Что такое мтб в образовании

Основные направления в совершенствовании материально-технической базы в образовании

Успешная реализация задач в области социально-экономического развития в сфере образования. Сущность материально-технической базы и состав основных фондов образования. Модернизация образовательного комплекса. Две группы фондов: основные и обратные.

РубрикаЭкономика и экономическая теория
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления15.11.2017
Размер файла20,2 K

Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Кафедра инженерных и технологических дисциплин

Основные направления в совершенствовании материально-технической базы в образовании

Выполнил: Манцуров С.А.

Научный руководитель канд. экон. н., В.М. Головач

Глава 1. Сущность материально-технической базы и состав основных фондов образования

1.1 Определение понятия материальная база

1.2 Основные и оборотные фонды

Глава 2. Совершенствование материально-технической базы

2.1 Цели и задачи совершенствования материально-технической базы

2.2 Планирование и развитие материально-технической базы

В настоящее время одним из основных приоритетных направлений социально-экономического развития общества является сфера образования. Успешная реализация задач в области социально-экономического развития общества и поддержания конкурентоспособности государства становится невозможной без наличия качественной, высокоразвитой системы образования.

Поддержание и развитие материально-технической базы является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса. Все это объективно требует глубокого и всестороннего анализа положения дел в современном образовательном комплексе с целью разработки соответствующих рекомендаций, которые должны быть внедрены и использованы как федеральными, так и региональными органами образования, а также непосредственно образовательными учреждениями в деле дальнейшего совершенствования эффективности функционирования образовательного комплекса и его материально-технической базы. Отсюда и вытекает актуальность выбранной темы.

Глава 1. Сущность материально-технической базы и состав основных фондов образования

Как и всякий другой вид трудовой деятельности, учебно-воспитательный процесс невозможен без участия в нем личного и вещественного факторов.

Материально-техническая база означает совокупность вещественных элементов, необходимых для формирования и развития учебных заведений и образовательного комплекса в целом.

Это материальный фундамент процесса воспитания и обучения дошкольников, учащихся, подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. К материально-технической базе относится все закрепленные за системой образования материально-вещественные средства, которые предназначены для проведения учебной и научной деятельности, для обеспечения условий жизни, труда и быта учащихся, студентов и преподавателей [7]. экономический образование материальный

По экономическому содержанию материально-вещественных средств образования выделяются две группы фондов: основные и обратные. Различие между ними надо проводить не по внешней натуральной форме, а по способу переноса их стоимости на создаваемый продукт. Оборотные фонды образования в нашей литературе обычно называются малоценными быстроизнашивающимися предметами, что не совсем точно отражает и[ сущность.

К оборотным фондам относится часть производственных фондов, которая целиком потребляется в течение одного производственного цикла, полностью и единовременно переносит свою стоимость на продукт труда. В эти фонды практически включаются малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые раньше (до либерализации цен) имели стоимость 50 руб. и срок службы до одного года, а также реактивы, химикаты, топливо, электроэнергия, канцелярские товары и другое[3,5].

В отличие от оборотных фондов, функционирующих непродолжительное время, основные фонды долговременно обслуживают учебно-воспитательный и научно-исследовательский процесс и переносят свою стоимость на производимый продукт по частям, по мере износа. При этом основные фонды все это время сохраняют свою натурально-вещественную форму.

Состав основных фондов разнообразен. В зависимости от натурально-вещественной формы и из роли в учебно-научной деятельности можно выделить следующие составные части этих фондов:

1. Здание детских садов, школ, училищ, вузов, мастерских, лабораторий, где непосредственно совершается воспитание, обучение и научная деятельность.

2. Здания различного рода вспомогательных служб, например, складов для хранения учебного и научного оборудования. Хозяйственного инвентаря, общежитий, столовых и т. д.

3. Учебное и научное оборудование, включая ТСО, ЭВМ, станки и машины в мастерских, лабораториях, на учебных сельскохозяйственных станциях и опытных полях.

4. Транспортные средства.

5. Библиотечные фонды.

6. Другие вещественные элементы, необходимые для организации учебного процесса и научной работы [6].

Эти разновидности основных фондов принимают неодинаковое участие в учебном процессе и научных исследованиях, и условно их можно разделить на пассивную и активную части. Если первые из них создают только материальные предпосылки для учебной и научной деятельности, то вторые, как правило, непосредственно связаны с учебным процессом и научной работой пре 6подователей, а потому играют активную роль.

В отличии от промышленности и сельского хозяйства, в просвещении большую долю занимает пассивная часть: здания, сооружения, склады и прочие основные фонды. Разумеется, с развитием научно-технического прогресса закономерно должна возрастать доля активной части основных фондов, что связано с необходимостью увеличения библиотечного фонда, внедрения в учебный процесс и научные исследования современных ЭВМ, различного оборудования.

Выявление состояния и структуры основных фондов относится к числу важных показателей реальных возможностей учебных заведений для их эффективной работы, а также для определения путей укрепления и развития учебно-материальной базы образования. А это непосредственно связано с необходимостью совершенствования методов планирования и финансирования затрат на пополнение материальных ресурсов и на капитальные вложения в сферу образования.

Поскольку основные фонды выступаю в товарной форме, их учет и планирование осуществляется в натуральных стоимостных показателях. К натуральным показателям относятся число зданий и количество в них места для обучения, наличие мест в лабораториях и учебных мастерских, количество единиц основного оборудования, необходимого для занятий с обучающимися при нормальных условиях и т. д. Натуральные показатели берутся за основу составления плана материального-технического обеспечения учебных заведений.

С помощью стоимостных показателей определяется объем капитальных вложений, исчисляется амортизация, устанавливаются финансовые расходы на капитальный ремонт и приобретение нового оборудования, оценивается структура основных фондов и динамики их изменения. В образовательных учреждениях, в отличии от промышленных и сельскохозяйственных предприятий, фонд амортизации не создается.

Однако в масштабе Министерства образования нашей страны имеются так называемые расчетные нормы на амортизацию по видам и группам основных фондов.

Глава 2. Совершенствование материально-технической базы

2.1 Цели и задачи совершенствования материально-технической базы

Задачами совершенствования материально-технической базы является создание условий для использования информационно-коммуникационных технологий; обеспечение библиотеки электронными (цифровыми) образовательными ресурсами; проведение текущего ремонта; устранение предписаний Госпожнадзора и Роспотребнадзора;

Пути решения: рациональное и эффективное использование бюджетных средств путем грамотного планирования, принятия оптимального решения на основе обоснованных критериев выбора и получения максимального результата при минимальных вложениях. Привлечение внебюджетных средств.

Реализация требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности, направленных на защиту здоровья и сохранения жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных, пожаров, аварий, террористических актов и других опасностей.

— модернизация информационно-вычислительной техники, системное обслуживание школьной локальной сети;

— модернизация тепловых, канализационных и водопроводных сетей;

Работа по оснащению включает:

· компьютеризацию школы и внедрение информационных технологий;

· создания предметно-развивающей среды с использованием современных обучающих технологий и дидактических материалов;

· научную организацию труда преподавателей и руководителей структурных подразделений, новые разработки, позволяющие сделать труд учителя и учебный процесс более эффективными;

· снижения рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма людей;

· повышения санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений образования;

· укрепления антитеррористической безопасности;

· создания необходимой материально-технической базы для безопасного функционирования школы;

· оптимизации расходов на создание систем безопасности.

· 2.2 Планирование и развитие материально-технической базы

Основные этапы работы по планированию

1. Проведение анализа материально-технической базы учреждения и выявление потребностей в приобретении учебного оборудования.

2. Изучение нормативных документов:

— ГОСТы и нормативы для образовательных учреждений;

— типовые перечни учебного оборудования и наглядных пособий;

— санитарно-гигиенические нормы, правила техники безопасности;

— рекомендации по оснащению различных видов помещений и т.п.

3. Изучение возможностей и предложений рынка учебного оборудования, мебели, технических средств обучения, технологического оборудования и т.д.

4. Определение планируемых объемов бюджетного финансирования и возможностей по привлечению внебюджетных средств.

5. Составление плана развития материально-технического оснащения образовательного учреждения на основе государственно-ориентированных подходов на ближайшую и долгосрочную перспективу.

· оснащение современной компьютерной техникой, бытового и технологического оборудования;

· организация подготовки, переподготовки или повышения квалификации педагогических работников школы;

· оснащение школы современной мебелью, соответствующей стандартам и гигиеническим требованиям;

· обеспечение образовательного процесса учебно-наглядными пособиями;

· повышение эффективности организационно-методической работы в школе;

· обеспечение строительными материалами, инструментами, оборудованием текущих ремонтов [3].

1. Макроэкономика. (Учебное пособие) Кузнецов Б.Т. (2011, 458с.)

2. Международные экономические отношения. (Учебник) Под ред. Рыбалкина В.Е. (2012, 647с.)

3. Микроэкономика. Курс лекций. Кунцман М.В. (МАДИ; 2015, 140с.)

4. Основы экономики. (Учебное пос. для ССУЗов). Кожевников Н.Н. и др. (2014, 288с.)

5. Основы экономической теории. (Учебник для ссузов) Куликов Л.М. (2011, 455с.)

6. Экономика. (Учебник) Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. (2011, 672с.)

7. Экономика. (Учебное пособие) Борисов Е.Ф. (2012, 256с.)

8. Экономика. (Бакалавриат) Липсиц И.В. (2013, 312с.)

9. Экономика. Базовый курс. Под ред. Исаева В.А., Савинского А.В. (РУДН; 2011, 197с.)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие, состав и структура основных фондов. Пути совершенствования материально-технической базы предприятия. Совершенствование материально-технической базы ООО «Аркада-Инжиниринг» на основе организации производства инструмента для обработки стали.

дипломная работа [817,4 K], добавлен 06.07.2013

Организационно-экономическая характеристика предприятия, направления и показатели его деятельности. Понятие средств предприятия и принципы их классификации. Анализ материально-технической базы, эффективного использования основных и оборотных фондов.

курсовая работа [62,6 K], добавлен 28.04.2011

Состояние и использование материально-технической базы, разработка путей и направлений повышения эффективности использования ее в современных условиях. Состояние, состав и структура производственных фондов, динамика развития розничной торговой сети.

дипломная работа [182,9 K], добавлен 02.07.2011

Понятие и роль материально-технической базы торговли, методика экономического анализа состояния, развития, эффективности ее использования. Направления и перспективы повышения эффективности использования материально-технической базы заданного предприятия.

курсовая работа [93,6 K], добавлен 15.12.2016

Основные фонды предприятия как важная часть его материально-технической базы, значение их роста и совершенствования для увеличения объемов товарооборота, прибыли и повышения их технической оснащенности. Оценка эффективности использования фондов.

реферат [24,0 K], добавлен 12.07.2011

Источник

Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании

Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании

Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании

Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании

Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании

Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании

Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании

Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании

Материальная база образования современной России

Материально-техническая база в сфере образования – совокупность материальных элементов, необходимых для функционирования и развития образовательного учреждения и системы образования в целом. К ней относятся все закрепленные за образовательными учреждениями материально-вещественные средства, предназначенные для учебной деятельности, для обеспечения условий труда и быта учащихся и преподавателей.

Образовательные учреждения являются частью экономической системы России. Следовательно, происходящие существенные изменения в экономике государства проявляются в деятельности учреждений системы образования.И в общей, и в профессиональной школе произошли важные изменения. Они коснулись законодательной базы, правил и организации учебного процесса, финансовой деятельности, работы с кадрами.

Отечественная система образования призвана поддержать место России в ряду ведущих стран мира, ее международный престиж как страны, которая всегда отличалась высоким уровнем культуры, науки, образования.

Следует особо подчеркнуть, что развитие и углубление образовательного процесса в стране происходило в последнее десятилетие в сложной политической и экономической ситуации.На развитии образования отрицательно сказывались: социальная и экономическая нестабильность в обществе; острый дефицит средств, вызванный кризисным состоянием экономики; недостаточно четкое разграничение компетенции органов государственной власти; недостаточная ясность схем межбюджетных отношений; неоперативное устранение старых подходов и механизмов финансирования образования в изменившихся условиях, когда усиливалась децентрализация управления; уход от ответственности органов государственной власти во многих субъектах Российской Федерации за полноту и бесперебойность финансирования образовательных учреждений, в особенности муниципальных.

Кризисные ситуации в системе образования нередко возникали из-за серьезных недостатков в финансировании, малого объема бюджетных средств в расчете на одного обучающегося. Высокий уровень инфляции приводил к сокращению реальных объемов финансовых ресурсов. В ряде мест сохранялась значительная задолженность государства образовательным учреждениям за предыдущий период (в том числе по зарплате). Продолжала иметь место напряженность с оплатой коммунальных услуг.Из-за недостатка средств не проводился своевременно капитальный ремонт, в незначительном объеме велось новое строительство, недостаточно материально оснащался учебный процесс. Все это приводило к ухудшению материальной базы образования.

В последние годы повысился интерес молодежи к получению профессионального образования.

Определенной стабильности системы образования способствовала преданность своей профессии основного состава преподавателей и других работников образования.

Государство обеспечивает запуск процесса модернизации образовательной отрасли.

Производится это в тесном взаимодействии с другими реформами. При этом модернизация образования служит основанием обеспечения необходимого кадрового ресурса.

Вводится профильное обучение в старшей ступени общеобразовательной школы.Ведется экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена. Разрабатывается система дистанционного обучения. Усиливается внимание внедрению в учебный процесс средств информатики, вычислительной и оргтехники. Осуществляются мероприятия по всесторонней поддержке сельских и поселковых школ, совершенствованию их образовательного процесса и материально-технической базы.

Все больше придается значения экономической самостоятельности образовательных учреждений, автономности вузов, в том числе в привлечении дополнительных средств.

Осуществляются важные для сферы образования федеральные и региональные целевые образовательные программы.

Проводится структурная и институциональная перестройка профессионального образования. Усиливается его ориентация на потребности федерального и местного рынка труда, а также на необходимую переподготовку высвобождающегося и незанятого населения.

Придается значение повышению социального статуса, государственной поддержки и профессионального уровня работников образования.Престижность педагогического труда обязательно должна быть поддержана достойным уровнем его оплаты.

Несмотря на меры по некоторому увеличению размера стипендий, они еще слишком малы и не покрывают расходы на первоочередные нужды (проезд на общественном транспорте, питание, лечение, культура и т.д.).

Требуется увеличение объемов финансирования образовательных учреждений по статьям текущих расходов, на капитальный ремонт, приобретение оборудования и аппаратуры, дополнительные вложения на новое строительство учебных, лабораторных и социально-культурных зданий.

Следует особое внимание в законодательстве уделить вопросам поступления и эффективного использования финансовых ресурсов в системе образования, повышения ответственности органов государственной власти на всех уровнях за обеспечение приоритетного развития образования.

Источник

Материально-техническая база в образовании

Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании

Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании

Современное состояние учебно-материальной базы сферы образования.

К материально-технической базе образования относится вся совокупность материальных средств (основных и оборотных фондов), которые обеспечивают подготовку учащихся и научно-исследовательскую работу. От обеспечения этими фондами в первую очередь зависит эффективность всей системы образования. Учебно-производственные фонды состоят из двух частей: условно-активной и условно-пассивной.

Первая принимает непосредственное участие в учебном процессе, интенсифицирует его, повышает производительность и качество труда, профессиональные навыки будущих специалистов. К ней относят учебное, лабораторное оборудование, технические средства обучения, станки, приборы, машины, установки. Условно-пассивная доля основных средств создает условия для нормального хода учебного и научно-исследовательского процесса. К ней относится здания, сооружения, хозяйственный инвентарь, белье.

Материально-техническая база отрасли «Образование» требует серьезного обновления. По данным Минобразования и науки России, износ основных фондов в 2006 году составлял 70%, а лабораторная база соответствовала современным требованиям всего на 12%.

В аварийном состоянии находятся 4% государственных и муниципальных школ, 6,9% образовательных учреждений начального, 5,5% — среднего, 5,4% — высшего профессионального образования. В капитальном и текущем ремонте нуждаются 33,4% школ, 40% учебных заведений начального профессионального образования, 22,7% — среднего профессионального образования, 20,7% — высшего профессионального образования, 15,8% — дополнительного профессионального образования.

Тяжелое положение сложилось с учебным и производственным оборудованием в образовательных учреждениях начального профессионального образования, где доля устаревшего оборудования превышает 35,5%, что существенно затрудняет подготовку квалифицированных рабочих кадров для современного производства.

Статистические данные, свидетельствуют об устойчивой тенденции сокращения объемов ввода в эксплуатацию зданий и сооружений образовательных учреждений в Российской Федерации.

Укрепление и модернизация материально-технической базы сегодня рассматривается как важнейшее стратегическое направление развития и одно из главных условий достижения нового, современного качества образования.

Вопрос о законодательном закреплении требований к материальным условиям обучения содержится в самом определении понятия образовательного стандарта. В рамках национального проекта « Образование» была осуществлена масштабная компьютеризация образовательных учреждений в РФ. В том числе приоритетная информатизация сельских школ, совершенствование их материально­технической базы.

Основные направления развития материально-технической базы заложены в Федеральной целевой комплексной программе, Приоритетном национальном проекте «Образовании» и Концепции модернизации.

Федеральные целевые программы предусматривают систему мероприятий по приобретению оборудования, информационных ресурсов, капитальным вложениям, экспериментальным инновационным разработками и т. д.

Только тот ВУЗ может считаться современным, в котором пропорциональное соотношение между активной и пассивной частями максимально улучшается в пользу первой. Обеспечение вузов необходимыми учебными производственными фондами имеет серьезные недостатки. Учебная площадь, приходящаяся на одного студента упала с 7,9 кв.м. в 1985 году до 7 кв.м. в 1996 году. Общежитиями не обеспечено 35-40% нуждающихся студентов, что при 60-70 процентах состава иногородних студентов отрицательно сказывается на процессе обучения и приеме молодежи из сельской местности.

Что такое мтб в образовании. Смотреть фото Что такое мтб в образовании. Смотреть картинку Что такое мтб в образовании. Картинка про Что такое мтб в образовании. Фото Что такое мтб в образовании

Как известно, основным источником средств для пополнения и обновления материально-технической базы вузов является государственный бюджет. Удельный вес вложений на капитальное строительство, затрат на расширение и укрепление материальной базы сейчас всё ещё мал. Положение усугубляется так же и тем, что сами сметы капитальных вложений не выполняются Не выделяются также фактически и средства, отпускаемые на сохранение, обновление и благоустройство имеющихся зданий и сооружений.

Правовой основой отнесения тех или иных расходов к расходам капитального характера является Бюджетный кодекс Российской Федерации. В соответствии с ним капитальное строительство и реконструкция объектов системы образования осуществляется только в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, утверждаемой в составе федерального бюджета. Однако средств, выделяемых на ее реализацию, явно недостаточно для возмещения износа материально-технической базы системы образования.

К расходам капитального характера отнесены затраты, связанные с приобретением оборудования и предметов длительного пользования, капитальным строительством (включая реконструкцию) и капитальным ремонтом основных средств. Экономическое содержание этих расходов заключается в поддержании материально-технической базы образовательных учреждений на определенном уровне (т. е. в определенном смысле это текущее содержание объектов) и в изменении качества объектов материально-технической базы, проявляющемся в совершенствовании их структуры или наращивании мощностей, что напрямую связано с развитием системы образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *