Что такое морфология культуры
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Полезное
Смотреть что такое «МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ» в других словарях:
КУЛЬТУРЫ МОРФОЛОГИЯ — наука о «формах» и смене форм культур как самостоятельных, независимых от человека организмов с закономерным ходом всего развития (рождение, юность, расцвет, старость, смерть). Морфология культуры исходит из предположения, что как внутренняя… … Философская энциклопедия
Морфология и физиологические свойства — Если нитчатое строение и ветвление клеток актиномицетов имеет у проактиномицетов нестойкий и непостоянный характер, то у микобактерий мы находим только некоторые элементы такого строения. У микобактерий мицелий вообще не образуется. На… … Биологическая энциклопедия
Морфология — (греческ. «учение о формах») введенный лингвистами XIX в. термин для обозначения того раздела языковедения (см.), к рый в грамматике более ранних эпох носил название этимологии. Выделенный по соображениям прикладного характера (методическое… … Литературная энциклопедия
Морфология фагов — Применение современных электронных микроскопов, а также усовершенствование методов приготовления препаратов для электронной микроскопии позволили более детально изучить тонкую структуру фагов. Оказалось, что она весьма разнообразна и у… … Биологическая энциклопедия
МОРФОЛОГИЯ — (от греч. morphe форма и logos – учение) учение о форме, наука о динамически целостных формах, особенно формах живых существ и их развитии. Понятие морфологии введено впервые Гёте для обозначения учения о форме, образовании и преобразовании… … Философская энциклопедия
КУЛЬТУРЫ МОРФОЛОГИЯ — англ. morphology of culture; нем. Kulturmorphologie. По О. Шпенглеру понимание различных культур не как единой общечеловеческой культуры, а как ряда живых организмов, каждый из к рых вырастает из своего уникального способа переживания жизни… … Энциклопедия социологии
КУЛЬТУРЫ МОРФОЛОГИЯ — англ. morphology of culture; нем. Kulturmorphologie. По О. Шпенглеру понимание различных культур не как единой общечеловеческой культуры, а как ряда живых организмов, каждый из к рых вырастает из своего уникального способа переживания жизни… … Толковый словарь по социологии
Морфология — (от греч. morphe форма и logos учение) учение о форме. Понятие морфологии применялось в немецкой философии уже в середине века. Гете использовал его для обозначения учения о форме, образовании и преобразовании органических тел, растений и… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
ФАУСТОВСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ — условное название европ. культуры, распространенное с 20 х гг. Термин “Ф.т.к.” был введен Шпенглером (“Закат Европы”, 1918 22). Одна из восьми осн. мировых культур зап. европ. названа им “фаустовской”, т.к. доктор Фауст, популярный… … Энциклопедия культурологии
Морфология культуры
Вы будете перенаправлены на Автор24
Характеристика раздела
Морфология культуры – это раздел культурологии, анализирующий структуру культуры как социального феномена, изучающий закономерности ее построения и процессы образования форм культурных явлений.
Внутренняя сила, находящаяся внутри самой культуры, детерминирует ее переход с одной ступени развития на другой, предполагает морфология культуры.
Морфология культуры считает, что внутренние закономерности жизни социума определяют развитие культуры, и, применяя методы аналогии, сравнения и подобные им, выявляет именно те факторы и источники, влияющие на развитие культур, на разные фазы их существования – от появления до исчезновения.
Методы и направления исследования
В качестве основных методов познания выступают структурно-функциональный, семантический и генетический, общая теория систем, организационный и динамический анализ. Археология, лингвистика и социобиология являются пограничными научными областями. Кроме того, морфология культуры анализирует и описывает вариации культурных форм и артефактов, которые обнаруживаются в зависимости от социальных, исторических, географических особенностей.
Вследствие постоянного развития строения культуры, то динамично и ее функциональное деление: в обществе происходит переоценка ценностей, что-то становится ценным, что-то обесценивается, а что-то может вновь приобрести ценность после временного забвения.
А направления, изучающие культурные формы и артефакты, – это:
Готовые работы на аналогичную тему
Материальная и духовная культуры выделяются в структуре культуры. Материальная культура представлена культурой труда и материального производства; культурой быта; культурой места жительства; культурой отношения к собственному телу; физической культурой. Духовная культура реализуется в познавательной, интеллектуальной, нравственной, художественной, правовой, педагогической, религиозной культуре.
Современная морфология культуры
Учитывая современный уровень знания, общую морфологическую схему культуры можно представить в виде многоуровневой модели различных связей члена социокультурной жизни. Специализированный, трансляционный, обыденный уровни отражают связи его с окружением. Три культурных модуса представляют собой блоки, это:
Искусство, религия, философия, право отражают духовно значимый для социума культурный модус. Образование, просвещение, массовая культура включены в культурные модусы важного социального опыта. Еще выделяется обыденное подобие этих культурных модусов: социальное устройство в виде домашнего хозяйства, нравов, обычаев, морали, нравственности; духовно важное социальное знание в виде обыденной эстетики, суеверий, фольклора, практических знаний и навыков; передача культурного опыта в виде игр, слухов, бесед, советов и под.
Ключевое значение морфологического подхода в науке культурологии заключается в том, что делает возможным выявление пропорций универсального и специфического в строении разных культур.
Морфология культуры
Мир культуры чрезвычайно большой, необъятный. Для эффективного изучения культуры удобно расчленить, организовать этот мир в некую систему, понятную структуру. Структурные подразделения культуры демонстрируют нам сложность этой многоуровневой системы, и одновременно дидактическое удобство обращения с частями этой системы.
Структурные подразделения культуры:
1.Доминирующая культура и субкультуры. Контркультура.
-Доминирующая культура – Доминирующая культура представляет собой совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которые признаются большинством общества. В литературе можно встретить синоним доминирующей культуры – главенствующая культура.
-Антигуманную, активно противопоставляющую себя гуманизму культуру называют контркультурой.
-Материальная культура – вещественный, физически реальный мир, творимый человеком. Следует иметь в виду, что всё материальное – реализация духовного, а это духовное невозможно без материальной базы. Таким образом, существует неразрывное единство материального и духовного.
-Духовная культура – или нематериальная область культуры, отражающая внутренний, нравственный мир человека. Включает сферы духовного производства и его результат – религию, философию, мораль, искусство, науку.
-Художественная культура – вид деятельности и её результат, отображающий действительность в художественных образах. В нашем учебном курсе мы будем много внимания уделять этой части человеческого творчества, поэтому обратите внимание на то, что в этом разделе культурологии существуют такие понятия как искусство и виды искусства
3.Социальные характеристики культуры
4.Элитарная, массовая, народная культуры.
-Народная культура – один из древнейших видов культуры. Творится самим народом. Чаще всего народная культура безымянна, растворяет имена создателей в пластах исторической памяти.
-Массовая культура – совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни. Через механизмы массовой культуры современный человек получает практически всю информацию, необходимую для жизнедеятельности.
-Элитарная (высокая) культура— культура немногих, иногда избранной части общества. Элитарную культуру отличает творческое начало. Она не боится создания новых культурно-эстетических норм, поэтому её часто называют лабораторией культуры.
5.Исторические типы культуры
-Исторические типы культуры – культура, соответствующая определенному историческому периоду, эпохи, отличающаяся наиболее общими признаками и свойствами. С эпохи Возрождения в научный оборот вводилась периодизация, делящая всемирную историю на древность (античность), средние века и новое время. Этот принцип подхода к мировому историческому процессу сохраняется и в настоящее время, дополняя предложенную структуру новейшим временем. Соответственно, в качестве основных исторических типов культуры рассматриваются:первобытная культура, античная культура, средневековая культура, культура Нового времени, культура Новейшей истории.
К этой системе можно отнести как естественные знаки, например язык, письменные тексты, фольклор, традиции, так и функциональные – дорожные знаки, научная терминология.
6.Региональные (локальные), этнические культуры
—Локальная культура – культура конкретного исторически определенного общества.
К п.6 можно отнести и так называемые срединные культуры.В современной культурологии этот термин, как и некоторые другие культурологические термины, вызывает дискуссию.
-Серединная культура(срединная культура)-этот термин в современной культурологии употребляется в нескольких смыслах. 1) так обозначают культуру, например, византийскую, которая занимает середину между европейской и азиатской культурами, являясь интересным и ярким симбиозом этих культур. 2)ярковыраженную культуру переходного периода некоторые исследователи также называют серединной, например, культуру эпохи Возрождения, европейскую культуру 17 века, русскую культуру петровского времени. Усвоив эти вышеперечисленные понятия, постарайтесь в дальнейшем изучении нашей дисциплины органично использовать их. 3. Динамика культуры Как Вы помните из школьного курса, динамика – это наука о движении. Культура находится в постоянном развитии, в динамике. Таким образом, в этой части лекции мы будем говорить о законах и условиях развития культуры
Закон единства и разнообразия культуры. Он утверждает, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества; все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны.
Например, 1. достижения в освоении космоса. Безусловные лидеры – Россия и США. Изучение космического пространства – характерная составляющая культуры именно этих стан в отличие от Португалии или Кении. В этом смысле культуры разнообразны. Однако, навигаторами сегодня пользуется весь мир и эти космические технологии по своему объединили мир.
2. Культура первых классовых государств Средиземноморья была письменной культурой, то есть письменность существовала во всех этих странах. Но графика письма, язык, который передавала письменность, были различны (клинопись – иероглифы).
Закон преемственности в развитии культуры. Этот закон исходит из положения о том, что культура – это, прежде всего, унаследованный опыт поколений, иначе бы человечество не развивалось, а каждое новое поколение начинало изобретать язык, примитивные орудия труда, учится строить и т. д.
Здесь уместно дать определение традиции как основы развития культуры. Традиция (лат.traditio – передача, повествование)– исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычай, норма поведения, вкусы и т.д.
Например. Традиционно в европейской культуре детей начинали обучать в 6-7 лет. Так было в античности, так продолжается и сегодня.
Другой пример.В строительстве зрелищных сооружений используется рациональный прием древних греков – последовательное повышение зрительских рядов для удобства публики.
Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Культура – сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой исторический тип культуры. Смена эпох приводит к смене исторического типа культуры – так проявляется прерывистость в развитии культуры. Яркий пример – Октябрьская революция в России 1917 года, в основе преобразований которой лежал тезис разрушения «до основания, затем…».
Однако смена экономического и политического строя не означает полного разрыва цепи развития мировой культуры. Наследование достижений предшествующих эпох и включение их в новую систему общественных отношений превращает процесс в непрерывный. Традиции русской культуры, несмотря на декларации разрушения в 1917 году, во многом сохранились.
Таким образом, прерывность культуры носит относительный характер, а непрерывность – абсолютный. Несмотря на потери, иногда и провалы, свершения культуры накапливаются в историческом масштабе, вбирая в себя результаты прошлого развития. Эта тенденция поступательного развития культуры носит объективный характер.
Закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоположных культур – важная объективная закономерность, изучаемая культурологией.
Какие факторы влияют на развитие культуры? (что влияет на развитие творчества?)
1.наличие материальных условий (деньги, дом, пища, одежда и.т.д)
2.внутренняя свобода творчества, талант, желание творить, действовать
4.знание традиции
5.коммуникативные связи (оценка творчества со стороны общества,близких людей, профессионалов)
6. Профессиональные навыки, образование
7.наличие свободного времени
8.семья и близкое окружение и т.д.
В культурологии существует понятие мертвая культура. Культура называется мертвой, когда прекращается живая передача традиции от поколения к поколению. Так произошло, например, с культурой Древнего Египта, где после завоевания Египта арабами в начале средневековья, под давлением новой арабской культуры были вытеснены и постепенно забыты язык, религия, обычаи, история Древнего Египта. Культура омертвела, стала непонятна даже жителям самой Нильской долины. Таким образом, вслед за признанием роли свободы в развитии культуры следует отметить и такое важнейшее условие сохранения живой культуры как передача, сохранение, понимание традиций собственного народа.
Морфология культуры
Морфология культуры — что это в культурологии
Морфология культуры — это раздел культурологии, анализирующий структуру культуры как социального феномена, изучающий закономерности ее построения и процессы образования форм культурных явлений.
Для систематизации опыта, полученного в результате изучения культурных процессов и явлений, ученые применяют классификацию, характерную для естественных наук. С помощью комплекса методов и различных подходов пытаются выстроить многообразие компонентов в единую схему.
Морфология изучает культуру как систему, в которой есть структурные элементы. Описывает их конфигурацию, выделяет различия, ищет взаимосвязь.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Морфологический подход выявляет специфику различных форм культуры. Выясняет влияние на нее истории, социологии, этнических и географических факторов. Таким образом выделяются универсальные характеристики культуры, изменчивого и многомерного явления.
Общее понимание, теория, схема
На первом этапе классификации культура делится на материальную и духовную, условные противоположности. На заре цивилизации эти понятия были неделимы. Первобытное общество только начинало осознавать свое место в мире, не отделяло себя от окружающей природы. Это состояние единения физического и метафизического в науке называется синкретизм.
Единство с окружающим миром породило тотемизм и анимизм: отождествление человека с животным и наделение неодушевленных предметов человеческими качествами.
Развитие орудий труда и ремесел показало человеку мир с другой стороны. Теперь он мог изменять предметы, творить нечто новое.
Так появилась материальная культура. В ее основе лежит физический объект, преобразованный в предмет, наделенный функциями и характеристиками, заданными человеком. Сюда относится:
Искусственная среда, созданная цивилизацией, является феноменом материальной культуры. Она завязана на труде и быте, существует ради физического комфорта.
Духовная культура начинается с представления человека о мире, о работе сознания. Она является продуктом общественных отношений, интеллектуальной деятельности, развития языка. Мифология, религия, искусство лежат в основе духовной культуры. Ее особенность в том, что она касается всех видов человеческой деятельности. У современной духовной культуры есть инструменты влияния на общество в виде морально-этических норм, науки, права и художественных образов.
Есть несколько видов культуры, содержание которых предполагает неразрывное сочетание материального и духовного. К ним относятся:
Структура взаимодействия человека и культуры традиционно описывается как двухуровневая:
Второй уровень делится на две части:
Методы и направления исследования, подходы
Методы, используемые в исследовании культуры, заимствованы из естественных наук, истории, лингвистики.
Некоторые научные концепции предлагают рассматривать культуру как систему социальных институтов. Делят их на три вида:
Современная морфология культуры
В основе культурологии лежит гуманитарное познание. Его актуальность для современного человечества возрастает, сменяя главенство точных наук. Постиндустриальное общество создало новые способы влияния на окружающий мир, разработало принципиально иные формы общения и накопления знаний. Рождаются новые этические нормы.
Строение современной культуры усложняется с процессами глобализации, развитием высоких технологий. Происходит переоценка ценностей.
Феноменом, появившимся в ХХ веке, стала экологическая культура. Воздействие цивилизации на планету стало настолько велико, что потребовало отдельной науки и новой этики взаимодействия человека и природы.
Требует изучения цифровая культура. Влияние на общество искусственного интеллекта, переход методов познания на новый уровень с развитием высокоскоростных способов обмена информацией.
Смешение и столкновение культур в глобальной сети — активный, сложно предсказуемый процесс. За его динамикой следят ученые всего мира.
Виды, структура и основные ценности
Классическое деление культуры на виды выделяло три основных:
Народная культура с древних времен определяла уклад жизни отдельно взятого общества. Ее составляют традиции, обряды, нормы поведения — наборы неизменных правил и предписаний, касающихся любой деятельности. Важной частью народной культуры являются мифология, фольклор и прикладное искусство. В основе мировоззрения лежит религия. Опираясь на семью, общину, церковь и армию, культура обеспечивает себе максимальную устойчивость. Она происходит из естественных процессов и понятна большинству людей.
Элитарная культура, не рассчитанная на массы, возникла с появлением письменности. Ее произведения могли оценить только люди грамотные. Владеющие письмом служители культа использовали этот навык для сакрализации знаний. С развитием цивилизации элитарной стали называть культуру, рассчитанную на узкий круг. Предполагается, что понять ценность объектов «высокой культуры» могут только избранные, духовно и интеллектуально одаренные личности или социальные структуры.
Массовая культура считается противоположностью элитарной. Ее объекты созданы по заданным схемам, призванным развлекать широкий круг людей. Считается, что впервые она появилась с Олимпиадами в Древней Греции. В современном мире этот вид культуры занимает главенствующее место. Средства массовой информации и коммуникации позволяют тиражировать любое искусство среди безграничного количества людей. Это усредняет и упрощает творческую мысль, в то же время позволяет распространять духовные ценности.
Существуют более сложные деления на виды. Например, некоторые ученые добавляют в систему:
Морфология культуры содержит следующие типы духовных ценностей.
К материальным ценностям относят все, созданное человеком с конкретной целью и исполняющее свои функции.
ТЕМА 5. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Человеческое общество состоит сегодня из взаимосвязанных, но одновременно и самостоятельных сфер – экономической, политической, духовной. Каждая из них, равно как и общество в целом, имеет свои особенности, структуру, функции, институты. В этой сложной и многоуровневой системе функционируют культура и ее продукты, которые также связаны между собой и структурированы. Здесь можно выделить как связи субординации, иерархического соподчинения, так и отношения координации. Одни из них занимают центральное и фундаментальное место, другие – второстепенное и производное, одни из них имеют общее и глобальное значение, другие – конкретное и локальное. Взятые же все вместе, они образуют сложную и многогранную структуру, или морфологию культуры.
Морфология культуры – раздел культурологии, предметом которого является изучение типичных форм культуры и характеристика ее внутреннего строения.
Морфологический «срез» культуры может быть представлен четырьмя элементами: материальной, духовной, социальной и физической культурой.
Материальная культура
Материальна культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.
Вещи и социальные организации в совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколько важнейших направлений. Первым направлением является сельское хозяйство, включающее в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивированные почвы. С этими областями материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.
Следующей областью материальной культуры являются здания —места обитания людей со всем разнообразием их занятий и форм бытия, а также сооружения — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта. К зданиям относятся жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности.
Еще одна область материальной культуры — инструменты,приспособления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека. Инструменты прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструментам, оборудование представляет собой комплекс инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и служащих для одной цели. Они различаются в зависимости от того, какой род деятельности они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д.
Транспорт и пути сообщения также являются частью материальной культуры. В нее входят:
— специально оборудованные пути сообщения — дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов;
— здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта, — железнодорожные станции, аэропорты, порты, гавани, бензоколонки и т.п.;
— все виды транспорта — гужевого, автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного, трубопроводного.
Эта область материальной культуры обеспечивает обмен людьми и грузами между разными областями и населенными пунктами, способствуя их развитию.
С транспортом тесно связана следующая область материальной культуры — связь, включающая почту, телеграф, телефон, радио, а также компьютерные сети. Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией между собой.
И наконец, обязательным элементом материальной культуры являются технологии — знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности. Важнейшей задачей является не только дальнейшее совершенствование технологий, но и их сохранение и передача следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования. Что свидетельствует о тесной связи материальной и духовной культуры.
Важнейшей формой существования материальной культуры являются вещи—результат материально-созидательной деятельности человека. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит к двум мирам — природному и культурному. Как правило, они производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после их обработки человеком.
В рамках материальной деятельности следует, прежде всего, выделить хозяйственную(экономическую) деятельность,которая направлена как на человека, так и на природу. Исходя из этого, выделяют две области, образованные в результате коммуникативной деятельности людей.
Ко второй области относят динамичные, постоянно обновляющиеся способы (технологии) производительной деятельности общественного человека (культурапроизводства).
В последнее время в качестве продолжения материальной выделяют так называемую экономическую культуру. Это понятие еще не имеет зрелого теоретического обоснования.
В широком смысле, экономическая культура – это деятельность человека в обществе, воплощаемая конкретными особенностями производства, распространения (передачи) и обновления доминирующей в обществе в данное время системы ценностей экономической деятельности.
В узком смысле, экономическая культура – это специфический для данного общества социально транслируемый уровень развития способностей человека как субъекта экономической деятельности, воплощаемый ее результатами – предметами, отношениями, ценностями.
К структурным элементам экономической культуры можно отнести:
• формы собственности на средства производства, их соотношение и взаимодействие;
• определенный тип хозяйственного механизма (рыночный – плановый), отраслевая структура экономики (аграрная – индустриальная);
• уровень развития производительных сил (орудия труда, технологии);
• экономические потребности, интересы различных социальных групп, мотивы экономической деятельности;
• ориентации, установки, стереотипы, ценности экономического поведения людей;
• характер развития субъекта экономической деятельности и т.д.
Итак, хозяйственнаядеятельность– это деятельность, направленная на создание материальных условий для жизни человека как творца «второй природы». В нее входит, экономическая деятельность (культура), включающая средства производства, способы практической деятельности по их созданию (производственные отношения), атакже и творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности человека, однако хозяйственную культуру не следует сводить к материальному производству.
Духовная культура
Духовная культура – это культура, объектами которой являются идеология, мораль,духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.
Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Ведь любой предмет или явление материальной культуры в основе своей имеют какой-то проект воплощают в себе определенные знания, а удовлетворяя человеческие потребности, становятся ценностями. Иными словами, продукты материальной культуры, прежде чем они были созданы, должны были появиться у их создателей в виде чертежей, плана работы — несомненных продуктов духовной культуры.
Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Особенно хорошо это видно на примере произведений искусства, которые являются частью духовной культуры.
Таким образом, предметы культуры могут менять свое назначение. Следовательно, должны быть введены какие-то критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета — если предмет или явление удовлетворяет первичные (биологические) потребности человека, его относят к материальной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.
Исходя, из многообразия видов человеческой деятельности в духовной культуре можно выделить четыре сферы.
Первая сфера порождается созидательной активностью человеческого воображения. Это проективныйвиддеятельности, которыйпредлагает идеальные модели будущих конструкций, имеющий величайшую культурную ценность. Результаты этого вида деятельности – идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин, а также различные модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования может выступать и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания. В истории культуры проективная деятельность постепенно превратилась в специализированную отрасль духовного творчества.
Сегодня проективная деятельность существует как специализированная, она разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы — природных, социальных или человеческих. Таким образом, выделяют следующие виды проектирования:
• техническое (инженерное) — неразрывно связано с научно-техничсским прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом становится мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;
• социальное — связано с созданием моделей общественных явлений — новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;
• педагогическое — ориентировано на формирование моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые создаются родителями и учителями.
Вторая сфера духовной культуры, охватывает способы познавательнойдеятельностичеловека, и выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знания являются важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры, которая наиболее адекватно может быть представлена научной деятельностью. В любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.
Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры, но своими истоками они уходят в три вида познавательной деятельности, присущие еще первобытному человеку, — практическое, мифологическое и игровое познание.
Практические знания всегда имели и имеют конкретный характер, связаны с непосредственной жизнью человека в природе и в обществе, органично вплетены в его трудовую деятельность и повседневную жизнь. Это знание добывается каждым человеком самостоятельно.
Мифологическое знание хотя и выросло из практического, рано отделилось от него. В нем воплощаются обобщенные представления человека о мире, выраженные в фантастической форме мифа.
Игровое знание также появилось на самых ранних этапах человеческой истории. В игре ребенок получал необходимые знания о «взрослой» жизни — как о способах деятельности, так и о человеческих взаимоотношениях.
Третья сфера духовной культуры, связанна с ценностно-ориентированнойдеятельностью. Знание-оценка выступает связующим звеном с названным выше структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром, они неотделимы от оценочной деятельности. Мир человека-это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями.
Эта сфера в свою очередь может быть представлена тремя подсистемами:
• моральнаякультура. Дает нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности, друг к другу. Моральную культуру можно определить и как достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения к человеку как цели и самоценности. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинстве человека и конкретизирующим понятия нормам; соответствие средства мотиву, предвидение ценности результата, ответственность за последствия и т.п.;
• художественнаякультура. Ее внутреннее строение исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме «художник – искусство – публика». Это некая самоуправляющаяся система, элементами которой являются художественное творчество, художественные ценности, художественное потребление.
• религиозная культура. Она основана на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу, воплощается культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный абсолют. В религиозной культуре можно выделить идеологический и психологический уровни; в целом она воплощает особое отношение человека к миру (наряду с практическим, познавательным, художественным).
Четвертая сфера духовной культуры направлена на духовноеобщениелюдей во всех конкретных формах его проявления. Формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Душевный контакт между двумя партнерами, в ходе которого происходит обмен информацией, является в данном случае высокой культурной ценностью.
Общение также возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив). В процессе общения индивидов происходит совместное восприятие ими внешнего объекта или ситуации, восприятие собственных действий, состояний, движений.
Духовное общение может происходить не только на личностном уровне. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества составляют фонд культуры, своеобразную память общества. Объективированные в речах, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно «потребляются», становятся достоянием сознания людей.
Социальная культура
Социальная культура – это производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Эта культура характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное «тело» общественного бытия, то, что обычно, называют социальной материей.
Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.
Частью социальной культуры является, политическая культура,котораяпредставляет собой совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса. Политическая культура как способ политической деятельности включает в себя в качестве компонента практическое функционирование политических институтов. Идеальный компонент – базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, а также ориентации правительственных структур в отношении других политических систем и в отношении собственной политической деятельности.
В последнее время, в социальной культуре выделяют правовую сферу (культуру). Эта культура воплощена в деятельности правовой системы общества, правовом развитии человека, важнейшим показателем которого является его отношение к закону как к культурной ценности.
Физическая культура
Физическая культура представляет собой формирование социального человека и его двигательных возможностей. Развитые двигательные возможности позволяют включаться в трудовые процессы, в обрядовые действия, становиться искусством.
Культура человеческого тела и физическая культура исторически развивались от народной физической культуры до современной. Кроме того, издавна развивались и специализированные формы физической культуры:
• классовое и социальное неравенство освобождало одну часть общества (аристократию) от физического труда, превращая его в ненавистную каторгу для угнетаемых классов и сословий;
• развитие профессионального спорта — он стал профессией, связанной с физическим развитием человеческого тела;
• развитие специализированной лечебной физкультуры, призванной обеспечить здоровую жизнь и нормальное развитие человеческого тела;
• появление многочисленных специализированных профессий военного, инженера, танцора и т.п. требует специальных навыков владения своим телом.
Все это издавна приводило к формированию разных телесных типов в рамках одного общества. Резко контрастировали друг с другом коренастые мускулистые тела крестьянина, рабочего, солдата (у каждого были развиты свои навыки и умения, а также соответствующие им группы мышц) и изнеженные тела аристократов или интеллигенции, занятой лишь умственным трудом. Эти картины четко зафиксированы в произведениях литературы и искусства Нового времени.
Таким образом, происхождение, социальное положение и профессия накладывали неизгладимый отпечаток на человеческое тело, еще раз подтверждая, что человеческое тело — это феномен культуры.
Но физическая культура связана и с обрядовой деятельностью, из которой выросли такие виды искусства, как танец и театр, в которых человеческое тело становится особым изобразительным средством. При этом используются пластические возможности тела человека, мимика и жесты. Кроме того, человеческое тело является предметом изображения в живописи, графике, скульптуре, фото и киноискусстве, часто описывается в художественной литературе. При этом создаются идеальные модели, образцы человеческого тела, в которых воплощается идеал красоты той или иной эпохи, того или иного народа. Именно памятники искусства зафиксировали и сохранили до нас фигуры древнегреческих атлетов, изможденные лица аскетов средневековья, крохотную ножку китаянки, осиную талию европейской аристократки как знаки культуры этих эпох.
В физической культуре принято выделять четыре сферы:
• первая сфера – культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений. Сфера естественнородового отношения мужчины и женщины в известной мере характеризует ступень общей культуры человека. Несмотря на то, что отношения по поводу «детопроизводства» окрашены множеством общественных, групповых, индивидуальных психологических и духовных оттенков, их нельзя исключить из сферы материальных отношений. И сам исходный момент «детопроизводства», и тем более становление подрастающего поколения – все это опосредовано физической культурой во всех ее проявлениях, от интимных до наглядно демонстрируемых.
• вторая сфера – физкультураиспорт, включающие развитие физических способностей человека, его телесных проявлений, двигательных навыков и умений. Формы физкультуры многообразны, включают в себя народные виды спорта, гимнастику, массовую физическую культуру, профессиональный спорт.
• третья сфера – здоровый образ жизни.Он воплощается в культуре питания, распорядке дня, организации труда и досуга, отсутствии вредных привычек, постоянной заботе о здоровье человека и его близких и др.
• четвертая сфера – деятельностьвобластимедицины,которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовные потенции человеческого организма. С этих позиций медицина предстает как элемент материальной культуры. Культура врачевания и профилактики прямо зависит от уровня знаний и от уровня всей материальной культуры, от состояния материального производства. Все показатели здравоохранения как вида социальной деятельности убедительно подтверждают эту зависимость.
Таким образом, человеческое телоявляется одним из языков культуры, сообщающим нам информацию об экономическом, политическом положении человека, его религиозных воззрениях и этнической принадлежности.
И наконец, не следует забывать, что именно человеческое тело (соответствующее идеалам красоты той или иной эпохи) способно возбуждать любовь не как физиологическое возбуждение, а как духовное чувство, делая красоту фактом культуры (хотя и имеющим объективную природную основу). Так, человеческое тело приобретает еще и эстетическую ценность, необходимую как в нашей повседневной жизни, так и в искусстве. Это неразрывно связывает физическую культуру и культуру человеческого тела с духовной культурой.
Таким образом, при всем многообразии конкретных форм проявления культура выступает как некое целое, как система.
Контрольные вопросы
1. Что такое морфология культуры?
2. Какими элементами представлена морфология культуры?
3. Что относится к структурным элементам экономической культуры?
4. Какие сферы можно выделить в духовной культуре?
5. Что представляет собой социальная культура?
5. Что представляет собой политическая культура?
6. Назовите основные сферы физической культуры.
Список литературы
1. Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. Учебник. – М.: Гардарики, 2008.
2. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч. – СПб.: Питер, 2010.
3. Доброхотов, А. Л. Культурология / А. Л. Доброхотов. – М.: Форум, 2010.
4. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. – СПб.: Питер, 2008.
5. Культурология. Курс лекций / отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Библионика, 2007.
6. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа, 2005.
7. Мартынов, Ф. В. Теория культуры: учебное пособие / Ф. В. Мартынов. – М.: Асар, 2008.
8. Маркова, А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. – М.: Юнити-дана, 2009.
9. Романов, Ю. Культурология. Краткий курс / Ю. Романов. – М., 2009.
10. Скворцова, Е. М. Теория и история культуры. Учебник для вузов / Е. М. Скворцова. – М.: ЮНИТИ, 1999.
11. Тетерина, Е. А. Культурология. Терминологический словарь / Е. А. Тетерина. – Пенза: Изд. ПГУ, 2008.
12. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры / О. Шпенглер. – М., 2009.