Что такое мышление кратко
Что такое мышление: дивергентное, клиповое, и зачем нам дедукция?
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы можем воспринимать предметы: их цвет, форму, размер. Выстраивать между ними логическую цепочку. Представлять в голове с закрытыми глазами. А также размышлять об абсолютно абстрактных вещах и строить планы на будущее.
Всё это обеспечивает наше мышление. Оно безгранично в своих функциях и проявлениях. На сегодняшний день до конца не изучены все процессы. Но кое-что интересное мы вам всё-таки здесь расскажем.
Мышление – это.
Мышление – это познавательный процесс, с помощью которого отражается окружающая нас реальность, способ взаимодействия с внешним миром. Часто мышление связано с задачей и проблемой, которую нужно решить.
Оно имеет две важные особенности:
Как ранее говорили, мышление активно работает при разрешении возникшей ситуации. Процесс постепенного развертывания мышления можно описать в 4 этапа:
Понятие, суждение и умозаключение
Выводы – это наиболее сложная форма и продукт мышления.
Существует 3 основных метода умозаключений:
Суждения — как самый маленький кирпичик мышления – озвучил Платон. Но размышляя дальше можно выделить «понятие». На их фоне, собственно, и строятся простые суждения. Соответственно, сложные – из простых.
Умозаключения – это форма абстрактного мышления, когда из старой информации вытекает новая. Важно, что при этом не задействуются органы чувств. Данный процесс уже не зависит от данных, которые человек получает извне во время мышления.
Мыслительные процессы
Чтобы решить какую-то задачу и раскрыть сущность явления/ситуации, активизируются мыслительные процессы. В зависимости от цели, применятся тот или иной вид обработки информации.
Анализ и синтез
Синтез – это объединение деталей, свойств и действий в целостную картину в зависимости от отношений между этими частями.
Анализ – это обратный синтезу процесс, который заключается в раскладывании целого на меньшие кирпичики.
Люди могут делать это практически, подключая мышление. Например, в детском садике, на работе. Наглядным и простым примером может послужить тот же конструктор или строительство дома.
Это также может происходить исключительно логически в голове, разбирая общую ситуацию на отдельные важные нюансы. Например, раскрывать разные стороны нового знакомого, хотя перед этим у вас сложился предположительный образ его личности.
Сравнение
Сравнение – это установление различия и сходства между объектами и явлениями.
В основе этого процесса лежит анализ. Поскольку сначала нужно выделить несколько основных признаков, чтобы потом их сопоставлять.
Сравнение может быть поверхностным и глубоким в зависимости от потраченного времени и способности анализировать детали. А также односторонним и многосторонним – нужно ли было человеку обратить внимание только на один аспект, или была важна их совокупность.
Конкретизация
Конкретизация – это уточнение, детализирование свойств и описания какого-то предмета или ситуации. Когда лучик внимания полностью нацелен в одну точку, и мышление работает только в этом направлении.
Абстрагирование
Абстрагирование – это противоположность приведенному выше понятию. Человек отвлекается от всех черт предмета, чтобы более детально рассмотреть одну характеристику. Дабы другие не мешали и не влияли на восприятие. Именно с помощью этого процесса учёные работают над своими теориями и изобретениями.
Виды мышления в психологии
Ещё в школе нас учили, какие виды мышления существуют. Не уверены, что эта информация сохранилась в полном формате, поэтому напомним.
Наглядно-действенное
Этот вид мыслительного процесса опирается непосредственно на восприятие предметов, поэтому с него начинается развитие младенца. По-другому его можно назвать конкретным или практическим. Направлено на решение технических задач.
В этом типе мышления взаимодействуют умственная и практическая часть. Здесь важными аспектами выступают:
Наглядно-образное мышление
Тут на сцену уже выходят образы и представления человека, его фантазия. Информацию, которую человек воспринял из окружающего мира, он воплощает в различные образы в своей голове.
Во время такого мышления могут появляться абсолютно разные картины, которые раньше не виделись в реальности. Создаются креативные идеи. Этот вид мыслительного процесса отлично развит в творческих личностях и у изобретателей.
Словесно-логическое
Состоит из понятий и логических связей между ними. Как правило, в большей мере нужно для того, чтобы установить связь между происшествиями, предметами, людьми.
По-другому называют абстрактным. Поскольку сюда входит и возможность представлять вещи, которые невозможно увидеть или потрогать в реальности. Например, любовь или счастье.
Все типы мышления связаны между собой и часто одинаково развиты в человеке. В зависимости от ситуации, активизируется наиболее подходящий, чтобы решить задачу.
Качество мышление
Поскольку мышление – это один из психических процессов, то оно так же индивидуально, как и характер или темперамент.
Можно охарактеризовать его по таким критериям:
Критическое мышление
Ещё одна важная характеристика – это критичность. Именно с ней человек может объективно оценивать окружающий его мир.
Критическое мышление – это система суждений для анализа всего вокруг, на основе чего делаются выводы. Опираясь на логику и причинно-следственные связи, можно определить, что действительно является правдой.
Несколько практических примеров использования:
Что умеет человек, у которого хорошо развито критическое мышление:
Дивергентное и конвергентное мышление
Эти сложные названия используются, как правило, для описания работы в коллективе. Но сие может касаться и размышления в голове одного человека. Сейчас всё объясним доступным языком.
Дивергентное мышление – это открытие и высказывание новых идей без возможности критиковать и обсуждать. Такой тип мыслительного процесса позволяет не останавливать свою фантазию и выдавать целые потоки иногда хороших решений задач, иногда полной ахинеи.
Соответственно, конвергентное мышление – это оценка и анализ идей на брейншторме. Во время такого рационального отбора много решений сразу отбрасываются. А другие по повторному кругу поддаются критическому мышлению.
Для того, чтобы можно было найти выход из ситуации быстро и эффективно, не стоит впадать в крайности. Поскольку можно как наплодить огромную кучу нереалистичных идей, так и застрять в аналитическом ступоре, боясь что-то предположить.
Клиповое мышление
Клиповое мышление – относительно новое понятие, которое описывает работу психики современного поколения. Мир сегодня предполагает огромный поток информации. И речь уже не идет, чтобы её хоть как-то «изучить» всю, можно успеть только пробежать поверхностно (по диагонали).
Клип означает вырезку из видео или текста. Так и человек воспринимает окружающую действительность по кускам, которые никак между собой не связаны. И это является огромной проблемой современного человечества.
Людям всё сложней мыслить логически и рассуждать, делать новые выходы из ситуаций. Невозможность принимать решения заключается в том, что в памяти не задерживаются данные. Поэтому нет основы для мышления и фантазии.
Кроме примитивных фильмов и простых текстов в книгах, рекламодатели также пользуются моментом. Их материал направлен на эмоциональную зацепку, а не осмысление.
Философ из России К.Г.Фрумкин выделил 5 факторов, которые больше всего влияют на развитие клипового мышления:
В этом есть, конечно, и положительные стороны. Умение быстро просматривать новые данные и адаптироваться под ритм.
Но при этом стоит не забывать читать объёмные книги, где представляется критическое мышление. По возможности отказаться от многозадачности и делать всё постепенно. А также планировать выходные с выездом за город, где всё ещё так же тихо и спокойно.
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Хотя описанный процесс постепенного развертывания мышления кажется логичным и правильным, на практике это не всегда бывает именно так. После осознания наличия проблемы лишь немногие люди начинают конструктивно решать задачу. Проблема в том, что в эту логичную цепь вмешиваются эмоции и страхи, что порождает еще несколько стадий. Это небезызвестные гнев, торг, отрицание, апатия.
Вот оказывается сколько видов мышления существует, но ведь все они я сводятся к одному очень простому алгоритму, он заключается в том, что наш мозг получает информацию, обрабатывает её и выдает результат, такой же алгоритм люди заложили и в компьютер.
Что до критического мышления, то здесь главное не превратиться из конструктивного критика в Фому неверующего.
Значение слова «мышление»
1. Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное мышление. Мозг — орган мышления. □ От живого созерцания 319 к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Ленин, Конспект книги Гегеля «Наука логики».
2. Действие по глаг. мыслить (в 1 знач.). Мышление образами. Процесс мышления.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны в том числе и животным. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Так Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Паскаль называл человека мыслящим тростником.
Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты. Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия и дедукция.
Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.
Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики.
МЫ’ШЛЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. М. и сознание — функции человеческого мозга. 2. Действие по глаг. мыслить в 1 знач. (книжн.). М. образами.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мышле́ние
1. процесс обработки информации мозгом человека, уточнение модели действительности в сознании ◆ Проанализировав известные методы хранения и классификации знаний, Буш заключал, что они плохо соответствуют нашему способу мышления: «человеческое мышление работает не таким образом», а с помощью ассоциаций. В. В. Шилов, «Ванневар Буш», 2004 г. // «Информационные технологии» (цитата из НКРЯ)
2. перен. стиль и особенности мыслительного процесса ◆ Это так же, как если бы я, мысля на уровне командира батальона, пытался понять мышление командующего фронтом. Даниил Гранин, «Зубр», 1987 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова плавка (существительное):
Мышление и его виды. Понятие предикативного мышления.
Мышление – процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности.
Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания. Например, когда мы видим сильно качающиеся ветки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.
Мышление тесно связано с действием и речью.
Человек изучает действительность с помощью воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления.
Разнообразные мыслительные операции сначала создавались как практические, затем они превратились в операции теоретического мышления.
Мышление человека невозможно без языка. Доказана зависимость между качеством решения задачи и формулировки задачи вслух или про себя. Так, при формулировке задачи вслух, она гораздо лучше решается, и наоборот, когда язык фиксируется (зажимается зубами), качество решения задачи ухудшается.
Виды мышления
В генетической психологии выделяются следующие виды мышления:
Наглядно – образное мышление обладает следующими характеристиками:
Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
Характерной особенностью мышления ребенка является наглядность.
У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д.
Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.).
С помощью данного вида мышления индивид устанавливает общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.
Мышление включает в себя следующие виды операций:
Словесно-логическое мышление имеет свой алгоритм. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.Например:
Предикативное мышление
Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию пропагандой или мошеннической рекламой.
Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.
Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:
Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга. Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.
В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:
Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).
Продуктивное и творческое виды мышления выходят за пределы наличных фактов, они выделяют в данных предметах скрытые свойства, выявляют непривычные связи, способы решения задачи и т.п.
Если в процессе мышления рождается новое знание или информация для человека, однако не новое для общества, то это продуктивное мышление. Если же в результате мыслительной деятельности появляется новое для человека и для общества, то здесь проявляется творческое мышление.
Мышление человека: определение, особенности и виды
Мышление – это осознанное понимание всех аспектов действительности, суждения о явлениях мира, поиск логических связей и навык абстрактного представления. В этой статье мы расскажем подробно о том, что такое мышление, какими особенностями оно обладает, какие бывают способы мыслительной деятельности человека.
Характерные черты
Необходимо сказать, что наше восприятие мира и его явлений определяется через тот объем знаний, который мы уже имеем. Процесс сравнения между собой различных предметов и явлений – это, можно сказать, именно то, что называют мышлением.
Цели мыслительного процесса – проанализировать и определить связи и свойства новых предметов и явлений, найти решения задач и сформировать новые мысли. Таким образом, познания и умозаключения – то, что дает человеку мышление.
Если взять природу мышления, то оно определяется причинно-следственными связями. Также оно связано с нашей памятью. Ведь благодаря ей мы можем анализировать объемы информации и создавать что-то новое в результате мыслительной деятельности. Именно причинно-следственный тип мышления – это основная способность людей, которая позволяет изучать новое. Однако следует также отметить, что зачастую мы мыслим шаблонами. Но для эффективного изучения окружающей действительности существуют и другие типы мышления.
Работа мышления
Основной задачей мышления является изучение сложной реальности и понимание ее взаимосвязей. При этом мы используем следующие приемы для работы с информацией:
Любой процесс мышления помогает нам усваивать новую информацию. При этом мы применяем три формы мышления, а именно – понятие, умозаключение и суждение.
Сам процесс мышления, к чему оно относится и как проявляется, до сих пор изучают в философии и психологии. При этом подходы различные. Есть понимание, в чем суть мышления, но на некоторые вопросы до сих пор ответов нет.
Мышление имеет несколько стадий развития:
Скорость мышления
Следует сказать, что мы воспринимаем окружающий мир посредством двух типов мышления – быстрого и медленного. Быстрое эвристическое мышление – это неосознанное принятие решений. Оно происходит благодаря жизненному опыту и инстинктам. Работа быстрого мышления происходит в автоматическом режиме. Однако такое мышление не всегда бывает верным. Ведь в процесс принятия решений здесь вмешиваются эмоции, стереотипы и предвзятость.
Также все люди имеют медленное или рациональное мышление. Оно считается ленивым и нуждается в специальном фокусировании и усилиях. При этом информация анализируется. Любую ситуацию можно оценивать как быстрым, так и медленным мышлением, все зависит от рациональности.
Логика и анализ
Следует сказать, что благодаря базовой функции логики мы можем собирать наблюдения в определенную картину мира. Среди базовых функций логики можно выделить следующие:
Очень важным навыком человека является аналитическое мышление. Любое мышление может быть как критичным, так и нет. При некритичности мышления человек не анализирует достоверность информационных источников. Этот навык следует развивать, чтобы не оказаться под влиянием недостоверной информации, которой в настоящее время хватает с избытком. Навык критичности мышления позволяет:
Чтобы быть критичным, нужно обладать следующими навыками:
Необходимо сказать, что у любого критического мышления есть примерно десять правил, которых следует придерживаться: обдумывать информацию, беречь умственные силы, уметь выжидать, понимать свои ограничения, помнить о невосполнимых затратах, оценивать стратегию, помнить о правиле среднего, искать опровержение информации и знать свои ценности. Навык критического мышления позволяет ярко выражать свои мысли и не становиться жертвой клипового мышления.
Научное мышление
Рассуждая о том, какое бывает мышление у человека, следует выделить научное мышление, как один из способов изучения окружающего мира. В таком мышлении есть четкий и жесткий алгоритм нахождения и проверки информации. Для такого мышления определяющим фактором является минимизация личного интереса и применение различных форм анализа.
Творческое мышление
Оно создает новые идеи и открытия. При этом мозг активирует оба полушария, в отличие от обычной мозговой деятельности. Есть мнение, что новые идеи – это творческое смешение старого и нового. Такое концептуальное мышление применяли многие великие люди прошлого, например, Ньютон, Моцарт, Пикассо. Все они зачастую выходили за привычные рамки и нарушали общие правила.
Системное мышление
Системное мышление позволяет почувствовать взаимосвязи между предметами и явлениями, а также определять корреляцию событий. Такое мышление обычно используют для решения проблем. При этом понимается причина возникновения проблемы. Подход системного мышления заключается в нелинейности. Оно позволяет увидеть самые мелкие взаимосвязи, поэтому считается надежным.
Стратегическое и тактическое мышление
Стратегическое мышление – это навык, благодаря которому можно добиться поставленных целей. Если при этом вы владеете специальными техниками, то обладаете стратегическим мышлением. В чем особенность данного типа мышления? Стратегия и тактика взаимосвязаны, так как тактика является частью стратегии. Другими словами, чтобы выполнить долгосрочную стратегическую цель необходимо сделать конкретные тактические действия, которые прозрачны и ведут к исполнению стратегических целей.
Стратегия зачастую является искусством, так как она всегда учитывает множество вариантов развития событий. Поэтому стратегическое мышление – это умение осуществить свои мысли и идеи при большом варианте исходов событий. Стратегия способствует возможности действовать более эффективно, а также развивает память и концентрацию.
Мышление человека нуждается в постоянном развитии. Ведь именно благодаря развитому мышлению мы можем правильно анализировать данные, логически рассуждать и делать грамотные умозаключения, понимать окружающий мир и людей, быстро реагировать на различные ситуации и принимать верные решения. У Викиум есть полезный курс «Развитие мышления». Он научит всему, что должен уметь человек, обладающий острым умом и способностью быстро и эффективно мыслить. Развитое мышление является определяющим фактором успеха в современном обществе.
Мышление
Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели.
Что такое мышление
Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.
То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.
Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.
Виды мышления в психологии
Выделяется несколько видов мышления в психологии.
Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:
Функции и процессы мышления
Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:
При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.
По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.
Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.
Типы мышления
Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории:
В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.
Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.
Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.