Что такое музыкальный квадрат
Основные музыкальные термины для перкуссиониста
В статье для записи ритмов используется буквенная нотация, более подробно смотрите страницу «обозначение основных ударов».
Понятие времени неразрывно связанно с понятием ритма, обозначающим циклически воспроизводящиеся процессы. В мифологическом контексте ритм — это прежде всего ритм жизни, проявляющийся во всех ее феноменах и на всех уровнях. Барабанный ритм — это рисунок, состоящий из распределения акцентированных ударов и предполагающий его многократное повторение. В музыке ритм — это скелет, её несущая конструкция. Чувство ритма — вид памяти, который хранит соотношения длительностей. То есть нужно запомнить (почувствовать), сколько времени должно пройти между двумя событиями, в нашем случае ударами по барабану. Значит, чувство ритма — это разновидность памяти, а память можно развивать. Для развития ритмической памяти можно использовать технику проговаривания ритмов с одновременным прохлопыванием тактовых долей. В индийской традиции подобная техника речевого ритма называется «коннакол». Персидские и андалузские ритмы также произошли от поэтических форм, выраженных в ритме.
Музыкальный Метр
Метр описывает общее ощущение ритма или распределение акцентированных ударов на метрономной сетке. Важнейшей характеристикой метра является его размер, а именно набор из двух чисел. Первое определяет число стандартных долей в такте, второе — относительную длительность стандартной доли. Иногда говорят о двойном или тройном метре для описания деления ритма на доли. Если такты имеют однотипную структуру, то размер метра справедлив для всего произведения. Если разную, то размер нужно указывать для каждого такта. По умолчанию, доли в пределах каждого такта имеют разную степень акцентированности, пусть даже и условной. Соответственно выделяются сильные и слабые доли. Акцентированность сильных долей тоже неоднородна в пределах такта.
Однако для этнической и восточной музыки понятие метра и его размера являются условностью, так как изначально понятие метра на Востоке связано с поэтическим ритмом. В случае балканских ритмов распределение сильных долей на метрономной сетке носит ассиметричный характер и, например, ритм аналогичный турецкой карсиламе на 9/8 может восприниматься как ритм на 4, у которого 4-я доля растянута.
Следует добавить, что исполнитель может в своей интерпретации допускать некоторое отклонение от формально записанного метра для более тонкого выявления ритма. Некоторые удары ритма могут не совпадать с сильными и даже слабыми долями.
Цифры над строкой
1-+-2-+-3-+-4-+-
означают метрическую строку на 4/4. Плюсик означает слабую долю «и». При работе с метрономом каждая цифра является сигналом и соответствующим счётом. Полезно также при игре ритмов считать вслух и чувствовать ритм телом, например отбивать удары метронома ногой. Однако следует помнить, что во время выступлений лишние движения ногами будут отвлекать зрителя.
Cкорость исполнения ритма, определяемого частотой (количество ударов в минуту) основных долей.
Базовый темп для человека равен ритму спокойного сердцебиения — 60 ударов в минуту.
Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempus» — время.
Для точного измерения темпа служит метроном.
Чтобы вырабатывать стабильное чувство темпа, следует играть под метроном, с длительными паузами между ударами для проверки точности возвращения в ритм.
На сегодняшний день шкала градаций темпов по метроному Мельцеля остаётся наиболее эффективным темповым обозначением в классической музыке. Основные темпы классической европейской музыки в порядке возрастания:
Медленные темпы:
граве: 40–48, значительно, торжественно, тяжело;
ларго: 44–52, широко;
адажио: 48–56, спокойно;
ленто: 50–58, медленно;
Cредние темпы:
анданте: 58–76, в характере шага (букв. «идущий»)
модерато: 76–96, умеренно, сдержанно;
Для прослушивания разных темпов, вы можете воспользоваться метрономом-онлайн.
В наше время также актуальны темпы электронной музыки.
Транс (Trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 90-е. Отличительными чертами стиля являются: темп от 130 до 150 ударов в минуту (bpm). В трансе обычно используется прямой бит.
Подстили транса:
Full on: 140-150
Psy : 146-155
Dark: 160 и более ударов в минуту.
Хаус (House) — жанр электронной музыки, зародившийся дэнс-диджеями в начале 1980-х годов в Чикаго. Темп этой музыки довольно статичен. Обычно он колеблется около 130 ударов.
Техно (Techno) — это жанр электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов в Детройте. Он характеризуется искусственностью звука, акцентом на механических ритмах. Для техно характерен темп от 135 ударов до 145 ударов в минуту.
В ближневосточной музыке одни и те же ритмические структуры с разными темпами называются по-разному. Например, быстрый «максум» называется фаллахи, а быстрая «вахда» называется «мальфуф».
Такт — единица музыкального метра, начинающаяся с наиболее сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе. Такт объединяет в себе ритм (соотношение длительностей) и метр (сочетание сильных и слабых долей). В классической нотной записи такты отделены чертой. В учебнике такты отделены двоеточием или переносом.
Если после двоеточия стоит цифра, это означает повторение такта означенное количество раз. Если в конце строки двоеточия не стоит, это означает, что фраза заканчивается на другой строке.
Знак 😡 с цифрой означает повторение блока указанное количество раз
Структура трека
Полезная статейка для грамотного распределения всех частей трека.
Типичная структура танцевального трека выглядит примерно так:
Теперь разберемся с терминами:
4 такта в свою очередь образуют квадрат.
По этому правилу «4х4» строится вся электронная музыка.
Для простоты 2 квадрата называют «двойкой«, реже большим квадратом.
Вот и вся музыкальная математика! )))
Ниже на рисунке представлено wave отображение квадрата на примере бит партии стиля House:
Трек следует следующий схеме:
Вступление (16 тактов)
Проигрыш (26 тактов)
Куплет (16 тактов)
Проигрыш (8 тактов)
Брейк №1 (4 такта)
Припев (16 тактов)
Инструментальный припев (16 тактов)
Брейк №2 (16 тактов)
Брейк №3 (8 тактов)
Припев (16 тактов)
Проигрыш (32 такта)
Инструментальный припев (16 тактов)
Окончание (32 такта)
Эта структура хорошо иллюстрирует общие принципы построения танцевальной композиции. Вначале идет вступление – обычно чистая бочка, к которой постепенно добавляются другие инструменты и элементы вокала. Вступление может прерываться брейком, чтобы обратить внимание танцпола на разворачивающуюся картину композиции. Иногда, как сейчас, сразу после вступления идет инструментальный припев, или «хук», который без лишних предисловий дает понять гостям на танцполе, что перед ними за трек.
После инструментального припева начинается куплет, который сменяется припевом, и так два-три раза. После второго или третьего куплета идет инструментальный проигрыш, скатывающийся в главный брейк, где бочка вообще исчезает: это самый драматический момент трека. Во время брейка напряжение растет, и, когда танцпол уже визжит от предвкушения, бит возвращается и трек взрывается кульминацией – последним припевом, который может повторяться несколько раз. За последним припевом может следовать еще раз припев инструментальный, после которого трек уходит в окончание, возвращаясь к чистой бочке.
Легко заметить, что все составляющие трека переходят друг в друга через определенное количество тактов. Помня, что «двойка» состоит из 8 тактов, можно сделать вывод, что каждая часть трека (интро, тема и т.д.) длится определенное количество «двоек». Этот момент очень важно знать, т.к. в последующем будет легче понимать принципы сведения треков.
Конечно, у каждой композиции свои особенности, и далеко не у каждого трека структура совпадает с приведенной выше. Тем не менее, общие принципы всегда одинаковы.
Квадрат
Вы, наверно, обратили внимание на то, что в наших обучающих материалах дано мало упражнений в чистом виде. Что же используется вместо них? Импровизации на основе квадратов! Квадраты можно воспринимать на слух или рассчитать математически, если с первым возникают сложности. Теоретически, наличие развитого слуха и чувства ритма достаточно для того, чтобы слышать и чувствовать квадраты, но на практике мне приходилось сталкиваться с тем, что у обладающего слухом и чувством ритма музыканта возникали сложности с их игрой.Квадраты основываются на гармонических оборотах, но это не одно и тоже.
Квадрат действительно является фундаментальной основой джаза, но я рекомендую выйти за эти рамки и воспринимать квадрат как основу для импровизации в любом стиле и как основу для творческого подхода к освоению игры на музыкальных инструментах. Важно учиться играть в разных стилях, но также важно при этом учиться играть квадраты, так как они определяют форму композиции. Если на листе бумаги нарисовать контуры объектов, то уже можно понять, что нарисовано. Если же формы нет, то получается абстракционизм. Также и в музыке.
Из этого определения следует два важных момента:
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Аккорды | I6 | IV7 | I6 | I7 | IV7 | IV7 | I6 | I7 | V7 | IV7 | I6 | V7 |
Функциональный каркас | T | S | D | T |
Получается, что квадрат может существовать как в воображении музыканта, так и на практике в виде записанной или сыгранной последовательности аккордов? Да. В зависимости от восприятия квадрата будут раскрываться и его возможности. Восприятие квадрата в виде воображаемого плана даст несравненно больше творческих идей по сравнению с тем случаем, когда музыкант воспринимает квадрат только на листе бумаги и в конкретных аккордах.
Законченность структуры квадрата означает то, что музыкальное повествование на ее основе имеет логичное завершение. Что означает логичное завершение в музыке? Возьмем, например следующее предложение:
Иван Иванович купил футбольный мяч.
Мысль понятна. А вот что получится, если предложение не закончено:
Иван Иванович купил.
Что Иван Иванович купил? Или:
Иван Иванович купил футбольный.
Большинство читателей решит, что Иван Иванович купил футбольный мяч. Но он мог купить и футбольный клуб.
Незаконченность в музыке будет восприниматься на слух как нелогичное и незаконченное музыкальное повествование, вызывающее вопросы и дискомфорт при прослушивании, например, куплет не допет, а музыканты уже играют припев или не в том месте прозвучала барабанная дробь. Здесь возможны два случая: либо ошибка существует в исходной структуре (форме) квадрата, либо форма квадрата составлена правильно, а ошибка возникла при его игре.
Перейдем к составляющим структуры квадрата.
Функциональная и гармоническая составляющие в квадрате тесно связаны между собой, поэтому в определении говорится о функционально-гармонической, а не функциональной и гармонической структуре. Разберемся с этим подробнее.
Одним из значений термина гармония является приятное на слух сочетание звуков. Сочетанием звуков можно назвать, например, одновременное звучание нескольких звуков. Но приятными на слух будут далеко не любые сочетания звуков. Растопырьте пальцы в разные стороны и нажмите ими клавиши на синтезаторе. Не думаю, что результат будет приятен на слух.
Мир, небеса, прекрасное, удивительно.
Также не образуют квадрат несвязанные друг с другом аккорды. Связанная последовательность аккордовназывается гармоническим оборотом. Из этого следует то, что квадраты основываются на гармонических оборотах.
Функционально-гармоническая последовательность аккордов звучит гармонично и логично в музыкальном плане, что позволяет услышать и понять основу, на которую можно сыграть импровизацию уже со второго повтора квадрата. На нелогичную и непонятную основу гораздо сложнее что-нибудь быстро и гармонично сыграть. Придётся постоянно корректировать импровизацию, сглаживать возникающие ошибки и диссонансы.
Сочетания звуков (аккорды и др.) приобретают функциональность только тогда, когда они используются в контексте лада. То есть, нужно понимать, в какой тональности они играются, что является текущим тональным центром (тоникой).
Задача ставится так: необходимо построить гармонический оборот, состоящий из 4-х тактов, который можно повторять сколь угодно долго. После отработки навыка его игры можно перейти к импровизации на него.
Квадрат является основой для импровизации, так как практическая реализация квадрата представляет собой определенную последовательность аккордов, благодаря чему, в общих чертах, понятно, что нужно играть. Не стоит слишком сильно удивляться тому, как незнакомые музыканты могут свободно и гармонично импровизовать при совместной игре. Импровизаторы знают много квадратов и шаблонных фраз, которые пальцы, в результате ежедневных занятий, могут выдать на автомате. Даже если импровизатор не знает, какие аккорды используются в квадрате, то благодаря слуху, навыкам и опыту он может не только услышать и определить квадрат после его завершения, но и анализировать гармонию наперёд, подобно шахматистам, которые могут просчитывать варианты развития партии на несколько ходов вперед. Ошибки случаются, но можно технично изменить последующее звучание фразы и сгладить их.
Конечно, нюансы неизвестны, так как существует, например, несколько вариантов квадратов в разных стилях и не факт, что гитарист и клавишник изначально выберут один и тот же вариант. Но намного проще сообразить и начать импровизировать на квадрат с его второго повтора, чем выдать что-то вразумительное на последовательность красивых аккордов, которые рождаются в голове автора одному ему известным образом.
Как понять, что подразумевается под квадратом? Для этого нужно понятно изложить его количественную и качественную составляющие, а также начальные условия, например:
играем тактовый квадрат с использованием аккордов Am, F, B, E7 по одному аккорду в такте, равномерно четвертями в размере четыре четверти, в темпе 80 таким-то приёмом (бой, перебор, аккордовая поддержка, бас и аккорд и т.п.)
Играем квадрат? Значит он повторяется:
| Am | F | B | E7 |
| Am | F | B | E7 |
| Am | F | B | E7 |
| Am | F | B | E7 |
Получилось 4 одинаковых квадрата.
Можно, конечно, оперировать и тактами, но квадратами удобнее, так как вступления, куплеты, припевы, проигрыши и др. чаще всего кратны квадратам. Современная музыка слишком квадратная? Да, так оно и есть.
Если речь идет о тактовом квадрате, то он может быть незаконченным, например, играем 4 такта аккорд Am:
| C | C | F | C | G | F | C | G |
Обилие определений того, что такое квадрат в музыке, вносит путаницу, но для начала можно выбрать что-то одно. Гораздо важнее определений развитие навыка чувства квадратов, но перед этим мы ещё немного углубимся в практическую теорию и посмотрим, почему в качестве ассоциации был выбран квадрат, а не другая фигура.
Базовые шаги классической аэробики и их усложнения. Музыкальный квадрат
Для музыкального сопровождения занятий аэробикой чаще всего выбираются музыкальные произведения «квадратного» строения, т.е. такие, в которых музыкальная фраза имеет 4 части (такта), равные по длительности. На слух граница фразы восприниамется как кратковременный перерыв звучания, как контрастный скачок музыкальной мысли, смена темы и т.п. Один куплет, припев, вступление обычно являются музыкальной фразой.
Каждый такт музыкальной фразы состоит из 8 долей (счетов) или из 4 долей, если считать по четвертям (через счет). Т.о. музыкальная фонограмма для занятий имеет 4 такта по 8 счетов каждый, то есть длится 32 счета (при подсчете «на каждый счет» или по восьмым долям) или 16 счетов (при подсчете «через счет» или по четвертям).
Соответственно и простейшие аэробические комбинации элементов (шагов, прыжков) состоят также из четырех частей (восьмерок), каждая из которых посвящена выполнению одного элемента один или два раза, в зависимости от того, на сколько счетов рассчитан элемент. То есть, комбинация составляется на 32 счета и рассчитана на 4 элемента, по 8 счето каждый.
Первое движение в «восьмерке» должно начинаться с «ведущей» ноги под ударную ноту (счет).
В аэробике, как и в спорте вообще, действует «принцип трех П»: последовательность – периодичность – постепенность. Так и шаги необходимо разучивать с самых простых и очевидных, а уж потом на их основе добавлять более сложные элементы. Кроме того, через простые шаги удобно понимать структуру построения сложных шагов.
Требования к осанке при выполнении шагов классической аэробики:
— стопы слегка разведены врозь (чаще всего чуть шире, чем ширина бедра);
— стопы параллельны друг другу или слегка развернуты наружу, колени повернуты в направлении носков;
— колени чуть расслаблены (допускается легкое сгибание);
— мышцы живота и ягодиц немного напряжены и направляют таз вперед (без подчеркивания поясничной кривизны);
— таз расположен ровно, без перекоса;
— грудь поднята, плечи на одной высоте;
— голова и шея выпрямлены и составляют с туловищем одну линию;
— лопатки сдвинуты к позвоночнику.
В классической аэробике всего два базовых шага, остальные, так или иначе, производны от них либо их комбинации.
В этих шагах нет ничего сложного, они вполне доступны для людей любой подготовленности. Но уже при их выполнении необходимо соблюдать простейшие требования к технике, а именно:
— спина прямая, но без прогиба;
— смотреть не в пол, а перед собой или по направлению движения;
— ноги чуть согнуты в коленях – это позволит как бы «пружинить», избежать ударной нагрузки на суставы;
— стопы параллельны друг другу или слегка развернуты наружу, колени в направлении носков;
— руки при выполнении шагов находятся на поясе, или работают (например, как при ходьбе или беге), но не висят расслабленные и не болтаются не в такт музыке.
Шаги из марша:
Тач-фронт — выполняется на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой вперед на носок (вес тела остается на опорной), 2 – шаг ведущей ногой обратно, 3 – шаг опорной ногой вперед на носок (вес тела остается на ведущей), 4 – шаг опорной ногой обратно.
Тач-сайт — выполняется на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой перекрестно вперед на носок (вес тела остается на опорной), 2 – шаг ведущей ногой обратно, 3 – шаг опорной ногой перекрестно вперед на носок (вес тела остается на ведущей), 4 – шаг опорной ногой обратно.
Страдл — ходьба ноги врозь — ноги вместе. Выполняется на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой в сторону, 2 – шаг опорной ногой в сторону, 3 – шаг ведущей ногой обратно, 4 – шаг опорной ногой обратно.
V-степ — разновидность ходьбы в стойке ноги врозь, затем — вместе. Выполняется с выпадом вперед и назад на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой вперед и в сторону, 2 – шаг опорной ногой вперед и в сторону, 3 – шаг ведущей ногой обратно, 4 – шаг опорной ногой обратно. Получается шаг в виде английской буквы «V».
Тёён (оборот) — выполняется на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой вперед и перекрестно в сторону, 2 – разворот корпуса на 180о и шаг опорной ногой назад и в сторону, 3 – шаг ведущей ногой обратно, 4 – разворот корпуса на 180о шаг опорной ногой обратно. Получается шаг в виде оборота вокруг себя. Поворот идет через плечо той же стороны, что и опорная нога.
Слим — выполняется на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой в сторону (коснуться носком пола, не перенося на эту ногу вес тела), 2 – шаг ведущей ногой обратно, 3 – шаг опорной ногой в сторону (коснуться носком пола, не перенося на эту ногу вес тела), 4 – шаг опорной ногой обратно. При этом корпус не поворачивать.
Ланч (выпад) — может быть выполнен любым способом (шагом, прыжком, после маха), а также в разных направлениях (вперед, в сторону, назад). Основным вариантом этого «аэробного шага» является положение выпада вперед. При этом тяжесть тела смещается на согнутую ногу, выставленную вперед. Угол сгибания в коленном суставе должен быть больше 90°, голень опорной ноги располагается близко к вертикальному положению, а проекция колена не выходит за пределы опоры стопы (обязательно надо опуститься на пятку опорной ноги). Поворот таза не допускается, нога сзади должна быть прямой, касаться носком пола, пятка поднята вверх. Выполняется на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой назад (коснуться носком пола, не перенося на эту ногу вес тела), 2 – шаг ведущей ногой обратно, 3 – шаг опорной ногой назад (коснуться носком пола, не перенося на эту ногу вес тела), 4 – шаг опорной ногой обратно.
Ланч-сайт — выполняется как слим, но при этом корпус поворачивается в противоположную направлению движения сторону.
Мамбо — выполняется на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой вперед (вес тела остается на опорной ноге), 2 – шаг опорной ногой на месте, 3 – шаг ведущей ногой назад, 4 – шаг опорной ногой на месте.
Пивот — выполняется как мамбо, но при этом делается оборот вокруг опорной ноги на 360° через плечо той же стороны, что и опорная нога: 1 – шаг ведущей ногой вперед (вес тела остается на опорной ноге, повернуться на 90°), 2 – шаг опорной ногой на месте (повернуться еще на 90°, ведущая нога оказывается сзади), 3 – шаг ведущей ногой вперед (вес тела остается на опорной ноге, повернуться на 90°), 4 – шаг опорной ногой на месте (повернуться еще на 90°, ведущая нога оказывается сзади).
Бэзик степ — базовый шаг. Выполнятся на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой вперед, 2 – приставить опорную ногу к ведущей, 3 – шаг ведущей ногой обратно, 4 – приставить опорную ногу к ведущей.
Форвард — выполнятся на 4 счета: выполняется на 8 счетов: 1 – шаг ведущей ногой вперед, 2 – шаг опорной ногой вперед, 3 – шаг ведущей ногой вперед, 4 – приставить опорную ногу к ведущей, 5 – шаг опорной ногой назад, 6 – шаг ведущей ногой назад, 7 – шаг опорной ногой назад, 8 – приставить ведущую ногу к опорной.
Кросс (крест) — вариант перекрестного шага с перемещением вперед. Выполняется на 4 счета: 1 — шаг правой ногой вперед, 2 — перекрестный шаг левой ногой перед правой, 3 — шаг правой ногой назад, 4 — шагом левой ноги назад вернуться в исходное положение.
Трэвел — выполняется по кругу на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой перекрестно вперед, 2 – шаг опорной ногой вперед и в сторону, 3 – шаг ведущей ногой, перекрестно вперед, 4 – шаг опорной ногой вперед и в сторону. Получается шаг в виде обхода вокруг, например, какого-то предмета (например, степ-платформы, мяча и т.п.).
Шаги из степ-тач:
Тач-степ — выполняется на 4 счета в последовательности, обратной приставному шагу.
Степ-стоп — выполняется на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой сторону, 2 – приставить опорную ногу к ведущей, 3,4 – поставить ведущую ногу на носок, вес тела на опорной ноге.
Кёрл — перемещение с ноги на ногу, со сгибанием голени назад. Выполняется на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой в сторону, 2 – захлест опорной ногой (коснуться пяткой опорной ноги ягодицы с той же стороны), 3 – шаг опорной ногой в сторону, 4 – захлест ведущей ногой (коснуться пяткой ведущей ноги ягодицы с той же стороны).
Ни-ап — выполняется на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой в сторону, 2 – подъем колена опорной ногой (к одноименному плечу, но не по диагонали!), 3 – шаг опорной ногой в сторону, 4 – подъем колена ведущей ногой (к одноименному плечу, но не по диагонали).
Сайт — выполняется на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой в сторону, 2 – мах опорной ногой в сторону (маховая нога прямая в коленном суставе), 3 – шаг опорной ногой в сторону, 4 – мах ведущей ногой в сторону (маховая нога прямая в коленном суставе).
— выполняется на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой в сторону, 2 – мах опорной ногой вперед (маховая нога прямая в коленном суставе), 3 – шаг опорной ногой в сторону, 4 – мах ведущей ногой вперед (маховая нога прямая в коленном суставе). Маховая прямая нога поднимается точно вперед, разрешено небольшое «выворотное» положение стопы, но без сопутствующего маху поворота таза. Амплитуда маха определяется уровнем подготовленности занимающегося, не допускается «хлестообразное» движение и неконтролируемое опускание ноги после маха (падение).
Бэк — выполняется на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой в сторону, 2 – мах опорной ногой назад (маховая нога прямая в коленном суставе), 3 – шаг опорной ногой в сторону, 4 – мах ведущей ногой назад (маховая нога прямая в коленном суставе).
Дабл-степ-тач — двойное движение в сторону приставными шагами. Выполняется на 8 счетов: 1 – шаг ведущей ногой сторону, 2 – приставить опорную ногу к ведущей, 3 – шаг ведущей ногой в сторону, 4 – приставить носок опорной ноги к стопе ведущей, 5 – шаг опорной ногой в сторону, 6 – приставить ведущую ногу к опорной, 7 – шаг опорной ногой в сторону, 8 – приставить носок ведущей ноги к стопе опорной.
Грэп-вайн — «перекрестный» шаг в сторону. Выполняется на 8 счетов: 1 – шаг ведущей ногой сторону, 2 – шаг опорной ногой перекрестно за ведущей, 3 – шаг ведущей ногой в сторону, 4 – приставить носок опорной ноги к стопе ведущей, 5 – шаг опорной ногой в сторону, 6 – шаг ведущей ногой перекрестно за опорной, 7 – шаг опорной ногой в сторону, 8 – приставить носок ведущей ноги к стопе опорной.
Опен-степ — перемещение с ноги на ногу в стойке ноги врозь (чуть шире плеч). Выполняется на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой сторону с пятки (вес тела полностью переносится на ведущую), 2 – поставить опорную ногу на носок, 3 – шаг опорной ногой на месте с пятки (вес тела полностью переносится на опорную ногу), 4 – поставить ведущую ногу на носок.
Шоссе — шаг на 4 счета: 1 – шаг ведущей ногой в сторону, 2 – с подскоком поставить опорную ногу к ведущей, а ведущую «подбить» и сделать ею шаг в сторону, 3 – шаг опорной ногой в сторону, 4 – с подскоком поставить ведущую ногу к опорной, а опорную «подбить» и сделать ею шаг в сторону.
Базовые движения в классической аэробике, так же, как и позиции в балете, не являются самодостаточными. Они — всего лишь каркас и основа для правильных движений в стиле классической аэробики. В занятии может присутствовать еще много движений, как заимствованных из, например, танцевальных видов, так и являющихся вариациями базовых шагов. И вариантов этого тоже масса: с поворотами на любое количество градусов, с перемещениями во всех направлениях, с руками разных видов, с разным ритмическим рисунком, с добавлением прыжков или «ласточки». Движения рук тоже разнообразны.
Некоторые усложненные шаги:
V-мамбо — выполняется на 10 счетов: 1 – шаг ведущей ногой вперед и в сторону, 2 – шаг опорной ногой вперед и в сторону, 3 – шаг ведущей ногой назад и перекрестно, 4 – шаг опорной ногой на месте, 5 – шаг ведущей ногой вперед и в сторону, 6 – шаг опорной ногой назад и перекрестно, 7 – шаг ведущей ногой на месте, 8 – шаг опорной ногой вперед и в сторону, 9 – шаг ведущей ногой назад (обратно в и.п.), 10 – шаг опорной ногой назад (обратно в и.п.). Получается соединение шагов V-степ и мамбо.
Мамбо-6 — выполняется на 6 счетов (поэтому так и называется): 1 – шаг ведущей ногой вперед и перекрестно, 2 – шаг опорной ногой на месте, 3 – шаг ведущей ногой обратно, 4 – шаг опорной вперед и перекрестно, 5 – шаг ведущей ногой на месте, 6 – шаг опорной ногой обратно.
Мамбо-разворот — выполняется на 6 счетов (может быть сделан и на 4 — тогда выполняется только первые 4 счета): 1 – шаг ведущей ногой вперед и поворот корпуса на 90о, 2 – шаг опорной ногой назад перекрестно за ведущую (вес тела остается на ведущей ноге, поворот корпуса на 90о), 3 – шаг ведущей ногой на месте, 4 – шаг опорной ногой обратно и поворот корпуса обратно на 90о, 5 – шаг ведущей ногой назад и поворот корпуса обратно на 90о, 6 – шаг опорной ногой на месте.
Ланч-ап — выполняется на 8 счетов: 1 – шаг ведущей ногой назад (коснуться носком пола, не перенося на эту ногу вес тела), 2 – подъем колена ведущей ноги к одноименному плечу (можно ниже, но главное не по диагонали, т.к. это неудобно при узком шаге), 3 – поставить ведущую ногу назад на носок, 4 – шаг ведущей ногой обратно в и.п., 5 – шаг опорной ногой назад (коснуться носком пола, не перенося на эту ногу вес тела), 6 – подъем колена опорной ноги к одноименному плечу (можно ниже, но главное не по диагонали, т.к. это неудобно при узком шаге), 7 – поставить опорную ногу назад на носок, 8 – шаг опорной ногой обратно. Получается соединение шагов ланч и ни-ап. Аналогично можно усложнить ланч-сайт, форвард, мамбо-6, добавив подъем колена. Тогда получатся ланч-сайт-ап, форвард-ап, мамбо-6-ап.
Аут — выполнятся на 8 счета: 1 – шаг ведущей ногой чуть перекрестно вперед, 2 – шаг опорной ногой вперед и в сторону от ведущей, 3 – шаг ведущей ногой на месте, 4 – шаг опорной ногой перекрестно перед ведущей, 5 – шаг ведущей ногой в сторону, 6 – шаг опорной ногой на месте, 7 – шаг ведущей ногой назад и перекрестно в сторону (обратно в и.п.), 8 – шаг опорной ногой назад обратно в и.п.
Другие варианты усложнений
1. Соединение и комбинирование шагов.
2. Изменение темпа: ускорение, замедление («затяжка»).
3. Изменение ритмического рисунка: выполнение шага из-за такта, неполное выполнение шага, «разрыв» восьмерок.
4. Изменение геометрии движения: движение по квадрату, треугольнику, диагонали, углу, с продвижением вперед или назад, с разворотом боком, спиной, по диагонали.
5. Добавление силовых и (или) танцевальных элементов (присед, выпад, наклон, прогиб и т.п.), а также движений бедрами, плечами, корпусом и т.д.
6. Усложнение координации за счет добавления движений руками.
7. Добавление прыжков и подскоков.
Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 253 | Нарушение авторских прав