Что такое монгольский алтай
Монгольский Алтай 2019. Монголия. Общее.
В этой части я расскажу вам общую информацию о Монголии, которую удалось узнать за мои скромные 1650 км и 11 дней в этой стране.
СТРАНА
Государство в Восточной Азии, граничащее с Россией на севере и с Китаем на юге. Не имеет выхода к морю и является крупнейшим по площади государством, окружённым другими государствами. Столица — Улан-Батор. Численность населения, согласно данным национальной статистики (и данным ООН) на середину 2010 года, составляла 3,1 млн человек. Более поздних данных нет. Экономика базируется в основном на добыче полезных ископаемых и сельском хозяйстве. Чтобы было понятно, областной город это 30 тысяч человек:)
В горах монголы живут преимущественно в юртах. Их проще перемещать в процессе перегона скота от одного пастбища к другому. К зиме монголы возвращаются к зимнему дому расположенному в долинах или у подножья гор. К этому времени там обычно вырастает трава. Дом представляет из себя мазанку с плоской крышей. Так удобнее сушить кизяк.
Заезжали через Ташанту, планировали выезжать через Монды. Но из-за непредвиденных обстоятельств пришлось выезжать тоже через Ташанту. Погран. переход работает с 9 утра до 18 вечера. Выходной — воскресенье. Суббота — короткий день. Насколько короткий — сказать трудно… вроде бы до 15, но говорят и в 12 иногда перестают пропускать. Ночевать на границе ни на российской стороне, ни на монгольской негде. Хотя люди ночуют прямо в машинах, ставят палатки на обочинах и даже на самой дороге.
Между российским и монгольским КПП 24 км. 3 км по Монголии и 21 по России. При въезде на территорию России стоят ворота и начинается асфальт. Погранцы проверяют паспорта и передают данные на КПП. На всём протяжении нейтральной зоны останавливаться нельзя, за этим следят, исходя из времени проезда ворот.
По дороге в Монголию нас мурижили на российской стороне. Потребовали раскидать всю машину и большинство вещей просканировать через рентген. На монгольской стороне машину не смотрели вообще. С паспортным контролем проблем тоже не возникло. Пришлось потратить 40 минут на оформление временного ввоза на автомобиль. Оба погран. поста заняли чуть больше 3 часов.
При выезде из Монголии через этот же погран. пост нас мурижили уже на монгольской стороне. Но дело было не в проверке машин или документов. А в банальном отсутствии интернетов у монгольских таможенников. В результате паспортный контроль каждого человека занимал минут по 10-20. Учитывая монгольские маршрутки, в которые набиваются по 30 человек, мы ждали несколько часов. Проверка машины заключалась лишь в вопросе: «Камни не везете?» Я ответил что конечно же нет, хотя после утопления у меня была полная рама камней:) На российской стороне наоборот проблем не возникло, машину посмотрели поверхностно. Мы шутили — что можно привести из Монголии кроме сушеного кизяка? В результате оба погран. поста заняли примерно 6 часов.
На монгольском погран. посте даже офицеры и таможенники не знают ни русского, ни английского языков. Так, отдельные фразы и слова. Люди моложе 40 не знают даже отдельных слов. Старшее поколение может примитивно объяснится на русском языке.
ВАЛЮТА
Монгольский тугрик.
Менять деньги разрешено без ограничений в обе стороны. При нас курс был примерно 41,6 тугриков за 1 рубль. Мы меняли деньги в банке, но курс у менял около погран. переходов был 41 тугрик за рубль, что тоже вполне неплохо.
В городах расплачивались в том числе и картами. Топливо покупали как за наличку, так и с карт.
Рассчитываться можно и рублями. Когда за рубли мы покупали себе обед, это оказалось даже выгоднее чем оплата тугриками. Но при покупке за рубли авто-страховки мы ожидаемо заплатили процентов на 15 больше.
Самая крупная купюра 20000₮. После первого обмена я сразу же превратился в монгольского миллионера. Монеты не используются.
СТРАХОВКА НА АВТОМОБИЛЬ
С недавнего времени требуют купить страховку. Цена зависит от автомобиля. Минимум — месяц. Можно не покупать — на свой страх и риск. У нас ни разу не проверяли. Да и вообще никто кроме пограничников нас ни разу не останавливал и не проверял.
СОТОВАЯ СВЯЗЬ И ИНТЕРНЕТ
Доступны 2 оператора: Unitel и Mobicom.
Покрытие больше у Unitel. У Mobicom 4G даже в мелких аулах/селах (не знаю как правильно).
Мы купили симку Mobicom с 3 гигабайтами интернета и действием на 30 дней. Нам тут же добавили 99 Гб в подарок. Цена в районе 650 рублей вышла.
ДОРОГИ
Асфальта минимум. Не могу сказать как по стране, но в районе Монгольского Алтая это только км 80 от Улгия в сторону границы с Россией и дальше в сторону Ховда. Еще иногда асфальт встречается в населенных пунктах. За 1650 км по Монголии асфальта было всего 220 км. Хотя, справедливости ради мой маршрут в основном избегал асфальта.
Грейдеров тоже минимум. В основном дороги это грунт, часто хорошо накатанный, с большим количеством вариантов. Там где путь становится сложнее и вариантов становится меньше.
В горах дороги превращаются в автомобильный след. Иногда он теряется на несколько километров. Иногда след перекрывают сошедшие оползни или канавы глубиной в метр. Без вариантов объезда. Просто этой дорогой уже года 2 не пользуются. А ты узнаешь об этом по факту. Достоверных карт, с указанием проезда по горным дорогам не существует. Пограничники несколько раз предупреждали меня, что по моему маршруту «не факт что проходимая» дорога: муу зам.
Горные дороги очень часто идут вдоль реки, иногда ее пересекая. С одной стороны — река, с другой — скалы. Выбора особо нет, поэтому и потерять след не страшно. Обидно разве что ехать по валунам несколько километров, а то и десятков километров, а потом приехать к завалу, которые не преодолеть никак. Приходится разворачиваться, ехать обратно, бродить реку и пробовать удачу уже по другой стороне реки.
Поскольку нет обустроенных дорог, то нет и мостов. Точнее, иногда, мосты все же встречаются. Но в большинстве своем только на очень крупных реках.
Иногда мосты страшнее чем броды.
За 1430 км по грунту было преодолено 26 бродов, 9 из которых были глубиной больше метра, 3 по фары/капот моей машины — 140+ см.
Зато монголы очень любят обозначать различные регионы. Они ставят арку в непонятной глуши на какой-нибудь грунтовой дороге. Типа вы выезжаете в такой-то, такой-то регион. Лучше бы дороги сделали:)
НА ЧЕМ ЕХАТЬ?
Этот вопрос задают мне после каждого путешествия. Да на чём угодно можно туда ехать. Хоть на Оке. Было бы желание. Но вот куда вы доедите будет зависеть от выбранного именно вами маршрута, вашего мастерства, надежности техники и везения. Конкретно мой маршрут, увы, на Оке не проходим. Хотя если Еликова посадить за Оку, то все может быть:)
НАВИГАЦИЯ
Как обычно, я пользуюсь навигационным планшетом и ноутбуком под управлением Windows. В качестве основной программы Sas.Планета. В качестве источников у меня 3 спутника и пара карт. Дублирующими являются устройства на Android с Maps.Me и Locus Pro.
Требования к хорошей навигации зависят от сложности маршрута. Если ехать по среднестатистическому монгольскому маршруту, то Maps.Me вам хватит за глаза. Мне же не хватало даже спутниковых снимков в 17 слое. Как оказалось, по приезду домой, после анализов траектории прохождения нескольких бродов, выбранные мною варианты были далеко не лучшими. Судя по всему по большой воде ими пользуется разве что совсем тяжелая техника, типа УРАЛа. Для того же чтобы понять лучшую траекторию нужен масштаб 18-20, которого, увы не было, да и доступен он далеко не на всех источниках. По малой воде подготовленному внедорожнику, в принципе, все равно.
СКОРОСТЬ
Официально в городе ограничение 60 км/ч. За городом 80 км/ч.
На практике никакого контроля скорости не обнаружено. Камер нет. Каждый едет столько, сколько позволяет голова и машина.
По асфальту вполне реально держать 110 км/ч. По грейдеру до 80 км/ч. Но как я уже сказал их минимальное количество. Основной пробег будет по грунту. И там скорость может быть совершенно разной. От 80 км/ч по высохшему солончаку или пустыне, до 3 км/ч по камням на перевалах.
РАСХОД ТОПЛИВА
Примем нормальный трассовый расход топлива на моей машине в режиме экспедиционной загрузки за 12 литров.
В Монголии на моей маршруте среднестатистически расход составил 19 литров на 100 км. Было 3 спец. участка на которых расход колебался от 30 до 40 литров на 100 километров. Длина их была — 70, 130 и 80 км.
Один раз моего запаса в 140 литров не хватило от заправки до заправки. Пришлось сливать соляру с трактора.
ЗАПРАВКИ И ЦЕНЫ НА ТОПЛИВО
В принципе, заправки есть в каждом населенном пункте. Но на большинстве мелких заправок будет только 92 бензин. Дизель существенно реже.
Если не забираться в глухомань, то с заправками проблем не будет совсем.
Топливо вполне нормальное. В основном его везут из России. Трафик бензовозов через границу весьма существенный.
Цены на соляру были такие: 2150-2190 тугриков за литр, т.е. 51,50-52,50 рубля. В горах цена доходит до 2600 за литр, т.е. до 62.5 рублей.
ТРАФИК
В областных городах трафик плотный. Все куда-то едут. Часто туда-сюда или вообще по кругу. Стоит отъехать от города на 10 километров трафик уменьшается до 1 машины за 20 минут. За 50 км от города трафик отсутствует практически полностью.
В Монголии повсеместно ездят на Toyota-х. В основном 80-ки, праворульные японцы. Реже 105-ки, Prado и 200-ки. Из легковушек Prius, Camry и т.п. Только УАЗ может хоть сколечки разбавить их концентрацию. За редким исключением встречаются Nissan Patrol и Mitsubishi Pajero 2.
РЕЛИГИЯ
Религий в Монголии несколько: ислам, буддизм, тотемизм.
К ним относятся весьма трепетно. Учитывая что жизнь в Монголии далеко не сахар, и даже дороги — это сплошное испытание, то большое количество количество храмов и мест для поклонения духов ничуть не удивляет.
Кладбища тоже впечатляют. Иногда монголы живут хуже, чем делают себе могилы.
Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках
Монгольский Алтай, Господин Западной Монголии
Горы Монгольского Алтая — место мистическое во всех отношениях. Тут и там встречаются пирамиды-мавзолеи, сложенные из плоских камней с непременным куском кварца на вершине. Можно увидеть здесь и древних идолов — свидетелей великих битв и перемещений целых народов. В наши дни по долинам передвигаются только семьи алтайских скотоводов, путешествующих вместе с бесчисленными отарами овец.
Монгольский Алтай протянулся с северо-запада Монголии от«российского» Алтая, на юг вдоль границы с Китаем, до пустыни Гоби, в которой он постепенно теряется.
Монгольский Алтай — обширная горная система на границе Монголии и Китая, юго-восточная часть горной страны Алтай. Горы Монгольского Алтая занимают более 70% площади Западной Монголии.
Система состоит из нескольких параллельных хребтов, разделенных продольными тектоническими долинами. Монгольский Алтай сложен преимущественно палеозойскими кристаллическими сланцами, слюдой, вулканическими породами, порфирами, порфиритами и гранитами.
Вершины горных областей преимущественно платообразные, а для наиболее высоких гор характерен альпийский рельеф. Высшая точка Монгольского Алтая — гора Мунх-Хайрхан-Ула. Ее название в переводе с монгольского — Вечная Священная Гора («мунх» — «вечный, бессмертный»; «хайрхан» — «милостивый, священный»; «уул» — «гора»).
В гребневой части Монгольского Алтая находятся преимущественно каровые — небольшие, лежащие в чашеобразном углублении склона — и висячие ледники. Это — малая часть» того, что сохранилось от ледников Монгольского Алтая: в древности их суммарная протяженность достигала 150 км при мощности в несколько сот метров.
Ледники оканчиваются высоко на склоне больших горных долин, самый большой узел оледенения — в массиве Табын-Богдо-Ола. Крупнейший из них — 20-километровый ледник Потанина, расположенный в Монголии, в месте, где сходятся горный кряж Табын-Богдо-Ола и Монгольский Алтай. Его площадь достигает 56,5 км2, язык ледника спускается до отметки 2900 м, а его нижняя часть покрыта мореной — смесью осадочных пород с валунами. Здесь, на леднике Потанина, берет начало река Цаган-Гол — левый приток 500-километровой реки Ховд, крупнейшей реки Монгольского Алтая. Второй по величине — ледник Пржевальского, длиной 10,8 км.
В Монгольском Алтае рек и озер много, почти все они имеют ледниковое питание. Ховд берет начало из озера Хурган-Нуур, которое является продолжением расположенного выше озера Хотон-Нуур, находящегося на высоте более 2 км над уровнем моря и лежащего в границах монгольского национального парка Алтай-Таван-Богд.
Климатическая картина Монгольского Алтая неоднородная. На северо-восточных склонах — крайне сухой климат, здесь господствуют степи и полупустыни, где встречается только редкая степная растительность, а в межгорных впадинах — полупустынные засушливые районы. Юго-западные склоны увлажнены гораздо сильнее, чем северо-восточные, и поэтому для них характерны леса с преобладанием елей и лиственниц, а также луга, сменяющиеся вниз по склону степями, а вверх — альпийскими лугами. Трава в долинах производит впечатление ухоженного газона: на местных лугах пасется множество домашнего скота, не дающего зеленому покрову разрастаться. Луга часто чередуются с болотами, расположенными даже на высоте 3 тыс. м.
Над межгорными котловинами Монгольского Алтая проходит цен-тральноазиатский путь миграции водных птиц Западной и Средней Сибири. В самих межгорных впадинах обитает несколько редчайших видов крупных животных, в том числе снежный барс — ирбис — и горный баран — аргали. Для этих исчезающих видов горные хребты Монгольского Алтая служат относительно надежным убежищем. Также на территории Монгольского Алтая встречаются благородный олень, лось, евроазиатская выдра, каменная куница, улар (горная индейка), беркут, лебедь. В реках и озерах в изобилии водится хариус и черный осман, попадается и таймень.
Монгольский Алтай состоит из нескольких параллельных хребтов, разделенных продольными тектоническими долинами. На склонах много ледников. Чем ближе к юго-западу, тем выпадает больше осадков и развиты лесолуговые ландшафты. У подножия раскинулись степи, выше по склонам — альпийские луга.
В КРАЮ ПОТОМКОВ ЧИНГИСХАНА
В области Монгольского Алтая проживает множество народов, которые по-прежнему придерживаются жизненного уклада предков.
Этнический состав населения Монгольского Алтая крайне пестрый, он формировался в течение тысячелетий. Здесь живут китайцы, казахи, узбеки. Коренные жители этих мест — халха-монголы, народ, составляющий основное население Монголии. Проживают здесь и джунгары — потомки населения Джунгарского ханства, почти полностью истребленного во время войн с маньчжурской династией Цин в конце XVIII в. Захчины появились здесь в конце XVII в., когда джунгарские правители выделили их из других племен для охраны границы с Китаем, отсюда и название («захчины» означает «окраинные»). Узумчины — один из самых малочисленных монгольских народов: его численность едва превышает 2,5 тыс. чел. Название народности происходит от монгольского слова «узем» («изюм»): в буквальном смысле — «собиратели изюма».
Население сосредоточено вдоль берегов реки Ховд. В ее верхнем течении расположены центры сомонов (волостей) Цэнгэл, Улаанхус, Сагсай, город Улгий. Когда река выходит на пустынную равнину, поселений вдоль берегов становится меньше: центры сомонов Ховд (Убсунурский аймак), Баяннур (аймак Баян-Улгий), Мянгад (Кобдоский аймак).
Сельское население преобладает, жители строят дома с плоской крышей, на которой удобно сушить кизяк — главный вид топлива в почти безлесном Монгольском Алтае. Семьи, кочующие вслед за гигантскими отарами овец, живут в удобных юртах, со спутниковыми антеннами.
На территории региона развито пастбищное животноводство, и только на небольших участках — орошаемое земледелие. Домашний скот: яки, верблюды, козы и, конечно, овцы.
Главная еда в Монгольском Алтае — чай с маслом и солью, а также мясо в разных видах: овцы здесь почти ничего не стоят, потому что кормятся они сами и уход за ними минимальный. Цена одной овцы может составлять всего 10-15 долларов.
Пути многотысячных овечьих отар пересекаются с немногочисленными дорогами. Они проходят там же, где по высокогорным районам Монгольского Алтая в Средние века пролегал древний караванный путь через перевал Улан-Даба на плоскогорье Укок и далее на территорию русского Алтая.
Промышленность в населенных пунктах Монгольского Алтая отсутствует как таковая, полезных ископаемых нет, лишь в Алаг-Нурской впадине, в долине Сухайтын-Хоолой расположен крупный железорудный разрез.
Древние жители этих мест оставили множество исторических памятников, главным образом в виде менгиров — вертикально установленных камней. Во многих случаях это женские фигуры, что является напоминанием об эпохе матриархата. Также о прошлом жителей Монгольского Алтая рассказывают наскальные рисунки-петроглифы вокруг озера Хотон-Нуур. Особый вид древних памятников — мавзолеи местных святых, сложенные из плоских камней в виде пирамиды и с обязательным большим куском белого кварца, венчающим ее вершину. Мавзолей всегда строго ориентирован на точку заката солнца в день весеннего равноденствия. Самый почитаемый — мавзолей легендарного героя Хулбая, первым нашедшего путь через хребты Монгольского Алтая из Китая и приведшего сюда свои стада.
Самый большой праздник всех алтайских монголов — фестиваль орлиной охоты. Охотников именуют «беркутчи» — от названия птиц, которых они приручили. Он проходит в первых числах октября в деревне Сагсай и в Улгие административном центре и самом большом городе монгольского аймака (района) Баян-Улгий.
■ Аргали — самый крупный представитель диких баранов: длина тела — до 200 см, высота в холке — до 120 см, вес — до 180 кг, спиралевидные рога до 190 см в длину.
■ В Монгольском Алтае встречаются озера (например — Дургун-Нуур) с пресной, но настолько щелочной водой, что в ней не может выжить ни одно существо.
■ Жители окрестностей озера Канас сообщают, что в водоеме обитают некие крупные существа (что, кстати, подтверждается видеозаписями телевидения Китая). Ученые утверждают, что это могли быть очень крупные таймени, которые достигают в длину 2 м.
■ Кусок белого кварца на вершинах пирамидальных мавзолеев, которые всегда являлись своеобразными ориентирами, необходим для того, чтобы дорогу к ним легко было находить по отражающимся лучам солнца.
■ Самый большой ледник Монгольского Алтая был открыт в 1905 г. русским ботаником и географом Василием Сапожниковым (1861-1924 гг.). В честь В. Сапожникова названы несколько растений, в том числе сапожниковия растопыренная и береза Сапожникова. Ледник назван в честь географа и этнографа, исследователя гор Монголии Григория Потанина (1835-1920 гг.), обладавшего уникальным званием «Почетный гражданин Сибири».
■ Ирбис — снежный барс, в отличие от других больших кошек, не может рычать, что объясняется своеобразным строением подъязычной кости. Для дневных лежек хищник иногда пользуется большими гнездами черных грифов, расположенными на деревьях. Общее количество ирбисов в дикой природе — от 4 до 6 тыс. особей.
■ Изображение ирбиса есть на гербах города Алматы (Казахстан), республик Хакасия и Татарстан (Российская Федерация), города Бишкек (Киргизия), города Самарканд (Узбекистан).
■ Табын-Богдо-Ола в переводе означает «Пять святых гор». По легенде, такое название дал горам Чингисхан, который проезжал неподалеку от этих мест и был поражен необыкновенным сиянием, исходящим от одной из вершин горного массива. Четыре из пяти вершин Табын-Богдо-Ола — четырехтысячники.
■ Название реки Цаган-Гол в переводе значит «Белая река», и вода в ней действительно мутно-белая — из-за большой концентрации ледникового ила.
Природные:
■ ледник Потанина, ледник Пржевальского, гора Мунх-Хайрхан-Ула, озеро Хотон-Нуур, долина реки Ховд, высокогорное пастбище «Золотая чаша», национальный парк Алтай-Таван-Богд (Монголия). Исторические:
■ древние каменные менгиры (каменные бабы, столбы, места поклонения духам), каменное изваяние Бака-Карагай, мавзолей Хулбая,курганы-керексуры с выложенными из камней фигурами (2 тыс. легг до н. з.) поминальный комплекс Шара-Булак, петроглифы озера Хотон-Нуур.
Монгольский Алтай
Монго́льский Алта́й — горная система в юго-восточной части Алтая, расположена на границе между Монголией и Китаем. Состоит из нескольких разделённых долинами хребтов, растянувшихся на 1000 км с юго-востока на северо-запад. Ширина изменяется от 150 км до 300 км, высшая точка — гора Мунх-Хайрхан-Ула (4362 м).
Вершины хребтов имеют платообразную форму и покрыты ледниками, общая площадь которых составляет 830 км². Большая их часть, в том числе крупнейший ледник Потанина, расположена в массиве Таван-Богдо-Ула. Хребты в основном сложены кристаллическими сланцами, порфирами, порфиритами и гранитами. На увлажнённых склонах юго-западной стороны расположены луга и леса, на сухих северо-восточных склонах — степи и полупустыни.
Горная система Монгольского Алтая на севере подходит к высокогорьям Республики Алтай, на западе и юге располагаются полупустыни и пустыни Джунгарии и Гоби, а вся северо-восточная часть системы граничит с полупустынями Котловины Больших озёр. На востоке Монгольского Алтая располагается Алаг-Нурская впадина, которая отделяет его от более низкого Гобийского Алтая (высота до 3900 м). На северо-западной конечности хребта находится озеро Канас.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Монгольский Алтай» в других словарях:
МОНГОЛЬСКИЙ АЛТАЙ — горная система в Монголии и Китае. Длина ок. 1000 км, высота до 4362 м. Вершины преимущественно платообразные, для наиболее высоких гор характерен альпийский рельеф; ледники. Преобладают степи, на юго западных склонах леса и луга … Большой Энциклопедический словарь
Монгольский Алтай — горная система в Монголии и Китае. Длина около 1000 км, высота до 4362 м. Вершины преимущественно платообразные, для наиболее высоких гор характерен альпийский рельеф; ледники. Преобладают степи, на юго западных склонах леса и луга. * * *… … Энциклопедический словарь
Монгольский Алтай — Категория: Монгольский Алтай … Энциклопедия туриста
Монгольский Алтай — юго вост. ч. горной страны Алтай (Монголия и Китай). Простирается с СЗ. на ЮЗ. почти на 1000 км, состоит из нескольких параллельных хребтов высотой до 4362 м (г. Мунххайрхан Ула). Сложен кристаллическими сланцами, вулканическими породами,… … Географическая энциклопедия
Монгольский Алтай — горная система в МНР и Китае. Протягивается с С. З. на Ю. В. приблизительно на 1000 км, ширина от 300 км (на С. З.) до 150 км (на Ю. В.). Высота до 4362 м (г. Мунх Хайрхан Ула). Состоит из нескольких параллельных хребтов, разделённых… … Большая советская энциклопедия
АЛТАЙ (горная страна) — АЛТАЙ, горная страна на территории Российской Федерации, Казахстана, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина св. 2000 км. Разделяется на собственно Алтай,… … Энциклопедический словарь
Алтай (значения) — Алтай: Алтай (от монг. Алт золото) географический регион в Южной Сибири и Центральной Азии. Алтайцы тюркский народ, проживающий в основном в Республике Алтай, Российская Федерация. Содержание 1 Топонимы 2 Персоналии … Википедия
Алтай — Алтай. Схема орографии. Цифрами обозначены межгорные котловины степи Алтая: 1. Канская степь 2. Абайская степь 3. Уймонская степь 4. Коттандинская степь 5. Курайская степь 6. Чуйская степь Алтай (от монгольского, алтан золотой), горная… … Словарь «География России»
Алтай — I горная страна на территории России, Казахстана, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000 км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и… … Энциклопедический словарь