводил старший начальник, командир корабля по истечении назначенного срока докладывает по команде лицу, проводившему смотр, об устранении отмеченных им недостатков.
Командир корабля может проводить осмотр всего корабля или отдельно по боевым частям и службам.
Осмотр всего корабля начинается после построения личного состава по сигналу
Во время осмотра передвижения личного состава по кораблю не допускаются, за исключением случаев, вызываемых требованием службы. Помещения в течение всего времени обхода корабля должны быть открыты.
18.Корабельные работы, организация проведения приборок, что производится при большой и малой приборке?
Для поддержания чистоты и порядка на корабле в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и для содержания корабля в должном воинском порядке проводятся большие и малые приборки.
Обязанности личного состава корабля при проведении приборок определяются Расписанием по приборкам. В это расписание должны быть включены все офицеры, мичманы, старшины и матросы.
Лица, назначенные согласно Расписанию по приборкам руководителями приборок (а при их отсутствии заместители), отвечают за своевременность проведения приборок и их качество.
Расписанием должна быть предусмотрена приборка всех помещений, палуб, трюмов, надстроек и бортов корабля
Большая приборка производится при стоянке в порту или на рейде. По решению командира корабля она может производиться и на ходу.
При большой приборке производятся:
— мытье всех корабельных помещений;
— мытье верхней палубы, бортов, трапов, надстроек, труб мачт, шлюпок и катеров;
— вентилирование и просушивание жилых и служебных помещений;
— вынос из помещений постельных принадлежностей, обмундирования и личных
вещей, осмотр их и проветривание;
— профилактическая дезинфекция мест общего пользования (гальюнов, умывальни-
ков), а при необходимости дезинсекция и дератизация всех корабельных
При малой приборке, как правило, удаляются вода (снег) с верхней палубы, пыль и влага с механизмов, приборов и устройств, вентилируются помещения, моются загрязненные места, подметаются помещения и палубы, выносится мусор, чистятся и смазываются неокрашенные металлические части оборудования корабля.
19.Корабельные правила. Что запрещается на корабле личному составу, что запрещается личному составу без предварительного разрешения?
21.В каких случаях корабли расцвечиваются поднимаются на НК. Организация подъема и спуска военно-морского флага. В каких случаях производится Торжественный подъем флага на корабле?
22.Какое назначение имеет служба корабельных нарядов, назвать виды нарядов и виды дежурств? Кто утверждает Табели дежурных и вахтенных постов НК, кто отвечает «за организацию и проведение дежурств и вахт.
23.Кто составляет расписание корабельного дежурства и вахты, кто стоит во главе деж^рно- вахтенной службы на НК на ходу, при стоянке на швартовах,
24.Что обязаны принять лица дежурно-вахтенной службы при заступлении’? Организация подготовки и развода дежурства и вахты.
25.Что такое ВАХТА, что входит в состав корабельной вахты, как организованы специальные вахты в боевых частях, организация несения вахт при стоянке НК на якоре, бочке и швартовах?
Условные обозначения в практические вопросы:
4. Расшифровать номер на НК 2-15-21
5. Расшифровать номер на НК 1-31-14
6. Какую боевую смену обозначают цифры: 1;5;7
7. Какую боевую смену обозначают цифры: 2;4;8
8. Какую боевую смену обозначают цифры: 3;6;9
9. Пожар в отсеке, показать назначение сигнала
10. Вода в отсеке, показать назначение сигнала
11. Покинуть отсек, показать назначение сигнала
12. Расшифровать:
13. Расшифровать:
14. Расшифровать:
Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь командиру корабля назначаются:
— старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира
— заместители и помощники, определяемые штатом корабля.
К боевым частям относятся:
К службам относятся:
Сл. Х – служба радиационной, химической и биологической защиты;
Сл. М – медицинская служба;
Сл. С – служба снабжения.
Таким образом, основное боевое назначение корабля – уничтожение или ослаб-ление сил и средств противника путем боевого воздействия.
Образцовая корабельная организация – одно из решающих условий успешного вы-полнения основного боевого назначения корабля.
Повседневная организация включает в себя командование, боевые части, службы, группы, команды, отделения.
Повседневная организация корабля обеспечит четкое управление экипажем корабля в повседневных условиях его жизни, подготовку к решению свойственных боевых задач и высокую боевую готовность
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».
Фотоиллюстрация из сети открытой Интернет: ПЭЖ и коридор НАП СКР «Пылкий» пр.1135 типа «Буревестник». Точно такой же интерьер ПЭЖ и «внутренностей» хозяйства БЧ-5 был на БПК «Свирепый».
Практически весь личный состав матросов и старшин БЧ-4 БПК «Свирепый» периода 1972-1974 годов был моими друзьями на службе.
«Сердцем» боевого корабля является его главная энергетическая установка (ГЭУ). На БПК «Свирепый» пр.1135 типа «Буревестник» (как и на всех других кораблях пр.1135) была установлена газотурбинная двухвальная, реверсивная ГЭУ – ГГТЗА типа М-7. На каждый вал работала одна основная (форсажная) турбина мощностью 18 000 л.с. и одна маршевая турбина мощностью 6000 л.с. Форсажные турбины подключались к валопроводам через шинно-пневматические муфты.
Маршевая редукторная приставка кинематически связывала редукторы маршевых турбин и позволяла работать одной любой маршевой турбиной на оба гребных вала корабля, при этом экономичность ГЭУ повышалась на 25%. Общая мощность ГЭУ БПК пр.1135 – 48 000 л.с.
Основные и маршевые турбины ГЭУ были реверсивными. Обратное вращение гребных винтов обеспечивалось реверсивной силовой (свободной) турбиной винта ГТД.
Управление ГЭУ осуществлялось пневмоэлектроприводами системы «Бора-Буря». Время пуска турбин ГЭУ из холодного состояния – в течение трёх минут. Полный запас топлива на корабле – 450 т, но возможно было иметь топливо «в перегруз» (550 т).
Гребные винты корабля пр.1135 – четырёхлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала – 320 об/мин. Эти винты оказались наиболее эффективными на любых режимах работы ГЭУ.
Электроэнергетическая система корабля состояла из пяти дизель-генераторов мощностью по 500 кВт каждый, и вырабатывала переменный трёхфазный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Две автономные электростанции с ПДУ «Ангара» обеспечивали надёжную подачу электроэнергии через систему ЩРО, ЩО и ЩВ.
Главные механизмы и электростанции ГЭУ размещались в трёх смежных отсеках в средней части корпуса корабля: главные турбины – в двух смежных отсеках, носовом машинном отделении (НСМ) и кормовом машинном отделении (КМО), газоходы всех турбин ГЭУ выходили в одну дымовую трубу.
Чтобы уменьшить физические поля корабля и уровень помех работе корабельным ГАС (гидроакустическим станциям) была создана двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака «Пелена». Таким образом, корабли пр.1135 имели относительно низкий уровень акустического поля и «были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ».
Командир БЧ-5 – это главный специалист в экипаже, человек, от таланта, трудолюбия, знаний и опыта которого зависит буквально все, особенно живучесть корабля в море. По корабельному уставу командир корабля и командир БЧ-5 не должны одновременно покидать корабль. Командир корабля только по докладам командира БЧ-5 принимает решения по борьбе за живучесть при боевых или аварийных повреждениях, вплоть до момента покидания личным составом тонущего корабля.
И всё же мало кто из офицеров, мичманов, старшин и матросов других боевых частей (БЧ-1, БЧ-2, БЧ-3, БЧ-4, РТС и иных служб и команд) знали, что творится или бывали в хозяйстве «деда», «стармеха» (старшего механика), командира электромеханической части (БЧ-5). Всех негласно устраивало то, что за главной водонепроницаемой и взрывобезопасной дверью, ведущей в ПЭЖ (пост энергоживучести корабля) есть кто-то, кто обеспечивает нас всех теплом, светом, воздухом, энергией, пищей, прохладой, водой и чистотой в помещениях и кубриках корабля.
Лично меня до сих пор бросает в дрожь от мысли, что мне пришлось бы служить не рулевым в ходовой и штурманской рубках боевого корабля, а где-то во внутренностях корабля рядом с горячими и опасными машинами и механизмами…
Машины и механизмы, как правило, гудят, гремят, ревут, звенят, шумят, излучают тепло и машинные запахи, удушливые испарения масла, смазки и краски. Разница температуры вокруг работающих машин и механизмов и охлаждающего воздуха из приточно-вытяжной вентиляции, как правило, порождают повышенную влажность, сырость или наоборот, сухость в помещениях.
Человеческий организм естественно и неизбежно реагирует на все изменения окружающей среды и также «работает» и излучает, как работающие машины и механизмы, в результате в машинной атмосфере добавляется бытовая или трудовая атмосфера человеческой жизнедеятельности. Сродниться с этим и привыкнуть к таким условиям очень трудно…
Во всех этих случаях я был в заведовании БЧ-5 по поводу написания заметок в корабельную стенную газету, в боевые листки-молнии о героизме матросов и старшин, мичманов и офицеров БЧ-5, об условиях их нелёгкой службы и работы. Кроме этого, я как комсорг корабля, сам спускался под пайолы и лазил в тесном лабиринте переборок топливных цистерн в междудонном пространстве, чтобы лично убедиться в условиях работы молодых матросов-салаг БЧ-5…
Норма труда одного получасового «погружения» под пайолы в топливные цистерны – ведро солярной слизи, собранной голыми руками резиновым скребком и обрывком старой матросской тельняшки. При этом тебе нужно протискиваться в овальные отверстия в переборках междудонного пространства, тащить за собой кабель и лампу с взрывобезопасным колпаком, шланг приточно-вытяжной вентиляции, ведро с солярной слизью и инструмент.
Когда меня, как комсорга корабля, годки БЧ-5 всё же подчинились и «запустили» под пайолы, то в нарушение правил, они «втихаря» отозвали своих молодых матросов-салаг, которые работали в соседних отсеках. В азарте необычного занятия по «соскребанию» солярной слизи с голого металла пайол я не заметил, что остался один, но когда вырубился свет и вентиляция, я понял, что мне предстоит проверочное испытание, поэтому я упорно, даже закрыв глаза для верности, продолжил на ощупь собирать эту холодную вонючую слизь.
Вычищать топливные цистерны требовалось так, чтобы вся металлическая поверхность была идеально чистой и сухой, без намёка на какой-либо солярный или масляный осадок, поэтому сначала надо было резиновым скребком собрать слизь, затем мокрой ветошью собрать её в ведро, а потом сухой и сичтой ветошью протереть всё начисто.
Качество работы «чистильщиков» топливных цистерн проверялась очень просто – старшина-годок БЧ-5 лично лез под пайолы в матросской робе, пролазил сквозь переборочные отверстия и если роба становилась масляной и грязной, то молодой салага-чистильщик должен был вновь всё вычищать «до блеска», а потом ещё и стирать робу годка…
В абсолютной темноте я, скрипя зубами от холода и страха, от обиды и злости, проверял качество своей работы, проводя ладонью по металлу: если ладонь не скользила, а «скрипела», тёрлась о металл, значит здесь сухо и можно переходить в другое место.
Меня «спас» кто-то из мичманов БЧ-5, который случайно или намеренно (не знаю) заглянул туда, где отрабатывали свой ДМБовский аврал ДМБовские годки из БЧ-5. Мичман резко и гулко прокричал в темноту междудонного пространства: «Есть тут кто?», на что я с дикой радостью, но тоже грубо и громко ответил: «Есть!».
— Кто! – заорал мичман (по-моему, это был старшина трюмно-котельной команды, мичман Леонид Васильевич Салов).
— Матрос Суворов! – ответил я.
— Что вы там делаете?! – уже другим тоном заорал мичман. – Немедленно вылезайте!
Вспыхнул яркий свет взрывобезопасной переноски, заработала вентиляция и жизнь, уверенность и надежда снова ко мне вернулись…
Я вылезал из под пайол, как будто снова нарождался на божий свет. Глаза щурились от яркого света, ноздри жадно захватывали пахучий, но такой приятный после пайол воздух, а мозг снова привычно ориентировался в пространстве и радовался знакомым картинам.
Старшины и матросы-годки БЧ-5 сделали вид, что ничего не знают и не ведают о том, что Суворов остался под пайолами и другие матросы, понурив головы, послушно поддакивали им о том, что все они были уверены, что под пайолами никого уже нет…
Потом я вяло выслушал гневную отповедь замполита, а ещё через некоторое время также вяло и задумчиво рассказывал ему, что я делал в междудонном пространстве и что при этом ощущал. Через полтора часа, после того, как по приказу замполита, меня допустили в душевую и я смог смыть с себя липкий солярный пот и избавиться от жуткого страшного запаха, в «ленкаюте» я рассказал о своих ощущениях своим друзьям-годкам и тем самым ДМБовским годкам из БЧ-5, которые устроили мне такое испытание.
О другом моём «приключении» в коридорах гребных валов и о героизме моряков БЧ-5 я уже рассказал в одной из своих ранних новелл…
Третье моё «погружение в мир БЧ-5» состоялось с посещением поста энергоживучести корабля (ПЭЖ), где я делал фотографии для корабельной стенной газеты и фото на память командиру БЧ-5, ДМБовским годкам и всем, кто в этот раз нёс вахту в ПЭЖе.
Я по достоинству оценил и принял доверие ДМБовских «маслопупов» и сыграл-спел им несколько песен, покушал с ними горячей тушёнки и выпил с ними спирт из общей кружки «мировую». После этого я отдал «маслопупам» один из портативных фотоувеличителей из «леннкаюты», несколько пачек проявителя, закрепителя и фотобумаги. Это было главное, чего хотели и «гребовали» от меня ДМБовские «маслопупы» БЧ-5.
Я несколько раз видел, как самоотверженно и героически действуют аварийные партии-команды БЧ-5 БПК «Свирепый» и утверждаю: пусть они не такие воспитанные и интеллигентные, как рулевые, радисты, специалисты СПС и РТС, но это надёжные, бескорыстные и умелые спасатели, готовые пожертвовать собой, но спасти всех и корабль.
Придёт время, и я расскажу в очередной новелле о таком случае спасения БПК «Свирепый» нашей аварийной партией «маслопупов» БЧ-5.
Во время службы на БПК «Свирепый» я всё время ощущал незримую дружескую и отеческую поддержку Валерия Николаевича Силкина, который редко открыто выступал за меня (не любил много говорить), но всегда неизменно отдавал за меня и за мои комсомольские предложения и инициативы свой авторитетный голос. Особенно Валерию Николаевичу нравилась наша игра в военно-морской КВН…
Первым командиром трюмно-котельной группы БЧ-5 был лейтенант Юрий Евгеньевич Самарин (1972- апрель 1974). С апреля 1974 года по декабрь 1975 года – лейтенант Юрий Владимирович Бердников.
Первым командиром электротехнической группы БЧ-5 был лейтенант Николай Степанович Федосов (1972-1975), очень самобытный и авторитетный офицер и специалист.
Первым командиром турбомоторной группы БЧ-5 был лейтенант Сергей Николаевич Гусев (август 1972 – ноябрь 1977).
Старшина турбомоторной команды БЧ-5, мичман Леонид Васильевич Удалов (август 1972 – апрель 1976).
Техник электротехнической группы БЧ-5, мичман Николай Нилович Таркачёв (март 1972 – январь 1977). Старшина электротехнической команды, мичман Василий Фёдорович Шишлин (сентябрь 1972 – декабрь 1974).
Старшины трюмно-котельной команды, мичман Леонид Васильевич Салов (август 1972 – январь 1974). Его сменил мичман Степан Григорьевич Корольков (1974-1977). Кстати Леонид Васильевич Салов продолжил некоторое время службу на БПК «Свирепый» в должности инструктора-водолаза.