Что такое мозг для детей
Что такое мозг для детей
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Современная педагогика и психология обладает огромным арсеналом научных данных, среди которых особое место занимают нейронауки.
Нужны занятия с логопедом?
Современная педагогика и психология обладает огромным арсеналом научных данных, среди которых особое место занимают нейронауки. Несмотря на то, что полного понимания процесса развития человеческого мозга у ученых пока нет, существует достаточное количество фактов, понимание которых может сильно облегчить жизнь родителей и специалистов, работающих с детьми.
Развитие мозга до и после рождения. Почему будущая мама должна хорошо питаться и избегать стрессов, а уже состоявшимся родителям стоит серьезнее относиться к досугу малыша
Развитие мозга начинается ещё до рождения крохи, а полностью взрослым учёные считают мозг людей старше двадцати лет. Самый сложноустроенный орган человека претерпевает множественные изменения, невероятно чувствителен к внешним воздействиям, а также во многом зависит от наследственных факторов. Как же развивается мозг человека?
Что происходит до рождения?
В момент, когда ваш малыш сделал первый вдох, его организм уже проделал огромную работу и заложил основу для всего будущего функционирования крохи. Несмотря на то, что размер его мозга увеличится ещё в 4 раза до своего полного созревания, основная масса нейронов в нём уже существует, а биохимия его уже отлажена.
Тот факт, что мозг, управляющий нашими чувствами, мыслями и способностями, формируется ещё в утробе матери, накладывает большую ответственность на беременных женщин. Нельзя недооценивать научные данные о том, что образ жизни, качество пищи и даже эмоциональное состояние женщины во время беременности имеет огромное влияние на развитие малыша.
Так, например, существуют явные доказательства, что стресс во время беременности нарушает формирование структуры трактов лимбической системы, которая, в свою очередь, ответственна за эмоциональные реакции будущего человека. Прием различных лекарств, в том числе безобидного на первый взгляд парацетамола, ученым удалось связать с гиперактивностью детей, а злоупотребление сахаром во время беременности сказалось на когнитивных способностях детей.
Мозг новорожденного. Какой он?
Уникальность человека в том, что его мозг огромен относительно остального тела, поэтому для прохождения родовых путей ребенок рождается слегка недоразвитым, а почти полного размера (около 80%) мозг достигает уже к трём годам. Вы наверняка знаете о родничке, мягкой зоне на голове новорожденного. Именно эта зона ответственна за возможность рождения человека естественным путём и того самого быстрого роста детского мозга.
Итак, ребенок рождается, а перед ним огромный мир и безумно сложно устроенное общество, в котором ему необходимо научиться жить самостоятельно как можно быстрее. Мозг малыша буквально создан для выучивания огромных объемов информации, ведь синапсы (соединения нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений) формируются гораздо быстрее, чем у взрослых и даже подростков.
Принцип формирования синапсов простой. Чем чаще определенная информация попадает к ребенку, тем более значимой считает её организм, соединение крепнет, а навык и память в этой сфере улучшается. Так жизненно важные навыки (например, речь и ходьба) остаются с малышом на всю жизнь, а случайные события с возрастом забываются. Тот же процесс характерен и для мозга взрослых, но скорость освоения информации у них существенно ниже.
Мозг ребенка жаждет новой информации и учится сортировать её по категориям важной и неважной. Именно поэтому дошкольникам важно регулярно и много контактировать с разнообразной средой. Благодаря балансу между различными активностями (творческими и развивающими занятиями, общением со старшими и сверстниками, игрой в одиночестве, нахождении в городе и на природе, на улице и в помещении и так далее) происходит гармоничное развитие малыша, ведь его мозг регулярно встречается с разнообразными ситуациями и учится адекватно реагировать на разные стимулы и решать разноплановые задачи.
Как растёт мозг?
Структура мозга меняется не только за счёт синапсов. Целые зоны мозга и нервные клетки новорожденного ещё не до конца сформировались к моменту появления малыша на свет.
Зрительная кора
Всем известно, что зоркие глаза малыши приобретают не сразу, а рождаясь едва различают границы предметов и цвета. Это происходит из-за того, что клетки зрительной коры развиваются и учатся распознавать образы перед собой в течения первых шести месяцев!
Удивительно, что даже с такой незрелой системой зрения (даже фокусироваться новорожденные почти не умеют), они уже умеют различать самый важный образ – человеческое лицо. Именно во время визуального контакта с мамой новорожденные тренируют свое зрение и учатся видеть мир.
Развитие органов зрения и зон мозга, отвечающих за зрительную информацию, начинается с визуального контакта с матерью. Специалисты по раннему развитию рекомендуют как можно больше смотреть на ребенка и разговаривать с ним, особенно во время кормления грудью, ведь этим несложным действием вы стимулируете развитие младенца.
Мозжечок
Еще со школьного курса биологии многие помнят, что мозжечок отвечает за развитие движений, к тому же участвует в работе памяти, внимания, освоении речи и даже формировании эмоций. Несложно догадаться, что гармоничное развитие этой важнейшей зоны мозга во многом зависит от достаточной физической активности ребенка. Начиная с переворачиваний и ползания и заканчивая спортивными кружками и занятиями танцами, умеренная физическая активность стимулирует активное развитие мозжечка. Чтобы понять, насколько необходимым является движение для благополучия ребенка, следует лишь упомянуть, что мозжечок увеличивается в три раза только за первый год жизни младенца.
Мозжечок, участвующий в огромном количестве мозговых процессов, развивается только в условиях адекватной физической нагрузки. Именно поэтому родителям младенцев важно давать своим детям возможность двигаться, ползать и хватать предметы вокруг, непременно пробуя их на зуб.
Миелинизация нейронов
Если представить, что нейроны – это провода организма, то миелинизация – это их качественная изоляция. Покрытие отростков клеток специальном веществом (миелином) позволяет нервной системе быстрее и точнее передавать сигналы. Именно из-за незавершенного процесса миелинизации младенцам сложнее обрабатывать информацию и быстро реагировать на изменения в окружении. По этой же причине они не могут совершать тонкие и сложные действия.
От простого к сложному
Решение всё более сложных задач становится по силам молодому мозгу благодаря достройке всё более сложных цепочек нейронов, а также настройке и автоматизации совместной работы этих цепочек. Правило простое: чем больше отдельных операций включает в себя задача, тем позже она станет доступна мозгу. Именно поэтому малыши сначала учатся переставлять ноги, а уже потом могут использовать ходьбу для того, чтобы добраться до нужного места или предмета.
Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?
Как вы уже поняли, несмотря на роль наследственности в развитии нервной системы детей, грамотно организованная среда имеет гораздо большее значение. В данном разделе мы бы хотели уделить внимание основным характеристикам по-настоящему развивающей среды, положительно воздействующей на гармоничное развитие мозга ребенка с рождения.
Социальное окружение
Стремление быть среди других людей заложено в нас на уровне инстинктов, поэтому неудивительно, что для нормального развития ребенку просто необходим контакт с другими людьми. Наш мозг претерпел множество изменений именно благодаря появлению культуры (например, у человека особенно развиты лобные доли, ответственные за произвольность и сложную обработку информации), поэтому и для его нормального развития ребенку просто необходимо общение с себе подобными. Широкий круг знакомств и возможность общаться со взрослыми и ровесниками в различных условиях стимулирует зоны мозга, ответственные за развитие речи, самоконтроль и эмоциональный интеллект.
Исследователи, изучающие работу мозга людей, которые в детстве были изолированы от общества, отметили, что даже во взрослом возрасте их мозг сильнее реагирует на стресс, более остро реагирует на критику, а также хуже поддаётся осознанному контролю.
Посещение развивающих занятий, вечера в кругу семьи, совместные прогулки с другими семьями и любые другие формы общения необходимы даже самым маленьким детям, ведь они стимулируют развитие мозга ребенка, вследствие чего улучшаются его коммуникативные и когнитивные способности.
Сбалансированное питание
Родителям важно помнить один очевидный факт: являясь органом человеческого организма, мозг нуждается в разнообразном и сбалансированном питании. Даже взрослый мозг очень сильно зависит от качества питания, а для детского мозга здоровая диета критически важна. Мы говорим как о достаточном количестве витаминов и минералов, так и о балансе белков, жиров и углеводов. В настоящий момент неврологи активно изучают влияние различного вида диет на развитие мозга детей, но уже сейчас есть доказательства связи повышенного потребления сахара и когнитивных нарушений у детей, а также пагубного влияния ожирения на работу мозга подростков.
Многие родители ударяются в крайности и вместо разнообразной диеты начинают кормить детей целыми горстями витаминных и минеральных добавок. Помните, что любые пищевые добавки и лекарства следует давать детям только после консультации с врачом и по результатам анализов. Здоровый рацион, включающий овощи, крупы, зелень, животный и растительный белок, растительные и животные жиры в умеренном количестве, а также максимальное исключение ненатуральных добавок и полуфабрикатов вполне достаточно для здорового питания.
Физическая активность
Мы уже писали, что физическая активность критически важна для здоровья детей. Старайтесь прививать у детей любовь к движению уже с первых месяцев жизни, используйте гимнастику для младенцев, позволяйте малышу ползать и трогать разные предметы, знакомьте его с разными поверхностями. Чуть позже смело включайте в распорядок дня физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, игры в детских городках, занятия танцами, гимнастикой и интересным для малыша спортом. Старайтесь быть для ребенка примером и не снижайте и собственную физическую активность!
Новые впечатления – залог здоровья!
Мы много раз писали, что для ощущения стабильности, развития чувства времени и улучшения контроля детям важен достаточно жесткий распорядок дня. Тем не менее важно понимать, что содержание занятий должно меняться. Используйте разные виды творческих материалов, посещайте разные детские площадки и парки, ходите в гости, приглашайте другие семьи к себе, разучивайте новые песни и стихи. Новая информация стимулирует образование связей в мозге: чем больше у малыша было позитивного и разнообразного опыта в раннем возрасте, тем легче ему будет справляться с новыми задачами в более взрослом возрасте.
В каждой новой задаче наш мозг ищет сходства со своим прошлым опытом, этим он похож на поисковые системы в интернете. Представьте, что в детстве у каждого человека складывается своя база данных, и именно от её обширности зависит качество работы поисковой системы. Новые впечатления расширяют кругозор ребенка и делают его более успешным и адаптивным в старшем возрасте.
Избегайте травмирующих ситуаций
Сотни исследований доказали, что последствия детских травм затрагивают целые зоны мозга, нарушая их связи с другими участками и препятствуя нормальному процессу переработки информации, приводя к посттравматическим расстройствам, депрессии и другим нарушениям.
Выводы
Человеческий мозг – это самый сложный орган организма, неудивительно, что для его развития требуется не один год, а качество его функционирования зависит не только от генетических факторов, но и от особенностей окружающей среды. Понимание принципов развития мозга родителями, позволяет создать для ребенка оптимальную среду.
Урок здоровья в начальной школе «Познай себя. Мозг человека и его возможности»
Данная разработка в интересной и доступной форме поможет учащимся начальной школы осознать роль головного мозга в организме человека, понять его устройство и принцип работы, заставит задуматься каждого о своем образе жизни, познакомит с полезными рекомендациями. Особенно интересно проходит урок, если проводится совместно с группой заранее подготовленных детей.
Цель: Формирование у детей знаний о головном мозге, осознание роли человека в его развитии.
1. Разъяснить функции и принцип работы головного мозга.
2. Познакомить с особенностями строения больших полушарий.
3. Раскрыть факторы, способствующие лучшей работе головного мозга человека.
4. Формировать мотивационный интерес к ведению здорового образа жизни.
1. Организационный момент и сообщение темы.
— Здравствуйте, дорогие ребята! Вы уже научились читать, писать, считать, решать очень сложные задачи. А задумывались ли вы над тем, какой орган в вашем теле вам помогает думать, учить, запоминать. Где рождаются ваши мысли?
Конечно же, в голове, а точнее: в вашем мозге. И это известно всем.
Но многие ли из вас знают, как он устроен, как работает, чем нужно питаться, чтобы мозг хорошо работал и какие правила выполнять, чтобы он правильно развивался?
Наше занятие сегодня необычно тем, что готовили мы его вместе с учениками и проводить его будем тоже вместе. Тема занятия звучит так: «Познай себя. Мозг человека и его возможности».
2.1. Знакомство с принципом работы головного мозга человека.
— Древние греки считали: все, что человек видит, слышит или чувствует, влетает ему в голову в виде каких-то маленьких частиц.
— Как дробь из ружья, что ли?
— Может быть. И что эта дробь оставляет на мягком мозге отпечатки, как на глине.
— Вся же голова от этой дроби была бы дырявая! Ну и смешные эти греки!
— Э-э, не скажи. Все, что мы видим, слышим и ощущаем, наши глаза, уши, кожа, язык и нос превращают в электрические сигналы, которые и влетают в наш мозг.
— Как же нас током не убивает?!
— Этот ток такой слабенький, что почувствовать его могут только очень чуткие приборы.
— И мозг все-все понимает?
— Конечно, да еще и нужные команды дает. Вот, например, к нему от глаз прилетели такие сигналы: «Сидит большая, черная, злая собака». Мозг немедленно предупреждает все мышцы: «Внимание! Опасность! Приготовиться!»
Вдруг собака вскакивает и бросается на тебя! Глаза молниеносно телеграфируют об этом мозгу и он, не спрашивая твоего разрешения, мгновенно скомандовал всем сразу: «Сердцу работать быстрее, легким дышать чаще, рукам напрячься и быть готовыми к обороне, «убегательным» мышцам бежать что есть мочи, а горлу отчаянно кричать «Мама. «
— А кожа тоже умеет электрические телеграммы посылать?
— Еще как! На каждом малюсеньком, с ноготь мизинца, участке кожи около ста нервных окончаний, Поэтому, в каком бы месте ты ни прикоснулся иголкой к коже, обязательно попадешь в кончик нерва, который мгновенно телеграфирует в мозг: «Спасите! Больно!» В тот же миг мышцы получают команду: «Руку отдернуть!»
— Как же это мозг один со всем справляется? Целый день ему и глаза, и нос, и язык, и кожа, и уши звонят-звонят, а он всем ответить успевает и ничего от страха не путает?
— Он-то ничего не боится, а вот я о нем боюсь рассказывать.
— А почему? Он страшный, да?
— Он страшно сложный. Пусть лучше Рита расскажет.
2.2. Установление сходства и различия мозга и компьютера.
И мозг, и компьютер иногда можно вылечить от болезней (вирусов). Но в отличие от компьютера, мозг нельзя отремонтировать, заменив сломанную деталь или микросхему, купив новую в магазине.
И главное: человек может развивать и совершенствовать свои умственные способности, помогать работе своего мозга, а компьютер без человека не может себя совершенствовать и усложнять.
Интересно, кто-нибудь из вас знает, как выглядят большие полушария нашего головного мозга? На что они похожи?
2.3. Знакомство с особенностями строения больших полушарий головного мозга и его основными функциями.
— Наш мозг похож на половинку грецкого ореха без скорлупы. У каждого из вас на парте лежит такой орех. Рассмотрите его поближе. (Дети рассматривают находящиеся у каждого на парте половинки грецких орехов)
— Серое вещество называют корой головного мозга, и кора эта вся в извилинах и морщинках. Как вы думаете, почему?
— Чтобы в небольшом черепе уместилось как можно больше серого вещества (места скопления наших «микросхем»). Если расправить все складки и морщинки коры головного мозга, она займет несколько столов. Посмотрите, как увеличивается площадь скомканного листа бумаги, когда его расправляешь. (Ученица демонстрирует небольшую коробочку, в которой находится плотно смятый лист бумаги. Затем, она извлекает его из коробочки и расправляет все морщинки и складочки. Площадь листа бумаги при этом увеличивается во много раз).
— Представляете, что было бы, если бы природа не придумала такой фокус с морщинками и складочками? Наши головы были бы похожи на спутниковые антенны. Наш головной мозг устроен очень сложно и об этом вы узнаете в старших классах. А вот кора больших полушарий имеет всего четыре доли: лобную, теменную, две височных и затылочную.
— Давайте еще раз повторим и потрогаем руками эти доли: лобная, теменная, височные и затылочная. (Дети вместе с рассказчицей выполняют задание)
— Какие они на ощупь, твердые? Никакие бугорки и морщинки не прощупываются? Это природа защитила наш головной мозг таким крепким черепом. Но все равно голову надо беречь. Ведь если ударить тяжелым предметом по голове, то можно повредить и череп, и мозг. Можно нечаянно упасть и разбить голову так, что нарушится деятельность мозга. Как вы думаете, чем еще может быть вызвано нарушение деятельности мозга?
2.4. Выявление факторов, способствующих лучшей работе головного мозга.
2.4.1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
— Деятельность мозга может быть нарушена и из-за недостатка кислорода. Поэтому пора научить наших друзей упражнениям, улучшающим мозговое кровообращение.
(Дети выполняют упражнения вместе с ведущей, после чего сравнивают свое самочувствие до и после выполнения упражнений)
Практическая работа в группах.
— А сейчас мы проверим, какой ряд был самым внимательным. Кто сможет вспомнить и нарисовать за 5 минут как можно больше полезных для ума продуктов? На первой парте каждого ряда лежит большой лист бумаги. Ваша задача: вначале посоветоваться с командой и решить, кто какой продукт будет рисовать, а потом приступать к рисованию. Наши помощники-консультанты вам помогут. Итак, время пошло!
(Дети выполняют задание, после чего подводятся итоги и называется число нарисованных каждой командой продуктов).
Объявляется победитель, вручаются призы каждой команде за активное участие.
2.4.3. Позитивное влияние на работу мозга.
— Еще нужно вспомнить один очень важный момент. Ведь покупая в магазине любой прибор или компьютер, вы обязательно должны прочитать инструкцию к нему, то есть правила, которые нужно выполнять при использовании этого прибора. Я хочу вас познакомить с правилами, которые нужно соблюдать, чтобы ваш мозг правильно развивался и хорошо работал. (См. Приложение 3)
Рита и Лиза: (поочередно)
— Полезно пить чай с лимоном. (Хлопок)
— Лучше ни с кем не дружить. (Молчок)
— Полезно читать много хороших книг. (Хлопок)
— Полезно есть рыбу и морепродукты. (Хлопок)
— Полезно ссориться и драться. (Молчок)
— Полезно есть яблоки и апельсины. (Хлопок)
— Полезно есть мясо и молочные продукты. (Хлопок)
— Полезно есть чипсы и пить «Кока Колу». (Молчок)
— Спать ложиться нужно очень поздно. (Молчок)
— Полезно есть салаты из свежих овощей. (Хлопок)
— Полезно стукнуть соседа тяжелым портфелем по голове. (Молчок)
— Полезно есть гречневую кашу. (Хлопок)
— Зелень укропа и петрушки очень вредны. (Молчок)
— Полезно есть морковь и зеленый горошек. (Хлопок)
— Полезно смотреть ужастики и дрожать от страха. (Молчок)
— Полезно есть орехи, особенно грецкие. (Хлопок)
— Полезно завести много друзей и общаться с ними. (Хлопок)
— Полезно толкаться и падать, ведь шрамы украшают мужчин. (Молчок)
— Полезно учить стихотворения. (Хлопок)
— Примеры лучше решать на калькуляторе, чтобы не перегрузить свой мозг. (Молчок)
— Полезно тренировать свой мозг: решать задачи и примеры самостоятельно. (Хлопок)
— Молодцы! Давайте похлопаем друг другу за хорошую работу.
— Наш урок подходит к концу. Все сегодня замечательно поработали.
— Вам было интересно?
— Что нового вы узнали?
— Что понравилось вам больше всего?
— О чем вы сможете рассказать сегодня своим родителям дома?
— Есть ли у вас какие-то дополнения или пожелания?
(Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, пожелания)
— Спасибо всем за прекрасную работу! На этом урок закончен.
Развитие мозга ребенка. Что важно знать родителям?
Современная педагогика и психология обладает огромным арсеналом научных данных, среди которых особое место занимают нейронауки. Несмотря на то, что полного понимания процесса развития человеческого мозга у ученых пока нет, существует достаточное количество фактов, понимание которых может сильно облегчить жизнь родителей и специалистов, работающих с детьми. Сотрудники Монтессори центров «Созвездие» подготовили обзор основных фактов о работе детского мозга.
Развитие мозга до и после рождения. Почему будущая мама должна хорошо питаться и избегать стрессов, а уже состоявшимся родителям стоит серьезнее относиться к досугу малыша
Развитие мозга начинается ещё до рождения крохи, а полностью взрослым учёные считают мозг людей старше двадцати лет. Самый сложноустроенный орган человека претерпевает множественные изменения, невероятно чувствителен к внешним воздействиям, а также во многом зависит от наследственных факторов. Как же развивается мозг человека?
Что происходит до рождения?
В момент, когда ваш малыш сделал первый вдох, его организм уже проделал огромную работу и заложил основу для всего будущего функционирования крохи. Несмотря на то, что размер его мозга увеличится ещё в 4 раза до своего полного созревания, основная масса нейронов в нём уже существует, а биохимия его уже отлажена.
Тот факт, что мозг, управляющий нашими чувствами, мыслями и способностями, формируется ещё в утробе матери, накладывает большую ответственность на беременных женщин. Нельзя недооценивать научные данные о том, что образ жизни, качество пищи и даже эмоциональное состояние женщины во время беременности имеет огромное влияние на развитие малыша.
Так, например, существуют явные доказательства, что стресс во время беременности нарушает формирование структуры трактов лимбической системы, которая, в свою очередь, ответственна за эмоциональные реакции будущего человека. Прием различных лекарств, в том числе безобидного на первый взгляд парацетамола, ученым удалось связать с гиперактивностью детей, а злоупотребление сахаром во время беременности сказалось на когнитивных способностях детей.
Мозг новорожденного. Какой он?
Уникальность человека в том, что его мозг огромен относительно остального тела, поэтому для прохождения родовых путей ребенок рождается слегка недоразвитым, а почти полного размера (около 80%) мозг достигает уже к трём годам. Вы наверняка знаете о родничке, мягкой зоне на голове новорожденного. Именно эта зона ответственна за возможность рождения человека естественным путём и того самого быстрого роста детского мозга.
Итак, ребенок рождается, а перед ним огромный мир и безумно сложно устроенное общество, в котором ему необходимо научиться жить самостоятельно как можно быстрее. Мозг малыша буквально создан для выучивания огромных объемов информации, ведь синапсы (соединения нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений) формируются гораздо быстрее, чем у взрослых и даже подростков.
Принцип формирования синапсов простой. Чем чаще определенная информация попадает к ребенку, тем более значимой считает её организм, соединение крепнет, а навык и память в этой сфере улучшается. Так жизненно важные навыки (например, речь и ходьба) остаются с малышом на всю жизнь, а случайные события с возрастом забываются. Тот же процесс характерен и для мозга взрослых, но скорость освоения информации у них существенно ниже.
Мозг ребенка жаждет новой информации и учится сортировать её по категориям важной и неважной. Именно поэтому дошкольникам важно регулярно и много контактировать с разнообразной средой. Благодаря балансу между различными активностями (творческими и развивающими занятиями, общением со старшими и сверстниками, игрой в одиночестве, нахождении в городе и на природе, на улице и в помещении и так далее) происходит гармоничное развитие малыша, ведь его мозг регулярно встречается с разнообразными ситуациями и учится адекватно реагировать на разные стимулы и решать разноплановые задачи.
Как растёт мозг?
Структура мозга меняется не только за счёт синапсов. Целые зоны мозга и нервные клетки новорожденного ещё не до конца сформировались к моменту появления малыша на свет.
Зрительная кора
Всем известно, что зоркие глаза малыши приобретают не сразу, а рождаясь едва различают границы предметов и цвета. Это происходит из-за того, что клетки зрительной коры развиваются и учатся распознавать образы перед собой в течения первых шести месяцев!
Удивительно, что даже с такой незрелой системой зрения (даже фокусироваться новорожденные почти не умеют), они уже умеют различать самый важный образ – человеческое лицо. Именно во время визуального контакта с мамой новорожденные тренируют свое зрение и учатся видеть мир.
Развитие органов зрения и зон мозга, отвечающих за зрительную информацию, начинается с визуального контакта с матерью. Специалисты по раннему развитию рекомендуют как можно больше смотреть на ребенка и разговаривать с ним, особенно во время кормления грудью, ведь этим несложным действием вы стимулируете развитие младенца.
Мозжечок
Еще со школьного курса биологии многие помнят, что мозжечок отвечает за развитие движений, к тому же участвует в работе памяти, внимания, освоении речи и даже формировании эмоций. Несложно догадаться, что гармоничное развитие этой важнейшей зоны мозга во многом зависит от достаточной физической активности ребенка. Начиная с переворачиваний и ползания и заканчивая спортивными кружками и занятиями танцами, умеренная физическая активность стимулирует активное развитие мозжечка. Чтобы понять, насколько необходимым является движение для благополучия ребенка, следует лишь упомянуть, что мозжечок увеличивается в три раза только за первый год жизни младенца.
Мозжечок, участвующий в огромном количестве мозговых процессов, развивается только в условиях адекватной физической нагрузки. Именно поэтому родителям младенцев важно давать своим детям возможность двигаться, ползать и хватать предметы вокруг, непременно пробуя их на зуб.
Миелинизация нейронов
Если представить, что нейроны – это провода организма, то миелинизация – это их качественная изоляция. Покрытие отростков клеток специальном веществом (миелином) позволяет нервной системе быстрее и точнее передавать сигналы. Именно из-за незавершенного процесса миелинизации младенцам сложнее обрабатывать информацию и быстро реагировать на изменения в окружении. По этой же причине они не могут совершать тонкие и сложные действия.
От простого к сложному
Решение всё более сложных задач становится по силам молодому мозгу благодаря достройке всё более сложных цепочек нейронов, а также настройке и автоматизации совместной работы этих цепочек. Правило простое: чем больше отдельных операций включает в себя задача, тем позже она станет доступна мозгу. Именно поэтому малыши сначала учатся переставлять ноги, а уже потом могут использовать ходьбу для того, чтобы добраться до нужного места или предмета.
Более подробную информацию о детском мозге можно послушать у заведующего лаборатории мозга и когнитивных исследований Сергея Киселёва:
Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?
Как вы уже поняли, несмотря на роль наследственности в развитии нервной системы детей, грамотно организованная среда имеет гораздо большее значение. В данном разделе мы бы хотели уделить внимание основным характеристикам по-настоящему развивающей среды, положительно воздействующей на гармоничное развитие мозга ребенка с рождения.
Социальное окружение
Стремление быть среди других людей заложено в нас на уровне инстинктов, поэтому неудивительно, что для нормального развития ребенку просто необходим контакт с другими людьми. Наш мозг претерпел множество изменений именно благодаря появлению культуры (например, у человека особенно развиты лобные доли, ответственные за произвольность и сложную обработку информации), поэтому и для его нормального развития ребенку просто необходимо общение с себе подобными. Широкий круг знакомств и возможность общаться со взрослыми и ровесниками в различных условиях стимулирует зоны мозга, ответственные за развитие речи, самоконтроль и эмоциональный интеллект.
Исследователи, изучающие работу мозга людей, которые в детстве были изолированы от общества, отметили, что даже во взрослом возрасте их мозг сильнее реагирует на стресс, более остро реагирует на критику, а также хуже поддаётся осознанному контролю.
Посещение развивающих занятий, вечера в кругу семьи, совместные прогулки с другими семьями и любые другие формы общения необходимы даже самым маленьким детям, ведь они стимулируют развитие мозга ребенка, вследствие чего улучшаются его коммуникативные и когнитивные способности.
Сбалансированное питание
Родителям важно помнить один очевидный факт: являясь органом человеческого организма, мозг нуждается в разнообразном и сбалансированном питании. Даже взрослый мозг очень сильно зависит от качества питания, а для детского мозга здоровая диета критически важна. Мы говорим как о достаточном количестве витаминов и минералов, так и о балансе белков, жиров и углеводов. В настоящий момент неврологи активно изучают влияние различного вида диет на развитие мозга детей, но уже сейчас есть доказательства связи повышенного потребления сахара и когнитивных нарушений у детей, а также пагубного влияния ожирения на работу мозга подростков.
Многие родители ударяются в крайности и вместо разнообразной диеты начинают кормить детей целыми горстями витаминных и минеральных добавок. Помните, что любые пищевые добавки и лекарства следует давать детям только после консультации с врачом и по результатам анализов. Здоровый рацион, включающий овощи, крупы, зелень, животный и растительный белок, растительные и животные жиры в умеренном количестве, а также максимальное исключение ненатуральных добавок и полуфабрикатов вполне достаточно для здорового питания.
Физическая активность
Мы уже писали, что физическая активность критически важна для здоровья детей. Старайтесь прививать у детей любовь к движению уже с первых месяцев жизни, используйте гимнастику для младенцев, позволяйте малышу ползать и трогать разные предметы, знакомьте его с разными поверхностями. Чуть позже смело включайте в распорядок дня физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, игры в детских городках, занятия танцами, гимнастикой и интересным для малыша спортом. Старайтесь быть для ребенка примером и не снижайте и собственную физическую активность!
Новые впечатления – залог здоровья!
Мы много раз писали, что для ощущения стабильности, развития чувства времени и улучшения контроля детям важен достаточно жесткий распорядок дня. Тем не менее важно понимать, что содержание занятий должно меняться. Используйте разные виды творческих материалов, посещайте разные детские площадки и парки, ходите в гости, приглашайте другие семьи к себе, разучивайте новые песни и стихи. Новая информация стимулирует образование связей в мозге: чем больше у малыша было позитивного и разнообразного опыта в раннем возрасте, тем легче ему будет справляться с новыми задачами в более взрослом возрасте.
В каждой новой задаче наш мозг ищет сходства со своим прошлым опытом, этим он похож на поисковые системы в интернете. Представьте, что в детстве у каждого человека складывается своя база данных, и именно от её обширности зависит качество работы поисковой системы. Новые впечатления расширяют кругозор ребенка и делают его более успешным и адаптивным в старшем возрасте.
Избегайте травмирующих ситуаций
Сотни исследований доказали, что последствия детских травм затрагивают целые зоны мозга, нарушая их связи с другими участками и препятствуя нормальному процессу переработки информации, приводя к посттравматическим расстройствам, депрессии и другим нарушениям.
Выводы
Человеческий мозг – это самый сложный орган организма, неудивительно, что для его развития требуется не один год, а качество его функционирования зависит не только от генетических факторов, но и от особенностей окружающей среды. Понимание принципов развития мозга родителями, позволяет создать для ребенка оптимальную среду.
Заключение
Развитие мозга – это сложнейший процесс, до сих пор не до конца изученный учеными. Тем не менее существует уже достаточно данных, которые позволяют специалистам по детскому развитию делать свои занятия максимально полезными для малышей. Педагоги и психологи детского Монтессори центра «Созвездие» используют только проверенные методики, основанные на научных данных о развитии детей.
Посещение детьми дошкольных клубов и различных развивающих занятий имеет массу преимуществ: ребенок расширяет свой круг знакомств, становится самостоятельнее и увереннее, получает новый жизненный опыт и просто проводит время с пользой, а родители получают несколько часов свободного времени, которые бывают так необходимы. Специалисты наших детских клубов всегда стараются подобрать оптимальную программу для детей в соответствии с предпочтениями семьи. Приходите знакомиться с нашим детским центром на бесплатном пробном занятии, мы обязательно подберем подходящее расписание для вашего малыша!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана