Что такое морфологический разбор глагола 5 класс

Морфологический разбор глагола

Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Смотреть фото Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Смотреть картинку Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Картинка про Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Фото Что такое морфологический разбор глагола 5 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Основные понятия

Сформулируем, что такое глагол и узнаем, из чего состоит его морфологический разбор.

Глагол в русском языке — это это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола, как самостоятельной части речи в русском языке.

Давайте узнаем, из чего состоит морфологический разбор глагола и как его выполнять.

Порядок морфологического разбора глагола

Морфологические признаки глагола:

Начальная (неопределенная) форма.

Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, род, число.

План морфологического разбора глагола: памятка

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).

Начальная форма (инфинитив).

совершенный (что сделать?);

несовершенный (что делать?).

переходный (употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);

непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).

возвратность (возвратный, невозвратный).

изъявительное (что делал? что делает? что сделает?);

повелительное (что делай?);

условное (что делал бы? что сделал бы?).

время (только в изъявительном наклонении);

лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);

род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение).

Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения).

Вот так выглядит схема морфологического разбора глагола. Ее можно сохранить на смартфон или распечатать и пользоваться при выполнении заданий.

А теперь рассмотрим образцы разбора глаголов с разной грамматической формой в предложении.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Примеры морфологического разбора глагола

В пятом классе школьники только начинают касаться темы морфологического разбора. А в седьмом классе уже есть все знания, чтобы производить самостоятельно полный письменный морфологический разбор глагола. Потренируемся на примерах.

Пример 1

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Морфологический анализ глагола.

Повторение и обобщение материала

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Морфологические признаки глагола.

2. Правописание личных окончаний глагола.

3. Синтаксическая роль в предложении.

4. Морфологический разбор глагола.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Инфинитив – начальная форма глагола.

Совершенный вид глагола указывает на результат действия.

Несовершенный вид глагола обозначает процесс действия.

Спряжение глагола – изменение глаголов по лицам и числам

Прошедшее время глагола обозначает действие, которое происходило до момента речи.

Настоящее время глагола обозначает действие, которое происходит в момент речи.

Будущее время глагола обозначает действие, которое произойдёт после момента речи.

Морфологические признаки глагола – спряжение, вид, время, число, лицо, род.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.

1. Бондаренко М. А. Русский язык 5 класс, Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019 –239 с.

2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Сегодня мы ещё раз поговорим о глаголе.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Что делать? – плавать, бежать, лететь.

Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?» Начальная форма глагола не указывает ни на временя, ни на число, ни на лицо. Но имеет вид и спряжение.

В инфинитивах после ч пишется ь.

(Что делать?) Стричь – стричься.

(Что делать?) Увлечь – увлечься.

Вспомним морфологические признаки глагола.

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», «что будет делать?». Например: течёт, поют, рисовали, учил.

Глаголы несовершенного вида обозначают процесс действия.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», «что сделал?», «что сделает?». Например: сломал, принесли, поедут, крикнуть.

Глаголы совершенного вида указывают на результат действия.

Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовую пару.

Видовая пара – это пара глаголов, которые обозначают одно действие, при этом один является глаголом несовершенного вида, а второй – глаголом совершенного.

Бежали (что делали?) несовершенный вид.

Убежали (что сделали?) совершенный вид.

При образовании видов глаголов возможно чередование е – и в корне.

Например, запирать и запереть.

В таких корнях пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е.

Глаголы изменяются по временам. Бывают прошедшего, настоящего и будущего времени.

Глаголы прошедшего времени показывают, что действие происходит до момента речи. (Что делал?) Думал. (Что сделал?) Приехал. Изменяются такие глаголы по числам и родам в единственном числе.

Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи. (Что делаешь?) Играешь. (Что делают?) Поют.

Глаголы будущего времени показывают, что действия происходят после момента речи. (Что сделает?) Приедет. (Что будет делать?) Будет рисовать.

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

1-е лицо ед. ч. – несу;

2-е лицо ед. ч. – несёшь;

3-е лицо ед. ч. – несёт.

1-е лицо мн. ч. – несём;

2-е лицо мн. ч. – несёте;

3-е лицо мн. ч. – несут.

Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?», то этот глагол стоит в 3-м лице, и в нём перед -ся мягкий знак не пишется.

Песня (что делает?) слышится (3-е лицо).

Если глагол отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?», то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся мягкий знак пишется.

Необходимо (что делать?) трудиться.

У глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве: развеять – развеял, клеить – клеил.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

В русском языке два спряжения: первое и второе.

Например, прихлынут, окончание -ут – 1 спряжение, пленяет, окончание -ет – 1 спряжение.

Ходит, заводит, говорит, бродит: окончание -ит (2 спряжение), выходят: окончание -ят (2 спряжение).

Для определения спряжения глагола с безударным личным окончанием нужно:

Например, пилим – пилить.

2. Определить, какая гласная стоит перед -ть.

3. Ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) и 11 глаголов-исключений (слышать, видеть, обидеть, гнать, держать, ненавидеть, дышать, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть).

4. Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Хму́рится – хмуриться (2 спряжение). Бре́ет – брить (1 спряжение, исключение).

Ещё одной важной орфограммой является правописание не с глаголом. Нужно помнить, что не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют глаголы, которые не употребляются без не.

Не знал. Недоумевать (искл.).

В предложении глагол обычно бывает сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

В предложении говорится о буре.

(Что?) буря – подлежащее.

Буря (что делает?) кроет – сказуемое, выраженное глаголом.

Во второй части предложения подлежащее выражено местоимением она.

Она (что сделает?) завоет, заплачет – однородные сказуемые, выраженные глаголом.

Произведём морфологический разбор глагола.

Птицы улетают в тёплые края.

Во-первых, обозначает действие. Птицы (что делают?) улетают.

Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма – улетать, несовершенного вида, I спряжения; употреблён во множественном числе, в настоящем времени, в 3-м лице.

В-третьих, в предложении является сказуемым: Птицы (что делают?) улетают.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

На что оканчивается неопределённая форма глагола?

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите один правильный вариант ответа. В каком слове не пишется слитно?

Частица не с глаголами пишется раздельно. Если глагол не употребляется без частицы не, тогда не с глаголом пишется слитно.

Источник

Морфологический разбор глагола

Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Смотреть фото Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Смотреть картинку Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Картинка про Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Фото Что такое морфологический разбор глагола 5 класс Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Смотреть фото Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Смотреть картинку Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Картинка про Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Фото Что такое морфологический разбор глагола 5 класс

Всего получено оценок: 262.

Всего получено оценок: 262.

Морфологический разбор глагола предполагает рассмотрение конкретного глагола из контекста как части речи. Данный материал, включающий в себя схему разбора, может помочь при подготовке к уроку русского языка в 5 классе.

Частеречная принадлежность

Чтобы разобрать глагол как часть речи, необходимо доказать принадлежность слова к такой части речи, как глагол. Здесь необходимо привести общее глагольное значение: значение действия. Кроме определения того, что обозначает глагол как часть речи, нужно указать то, на какой вопрос отвечает конкретное слово: что делать? что сделать? что делала? что сделали? и т.д.

Начальная форма

Начальной глагольной формой является неопределенная форма глагола, которая отвечает только на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Постоянные морфологические признаки

К постоянным глагольным признакам относятся вид и спряжение.

Если определение принадлежности слова к глаголу происходит по исходной (данной в конкретном тексте) форме, то определение постоянных морфологических признаков глагола происходит по его начальной форме.

Вид зависит от задаваемого к глаголу вопроса: что делать? – несовершенный вид; что сделать? – совершенный вид.

Большинство глаголов в русском языке распределены по двум типам спряжения: первое или второе спряжение. Этот признак также является постоянным.

Непостоянные морфологические признаки

Непостоянные признаки глагола – это изменяемые глагольные признаки, которые определяются только в определенном контексте. К ним относятся число, время, лицо, род.

Глаголы могут изменяться по числам: единственное (один производитель действия) или множественное (несколько производителей действия).

Глаголы могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени.

Изменяемым признаком является и категория лица: 1 лицо (действующее лицо – говорящий или говорящий и другой производитель действия), 2 лицо (действующее лицо – собеседник или собеседники), 3 лицо (действующее лицо – лицо или лица, о которых только упоминается).

Глаголы бывают мужского, женского и среднего рода.

Категорией рода обладают только глаголы в форме прошедшего времени единственного числа.

Синтаксическая функция

Завершает морфологический порядок определение синтаксической функции глагола. Чаще всего он выполняет функцию сказуемого.

Образец морфологического разбора

Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Смотреть фото Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Смотреть картинку Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Картинка про Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Фото Что такое морфологический разбор глагола 5 класс

Что мы узнали?

Морфологический разбор глагола предполагает определение частиречной принадлежности, определение начальной формы глагола, определение постоянных (вид и спряжение) и непостоянных (число, время, лицо, род) морфологических признаков, определение синтаксической функции глагола.

Источник

Морфологический разбор глаголов

Морфологический раз­бор гла­го­ла — это выяв­ле­ние посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных при­зна­ков гла­го­ла как само­сто­я­тель­ной части речи в рус­ском языке.

Укажем план, как пра­виль­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла. Приведем образ­цы раз­бо­ра гла­го­лов, име­ю­щих раз­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му в предложении.

В рус­ском язы­ке гла­гол обла­да­ет мно­же­ством харак­тер­ных для него грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков, по кото­рым его мож­но отли­чить от дру­гих частей речи. Прежде чем разо­брать­ся в этом, опре­де­лим, что такое гла­гол в систе­ме частей речи рус­ско­го языка.

Исходя из это­го опре­де­ле­ния, мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла начи­на­ем с ука­за­ния части речи и обще­го зна­че­ния. Далее опре­де­лим посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки гла­го­ла и его син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии. Эти эта­пы раз­бо­ра пред­ста­вим в виде плана.

План морфологического разбора глагола

I. Часть речи, общее зна­че­ние (дей­ствие)

Начальная фор­ма — неопре­де­лен­ная фор­ма (инфи­ни­тив).

а) посто­ян­ные признаки:

б) непо­сто­ян­ные признаки:

Укажем, как пра­виль­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла в зави­си­мо­сти от его грам­ма­ти­че­ской фор­мы в предложении.

Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Смотреть фото Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Смотреть картинку Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Картинка про Что такое морфологический разбор глагола 5 класс. Фото Что такое морфологический разбор глагола 5 класс

Образец рассуждений

Выясним, какие грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ет гла­гол в этом предложении:

По про­гно­зам синоп­ти­ков цик­лон будет буше­вать еще несколь­ко суток.

I. Будет буше­вать — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что будет делать?

Начальная фор­ма — буше­вать.

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

Примеры морфологического разбора глагола

Под луча­ми весен­не­го солн­ца снег сна­ча­ла под­та­ял изнутри.

I. Подтаял — гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лал?

Начальная фор­ма — под­та­ять.

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

Прослушайте эту ауди­о­за­пись еще раз.

I. Прослушайте — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лай­те?

Начальная фор­ма — про­слу­шать

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

I. Возвратилась бы — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ла бы?

Начальная фор­ма — воз­вра­тить­ся.

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

Видеоурок

Источник

Морфологический разбор всех частей речи

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.

II. Постоянные признаки:

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам),

вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)

II. Постоянные признаки:

. У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?” (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил.
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл.
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы.
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл.
сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное.)

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

II. Постоянные признаки:

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

III. Не является членом предложения.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно: наклонения, степени сравнения).

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *