Что такое морфология города

морфология города

Смотреть что такое «морфология города» в других словарях:

ГОРОДА СОЦИАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ — 1) социально пространственная подсистема механизма городского устройства, определяющая дифференциацию мест проживания горожан в зависимости от их положения в городского населения социальной стратификации ; 2) аналог понятия социально… … Социология: Энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Верхнелужицкий язык — Самоназвание: Hornjoserbšćina Страны: Германия … Википедия

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Болгария — (България) Народная Республика Болгария, НРБ (Народна република България). I. Общие сведения Б. государство в Юго Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. На В. омывается Чёрным морем. Граничит на С.… … Большая советская энциклопедия

Венгерский язык — Самоназвание: Magyar nyelv Страны: Венгрия, Румыния, Словакия … Википедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

Лимбургский язык — Самоназвание: Limburgs (Plat, Lèmbörgs) [ˈlɛmbœʁxs], [plɑt] Страны: Нидерланды, Бельгия … Википедия

Источник

Особое внимание уделяется тому, как физическая форма города меняется с течением времени и как разные города сравниваются друг с другом. Другая важная часть этого подполя связана с изучением социальных форм, которые выражаются в физическом плане города, и, наоборот, того, как физическая форма производит или воспроизводит различные социальные формы.

Суть идеи морфологии первоначально была выражена в трудах великого поэта и философа. Гете (1790). Однако этот термин как таковой впервые был использован в бионауках. В последнее время все чаще используется в география, геология, филология и другие предметные области. В географии морфология городов как отдельная область исследований обязана своим происхождением Льюис Мамфорд, Джеймс Вэнс и Сэм Басс Уорнер. Питер Холл и Майкл Бэтти из Великобритании и Серж Салат из Франции также являются центральными фигурами.

Городская морфология рассматривается как исследование городской ткани, или ткани, как средство определения уровня окружающей среды, обычно связанного с городским дизайном. Ткань включает в себя согласованную морфологию соседства (открытые пространства, здания) и функции (деятельность человека). Окрестности демонстрируют узнаваемые закономерности в упорядочении зданий, пространств и функций (тем), вариации внутри которых, тем не менее, соответствуют набору организационных принципов. Такой подход бросает вызов общепринятому восприятию незапланированной среды как хаотической или неопределенно органической за счет понимания структур и процессов, встроенных в урбанизация. Наука о сложности предоставила дальнейшие объяснения, показывающие, как городские структуры возникают в результате нескоординированных действий множества людей очень регулярным образом. [2] Помимо прочего, это связано с постоянными потоками энергии и материалов для поддержания этих структур. [3]

Содержание

Некоторые заблокированные концепции

Морфология города обычно не объектно-центрирована, поскольку подчеркивает взаимосвязь между компонентами города. Чтобы провести параллель с лингвистика, фокус будет на активном словарный запас и это синтаксис. Таким образом, существует тенденция использовать морфологические методы для изучения обычных, немонументальных районов города и подчеркивать этот процесс и его структуры над любым заданным состоянием или объектом, поэтому выходя за рамки архитектуры и рассматривая весь застроенный ландшафт и его внутреннюю логику.

Роджер Транчик обсуждает три основные теории городского пространственного дизайна и городской мифологии, которые могут помочь в анализе:

Школы мысли

В широком смысле существует три школы городской морфологии: итальянская, британская и французская. Итальянская школа сосредоточена вокруг работы Саверио Муратори и датируется 1940-ми годами. Муратори попытался разработать «оперативную историю» для изучаемых им городов (в частности, Венеции и Рима), которая затем послужила основой для интеграции новых архитектурных произведений в синтаксис городской ткани. Из этой точки зрения проистекают такие работы, как работа Джанфранко Каниджиа, в которой город концептуализируется как органический результат динамической процедурной типология, которые видят политико-экономический силы как формирующие застроенный ландшафт, уже обусловленный определенной логикой, набором элементов и характерных процессов.

Британская школа сосредоточена вокруг работы M.R.G. Conzen, который разработал метод под названием «анализ городского плана». Ключевыми аспектами анализа по Конзену являются:

План города, в свою очередь, содержит три комплекса элементов плана:

Для Конзена понимание многослойности этих аспектов и элементов в истории является ключом к пониманию городской формы. Последователи Конзена, такие как J.W.R. Белая рука исследовали способы использования таких знаний в управлении историческими и современными городскими пейзажами.

Французская школа, основанная главным образом на Версальской школе архитектуры, накопила обширные методологические знания для анализа процессов урбанизации и связанных архитектурных моделей. Большое внимание уделяется важности застроенного пространства для поддержания социальных практик; отношения между искусственным ландшафтом и социальным миром диалектический, причем оба формируют друг друга.

Чикагская школа

Социально-экономические проблемы Чикаго как городского промышленного города были очевидны и требовали глубокого изучения. Поэтому некоторые городские социологи и географы, такие как WI Thomas (касается миграции), Роберт Э. Парк и Эрнест Берджесс, попытался проанализировать морфологию Чикаго, чтобы решить эти проблемы.

Берджесс использовал экологический подход, делая упор на взаимоотношения между организмами и окружающей их средой. Он использовал аналогичные биологические факторы, используемые для объяснения распространения растений, и установил концентрическо-зональную теорию, которая включала Центральный деловой район (CBD), зона перехода (захваченная бизнесом и мигрантами), а также район квартир высшего класса и несколько пригородных зон и пригородов на окраине города.

Морфогенетическая школа

Источник

Городская морфология

Что такое морфология города. Смотреть фото Что такое морфология города. Смотреть картинку Что такое морфология города. Картинка про Что такое морфология города. Фото Что такое морфология города

Городская морфология имеет дело с формами поселения и города, а также с процессами физического формирования внутри поселений. Таким образом, объектом является структура застройки, формирование участков как основы для зданий, типология зданий и сети застройки.

Особое внимание уделяется историческому анализу развития и трансформации городских структур. Такие вопросы, как «Какие типы конструкций имеют длительный срок службы и почему?» Или «Насколько эластична существующая конструкция для адаптации к новым потребностям?» И «Являются ли характеристики существующей конструкции ориентиром для новых зданий?» несколько аспектов, которыми занимаются городские морфологи.

Оглавление

Дальнейшее объяснение термина «морфология города»

Формы могут быть правильными или неправильными: правильные формы, как правило, указывают на запланированные, неправильные формы, возникшие небольшими шагами или даже незапланированные. Неправильная морфология городов часто встречается в движущемся топографии, потому что регулярные дорожные сети часто приводят к неравномерным уклонам.

На нынешнюю дискуссию сильно повлияла английская школа мысли, которая фокусируется на довольно мелкомасштабном представлении городских кварталов или небольших городков. В этой дискуссии преобладают три теоретических подхода:

Понятие и феномен города

С самого начала города связаны с такими цивилизационными особенностями, как безопасность ( городские укрепления ), платежные средства (региональная, местная валюта), правовая система ( городское право ) и обязательствами для жителей или горожан: оборона, налоги, услуги для населения.

В этом отношении города всегда были и были, с одной стороны, средоточием цивилизации и в то же время местами ее развития и дальнейшего развития. Этот двойственный характер, будучи одновременно двигателем и движущимся внешними силами, предъявляет все новые требования к пространственной организации использования в городе и его окрестностях.

Разработка городских планов

Морфологическая структура города

Мы также видим постоянный процесс обновления сотовой связи в городах. Сложные биологические и человеческие системы имеют сходство в инерции поведения системы против внезапных изменений. Существует определенная поведенческая автономия элементарных частей, которая освобождает общую систему от центральных спецификаций правил.

Поэтому представляет общий интерес узнать больше о том, существует ли такая вещь, как встроенная логика дальнейшего развития, изменения и обновления в порядке морфологической структуры городских планов. Изменения обусловлены индивидуальными и общественными интересами, а не самой структурой, однако своеобразие структуры оказывает на это определенное влияние.

Выросшие и запланированные города

Что такое морфология города. Смотреть фото Что такое морфология города. Смотреть картинку Что такое морфология города. Картинка про Что такое морфология города. Фото Что такое морфология города

Что такое морфология города. Смотреть фото Что такое морфология города. Смотреть картинку Что такое морфология города. Картинка про Что такое морфология города. Фото Что такое морфология города

Что такое морфология города. Смотреть фото Что такое морфология города. Смотреть картинку Что такое морфология города. Картинка про Что такое морфология города. Фото Что такое морфология города

Структурообразующие силы

Абстракция конкретных культурных, топографических и климатических влияющих переменных позволяет выявить общие переменные, лежащие в основе проектирования городских структур:

Поскольку физическая структура является долгоживущей и неповоротливой, в странах с давней городской культурой она образует стабильную основу для жизни людей в городах. Поэтому живое поколение должно в значительной степени смириться с тем, что оставили позади предыдущие поколения. В крупных городах адаптация к новым потребностям возможна только небольшими шагами и лишь в ограниченной степени. Таким образом, структурное прошлое является неотъемлемой частью настоящего. Это также мера контроля над новым.

Культурное значение исторических ядер и чрезвычайная чувствительность этих территорий к серьезным вмешательствам выдаются и имеют долгосрочное воздействие. Со временем возникает неустойчивый и чувствительный баланс между структурой и содержанием, а также между функцией и формой.

Организация городской структуры

Факторы макро развития

Радиальное развитие

На радиальные линии влияют разные типы заселения и плотности застройки; Они также сокращают границы застроенных территорий (частей «городской окраины») и все еще изолированных пригородов и фрагментированных поселений. В центре города они прорезают районы с высокой плотностью вертикального и горизонтального использования, на периферии они касаются слабо застроенных пригородов и деревень.

Недостаточно используемые пространства соседствуют с организационными и открытыми пространствами. Это резервы для новых применений, которые дают новые импульсы развития. Поэтому радиалы являются особенно важными базовыми элементами расчетной структуры.

Что такое морфология города. Смотреть фото Что такое морфология города. Смотреть картинку Что такое морфология города. Картинка про Что такое морфология города. Фото Что такое морфология города

Развитие кольца

Кольцо радиального развития

Все наблюдения за многовековой городской застройкой показывают, что поселение изначально развивается вдоль существующих подъездных путей к внешней стороне. Затем доступные области между радиалами заполняются до тех пор, пока спрос за период не станет достаточно насыщенным. Со временем ближайшие области заселяются как на радиальных линиях, так и в промежутках между ними, пока развитие, наконец, не достигнет физических или юридических ограничений. В конце концов, единственными областями, которые ограничивают расширение, являются те области, которые не выходят на рынок недвижимости, которые подпадают под юридические или технические ограничения (плохие земли для строительства, городские стены, городские границы). Эти промежуточные зоны нечетко проявляются в ортогональных структурах доступа, поскольку основной геометрический принцип не приводит к появлению каких-либо остаточных областей. Если отказаться от геометрии на периферии, там развиваются похожие модели.

Городская бахрома

Поскольку развитие изначально сконцентрировано на главных осях, свободные или недостаточно используемые участки остаются на периферии предыдущего поселения или в плохо освоенных пространствах. Эти территории выполняют функцию скрытого резерва развития. Преодолев прежние ограничения, они приобретают особое стратегическое значение развития в связи с новыми добавленными территориями за пределами барьеров.

Устойчивость и изменение систем локации

Факторы микроразвития

Участок и здание

Что такое морфология города. Смотреть фото Что такое морфология города. Смотреть картинку Что такое морфология города. Картинка про Что такое морфология города. Фото Что такое морфология города

Макро логика структуры дополняется «микрологикой». Оба уровня действия обладают выраженной частичной автономией и оба нейтральны по форме. Это означает, что не случайная форма определяет его режим работы, а структурный принцип, который использует только форму, а также отменяет нецелесообразные формы.

Частичная автономия уровней городского масштаба

Что такое морфология города. Смотреть фото Что такое морфология города. Смотреть картинку Что такое морфология города. Картинка про Что такое морфология города. Фото Что такое морфология города

Следовательно, есть созвездия, которые остаются неизменными на протяжении веков, не парализуя обновление других элементов на других уровнях шкалы; с другой стороны, точечные модификации постоянно происходят без того, чтобы все структуры постоянно выворачивались наизнанку. С помощью концепции типологического процесса можно показать, что не только агрегирование различных компонентов поселения в пространстве происходит на основе рационально анализируемого порядка, но также что структурные изменения с течением времени и интеграция новых элементов в уже существующий контекст по определенной логике и исполнять в непрерывности ссылок. Процессный характер эволюции типов является результатом сочетания трех неотразимых факторов:

Подход явно основан на высокой культурной значимости и однородности старых итальянских городов и вытекает из этого в смысле анализа и инструкций по проектированию:

Преемственность и изменение городской планировки

Традиция как ментальный противовес

Современности нужно свое пространство, но зачастую оно намного эффективнее в старых помещениях. В этом отношении диалектика между младшими и старыми формальными языками часто оказывается продуктивной; С другой стороны, последовательное, безжалостное и массовое внедрение модернизма часто проблематично (например, реконструкция основного города Дрездена после Второй мировой войны ).

Экономика непрерывных изменений

Поскольку развитие редко происходит внезапно, а скорее постепенно, подходящую форму модернизации можно рассматривать в непрерывной форме обновления. Обновление и изменение небольшими шагами позволяют получить опыт работы с новым, не отказываясь от старого. Старые структуры сохраняют свою внутреннюю логику, потому что они все еще доминируют. Поначалу нововведения появляются спорадически. От них требуется реагировать на то, что доступно, что делает их неоднозначными в положительном смысле. В результате инновации не всегда будут появляться в чистом, а скорее опосредованном виде. Это может сделать их структурно и социально более совместимыми. С увеличением испытательного срока и привыкания современные формы могут преобладать более последовательно.

Инновации как ответы на системные границы

История в плане города

Что такое морфология города. Смотреть фото Что такое морфология города. Смотреть картинку Что такое морфология города. Картинка про Что такое морфология города. Фото Что такое морфология города

Городская морфология и модели

Читаемость разного времени на плане города используется для ориентации. Лоскутные структуры предлагают более открытую схему для дальнейшего развития города небольшими подразделениями. Однако из-за отсутствия порядка они также облегчают инвесторам доступ к пространству и несут в себе суть чего-либо. В какой-то степени такие конструкции неизбежны. Чем более однородные морфологические структуры более ранних периодов дают городскому телу опору и ориентацию, тем меньше они беспокоят.

Смотри тоже

литература

Литература с собраниями планов города

Название книги о генезисе городских планов

Журнал городской морфологии

Источник

Морфология города как основа для формирования его реакционной среды

Большой теоретический и практический интерес представляет собой изучение городов бывшего СССР в сравнении с городами других стран, прежде всего стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) с переходной экономикой. Переходные процессы оказывают непосредственное влияние на морфологию городской среды, пространственную конфигурацию рекреационной среды города. Следовательно, экономического контекста, в котором они происходят, необходим для осуществления рационального градостроительного планирования и путей развития рекреационной среды этих городов. За основу такого сравнительного исследования можно взять существующие исследования городов мира, выполненные в рамках единого методологического подхода. Например, исследования, которые проводились Аланом Бертаудом и его коллегами. В результате обобщения накопленного материала по этим исследованиям были выделены специфические черты, присущие городам постсоветских стран:

1) наличие жилых районов с высокой плотностью застройки панельными домами, располагающихся на городских окраинах;

2) аномально высокая доля промышленной застройки в прилегающей к центру зоне;

3) недостаточная развитость торговли и сферы обслуживания в центре;

4) недостаточная для обеспечения высокой плотности в центре развитость инфраструктуры, ее ненадлежащее содержание и обслуживание;

5) проблемы с правом собственности и неупорядоченная структура землевладения в центральной зоне, что препятствует ее своевременному изменению согласно современным условиям;

6) неразвитость системы местных налогов, которая основана на дотациях, а не на местных ресурсах.

В работах западных специалистов указывается на основополагающий принцип, обусловливающий различия в подходах к городскому планированию в рыночной и плановой экономике. Этот принцип заключается в том, что в плановой экономике не принималась в расчет денежная ценность земли как таковая. Земельные ресурсы распределялись на основании конкретной потребности: месторасположение и размер конкретного участка со своей функцией (промышленное предприятие, жилой квартал и т.д.) определялось градостроительными нормами. Участок не мог быть продан или передан третьему лицу, при его потере не было никакой денежной компенсации. Как следствие, предприятие могло развиваться, но не могло быть перенесено на другое место, поскольку стоимость такого переноса не компенсировалась бы средствами, полученными от продажи первоначального участка земли. В ряде городов, таких как Будапешт и Санкт-Петербург, промышленные территории сформировали ярко выраженные кольцевые зоны, прилегающие непосредственно к городскому центру.

Что касается размещения предприятий сферы обслуживания и торговли, то оно также регулировалось градостроительными нормами. При этом, с одной стороны, многих учреждений в советское время просто не существовало (частных банков, рекламных, страховых агентств, агентств недвижимости и др.), а с другой – ряд учреждений (образования, здравоохранения, торговли, общественного питания) располагались при промышленных предприятиях и на их территории. В целом существовавшая схема расположения и степень развития учреждений торговли не обеспечивала в должной мере потребности населения, что привело к широкому распространению в начале переходного периода торговых киосков, тяготевших к наиболее оживленным местам. Из-за нехватки места для развития торговли начали активно осваиваться цокольные этажи домов. Вход в подобные помещения создавался на уровне тротуара (это до сих пор характерно не

только для городов бывшего СССР, но и для городов стран ЦВЕ, например для Софии).

Как показывают исследования, в странах ЦВЕ и бывшего СССР законы земельного рынка постепенно изменяют пространственную структуру городов. В особенности это заметно по резко возросшей стоимости жилья в центральных районах, по увеличению разрыва в стоимости между жильем в центре и на густонаселенной периферии, где преобладают панельные дома. Заметно это и по увеличению доли офисных и торговых площадей в центре по отношению к площади жилой застройки. Одновременно, быстро развивающаяся автомобилизация населения повлекла за собой ставшие обыденностью пробки на дорогах и дополнительное загрязнение окру- жающей среды. Власти городов в странах с переходной экономикой часто оказываются перед задачей одновременно развивать пригороды для приведения их в соответствие с требованиями к современному жилью и развитию коммерции и не допустить деградации исторического ядра.

В проведенном исследовании морфологии Минска была использована

система показателей, включающая шесть индикаторов: среднюю плот-

ность населения, профиль плотности населения, среднее расстояние до

центрального делового района (ЦДР), индекс дисперсии, профиль цен на

землю и долю промышленной застройки. Необходимо прежде отметить,

что здесь и далее под площадью городской застройки, которая применяет-

ся для вычисления всех показателей, будет пониматься площадь, занятая

застройкой любого типа (жилой, промышленной, транспортной инфра-

структуры), но не включающая аэропорты, водные объекты, парки и от-

крытые пространства площадью более 4 га.

Средняя плотность населения городов стран с переходной экономи-

кой в общем случае должна была бы быть больше городов стран с разви-

той рыночной экономикой, поскольку в плановой экономике основной

упор делался на строительстве многоквартирных жилых домов. На самом

деле плотность населения городов зависит прежде всего от региона, а сле-

довательно, от культурных традиций страны. Так, плотность населения го-

родов стран ЦВЕ лежит в диапазоне 40–100 чел./га, в странах бывшего

СССР (кроме стран Прибалтики) – 100–200 чел./га. Таким образом, пред-

сказать плотность населения города можно скорее по региону, в котором

он располагается, чем по типу экономики страны и остальным показате-

лям. Средняя плотность населения Минска находится в соответствии с

этим принципом: величина 115 чел./га лежит в диапазоне, характерном для

городов СНГ, хотя и у нижней его границы.

Профиль плотности населения городской территории является наи-

более важным диагностическим признаком, характеризующим простран-

ственную структуру города. В странах с развитой рыночной экономикой

этот профиль может быть описан отрицательной экспотенциальной функ-

цией, когда наибольшая плотность наблюдается в центральной зоне и рез-

ко падает по направлению к окраинам. Такая форма профиля соответству-

ет обширным литературным данным по изучению градиента плотности в

моноцентрических городах в условиях рыночной экономики. В городах,

длительное время развивавшихся в рамках плановой экономики, где зако-

ны рынка не действовали, форма профиля обратна – плотность населения

увеличивается от центра к периферии. Промежуточное положение зани-

256мают города ЦВЕ, развивавшиеся по принципам плановой экономики

меньшее время и во многом сохранившие черты предыдущего, рыночного,

этапа развития. Профиль плотности населения и цен на жилье в Минске

имеет ярко выраженный положительный экспотенциальный харак-

тер и ближе всего по форме к профилю Москвы.

Увеличение плотности населения на периферии в городах СНГ обу-

словлено помимо других причин еще и тем, что по мере совершенствова-

ния технологии панельного строительства становилось возможным возво-

дить все более высотные здания. А поскольку более отдаленные от центра

районы осваивались позднее, то и плотность населения в них выше. Ти-

пично для городов СНГ наличие районов пятиэтажных домов («хруще-

вок») застройки 1960-х гг. и девяти- и более этажных домов застройки 70–

80-х годов. В Минске новые жилые районы с высокой плотностью за-

стройки разделены между собой районами с менее плотной застройкой и

неосвоенными территориями. Особенно ярко это проявляется в разрезе

секторов: можно выделить полосы расселения вдоль основных транспорт-

ных магистралей. В качестве специфичных черт, присущих Минску, мож-

но отметить относительно большую плотность населения в западной его

части, где располагаются основные районы-новостройки последних деся-

257тилетий, а также имеющие место бо´льшие контрасты плотности по срав-

нению с восточной частью города.

Среднее расстояние до ЦДР определяется особенностями распреде-

ления функциональных зон и плотности населения города. Этот показатель

напрямую связан с денежными и временными затратами жителей города

на то, чтобы добраться до центра. Он позволяет также косвенно оценить

длительность и затраты на поездки в пределах городской черты вообще.

Точкой отсчета для определения удаленности от ЦДР был взят нулевой

километр, поскольку он расположен в пределах ЦДР и официально являет-

ся точкой отсчета расстояний в республике. Усредненное для всех жителей

Минска расстояние до ЦДР составляет 6,34 км. Если рассмотреть этот по-

казатель по административным районам, то обнаружится, что он довольно

значительно колеблется (от 3,21 км для Центрального района до 8,30 км

для Заводского). Здесь четко проявляется территориальная экспансия го-

рода вдоль основных транспортных магистралей.

Индекс дисперсии является альтернативным показателем эффективно-

сти пространственной конфигурации городов. Он выражается отношением

усредненного для всех жителей расстояния до ЦДР города к усредненному

расстоянию до центра круга, площадь которого равна застроенной площа-

Что такое морфология города. Смотреть фото Что такое морфология города. Смотреть картинку Что такое морфология города. Картинка про Что такое морфология города. Фото Что такое морфология города

где di – расстояние i-го участка до центра города,

wi – доля населения i-го участка в населении города,

А – площадь городской застройки,

C – величина, соответствующая усредненному расстоянию до ЦДР в гипотетическом городе в форме правильной окружности, площадь и население которого соответствуют рассматриваемому городу.

Этот показатель относителен и позволяет сравнивать города разных

размеров. Для Минска индекс дисперсии равен р=1,37, что сравнительно

много. В этом смысле можно сопоставить Минск и Москву, которая имеет

близкий показатель индекса дисперсии р=1,39. Место Минска по отноше-

нию среднего расстояния до ЦДР к площади городской застройки среди

других городов Европы показано на рисунке.

Взаимозависимость растояния до ЦДР и площади застройки городов Европы.

Что такое морфология города. Смотреть фото Что такое морфология города. Смотреть картинку Что такое морфология города. Картинка про Что такое морфология города. Фото Что такое морфология города

Расстояние до ЦДР и площадь застройки городов Европы.

На графике Минск находится существенно выше линии, соответствующей значению индекса дисперсии р=1. Такая ситуация позволяет предсказывать потенциальное существование серьезной транспортной проблемы, вызванной значительным количеством населения, живущего в удаленных от центра районах и которому приходится мириться со значительными транспортными расходами. Для сравнения, у г. Марселя, площадь городской застройки которого почти равна таковой для Минска,

среднее расстояние до ЦДР составляет всего 4,28 км и р=0,92. Для того чтобы в городе с таким высоким, как у Минска, индексом дисперсии не произошел транспортный коллапс, необходимо развитие скоростных видов общественного транспорта с большой пропускной способностью, таких как метро. Метро в мегаполисах советского типа, в которых плотность населения увеличивается к периферии, имеет жизненно важное значение и перебои в его работе имеют весьма серьезные последствия.

Профиль цен на землю в том виде, в котором он составляется зарубежными исследователями для городов с развитой рыночной экономикой, для Минска построить невозможно по причине отсутствия земельного рынка. Здесь возможна лишь косвенная оценка, например, на основе оцен259ки рынка жилья, который успел принять организованную форму. С этой целью были проанализированы предложения продаж однокомнатных квартир в Минске по каталогу агентства недвижимости «Центростиль» за август месяц 2004 г., выложенному для свободного доступа в сети Интернет.

Стоимость жилья зависит от множества параметров, и для того чтобы по возможности максимально вычленить составляющую этой стоимости, зависящую от местоположения дома, вычислялась средняя стоимость одного квадратного метра жилплощади. В результате было обработано около тысячи предложений по продаже. Были отброшены случаи единственного предложения, поскольку здесь возможны большие погрешности. Оказалось, что относительно высокими ценами отличается не только центр города, но и северо-восточные районы вдоль центрального проспекта Франциска Скорины. Наименьшей привлекательностью и меньшими ценами на жилье отличаются районы юга и юго-востока. В модели моноцентрических городов Алонсо, Мута и Миллса подразумевается тесная взаимосвязь между плотностью населения и ценами на землю. Эта взаимосвязь подтверждается многочисленными примерами городов, развивающихся в условиях свободного рынка, даже если они не моноцентричны. В целом для городов Европы характерно резкое падение плотности населения и цен на землю в пределах первых четырех километров от центра города. В условиях же плановой экономики земля распределялась административно и профиля цен на землю не существовало. Алан

Бертауд ссылается в своих работах на исследования Брзеского и Джонсона, показавших на примере Кракова, что с началом функционирования рыночной экономики в постсоциалистических городах формируется профиль цен на землю в форме кривой отрицательной экспоненциальной функции, несмотря на то, что профиль плотности населения остается прежним. Таким образом, в городах стран с переходной экономикой наблюдается диссонанс между профилем цен на землю, подчиняющимся законам рынка, и профилем плотности населения, сформировавшимся в условиях плановой экономики. Подобная картина характерна и для Минска, причиной чего является незрелость рынка и сохраняющиеся диспропорции в пространственной структуре.

Доля промышленной застройки также является важным показателем, отражающим отличия в пространственном строении постсоциалистических городов и городов развитой рыночной экономики. Начиная со второй половины ХХ в. в городах развитой рыночной экономики наблюдался вынос промышленных предприятий за городскую черту. Это объясняется не планировочными решениями, а экономической целесообразностью: промышленность интенсивно использует земельные ресурсы, что требует значительных капиталовложений при высокой цене на землю. В этих условиях вынос производственных мощностей в пригороды с относительно дешевой землей является естественным процессом. Отсутствие рынка земли в городе с плановой экономикой в силу уже описанных выше процессов ведет к экстенсивному развитию города, при котором ставшие нерентабельными промышленные предприятия в городской черте не подвергаются санации, а продолжают существовать, занимая землю, которая могла бы

использоваться более эффективно.

В Минске нет таких ярко выраженных кольцевых промышленных зон,

как, например, в Санкт-Петербурге, однако выделяются размерами за-

стройка МТЗ и МАЗа на востоке и юго-востоке и группирующиеся вдоль

железнодорожных путей промышленные территории в западной части го-

рода. Доля промышленной застройки в суммарной площади застройки

Минска сравнительно невелика для постсоциалистического города и со-

ставляет 26,8%. Она занимает меньшую относительную площадь, чем в

Москве (31,6%), и тем более чем в Санкт-Петербурге (43,8%).

Обобщая данные оценки по рассмотренным показателям, можно

прийти к следующим выводам. Прежде всего, Минск унаследовал типич-

ные для городов бывшего СССР особенности, как то: увеличение плотно-

сти населения от центра города к его окраинам, высокий индекс диспер-

сии, высокую долю промышленных территорий. Эти особенности в целом

оказывают негативное влияние на развитие рекреационной среды города,

вызывая транспортную проблему, проблему нехватки общественных, тор-

говых и рекреационных территорий в центральной части города. В на-

стоящее время наблюдаются признаки процесса трансформации, который в

будущем должен привести к изменению сложившейся ситуации. Однако

сложившаяся внутренняя структура еще долгое время будет влиять на на-

правление и темпы развития рекреационной среды.

Заключение.

Для анализа городской среды, а также происходящих в ее рамках социальных

процессов, используются различные понятия, например, пространственная организация, пространственная форма организации, городская морфология. Причем, понятие городской морфологии, рассматривается в ряду с такими понятиями, как физическое городское пространство, планирование городской среды. То есть не предполагается обращение к социокультурным характеристикам. На мой взгляд, в то же время именно в понятии морфологии города заложен значительный потенциал, позволяющий говорить как о пространственных, географических характеристиках городской среды, так и об их социальной наполненности. То есть, предполагается использование понятия морфологии города в несколько отличном от традиционного понимании, при этом морфология города будет включать в себя следующие аспекты:

1) строение города на основании районирования (как официального, так и

исторически сложившегося неофициального);

2) социальную структуру города в качестве представленного в его рамках

различных социальных групп, выделенных по различным основаниям;

3) структуру города по типу застроек (например, частный сектор, спальные

районы, состоящие из многоэтажных домов, в том числе и с учетом типов

жилищ – например, в составе частного сектора могут сосуществовать

современные коттеджи с ветхими домами);

4) транспортные сети города, статусы различных видов транспорта;

5) наполненность объектами, принадлежащими к той или иной сфере

деятельности (например, культурные заведения, торговые точки) и т.д.

Таким образом, предполагается, что морфология города – это его строение,

определяемое комплексом показателей, среди которых как физическое районирование, так и социокультурные показатели.

• границы районов, микрорайонов определяются скорее не окраинами,

некоторыми «пограничными линиями», а центром;

• называние местности/ района определяется прежде всего как локальное,

далее следует по направлению к обобщениям, тоесть выделяется

микрорайон, район исторически сложившийся, а затем – район

• при том, что определение местности, некоторой структурной единицы

городской среды определяется от частного, в объяснениях первично

используются названия, характеризующие единицы высшего порядка, то

есть используются общие понятия;

• по отношению к тем или иным структурным единицам формируются

стереотипы, значимость которых выше на уровне взаимодействия между

социальными группами, в то время как на уровне межличностного

• фактор территориальной близости к объектам, значимым в

социокультурном плане, является значимым при определении статуса той

или иной структурной единицы в рамках городской среды;

• центр как морфологическая единица трансформируется, изменяя свое

• транспортная развязка, пункты остановок транспорта структурируют

социальное пространство и одновременно являются результатом его

Это и есть ключевые моменты, требующие дальнейшего более пристального

рассмотрения, а также ключевые линии для дальнейшей разработки понятия морфологии города.

Список используемой литературы:

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *