Что такое монетизация продукта

Монетизация интернет продуктов и ее виды

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Монетизация, это то, как вы собираетесь зарабатывать с помощью продукта, над которым работаете. Откуда деньги будем брать, сэр? А я вам расскажу откуда.

Помню это чувство: пришла фантастическая идея, ну просто “шик”. Мысли свертываются в клубки, формируют сложную цепь, к которой за хвост привязан успех, и вот, ты уже за рулем новенького BMW мчишься где-то в пригороде к своему замку. Но…

Немного разобравшись в вопросе, а еще лучше, почитав несколько статей, понимаешь, что одной идеи недостаточно. Нужно понять, как именно мы будем зарабатывать? То есть, каким образом поток сокровенных монет будет наполнять нашу “картинку мечты”. Добро пожаловать, у нас в гостях монетизация!

Монетизация: что же это

Монетизация, это способ получения и увеличения денежных средств за счет использования различных финансовых моделей. Вон как завернул, начитавшись википедии. Чтобы проще было запомнить, предлагаю посмотреть на рисунок ниже.

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Запомните эту картинку с поросятами. Она всегда поможет вам вспомнить о двух основных вопросах, которые закрывает монетизация:

Кстати, большинство стартапов закрываются в первый же год, так как не считают экономику продукта.

| Про то, как устроен ecommerce и экономика продукта, выходил материал в блоге. Там все доступно расписано.

Модели монетизации: виды

В зависимости от того, какую пользу приносит ваш продукт и в чем основная идея, выбирается модель монетизации. Давайте посмотрим, какие виды вообще бывают. Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Разберем каждую модель и приведем примеры.

Простите, что прерываю чтение. Присоединяйтесь к моему telegram канал. Свежие анонсы статей, развитие digital продуктов и growth hack, там все. Жду вас! Продолжаем…

B2P (buy to play)

Пример: игры. Вы покупаете игру один раз и больше не вспоминаете о магазине.

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Магазин игр Steam (картинка выше) или Sony Playstation, отличный пример b2p монетизации. Выбираем игру, покупаем ее и играем пока не надоест.

Не стоит привязываться только к играм, модель “купи один раз” весьма популярна. Это могут быть сайты недвижимости, авто и прочих товаров.

Subscription (подписка)

Известный пример модели подписки, это Amediateka. Вы платите за период времени, в течении которого можете смотреть “Игру престолов” в хорошем качестве и первыми после официального выхода в прокат.

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Сейчас модель подписки распространена повсеместно. Вы можете купить подписку на какое-нибудь программное обеспечение, бритвенные станки, которые вам будут привозить каждый месяц и многое другое.

На мой взгляд, монетизация сайта или приложения через подписку, очень интересный вариант. Попробую разложить почему.

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Пример выше: за месяц вы съедаете 5 яблок, отдаете за них 100 рублей. Цена одного: 20 рублей. Вам предлагают взять 7 яблок за 119 рублей (цена за одно: 17 рублей). Предложение выгодное не правда ли? Почему бы не взять больше за меньшую сумму?

Но постойте, вам ведь достаточно было именно 5 яблок. А теперь представьте, что в магазине, где вы покупали яблоки, продают только по 7 штук на месяц. Такой вот пакет яблок по выгодной цене.

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Если хотите купить меньше 7, к примеру, 5, то платите за штуку 22 рубля. Понимаете? Таким образом вас подталкивают покупать немного больше, чем нужно на самом деле. У вас появляется уверенность, что сделали правильный выбор, а у продавца дополнительный прирост среднего чека.

Попробуйте представить, как модель подписки может быть реализована в вашем деле. Даю 80% на то, что она применима и ее можно запустить. Может быть это будет “прорыв” в вашей отрасли? Просто пофантазируйте.

Freemium (условно бесплатно) и F2P (free to play)

Я объединил обе эти модели в один раздел, так как сильной разницы между ними не нашел. За исключением того, что в игровых проектах есть внутренняя валюта, за которую ты можешь покупать различные дополнительные штуки (оружие, опыт, наклейки и т.д.). То есть, появляется внутренняя экономическая модель. Игровую валюту можно покупать за реальные деньги.

Онлайн игры, в которые вы играете бесплатно до определенного момента. Чтобы пройти дальше, необходимо купить дополнительные кристалы, броню, опыт и т.д.

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Игра World of Tanks (Мир танков) яркий пример. Когда я играл пару лет назад, то дошел до определенного момента, после которого уже не мог развиваться. Купил премиум аккаунт на месяц и получил дополнительную ценность (больше опыта, монет и прочего).

Помимо игр примеров: масса сервисы по хранению данных (Google Docs, Яндекс.Диск), облачные программы, технологии и прочее. Принцип: попробуй немного, а если хочешь больше, то плати.

Рекламная модель

Монетизация сайта здесь проста до невозможности, обвешиваем сайт или приложение блоками/баннерами, показываем рекламу пользователю, получаем доход.

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Пример выше, это контекстная реклама в поисковике Яндекса. Вы видите рекламу, нажимаете на объявления, а поисковик получает деньги. Рекламных форматов на самом деле очень много, можно получать деньги с показов, кликов, просмотров и прочего.

Новостные сайты, например, зарабатывают как раз с показов баннеров. Рекламодатель платит за 1000 показов (модель CPM) и вы видите тонну рекламы пластиковых окон или еще чего-нибудь.

Транзакционная модель

Любые денежные переводы через банки, биржи, аукционы можно отнести к транзакционной модели монетизации.

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Под общую популярность криптовалюты попал и я. Решил опыт провести, прогнал n-ную сумму рублей через биржу. Заплатил кучу комиссии за ввод/вывод и в полной мере прочувствовал транзакционную модель на себе.

Сюда же можно отнести и агрегаторы, которые берут свою комиссию с реальной покупки/продажи товаров. Все это транзакционная модель монетизации.

Смешанная модель

Как вы могли догадаться из названия этого вида монетизации, она происходит от комбинирования разных моделей друг с другом.

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Например, на avito вы можете за дополнительные деньги поднимать свои объявления наверх, хотя сервис изначально бесплатный (freemium модель). Плюс, на сайт встроены блоки и баннеры, которые активно показывают нам рекламу.

Сегодня практически все проекты с большой аудиторией (более 1 млн. пользователей в месяц) используют смешанную модель. Она позволяет кратно увеличивать доход с одного пользователя. Продадим ему что-нибудь, да еще и рекламы покажем мешок.

Таким образом

Вы можете выбрать одну или несколько моделей для своего продукта и просчитать экономику. Вообще есть более сложные схемы монетизации, но основа изложена выше. Используйте знания, собранные в этом материале. Создавайте собственные модели и улучшайте финансовое состояние своего продукта.

Компания brazzers, которая занимается выпуском фильмов для взрослых, решила помочь ребятам из университета с учебой. В своем стиле, конечно…

Источник

Монетизация — что это такое (простыми словами)

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация?

Монетизация – это процесс заработка на создаваемом тобой цифровом контенте. Это могут быть статьи, видеоролики или подкасты. Прочитай эту страницу, и узнаёшь всё о монетизации: её модели, какие источники можно монетизировать, и как это работает.

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Монетизация трафика

В этом разделе ты узнаешь все о монетизации трафика на твоих ресурсах: будь то сайт, канал или блог. Также здесь есть немного базовой информации, которая поможет тебе ориентироваться в мире заработка в интернете.

Монетизация социальных сетей

Если у тебя нет сайта или YouTube-канала, то раздел “монетизация социальных сетей” – точно для тебя. Здесь ты узнаешь способы монетизации любых соцсетей: от редких (типа Pinterest) до самых популярных (типа Тик Тока).

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

► Монетизация – это один из способов заработка в интернете на создаваемом контенте. Монетизация осуществляется по трём моделям: CPM, CPC и CPA.

Модели монетизации (CPM, CPC, CPA)

Как работает монетизация по CPA-модели?

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Ты регистрируешься в ePN и выбираешь магазин, с которым хочешь сотрудничать (например, AliExpress)

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Создаёшь собственную партнёрскую ссылку и размещаешь ее на сайте, в блоге или в группе в социальной сети

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

За каждую покупку, совершённую по твоей ссылке, ты получишь агентское вознаграждение (до 70% от суммы сделки)

Магазины, в которых можно монетизировать трафик:

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Часто задаваемые вопросы о монетизации

Партнерская программа ePN принимает трафик из любых социальных сетей, с видеохостингов, сайтов и блогов (в т.ч. блогов 2.0). Также приветствуется настройка таргетированной, контекстной рекламы, размещение баннеров, e-mail рассылки и др. Узнать, какой трафик разрешен можно на странице магазина в сервисе ePN.

В сети ePN более 220 российских и зарубежных интернет-магазинов, которые платят вебмастерам за привлечение покупателей. Самые популярные: АлиЭкспресс, Ламода, Эльдорадо, Яндекс.Маркет, iHerb, eBay, Hoff, Aviasales. Среди магазинов-партнеров каждый найдет тот, который будет соответствовать интересам его аудитории.

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Монетизация – что это такое
простыми словами

Итак, выше мы говорили, что монетизация – это способ заработка на создаваемом тобой контенте: будь то собственная площадка, видеоблог, онлайн-журнал или паблик в одной из популярных социальных сетей.

Остановимся подробнее на трех способах (моделях) монетизации.

CPM (cost per mille) – при такой модели прямой рекламодатель или рекламная сеть (РСЯ/Adsense) платит тебе за каждую тысячу просмотров рекламы на твоем ресурсе. Реклама вставляется html-кодом, поэтому данный способ подходит только владельцам собственных площадок (блогов), но не подходит юзерам социальных сетей: встроить код в посты не представляется возможным.

Обычно вебмастер получает 30-40 рублей за тысячу просмотров. Даже если твоя площадка достаточно популярна и в день её посещает 1000 человек, а на сайте три рекламных блока, в день ты заработаешь примерно 90-120 рублей (или 2700-4200 в месяц). Этого хватит, чтобы покрыть расходы на регистрацию домена и хостинг, но не более.

Конечно, стоимость тысячи рекламных “касаний” напрямую зависит от тематики (самым “денежными” традиционно считаются тематики “Авто” и “Строительство”, “Ремонт”), но в то же время здесь действует сезонность. Зимой активность рекламодателей (в особенности малого бизнеса) снижается, а вместе с ней снижается и стоимость тысячи просмотров (CPM) – по сути, падает и твой доход.

CPC (cost per click) – модель, при которой ты получаешь деньги только за совершенные пользователям клики. При этом правилами упомянутых выше рекламных систем строго запрещается мотивировать пользователей делать клики по рекламе: такие клики засчитаны не будут, а сайт может быть исключен из рекламной сети. Эффективность CPC напрямую зависит от отображаемых объявлений. Если они достаточно информативны, привлекательны и соответствуют интересам аудитории, вероятность клика будет достаточно высока.

Если же по какой-то причине на сайте строительной тематики будет отображаться реклама косметических средств, надеяться на высокий доход от монетизации таким способом не приходится.

CPA (cost per action) – самый новый и эффективный способ монетизации, суть которого заключается в том, что ты сам выбираешь, какой магазин или сервис рекламировать. Ведёшь блог о путешествиях? Лей трафик на Aviasales, Booking, RoomGuru! Имеешь сайт об авто? Вешай баннеры или пиши обзоры на сервисы для автомобилистов: Колеса тут, Black Tyres или направляй трафик на раздел “авто” на Яндекс.Маркете.

За каждую конверсию (покупку, регистрацию) ты получишь фиксированную оплату: в процентах от суммы сделки (максимальный процент – 70) или в деньгах (например, 0.75$ за привлечение в кэшбэк-сервис Backit).

У метода CPA есть ещё один весомый плюс. Если ты создал партнерскую ссылку, скажем, на шуруповерт, а покупатель выбрал другой товар, ты всё равно получишь свое вознаграждение – часть от стоимости выбранного человеком товара. Почему это выгодно рекламодателям (магазинам)? Да потому, что обычная реклама (CPM, CPC) не всегда успешна: приходится платить даже если кликнувший по рекламе ничего не купил. А в модели CPA оплачиваются только завершённые действия: покупка, регистрация, установка. Поговорим о разновидностях модели CPA.

Revenue share

Revenue share (revshare, “ревшара”) – это разновидность модели CPA, при которой вебмастер получает пожизненное вознаграждение за покупки привлеченного им пользователя ( реферала ). Мечта каждого вебмастера – привлечь крупного, оптового покупателя в сервис. Это обеспечит стабильно высоким пассивным доходом.

CPI (cost per install) – это модель монетизации, при которой рекламодатель оплачивает установку приложения, совершенную по партнерской ссылке. Таким образом разработчики продвигают свои мобильные приложения и десктопные программы: оплачивают вебмастеру каждую установку. По сути, CPI является одной из разновидностей CPA, просто в качестве целевого действия здесь выступает установка приложения, на сленге – инсталл.

Кому подходит монетизация?

В предыдущем блоке мы поговорили о моделях заработка, теперь самое время рассказать, кому подходит монетизация. Ответ на этот вопрос достаточно прост: она подходит всем, кто умеет добывать трафик. Сегодня выражение “трафик – это нефть 21 века” кажется банальным, но оно справедливо.

Монетизация по CPA-модели подходит тебе:

Если у тебя:

Или ты умеешь:

Для заработка на партнерских ссылках вовсе не обязательно быть гуру блоггинга, да и вообще иметь собственный ресурс. Можно размещать свои партнерские ссылки в других источниках и получать стабильно высокий профит.

Монетизировать – это (простыми словами)

Монетизировать – это значит получать доход от взаимодействий читателя с создаваемым контентом. Например, получать деньги от вставки рекламных роликов в видео или от кликов по рекламным баннерам в статье.

В теории монетизировать можно любой контент в любой социальной сети: от Вконтакте и Одноклассников до Инстаграма и Фейсбука, и в этом гайде мы рассказали обо всех основных способах монетизации своего цифрового контента.

Таким образом, значение слова “монетизация” – заработок. Причем поскольку определение “монетизация” чаще всего применяется в цифровой среде, то и под заработком имеются в виду деньги, полученные в интернете, а сам человек, монетизирующий контент, называется манимейкером.

Монетизация простыми словами – это заработок одним из этих способов:

Свой сайт

Социальная сеть

Видеохостинг

Советуем почитать:

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Выгодная монетизация сайта: гид от ePN

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Монетизация Pinterest в партнерской программе ePN

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Монетизация приложений в программе ePN

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Монетизация сайта с низкой посещаемостью

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Выгодная монетизация сайта: гид от ePN

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Монетизация сайта с низкой посещаемостью

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Монетизация трафика: полный гайд от ePN

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Монетизация ютуб-канала в программе ePN

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Выгодная монетизация Инстаграм на платформе ePN

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Монетизация Facebook в партнерской программе ePN

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Монетизация Вконтакте: полный гид от ePN

Что такое монетизация продукта. Смотреть фото Что такое монетизация продукта. Смотреть картинку Что такое монетизация продукта. Картинка про Что такое монетизация продукта. Фото Что такое монетизация продукта

Монетизация Тик Ток в партнерской программе ePN

Что можно поставить на монетизацию?

Зарабатывать на монетизации контента можно практически в любой социальной сети, сайте или блоге. Вот на что можно поставить монетизацию, участвуя в партнерской программе ePN.

Источник

Монетизация стартапа: 10 лучших моделей и их особенности

Уже на стадии идеи фаундер должен понимать, как можно на ней заработать. Монетизация формулирует ответ на ключевой вопрос — кто и за что платит стартапу. Чем скорее проект начинает зарабатывать, тем быстрее он развивается. Рост стартапа представляет собой своеобразный симбиоз: как потребители должны чувствовать ценность продукта, так и фаундер должен получать от них равнозначную ценность.

Ключевые модели монетизации стартапов

Любому бизнес-проекту нужны деньги, чтобы расти и развиваться. Главная задача с самого начала — выбрать подходящую модель монетизации. Поскольку стартап действует в условиях неопределенности, на старте невозможно точно установить, кто будет платить и будет ли вообще. Выбор способа монетизации осуществляется, исходя из выявления и оценки пользы продукта для потребителя, его ключевой идеи.

Рассмотрим наиболее работающие модели, которые на практике уже неоднократно доказали свою эффективность.

Продажа и перепродажа

Это стандартная модель монетизации, которая предполагает получение денег в результате продажи (или перепродажи) физического или виртуального продукта. Примерами можно назвать платформы, продающие бытовую технику, книги, билеты, услуги (бухгалтерские, консалтинговые, юридические) и так далее.

Подписка (Subscribe)

Модель предусматривает не разовую, а регулярную оплату за продукт — преимущественно ежемесячную. Такой способ монетизации используется СМИ, онлайн-кинотеатрами и музыкальными сервисами («Кинопоиск», Netflix, Spotify, «Яндекс.Музыка»), платформами ПО (Adobe), хостинг-провайдерами, HR-порталами, аналитическими платформами и так далее.

Для внедрения модели продукт должен быть регулярно востребован у определенной аудитории. Если у пользователя имеются стабильные траты на удовлетворение конкретной потребности, подписка должна приносить ему выгоду в сравнении с отдельной покупкой — скидку, расширенный функционал и прочее. Для привлечения клиентов может использоваться бесплатный пробный период, демоверсия.

Недостатком можно назвать необходимость высокой клиентоориентированности, создания достаточной мотивации на подписку (в результате анализа поведения пользователей, причин отказов).

Freemium

Суть монетизации заключается в бесплатном предоставлении пробной (базовой) версии продукта, за дальнейшее использование (расширенный функционал) потребитель вносит плату. Ключевое различие между Subscribe и Freemium — в единоразовой оплате при реализации последнего варианта. Подписка оформляется на определенный период и подразумевает регулярные платежи, модель Freemium предполагает разовую покупку после тестирования демоверсии или приобретение более «продвинутого» продукта.

Примерами компаний, использующих этот способ монетизации, могут выступать:

Аренда

Суть способа монетизации заключается в получении дохода за передачу товара во временное пользование. Потребитель берет условный продукт на определенный период, который требуется оплатить (минуты, часы, сутки).

Такую модель реализуют сервисы каршеринга, проката бытовой техники, одежды, паркинги. Особенностью способа монетизации является возможность сдать в аренду не только товар, но и услугу — например, время, знания, навыки сотрудников, которые определенный период работают у заказчика (сервис «Муж на час», такси и так далее).

Транзакционная модель

Модель предполагает посредничество, обеспечение сделки между продавцом и покупателем. В результате посредник (стартап) получает комиссию (обычно от 3–5 % до 10 % от продажи). Этот популярный способ монетизации применяют маркетплейсы и агрегаторы (AliExpress, Amazon, Ozon, Pandao, Wikimart, Yandex Market, Biglion), платежные системы (Webmoney, «ЮMoney», Qiwi, PayPal), сервисы доставки (Delivery Club).

Для успешной реализации модели в юнит-экономике проекта должно соблюдаться условие: необходимо, чтобы комиссия с продаж (доход с одного клиента, ARPU) превышала стоимость привлечения одного покупателя (САС).

Чтобы партнеру было выгодно сотрудничать со стартапом по транзакционной модели, важно, чтобы посредник привлекал потребителей гораздо дешевле и в большем количестве, чем это способен сделать сам продавец.

Способ монетизации выгоден, если компания имеет многомиллионные обороты (чтобы выживать на комиссию) либо завышает взимаемый процент при меньших оборотах.

Реклама

Источником дохода при реализации модели является размещение рекламы на ресурсе стартапа или с его помощью. Основная сложность способа монетизации заключается в том, что часто проект привлекает одну аудиторию, а зарабатывать вынужден на другой. Чтобы рекламодатели вкладывали в свои кампании большие бюджеты, необходимо стремиться к доминированию в конкретной нише, что достаточно трудно начинающему стартапу.

Одной из разновидностей рекламной модели является лидогенерация — источником дохода в этом случае выступает комиссия за целевое действие посетителя ресурса стартапа: звонок поставщику товаров или услуг, заявка на покупку, подписка на рассылку, передача контактных данных и так далее.

Этот способ монетизации, на первый взгляд, схож с транзакционной моделью, где стартап выступает посредником. Но между ними есть принципиальное различие: транзакция предусматривает обязательное совершение сделки, в случае с лидами клиент является потенциальным («подогретым»), он только проявляет интерес и неизвестно, станет ли фактическим покупателем.

Примеры компаний, применяющих рекламную модель:

Лицензирование

Модель редко используется у стартапов, поскольку предполагает создание востребованного продукта, обладающего уникальными преимуществами (технологией производства, функциями и так далее). В этом случае компания-производитель получает доход от продажи лицензии на применение продукта.

Способ монетизации используют создатели различного контента (текстового, видео, фото, музыки), разработчики ПО («Касперский», Microsoft, Adobe). Для успешной реализации модели важны уникальность предложения и возможность тиражирования.

Создание продукта пользователем

Нестандартная модель монетизации дает возможность потребителю участвовать в создании продукта. Например, стартап Spreadshirt производит персонализированную одежду на основе дизайна, предложенного пользователем. При этом клиенты могут продавать свое решение другим потребителям. Другой пример — сеть кафе быстрого питания Subway предлагает посетителям самостоятельно собрать свой сэндвич, выбрав любимые ингредиенты.

К недостатку модели относится возможность ее успешной реализации только на тех рынках, где пользователи предпочтут проявить инициативу, чем получить готовый продукт без своего участия. Например, в России Subway столкнулся с нежеланием многих клиентов собирать сэндвич самостоятельно, поскольку люди привыкли к стандартному меню.

Модель lock-in (зависимость от продукта)

Способ монетизации обусловлен привязанностью клиента к продукту или бренду. При этом основной причиной зависимости является нежелание пользователя переходить к конкуренту из-за дополнительных затрат, трудоемкости. Для реализации модели важно, чтобы продукт соответствовал ожиданиям клиента и полностью закрывал его потребности.

Примеры компаний с монетизацией lock-in — Apple, Microsoft, имеющие обширную экосистему продуктов. Переход пользователя от них к конкурентам является достаточно трудоемким и сопряжен со значительными расходами.

Недостаток модели в том, что для ее успешной реализации и получения признания клиентов продукт должен быть качественным и высококонкурентным в своей нише.

Смешанные модели

Рациональное комбинирование разных моделей может кратно увеличить доходность стартапа. Практически все проекты с обширной аудиторией (более 1 млн человек в месяц) применяют несколько способов монетизации.

В пример можно привести платформу объявлений «Авито», представляющую собой гибрид различных моделей. Компания использует монетизацию Freemium — размещение объявления бесплатно, за дополнительные услуги необходимо внести плату (поднять в поиске, увеличить просмотры, воспользоваться доставкой). Кроме того, Avito реализует рекламную модель — сайт демонстрирует баннеры, блоки рекламы.

При комбинировании нескольких способов монетизации важно правильно установить и делать акцент на основной модели, обеспечивающей главную прибыль компании.

Преимущество модели — в увеличении дохода за счет использования нескольких его источников. К недостаткам можно отнести необходимость правильного выбора способов монетизации, тщательного анализа и тестирования для их рационального совмещения.

Проверка гипотез по монетизации с самого старта — почему это необходимо? Подведем итоги

При запуске нового продукта всегда неизвестно, как его воспримет рынок и будет ли готов потребитель за него платить. Важно проверить потенциал проекта как можно раньше. Главная ошибка стартаперов — разработать бизнес-модель, выбрать способ монетизации и упорно делать продукт без тестирования и проверки гипотез на «живой» аудитории, действуя только на основании собственного чутья и веры в успех. В результате проект проваливается от того, что продукт не представляет нужной ценности для потребителя, модель монетизации не работает — время, силы и средства потрачены впустую.

Если гипотезы регулярно проверяются, серьезно ошибиться практически невозможно. Пытаться продавать продукт нужно с самого старта (даже если он еще в виде идеи или на стадии MVP) — только так можно определить заинтересованность аудитории, ее потребность, правильную модель монетизации. При этом денег, безусловно, брать с потребителя нельзя, как и обманывать ожидания — называйте реальные функции продукта и сроки, когда он будет готов.

С ростом и развитием проекта (или в результате пивота) возможно изменение модели монетизации либо комбинирование нескольких способов получения дохода.

P. S. Если у вас остались вопросы по данной теме, то всегда можно обсудить их в чате Admitad Projects в Telegram. И не забывайте заглядывать на наш канал «Раунд, экзит, два пивота».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *