Что такое монисто фото
Поговорим про Монисто?
Когда я начала заниматься перевоплощением традиционных элементов удмуртского костюма в современность, то специально не погружалась в тематику народной одежды и углубленное изучение, так как это создало бы определенные рамки и правила.
Для себя я выделила основное, монисто – это женский оберег, который несет в себе защитную функцию, а также является колоритным украшением, отражающим индивидуальность.
Далее я задумалась о том, что совсем мне не хотелось повторять один в один, я хотела создать свой уникальный авторский почерк.
Как я пришла к созданию авторских монисто
Как-то в магазине фурнитуры я обратила внимание на металлические пуговицы, которые напомнили мне эти самые нашивные монетки. И так это стало промежуточным этапом. Позже, в проект вошли пуговицы из других материалов.
Это было очень приятно, но заодно и необычайно волнительно. Так как я не являюсь экспертом в познании традиционных элементов и мне совсем не хотелось выглядеть глупо на фоне специалистов.
От переживания я стала перебирать всевозможные источники информации, которые доступным языком могли бы объяснить смысл нагрудных украшений.
Для начала, я спросила себя, а что мне было бы интересно услышать, ведь такие стандартные вещи, что описаны в книгах специалисты домов ремесел уже знали. Но о самой концепции сочетания пуговиц на монисто я нигде не находила информации.
Почему пуговицы, а не монеты? И ответ пришел совершенно неожиданно: блуждая в поисках информации на просторах интернета, я удивительным образом нашла для себя очень подходящий ответ! И как вы думаете, что это было?
Все оказалось намного проще и как нельзя кстати. Даже не подозревая, на интуитивном уровне, я обнаружила, что наша простая на вид пуговица имеет колоссальный и важный смысл!
Ведь само слово «Пуговица» происходит от слова «Пугать!».
Кого пугали русские, пришивая пуговицы? А всё так же… злых духов, отражали негативную энергию. Ведь они выполнялись из серебра и были полыми, а внутрь клали мелкие камешки или зерно, чтобы создавать шум.
Итак, мои поиски завершились успехом! Я была очень рада найти для себя столь важную и интересную истину, которая добавила мне еще большую уверенность в создании своего авторского украшения.
Но не только пуговицы стали главной заменяющей, но и использовались другие техники, такие как многоярусные бусы, пэтчворк, перфорация и прочее:
А теперь немного истории
Женские украшения тесно связаны с бытовым укладом народа. Они отражают его духовные и эстетические ценности, являются одним из направлений декоративно-прикладного творчества.
В женских украшениях XVIII- нач. XX вв. использовали серебряные монеты – русские (в особенности царские рубли и мелкое серебро) и иностранные, жетоны, разнообразные бляхи, пуговицы, металлические накладки и подвески.
Позже в украшениях появились медали и советские монеты.
Монисто, украшенное бисером и серебряными монетами
Своеобразие южно-удмуртских украшений заключается в том, что большинство их составлено на тканевой основе. Среди них выявлены локальные варианты, характерные для той или иной этногруппы.
Мониста носят женщины по всему миру: греки, болгары, цыгане, румыны, татары, украинцы, хорваты, жители юга России, Поволжья, Северной Африки и многие-многие другие.
Среди древних находок встречаются они и у северных народов, в частности, у викингов.
Слово «монисто» образуется от праиндоевропейского «moni», что означает шея. В некоторых языках, например, в украинском, происходит перестановка слогов, и монисто превращается в намысто.
Как изготавливались монисто
Способы крепления были разные. Монеты могли нашивать, привязывать, нанизывать по одной на прочную нитку или припаивать к цепочке. Главное, чтобы они надежно держались. Чем больше рядов монет, тем богаче и статуснее женщина.
Помимо монет, при изготовлении мониста применяют бусины разной величины, подвески, кораллы, ракушки – вместе они создают нарядное украшение.
Позднее вместо ожерелий стала применяться вышивка вокруг шеи, на груди, использовались недорогие, но приятные глазу материалы.
Тяжелые мониста стали праздничным одеянием и частью национального костюма.
Девушка с праздничным «тяжелым» монисто
Дорогие серебряные украшения сохранялись столетиями как семейная драгоценность и переходили от поколения к поколению.
Монисто и сейчас пользуется спросом, хотя уже в меньшей степени. Стиль бохо предполагает, среди прочего, ношение ожерелий из монет.
Конечно, они стилизованные, не настоящие. Элегантно сделанное монисто может стать прекрасным украшением вечернего платья.
А теперь познакомимся с современным исполнением монисто от разных авторов и мастеров
И существует еще много других прекрасных авторов!
А в следующий раз, может быть, про Кабачи? Знаете, что это такое?
Монисто
Слово монисто созвучно с манишкой – нагрудником из материи или вязки. На груди носится и монисто. Это массивное ожерелье, обычно, покрывает всю зону декольте. Изначально, колье изготавливали из монет. Не зря в стихотворении Александра Блока «В ресторане» есть строка: — «А монисто бренчало, цыганка плясала».
Сейчас лицезреть старинные монисто можно не только в музеях, но и на Бурановских бабушках. У певиц известного коллектива, покорившего публику конкурса «Евровидение», есть концертные колье из монет начала прошлого столетия. Правда, некоторые экземпляры, утерянные за годы, заменены на раритеты советского времени. Тем не менее, большинство металлических элементов времен Николая второго. Это царские полтинники. Их отливали из серебра.
При советской власти сохранить подобные украшения было сложной задачей. К примеру, во времена Великой Отечественной государство забирало старые ювелирные изделия у населения. Драгоценные металлы были нужны при производстве военной техники. Кроме того, украшения переплавляли в слитки, продаваемые за рубеж. Вырученные деньги так же шли на нужды армии.
Сейчас монисто изготовляют в форме воротничков, бантов. Есть однослойные и многослойные модели. Однако, классической является лишь одна. Это несколько рядов бус, каждый из которых буквально на миллиметры короче предыдущего. Так, меньшие слои немного заходят на более длинные. Прием не только добавляет объема изделию, но и создает эффект «рыбьей чешуи» в случае, когда украшение из дисков или монет.
К слову, монеты в былые времена к колье привешивали не случайно. Металл денежных знаков, их номинал, указывали на достаток человека и его семьи. Славянские девушки могли недоедать, но сохранять золотые и серебряные монеты для монисто. Шикарное украшение сулило солидного жениха. Сосватать невесту с колье из меди или олова за обеспеченного мужчину было весьма сложно. Путешественники из Европы, гостившие в России царских времен, писали: — «На шее славянки носят больше денег, чем стоит весь их дом».
Кроме «рекламной» функции, ожерелья выполняли и функцию оберега. К украшению прикрепляли кресты, защищающие от сглаза, нечистой силы.
В 18-ом столетии монисто дам служили «прибежищем» для орденов и медалей их мужей. Придворные особы любили похвастаться достижениями супругов. Чтобы не быть голословными, подвешивали «вещественные доказательства» на свои ожерелья.
Если у орденов, обычно, были предусмотрены прорези для лент, то в монетах их делали специально. Иначе, прикрепить денежные знаки к цепям, проволоке или шнуру было невозможно. Кроме того, так экономили часть драгоценного сырья. Металл из отверстий переплавляли в новые монеты.
Старинные образцы можно купить и сейчас. Возможно, так и поступили Бурановские бабушки, а вовсе не сохраняли фамильные драгоценности. В интернет-магазинах, к примеру, один рубль 1814-го года стоит чуть больше тысячи рублей. Тысячу двести придется выложить за рубль уже 1887-го года. Более распространенные экземпляры 1836-го, 1863-го, 1864-го годов оценивают всего в двести рублей. Есть и средний вариант по деньгам – пять копеек 1895-го года. Они стоят полтысячи.
Обилие звенящих колье, хоть и не из российских монет, можно встретить на конкурсах среди мастеров танца живота. Не только турчанки, женщины всех восточных народов носят монисто. При ритмичных движениях они мелодично звенят, добавляя очарования выступлениям танцовщиц. Некоторые соревнования даже называют в честь украшения. Так, фестиваль, проходящий в украинском городе Полоцк, именуют «Золотая мониста». Лучшим исполнителям танца живота вручают не только кубки и денежные призы, но и украшения, заявленные в названии конкурса.
Название же изделия можно связать не только со словом «манишка». Всем известна песня «Мани, мани, мани, на кармане». В итальянском «мани», действительно, означает «деньги». Параллель с монетами на шее, опять же очевидна. Есть «мани» и в санскрите. Там понятием обозначали драгоценные камни и металлы. Скорее всего, мониста получили свое имя именно от этих слов. Почему же «денежное» слово присутствует в «манишке» не могут объяснить даже лингвисты.
Монисто, будь оно из монет или каменьев, это не просто капитал, это — произведение искусства. Не зря ювелиры любят называть так свои мастерские и салоны. Подтверждение тому можно найти в интернете. Несколько ювелирных фирм «Монисто» имеют интернет-сайты, на них вы сможете мониста купить с доставкой.
Монисто как символ, украшение и семейная реликвия
История человечества, последние три тысячи лет определяется историей денег и отношением к ним. Они являются средством реализации желаний и потребностей. Это мощный исторический фактор, в некоторых случаях превосходящий даже власть, и использующий её в своих интересах. Денежная «подоплёка» часто является истинной причиной исторических событий и крутых поворотов в судьбе не только простого человека, но и страны в целом.
В примитивных обществах, когда рыночные отношения носили хаотичный, не утвердившийся характер, преобладал натуральный обмен товарами. Один товар обменивался на другой, это была и покупка и продажа одновременно. В международной торговле, по сей день осуществляются бартерные сделки. Далеко ходить не надо, на Ярмарке Мастеров порой случаются подобные истории. А в те далёкие времена, в зависимости от ситуации, в роли денег могли выступать разные предметы.
В Древней Руси меха пушных зверей служили измерителем стоимости других товаров, эту же функцию выполняли соляные бруски натуральной соли. Единого инструмента или специфического товара, являющегося мерилом стоимости в те времена не существовало. В Древней Греции крупный и мелкий рогатый скот являлся денежной мерой, в Индии и Китае — ракушки и так далее.
Украшения в древнем мире, тоже служили в качестве денежного эквивалента. Их обменивали на товары, ими расплачивались за услуги. Но для рыночной торговли, такой обмен неудобен и обременителен. С развитием ремёсел, особенно плавки металлов, металлические слитки постепенно превращаются в обменные эквиваленты и, по истечении времён, представляют собой натуральные деньги, перевоплощаясь в привычные монеты, о коих мы, потомки древних цивилизаций, имеем уже непосредственное представление.
Но в самом начале пути, новоявленные металлурги — кузнецы, были настоящими чародеями. Кузнечное ремесло, считалось чем то божественным и священным. Сфера деятельности кузнеца охватывала всю технологическую цепочку, от поиска и добычи руды, до выплавки металла и создания готовых изделий из него. Всё, что происходило в его кузнице, было окружено почти мистической, волшебной таинственностью.
«Тайные» знания к кузнецу переходили по наследству, они передавались из поколения в поколение, редко в подмастерья брали чужаков. Колоссальный опыт своих предков кузнец накапливал с детских лет, совершенствуя и преумножая мастерство. Селяне уважали кузнеца и побаивались. Там, в его кузнице, исторические часы, под воздействием огня, металла и воды стремительно бежали вперёд; там происходил очередной рывок по пути прогресса и осуществлялся переход от бронзового века в век железный, в котором, по сути, мы пребываем до сих пор.
Первыми ювелирами были, разумеется, тоже кузнецы. Преимущество металла перед камнем было очевидным и, соответственно, практическая и ювелирная ценность его была тоже велика. То, что металлы можно расплавить и затем придать им любую форму, приводило население в восторг и трепет. Изделия из металла ценились очень высоко и приобретали широкую популярность молниеносно.
И вот уже в прежние украшения из каменных, коралловых и жемчужных бус, современные модницы, стараются добавить металлические крестики, бубенчики и другие подвески, изготовленные в кузнице своего села.
Каждая кузница была индивидуальна и специализировалась на изделиях одного вида. Тут всё зависело от творческих наклонностей самого мастера и спроса со стороны местных жителей. Поэтому украшения, изготовленные в разных местностях, отличались и имели свои характерные черты. Общим было только одно — в украшениях начинает доминировать металл. А так, как предки были люди суеверные и оберегали себя от всяческого недоброжелательства, то и украшения носили обережные, впрочем и одежда, и утварь домашняя, должны были соответствовать древним поверьям и служить защитой от недобрых сил.
В женских украшениях в большом количестве преобладали металлические подвески «шумелки», элементы которых соприкасаясь друг с другом позванивали при любом движении. Это древнее языческое суеверие, о том что звук (звон) может отпугнуть нечистую силу, позднее перевоплотилось в христианскую традицию, где считается что звучание колокольной звонницы исцеляет душу и благоприятно действует на весь организм.
На металлическую проволоку, на плотно скрученные верёвочки, цепочки собирались бусы из камней и к ним подвешивались фигурки животных, равносторонние языческие кресты, монетовидные подвески с изображением проросшего зерна, ключи, гребни, бубенцы и колокольчики.
Монеты занимают особое место среди амулетов, магическую силу им придают свойства металлов из которых они изготовлены и сама круглая форма монет. Круг — исконно славяно-арийский символ цельности, гармонии и единства, священный знак солнца древней, языческой Руси. Опираясь на остатки древних знаний, оставшихся в китайской культуре, согласно традиции Фен-Шуй, металл стимулирует мыслительные процессы и предпринимательские способности, активизирует деятельность человека, расширяет круг его знакомств. Расположение его в пространстве соответствует западной стороне света. Этот пятый элемент (вода, дерево, огонь, земля, металл), отвечает за материальное благополучие семьи. Недостаточное ощущение его энергии ведёт к слабости и финансовым проблемам, провоцирует застой в делах. Но и избыток металла приводит к плачевным результатам. В жизни происходят разрушительные процессы, это приводит к неосмотрительности и неразборчивости. И результат не заставит себя долго ждать. Всё закончится может крахом, разорением и полным забвением со стороны близкого окружения.
В исторических музеях сохранились монеты символическая чеканка на которых свидетельствует о том, что предназначались они не для использования в качестве денег, а именно для ношения в качестве амулетов.
Со временем они стали использоваться как средство для пожертвований. Овальная, круглая форма металлических изделий из серебра и золота была выбрана для определения денежного эквивалента, то есть для оплаты товаров и каких либо услуг. По представлению предков с помощью монет можно было не только приобрести еду и одежду, но и откупиться от болезней и порчи, благодаря храмовым пожертвованиям и дарам. Продырявленные монеты использовались как обереги, их носили в карманах, брали с собой в качестве талисманов в морские путешествия и дальние походы.
У древних славян, в дохристианские времена, женщина почиталась как земная богиня. За неё, как за Родину, мужчина без раздумий мог отдать свою жизнь. Славянская женщина считалась воплощением тепла и света, всего самого чистого и прекрасного. Продолжательнице рода и хранительнице домашнего очага необходима особая и сильная защита. Вокруг горла, где находится центр жизненной силы, ответственный за связь с окружающим миром, женщины одевали шумящие подвески с сакральными символами, таким образом они защищали свою энергетику и своё тело от негативного воздействия.
Плоские металлические бляхи в виде круга из серебра и золота, натёртые до блеска, лучше отзеркаливали весь возможный негатив, возвращая его недоброжелателю.
Монисто передавалось по наследству от матери — старшей дочери. Остальным дочерям приходилось делать его своими руками. Монеты должны быть из разных стран, чем больше разных монет, тем лучше. Ну хоть одна монетка должна быть из другой страны. Техника изготовления была разнообразной. Можно, с мужской помощью, дырочки проделать и на нить одеть, можно сшить круглый воротник и монеты пришить к нему, прикрепляя их нитками к ткани.
Монисто часто носили вместе с красными кораллами или бусинами красного цвета. Возможно коралловые бусы в сочетании с металлическими подвесками, были каким то классическим украшением под названием монисто. В западнославянском, полабском языке, похожее слово переводится, как красный коралл. Красный — это цвет жизненной энергии, физической силы и духовного здоровья. В цветовом спектре у него самая длинная волна. У славян красный цвет — обережной, в древности его называли черемной, червонный. Он ускоряет динамику и всячески стимулирует к жизни, укрепляет твёрдость воли. Использовался красный цвет славянским миром ещё и потому, что он согревает и активизирует. Зимы, то у нас лютые бывали!
У женщины могло быть два монисто. Одно повседневное в три, семь монет. Второе монисто большое, праздничное, нарядное, с разными каменьями и жемчугами, одевалось оно в церковь и на традиционные мероприятия. До 144 монеток могло быть навешено на этом массивном и довольно тяжёлом украшении, его вес мог превышать три килограмма.
Весной, как только растает лёд на реке и первые косяки перелётных птиц покажутся на небе, женщины вывешивали монисто на западное окно, приговаривая: «Как птицы летят в наши края, так чтоб ко мне деньги слетались». Снимали его в конце мая, когда все птицы возвращались с юга домой.
Магия этого украшения идёт из глубины веков, оттуда и просматриваются его арийские корни. На санскрите, древнем праиндоевропейском языке, похожее слово moni — переводится как шея. На территории древней Руси монисто звучало как намисто. Можно предположить, что название украшения произошло от словосочетания «на шею». Но, как бы там ни было, мелодичные звуки от соприкосновения монет, на протяжении столетий, придавали женщине уверенность и чувство защищённости. На территории всего славянского мира, женщины прошлых веков, носили монисто. В том, или ином виде оно и по сей день имеет место быть в национальных европейских и азиатских нарядах. Есть народ, который не может являться последователем традиций славянского мира, но сквозь века пронёс его символ в натуральном виде, до наших дней. Цыганское монисто является актуальным атрибутом костюма представительницы этого народа. Впрочем, это уже совсем другая история!
Современное монисто используется в свободных стилях, таких как бохо шик, богема, гипси, трайбл.
Оно прекрасно выглядит вне всяких стилей.
Раз уж, это украшение исторически непосредственно связано с денежным эквивалентом, в преддверии Нового года — несколько советов на благополучие и достаток :
1. Накануне Нового года, Рождества и Пасхи денег в долг не давать! Если у вас должники уже имеются, до полуночи, попросите вернуть долг.
2. В праздничную ночь как можно чаще использовать число 7, например пригласить 7 гостей, приготовить 7 блюд, одеть монисто с 7-ю монетами, или 7 монет положить в карман.
3. Во время боя курантов не надо заглатывать бумажки с записанными, на скорую руку, желаниями. Выглядит это смешно и некрасиво. Просто зажмите монетку в руке, загадайте желание, положите её в бокал с шампанским и, под бой курантов, начинайте праздновать Новый год. Элегантно и по крайней мере, более эстетично. Есть монетку не надо! Использовать её можно как украшение или носить с собой в сумке, кармане, портмоне.
4. Не мойте посуду в новогоднюю ночь. Делать это следует 1 января, до полудня. Иначе — «финансы споют романсы», проще говоря — «утекут».
5. 1 января перед тем как умыться, подержите в руках монетку, а потом смочите лицо водой, наполненной денежной энергией.
А что, может, стоит попробовать соблюсти эти нехитрые правила?
Спасибо за внимание!
От всей души желаю счастья, крепкого здоровья, любви и достатка.