Что такое молодость сон кьеркегор

Что такое молодость сон кьеркегор

Что такое молодость сон кьеркегор. Смотреть фото Что такое молодость сон кьеркегор. Смотреть картинку Что такое молодость сон кьеркегор. Картинка про Что такое молодость сон кьеркегор. Фото Что такое молодость сон кьеркегор

Что такое молодость сон кьеркегор. Смотреть фото Что такое молодость сон кьеркегор. Смотреть картинку Что такое молодость сон кьеркегор. Картинка про Что такое молодость сон кьеркегор. Фото Что такое молодость сон кьеркегор

Блог Евгения Иванникова запись закреплена

«Hvad er ungdom?
En drøm.
Hvad er kærlighed?
Drømmens indhold»
(c) Søren Kierkegaard

Перевод:
«Что такое молодость?
Мечта (другой вариант «сон»)
Что такое любовь?
Содержание мечты» (другой вариант «содержание сна»)
(c) Сёрен Кьеркегор

В фильме «Ещё по одной» (реж. Томас Винтерберг, 2020) поднимается актуальная проблема современного состояния общества — депрессия. В философии этот психологический диагноз выведен датским писателем Сёреном Кьеркегором под названием «ангст» (нем. «Angst», «страх»), то есть «неопределенный безотчетный страх-тоска; экзистенциальная тревога». Чего так боятся счастливые европейцы в раю западного капитализма? Здесь не мешало бы вспомнить Сартра и Камю, для которых человек «обречён быть свободным». Но Кьеркегор как основоположник экзистенциализма опередил своё время: ещё в 19 веке он высказал мысль о том, что человек не то, чтобы отказаться от свободы не может, он даже не может отказаться от собственной жизни («Безнадежность, состоящая в невозможности даже умереть»). Страх обречённости, рождающий отчаяние и какую-то «обломовскую» апатию, заразил благополучную Европу. Рекомендую к просмотру!

Источник

10 цитат из книг Сёрена Кьеркегора

Выдающийся датский философ о любви, смысле жизни и истории

Имя датского философа Сёрена Кьеркегора (1813 — 1855) стоит в одном ряду с такими выдающимися мыслителями XIX века, как Шопенгауэр, Ницше и Шеллинг. Его работы значительно повлияли на философскую мысль и искусство современников и потомков. Среди авторов, испытавших сильное влияние его идей: Кафка, Камю, Сартр.

Мы отобрали 10 цитат из книг Кьеркегора:

В мире любви карьера и спрос совсем не зависят от стажа. «Дневник обольстителя»

Выбор сам по себе является решающим для содержания личности; благодаря выбору она погружается в то, что было избрано, — если же личность не выбирает, она увядает в самоизнурении. «Или-или»

Поцелуй — символическое действие, теряющее всякое значение, раз чувство, выражением которого он служит, отсутствует. «Дневник обольстителя»

Не стоит и труда вспоминать о том прошлом, которое не способно стать настоящим. «Страх и трепет»

Фауст — это слишком идеальная фигура, чтобы надевать шлепанцы. «Страх и трепет»

Философия не может и не должна давать нам веру, однако она должна понимать самое себя и знать, что именно она предполагает, и она не должна ничего отнимать, и уж во всяком случае не должна обманывать людей, притворяясь, будто это — ничто. «Страх и трепет»

Пусть другие жалуются, что наше время дурно, — я недоволен им за то, что оно ничтожно, совершенно лишено страсти. Мысли современного человека жидки и непрочны, как кружева, а сами люди жалки, как кружевницы. Людские помыслы слишком ничтожны даже для того, чтобы назваться греховными. Червяку еще, пожалуй, можно бы вменить в грех такие помыслы, но человеку, созданному по образу Бога! Вот почему душа моя постоянно обращается к Ветхому завету и Шекспиру. Там, по крайней мере, чувствуется, что говорят люди, — там ненавидят, там любят, убивают своего врага и проклинают его потомство во всех поколениях. там — грешат! «Афоризмы»

Тот, кто выбирает себя самого этически, обладает самим собой как задачей, а не как возможностью, не как игрушкой для игр собственного своеволия. Этически он может выбирать самого себя, только если он выбирает себя внутри непрерывности, а в этом случае он обладает самим собой как многообразно определенной задачей. «Или-или»

Несчастья налагают известный отпечаток гордости на характер, если только он не надломлен ими в конец. «Дневник обольстителя»

В то мгновение, когда устанавливается действительность, возможность отступает в сторону как ничто, привлекающее к себе всех безголовых людей. «Понятие страха»

Источник

Что такое молодость сон кьеркегор

Grandeur, savoir, renomee,

Amitie, plaisir ei bien

Tout n’est que vent, que fumee:

Pour mieux dire, touf n ‘est rien. *

* Величие, мудрость, громкое имя,

Не что иное, как ветер, как дым,

Какие люди странные! Никогда не пользуясь присвоенной им свободой в одной области, они во что бы то ни стало требуют ее в другой: им дана свобода мысли, так нет, подавай им свободу слова!

Есть болтливое резонерство, которое по своей нескончаемое и в смысле значения для истории сходно со списком необозримых египетских родословных.

Можно просто испугаться того, с каким мрачным глубокомыслием открывали в старину англичане двусмысленность в основе смеха. Вот что говорит, например, д-р Гартли: «Смех при появлении у детей есть начинающийся плач, вызванный болью, или сразу подавленное и повторяющееся через короткие промежутки выражение чувства боли». Что, если все на свете было бы лишь одним недоразумением, если бы смех был, в сущности, плачем!

Корнелий Непот рассказывает, как один начальник большого кавалерийского отряда, запертый неприятелем в крепости, приказывал ежедневно бить лошадей кнутом, чтобы они не захворали от продолжительной стоянки и бездействия.

Я тоже теперь живу как осажденный и, чтобы не пострадать от продолжительного бездействия, плачу, плачу, пока не устану.

Сдается мне, я представляю собой нечто в роде шахматной фигуры, о которой противник говорит: заперта!

Алладин* производит на нас такое освежающее впечатление именно потому, что мы видим в этой пьесе детски гениальную смелость самых причудливых желаний. А многие ли в наше время дерзают действительно пожелать, потребовать что-либо, обращаясь к природе: или, как благовоспитанное дитя, с просьбой «пожалуйста», или с бешенством отчаяния? В наше время много толкуют о том, что человек создан по образу и подобию Божию, но много ли найдется людей, которые, сознавая это, принимают по отношению к жизни тон повелителя? Не похожи ли мы все на Нурредина, низко кланяющегося духу, опасаясь потребовать слишком много или слишком мало? Не низводим ли мы каждое великое требование наше к болезненному созерцанию собственного я? Вместо того, чтобы предъявлять требования жизни, мы предъявляем их себе. к этому нас, впрочем, готовят и дрессируют!

* Драма Эленшлегера». Сюжет взят из «Тысячи и одной ночи». Прим. перев.

Предание говорит, что Пармениск потерял способность смеяться в трофонийской пещере, но снова приобрел ее на острове Делос, увидав уродливый обрубок, считавшийся изображением богини Лето. Нечто в роде этого было и со мной.

Чем я связан? Из чего была цепь, которою сковали волка Фенриса? Из шума кошачьих шагов, из бород женщин, из корней гор, из дыхания рыб, из слюны птиц. И я скован цепью из мрачных фантазий, тревожных грез, беспокойных дум, жутких предчувствий и безотчетных страхов. Цепь эта «упруга, легка как шелк, растяжима до бесконечности, и ее нельзя разорвать».

Я, может быть, и постигну истину, но до познания блаженства душевного мне еще далеко. Что же мне делать? Скажут: «займись делом». Каким? Чем мне заняться? Разве оповещать человечество о своей грусти, стараясь представить новые доказательства печального ничтожества человеческой жизни? Или открывать какие-нибудь новые, еще не известные доселе, темные стороны жизни? Этим я мог бы, пожалуй, стяжать себе редкую награду: прославиться, наподобие астронома, открывшего новые пятна на Юпитере. Предпочитаю, однако, молчать.

Источник

«Еще по одной» — притча Томаса Винтерберга о лишней рюмке

В прокате — «Еще по одной», новый фильм Томаса Винтерберга, решившего поразмышлять о смысле жизни у барной стойки: не в 0,5 промилле ли он заключен? Даниил Серебрянский посмотрел картину и считает, что в нынешней обстановке тотального контроля за здоровьем «Еще по одной» становится более чем актуальной притчей об отчаянии, слабости и безысходности.

«Еще по одной» — юбилейная (десятая) картина завсегдатая острых социальных и семейных тем, датчанина Томаса Винтерберга — друга Ларса фон Триера и одного из авторов архаичной «Догмы 95». А для соавтора Тобиаса Линдхольма — это четвертый фильм, сценарий к которому написан совместно с режиссером. В этом году драмеди под логотипом несостоявшихся из-за пандемии Канн-2020 вначале вошла в состав конкурсантов на кинофестивале в Торонто, затем в Сан-Себастьяне получила «Серебряную раковину» за актерский состав, после чего добралась до 42-го Московского международного кинофестиваля.

У главных героев Мартина, Томаса и Питера праздник — сорокалетие их друга Николая. Собравшись в ресторане, четверо школьных преподавателей из небольшого датского городка выпивают по бокалу шампанского и закусывают черной икрой «царскую» водку. Перед этим именинник делится с друзьями, на первый взгляд, забавной теорией норвежского философа и психотерапевта — некоего Финна Скэрдеруда. Ученый настаивает: пить можно и даже нужно, поскольку от природы человеку в крови не хватает пяти сотых грамма алкоголя. Если восполнить нехватку, повысится и эффективность, и креативность, а самое главное — уровень счастья. Ведь уже за последующим бокалом вина Мартин признается, что в отчаянии: работа в тягость, а семейная жизнь неспокойна. Последующая часть фильма — наблюдение за экспериментом, который все-таки решается провести эта фантастическая четверка. И не забудем о предсказуемом еще в начале исходе — исследование выйдет из-под контроля.

Актерский состав фильма собран по классической для автора схеме — из предыдущих картин собственного производства. Первыми, конечно, зацепят невероятно харизматичный артист европейского и голливудского кино: Мадс Миккельсен в роли учителя истории Мартина (с Винтербергом их связывает номинированная на всевозможные премии «Охота») и друг режиссера Томас Бо Ларсен (снимавшийся в доброй половине его фильмов) — на этот раз, в роли одинокого физрука Томми. Что до Ларса Ранте (преподаватель музыки, муж и отец троих детей Питер) и Магнуса Милланга (уставший от скучных уроков учитель психологии Николай), то их объединяет совместная работа — в «Коммуне». В ответе за изображение — Стурла Брандт Гревлен, норвежец-оператор с необыкновенным чувством стиля. Примечательно, что теперь его манера снимать, кажется, претерпела изменения и стала более выразительной.

Идея «Еще по одной» зрела в голове Винтерберга, по ходу, целую жизнь, ведь в родной Дании, как известно, пьют много и затяжно. Однако вовсе не спиртное играет здесь основную роль. «Этот фильм не об алкоголе, а о том, как выживать и бодрствовать», — объясняет Винтерберг в одном из интервью. Художник, безусловно, возвращается к классической теме из «Матрицы», которая легко формулируется одним лишь вопросом: «Как проснуться?». Мир сновидений для Винтерберга в «Еще по одной» — это очевидная экзистенция в кругу рутины. А катализатор перемен, способный пробудить человека и помочь выйти за пределы однообразия — выпивка. При этом любопытного зрителя может озадачить личность упомянутого ученого Финна Скэрдеруда. Сомнений в его существовании не оставляет сам Винтерберг, который несколько раз упоминал, что этот норвежский философ абсолютно реален.

Следить за взлетами и падениями Винтерберга настолько же увлекательно, насколько за самими работами режиссера. Дебютная драма «Торжество» принесла ему известность и почет. Второй же фильм (которым режиссер по сути должен доказывать неслучайность своего дебютного успеха) — фантастическая драма «Все о любви» — был всеми освистан. С тех пор и повелось: то ли попадет в мишень, то ли нет. Тем не менее, мастерство за годы не утратилось. Еще во времена короткометражного фильма «Мальчик, который ходил задом наперед», а затем наркодрамы «Субмарино» Винтерберг настаивал на том, что спиртное — неотъемлемая часть нашей жизни. В первом случае братья-тинейджеры раз за разом отхлебывали пиво из бутылки. Во втором — уже другие братья-тинейджеры пристрастились к более крепкой выпивке. После этого старший из братьев во взрослой жизни подсаживается на затуманивающее разум послевкусие. Естественно, что режиссер-постановщик неоднократно и всяческими способами противопоставляет зло пагубного пристрастия мысли о потребности выпить.

Источник

И немедленно выпил — «Еще по одной» Томаса Винтерберга

На этой неделе в прокат выходит трогательный и меланхоличный фильм Томаса Винтерберга о пьющих учителях. О Кьеркегоре, Хамфри Богарте и антиалкогольной сути происходящего на экране рассказывает Максим Семеляк.

Новый фильм Томаса Винтерберга «Еще по одной» так или иначе вписывается в длинную череду киноработ, посвященных напряженным отношениям скандинавских мужчин с алкоголем. (Отечественному зрителю тут уместно вспомнить было бы вспомнить «За спичками» Леонида Гайдая).

Мадс Миккельсен играет немолодого учителя истории по имени Мартин, самым наглядным образом переживающего все положенные кризисы: возрастной, семейный, профессиональный, мужской. Однажды вечером за безупречно гастрономическим ужином (водка, черная икра, бургундское Domaine Jerome Chezeaux 2011 года) он с тремя такими же педагогическими товарищами решает поставить эксперимент — а что если начать пить, причем каждый день, причем исключительно в рабочее время? Сомнительной затее находится научное обоснование — якобы норвежский психиатр Финн Скордеруд выдвинул идею о том, что человеческому организму хронически не хватает 0,5 промилле, а присутствие этого, как выразились бы истинные пьяницы, «полтоса», не только желательно, но и жизненно обусловлено. Что ж, эту нехитрую идею еще до рождения норвежского специалиста, но в чуть более афористичной форме высказывал Хамфри Богарт: «Беда этого мира состоит в том, что мы опережаем его на три рюмки».

Эксперимент стартует, все четверо подрываются усугублять в присутственные часы, в шкапчиках прячутся шкалики, и постепенно становится им, как писал Толстой в романе «Воскресение», весело и прекрасно. Однако ненадолго — поскольку один из героев в какой-то момент выдвигает неизбежную при таких обстоятельствах мысль: «Я хочу чтоб мы допились до вспышки». «Вспышка» — патологоанатомическая — себя ждать не заставляет.

Датское поле экспериментов на этой почве особенно благодатно. В этой благополучной стране самый высокий уровень подросткового алкоголизма в Европе (что немудрено с такими-то учителями), но кино Винтерберга не претендует на социальную драму. Поначалу «Еще по одной» немного напоминает «Большую жратву» Марко Феррери в версии «Квартета И», но большого бухалова, как и большого самоотвода у них толком не выходит. Фильм — про другое; сатира и юмор в сторону.

Он про то, что пьянство — такая же, в сущности, скучная, системная и проклятущая вещь, как и работа. Особенно если попытаться поверить его дисгармонию нелепой алгеброй (герои тут так же усердно считают промилле, как менее оригинальные люди — калории). В прошлом году Миккельсен засветился в рекламе безалкогольного нефильтрованного пива Carlsberg Wild — и от ощущения какой-то внутренней безалкогольности происходящего сложно отделаться на протяжении всего фильма. По сути, они со своими регламентами занимаются не безалкогольными, конечно, но именно что антиалкогольными делами — схожим образом покойный Жванецкий в одной поздней миниатюре призывал не пить хотя бы два часа в день.

Продемонстрированный в фильме Винтерберга новый обет целомудрия слегка напоминает манифест той самой «Догмы» 1995 года. Герои не пьют после восьми, выходные дни под запретом для возлияний, бесконечно важен командный дух. Всё — в целях высшего освобождения. Послушайте, но это же буквальное эхо догматических правил: «Дисциплина — вот наш ответ; жанровое кино неприемлемо, формат фильма должен быть Academy 35 mm, камера должна быть ручной, высшая цель — выжать правду из персонажей и обстоятельств» и т. д.

Фильму предпослан эпиграф из Кьеркегора: «Что такое юность? Сон. Что такое любовь? Содержание сна». Эта фраза больше для красоты и маскировки. У того же Кьеркегора есть куда более точная мысль для понимания винтерберговского кино:

«Несчастные люди надежды никогда не чувствуют столько боли, сколько люди воспоминания. У надеющихся всегда более радостное разочарование. Поэтому несчастнейшего всегда нужно искать среди несчастных людей воспоминания».

Пьющий человек как раз и становится человеком надежды, а не воспоминания. Неслучайно, синонимами опьянения служат беспамятство и забытье. Удел пьяницы — радостное разочарование, именно его и символизирует финальный пляс Мартина на пристани. Однако и здесь есть свои тонкости, что Винтерберг блестяще демонстрирует. Алкоголь, по Винтербергу, несет в себе известную кальвинистскую строгость. Слишком многое предопределено, и человеку воспоминания не стать человеком надежды, хоть он залейся. Поэтому в фильме и гибнет самый простецкий парень из четверки, физрук, а не историк или музыкант — им-то как раз есть во что задрапироваться. Они знают, как приукрасить беспощадный морок смежными иллюзиями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *