Что такое морфемный и словообразовательный разбор слова
Как сделать морфемный и словообразовательный разбор слова: конкретные примеры
В русском языке слова состоят из морфем – минимальных значимых частей слова….
Понятие морфемы
К морфемам относятся приставка, корень, суффикс, окончание, соединительные гласные и постфикс. Каждая морфема имеет определенное положение в словоформе:
Как сделать морфемный разбор слова
Что такое морфемный разбор? Это разложение словоформы на составные части. Он имеет четкую структуру:
Изучим примеры:
Произведем морфемный анализ слова ограничиться:
Разберем слово происхождение (вариант 1):
Морфемный разбор слова происхождение (вариант 2):
Морфемный разбор слова скоросшиватель:
Внимание! Для морфемного анализа всегда берется словоформа, использованная в данном тексте, независимо от того, в каком падеже/лице/числе оно стоит.
Как делать словообразовательный разбор
Словообразовательный разбор слова всегда идет вместе с морфемным. Его целью является выяснение, как образована словоформа.
Словообразовательный разбор ведется по четкому алгоритму:
Морфемный разбор слов
Сделаем разбор слова сороконожка:
Предложение «Размер тела у сороконожек может составлять до 30 см».
Словообразовательный разбор слова объездили:
Обратимся к предложению: «Мы объездили полмира».
Словообразовательный разбор слова наушник:
Предложение: «Наушники перестали работать».
Словообразовательный анализ слова заметный:
Возьмем предложение: «В ее глазах отразилась чуть заметная улыбка».
Словообразовательный разбор слова
Морфемный разбор слова
Вывод
Морфемный и словообразовательный разбор слова обязателен для школьной программы. Если вы новичок, то трудности при разборах будут сопровождать вас до тех пор, пока вы не научитесь безошибочно определять морфемы. Трудности в основном касаются выделения суффиксов, их легко можно спутать со схожими морфемами. Практикуйтесь больше, внимательно делайте морфемный и словообразовательный разбор слова, чтобы свести к минимуму количество ошибок.
Морфемный и словообразовательный разбор слова
Что такое словообразовательный разбор слова? Это способ понять, с помощью каких морфем от какой производящей основы оно образовалось. Выделяют при словообразовательном разборе только те морфемы, которые прибавились к производящей основе. Морфемный разбор, который изучается в 5 классе, — это анализ структуры слова. В ходе разбора выделяются все морфемы, из которых оно состоит.
Порядок морфемного разбора
1. Слово выписываем в той форме, в какой оно представлено в предложении.
2. Определяем, к какой части речи относится слово, изменяемое ли оно, есть ли у него окончание. Убедиться, что разбираемое слово изменяемое и имеет окончание, можно просклоняв, проспрягав его или поставив в форму множественного числа. Окончание может быть нулевым. Значит, оно появится, если слово изменить. Нельзя путать слова с нулевым окончанием и неизменяющиеся слова, где этой морфемы нет вовсе. Например, плащ — нулевое окончание. Оно появится, если слово изменить: плащ-ом. Пальто — не имеет окончания, поскольку не изменяется ни по падежам, ни по числам.
3. Выделение основы. Это часть слова без окончания. Основа состоит только из словообразующих морфем, которые создают новое слово.
4. Выделяем суффикс/суффиксы. Их может быть больше одного. ( наруш-и-тель-ниц-а).
Важно: Правильно выделить приставку поможет замена её на другую ( за — гадать, от-гадать, под-гадать). Приставки и суффиксы легче увидеть, если сравнить слово с другими словами, имеющими такие же морфемы, но иной корень.
6. В последнюю очередь обозначаем корень.
7. Если слово сложное, не забудьте подчеркнуть соединительную гласную, если она есть. ( скал-о
Порядок словообразовательного разбора
1. Первым делом нужно поставить слово в начальную форму.
2. Начинать надо с определения лексического значения слова. Например, слушатель — человек, который слушает; цветочек — маленький цветок. Это поможет найти слово, от которого образовалось разбираемое.
3. Обозначить основу. Если она состоит не только из корня, включает другие морфемы, она производная, то есть образовалась от другого слова.
4. Подобрать словообразовательную пару, то есть производящее слово, которое отличается от разбираемого 1-2 морфемами.
5. Обозначить основу в производящем слове. Посмотреть, какая морфема отличает производную основу от производящей, выделить её. Карман-н-ый — карман, под-носить — носить.
6. Указать способ словообразования. В русском языке их существует 6:
Что мы узнали?
Морфемный разбор и словообразовательный разбор слова очень похожи, но цель их разная. В первом случае анализируют состав слова, во втором — определяется способ его образования.
Морфемный разбор слов
Разобрать слово по составу или сделать его морфемный анализ означает указать, из каких морфем оно состоит. Под морфемой понимается минимально значимая часть слова.
В русском языке существуют следующие морфемы:
Каждая часть слова имеет графическое обозначение. Посмотреть, как обозначаются части слова, можно в учебнике по русскому языку, в морфемном словаре или в Интернете.
Правила и исключения при разборе по составу
Разбор слова по составу онлайн несложен, если знать правила, по которым он делается. На начальном этапе можно пользоваться морфемно-орфографическим словарем — он поможет не делать ошибок.
Обязательно в слове должен присутствовать только корень — один или несколько. Слов без корня не бывает. Не бывает слов и без основы. А вот слова без суффиксов, приставок или окончаний очень даже бывают. Этому не стоит удивляться.
Часто бывает, что все слово представляет собой основу. Так бывает, например, у наречий. Они относятся к неизменяемым частям речи. Слово «быстро» не имеет окончания («о» в слове — это суффикс), а потому все слово будет основой.
В проведении морфемного анализа ученику поможет словообразовательный словарь Тихонова. Этот учебник содержит информацию о составе 100 тыс. слов русского языка. Словарем удобно пользоваться, и в период обучения в начальной школе он должен стать твоей настольной книгой.
Тем же, кто обладает навыками работы в сети Интернет, будут полезными ресурсы, на которых можно сделать морфемный разбор слова онлайн. Тренируйся, если занятий в школе на уроках русского языка тебе недостаточно.
Краткая шпаргалка (план) по морфемному разбору слов
Морфемный разбор состоит из следующих этапов:
Примеры морфемного разбора
Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами разбора по составу: кляузничать, срываться, поозорничать, ссаживаться, склоняться, денационализироваться, спрягаться, умыкаться, малодушествовать, стираться, для выполнения разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.
Морфемный и словообразовательный разбор слова
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Второе декабря.
Классная работа.
Описание слайда:
Цели урока:
овладение навыками морфемного и словообразовательного разбора слова;
Повторить и закрепить порядок морфемного разбора слова;
уметь отличать морфемный и словообразовательный разборы;
Описание слайда:
Выписка из школьного словообразовательного словаря русского языка.
«Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку. Приставок и суффиксов в слове может быть несколько. В таких словах обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть. Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит…»
Описание слайда:
Морфемика – наука, изучающая
морфемный состав слова.
Морфема –значимая часть слова.
Приставка.
Корень.
Суффикс.
Окончание.
Основа слова.
Описание слайда:
Приволжский волжский Волга.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Проверяем морфемный разбор.
лесной 2
Описание слайда:
Словообразовательный разбор
лесной лес (суффиксальный)
перелесок лес (прист.-суффикс.)
приморский море (прист.-суффикс.)
Описание слайда:
Описание слайда:
Распределите помещенные ниже слова по способу их словообразования.
Летчик, парашютистка, электровоз, престранный,
преподнести, пригорок, юнкор, ТЮЗ, турпоход,
больной, кресло-кровать, учительская,
МГУ, привставать, сотрудник, птицефабрика.
Описание слайда:
Описание слайда:
Составьте
словообразовательные цепочки.
Сверхготовность … …
Бесчеловечный … …
Ненаучный … …
Доледниковый … … …
Чем отличаются морфемный и словообразовательный разборы?
Описание слайда:
1. Предлогать.
2. Поседеть на скамейке.
3. Примудрый.
4. Загарел.
5. Полоскать котёнка.
6. Прешил.
7. Парашут.
8. Кирпичь.
Описание слайда:
Описание слайда:
1) Морфемы- это корень, приставка, суффикс и окончание.
2) В слове может быть только одно окончание
3) В слове может быть только один корень.
4) Суффикс стоит после корня, а приставка- перед корнем.
5) Предлог не морфема, а самостоятельная часть речи.
6) Верно ли, что слова лень, лентяй, лента, ленивец однокоренные?
7) В словах испугать и искать одинаковые приставки –ис-.
8) В словах ромбик и квадратик одинаковые суффиксы –ик-.
9) Выражения «У слова нулевое окончание» и «У слова нет окончания» значат одно и то же.
Описание слайда:
Описание слайда:
Объяснительный диктант
1. Ст..мнело. Л..тучие2 мыши низко2 и косо чертят черными з..гзагами воздух и п..рою2 почти к..сают?ся лица.
2. Ночь уже к..снулась земли она пр..бл..жалась и р..сла как гр..зовая2 туча. Т..мнота к..салась всего: все кругом быстро ч..рнело2 и ут..хало.
Описание слайда:
Рефлексия
Знаю все правила, умею применять их на практике.
Не все запомнил в теории, но могу работать практически.
Мне еще надо поработать
над этой темой.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Контрольная работа по русскому языку по теме «Имя существительное»
Контрольная работа по русскому языку по теме «Словообразование»
Конспект по русскому языку на тему «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» (2 класс)
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему «Буквы о и ё после шипящих на конце наречий «
КТП по русскому языку 3 класс
Презентация по родному русскому языку на тему «Речь правильная. Основные грамматические нормы» (5 класс)
Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК «Школа России»
Контрольно-оценочные средства по русскому языку в 4 классе
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5398835 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое словообразовательный разбор слова
Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова. Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, что такое морфемный разбор, как делать словообразовательный анализ слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля».
Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
Понаблюдаем:
Новое слово, образованное от однокоренного слова с помощью одной или более морфем, называется производным.
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
Основа слова, на базе которого с помощью аффиксов образовано новое производное слово, называется производящей. Основа производного однокоренного слова является производной.
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вина → виновный → виновность
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Производящими могут быть как непроизводные, так и производные однокоренные слова.
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.