Что такое мораль зачем людям нужна мораль

Что такое «мораль» в современном понимании?

Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Смотреть фото Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Смотреть картинку Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Картинка про Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Фото Что такое мораль зачем людям нужна мораль

Приветствую Вас, друзья!

Мораль всегда была и остается одной из важнейших составляющих человеческих отношений. Однако, далеко не каждый сможет сходу ответить на вопрос, что такое мораль? Сегодня Вы узнаете это, а также откроете для себя много интересного о том, как впервые сформировались представления о морали, и что из себя представляет мораль в современном понимании. Начнем.

Что такое мораль?

Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Смотреть фото Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Смотреть картинку Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Картинка про Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Фото Что такое мораль зачем людям нужна мораль

Мораль – это совокупность представлений о добре и зле, а также правил поведения, которых принято придерживаться в определенном обществе на основании этих представлений. И хотя их соблюдение поощряется, оно не является строго обязательным. Правила морали формируются под влиянием общепринятых представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», поэтому зависят от общества, государственного устройства, господствующей религии и прочих социальных факторов.

Нормы морали обладают следующими особенностями:

Моральная составляющая большинства поступков может зависеть от обстоятельств. Так приготовление еды – нейтральное занятие, но если человек готовит еду для бездомных – это высокоморальный поступок. Смех – нормальное явление, но если кто-то смеётся над чужой неудачей – это аморально. Причинять вред другому человеку нельзя. Но если сделать это, защищая свою семью, даже этот поступок может быть оправданным.

Моральные нормы формировались задолго до правовых норм. Именно с их появлением начали возникать первобытные общества. Мораль предохраняла их от саморазрушения, позволяла им организовываться, накапливать знания и строить цивилизацию. На основе устоявшихся моральных норм были сформулированы первые законы – более четкие, однозначные и логически обоснованные правила поведения.

Как формировалось понятие морали?

Нельзя сказать наверняка, когда люди впервые задумались о том, что такое мораль. Самым древним источником, описывающим данное понятие, являются притчи Соломона (середина X в. до н.э.). О вопросах нравственности и морали много писал Конфуций (VI-V вв. до н.э.), считавший милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями. Он утверждал, что не создавал новое учение, а собрал воедино знания, полученные от древних мудрецов.

Современное слово «мораль» происходит от латинского слова mores (традиции, нравы). Его употребляли древнеримские авторы, чтобы показать соответствие определенного поступка добрым нравам. Также о понятиях совести, чести и добродетели много рассуждали древнегреческие авторы, начиная с VIII века до нашей эры. Интересно, что в русский язык слово «мораль» пришло через французский (la morale) в XVIII веке.

Большой вклад в формирование понятия морали внёс Цицерон. Мыслитель много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право. Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок. Конечно, Цицерон, живший в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввёл определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.

Мораль это не только философское понятие. Она традиционно служит основой для многих религий. Ключевые принципы морали присутствуют в учениях Моисея, Иисуса, Мухаммеда и Будды. Поскольку уровень воспитания в те времена был другим, многие нормы морали были непонятны и неочевидны для простых людей. Но веря в то, что «так хочет Бог», они принимали и соблюдали эти нормы.

Как формируется мораль?

Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Смотреть фото Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Смотреть картинку Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Картинка про Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Фото Что такое мораль зачем людям нужна мораль

Понятия «добро и зло», «плохое и хорошее» относительны. В каждом обществе они формируются исторически и несут в себе отпечатки всех значимых событий. Мораль создаётся на основе этих понятий, поэтому она также является достаточно условной, свойственной конкретному обществу или социальной группе. Помимо понятий о «добре и зле» мораль вбирает в себя многовековые традиции и обычаи, поэтому для представителей других культур может выглядеть довольно странно.

Сегодня мы прекрасно понимаем аморальность рабства, геноцида и «святых» войн. Но буквально несколько веков назад всё перечисленное поощрялось в большинстве стран мира (в том числе и образованными людьми, всерьез рассуждавшими о нравственности и всеобщем благе). Поэтому мораль – это важный признак развития человеческого общества, показывающий, насколько зрелым оно является.

Процессы формирования морали в различных этносах представляют особый интерес для ученых, которые изучают социальную эволюцию народов. В своих исследованиях они исходят из того, что поведенческие нормы формируются так, чтобы обеспечить выживание этнической группы и гарантировать продолжение рода. При этом отдельно взятый человек соблюдает нормы всеобщей морали, чувствуя ответственность перед социумом.

Мораль в современном обществе

Если вы захотите разобраться, как устроена мораль современно общества, то обнаружите преимущественно такие ценности как:

Но буквально несколько веков назад многое из этого считалось аморальным. В те времена были совсем другие взгляды на то, что такое мораль. Людям предписывали быть смиренными и не стремиться к большим достижениям. Богатство считалось страшным грехом, навечно закрывавшим путь в Рай, а навязывание своей религии и прочих взглядов всячески поощрялось.

Наверное, представитель средневековья жестко раскритиковал бы современную мораль, сказав, что эти нормы потакают «низменным инстинктам». При этом он не заметил бы, что главным ориентиром для современного общества является всеобщее процветание. И от успеха отдельной личности зависит благополучие всего общества. В то же время нормы средневековой морали были слишком примитивными и вообще не подразумевали, что кто-то должен быть счастлив.

Современная мораль требует от нас постоянной работы над собой. Мы должны развиваться и быть успешными, и собственный путь к успеху каждый должен найти самостоятельно. Взамен мы получаем вдохновляющее чувство собственной уникальности – мы сами находим своё призвание и своими руками строим собственный успех. Ощущение саморазвития и самореализации вдохновляет, и нормы морали подталкивают нас к этому.

Важным отличием современной морали от средневековой является снятие многих бессмысленных запретов и ограничений (например, связанных с сексуальной жизнью). Получив большую свободу в сфере личной жизни, мы ничего не потеряли, а жить стало гораздо приятнее и интереснее. В то же время современная мораль требует, чтобы человек сдерживал такие примитивные инстинкты как агрессия, жажда мести, стремление к доминированию и шовинизм.

Каждый человек должен чувствовать себя максимально свободным в плане саморазвития и самореализации. При этом он должен уважительно относиться к окружающим и никогда не позволять себе ущемлять или унижать кого-либо – вот что такое мораль в современном мире. А главное отличие от средневековья заключается в том, что быть счастливым теперь не запрещено никому. Наоборот, стремление к счастью и благополучию своей семьи должно быть целью каждого человека.

Заключение

Мораль – важное понятие в жизни человека, определяющее его взаимоотношения с окружающими. Она не универсальна и формируется у каждого этноса отдельно, сохраняя в себе множество исторических отпечатков. При этом вполне естественно то, что многие вещи, которые были нормальными в средние века, считаются аморальными сегодня, и наоборот. Современная мораль поощряет стремление к успеху и богатству, поскольку от успешности каждого отдельно взятого человека зависит благополучие общества и человечества в целом.

Источник

Мораль — что это такое и зачем нужна, нормы и принципы.

Мораль – это система сугубо условных правил поведения в обществе, основанная на сложившейся парадигме восприятия добра и зла. В широком понимании, мораль – это система координат, которая позволяет направлять действия людей таким образом, чтобы результаты их действий приносил благо для всего человечества в целом. С точки зрения психологии, мораль это – глубинная часть человеческой психики, которая отвечает за оценку происходящих событий, а именно за распознание добра и зла. Довольно часто слово «мораль», принято заменять словом «Нравственность».

Что такое мораль человека. Понятие (определение) морали простыми словами – кратко.

Несмотря на достаточно простую суть термина «мораль», существует огромное множество его определений. Так или иначе, практически все они являются верными, но, пожалуй, самым простым ответом на вопрос «Что такое мораль?» будет данное утверждение:

Мораль — это попытка человека определить, что правильно и неправильно в отношении наших действий и мыслей. Что хорошо и плохо для нашего бытия.

Если с термином по большому счету все более или менее понятно, то сама концепция того, что является моральным, а что является аморальным, вызывает массу споров. Дело в том, что понятия зла и добра не всегда являются абсолютными и их оценка зависит исключительно от современной парадигмы, принятой в обществе.

Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Смотреть фото Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Смотреть картинку Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Картинка про Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Фото Что такое мораль зачем людям нужна мораль

К примеру, в средние «темные» века, когда общество было малообразованным, но весьма религиозным – сжигать людей, заподозренных в колдовстве было весьма высокоморальным поступком. Само собой, что в современную эпоху гуманизма, науки и права, подобное считается ужасной глупостью и преступлением, но исторические факты никто не отменял. А еще было рабство, святые войны, различного рода геноциды и другие события которые воспринимались определенными частями общества, как что-то нормальное. Благодаря подобным примерам мы разобрались с тем, что мораль и ее нормы, это весьма условные правила, которые способны изменятся в угоду общественному укладу.

Несмотря на приведенные выше примеры и печальный исторический опыт в оценке тех или иных событий, сейчас мы имеем в определенном отношении более или менее адекватную систему моральных ценностей.

Функции морали и зачем мораль нужна людям?

Несмотря на множество философских и научных теорий, ответ на данный вопрос весьма прост. Мораль нужна людям для дальнейшего благополучного сосуществования и развития как вида. Именно благодаря тому, что существуют общие понятия, о том, что хорошо, а что плохо, наше общество все еще не поглотил хаос. Таким образом, можно сказать, что функция морали заключается в формировании общих правил поведения или законов, которые в свою очередь поддерживают порядок в обществе.

В качестве примера понятного абсолютно всем морального принципа, можно привести так называемое: Золотое правило морали.

Золотое правило морали гласит:

Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали с тобой

Существует несколько интерпретаций данного принципа, но все они передают одну суть.

Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Смотреть фото Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Смотреть картинку Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Картинка про Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Фото Что такое мораль зачем людям нужна мораль

Нормы и примеры морали.

К нормам и примерам морали можно отнести огромное множество аспектов, некоторые из них будут высокоморальными абсолютно везде, а некоторые спорными с учетом различия культурных особенностей. Тем не менее в качестве примера приведем именно те нормы морали, которые не вызывают сомнений.

Нормы морали в обществе:

Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Смотреть фото Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Смотреть картинку Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Картинка про Что такое мораль зачем людям нужна мораль. Фото Что такое мораль зачем людям нужна мораль

Мораль и Этика

Термины «Мораль» и «Этика», являются тесно связанными понятиями, и довольно часто употребляются как синонимы, но это не совсем верно. Простыми словами, дело в том, что мораль, это более глобальное понятие, которое говорит нам, что правильно или неправильно в целом и общем невзирая на конкретную ситуацию. Этика в свою очередь это руководящие принципы, которые помогают человеку или группе решать, что хорошо или плохо в конкретной ситуации.

В итоге хотелось бы отметить, что данную тему практически невозможно раскрыть в одной маленько статье в силу ее объемности, но надеемся, что основные принципы вам стали более понятны.

Источник

Что такое мораль зачем людям нужна мораль

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Jun. 27th, 2011

Что такое мораль и зачем она нужна.

Известно, что слова «мораль» и «нравственность» часто употребляются как синонимы. Пользуясь этим, попробуем понять, что же такое мораль. Дело в том, что такие словосочетания, как «моральный человек» или «моральный поступок» не являются слишком благозвучными, тогда как их аналоги: «нравственный человек» и, соответственно, «нравственный поступок» уже устоялись.

Сейчас пойдут, в общем-то, тавтологические рассуждения, но именно по причине тавтологичности они являются очевидными. Итак, кто же такой нравственный человек? Можно ответить на этот вопрос так, что это такой человек, который ведет нравственную жизнь. Но возникает резонный вопрос, что же это такое — вести нравственную жизнь? На этот вопрос можно опять же ответить при помощи тавтологии: вести нравственную жизнь — это совершать по большей части нравственные поступки. И определим, наконец, нравственные поступки. Это такие поступки, которые отвечают некоторым критериям нравственности.

Разберемся теперь с критериями нравственности. По определению, если поступок им удовлетворяет, то он является нравственным. Тогда можно выработать некоторые правила, следуя которым можно отсеивать поступки, такими критериями не обладающие, а следовательно — совершать возможно больше нравственных поступков и возможно меньше поступков безнравственных.

Этот набор правил и будем называть моралью. Надо понимать, что мораль касается только человеческих отношений (действительно, ведь никому даже не придет в голову называть нравственными или наоборот, аморальными, отношения человека и техники, человека и программы, человека и растения). Кроме того, мораль относится вообще ко всем человеческим взаимоотношениям, формальным или неформальным.

С точки зрения общества мораль нужна для поддержания его стабильности. Действительно, любые правила взаимоотношений между людьми важны для общества как упреждающие как можно больше конфликтных ситуаций, которые порождаются человеческими взаимоотношениями. С точки зрения индивида мораль необходима опять же для стабильности, но уже иного рода: при отсутствии правил взаимоотношений индивид не может чувствовать себя в обществе в безопасности, а согласно теории Маслоу, чувство безопасности является вторым по значимости в пирамиде потребностей. Однако удовлетворение потребности в безопасности индивида напрямую следует из удовлетворения потребности в морали общества (обратное неверно, ведь индивид может существовать вне общества).

Итак, теперь мы можем выделить важную функцию морали, которая, как было описано выше, следует фактически из ее определения: мораль должна поддерживать стабильность в обществе, предотвращая развитие конфликтов.

Нравственное сознание.

Зачастую можно услышать такое словосочетание, как «нравственное сознание». Попробуем выяснить, что же это такое. Естественно предположить, что человек обладает нравственным сознанием, если он свои поступки оценивает с точки зрения морали. Но это не совсем верно. Во-первых, мораль просто из ее определения (см. выше) может быть разной, и вовсе не факт, что оценка поступка одного человека будет воспринята как истинно моральная другим. Во-вторых, некоторые люди просто не задумываются над моральным соответствием своих поступков, хотя и имеют для этого возможность. Нелепо говорить, что такие люди нравственным сознанием не обладают.

Исходя из этих соображений, попробуем дать более точное определение нравственному сознанию. Нравственное сознание — это возможность к такой оценке своих поступков, которая согласуется с принятой в обществе моралью.

Из этого вытекают некоторые важные следствия.

Во-вторых, раз мыслящих людей в любом обществе большинство, то есть теоретическая возможность принять эффективную мораль, которую смогут соблюдать практически все члены общества.

Равенство как следствие из определения морали.

Подумаем теперь, как можно предотвратить конфликты, задав некий набор правил. Очевидно, что человеку нет нужды отстаивать свои права, если они, во-первых, не нарушаются, будучи декларированными, а во-вторых, их круг является максимально широким (если у человека нет прав, то нарушать, собственно, и нечего, но при этом вряд ли он будет доволен своим правовым положением). Если человеку нет нужды отстаивать свои права, то это, конечно, исключает большое количество конфликтов.

Запреты и обязанности — вещи, которые легко можно выразить друг через друга. Например, запрет на действие А — это обязанность не совершать А. Поэтому отдельно эти понятия можно не рассматривать. Разумеется, любые запреты в сфере морали являются абсолютными, ведь мораль относится к любым человеческим отношениям. Следовательно, чем больше запретов, тем меньше прав, а следовательно — тем менее эффективной является мораль. Делаем вывод — мораль должна предоставлять как можно больше прав, а как следствие — как можно меньше запретов.

Теперь можно рассмотреть следующий важный вопрос — является ли равенство людей непременным атрибутом эффективной морали?

Предположим, что это не так. Проведем мысленный эксперимент: возьмем некоторое общество, поделим его на классы, для каждого класса зададим различный набор прав и запретов и рассмотрим, что это повлечет.

Предположим, что права любых двух классов не пересекаются. Но тогда мораль не является эффективной по причине того, что все классы, за исключением одного, не имеют права на жизнь. Конечно, такое деление неправомерно. Однако даже если всем классам дать право на жизнь и все права, из этого вытекающие, а все остальные права распределить по классам попарно непересекающимися множествами, все равно мораль будет неэффективной, ибо ни одному из классов не будет предоставлено максимально широкого круга прав.

Предположим теперь, что права различных классов пересекаются, но у одних классов (группа А) их больше, а у других (группа Б) — меньше. Тогда максимально широкий круг прав для обеих групп можно предоставить только таким образом, что группа А будет иметь больше прав за счет лишения прав группы Б. Допустим, что в группе Б больше человек, чем в группе А. Тогда если мы лишим их некоторого права, то приобретет его меньшее количество человек из группы А. Но это будет означать проигрыш в широте круга прав для общества, ведь меньшее количество человек имеет большее количество прав. Теперь допустим обратное, что в группе А человек больше, чем в группе Б. Тогда мы получаем своеобразный выигрыш в правах для общества в целом. И чем меньше группа Б (и, соответственно, больше группа А), тем больший выигрыш от лишения их прав получаем общество. В предельном случае в группе Б не состоит ни одного человека. Это означает, что все общество относится к группе А, то есть — имеет равное максимально возможное количество прав.

Тогда можно сделать еще один важный вывод: эффективная мораль непременно влечет за собой равенство, то есть является всеобщей. Разумеется, это относится только к людям, которые обладают нравственным сознанием (см. выше). Но надо помнить, что в любом обществе их большинство, поэтому приближение всеобщности эффективной морали будет достаточно хорошим. В дальнейшем речь будет идти только о множестве людей, которые обладают нравственным сознанием.

Разумные ограничения.

Выше достаточно много говорилось о максимальной широте круга прав, но ясности, какова эта широта должна быть, это не добавляло. Попробуем разобраться, какие ограничения должны налагаться на круг прав, чтобы не быть хоть сколько-нибудь чрезмерными. Вспомним выводы, к которым мы пришли ранее:

Мораль — это набор правил человеческих взаимоотношений.

Эти правила должны предотвращать конфликты между людьми.

Эти правила должны как можно меньше ограничивать свободу людей.

Эти правила должны быть одинаковы для всех.

Из этого следует, что для соответствия всем этим пунктам мораль должна предусматривать, что люди не должны ограничивать свободу других людей. Но раз основной функцией морали является предотвращение конфликтов, то нужно, конечно, к свободе также отнести право на положительные эмоции. Кроме того, повторюсь, широта круга прав должна быть одинакова для всех. Но тогда всякий самостоятельно может оценить, будет ли его поступок в рамках такого ограничения. Для этого достаточно помыслить, будет ли такой поступок нежелательным в случае совершения его по отношению к мыслящему. Если ответ утвердителен, то поступок несомненно аморален. Итак, наилучшим эффективным моральным ограничением будет отрицательная форма Золотого правила нравственности: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.

Насилие.

Золотое правило нравственности.

Разберем теперь подробнее так называемое Золотое правило нравственности. У него существует две формы, положительная и отрицательная. Положительная: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. Отрицательная, как указывалось выше, звучит так: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. В данном параграфе я хотел бы разобрать именно положительную форму.

Что это высказывание означает? В нем содержится явное и прямое указание к действию, то есть обязанность. Попробуем точно выяснить, каково это указание. Для этого переформулируем его в логическое суждение с импликацией: Если ты хочешь, чтобы с тобой как-то поступали, то поступай так с другими. Эта формулировка корректна, потому что в ином случае импликации получается указание хотеть, чего в изначальном варианте правила не присутствует.

Для этого суждения можно составить таблицу соответствия поступков правилу, то есть, по сути — формальную таблицу истинности. Вот она:

Сделаем из правила логическое суждение и составим для него таблицу истинности.

N совершает поступок А, N хочет, чтобы по отношению к нему совершили поступок А — верно

Из поступка следует желание.

Из нежелания следует отсутствие поступка.

Если ты не хочешь, чтобы с тобой как-то поступали, не поступай так с другими.

Иными словами, не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Уже известная отрицательная форма.

Раскаяние, оправдание и прощение.

Из практического опыта ясно, что поступать морально получается не всегда даже при наличии уверенного представления о морали и моральных ограничениях. В связи с этим важно понять, что происходит при поступке, который человек, его совершивший, считает аморальным, ибо аморальные поступки, к сожалению, в реальной жизни имеют место очень часто.

Если человек совершил поступок, который противоречит его убеждениям, то он, по сути, пошел против себя самого, фактически отрицая то, во что он верит. В этом случае возникает неприятное ощущение, известное большинству людей как муки совести. Иначе говоря, после совершения поступка, аморального в глазах его совершившего, человек раскаивается за то, что он сотворил, сожалеет об этом. Это означает, что совершивший такой поступок не может найти оправдания за содеянное перед самим собой. Действительно, если человек считает для себя некоторый поступок оправданным, то раскаяния после его совершения не произойдет — о чем сожалеть, если поступок оправдан?

Одним из выходов прекратить муки раскаяния является прощение раскаивающегося. Как правило, прощение происходит со стороны пострадавшего от аморального поступка, но бывают и исключения — например, прощение Бога (отпущение грехов) для верующих людей намного важнее, чем человеческое. Но здесь мы коснемся только человеческого прощения, ибо в этом случае каждый может оказаться как прощаемым, так и прощающим.

В настоящее время прощение утратило свою изначальную роль. Очень часто сейчас оно используется как инструмент примирения. В этом нет ничего дурного, если просьба о прощении и само прощение искренни, но если прощение нацелено только на примирение, то это может быть и не так. Посмотрим, как можно определить, стоит ли за просьбой о прощении раскаяние. Очевидно, что если раскаяние имеет место, то оправдания себе человек найти не может. Следовательно, если человек помимо просьбы о прощении приводит некие оправдания в пользу своего поступка, то раскаяния за просьбой о прощении не стоит. Таким образом, если просьба имеет форму «прошу прощения, но », то человек в своем поступке совершенно не раскаивается, его просьба — не искренна, а прощение не имеет собственной ценности, прощаемый пытается добиться чего-то иного. Стоит задуматься, надо ли прощать человека, который не испытывает нужды в прощении. Ясно, что из отсутствия оправдания в просьбе делать никаких выводов нельзя. Вряд ли вообще существует метод, который однозначно бы указывал на раскаяние — люди слишком хорошо умеют притворяться. Поэтому при прохождении первичного «теста» уже вступает в силу степень доверия к прощаемому.

Заключение.

В данном тексте, конечно, рассмотрена не вся полнота эффективной морали — наивно полагать, что на пяти страницах А4 можно раскрыть настолько обширную тему. Мне лишь хотелось выразить свои мысли на этот счет, вывести необходимость морального поведения практически с нуля и, возможно, заинтересовать данной темой тех, кто это прочтет. В качестве дополнительной литературы на тему морали я могу в первую очередь посоветовать «Этику» Гусейнова и Апресяна, ссылка на книгу приведена выше. Это классический труд, в котором освещены очень многие аспекты этической науки. Читается он, при этом, довольно легко и интересно.

Я хотел бы поблагодарить всех тех, кто вдохновил меня на эти 5 страниц. Спасибо философам, которые затрагивали этические проблемы, отдельное спасибо авторам вышеупомянутого труда, спасибо моим нравственным и безнравственным друзьям и знакомым (не буду называть имен в целях сохранения анонимности).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *