Что такое мвз в бюджетировании
Места возникновения затрат
Места возникновения затрат (МВЗ, далее места затрат) представляют собой разграниченные зоны ответственности в масштабах всего предприятия, для которых могут быть рассчитаны затраты с целью их отнесения к соответствующим носителям. Исходя из задач расчета затрат по местам возникновения, можно сформулировать следующие принципы создания мест затрат: для каждого места затрат должны быть определены точные базовые величины, указывающие на источник возникновения затрат; каждое место затрат должно быть самостоятельной зоной ответственности, чтобы можно было подсчитать его экономическую эффективность; согласно принципу экономической эффективности, каждое место затрат должно быть создано таким образом, чтобы все документально подтвержденные затраты легко поддавались учету. Структура мест затрат, в которой учтены вышеперечисленные принципы, может иметь следующий вид: 1. Общие места вознкновения затрат. Это, например, отдел операций с недвижимостью (земельные участки и здания), служба водо- и энергоснабжения, т. е. такие подразделения, которые служат интересам всего предприятия. Результатами осуществляемой ими деятельности пользуются все или почти все места затрат. Тем самым их затраты распределяются соответственно их использованию по смежным с ними местам затрат (распределение внутрипроизводственной продукции). 2. Вспомогательные места производственных затрат. К ним можно отнести, например, ремонтные мастерские, участки подготовки производства и конструкторские бюро. Здесь выполняются вспомогательные функции в рамках основного производственного процесса, протекающего в основных местах производственных затрат. Вследствие этого вышеуказанные затраты следует распределить по смежным с ними местам затрат соответственно степени их вовлеченности в производственный процесс (распределение внутрипроизводственной продукции). Пример классификации мест возникновения затрат Общие места возникновения затрат Места производственных затрат Недвижимость — земельные участки и здания — центральное отопление — уборка и очистка Социально-бытовое обслуживание — столовая — детский сад — социальное обслуживание Производство энергоресурсов — выработка пара — водопровод — снабжение сжатым воздухом Транспортный парк Ремонт и обслуживание Исследования и разработки — лаборатория — испытательная мастерская — конструкторское бюро Места материальных затрат Склад — приемка и выдача товаров — склад сырьевых материалов — склад вспомогательных материалов и ГСМ Отдел закупок Основные места производственных затрат — токарный цех — фрезерный цех — штамповочный цех — сварочный цех — сборка — лакировочный цех Вспомогательные места производственных затрат — планирование производства — подготовка рабочего процесса — изготовление инструментов — промежуточный склад Места затрат на сбыт Реализация внутри страны — зона торговли «север» — зона торговли «юг» — зона торговли «запад» — зона торговли «восток» Реализация за рубежом Служба реализации внутри страны Реклама Экспедиторская служба Места затрат на управление Административное управление Отдел кадров Финансово-бухгалтерская служба — финансовый отдел — отдел управленческого учета — бухгалтерия IT служба, административно-хозяйственный отдел Учебное подразделение 3. Основные места производственных затрат. Примером здесь могут служить токарное производство, штамповочное производство и сборка. На таких участках происходит непосредственная обработка или переработка каждого отдельного изделия. Указанные основные места затрат, собственно, и есть те центры, с которых начинается процесс расчета затрат. 4. Места материальных затрат. Аккумулируют затраты на закупку, складирование, выдачу и проверку материалов. 5. Места затрат на управление. Здесь сосредоточены затраты на административное управление, финансовое управление и на решение других общих задач управления предприятием. 6. Места затрат на сбыт. К ним принадлежат такие, например, сферы деятельности, как продажа, планирование реализации продукции и служба рекламы. Общие и вспомогательные места затрат называются также начальными местами затрат. Они служат исключительно для учета накладных затрат и их дальнейшего отнесения на последующие, смежные с ними основные места затрат. Поскольку все без исключения накладные затраты на изделие, учитываемые при их расчете в местах возникновения, распределяются по обозначенным в пунктах 3 и 6 подразделениям — местам возникновения затрат, то указанные места затрат называются также конечными местами затрат. Затраты, учтенные в конечных центрах затрат, в дальнейшем относятся на носители затрат. Указанные конечные центры затрат можно подвергнуть дальнейшему делению, например, на места возникновения затрат в виде отдельных рабочих мест, отдельных станков или групп станков. Сумма затрат в таком месте возникновения называется затратами на рабочее место. Подобное детальное деление конечных мест затрат хотя и повышает точность расчетов, однако связано со значительными затратами. Так как во многих случаях срочное получение данных о производстве более важно, чем высокая точность последних, обеспечение которой связано с большими затратами времени, то расчет затрат на рабочее место на практике применяется лишь для капиталоемких (затратных) рабочих мест. Смотрите также: Основные виды затрат, Управленческий учет затрат.
Места возникновения затрат (МВЗ, далее места затрат) представляют собой разграниченные зоны ответственности в масштабах всего предприятия, для которых могут быть рассчитаны затраты с целью их отнесения к соответствующим носителям.
Исходя из задач расчета затрат по местам возникновения, можно сформулировать следующие принципы создания мест затрат:
Структура мест затрат, в которой учтены вышеперечисленные принципы, может иметь следующий вид:
1. Общие места вознкновения затрат. Это, например, отдел операций с недвижимостью (земельные участки и здания), служба водо- и энергоснабжения, т. е. такие подразделения, которые служат интересам всего предприятия. Результатами осуществляемой ими деятельности пользуются все или почти все места затрат. Тем самым их затраты распределяются соответственно их использованию по смежным с ними местам затрат (распределение внутрипроизводственной продукции).
2. Вспомогательные места производственных затрат. К ним можно отнести, например, ремонтные мастерские, участки подготовки производства и конструкторские бюро. Здесь выполняются вспомогательные функции в рамках основного производственного процесса, протекающего в основных местах производственных затрат. Вследствие этого вышеуказанные затраты следует распределить по смежным с ними местам затрат соответственно степени их вовлеченности в производственный процесс (распределение внутрипроизводственной продукции).
Пример классификации мест возникновения затрат
Общие места возникновения затрат
Места производственных затрат
Центры финансовой ответственности
Формирование финансовой структуры предприятия, а именно выделение центров финансовой ответственности (ЦФО), — первый шаг на пути к созданию системы бюджетирования. Каждое подразделение компании вносит свой вклад в конечный финансовый результат компании (в виде привлечения дохода или осуществления расходов) и должно нести ответственность за свои действия: осуществлять планировать, отчитываться по результатам. Именно на делегировании ответственности и построен процесс бюджетирования.
Преимущества перехода к управлению по ЦФО очевидны. Разделяя ответственность между подразделениями, мы определяем, кто и за что на предприятии реально отвечает, получаем возможность оценить результаты и оперативно скоординировать действия подразделений, создать грамотную систему мотивации сотрудников для выполнения поставленных задач. Внимание руководителя подразделения концентрируется на показателях работы вверенного ему центра, повышается оперативность и обоснованность принятия управленческих решений. У высшего руководства, наоборот, высвобождается время для выполнения стратегических задач.
Центры бывают разные
Если исходить из понимания бюджетирования как технологии управления, а бюджетов — как инструмента управления, предприятие в таком случае будет являться объектом управления.
Коммерческое предприятие как объект управления в самом простом варианте можно рассматривать как совокупность текущей деятельности (создание и реализация продукции, работ или услуг) и инвестиционной. Текущей деятельности присущи расходы (закупка сырья либо готовой продукции, производство, затраты на реализацию) и доходы (выручка) от реализации продукции, работ или услуг. Разница между текущими доходами и расходами определяется как прибыль (или убыток) от текущей деятельности.
Ответственность за доходы в коммерческой компании, как правило, возлагается на сбытовое подразделение (отдел сбыла или торговый дом). Расходы несут все подразделения, но в большей мере отдел снабжения (закупок), производственные подразделения, склады. Прибыль же в большинстве случаев определяется для всего предприятия, а решения по ее использованию принимает руководство компании.
Таким образом, деятельность предприятия как объекта управления можно разложить на отдельные процессы: закупки, производство, сбыт, инвестиции. Соответственно, структурные подразделения, управляющие данными процессами, можно рассматривать как центры ответственности за их реализацию.
На практике выделяют гораздо больше типов центров ответственности (например, центры маржинального дохода, ответственные за маржинальную прибыль, или венчур-центры, ответственные за инновационную деятельность компании).
Рассмотрим основные типы ЦФО более подробно
Центр доходов — структурное подразделение, ответственное за сбытовую деятельность компании. Ее эффективность определяется максимизацией доходов компании в рамках выделенных для этих целей ресурсов. Может возникнуть вопрос, а не является ли подразделение, ответственное за сбыт, центром затрат на реализацию продукции (рекламные акции, заработная плата менеджеров по продажам и т. д.)? Безусловно, можно определить сбытовое подразделение и как центр затрат, но, учитывая незначительную их долю в сравнении с суммой доходов (являющихся доходами всего предприятия) будем именовать его все же как центр доходов. Инструментами бюджетного управления для данного типа ЦФО выступают Бюджет продаж и Смета сбытовых расходов (назначение, структура данных документов и порядок работы с ними будут рассмотрены в следующих публикациях).
Центр прибыли — структурное подразделение (или компания в целом), ответственное за финансовый результат от текущей деятельности. В большинстве случаев ответственность за текущую прибыль (или убыток) несет руководство компании. В отдельных случаях в составе компании могут выделяться центры прибыли, ответственные за финансовый результат по какому-либо виду деятельности. В составе центра прибыли могут находиться нижестоящие по иерархии центры дохода и центры затрат. Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО (не считая Бюджетов продаж, закупок, затрат) выступает Бюджет доходов и расходов (БДР).
Центр инвестиций — структурное подразделение (или компания в целом), ответственное за эффективность инвестиционной деятельности. Традиционным заблуждением является определение в качестве центра инвестиций подразделения, занимающегося планированием и контролем инвестиционной деятельности (например, инвестиционного управления). Дело в том, что окончательные решения инвестиционного характера принимает руководство компании и несет за них всю полноту ответственности. Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО выступает Бюджет инвестиций, а также Прогнозный баланс (или Бюджет по балансовому листу). В масштабах всего предприятия, как правило, центр инвестиций совпадает с центром прибыли и, в таком случае, центр ответственности определяют как центр прибыли и инвестиций.
Таким образом, тип ЦФО определяет права и ответственность структурного подразделения за назначенные для него финансовые показатели, являющиеся составной частью финансового результата компании в целом.
Совокупность взаимоувязанных и соподчиненных центров ответственности, представляет собой финансовую структуру компании, которая основана на организационно-функциональной структуре, но не всегда с ней совпадает. Несколько подразделений компании могут быть определены как один ЦФО (например, службы аппарата управления могут быть определены как центр затрат во главе с руководителем компании), в то же время, несколько ЦФО могут быть выделены в рамках одного структурного подразделения (например, в рамках торгового дома могут быть выделены отдельно центр доходов оптовой торговли и центр доходов внешнеэкономической деятельности). При выделении центра финансовой ответственности необходимо учитывать возможность четкого определения перечня продукции, работ или услуг, предоставляемых внешним клиентам либо внутренним структурным подразделениям. Для центра финансовой ответственности характерна финансовая самостоятельность, то есть его руководитель должен иметь возможность определять и управлять финансовым результатом ЦФО. Деятельность центра ответственности планируется и контролируется через систему ключевых показателей.
«Ключевое» отступление
Целью данной статьи не является полноценное описание системы ключевых показателей эффективности деятельности ЦФО, поэтому мы лишь кратко определим их.
Ключевыми показателями для центра доходов являются объемы продаж, денежных поступлений, состояние дебиторской задолженности, объемы затрат, связанных с реализацией продукции, на собственное содержание и др.
Ключевыми показателями центра затрат являются объемы выполняемой работы (производственные задания), качественные показатели по выпуску продукции, величина и структура затрат на выпуск продукции и ее себестоимость, показатели эффективности использования средств производства и трудовых ресурсов и др.
Деятельность центра прибыли оценивается по всем вышеперечисленным показателям, а также по показателям финансовой и экономической эффективности текущей деятельности: рентабельность, структура оборотного капитала, доходность активов и пр.
Показатели центра прибыли и инвестиций дополнительно к указанным включают показатели эффективности инвестиционной деятельности (период окупаемости, ROI) и финансового состояния предприятия в целом (такие, как коэффициенты финансовой независимости и устойчивости и др.).
Система ключевых показателей эффективности деятельности ЦФО служит основой для построения бюджетной модели. Часть из них могут прямо включаться в бюджетные формы (например, задание по выручке), часть не относится прямо к бюджетным показателям (например, рентабельность). При использовании бюджетирования сверху вниз показатели эффективности служат также основой для формирования бюджетных заданий. В любом случае при определении ключевых показателей эффективности нужно учитывать, что они должны иметь численное значение, носить однозначный характер и содержаться в системах учета.
Возвращаясь к теме центров финансовой ответственности, определим основные этапы формирования финансовой структуры.
Вначале необходимо определить центр инвестиций, то есть подразделение, ответственное за эффективность использования полученной в рамках текущей деятельности прибыли. На практике, в большинстве случаев, центром инвестиций назначается само предприятие в целом, так как только его руководство определяет инвестиционную политику, структуру и величину основных средств и контролирует финансовое состояние компании в целом. Ответственность за деятельность предприятия включает в себя и контроль текущей деятельности, поэтому чаще всего данный центр определяется как центр прибыли и инвестиций.
В состав центра прибыли и инвестиций входят выделенные центры доходов и центры затрат. При наличии структурных подразделений, ответственных за финансовый результат по отдельным видам бизнеса (например, производственные предприятия, входящие в холдинг, имеющие обособленные рынки сбыта, собственных поставщиков, самостоятельно определяющие политику ценообразования, но не принимающие решения по инвестированию полученной в результате текущей деятельности прибыли), в одном ряду с центрами доходов и центрами затрат формируют центры прибыли. Центры прибыли могут быть сформированы не только на базе обособленного структурного подразделения, но и в составе нескольких структурных единиц различных подразделений компании, находящихся в рамках одной технологической или продуктовой цепи. Далее в составе такого центра прибыли выделяются свои, подчиненные ему центры дохода и центры затрат. Последующее выделение центров зависит от сложности организационной структуры и необходимости делегирования полномочий (например, в составе центра затрат могут быть выделены нижестоящие по структуре центры затрат). Пример подобной структуры представлен на рис. 1.
Рис. 1 Сложноподчиненная структура ЦФО
Таким образом, выстраивается иерархия центров финансовой ответственности, определяющая финансовую структуру компании. Сформированный набор центров ответственности и их иерархия закрепляется внутренним регламентным документом — «Положением о финансовой структуре компании», который включает в себя описание типов ЦФО, их состав и иерархию, полномочия руководителей, порядок исчисления (планирования и учета) финансовых результатов деятельности на основе применения системы ключевых показателей. Этот документ разрабатывается финансовым директором (либо подразделением, подотчетным ему) и утверждается генеральным директором (президентом) компании. Руководители структурных подразделений наделяются правом вносить предложения по изменениям и дополнениям в данный документ.
Подводя итоги, можно отметить, что мы рассмотрели только одну из нескольких составляющих технологии бюджетного управления — управление по центрам финансовой ответственности. Другими важными составляющими являются: система ключевых показателей эффективности деятельности ЦФО, бюджетная модель (состав и взаимосвязь показателей бюджетных форм), бюджетный регламент, методика план-фактного и факторного анализа исполнения бюджетов и другие. О них мы детально расскажем в следующих номерах журнала.
Принципы разработки классификаторов затрат
Вихров А.А., Ведущий консультант отдела управленческих технологий Департамента управленческих технологий и проектирования учетных систем аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем». Окончил факультет экономики и управления Уральского государственного технического университета по специальности «Информационные системы в экономике». Занимался разработкой систем управленческого учета и бюджетирования в группе компаний «Ява», Объединенной металлургической компании, ОАО «РЖД». Автор ряда научных публикаций. (Москва)
При построении систем управленческого учета и бюджетирования финансовые менеджеры компаний сталкиваются с необходимостью разработки классификаторов, в том числе классификаторов затрат. Система классификаторов — это фундамент управленческого учета. Данную статью можно рассматривать как методическое и практическое руководство по формированию целостной системы справочников для управления затратами, которая должна отвечать потребностям бюджетной системы и быть эффективной с точки зрения постановки учетного процесса. В рамках предлагаемой концепции особое внимание уделено местам возникновения затрат, их классификации и принципам выделения. Кроме того, определяется положение классификаторов затрат в общей системе классификаторов, а также их значение для бюджетирования.
Большинством российских компаний вопрос о необходимости формирования системы управленческого учета давно решен положительно. Цели ее внедрения очевидны, укажем только две основные: обеспечение планирования, координации, контроля производства и мотивации менеджеров посредством системы бюджетирования; предоставление руководству компании информации, необходимой и достаточной для принятия стратегических и оперативных управленческих решений, таких как выбор оптимального портфеля продукции и объема производства, установление цены, покупка/производство, инвестиции/дезинвестиции в подразделение или продукт и т. д.
В процессе разработки системы управленческого учета после определения финансовой структуры предприятия, круга основных пользователей системы и их требований возникает необходимость формирования классификаторов. Система классификаторов — это своего рода фундамент управленческого учета. Она лежит в основе бюджетных форм и их взаимосвязей, форм отчетности, методов калькуляции, структуры информационных систем.
Изменение уже используемых классификаторов — длительный и трудоемкий процесс, поскольку зачастую сложно установить, в каких методологических документах и информационных системах они уже применяются.
Иногда основное внимание уделяют составлению бюджетных форм или форм отчетности, на основании которых затем разрабатывают систему классификаторов. Для нее в этом случае характерны следующие недостатки: односторонность: обеспечивает только одну функцию управления (планирование, учет, контроль или анализ); негибкость: основанная на конкретных формах отчетов, она не позволяет составлять другие отчеты с использованием тех же данных; недостаточная полнота и несогласованность: системы бюджетов и отчетов могут не полностью представлять все аспекты финансово-хозяйственной деятельности.
Необходимо понимать, что разработка системы классификаторов — это самостоятельная деятельность, в которой можно использовать имеющиеся бюджетные и отчетные формы как материал, но нельзя непосредственно переносить их в классификаторы. Следует с самого начала тщательно подойти к построению оптимальной системы классификаторов, которая не потребует переработки в дальнейшем. Ниже рассмотрены принципы составления классификаторов, сформулированные на основе опыта работы в этой области.
Общие принципы разработки системы классификаторов
Начнем с необходимых определений. Под классификатором подразумевается систематизированный перечень каких-либо объектов (свойств объекта). Отдельные элементы классификатора называются позициями.
Система классификаторов предназначена для систематизированного представления объектов управления, необходимого для осуществления управленческого процесса. Поэтому она должна строиться на основании требований процесса и характера объектов управления.
Процесс управления можно разложить на четыре составляющие: планирование, учет, контроль и анализ. Рассмотрим требования к системе классификаторов применительно к этим составляющим.
1. Единство классификаторов для учета и планирования. При проведении контроля сопоставляются плановые и фактические данные, что требует использования в системах планирования и учета единых классификаторов.
2. Возможность применения техники управленческого анализа. Для осуществления планирования, контроля и анализа необходимо применять технику управленческого анализа, классифицировать объекты в зависимости от их поведения, характера и т. п. Например, запасы разделяют на группы А, В, С по значимости, затраты — на переменные и постоянные в зависимости от поведения и т. п.
3. Согласованность. Классификаторы взаимосвязанных объектов должны быть одинаковы или сопоставимы. Это дает возможность производить последовательное сквозное планирование, например, на основании бюджета затрат формировать бюджет закупок, а на основании бюджета закупок — бюджет платежей.
Примеры основных цепочек классификаторов, которые необходимо согласовывать:
виды дебиторов — виды доходов — носители затрат — для планирования и контроля продаж, расчетов с дебиторами и рентабельности видов продукции;
элементы затрат — виды материалов, услуг, оплаты труда — виды кредиторов — для планирования и контроля использования, закупки ресурсов и расчетов за них.
4. Привязка к центрам ответственности. Поскольку классификаторы описывают объекты управления, они должны соотноситься с субъектами управления — центрами ответственности, т. е. за каждой статьей должен быть закреплен центр ответственности, а каждому центру ответственности должен соответствовать набор статей классификаторов. Например, центр ответственности «Служба главного энергетика» может отвечать за позиции «Расчеты по электроэнергии» справочника кредиторов, «Запчасти для ремонта энергооборудования» справочника материалов и «Энергоцех» справочника мест возникновения затрат.
5. Нормализованностъ. Каждый объект учета должен быть представлен в одном классификаторе, а каждый классификационный признак — только один раз. Это упрощает учет и обеспечивает необходимую гибкость формирования отчетности. В теории баз данных подобная оптимизация количества позиций справочников называется нормализацией. Например, при использовании единого справочника «Статьи в разрезе элементов» при наличии 10 статей и 10 элементов получается справочник из 100 позиций. На его основе можно сформировать отчет «Статьи в разрезе элементов», но построить отчет «Элементы в разрезе статей» — сложно. Также непросто изменить или добавить дополнительный элемент — это придется сделать в каждой статье. Разделение на справочники статей и элементов позволяет избежать этих проблем.
6. Полнота и прозрачность. Позиции каждого классификатора в совокупности должны полностью описывать объект со степенью детализации, необходимой для контроля всех его значимых аспектов. Для этого достаточно, чтобы в классификаторе присутствовала позиция «Прочие», на которую приходилось бы не более 5% от общей суммы по всем позициям классификатора.
7. Однозначность и взаимоисключаемость. Каждая позиция классификатора должна однозначно описывать объект, при этом все статьи должны быть взаимоисключаемы: любая операция соотносится только с одной статьей. Этот принцип наиболее значим для учета. При этом название позиции следует сделать коротким (не более трех-четырех слов), иначе оно не будет помещаться в печатные и электронные формы. В случае если краткое наименование непонятно, соответствующие пояснения даются в методике. Например, если статья «Ремонт оборудования» разделяется на позиции «Текущий» и «Капитальный», в методике должно быть пояснено, чем именно отличаются эти виды ремонта.
Все описанные выше требования к системе классификаторов для управления сведены в табл. 1.
Требование/Составляющая процесса управления | Планирование | Учет | Контроль | Анализ |
Единство классификаторов для учета и планирования | Х | Х | Х | |
Возможность применения техники управленческого анализа | Х | Х | Х | |
Согласованность | Х | Х | ||
Привязка к центрам ответственности | Х | Х | ||
Нормализованность | Х | Х | ||
Полнота и прозрачность | Х | Х | Х | |
Однозначность и взаимоисключаемость | Х |
Особенности классификации затрат
Принципы формирования классификаторов затрат следует рассмотреть более подробно, т. к. система управления затратами является основной и наиболее сложной частью управленческого учета.
Рассмотрим сущность затрат как объекта управления. Затраты возникают при использовании экономических ресурсов в процессах производства и реализации продукции, а также во вспомогательных процессах. Исходя из этого, данную систему можно разложить на управление: себестоимостью продуктов; эффективностью процессов; использованием ресурсов.
Для управления себестоимостью продуктов необходимо точно соотнести понесенные в периоде затраты с произведенными продуктами. Для отражения всех затрат, связанных с производством продукта, предназначен справочник носителей затрат. Он включает в себя все продукты и услуги, производимые предприятием, в том числе для собственного потребления.
Наиболее простой и точный способ — прямо отнести все потребленные ресурсы на произведенные продукты, однако его можно использовать только в некоторых видах единичного производства (например, в строительстве). На большинстве современных предприятий, характеризующихся механизированным и автоматизированным массовым производством, на продукты можно прямо отнести только малую часть ресурсов (преимущественно основные материалы), сформировав таким образом прямые затраты. Все остальные затраты (косвенные по отношению к носителям затрат) можно прямо сопоставить только с местами их возникновения (МВЗ). Для определения эффективности бизнес-процессов, контроля деятельности подразделений и распределения затрат на носители необходимо выделить процессы, осуществляемые в каждом МВЗ, установить их измерители и на этом основании перенести затраты или на носитель, или на другое МВЗ. С этой целью формируется справочник МВЗ.
Для управления эффективностью процессов необходимо сопоставлять измеритель процесса и затраты на него. Если в долгосрочном периоде все затраты должны быть обусловлены только измерителем, то в краткосрочном периоде поведение затрат в пределах одного МВЗ более сложно. Для управления затратами в разрезе основного и вспомогательных процессов, а также для разделения их по поведению в пределах одного МВЗ вводится справочник статей затрат.
Схематично представление бизнес-процессов справочниками МВЗ и статей показано на рис. 1.
Управление использованием ресурсов осуществляется с помощью справочника элементов затрат. В табл. 2 представлены задачи управления затратами и необходимые для них классификаторы.
Управление/классификаторы | Носителей затрат | МВЗ | Статей | Элементов |
Себестоимостью продуктов | Х | Х | ||
Эффективностью процессов | Х | Х | ||
Потреблением ресурсов | Х |
Классификация носителей затрат
Поскольку носители затрат — все производимые предприятием продукты, состав этого классификатора полностью зависит от специфики бизнеса.
Его статьи можно разделить на следующие группы: продукция/внешние работы, услуги/внутренние работы, услуги. Дополнительно для работ и услуг можно использовать вспомогательный справочник заказов, на котором будут отражаться затраты по каждой конкретной работе, услуге. Такой справочник иногда целесообразно использовать и для серийной продукции (например в авиастроении).
Классификация мест возникновения затрат
Место возникновения затрат (МВЗ) — структурное подразделение предприятия (далее именуемое структурной единицей), которое характеризуется тем, что производимые в нем процессы являются причиной возникновения затрат. Местами возникновения затрат могут быть рабочие места, отдельные агрегаты, участки, бригады, цеха, отделы.
Название МВЗ должно отражать процесс, который в нем производится (например «Участок обжига извести», «Газоспасательная станция», «Служба качества»). Это позволяет рассматривать себестоимость как в разрезе МВЗ, так и в разрезе процессов. При этом отпадает необходимость в отдельных статьях, обозначающих процессы.
По отношению к производству МВЗ делятся на основные и общие.
К основным МВЗ относятся структурные единицы, напрямую вовлеченные в производство готовой продукции (полуфабрикатов) или оказывающие услуги другим основным МВЗ. Они оцениваются по двум критериям: объему деятельности (измеритель) и количеству затрат. Среди основных МВЗ можно выделить: первичные МВЗ (основные подразделения: цеха, участки, бригады), которые напрямую связаны с производством готовой продукции, работ, услуг или полуфабрикатов (их затраты непосредственно переносятся на носители затрат пропорционально объему деятельности в МВЗ по изготовлению каждого продукта); вторичные МВЗ (вспомогательные подразделения: цеха, участки, бригады, в том числе в составе основных производственных цехов, не вошедших в состав первичных МВЗ), которые предоставляют услуги другим основным МВЗ (их затраты переносятся на другие МВЗ напрямую, через внутренние заказы или произведенную продукцию).
К общим (накладным) МВЗ относятся подразделения, не участвующие непосредственно в производстве. Их затраты нельзя разнести на носители затрат или на счета других центров затрат посредством объективно измеряемых единиц объема услуг (деятельности). Они включают: сбытовые МВЗ, которые отвечают за реализацию продукции (их затраты относятся на период с возможным разделением по видам продукции); материальные МВЗ (склады, кладовые), которые отвечают за приобретение и хранение материалов (их затраты могут относиться на МВЗ — потребителей материалов или на период); общецеховые и административные МВЗ (администрация цеха, лаборатория, административные службы предприятия), которые ответственны за управление, администрирование производственным процессом, а также его поддержку (их затраты разносятся на производимую продукцию как накладные — пропорционально фонду оплаты труда или другой подобной базе, либо относятся на период).
Общие принципы выделения МВЗ
Основой для разработки структуры МВЗ служит следующая информация: организационная и финансовая структура предприятия; схема производственного процесса; схема движения материальных, энергетических и информационных потоков.
При выделении МВЗ следует руководствоваться следующими общими принципами: территориальная и функциональная обособленность предприятия; возможность организации учета затрат; значительный объем возникающих затрат; соответствие структуре центров ответственности. Границы МВЗ (группы МВЗ) должны совпадать с границами центров ответственности. Для этого необходимо, чтобы МВЗ (группы МВЗ) были организационно обособлены.
Исходя из организационной и финансовой структуры предприятия и в соответствии с данными принципами строится первоначальная структура МВЗ с их группировкой по видам.
Порядок выделения МВЗ
Анализ первичной структуры выявляет необходимость слияния или разделения некоторых МВЗ.
Для основных МВЗ должно выполняться следующее условие. Существует единая, типичная измеряемая единица (измеритель), которую можно использовать для измерения объема услуг (деятельности), предоставляемых каждым МВЗ. Если вся продукция однородна (например, чугун), выпуск может выражаться в количестве продукта, в других случаях работу агрегата целесообразнее определять в машино-часах. Этот измеритель позволяет распределять затраты, возникшие в МВЗ, на носители затрат или на другие МВЗ. Если нельзя применить единый измеритель, МВЗ должно быть присоединено к другому основному МВЗ или отнесено к общим.
Далее производится анализ производственного процесса в первичных МВЗ для выделения участков или агрегатов в качестве отдельных МВЗ. Это возможно в следующих случаях.
1. Перед группой участков происходит разветвление технологической цепочки. Это означает, что продукт в дальнейшем может обрабатываться на разных участках, на каждом из которых возникают затраты. Например, после штамповки заготовка попадает в цех механической обработки для отделки на одном из многих станков. При использовании «котлового» учета невозможно установить реальные затраты по переделке продукта, учитывающие стоимость работы на этих участках, а также сравнить выработку и затраты на каждом из альтернативных агрегатов.
2. Зависимость поведения затрат от выпуска продукта различна на каждом участке цепочки. Объем продукции, изготовленной на одном агрегате (например, в постоянно работающей печи), мало влияет на количество затрат, а на другом (например, прокатном стане) — существенно, поэтому отнесение таких участков в одно МВЗ затрудняет разделение затрат на постоянные и переменные.
3. На промежуточном складе полуфабрикатов скапливаются значительные запасы продукта. В этом случае затраты на его обработку будут учтены в стоимости запаса, а не распределены на весь выпуск.
Затем проводится анализ вторичных МВЗ. Вспомогательное подразделение квалифицируется как МВЗ при наличии хотя бы одного из факторов: подразделение выполняет работы (услуги) более чем для одного МВЗ-потребителя. Большая часть вспомогательных цехов на предприятиях относится к этой группе (например, автотранспортный цех, котельная, инструментальный цех); осуществляется контроль соответствия затрат и результатов деятельности подразделения.
В случае если МВЗ, определенное на первоначальном этапе как вторичное, не отвечает этим условиям (например, участок химических отходов осуществляет утилизацию отходов только для одного МВЗ), оно присоединяется к МВЗ, для которого оказывает услуги.
Классификация статей затрат
Помимо основного, в каждом МВЗ протекают вспомогательные процессы, связанные с поддержанием в работоспособном состоянии средств производства, обеспечивающих выполнение основного процесса и управление. При этом в краткосрочном периоде только переменная составляющая затрат на основной процесс зависит от объема деятельности (измерителя) МВЗ. Исходя из этого, а также из возможности применения техник управленческого анализа и привязки к центрам ответственности, предлагается выделять для каждого МВЗ следующие базовые статьи (табл. 3).
Вид затрат | Измеритель процесса в МВЗ | Ответственное лицо (пример) | Используемые ресурсы (пример) |
Основной процесс (переменные) | Текущее значение измерителя | Начальник цеха, мастера смен | Материалы Технологическая электроэнергия Сдельная зарплата основных рабочих |
Основной процесс (постоянные) | Плановое (максимальное) значение измерителя | Начальник цеха, мастера смен | Повременная зарплата основных рабочих Вода на охлаждение оборудования |
Содержание и ремонт оборудования | Показатель сложности и изношенности оборудования | Начальник цеха, главный механик | Зарплата ремонтных рабочих Смазочные и обтирочные материалы Запчасти |
Содержание и ремонт зданий и коммуникаций | Площадь зданий | Начальник цеха, отдел капстроительства | Отопление Освещение Инвентарь Запчасти |
Управление и организация труда | Численность персонала | Начальник цеха, отдел охраны труда, служба персонала | Зарплата аппарата управления Спецодежда Командировочные Услуги связи, охраны, реклама и т. п. |
Прочие процессы |
Эти статьи могут при необходимости детализироваться по поведению и периодичности возникновения затрат.
Статьи, связанные с содержанием и ремонтом, разбиваются на относящиеся отдельно к содержанию, текущему и капитальному ремонту, — эти виды работ производятся с разной периодичностью. Иногда в такой статье можно выделить переменную составляющую.
Статьи по управлению и охране труда разделяются на отражающие дискреционные (к ним относятся разовые затраты, возникающие в результате решения руководителя, например, на рекламу, консультационные услуги или командировки) и обусловленные затраты.
Для носителей затрат следует применять классификатор статей, разделяющий себестоимость продукции на прямые, косвенные переменные и косвенные постоянные расходы. Такой классификации достаточно для проведения анализа рентабельности продуктов.
Для выделения амортизации в отчетности (с целью расчета EBITDA — Earnings Before Interest, Taxes Depreciation and Amortization и подобных показателей) в справочниках статей дополнительно может выделяться позиция «Амортизация».
Классификация элементов затрат
Элемент затрат представляет собой вид экономического ресурса, используемого для осуществления процессов производства. Основными элементами затрат являются: оплата труда, отчисления на социальные нужды, расходы на материалы и услуги, амортизация, прочие затраты. Кроме того, в качестве отдельного типа ресурса можно рассматривать внутренние услуги. Анализ по элементам необходим для оценки потребностей в конкретных ресурсах, а также для текущего контроля их потребления (например, с помощью лимитно-заборных карт). Поэтому целесообразно детализировать приведенные выше статьи исходя из: структуры основных потребляемых ресурсов, потребности в планировании количества таких ресурсов (однородных групп ресурсов); разделения по центрам ответственности; взаимосвязи с ресурсными справочниками.
Пример справочника элементов (фрагмент справочника металлургического завода).
— лом
— чугун
— ферросплавы
— прочие основные материалы
— проектные услуги и НИОКР
— агентские услуги
— таможенные услуги, сертификация
— аудиторские и консультационные услуги
Для облегчения планирования закупок ресурсов на основании бюджета затрат, а также для проведения сквозного анализа следует обеспечить сопоставимость справочника элементов затрат и ресурсных справочников. Этого можно достичь как параллельной разработкой этих справочников, так и отказом от справочника элементов затрат. В этом случае виды ресурсов формируются на основе аналитических резервов корреспондирующих счетов. Например, виды материалов устанавливаются по классификатору материалов, т. е. в качестве элемента каждой номенклатурной позиции, списанной на затраты, берется вид, к которому относится данный материал (так, феррованадий относится к виду «Ферросплавы» в классификаторе материалов).
Место классификаторов затрат в системах планирования и учета
Как видно из схемы (рис. 2), классификаторы применяются, с одной стороны, в качестве аналитики (субконто) счетов бухгалтерского учета, с другой — для обозначения статей бюджетов.
На этом рисунке показаны счета бухгалтерского учета (РСБУ), поскольку они используются на всех предприятиях и на их основе часто строится управленческий учет. Вместо них могут употребляться аналогичные по содержанию счета системы управленческого учета, если последняя формируется независимо.
Примеры отчетных форм
Каждый классификатор представляет собой некое измерение, ось координат, поэтому на основе комбинаций справочников можно составлять отчеты, предоставляющие информацию для различных целей. Рассмотрим наиболее типичные примеры.
Отчет о себестоимости произведенной продукции. Он содержит следующие данные: виды продукции/объем выпуска/прямые затраты/косвенные переменные затраты/косвенные постоянные затраты.
Подобный отчет в сочетании с отчетом о доходах может способствовать принятию управленческих решений, касающихся: изменения структуры, объема и цен реализации (на основе анализа маржинальной прибыли по продуктам); мотивации менеджеров по продажам (на основе выполнения плана по маржинальной прибыли); выбора альтернативы: производить самостоятельно/покупать на стороне (на основе сравнительного анализа себестоимости продукции собственного производства и рыночных цен на аналогичную продукцию); инвестиций/дезинвестиций в продукт (на основании анализа прибыли по продуктам).
Составленный по аналогичной форме бюджет позволяет прогнозировать прибыль компании.
Отчет о деятельности МВЗ.
Наименование МВЗ
Наименование измерителя
Величина измерителя
Переменные затраты
Элемент 1
Переменные затраты на измеритель
Постоянные затраты — статья 1
Элемент 1
Всего затрат
Всего затрат на измеритель.
Этот отчет может служить базой для принятия таких управленческих решений, как: мотивация менеджеров подразделений (на основе выполнения плана по переменным затратам на единицу выпуска, постоянным затратам на период); инвестиционные или иные мероприятия по повышению эффективности деятельности МВЗ (на основе сравнения производительности с отраслевым или иным нормативом).
Отчет о потребленных ресурсах (затраты по элементам).
Наименование МВЗ
Элемент 1
Элемент 2
Этот отчет обеспечивает необходимой информационной базой управленческие решения, связанные с: разработкой норм потребления ресурсов при планировании и контроле (на основе анализа данных за несколько периодов); выявлением причин отклонений (ценовых/количественных, по типам ресурсов), группировкой отклонений по причинам и центрам ответственности, мотивацией менеджеров и пересмотром норм.
Составленный по аналогичной форме бюджет позволяет рассчитать потребность в ресурсах для планирования закупок и платежей.
Отчет о затратах на содержание и ремонт оборудования: наименование МВЗ затраты на ремонт оборудования.
Отчет может служить основой для управленческих решений относительно: мотивации руководителя центра ответственности, функционально отвечающего за ремонт оборудования (например, отдела главного механика); замены оборудования (если затраты на ремонт превышают затраты на новое оборудование).
При внедрении системы управленческого учета необходимо тщательно подойти к разработке системы классификаторов. Оптимально разработанная система классификаторов не потребует в дальнейшем серьезных переработок, влекущих за собой переработку всей системы управленческого учета.
В первую очередь необходимо определить основные требования к системе классификаторов на базе особенностей процесса и объекта управления. После этого в соответствии со сформулированными принципами осуществляется разработка классификаторов. Для управления затратами формируются классификаторы носителей, мест возникновения, статей и элементов затрат.
В завершение осуществляется привязка классификаторов к учетной и бюджетной подсистемам в виде справочников счетов и статей бюджетов.
1. Друри К. Управленческий и производственный учет. — М.: ЮНИТИ, 2002.
2. Управленческий учет: официальная терминология CIMA. — М.: ФБК-Пресс, 2004.
3. Мюллендорф Р., Карренбауэр М. Производственный учет. — М.: ФБК-Пресс, 1996.
4. Николаева С. А., Шебек С. В. Корпоративные стандарты от концепции до инструкции: практика разработки. — М.: Книжный мир, 2003.
5. Врублевский Н. Д. Управленческий учет издержек производства: теория и практика. — М.: Финансы и статистика, 2002.
6. www.imanet.org.
7. www.cimaglobal.com.
© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021