Что такое музыка литература живопись
Что такое музыка литература живопись
Изобразительное искусство, живопись и скульптура тесно взаимосвязаны между собой.
Если всматриваешься в скульптуру или картину то можно услышать музыку, а слушая музыку можно увидеть живописные картины.
В литературе, музыке и живописи весь мир отражается в художественных образах с помощью выразительных средств. В словах, которые определяют эти виды искусства, есть много общего. Это ритм, темп, окраска, динамика, колорит, темп. Рассматривая на уроке взаимодействие трёх вдов искусства, учащиеся должны понять, почувствовать, что у них есть внутренний слух и внутреннее зрение, т.е. можно мысленно внутри себя услышать то, что на самом деле не слышно, или увидеть то, что в действительности они не видят. Развитие этих чувств формирует у учащихся умение мысленно представить живописный образ слушая музыкальное произведение, или услышать музыку, всматриваясь в живописное произведение изобразительного искусства. Уметь выявлять в музыке, литературе и живописи отличительные и сходные черты в средствах выразительности.
В творчестве многих композиторов отразились картины природы. Такие произведения называют музыкальными пейзажами, наполненные характером чувством и настроением.
Взаимосвязь трех видов искусства наблюдается в таких жанрах, как опера, балет, мюзикл и в произведениях религиозного искусства. Интегрированные уроки помогают учащимся выявить многостороннюю связь между музыкой литературой и изобразительным искусством.
ЧТО ТАКОЕ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА, ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА, ХОРЕОГРАФИЯ, ТЕАТР, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
Живопись, вид изобразительного искусства, художественные
произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на
какую-либо твёрдую поверхность.
Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Скульпту́ра (sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика —вид изобразительного искусства,
произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или
пластических материалов — в широком значении слова, искусство создавать
из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов
изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, — написанное, от lit(t)era — буква) — в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.
Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.
Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других
и обладающий собственной спецификой: отражение действительности,
конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех
или иных идей здесь происходит посредством драматического действия,
главным носителем которого является актёр
Декоративно-прикладное искусство — широкий раздел искусства, который охватывает различные
отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных
изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный
термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Что такое музыка литература живопись
1. Что роднит музыку с изобразительным искусством
Есть множество картин, изображающих различных музыкантов-исполнителей и тем самым создающих образ музыки разных эпох.
Картина В.Ермилова «Гитара» переносит нас в эпоху
20 века. Инструмент гитара изображён на картине абстрактно, т.е. мы не видим реальный инструмент, так как гитара изображена на картине геометрическими фигурами. Этот стиль в живописи называется абстракционизм.
2. Живописная музыка
Сочиняя музыку, композиторы часто обращаются к таким жанрам, которые характерны для изобразительного искусства: портрет, пейзаж, батальное полотно, орнамент, гравюра и др. Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка словно рисует картину. И есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими.
Ренуар. Большая вода
В.Боровиковский. Портрет сестёр Гагариных
с картиной В.Боровиковского?
Композитор Д.Кабалевский писал, что живописной музыкой называют такую, которая настолько ярко передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем словно видеть эти картины, а музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить только такой же поэтической мелодией. Часто мы говорим о музыкальной песенности русского пейзажа.
Поленов. Золотая осень
3. Средства выразительности в музыке и живописи
Кроме инструментов, большой интерес представляет и музыка, записанная в нотах, расставленных на пюпитрах и разбросанных на полу.
Если произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики) зритель охватывает взглядом сразу, целиком, то литературные и музыкальные произведения разворачиваются перед читателем, слушателем во времени, их содержание раскрывается последовательно, постепенно. Поэтому,только внимательно вслушиваясь в музыку, можно понять те мысли и пережить те чувства, которые выразил композитор, т. е. сделать их своими.
Родство искусств: музыка, живопись, литературв
РОДСТВО ИСКУССТВ: МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ, ЛИТЕРАТУРА
В качестве синтезирующего начала, обеспечивающего внутреннее проникновение языка одного искусства в язык другого, выделена музыка, природа которой состоит в отражении внутреннего мира человека, движения его чувств, мыслей, настроений, переживаний.
На звуковом происхождении своих поэтических произведений настаивала Марина Цветаева. По отношению к ее поэзии все обозначения, одолженные у музыки, – тональность, тембр, ритм, полифония, – обретают почти прямой свой смысл. Единомышленники и по свежим следам угадывали в строках Марины Цветаевой крылатую мелодию. О сборнике Цветаевой «Разлука» Андрей Белый писал в 1922 году: «Я весь вечер читаю – почти вслух, и – почти распеваю. Давно я не имел такого эстетического наслаждения». Музыка неотделима и от поэзии Блока – она живет в ее пафосе и смысле, ритме и звуке. «Я не знаю высшего музыкального наслаждения вне самой музыки, чем слушания стихов Блока», – писал Б.В. Асафьев, исследовавший специально «мир поэзии Блока как мир музыкального звучания» в его многочисленных и многообразнейших проявлениях от песенных и романсовых истоков завораживающей ритмики блоковского стиха до претворения в нем «звучащих мгновений» – голосов природы и человека, музыкальных инструментов и современного города.
В творческой лаборатории А.А. Ахматовой не просто жила, а царила музыка. Когда Ахматова написала теперь всем знакомые строки –
Подумаешь тоже работа –
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое,
она, как кажется, меньше всего думала об их переносном значении. Почти все четверостишие внешне иронично. Но вот «подслушать у музыки» – тут нет ни малейшей иронии.
Почти неизменно связана с музыкой и поэзия А.С. Пушкина, А. Мицкевича. Сочетание имен Пушкина и Мицкевича давно уже стало символом дружбы русского и польского народов. Многое связывало величайших славянских поэтов – благородные свободолюбивые порывы, обращение к народным истокам, питавшим их гениальные свершения, высокий гуманизм и наконец – личная дружба. Известно, что и в жизни Мицкевича музыка играла большую роль. Так, часами вместе с Пушкиным он слушал произведения Моцарта, польских, русских, итальянских композиторов на музыкальных утрах Марии Шимановской. Обладая тонким музыкальным слухом, Мицкевич сам с увлечением пел польские и литовские народные песни, о чем вспоминала после его отъезда из России Мария Шимановская. Кроме того, мало кому известно, что Мицкевич некоторое время даже помышлял оставить литературу и посвятить себя целиком музыке.
«Люблю музыку больше всех других искусств, мне всего тяжелее было бы расстаться с ней, с теми чувствами, которые она во мне вызывает», – говорил великий писатель России Л.Н. Толстой. Музыка, огромная часть его жизни, органично и прочно вошла в художественный мир писателя. Вряд ли можно назвать хоть одно его произведение, где не звучала бы музыка. «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец, – писал в своих воспоминаниях старший сын Толстого.
«Яркой музыкой очей» назвал живопись Н.В. Гоголь. Почему же именно музыкой? Случай но ли сопоставление этих двух искусств?
«Ваши картины – это музыка», – говорил Крамской Поленову. «Колорит картины должен располагать зрителя, как располагает аккорд музыки», – утверждал Репин. «Созвучие, аккорд, гармония», – нередко повторением и мы, применяя музыкальные термины к произведениям живописи. Восторгаясь же эмоциональностью картины, гибкостью и пластичностью линий, подобных плавной песни, мы нередко употребляем характеристики, типа: «звонкие краски», «звучащие тона», «певучие линии».
Вот один музыкальный пример. Звук, взятый в отдельности, остается звуком, тоном, не более. Несколько же музыкальных звуков, взятых в определенном сочетании, могут составить мелодию или аккорд. А это, как известно, уже способно настраивать нас на определенный лад, влиять на наши чувства. Такова же в сущности цель живописного колорита.
Нельзя не обратить внимание и на удивительную тягу к музыке, какой всегда отличались живописцы. Например, современники Леонардо да Винчи ценили в этом великом человеке не только художника, конструктора, ученого-анатома и т.д., но и музыканта. Говорят, что он прекрасно играл на лютне, которую сам себе изготовил в виде лошадиной головы из серебра, имел красивый от природы голос, напоминающий сладкоголосого Орфея. Это Леонардо да Винчи принадлежат мудрые слова о временном характере музыкального искусства: «Музыку нельзя назвать иначе, как сестрой живописи, ибо она есть предмет слуха, второго чувства после зрения… Но живопись превосходит музыку и повелевает ею, потому что не умирает сразу же после своего возникновения, как несчастная музыка».
Музыка занимала и сердца русских художников. Вспоминая о детстве, Крамской рассказывал о звуках флейты, на которой летними вечерами играли, бывало, в соседнем саду. «Как это было хорошо! Никогда лучшего флейтиста я потом не слыхал и никогда такого восторга, спирающего дыхание, в моей жизни не повторилось».
В августе 1882 года на открытии Всероссийской художественной выставке исполнялась симфония Римского-Корсакова «Антар». Дирижировал сам композитор. «Его музыкальная трилогия – любовь, власть и месть – так захватила меня, что мне неудержимо захотелось в живописи изобразить «что-нибудь подобное по силе…». И это «что-нибудь подобное» появилось в творчестве Репина: художественный мир увидел его картину «Иван Грозный и сын его Иван». Таким образом, поводом к написанию картины послужила музыка Римского-Корсакова.
Итак, в чем же заключается синтез искусств – музыки и живописи?
И музыка, и живопись рождены жизнью, т.е. у них одна «корневая система» «Изобретать в искусстве то, чем ты сам однажды был глубоко потрясен в жизни, собственно свое душевное движение, сожаление, радость, отчаяние – это для талантливого человека самый верный путь к тому, чтобы потрясти и тронуть других», – говорил В.В. Стасов. А композитор Ипполитов-Иванов, творчество которого было связано с нашей землей костромской, однажды воскликнул: «Музыка – есть сама жизнь».
И музыку, и живопись мы охватываем чувством, которое преображает человека. Только музыка воздействует на нас звуками, живопись – цветом, красками, их сочетанием между собой. Действительно, какое множество различных чувств пробуждают цвет и звуки. Ведь не зря же мы, например, говорили о драматизме рембрандтовского колорита, о буйном весельи палитры Рубенса, о светлой печали Левитана, о красочности и жизнерадостности работ Кустодиева. Итак, композитору дана мелодия, художнику – палитра и кисть.
В каждом человеке есть не только внутренний слух (способность мысленно услышать музыку, которая в данную минуту не звучит), но и внутреннее зрение (способность мысленно увидеть то, чего он глазами в данный момент не видит). Отсюда, музыку можно не только услышать, но и увидеть, а живопись не только увидеть, но и услышать. Конечно, всего этого можно добиться, лишь хорошо зная жизненное содержание произведений искусства.
У всех видов искусства (музыки и живописи, в частности) единая структурная единица – образ, энергетическим центром которого является идея.
Основной метод структурирования эмоций и в музыкальном, и в живописном произведениях – контраст и сопоставление (тождество), отражающие законы жизни.
И музыка, и живопись характеризуются вариативностью восприятия, представляющего слияние эмоциональной и рациональной оценки и являющего собой культуру самораскрытия личности. Это далеко не полный перечень тех положений, которые характеризуют общность музыки и живописи. Таким образом, в искусстве больше общего, чем специфического.
Конспект урока «Взаимосвязь музыки, литературы, живописи»
Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.
2. Расширить кругозор учащихся в 3-х областях искусства.
3. Усвоить с детьми понятие об общей жизненной основе музыки, литературы, живописи.
Вопросы для активного слушания: «Сейчас на входе вы услышали знакомую музыку. Какая картина природы вам представляется? В какой стране и климатической зоне?
( После входа и слушания музыки дети безошибочно отвечают: «Россия, средняя полоса».)
Учитель: « Да, эта музыка заставляет нас вспомнить картины русских пейзажистов.( Обращает внимание детей на доску, где развешены иллюстрации пейзажей И. Левитана, И. Шишкина, К. Васильева.)
Какая картина ближе вашему восприятию музыки?( Ответы детей.)
Теперь нам легче будет вспомнить музыку, она звучала в самом начале 5 класса».
Большинство ребят безошибочно отвечают: «Вокализ С.В.Рахманинова».
Вместе с детьми вспоминаем, что такое вокализ (пение без слов).
Учитель: «В данной записи кто-нибудь пел?»
Учащиеся: « Нет, исполнял музыку инструмент. Труба».
Учитель: « Молодцы, ребята! Рахманинов написал мелодию, как родные просторы, она кажется бесконечной. Русская протяжная песня всегда была такой. Скажите, созвучна ли эта музыка описанию степи в рассказе А.П.Чехова «Степь»: « Между тем, перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь- едешь и никак не разберёшь, где она начинается и где кончается…»
Уч-ся: « Да! Здесь описывается тот же родной простор, бескрайность, беспредельность степи».
Учитель: « А сами вы не могли бы вспомнить стихи русских поэтов, где бы тоже воспевалась широта русских полей, степей?»
Ребята называют стихи П.А. Вяземского, И.С.Никитина, выученные на уроках литературы.
Учитель: «Прежде всего, давайте вспомним, как связаны между собой музыка и литература. Что литература дает музыке?»
Уч-ся: «Литература даёт музыке интересные сюжеты».
Учитель: «А как музыка помогает литературе?»
Уч-ся: «Музыка усиливает выразительность слова, даёт литературным произведениям вторую жизнь».
Учитель: «Молодцы! Теперь поговорим о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Взаимосвязь между музыкой и живописью осуществляется через внутренний слух и внутреннее зрение. Давайте вспомним, что мы называем внутренним слухом и внутренним зрением. (Ответы детей.) Взаимосвязь 3-х искусств мы рассмотрим на конкретных художественных примерах».
Римский-Корсаков, опера « Золотой петушок». Перед детьми портрет композитора и они вспоминают, какую живописную музыку уже слушали на предыдущих уроках. Учитель предлагает послушать музыку из оперы «Золотой петушок». Либретто написано по сказке А. С. Пушкина.
Увертюра. Прежде чем послушать музыку, давайте, ребята, вспомним персонажей сказки.
( Дети называют- царь Додон, царевич Гвидон, Афрон, воевода Полкан, Звездочёт, Шемаханская царица, Золотой петушок.
Учитель: «Всё действие начинает Звездочёт, он говорит:
Здесь пред вами старой сказки
Оживут смешные маски.
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!»
Мы будем слушать увертюру к опере, в которой композитор знакомит слушателей с главными героями спектакля. Установка на активное слушание: « Какие персонажи сказки и в каком порядке изображены в музыке? Запомните, какие инструменты их изображают?»
Учитель: Итак, мы в увертюре услышали только 3-х героев. Ответом на вопрос: « Почему именно этих героев выбрал композитор для увертюры?» будут слова Звездочёта, которыми завершается опера:
«Вот чем кончилася сказка,
Но кровавая развязка
Сколь ни тягостна она,
Волновать вас не должна.
Разве я лишь да Царица
Были здесь живые лица,
Остальные – бред, мечта,
Призрак бледный, пустота»
М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Перед учениками потрет М.И.Глинки, и учитель предлагает детям послушать музыку, которую Глинка написал на пушкинский сюжет. В опере, написанной по поэме А.С.Пушкина, много прекрасной музыки, проникнутой добром, любовью, богатырской силой.
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт…
И входит с важностью за нею,
Подняв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей
Высоким колпаком покрытой,
Вопрос: Где идут арапы, а где Черномор?»( При втором прослушивании отрывка даю задание некоторым детям пройти как арапы и как Черномор).
Эдвард Григ «Заход солнца ».
Учитель: « А сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили ещё одну прекрасную музыку, эта музыка вокальная. (На доске нотная запись 2-х фрагментов из произведения Грига « Заход солнца»- мажорный и минорный). Дети, которые учатся в музыкальной школе, поют с названием нот эти записи и все участники узнают музыку Грига, с которой познакомились в 4 классе. Сравнивая звучание 2-х фрагментов, дети отмечают, что первый написан в мажоре, второй- в миноре.
Учитель: « У композитора 2 основные краски- мажор и минор, как свет и тень в природе. Художник, рисующий картину захода солнца, тоже не использовал бы только тёмные краски. Вот послушайте, что сказал наш воронежский художник Владимир Попов: « Цвета- те же ноты и как композитор складывает из них аккорды и диссонансы, так и художник пытается облечь их в какую-либо форму, сотворить гармонию.»
Смена мажора и минора в музыке Грига- это смена более светлых и тёмных тонов в картине « Заход солнца». Попробуем сейчас исполнить эту музыку. Одна ученица будет исполнять только мажорные эпизоды в произведении, а другая- минорные.(пение эстафетой)
Учитель: « Молодцы! Смена красок а музыке была слышна ярче, так как тембры голосов у наших певиц тоже разные.
И. Николаев « Маленькая страна».
Учитель: « Ребята, а какая песня нам знакомая, рисует прекрасную страну, где звери с добрыми глазами, где всегда весна?( Ответы детей). Исполняем выразительно, мысленно рисуем своим внутренним зрением картину этой чудесной страны» (Исполнение песни.)
Обобщение: Произведения литературы, музыки, изобразительного искусства по- своему отображают явления жизни, картины природы, исторические и сказочные сюжеты, характер и состояние человека. Жизнь- единая почва из которой они вырастают, поэтому сильно влияние одного искусства на другое».