Что такое музыка светская музыка
Жанры духовной и светской музыки
Давайте разберем некоторые жанры духовной и светской музыки. Для начала, дадим определения этим двум направлениям. Вы узнаете, что это такое и в чем отличие. После этого пройдемся по нескольким жанрам.
Духовная музыка
Духовная музыка предназначена для оздоровления души. Используются такие произведения в основном на службе в церквях. Поэтому некоторые ее еще называют церковной музыкой.
Вот небольшой список ее жанров:
· Литургия— пасхальное или рождественское богослужение. Исполняется хором, а также может дополнительно подключать отдельных солистов. Как правило в литургическую драму, вставлялись различные сцены событий со Священных писаний. Часто использовались элементы театрализации.
· Антифон— повторяющаяся музыка, исполняемая чередованием нескольких хоровых групп. К примеру, одни и те же стихи могут исполняться попеременно двум ликам. Антифоны бывают нескольких видов. Например, праздничные (по праздникам), степенные (воскресные), вседневные и так далее.
· Рондель— создавался на оригинальную мелодию в виде особой формы с очередным вступлением вокала на один и тот же мотив.
· Проприум— часть мессы, изменяющаяся в зависимости от церковного календаря.
· Ординариум— не измененная часть мессы.
Светская музыка
Светская музыка признана показать национальный характер различных культур. Описывался в основном главный образ и жизнь простого человека. Такое направление музыки было очень распространено среди бродячих музыкантов в средневековье.
Часто такие путники выступали при дворах королей, в замках феодалов и на улицах для простого люда. Среди музыкантов было много жанглеров, которые очень сильно нравились народу и знати.
Вот основные жанры светской музыки:
· Гильярда— выраженный ритмический рисунок с умеренно быстрым темпом. Может быть отдельной клавирной песней или частью инструментального цикла.
· Баллада— выше о ней мы говорили.
· Вильянсико— итальянская баллада с поэтическим текстом.
Теперь вы знаете, что такое жанры музыки, для чего нужны и какие они бывают. Мы рассмотрели лишь неполные списки определенных направлений и с неполным описанием.
Презентация по музыке на тему «Светская музыка» (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока Светская музыка. 7 класс
Вечные темы искусства и жизни Все искусства имеют единую основу – жизнь. Пока жив человек, он будет искать ответы на вопросы, что есть:
Прекрасное и безобразное
Любовь и ненависть
Вечные темы искусства и жизни Отношение к этим темам отображается в произведениях искусства, в том числе и в музыке. Но каждый из видов искусства живет по своим, определенным законам.
Светская музыка Наша русская культура развивалась несколько иначе, чем зарубежная. До своего расцвета она прошла очень большой путь развития. Началом русской музыки можно считать 9 век, когда появляются первые музыканты на Руси. Первые музыканты на Руси были скоморохи.
Светская музыка Вплоть до XVIII в. Светская музыка в нашем государстве не была профессиональной. Только с XIX в. русская музыка вступает на путь развития и во II четверти XIX в. наступает её расцвет. Опираясь на народную музыку и исторические события, русские композиторы создают национальную школу.
Светская музыка Основоположником русской классической музыки считается М. И. Глинка. Большое значение для русской светской музыки имело творчество музыкального сообщества, которое продолжало идею М. И. Глинки – сохранение и развитие русской национальной музыки.
Светская музыка Как называлось это сообщество? «Могучая кучка». Кто входил в «Могучую кучку»?
Балакирев М.А. (руководитель)
«Могучая кучка» Именно народные сказки, эпос, национальная история и народный быт становились источниками вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов. Воплощением такого подхода стали оперы Бородина «Князь Игорь», Римского-Корсакова «Псковитянка», Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов».
Светская музыка По способу исполнения музыкальные произведения подразделяются на: Вокальные и Инструментальные. А по условиям (месту) исполнения и восприятия на: Камерные и Симфонические
Вечные темы искусства и жизни Камерная музыка (от латинского camera-комната) начиная с XVI в. предназначалась для домашнего музицирования или для исполнения в небольших помещениях. Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож
Светская музыка С середины XVIII в, активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. В творчестве венских композиторов-классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. – сформировались классические виды инструментального ансамбля – соната, трио, квартет.
Светская музыка Инструментально-симфоническая музыка бывает: Программная Непрограммная
Светская музыка К программной музыке относятся произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет, раскрывающийся в названии. К непрограммной музыке относятся – квартеты, квинтеты, сонаты, концерты, симфонии и др., не имеющие конкретных названий.
Светская музыка Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. Ф. Шуберт, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, романсы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое. Слушание камерной музыки.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-123714
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Самая большая коллекция светской музыки этого периода состоит из стихотворений о праздновании и рыцарство из трубадуры с юга Франции. Эти стихи содержат хитроумные схемы рифм, разнообразное использование рефренов или слов и разные метрика узоры. Менестрели этого времени не были ни поэтами, ни композиторами. Вместо этого они адаптировали чужие сочинения для пения, игры и танца в своих уникальных версиях. [2] Другие стили включали песни о любви, политическая сатира, танцы, шансоны, драматические произведения. [ нужна цитата ]
В соответствии с Затиркас История западной музыки (1996), распространенные музыкальные инструменты этого периода включали: арфызавезены в континентальную Европу из Ирландии и Великобритании незадолго до девятого века; Vielle, прототип альта эпохи Возрождения и современного альта с пятью струнами, одной из которых был дрон, популярный среди жонглеров для сопровождения их пения и декламации; Organistrum, трехструнный инструмент, похожий на vielle, но играемый вращением рукоятки, со струнами, «остановленными на установленных стержнях, а не пальцами игрока»; и Псалтырь, разновидность цитры, на которой играют путем перещипывания или «удара» по струнам, которая часто встречается в средневековом искусстве. Наиболее распространенные духовые инструменты включали записывающие и поперечные флейты; тростниковый Shawms, предшественник гобоя; трубы и волынки. [3]
Барабаны, арфы, рекордеры, а волынки были инструменты выбор при исполнении светской музыки из-за простоты транспортировки. Жонглеры и менестрели изучили свое ремесло через устную традицию. [ нужна цитата ]
Композиторов подобно Жоскен де Пре писал духовную и светскую музыку. Он написал 86 очень успешных светских произведений и 119 духовных произведений. Светской музыке также способствовало формирование литература во время правления Карл Великий в том числе сборник светских и полусветских песен. Гийом де Машо был еще одним примером ведущего композитора, продолжившего традицию трювер. [4]
Что такое светская музыка?
Чем отличается от советской и любой несветской?
Вопрос вроде бы простой, а ответы на него получились сложные. Давайте отталкиваться от того, что значит прилагательное светский в самом общем, внеконтекстуальном смысле:
Применительно к музыке главным является вовсе не тот высокий душевный подъём или духовный рост, которые вызывают в слушателе определённые звуки (о чём обильно было сказано у предыдущих ораторов), а непригодность использования такой музыки в церковном богослужении.
Светская музыка может быть очень мрачной, хотя в эту категорию вписывается и творчество оркестра балалаечников, и Дэвида Боуи. и кого угодно.
От советской её отличает не одна буква, а буквально всё, поскольку в СССР проводилась государственная политика пропаганды атеизма, и хотя член Союза композиторов теоретически мог написать музыкальное сопровождение к мессе или православному богослужению, но шансов услышать своё детище исполняемым хотя бы частично и не стать изгоем у него не было. Арво Пярт сочинял музыку на стихи из Св. Писания и даже несколько месс, но эти произведения по сути концертные, не для исполнения во время церковной службы.
Священный Синод православной церкви в своё время не дал официального одобрения «Божественную литургии» С. Рахманинова, но её растащили по кусочкам и внедрили в ткань богослужения по всему православному миру, а также исполняют на концертах целиком.
Первым русским, вернее российским композитором, писавшим музыку для нужд церкви, был украинец Дмитрий Степанович Бортнянский. Он прожил в Италии более десятилетия и привёз оттуда в Россию глубинное понимание барочной музыки, полученное из первых рук, и сумел применить его для создания несветской, церковной музыки.
Что такое музыка светская музыка
Классика и современность
Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма.
Кроме того, понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут быть названы произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.
Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых еще не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество с.Прокофьева, Р.Щедрина, А.Шнитке и др.
Есть и понятие классика жанра. В этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Однако
век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.
Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определеному стилю, художественному направлению.
Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.
Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых интересное либретто и выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев
Обычно опера открывается вступлением, или увертюрой, в котором выражена идея спектакля. основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях. «Полупение-полуречь» называется речитативом.
действующих лиц оперы или комментирует происходящее на сцене. в зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.
Исключительно велика в опере роль оркестра. Он аккомпанирует певцам и хору, выступает как равноправный партнер действующих лиц оперы, а иногда и как самостоятельное действующее лицо. Оркестровые эпизоды (номера) оперы помогают слушателям понять основные линии развития действия.
Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.
Опера состоит из четырех действий и эпилога.
Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.
(1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве на Красной площади).
В интродукции (вступление к опере) звучит хор «Родина моя», в котором воплощена непреклонная воля русского народа к победе.
1-й акт: На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Ее каватина полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: «Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи». Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.
3-й акт: В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.
Драму душевных переживаний передает романс Антониды («Не о том скорблю, подруженьки»), который вплетается в бесхитростную мелодию свадебного хора девушек-подружек.
Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.
4-й акт: Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Звучит речитатив и ария Сусанина. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.
Эпилог: В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом. Заключительный хор «Славься!», написанный в духе победного народного канта, излучает, свет, передает торжество и ликование народа.
С оперы М.И.Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.
Действие происходит: в прологе, в первом и четвертом актах — во городе Путивле, во втором и третьем актах — в половецком стане.
1-й акт: Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.
Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.
2-й акт: Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь.
Образ князя Игоря наиболее ярко раскрыт композитором в его арии. Ничто не мило князю, его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине. Ария князя Игоря открывается небольшим вступлением оркестра. Тяжелые аккорды передают душевные терзания героя. За вступлением следует речитатив-раздумье («Ни сна, ни отдыха измученной душе. «). перед мысленным взором князя Игоря мелькают картины: затмение солнца (предвестник несчастья), горечь поражения, позор плена. Страстный призыв звучит в музыке арии («О, дайте, дайте мне свободу. «). Благородная мелодия, полная глубокой душевности и теплоты, связана в арии князя Игоря с воспоминаниями о жене, Ярославне, верной и любимой подруге (средний раздел арии). Все перечисленные эпизоды арии позволяют почувствовать трагедию, переживаемую князем Игорем. Он, как и простой крестьянин Иван Сусанин, озабочен судьбой своей Родины и стремится всеми силами защитить ее.
Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.
С особым мастерством композитор воспроизводит восточный колорит музыки, создает мелодии, расцвеченные причудливыми узорами, запоминающимися ритмами. звучит завораживающий слух мелодия хора половецких девушек-невольниц, которая сменяется воинственной плской мужчин. ЕЕ подхватывает хор половцев, славящих хана (Половецкие пляски)
3-й акт: С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.
4-й акт: Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна (Плач Ярославны). В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями древних песенных жанров плача, причета (причитаний).
Ярославна обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.
Литературные источники и интернет- ресурсы:
Г.П.Сергеева-Е.Д.Критская «Музыка» 7 класс;