Что такое музейное дело

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

Полезное

Смотреть что такое «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» в других словарях:

Музейное дело — отрасль культурно просветительской, информационной, научной и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети музеев, организация комплектования, учета, хранения, охраны, изучения и использования музеями и иными… … Официальная терминология

Музейное дело на Урале — истоки к рого восходят к концу XVII нач. XVIII в., нач. с коллекционирования ист. и худ. ценностей в часовнях (Св. Михаила в Ныробе), соборах и мон. (Николаевский в Верхотурье, Успенский в Далматове), частных коллекциях Строгановых, Демидовых … Уральская историческая энциклопедия

Военно-музейное дело — особая сфера деятельности в Вооруженных Силах, основными задачами которой являются: разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность военных музеев, музейных образований и комнат воинской славы; создание и развитие военно … Официальная терминология

МУЗЕЙНЫЙ — МУЗЕЙНЫЙ, музейная, музейное. 1. прил. к музей. Музейное дело. Музейное помещение. 2. Такой, что годится для музея, что можно поместить в музей. Музейная редкость. Вещь музейной ценности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Исторический факультет ЧелГУ — Содержание 1 История 2 Деканат 3 Кафедра всеобщей истории … Википедия

МУЗЕИ — (греч. museion место, посвящённое музам, храм муз, от musa муза), учреждения, осуществляющие отбор, науч. исследование и хранение памятников культуры и иск ва. Деятельность М. направлена на удовлетворение образоват. и творческих интересов… … Российская педагогическая энциклопедия

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ — в России (СССР) группа наук социально гуманитарного профиля, сложившаяся в течение 60 80 х гг., с 1995 введена в Номенклатуру специальностей научных работников Миннауки РФ в составе четырех специальностей: теория культуры; истор.… … Энциклопедия культурологии

Ресифи — Муниципалитет Ресифи Recife Флаг Герб … Википедия

Музееведение (музеология) — Музееведение (музеология) научная дисциплина, изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела. Как научная дисциплина музееведение имеет свой объект, предмет, метод, язык и структуру. Содержание 1 История … Википедия

Источник

Музейное дело

Источник:

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 13.07.2007 N 113/2007-ОЗ

«О МУЗЕЯХ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Смотреть что такое «Музейное дело» в других словарях:

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО — В осн. музейного дела в Екат. лежит науч. иссл. и собирательская работа, начатая в 1720 1730 е В.Н.Татищевым и В.И. де Генниным и продолженная затем учеными, путешественниками, коллекционерами. Ее первым результатом стало создание в Екат. в 1732… … Екатеринбург (энциклопедия)

Музейное дело на Урале — истоки к рого восходят к концу XVII нач. XVIII в., нач. с коллекционирования ист. и худ. ценностей в часовнях (Св. Михаила в Ныробе), соборах и мон. (Николаевский в Верхотурье, Успенский в Далматове), частных коллекциях Строгановых, Демидовых … Уральская историческая энциклопедия

Военно-музейное дело — особая сфера деятельности в Вооруженных Силах, основными задачами которой являются: разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность военных музеев, музейных образований и комнат воинской славы; создание и развитие военно … Официальная терминология

МУЗЕЙНЫЙ — МУЗЕЙНЫЙ, музейная, музейное. 1. прил. к музей. Музейное дело. Музейное помещение. 2. Такой, что годится для музея, что можно поместить в музей. Музейная редкость. Вещь музейной ценности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Исторический факультет ЧелГУ — Содержание 1 История 2 Деканат 3 Кафедра всеобщей истории … Википедия

МУЗЕИ — (греч. museion место, посвящённое музам, храм муз, от musa муза), учреждения, осуществляющие отбор, науч. исследование и хранение памятников культуры и иск ва. Деятельность М. направлена на удовлетворение образоват. и творческих интересов… … Российская педагогическая энциклопедия

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ — в России (СССР) группа наук социально гуманитарного профиля, сложившаяся в течение 60 80 х гг., с 1995 введена в Номенклатуру специальностей научных работников Миннауки РФ в составе четырех специальностей: теория культуры; истор.… … Энциклопедия культурологии

Ресифи — Муниципалитет Ресифи Recife Флаг Герб … Википедия

Музееведение (музеология) — Музееведение (музеология) научная дисциплина, изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела. Как научная дисциплина музееведение имеет свой объект, предмет, метод, язык и структуру. Содержание 1 История … Википедия

Источник

Музееведение (музеология)

Музееведение (музеология)

Музееве́дение (музеоло́гия) — научная дисциплина, изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела. Как научная дисциплина музееведение имеет свой объект, предмет, метод, язык и структуру.

Содержание

История музееведения в России

Объект музееведения

Объектом музееведения является музей и музейное дело как общественное явление во всех их проявлениях.

Предмет музееведения

Предметом музееведения является объективные закономерности, относящиеся к процессам накопления, сохранения и трансляции социальной информации, традиций и эмоций посредством музейных объектов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея.

Метод музееведения

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Музееведение (музеология)» в других словарях:

музееведение — музеология Словарь русских синонимов. музееведение сущ., кол во синонимов: 1 • музеология (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

Музееведение — музеология, комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и методику всех сторон музейной деятельности, изучающая происхождение и историю музеев, их общественные функции (см. Музеи художественные). К музееведению относятся:… … Художественная энциклопедия

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ — (музеология) научная дисциплина, изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела … Большой Энциклопедический словарь

музеология — сущ., кол во синонимов: 1 • музееведение (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Музееведение — музеология, научная дисциплина, изучающая происхождение музеев, их общественные функции, вопросы теории и методики музейного дела. Предметом М. являются изучение закономерностей, связанных с социальной обусловленностью… … Большая советская энциклопедия

Музееведение — Экспонирование в музеях Ватикана Музееведение (или музеология; иногда херитология) научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общест … Википедия

музееведение — я; ср. Наука об устройстве и работе музеев. Работа по музееведению. ◁ Музееведческий, ая, ое. М ие изыскания. * * * музееведение (музеология), научная дисциплина, изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела … Энциклопедический словарь

Междисциплинарные науки — Раздел науки → изучает Междисциплинарные науки → сотрудничество с общей научной целью … Википедия

Источник

Что такое музейное дело

ALLSOFT

ПЛАТИ.МАРКЕТ

МЕШОК

Музейное дело – вид деятельности, включающий комплектование, учет, хранение, охрану, изучение и использование музеями культурного наследия страны и рефлексию этих процессов. Музейное дело объединяет музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство, организацию управления музеями), музееведение, музейную практику (научно-фондовую, экспозиционную и научно-просветительскую работу).

Музейный мир развивался во времени и пространстве, ведь само возникновение музея могло произойти лишь на определенном этапе освоения человечеством пространства и времени. Это освоение включало в себя проявление линейной перспективы в живописи, новые географические открытия, достижения естествознания и астрономии и многое другое. В России это произошло позднее, чем в Европе. Только концом XVII века исследователи датируют начало истории коллекционирования в России. Но лишь к XVIII веку сложилось мировосприятие, при котором стало возможно появление музеев. Музей оказался уникальным социальным организмом, который как бы аккумулировал пространство и время и зримо представлял множественность ритмов истории.

Под музейным миром понимается часть культурного пространства, в котором функционируют объекты истории, культуры, природы, признанные обществом ценными и подлежащими сохранению и передаче будущим поколениям в качестве овеществленного культурно-исторического опыта. Музейный мир охватывает не только подлежащие сохранению и включению в современную культуру объекты, но и всю совокупность учреждений, людей, идей, выполняющих эти задачи. В процессе включения объектов в современную культуру, их актуализации, в рамках музейного мира формируется особая историко-культурная среда, активно влияющая на культуру настоящего и будущего.

Современный музейный мир России – это прежде всего 1871 музей системы Министерства культуры Российской Федерации, среди которых 86 музеев федерального подчинения, 1715 местного и 70 крупнейших ведомственных музеев. В них сосредоточено 50 млн. единиц хранения.2

Исторические факты свидетельствует о том, что основы музейной деятельности начали формироваться уже в Древней Руси: происходило собирание, хранение и демонстрация узкой публике музейных предметов, в которых наряду с экономическими и эстетическими аспектами видели объекты изучения. Первые домузейные собрания несли на себе отпечаток общественных отношений, отражали духовные, культурные и идеологические интересы правящей верхушки и нередко служили средством укрепления ее власти.3

Перемены, произошедшие в собирательстве и музейном деле связаны с именем и реформаторской деятельностью Петра I, который отличался жаждой знаний, чувством современности, стремление поднять Россию до просвещенного уровня, поднять на новую ступень экономического и культурного прогресса. В начале XVIII века царь Петр сам основал три музея, определив на длительную перспективу пути культурного развития страны. Первый петровский музей – «кабинет диковинок», знаменитая Кунсткамера, собравшая биологические, анатомические и этнографические достопримечательности была открыта для посетителей в 1719 году.4

Также можно напомнить, что в начале XVIII века в России были собраны богатейшие частные коллекции, главными зрителями и исследователями которых были владельцы этих коллекций. Немногочисленные посетители, которые допускались к осмотру собраний, как правило, не имели достаточных знаний о выставленных предметах, не были готовы к их восприятию. Однако, в последствие, именно эта большая работа, проведенная коллекционерами в XVIII вв., легла в основу и содействовала дальнейшему развитию российского музея как социального института в следующем, XIX в. А тогда в XVIII веке в России происходило первичное формирование музея как социального института, а в целом музейная политика и музейное дело имели в своей основе просветительские и научные цели.

Далее, ни в XVIII, ни в первой половине XIX века про музеи нельзя было сказать, что они занимают важное место в культурной жизни страны. Они начали служить ученым, но для широкой публики музеи оставались собранием диковин, не понятных для неподготовленной публики. Отбор и презентация музейных предметов находились на низком уровне. Мотивация посещения музеев представителями низших сословий коренным образом отличалась от того, что приводило туда монархов, знать, ученых и др. В своем большинстве простые люди интересовались «хлебом насущным», у них не было ни времени, ни сил посещать музеи для получения знаний либо эстетического удовлетворения. Стремление к искусству и наукам приглушалось более прагматическими заботами, за исключением талантливых и высоко образованных личностей. К тому же то, что люди могли увидеть в большинстве крупных музеев, мало касалось их жизни, эффект от осмотра чудесных и редких предметов был не более, чем кратковременная вспышка восхищения.5

Вместе с тем в первой половине XIX века в музейной работе произошли определенные перемены. Увеличилось количество публичных музеев, расширилась география их размещения, начался процесс дробления некоторых комплексных крупных музеев на меньшие специализированные учреждения, уделялось больше внимания их воспитательной функции. Все чаще устраивались промышленные и сельскохозяйственные выставки, на базе которых создавались музеи. Тенденции, наметившиеся в музейном деле в первой половине XIX века, получили развитие в последующий период.

Во второй половине XIX — начале XX века в развитии музеев произошли важные перемены. Начали решаться вопросы систематизации, каталогизации, реставрации, активизировалась исследовательская и выставочная деятельность музеев. Происходил раздел между публичными представлениями экспонатов и исследовательским собирательством. Ведущей тенденцией в этот период становится демократизация большинства музеев, выразившаяся в расширении участия общественности в их создании и деятельности. Возникли новые профили музеев и выставок (например, почтовые, промышленно-технические, сельскохозяйственные), которые посещали уже широкие массы населения.

Тенденция к представлению музейных предметов как диалога с посетителями музея или выставки на рубеже XIX и XX вв. становится преобладающей. Образуются различные музейные «школы», в разных манерах представляющие музейные экспонаты публике.

В конце XIX в. возникает термин «музеология» как определение специфической отрасли знаний, связанных со всеми аспектами жизнедеятельности музея. Появляются специальные музеологическая литература и периодика. В музеях появились штатные должности хранителей («консерваторов») музейных собраний, реставраторов.6

В самом конце XIX — начале XX века связи с популярностью музеев и ростом их посещения возникла необходимость искать средства экспонирования, доступные широкому кругу посетителей. Решающее значение для развития музейной деятельности во второй половине XIX — начале ХХ в. имело общественно-просветительное движение, использующее наглядный и предметный музейный материал для просвещения народа, расширение научных знаний.

Таким образом, в конце XIX – начале XX века в России уже сложилось развитое музейное дело.

После Октябрьской революции Советское государство превратило музей во всенародное достояние. Правительственными распоряжениями, декретами, постановлениями СНК РСФСР 1917-18 были национализированы крупнейшие частные музеи, установлен порядок охраны музеев и памятников, регистрации и принятия их на государственный учёт, запрещен вывоз произведений искусства за рубеж (декрет от 19 сентября 1918). То есть в судьбе русских музеев начался новый период развития.

Данная дипломная работа посвящена развитию музейного дела в РСФСР в период с 1917 до 1991 г. История музейного дела тесно связана с развитием просвещения и многих отраслей науки, является неотъемлемой частью истории отечественной культуры, а ведь именно в выбранный для исследования период были разрушены старые российские и заложены новые советские культурные традиции, именно в ту пору музей начинает играть важную роль в идеологическо-просветительской работе и в научной жизни страны, обретает новые цели и задачи, обусловленные сменой и становлением общественного строя.

Сегодня уже очевидно, что политические, экономические, культурные процессы протекают, как правило, в разных ритмах. Факты свидетельствуют, что, например, 1917 год явился важным рубежом в политической и экономической истории страны, но для истории музейного дела таким рубежом стал конец 1920-х годов. А следующий этап, наступает лишь в конце 1980-х годов.

Выбранная для дипломной работы тема особенно актуальна сейчас, в период становления рыночной в России, когда музейное дело находится в сложном положении, когда музейные работники, лишенные государственной поддержки, вынуждены судорожно искать новые формы существования, когда для многих музеев стоит вопрос элементарного выживания, сохранения своих ценностей для будущих поколений. Тогда как музейные фонды могли бы стать основой для возрождения российской культуры именно сейчас, когда необходимо воссоздавать вокруг себя разрушенную нравственную среду, завоевывать у абсурда территорию и подчинять ее здравому смыслу, отбивать, хоть поодиночке, у нечистой силы души наших соотечественников, прежде всего самых маленьких, возрождать традиционные промыслы и ремесла, восстанавливать музыкальный и художественный вкус, поддерживать одаренных людей, влиять на общественное отношение всеми доступными методами, чтобы вновь поставить на твердую историческую национальную почву перевернутую пирамиду ценностей.

Поэтому цель дипломной работы исследовать первые и последующие шаги советской власти в развитии музейного дела страны, проследить исторический путь становления музеев РСФСР за довольно большой период между Великой Октябрьской революцией и до распада СССР:

— рассмотреть как происходило становление музеев в первые годы советской власти, приводя конкретные исторические примеры деятельности тех или иных музеев и личностей, с ними связанных;

— исследовать развитие музейного дела в последующий период, то есть начиная с 20-х годов и до Великой Отечественной Войны в РСФСР;

— изучить цели и задачи, поставленные перед советским музеем политической властью страны;

— исследовать дальнейшие этапы музейного строительства, важнейшие события в музейной истории, государственную политику в этой области, состоявшиеся и неосуществленные проекты музейных деятелей.

Дипломная работа будет состоять из следующих частей:

Введение включает в себя в общем виде сформулированную цель и задачи дипломной работы, а также анализ исследований по теме.

Вторая часть рассказывает об основных этапах, событиях и участниках музейного дела в послевоенный период до 1991 г. В ней очень подробно прослеживается путь послевоенных музеев, от периода восстановления после существования в страшные военные годы, когда стране, в целом, было «не до жиру», но музеи сохранялись и действовали, через время так называемой «оттепели», время всплеска заинтересованности историей и культурой до момента распада СССР.

В заключении подводятся итоги всей дипломной работы.

Необходимо особо выделить значимость источников, использованных для раскрытия темы.

Основным источником в процессе работы над дипломной работой была «Российская музейная энциклопедия», выпущенная в 2001 году в России.

Это первое не только в России, но и в мире издание, дающее полную картину формирования и современного состояния музейного дела целой страны. Российская музейная энциклопедия РМЭ представляет собой 2-томник общим объемом 140 печатных листов. В работе над ним участвовали более 1000 авторов из научных центров и музеев России и стран ближнего зарубежья.

1495 статей энциклопедии посвящены вопросам теории музейного дела, истории формирования музейных собраний, биографиям музейных деятелей, коллекционеров, реставраторов.

1700 цветных и черно-белых репродукций и фотографий превращают издание в каталог шедевров, хранящихся в российских музеях.

Музейный мир каждого из 89 регионов России представлен в энциклопедии картами и кратким очерком истории изучения и музеефикации культурного наследия, формирования музейной сети. Наиболее значимым музеям региона посвящены отдельные статьи.

Эту книгу ждали давно. Не только научные работники и студенты, библиотекари и учителя, журналисты и искусствоведы. Ее явно не хватало всем, кому дорога культура России.

И, похоже, что авторам, удалось сохранить «необходимое равновесие между соблазном «все переписать по-новому» и стремлением бережно и уважительно сохранить все ценное».

Даже в кратких терминологических статьях виден системный подход к анализу и интерпретации фактов. А вообще здесь пять крупных блоков информации: исторический, теоретический, музеографический, биографический, прикладное музееведение. Это дает возможность воспроизвести картину музейного мира России во всей ее полноте.

Другим важным источником при разработке темы дипломной работы послужила книга «Музейное дело в России». Книга вышла в свет в 2003 году, написана авторскими коллективами специалистов Кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и Сектора музейной энциклопедии Российского института культурологии. Книга адресована в первую очередь музейным работникам и представляет цельную картину истории и современного состояния музейного мира России и основных направлений музейной деятельности.

Работа представляет собой фундаментальное, оригинальное, в своем роде уникальное междисциплинарное исследование, имеющее, несомненно, более чем значительную, теоретическую и практическую ценность.

В книге ясно и последовательно прослеживается принцип историзма. И дело не только в том, что раздел 1 посвящен истории музейного дела в России. Само изложение материала и его анализ на протяжении всей монографии выстраивается в стройную и ясную картину, где настоящее, сопр. далее »»икасаясь с прошлым, позволяет наметить контуры будущего. Раздел 1 дает прекрасное представление о развитии музейного дела в России. К числу несомненных достоинств этого раздела относится объективность и отсутствие даже намека на политизацию, уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны на всех этапах ее истории. В этом отношении особо следует выделить главу «Музейный мир на рубеже тысячелетий». Хотя автор оговаривается, что повествование носит эмоциональный характер, но кажется, что ему удалось нарисовать объективную картину музейного дела, тенденций его развития, объективных и субъективных трудностей на его пути и, главное, перспектив.

Говоря о разделе «Музейное дело сегодня и завтра», хотелось бы отметить три его особенности, которые определяют его ценность как теоретическую, так и практическую.

Во-первых, в нем внятно и в соответствии с современным научным подходом дается представление о сущности формирующейся на наших глазах дисциплины, каковой является музееведение. Представляется, что формулировка вполне адекватна и, главное, делает упор на человеческий фактор при определении сущности этой дисциплины.

Во-вторых, авторы взвешенно и без личных пристрастий раскрывают содержание предмета музееведения и различные к нему подходы.

Уровень и постановка музейного дела в стране свидетельствует об общем культурном уровне народа, о том, как относятся граждане страны к своему прошлому, какими достижениями своей культуры дорожат и гордятся. Специалистов-музееведов готовят на исторических факультетах, в научных центрах и на специальных кафедрах. Во многих странах при министерствах и департаментах культуры действуют комитеты и отделы, ведающие сохранностью памятников культуры и развитием музейного дела.

Постоянно растущая в мире сеть музеев сейчас насчитывает свыше 13 тыс. учреждений. Больше всего музеев в США – около 2000, в Италии – примерно 1500, во Франции, Германии и России – свыше 1000, в Великобритании – около1000. Развивающиеся страны Азии и Африки активно создают национальную музейную сеть, призванную содействовать развитию национального самосознания и охране культурно-исторических ценностей. Музеи мира объединяются международными организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Международный совет музеев (ИКОМ), в который входят национальные комитеты музеев, в том числе российский комитет.

Как было показано в дипломной работе, развитие музейного дела в РСФСР, а также в странах с тоталитарными режимами и либерально-демократических странах имело свои специфические особенности и свой собственный путь.

Исторически правомерно утверждать, что важнейшей спецификой советского периода истории России было господство политического и идеологического факторов в государственном строительстве, экономике и духовной жизни. Доктрина большевизма, используя историческую традицию, предопределила реализацию такого господства в тоталитарной форме. Признание указанной зависимости как общезначимого явления подкреплялось убеждением, что российский исторический процесс обладает особыми свойствами. В основе представлений историков о специфике этого процесса лежало положение о том, что в отличие от западноевропейского развития, которое шло «снизу вверх», в России наоборот оно направлялось от государства к экономике, социальным отношениям, культуре. А отсюда следовало, что понять причины и характер перемен в любой сфере общественной жизни, а в нашем конкретном случае в музейном деле, можно лишь при учете особой роли государства, т.е. политики.

На протяжении почти всего ХХ в. культура в нашей стране была встроена в систему государственной политики. Важнейшими направлениями ее были повышение культурного и образовательного уровня населения, но также и его идеологизация. Это обеспечивало целенаправленность политики в области музейного дела и определяло систему управления государственными музеями страны.

Данная система базировалась на государственном планировании развития культуры, централизованном финансировании, в том числе музейной отрасли, и была ориентирована на вертикальное управление. Она определяла взаимные обязательства музеев и органов власти, правовое положение музеев, взаимоотношение государственных музеев всех уровней, независимо от профиля и юридической подчиненности.

На рубеже 90-х гг. большие надежды возлагались на общественные организации, способные в определенной степени поддержать государство в конкретном проведении музейной политики. Однако надежды на то, что гражданское общество, только начавшее формироваться, найдет средства и возможности для развития культуры, оказались тщетными.

В период начала демократических реформ основными приоритетами культурной политики государства стали сохранение исторического и культурного наследия народов России, обеспечение доступа граждан к его использованию в непредвзятом виде и развитие национальных культур народов России (концепция развития культуры до 1999 г.). В соответствии с этой концепцией были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.) и затем Закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.). Согласно этим документам Музейный фонд Российской Федерации определен как неотъемлемая часть культурного наследия народов нашей страны.

В Законе 1996 г. Музейный фонд Российской Федерации был разделен по видам собственности: государственная, муниципальная и частная с самостоятельным управлением каждой из этих частей. Однако механизм взаимодействия центральных и местных органов до сих пор до конца не проработан. Основное внимание Министерство культуры РФ сконцентрировало на сохранении, поддержке и государственном контроле над Музейным фондом страны, обеспечении деятельности музеев федерального подчинения, методическом обеспечении деятельности музеев, находящихся в подчинении органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также иных негосударственных музеев.

Основным средством осуществления долгосрочной государственной политики в области музейного дела стало финансирование целевых программ с долевым участием субъектов федерации, которые были заложены в концепции развития культуры. Трудное финансовое положение всей отрасли культуры, и в том числе музеев, приводит к тому, что целевые программы развития музейного дела в стране не выполняются или выполняются слишком медленно. В том числе программы по безопасности музеев и ремонтно-реставрационным работам, по централизованному пополнению государственной части Музейного фонда, программы стажирования, переподготовки и повышения квалификации кадров и др.

Сегодня музеи столкнулись со следующими негативными моментами:

— отсутствием твердой правовой защищенности их коллекций и имущества;

— совершенно недостаточным государственным финансированием при незначительном объеме других источников доходов;

— слабым методическим обеспечением основных видов деятельности музеев;

— не разработанностью важнейших нормативных документов, регулирующих учет и сохранность музейных коллекций, даже само вхождение этих коллекций в государственный музейный фонд.

Все это приводит к тому, что музеи поставлены в почти полную административную и финансовую зависимость от местной власти. Более того, заметно вмешательство этих властей в область профессиональной компетенции музейных работников. Местные власти часто не способствуют деятельности музеев в направлении интеграции общественного сознания населения в соответствии с общероссийской культурной традицией. Музеям не хватает средств на содержание зданий, на пополнение и охрану своих фондовых коллекций, на информационное обеспечение, на развитие научной деятельности, на приобретение оборудования, повышение квалификации кадров и пр. Музейные работники месяцами не получают зарплату. В поисках средств музеи вынуждены обращаться к различным фондам и спонсорам. Как известно, спонсоров в нашей стране еще недостаточно, среди фондов наиболее активны иностранные. Однако они направляют свои усилия не на сохранение российской культурной традиции, а толкают музеи к коммерциализации и массовой культуре.

В этом направлении музеи приобрели некоторый опыт. Однако перед ними стоят достаточно сложные проблемы, от решения которых зависит их будущее. Ряд из них музеи решают самостоятельно и совместно с администрацией и общественностью своего региона, но многие могут быть решены только на уровне государства в целом. Это предполагает и повышение управленческой роли Министерства культуры РФ как государственного руководящего органа отраслью культуры, а также повышение внимания местных органов управления культуры к деятельности музеев и их проблемам.

Каким будет музей в новом веке? Где его место в новом социокультурном контексте? В контексте, обусловленном победой информационных технологий и экологическими катастрофами, глобальными сдвигами в общественном сознании и утерей традиционных культурных ценностей? В поисках ответов на эти вопросы следует опираться на историю музейного дела России, достижения и провалы музейной теории и практики прошедшего времени, чему и была посвящена данная дипломная работа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Декрет СНК РСФСР от 1918 г. «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного значения».

2.Декрет СНК РСФСР от 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений».

3.Декрет ВЦИК и СНК от 1923 г. «Об учете и регистрации предметов искусств и старины».

4.Постановление ВЦИК и СНК от 1923 г. «О специальных средствах на содержание культурных ценностей РСФСР».

5.Декрет ВЦИК и СНК от 1924 г. «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы».

6.Циркуляр Президиума ВЦИК от 1927 г. «О выявлении и охране памятников революционных движений».

7.Положение ВЦИК от 1932 г. «О создании Межведомственного комитета по охране памятников революции, искусства и культуры».

8.Постановление ВЦИК и СНК от 1933 г. «Об охране исторических памятников».

9.Постановление ВЦИК и СНК от 1934 г. «Об охране археологических памятников».

10.Приказ Наркомпроса РСФСР от 1941 г. «О мероприятиях по сохранению и учету музейных фондов в годы войны».

11.Приказ Наркомпроса РСФСР от 1941 г. «О формах функционирования музеев в условиях военного времени».

12.Постановление Совмина РСФСР от 1947 г. «Об охране памятников архитектуры».

13.Постановление Совмина СССР от 1948 г. «О мерах улучшения охраны памятников культуры».

14.Постановление Совмина СССР от 1965 г. «О музейном фонде Союза ССР».

15.Закон СССР от 1976 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

16.Указ Президента РФ от 30.11.1992 г. «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации».

17.Закон РФ от 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации в области культуры».

18.Закон РФ от 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

19.Закон РФ от 1996 г. «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

24.Грицкевич В.П. Источниковедение истории музейного дела и проблемы историко-сравнительного подхода. Минск, 1999.

28.Кантор Юлия. Реальность и соцреализм: Эрмитаж в 1917-1941. – Звезда, 2003, №5.

29.Музейное дело в России. – М., 2003

15. Сорокалетова Г.И. Музей и западно-сибирский отдел русского географического общества. – Омский историко-краеведческий словарь, 1994

16.Российская музейная энциклопедия. М., 2001

17. Российский энциклопедический словарь. М., 2003

П р и л о ж е н и е 1.

Органы управления музейным делом в РСФСР

Годы Название и ведомственная подчиненность

1918 Специальный Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе РСФСР

1920 Главный комитет по делам музеев и охране памятников старины при Главмузее Наркомпроса

1922 Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Главнауке Наркомпроса

1930 Музейная группа в составе сектора науки Наркомпроса

1933 Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе

2-я половина 1930-х гг. 1)Музейный, а с 1939 г. Музейно-краеведческий отдел Наркомпроса (естественно-исторические, исторические, краеведческие, литературные музеи);

2)Всесоюзный комитет по делам искусства по делам искусств при Совнаркоме СССР (художественные, театральные, музыкальные музеи);

3)Академия Наук СССР (значительная часть музеев);

4) ЦК ВКП (б) (музеи В.И.Ленина)

1945 Управление музеями как структура Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме РСФСР

1946 Управление музеями как структура Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР

1953 Управление культ.-просвет. учреждений и Управление изобразительных искусств и охраны памятников при Министерстве культуры СССР

1957 Отдел культ.-просвет. учреждений и Отдел изобразительных искусств и охраны памятников при Министерстве культуры СССР

1963 Музейный отдел при Управлении культ.-просвет. учреждений и Музейный отдел при управлении изобразительных искусств и охраны памятников при Министерстве культуры СССР

1983 Управление музеев Министерства культуры СССР

1985 Главное управление культурно-массовой работы, библиотечного и музейного дела в структуре Министерства культуры СССР

1992 1)Управление по делам музеев Министерства культуры РФ

2)На региональном уровне – комитеты и отделы при областных и городских администрациях

14 Сорокалетова Г.И. Музей и западно-сибирский отдел русского географического общества // Омский историко-краеведческий словарь, 1994. – С.45.

39 Ганнусенко Н.И., Омельченко Ю.А. Школьные музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. – Т.2. – С. 341.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *