Что такое мпсн а авиация

«Альманах»

Интегрированная система «Альманах», разработанная Научно-производственным предприятием «ЦРТС», обеспечивает наблюдение в режимах А/С/S и АЗН-В 1090 ES, а также включает в себя функцию контроля выдерживания высоты (HMU). Испытания оборудования проходили в аэропорту Пулково, который имеет сложную конфигурацию. Система сертифицирована Росавиацией в 2016 году.

Система вторичной радиолокации служит для определения координат самолетов, получения, декодирования, обработки и преобразования дополнительной информации о ВС, оборудованных бортовыми ответчиками, соответствующими нормам ИКАО и России. В основе всех систем ВРЛ лежит канал связи между наземной аппаратурой (запросчиком) и бортовой аппаратурой (ответчиком).

Особенность системы нового поколения заключается в том, что МПСН «Альманах» может использоваться в качестве системы контроля выдерживания высоты (HMU), обязательства по которой Россия несет перед мировым авиационным сообществом в рамках Регионального Мониторингового Агентства «Евразия». Переход к МПСН позволит заменить выборочные измерения на постоянные в режиме 24х7 и обеспечить высокий уровень безопасности полетов в условиях сокращенных минимумов эшелонирования.

В России это первая интегрированная многопозиционная система наблюдения, выполняющая одновременно функции аэродромного и широкозонного средства наблюдения. «Альманах» поддерживает все режимы наблюдения, в частности, режим АЗН-В 1090 ES, который рекомендован ИКАО в качестве единого стандарта для всего мирового воздушного пространства.

Источник

МПСН. Назначение, основные сведения, размещение на а/д. Типы. Характеристики

Многопозиционные системы наблюдения (МПСН), основанные на многопозиционных технологиях АЗН-В, активно используются в качестве высокоточного источника информации о воздушной обстановке в аэропортовых, аэродромных и трассовых зонах УВД.

предназначена для определения местоположения и управления движением

воздушных судов, спецавтотранспортом, техническими средствами и другими

объектами, оборудованных ответчиками, находящихся на посадочной прямой и

рабочей площади аэродрома (площади маневрирования и перроне, на взлетно-

посадочной полосе, рулежных дорожках и местах стоянок воздушных судов). Московский аэропорт Домодедово первым в России устанавливает аэродромную многопозиционную систему наблюдения. Установка АМПСН и ее интеграция в уже работающую в Домодедово систему A-SMGCS (Усовершенствованная система управления наземным движением и контроля за ним) является наилучшим решением обеспечения контроля за наземным движением на аэродроме. Объединенные функции двух систем обеспечат наиболее полное и точное отображение на мониторах диспетчеров вышки УВД местоположения и передвижения самолетов и транспортных средств на взлетно-посадочных полосах, рулежных дорожках и перронах аэропорта. В основе новой системы лежит развертывание сети наземных станций системы АМПСН, рассредоточенных по всему аэродрому, стойки центральной обработки информации и 150 маяков (передающих устройств), установленных на спецтранспорт.

МПСН «Мера» от ВНИИРА сконструирована таким образом, чтобы отвечать всем современным требованиям, предъявленным к системам наблюдения, и разработана в двух исполнениях

Наземная станция широкозонной многопозиционной системы наблюдения предназначена для определения местоположения и управления движением воздушных судов оборудованных бортовыми ответчиками работающими в международном диапазоне (в режимах А/С и S) в верхнем и нижнем воздушном пространстве.

Концерн ПВО «Алмаз-Антей» успешно завершил в аэропорту Пулково (Санкт-Петербург) государственные испытания широкозонной многопозиционной системы наблюдения (МПСН) «Мера», которая была развернута в 2012 г. для организации наблюдения за воздушным пространством в районе Санкт-Петербурга. Но система может быть установлена как в маленьких, так и в крупных аэропортах, а также в местах со сложным рельефом местности.

Основные отличия активной МПСН от ВРЛ режима S

Основные подсистемы МПСН «Мера»

Для WAM (МНСП Ш)- способность спутниковой синхронизации времени

Источник

Приоритеты подачи информации АЗН

№ п/пПриоритетСитуацияПериодичность обновления координатной информации, сДоля ВС, находящихся на управлении в данных ситуациях, %
1IА8, А9, А7, А1051
2IIА2, А375
3IIIА4, А5, А6309
4IVА118085

Что такое мпсн а авиация. Смотреть фото Что такое мпсн а авиация. Смотреть картинку Что такое мпсн а авиация. Картинка про Что такое мпсн а авиация. Фото Что такое мпсн а авиация

Многопозиционные системы наблюдения

МПСН — (многопозиционная система наблюдения) это вторичный радиолокатор, в котором координаты целей измеряются с помощью разностно-дальномерного метода через сеть территориально-распределенных станций (сенсоров спутникозависимого наблюдения АЗН-В)

Требования

1)Частота :

· запроса – (1030±0,01) мГц,

— в режиме АЗН-В 1090 ES ;

2) Количество антенн в антенной системе –как минимум 3

3)Погрешности горизонтального местоположения ВС не должны превышать:

· 350 м (среднеквадратическая ошибка) для трассовой зоны;

· 150 м (среднеквадратическая ошибка) для аэродромной зоны

4)Количество одновременно сопровождаемых целей – не менее 250

5) Интервал обновления МПСН не должен превышать:

6)МПСН должна обеспечивать временные отметки местоположений ВС, синхронизированные с UTC.

Виды МПСН:

1) МПСН-А(аэродромная) предназначена для определения местоположения и управления движением воздушных судов, спецавтотранспорта, технических средств и других объектов, оборудованных ответчиками, находящихся на посадочной прямой и рабочей площади аэродрома (площади маневрирования и перроне, ВПП, рулежных дорожках и местах стоянок воздушных судов).

2) МПСН-Ш(широкозонная) предназначена для определения местоположения и управления движением воздушных судов, оборудованных бортовыми ответчиками, работающими в международном диапазоне (в режимах A/C и S), в верхнем и нижнем воздушном пространстве.

Структурная схема:

Что такое мпсн а авиация. Смотреть фото Что такое мпсн а авиация. Смотреть картинку Что такое мпсн а авиация. Картинка про Что такое мпсн а авиация. Фото Что такое мпсн а авиация

Принцип работы. Мультилатерация. Принцип мультилатерации заключается в том, что сигнал бортового ответчика принимают 3 и более приемников, расположенных в заданных местах. Поступающие данные обрабатываются, и центральный компьютер на основе полученной информации вычисляет местоположение воздушного судна в трехмерном пространстве. Определенные таким образом объекты отображаются на экране диспетчера, помеченные идентификатором самолета, высотой и другими данными.

Что такое мпсн а авиация. Смотреть фото Что такое мпсн а авиация. Смотреть картинку Что такое мпсн а авиация. Картинка про Что такое мпсн а авиация. Фото Что такое мпсн а авиацияСам метод измерения также называют английской аббревиатурой TDOA, что означает time difference of arrival — разность времени прихода, или гиперболическим позиционированием, поскольку геометрически место точек, соответствующих определенной разности времени прихода для любых двух станций — это гипербола, а искомые координаты цели — это их пересечения.(как представлено на слайде). Ответы бортового приемоответчика получают либо ВОРЛ, либо станция запроса, которая является частью системы MLAT.

*Для справки- радиолокационная информация в режиме S может содержать 24-битовый адрес воздушного судна и данные о барометрической высоте, в то время как ответчики режимов S и 1090ES обеспечивают предоставление таких дополнительных данных, как информация о векторе состояния и местоположении в координатах Всемирной геодезической системы.

Источник

Мультилатерация — цифровая технология наблюдения за воздушным движением

Когда речь заходит об авиации, мы все живо представляем небо, самолет, аэропорты, путешествия. И редко кто задумывается о сложной системе, созданной для регулирования воздушного движения. Концепция Международной организации гражданской авиации CNS/ATM (Communication, Navigation, Surveillance/Air Traffic Management) предсказывает полную цифровизацию воздушного движения уже в скором будущем.

Сегодня расскажем об одном из самых современных средств наблюдения за воздушным движением — многопозиционных системах наблюдения (МПСН в России, MLAT, WAM в мире), в основе которых лежит принцип мультилатерации.

Технология мультилатерации появилась около 20 лет назад примерно тогда же, когда и автоматическое зависимое наблюдение (ADS-B), что по меркам консервативной отрасли совсем немного. И за эти 20 лет МПСН проделала большой путь от новой технологии до одного из основных средств в сегодняшней и будущей системах аэронавигации.

МПСН — это вторичный радиолокатор, в котором координаты целей измеряются с помощью разностно-дальномерного метода через сеть территориально-распределенных станций (сенсоров спутникозависимого наблюдения ADS-B, АЗН-В).

Как это работает?

Как и в любом вторичном радиолокаторе, наземный запросчик излучает запрос, ответчик на борту воздушного судна принимает запрос и формирует ответ, который принимается системой. Этот ответ используется для измерения положения воздушного судна, а также в нем передаётся дополнительная информация: в первую очередь, высота и идентификация. Но если традиционный локатор измеряет дальность и направление на воздушное судно, для чего используется массивная вращающаяся антенна с узким лучом, то станции МПСН принимают сигналы от целей со всех направлений, а координаты воздушного судна вычисляются по задержке времени прихода сигнала на разные станции.

Для такого способа измерения координат используются разные названия. Разностно-дальномерный способ — это одно из этих названий. Широко используют термин «мультилатерация». Собственно, МПСН часто называют системами мультилатерации, или MLAT. Сам метод измерения также называют английской аббревиатурой TDOA, что означает time difference of arrival — разность времени прихода, или гиперболическим позиционированием, поскольку геометрически место точек, соответствующих определенной разности времени прихода для любых двух станций — это гипербола, а искомые координаты цели — это их пересечения.

Таким образом, МПСН являются средством вторичной радиолокации. Но перед традиционными радиолокаторами у МПСН есть ряд преимуществ. В первую очередь, это более высокий темп обновления информации (1 секунда) и более высокая точность. Это возможность создавать зону наблюдения там, где это нужно — на малых высотах, в горной местности и так далее. Это возможность размещать аппаратуру, которая компактная и потребляет энергии не больше электрической лампочки, на существующей инфраструктуре, без капитального строительства.

В России первая интегрированная многопозиционная система наблюдения, выполняющая одновременно функции аэродромного и широкозонного средства наблюдения, появилась в 2016 году. Система поддерживает все режимы наблюдения, в частности, режим АЗН-В 1090 ES, который рекомендован ИКАО в качестве единого стандарта для всего мирового воздушного пространства, а также заявлена как защищенная от кибератак.

Внедрить ее обещают уже в ближайшее время. А первый аэропорт, который оснастят такой системой — это Пулково, Санкт-Петербург.

Источник

Что такое мпсн а авиация. Смотреть фото Что такое мпсн а авиация. Смотреть картинку Что такое мпсн а авиация. Картинка про Что такое мпсн а авиация. Фото Что такое мпсн а авиация

MLATreal

VIRGA

Что такое мпсн а авиация. Смотреть фото Что такое мпсн а авиация. Смотреть картинку Что такое мпсн а авиация. Картинка про Что такое мпсн а авиация. Фото Что такое мпсн а авиация

странно, почему никогда не говорят про недостатки?

смотришь на все как будто вечный двигатель изобрели

VIRGA

Что такое мпсн а авиация. Смотреть фото Что такое мпсн а авиация. Смотреть картинку Что такое мпсн а авиация. Картинка про Что такое мпсн а авиация. Фото Что такое мпсн а авиация

xamust

Что такое мпсн а авиация. Смотреть фото Что такое мпсн а авиация. Смотреть картинку Что такое мпсн а авиация. Картинка про Что такое мпсн а авиация. Фото Что такое мпсн а авиация

MLATreal

Таким образом, МПСН не заменяет или отменяет первичные радиолокаторы, но позволяет заменить и дополнить, расширить функции вторичных радиолокаторов, а также обеспечить наблюдение в зоне финального подхода
и на поверхности аэродрома, в чём аналогов не имеет.

Что такое мпсн а авиация. Смотреть фото Что такое мпсн а авиация. Смотреть картинку Что такое мпсн а авиация. Картинка про Что такое мпсн а авиация. Фото Что такое мпсн а авиация

Tnemo

под кулером материнской платы что стоит? Процессор?

VIRGA

Что такое мпсн а авиация. Смотреть фото Что такое мпсн а авиация. Смотреть картинку Что такое мпсн а авиация. Картинка про Что такое мпсн а авиация. Фото Что такое мпсн а авиация

Vasilich

Ушат холодной воды на голову всех любителей ставить экономическую выгоду во глву любого дела.

Статья, конечно, содержит неточности, но для научно-популярного журнала это допустимо. Здесь важна суть. А из предидущей ссылки это совсем «умилило»: «Станции АЗН-В малогабаритны и не имеют вращающихся элементов — в отличие от локатора, который из-за коррозии может остановиться и прекратить мониторинг воздушного пространства.» Чем дальше в общество потребления, тем больше дураков вокруг.

Что такое мпсн а авиация. Смотреть фото Что такое мпсн а авиация. Смотреть картинку Что такое мпсн а авиация. Картинка про Что такое мпсн а авиация. Фото Что такое мпсн а авиация

xamust

Таким образом, МПСН не заменяет или отменяет первичные радиолокаторы, но позволяет заменить и дополнить, расширить функции вторичных радиолокаторов, а также обеспечить наблюдение в зоне финального подхода
и на поверхности аэродрома, в чём аналогов не имеет.

Да, под «пассивом» подразумеваю именно ПРЛ.
Полностью согласен, что МПСН это не замена ВРЛ, а дополнительное средство наблюдения.
Сразу хочу прояснить, я без претензий
В последнее время читал несколько статей/обзоров, что за MLAT будущее. Что громоздкие, энергоемкие, сложные в обслуживании РЛС уйдут на покой в ближайшем будущем.
От части согласен с такой позицией, но как показывает практика, будущее не такое ближайшее.
По своей практике скажу, что есть два, а даже и три «камня преткновения» это «вояки» и экспериментальная (которая частная) авиация и безопасность полетов. Первые два так сказать летать обожают, а ставить ответчики нет (у нас в черте города расположен военный аэродром, в непосредственной близости с нами, военные товарищи, особенно по ночам, летают над городом без ответчиков, видимо учебные полеты, экспериментальная авиация имеет две площадки в пригороде, летает в G).
И безопасность, вот кстати материал о возможной уязвимости ADS-B http://aviasafety.ru/wp-content/uploads/2017/08/COVERSTORY-1.pdf (материал больше обзорный, тезисный, но сути это не меняет, особенно в наш век информатизации).

Еще раз повторю, я не против прогресса. У нас самих проводится планирование под установку системы МПСН (как понимаю, под нужды ССТ и перронных служб, перемещение транспорта и в/с на территории).
Вопрос именно в корректном принятии системы в работу и правильном его применении. Если все будет как в описании/теории, то отлично. Но практика вещь жесткая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *