Что такое мощевик в православии
Чем ладанка отличается от мощевика?
Нательные образки, ладанки, мощевики, энколпионы, нательные складни. Подобный перечень можно встретить в каталогах производителей ювелирной продукции церковной тематики. В чем разница между этими изделиями и для чего они предназначены? Православный интернет-магазин Svyatsy.Org (ладанки).
С первых веков христианства верующие носили на груди медальоны, в которых хранились святыни: частицы Креста Господня или мощей мучеников. Чаще всего эти медальоны украшались монограммой имени Христова. Постепенно в обиходе стали появляться нательные кресты и нательные иконки с изображениями Спасителя, Богоматери, святых. Уже в древней Византии были распространены иконы, носимые не только под одеждой, но и поверх нее. Эта традиция пришла и на Русь.
Естественно, настало время, когда функции мощевика и креста или нательной иконы соединились. Появились так называемые энколпионы или панагиары: медальоны в форме креста или небольшого ковчежца, украшенные священными изображениями и носимые на груди. С течением веков они трансформировались в несколько видов личных святынь: панагии, являющиеся частью архиерейского облачения, наперсные кресты священников и игумений, а также носимые мирянами нательные образки, энколпионы, ладанки, мощевики и т.п.
О панагиях и наперсных крестах можно прочесть в предыдущих выпусках журнала «Церковный ювелир», а также на портале www.ortox.ru. Ношение персональных святынь мирянами сегодня весьма распространено. Формальных правил, кому и какой образок следует носить, не существует.
Действительно, в древности люди нередко носили с собой частицы мощей прославленных Церковью угодников Божиих. В наши дни такая практика почти не встречается, и, думается, возрождать ее не стоит.
А вот частицы просфоры или артоса в ладанке лучше не хранить, так как со временем они могут раскрошиться и выпасть или же заплесневеть.
По материалам статьи из журнала «Церковный ювелир» № 37 (зима-весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», автор Елена Вишковская
Мощевик
Мощевѝк — общее название ёмкостей для хранения частиц мощей.
Мощевики изготавливаются в различных формах:
Малые частицы мощей при помещении в мощевик заливаются воскомастикой, предохраняющей их от выпадения или повреждения. В мощевик могут помещаться мощи как одного святого, так и многих (например, Кийский крест содержит частицы мощей 108 святых).
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Мощевик» в других словарях:
мощевик — икона, складень Словарь русских синонимов. мощевик сущ., кол во синонимов: 2 • икона (21) • складень … Словарь синонимов
Мощевик — ковчежец, в который полагаются мощи святых … Православие. Словарь-справочник
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР — Московского Кремля, домовый храм рус. вел. князей и царей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта) (в XVI в. «что у великого государя в верху» или «на сенях», в XVII в. «что у государя во дворце»). История собора Строительство в XIV нач … Православная энциклопедия
Донской Старочеркасский монастырь — Монастырь Донской Старочеркасский мужской монастырь … Википедия
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь — Монастырь Донской Старочеркасский мужской монастырь Храм Донской иконы Божьей Матери Станица … Википедия
ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ — [греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίου ᾿Ιωάννου τοῦ Θεολόγου τῆς Πάτμου], имп., патриарший, ставропигиальный, муж., общежительный, находится в юрисдикции К польского Патриархата. Исторический очерк Мон рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе Мон рь ап. Иоанна… … Православная энциклопедия
ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ — Мон рь прп. Дионисия на Афоне Мон рь прп. Дионисия на Афоне [Дионисиат; греч. ῾Ιερὰ Μονὴ τοῦ ῾Αγίου Διονυσίου], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской. Расположен на крутой прибрежной скале юго зап.… … Православная энциклопедия
ИАКОВ ПЕРСЯНИН — [Персиянин, Перс, Перский; греч. ᾿Ιάκωβος ὁ Πέρσης; Иаков Рассеченный сир. ] (20 е гг. V в.), вмч. Персидский (пам. 27 нояб.). Источники Вмч. Иаков Персянин. Фрагмент иконы «Минея годовая». 2 я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингаузен) Вмч. Иаков… … Православная энциклопедия
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ — ап. от 12 (пам. 30 нояб.; 30 июня в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых). Происходивший, как и ап. Филипп, из Вифсаиды (Ин 1. 44), А. П. жил в Капернауме (Мк 1. 29) в одном доме вместе с братом Симоном… … Православная энциклопедия
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ — [Греч. ̓Αθανάσιος ὁ Μέγας] (ок. 295, Александрия? 2.05.373, там же), cвт. (пам. 18 янв., 2 мая), еп. Александрийский (с 8 июня 328), великий отец и учитель Церкви. Свт. Афанасий Великий. Фреска собора мон ря прп. Антония Великого в Египте. XIII в … Православная энциклопедия
Чем ладанка отличается от мощевика?
Ношение образков – благочестивая традиция, возникшая еще в Византии. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, почитая образ, мы обращаемся к первообразу – тому, кто на нем изображен. С благоговением почитаемая, освященная нательная иконка несет в себе Божественную благодать – силу, которой Бог освящает человека и сохраняет его от зла.
Для чего нам нужны материальные носители благодати, будь то икона или просфора, святая вода и т.п., хорошо объяснял известный проповедник митрополит Антоний Сурожский. Бог есть Дух, благодать – духовна, а человек состоит из души и тела, поэтому ему бывает трудно воспринять благодать непосредственно. Снисходя к немощи человеческой природы, Господь и дал нам возможность прикоснуться к благодати через освященные материальные предметы.
С первых веков христианства верующие носили на груди медальоны, в которых хранились святыни: частицы Креста Господня или мощей мучеников. Чаще всего эти медальоны украшались монограммой имени Христова. Постепенно в обиходе стали появляться нательные кресты и нательные иконки с изображениями Спасителя, Богоматери, святых. Уже в древней Византии были распространены иконы, носимые не только под одеждой, но и поверх нее. Эта традиция пришла и на Русь.
Естественно, настало время, когда функции мощевика и креста или нательной иконы соединились. Появились так называемые энколпионы или панагиары: медальоны в форме креста или небольшого ковчежца, украшенные священными изображениями и носимые на груди. С течением веков они трансформировались в несколько видов личных святынь: панагии, являющиеся частью архиерейского облачения, наперсные кресты священников и игумений, а также носимые мирянами нательные образки, энколпионы, ладанки, мощевики и т.п. О панагиях и наперсных крестах можно прочесть в предыдущих выпусках журнала «Церковный ювелир», а также на портале www.ortox.ru.
Ношение персональных святынь мирянами сегодня весьма распространено. Формальных правил, кому и какой образок следует носить, не существует.
Нередко приходится слышать вопрос о том, что хранить внутри энколпиона или ладанки. Если есть мощевик – то где мощи*? – Действительно, в древности люди нередко носили с собой частицы мощей прославленных Церковью угодников Божиих. В наши дни такая практика почти не встречается, и, думается, возрождать ее не стоит. Мощи – слишком великая святыня, чтобы носить их с собой. Цепочка может оборваться, мощевик – случайно раскрыться, и святыня будет утеряна и попрана. Главное же – мощам лучше пребывать в храме, где им смогут поклониться многие верующие. Мы же будем носить на груди так называемые вторичные святыни: частицу облачения мощей святого либо ткани, приложенной к мощам, часть пояска, соприкоснувшегося с Поясом Пресвятой Богородицы, цветок или земельку из святого места и т.п., освященный ладан. А вот частицы просфоры или артоса в ладанке лучше не хранить, так как со временем они могут раскрошиться и выпасть или же заплесневеть.
Святыня — «апостольский» мощевик
В 2015 году, в канун праздника Святой Пятидесятницы, когда Церковь призывает верных на поклонение Триипостасному Божеству, являемому в благодатной силе Духа Святого, в Зачатьевском монастыре в храме Сошествия Святого Духа появился новый ковчег-мощевик. Под старинной иконой Святой Троицы, пожертвованной в обитель совсем недавно, на полочке киота установлен искусно выполненный литой ковчег, в центре которого помещена большая частица древнего Мамврийского дуба, у которого святой праотец Авраам сподобился принять трех Ангелов, явившихся ему в образе странников. По двум сторонам от частицы дуба в звездицах размещены малые частицы мощей святых апостолов, ближайших учеников Христовых, возвестивших во все концы земли благую весть о спасении всех через веру во Святую Троицу: Отца Вседержителя, Иисуса Христа — Сына Божия и Духа Святого — Животворящего.
Слева частицы мощей ближайших учеников Христовых, апостолов от двенадцати — святого первоверховного апостола Петра, рядом — его родного брата, Андрея Первозванного, далее — апостола Иакова Зеведеева, апостола и Евангелиста Матфея, затем апостола Фомы, апостолов Варфоломея и Филиппа. Слева от дуба — частицы мощей святого апостола Павла, пламенного проповедника, апостолов и евангелистов Луки и Марка, далее — апостола Варнавы, верного спутника Павлова, следом — апостолов Иасона и Тимофея, и сопричисленного апостолам священномученика Дионисия Ареопагита, богодухновенного описателя небесной иерархии ангельских чинов, и Иакова, брата Господня. Ковчег стал настоящим подарком к престольному празднику Духовского храма.
Мощевик – незаменимая в храме вещь
Трудно передать словами ощущения, испытываемые верующими при прикладывании к мощам и другим святыням. Благоговение, от которого порой перехватывает дыхание; восторг, искренняя радость – все эти чувства переполняют сердца христиан.
Посему неудивительно, что православные стремятся максимально украсить всё, что связано со святыми. Это и иконы, и, естественно, мощевики. У этих предметов важнейшая задача – хранить мощи Божиих угодников.
В магазине «Правжизнь» представлены самые разные категории православных товаров. В их числе – изделия от мастерской «Софринская артель». Люди, так или иначе связанные с Православием, знают, насколько высоко качество продукции «Софрино». Опыт, талант, трудолюбие мастеров и использование качественных материалов – всё это стало залогом высочайшего качества произведённых товаров. Не стал исключением и мощевик для частиц мощей. Он изготовлен в форме звезды, поэтому и получил такое название. Изделие украшено золочением.
Мощевик на икону №3 комб.
Мощевик на икону №3 золочение
Мощевик «Крест Мальтийский»
Мощевик займёт достойное место как в крупном, так и небольшом храме. Его дополнительное преимущество – привлекательная цена. Всего за 899 рублей в вашем приходе появится качественное изделие, которое не стыдно расположить даже в центральной части церкви. Уверены, что вы не пожалеете о своём выборе!