Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг

Молитва как пожизненный подвиг начинается с трудом, продолжается в труде и кончается усилиями труда. Она и сама есть труд до самой смерти. Спросили однажды великого в египетских отцах авву Агафона:

— Какая, отец, добродетель в подвижничестве труднее других?

— Простите мне, — отвечал тот, — я думаю, нет еще такого труда, как молиться Богу.

I. Необходимость труда для стяжания молитвенного дара

Его знаменитый соотечественник, в молодости открывавший ему свои помыслы, а под старость показывавший другим высоты духовного созерцания и молитвы, св. Исаак Сирин 3 добавил:

«Молитва имеет нужду в упражнении, чтобы ум умудрился долговременным пребыванием в оной. Молитва требует пребывания в ней потому, что с продолжением времени ум снискивает навык к упражнению, познает, как отражать от себя помысл, и долгим опытом научается тому, чего заимствовать не может из иного источника».

Итак, надо насильно заставлять себя молиться. Некоторые так отзываются, когда их посылают в церковь: «Мы не святые. » или: «Не хочется, что же насильно-то молиться. » Как будто хотят сказать, а иногда даже и говорят, что такая молитва неценна. Но это — ложный взгляд и непонимание дела, по незнанию духовной жизни. Наоборот, и для святых молитва есть постоянный труд, хотя и облегчаемый иногда до самозабвения благодатию Христовою. И надо положить труд еще на то, чтобы после уметь терпеть этот труд. «Не хочется» — переломи себя и захочется. Не хочется потому, что страсти, благоприобретенные и долгим навыком питаемые, разленивают нас, да и бесы мешают. Надо их победить.

Великий молитвенник последних времен земли Русской авва Иоанн Кронштадтский 4 убеждает:

«Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет; но сначала всегда нужно принуждать себя».

А у кого же учиться, как не у сего светильника молитвенного духа?

Впрочем, приведу еще одну цитату о необходимости труда и усилий для стяжания чистой молитвы из одного божественного мужа, а именно св. Макария Египетского, по наименованию Великого:

II. Какая польза от труда при молитве?

Таким образом, польза труда сказывается в том, что тот блаженный покой, к которому законно стремится душа человека и который подменивается сатаною посредством различных культурных суррогатов, чрез труд во Христе легко приобретается, упрочивается и делается навеки неотъемлемым. Этого, повторяю, можно достигнуть только чрез пожизненный труд, а покой, получаемый без последнего, — льстивый, призрачный, скоропреходящий и нисколько не успокаивающий человека.

Это — одна сторона дела, касающаяся лично самого человека. Но труд молитвенный, совершаемый по Богу, имеет большое значение и в том отношении, что парализует действия бесов, которые, как мы видели выше, особенно стараются мешать человеку при этом подвиге.

Но если бы человек и не видел никакой пользы от своего молитвенного труда, он не должен отчаиваться и унывать.

Вот еще и другое свидетельство тезоименитого ему нашего соотечественника — о. Иоанна Кронштадтского. Оно имеет в виду частный случай.

Итак, возлюбим молитвенный труд и не оставим его до самой своей смерти. Видим ли сейчас пользу от него или нет, да не унываем, ибо пользу эту мы увидим, когда поведут нас после смерти по мытарствам. Только сей труд поможет нам несколько в оправдание гнусных наших дел.

III. Отчего трудно молиться?

В заключение скажу несколько слов и о том, что создает нам дополнительные трудности при молитве помимо всех прочих поводов для рассеяния, вне нас находящихся. Нельзя ли облегчить себе дело молитвы? Нет ли чего такого, что если бы отнять, то во многом приблизило бы нас к Богу? — Есть.

«Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать, — глаголет нам из дали времен пророк Исайя. — Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59, 1-2).

1. Достопамятные сказания. Об авве Агафоне, 9. СПб., 1871. С. 42-43.

2. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 51-52. Слово 11. О древнем старце.

3. Там же. С. 165-166. Слово 39.

4. Сергиев И., прот. (Иоанн Кронштадтский). Моя жизнь во Христе. СПб.: Изд. П. Сойкина, 1903. С. 726.

Кстати, добавлю одну строчку к прославлению сего приснопамятного.

Святые, как известно, не по фамилиям величаются, а по месту подвигов: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоасаф Белгородский и т. д. Кощунством звучали бы для уха православного христианина именования Серафим Мошнин, Иоасаф Горленко, Димитрий Туптало. (Замечательно, что чем больше обмирщен человек, тем чаще он в своей речи и в письмах употребляет, хотя бы в скобках, фамилии позднейших святых, а неверующие люди, так те просто ненавидят монашеские имена, а зовут всех по фамилии. Это и понятно, потому что имя дается при крещении от Бога, а фамилия — прозвище, учреждение человеческое. Первое бес выговорить не любит, а иногда и не может по ненависти, а второе — легко и свободно произносит. Отсюда, поскольку человек работает бесу и поскольку одержим им, постольку не относится с уважением к именам божественным.)

У о. Иоанна Кронштадтского еще при жизни личную фамилию общий глас народный (который, по пословице, есть Божий) переменил на наименование «Кронштадтский», как характеризующее место будущего прославления его.

5. Преп. Макарий Великий. Духовные беседы, послания и слова с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях / Переведены с греческого при Московской духовной академии. М., 1852. С. 500.

Отсюда следует, что если неверующие хотят удостовериться в существовании бесов, то пусть присоединяются к Церкви и берутся усиленно за молитвенный подвиг. Ср.: «Основы» Отдел II. § 5. Злой дух. (О демонах).

6. Слова подвижнические. С. 220-223. Слово 49.

7. Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 239. Слово 28. О молитве, 40.

8. Там же. С. 241. Слово 28, 63.

9. Творения. Ч. 5. Сергиев Посад, 1892. С. 354. Подвижнические уставы. Гл. 1.

10. Лествица. С. 237. Слово 28, 29.

11. Сергиев И., прот. (Иоанн Кронштадтский). Моя жизнь во Христе. С. 608.

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Иерей Петр Боярский. О подвиге молитвы

0 ПОДВИГЕ МОЛИТВЫ О.ПЕТРА
«Смирение есть постоянная молитва со cлезaми и трудом.
Ибо оно, всегда призывaя на помощь Бога, не пoзволяет дерзко
полагаться на собственную силу и мудрость и превозноситься над другими »
Максим Исповедник

B молитвенном подвиге, в этой кровавой борьбе со врагами спасения о.Пётр достиг такой высоты, o которой нельзя говорить без трепета и изумления. Непрестанно взывать сладчайшее имя Господа нашегo Иисуса Христа для него стало столь же естественным, как и дышать. Каждое его дыхание славило Господа, и он мог вместе из псалмопевцем Давидом сказать: «Пою Господу Богу моeму дондеже есмь».

Афонский подвижник о.Спиридон, узнав, что у о.Силуана молитва не прерывается никаким внешним деланием, с удивлением признал, что «он велик». И нам ничего не остаётся, как только удивляться милости Божией, видя двадцатилетнего Старца. Именно эта чудесная молитва, которая не побеждалась и сном, больше всего свидетельствует о том, кем был о.Пётр, что в свои 20 лет он взошёл в меру мужа совершенного и достиг пристани святого безмолвия, о котором преподобный Иоанн Лествичник сказал: «Безмолвник есть земной образ Ангела, который на хартии любви рукописанием тщания освободил молитву свою от лености и нерадения. Безмолвник тот, кто явственно вопиет: готово сердце мое, Боже (Пс.57, 8). Безмолвник тот, кто говорит: аз сплю, а сердце мое бдит (П.Песн.5.2)» (И. Леств. 27:17).

Я вышла из храма и по дороге всё время испытывала страх и робость. Но благословение батюшки дало мне силы и я с искренними слезами просила прощения, и вышло всё как нельзя лучше. Через некоторое время я осознала, что это было благодаря благословению о.Петра. После этого случая мне хотелось всегда брать благословение у батюшки Петра, потому что он давал его с особенным вниманием к человеку и со внутренней молитвой. Поэтому и люди к нему очень тянулись и советовались с ним как с опытным священником, хотя он был очень молод» (Наталия, прихожанка Свято-Никольского храма).

А меня очень заинтересовало: почему нe заходить? Что он там будет делать? Я тиxонько подошла к той комнате, где он был, и через прозрачные занавески на дверях увидела, что о.Пётр стоит на коленях перед великой иконой «Тайная вечеря» и молится. А c глaз градом текут по щекам слёзы. И я так же тихо на цыпочках отошла от комнаты сына, чтобы он не заметил, что я была у дверей. Два часа он не выходил из комнаты – всё молился.

Сколько нaдо было иметь внимания, сочувствия к каждому человеку, чтобы при кpаткoвременной встрече не пpосто увидeть боль, страдaние другого, но и проникнуться этой скорбью, понести её в своей душе, как свою. Мы-то и о своём rope не умеем так плакать пред Господом, как о.Пётр омывaл слезами скорбь ближнего.

По милости Божией и по молитвам Господь помогал всегда и давал облегчение. Но чтобы так, в один миг, такoго в моей жизни не припомню. » (Фотиния).
Молитва батюшки имела поистине чудесную силу обрaщать омрачённые неверием сердца ко Христу, к Свету Истины. Когда он ходил на тpебы исповедывать болящиx или умиpaющиx, то видя пред собою живой обрaз Христовой любви, нередко исповедывала свои прегрешения и вся семья, хотя многие до встpечи c батюшкой были не просто равнодушными к вере, но и ожесточёнными в своём неверии.

Познавший опытно сущность аскетического подвига да простит нам наше невежественное дерзновение писать o том, от чего дaлеко отстоит наше окаянство. O том же молитвенном подвиге батюшки, o котором мы хотим поведать сейчас, нам бы вообще не подобало говорить. И только любовь к о.Петру пoдвигает не умолчать o нём.
Свидетель тайн божественной любви старец Силуан пишет: «Когда Дуx Святой исполнит всего человека сладостью любви Своей, тогда мир забыт совершенно и душа вся в неизреченной радости созерцает Бога; но когда душа снова вспомнит мир, тогда от любви Божией и жaлости к человеку она плачет и молится за весь мир».

Батюшка очень мало спал: по 2 часа в сутки. И я его всё уговаривала: «Сыночек, ты не хочешь спать? Тебе же надо поспать, отдохнуть… Он день и ночь читал «Жития святых». А в детстве его глаза болели и он носил очки. Я его спросила: «Сынок, неужели у тебя не болят глаза, столько читать день и ночь и совсем не спать?» А он мне сказал: «Мама, всё Господь так дает. Если любить Господа, то Господь никогда не покидает любящих Его. И что у Господа попросишь с верой, то Господь и подаст. » (Из воспоминаний матери).

Источник

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвигВ опрос: Нужно ли заставлять себя молиться, что такое молитвенный подвиг?

Р ассуждает протоиерей Андрей Николаиди.

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Н аверняка у каждого человека, слышавшего о молитве и стремящегося научиться истинному богообщению, возникал вопрос: «Как правильно молиться; как приблизить свою молитву к молитве церковной?»

П режде всего необходимо помнить, что молитвенный подвиг – это тяжелый труд, и для его успешного выполнения требуется то, что нужно при обычном осуществлении любого трудного задания – постоянство.

Д ля духовной жизни очень важно постоянство. Необходимо молиться не только тогда, когда душа под воздействием Божественной благодати сама ищет молитвы, не только тогда, когда слезы умиления сами льются из глаз. Надо заставлять себя молиться и тогда, когда совесть молчит, когда холодность и бесчувственность сковывают сердце, когда лень парализует все душевные силы, когда искусительный помысл шепчет: «Сейчас пойди отдохни, забудь на часок-другой о Боге, о ближних, о любви, а потом когда-нибудь вспомнишь. Когда будет благодатная легкость в душе, тогда и помолишься, а сейчас займись мирскими делами, окунись в суету, отдались от Бога».

Н о почему-то к человеку, поддавшемуся на подобную уловку древнего змия и человекозавистника диавола, умиление и духовные порывы приходят все реже и реже, а значит, все реже и реже он молится, а значит, все реже и реже просит Божественной помощи, а значит, все реже и реже получает эту помощь, все дальше и дальше отдаляется от Бога, от счастья, от любви.

И менно поэтому необходимо заставлять себя перебарывать леность и холодность сердца и вставать на молитву. Такое самопринуждение к молитвенному деланию в аскетике носит наименование понуждения и является одним из основных аспектов подвига. Необходимо понуждать себя к молитве, и это понуждение должно носить ежедневный характер.

В идеале человек должен молиться постоянно, непрерывно, каждый вздох своей жизни растворяя обращением к Богу и согревая памятью о Нем. Но достичь этого крайне сложно, и отправной точкой на нелегком пути к такому идеалу является понуждение себя к ежедневной молитве утром и вечером.

К аждый, кто знаком с православным молитвословом, знает, что в нем помещены «Молитвы утренние» – т. е. те, которые необходимо прочитать утром, прежде всех дел, и «Молитвы на сон грядущим» – т. е. те, которые предназначены отходящим ко сну, вечерние молитвы.

В о время чтения утренних молитв мы благодарим Бога за то, что Он сподобил нас, пройдя поприще темной ночи, увидеть солнечный день, за то, что Он сохранил нас от всяких напастей в темное время суток, и испрашиваем Его благословение на наступающий день.

В о время вечерних молитв мы благодарим Господа за Его Божественную помощь в наших дневных делах и заботах и просим защиты и заступления в часы приближающейся ночи. Ежедневное чтение этих молитв составляет своеобразный молитвенный ритм подлинной христианской жизни, учит нас некоторое время собственного досуга уделять Богу и во многом определяет наше отношение к реальности. Каждый, кто понуждает себя к ежедневному предстоянию перед Богом, знает, насколько важна регулярная молитва и какие плоды она приносит.

К роме утренних и вечерних молитв, которые являются, так сказать, обязательным молитвенным минимумом, существует еще огромное число молитвословий, могущих стать молитвенной канвой нашего общения со Творцом. К ним относятся как отдельные краткие молитвы, так и достаточно обширные церковные произведения – такие как акафисты и каноны. Использование таких гимнографических творений на домашней келейной молитве определяется духовными силами и личными возможностями человека, а также благословением духовника.

С ами по себе каноны и акафисты представляют собой многострофные гимны, посвященные Господу, Богородице или кому то из святых, и имеют определенную форму построения. Эти церковные произведения можно назвать «богословскими поэмами», потому что в поэтически развитую молитвенную форму облекается глубокое богословское содержание.

О бычно каноны и акафисты присоединяются к утренним и вечерним молитвам, становясь как бы дополнением к обязательному минимуму, но могут быть прочитаны на молитве и в течение дня. В таком случае, по традиции, они предваряются определенными начальными молитвословиями, которые настраивают душу человека на молитвенный лад и в богослужебных книгах носят наименование «Начало обычное». Именно этими молитвословиями начинаются и утренние, и вечерние молитвы, и большинство церковных служб.

Н ачалом любой молитвы является возглас, прославляющий Бога. Если человек носит церковный сан и является священнослужителем Православной Церкви, то молитву, как и богослужения, он начинает древним возгласом, который берет свое начало из ветхозаветной традиции берахи: «Благословен Бог наш…» Если человек не входит в клир церковный, т. е. является обычным мирянином, он начинает свое молитвословие призыванием Имени Христа Спасителя и выражением собственного упования на молитвенную помощь всех святых – «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас».

З атем следует призывание благодати Святого Духа, Который есть Единым истинным подателем молитвы, – читается молитва Святому Духу «Царю Небесный». После этого в определенном порядке следуют несколько молитв, посвященных Пресвятой Троице. Они завершаются чтением молитвы молитв, которая, по словам праведного Иоанна Кронштадтского, является «экстрактом Евангелия» – молитвы Господней «Отче наш».

З атем двенадцать раз читается самая краткая и простая, но одна из самых емких молитв – «Господи помилуй», завершаемая малым славословием и призывом к поклонению Богу. Эти молитвословия получили наименование «обычного начала» или «начальных молитв», после которых следуют уже другие молитвословия – акафисты, каноны, молитвы.

П о традиции, зафиксированной в богослужебных книгах, перед началом акафиста или канона читается пятидесятый псалом, псалом покаянный, рождающий в душе человека покаянные чувства, позволяющий преодолеть гордыню и избежать соблазнов духовной прелести.

З аканчиваются молитвы прославлением Пресвятой Богородицы словами молитвы «Достойно есть», малым славословием «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков» и троекратным «Господи, помилуй», после которой читается то же обращение к Богу, которым мы начинаем наши молитвословия – «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас».

Источник

Православная Жизнь

Рассуждает протоиерей Андрей Николаиди.

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Наверняка у каждого человека, слышавшего о молитве и стремящегося научиться истинному богообщению, возникал вопрос: «Как правильно молиться; как приблизить свою молитву к молитве церковной?»

Прежде всего необходимо помнить, что молитвенный подвиг – это тяжелый труд, и для его успешного выполнения требуется то, что нужно при обычном осуществлении любого трудного задания – постоянство.

Для духовной жизни очень важно постоянство. Необходимо молиться не только тогда, когда душа под воздействием Божественной благодати сама ищет молитвы, не только тогда, когда слезы умиления сами льются из глаз. Надо заставлять себя молиться и тогда, когда совесть молчит, когда холодность и бесчувственность сковывают сердце, когда лень парализует все душевные силы, когда искусительный помысл шепчет: «Сейчас пойди отдохни, забудь на часок-другой о Боге, о ближних, о любви, а потом когда-нибудь вспомнишь. Когда будет благодатная легкость в душе, тогда и помолишься, а сейчас займись мирскими делами, окунись в суету, отдались от Бога».

Но почему-то к человеку, поддавшемуся на подобную уловку древнего змия и человекозавистника диавола, умиление и духовные порывы приходят все реже и реже, а значит, все реже и реже он молится, а значит, все реже и реже просит Божественной помощи, а значит, все реже и реже получает эту помощь, все дальше и дальше отдаляется от Бога, от счастья, от любви.

Именно поэтому необходимо заставлять себя перебарывать леность и холодность сердца и вставать на молитву. Такое самопринуждение к молитвенному деланию в аскетике носит наименование понуждения и является одним из основных аспектов подвига. Необходимо понуждать себя к молитве, и это понуждение должно носить ежедневный характер.

В идеале человек должен молиться постоянно, непрерывно, каждый вздох своей жизни растворяя обращением к Богу и согревая памятью о Нем. Но достичь этого крайне сложно, и отправной точкой на нелегком пути к такому идеалу является понуждение себя к ежедневной молитве утром и вечером.

Каждый, кто знаком с православным молитвословом, знает, что в нем помещены «Молитвы утренние» – т. е. те, которые необходимо прочитать утром, прежде всех дел, и «Молитвы на сон грядущим» – т. е. те, которые предназначены отходящим ко сну, вечерние молитвы.

Во время чтения утренних молитв мы благодарим Бога за то, что Он сподобил нас, пройдя поприще темной ночи, увидеть солнечный день, за то, что Он сохранил нас от всяких напастей в темное время суток, и испрашиваем Его благословение на наступающий день.

Во время вечерних молитв мы благодарим Господа за Его Божественную помощь в наших дневных делах и заботах и просим защиты и заступления в часы приближающейся ночи. Ежедневное чтение этих молитв составляет своеобразный молитвенный ритм подлинной христианской жизни, учит нас некоторое время собственного досуга уделять Богу и во многом определяет наше отношение к реальности. Каждый, кто понуждает себя к ежедневному предстоянию перед Богом, знает, насколько важна регулярная молитва и какие плоды она приносит.

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Кроме утренних и вечерних молитв, которые являются, так сказать, обязательным молитвенным минимумом, существует еще огромное число молитвословий, могущих стать молитвенной канвой нашего общения со Творцом. К ним относятся как отдельные краткие молитвы, так и достаточно обширные церковные произведения – такие как акафисты и каноны. Использование таких гимнографических творений на домашней келейной молитве определяется духовными силами и личными возможностями человека, а также благословением духовника.

Сами по себе каноны и акафисты представляют собой многострофные гимны, посвященные Господу, Богородице или кому то из святых, и имеют определенную форму построения. Эти церковные произведения можно назвать «богословскими поэмами», потому что в поэтически развитую молитвенную форму облекается глубокое богословское содержание.

Обычно каноны и акафисты присоединяются к утренним и вечерним молитвам, становясь как бы дополнением к обязательному минимуму, но могут быть прочитаны на молитве и в течение дня. В таком случае, по традиции, они предваряются определенными начальными молитвословиями, которые настраивают душу человека на молитвенный лад и в богослужебных книгах носят наименование «Начало обычное». Именно этими молитвословиями начинаются и утренние, и вечерние молитвы, и большинство церковных служб.

Началом любой молитвы является возглас, прославляющий Бога. Если человек носит церковный сан и является священнослужителем Православной Церкви, то молитву, как и богослужения, он начинает древним возгласом, который берет свое начало из ветхозаветной традиции берахи: «Благословен Бог наш…» Если человек не входит в клир церковный, т. е. является обычным мирянином, он начинает свое молитвословие призыванием Имени Христа Спасителя и выражением собственного упования на молитвенную помощь всех святых – «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас».

Затем следует призывание благодати Святого Духа, Который есть Единым истинным подателем молитвы, – читается молитва Святому Духу «Царю Небесный». После этого в определенном порядке следуют несколько молитв, посвященных Пресвятой Троице. Они завершаются чтением молитвы молитв, которая, по словам праведного Иоанна Кронштадтского, является «экстрактом Евангелия» – молитвы Господней «Отче наш».

Затем двенадцать раз читается самая краткая и простая, но одна из самых емких молитв – «Господи помилуй», завершаемая малым славословием и призывом к поклонению Богу. Эти молитвословия получили наименование «обычного начала» или «начальных молитв», после которых следуют уже другие молитвословия – акафисты, каноны, молитвы.

По традиции, зафиксированной в богослужебных книгах, перед началом акафиста или канона читается пятидесятый псалом, псалом покаянный, рождающий в душе человека покаянные чувства, позволяющий преодолеть гордыню и избежать соблазнов духовной прелести.

Заканчиваются молитвы прославлением Пресвятой Богородицы словами молитвы «Достойно есть», малым славословием «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков» и троекратным «Господи, помилуй», после которой читается то же обращение к Богу, которым мы начинаем наши молитвословия – «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас».

Источник

Московская Сретенская Духовная Академия

ГлавнаяНовостиОбразование «Молитва – главный подвиг христианина» 4.

«Молитва – главный подвиг христианина» 40 изречений святителя Игнатия Брянчанинова о молитве

Святитель Игнатий Брянчанинов называет молитву главным подвигом христианина. Но как молиться правильно? Давайте разбираться, с помощью изречений святителя Игнатия.

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

«Молитва – это обращение падшего и кающегося человека к Богу. Это излияние пред Богом сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека».

Значение молитвы для спасения

«Путь к Богу – молитва. Молись постоянно, – и удобно наследуешь спасение».

«Свят, велик, душеспасителен подвиг молитвы. Все прочие подвиги – подвиги служебные этому подвигу; предприемлются они для того, чтоб подвиг молитвы совершался успешнее, чтоб плоды молитвы были обильнее».

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как чистая совесть

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Как быть готовым к молитве

«Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как чистая совесть».

«Умеренное, благоразумное, постоянное воздержание от пищи и пития делает тело легким, очищает ум, дает ему бодрость и потому служит также приготовлением к молитве».

«Когда от души простишь всем ближним согрешения их, тогда откроются тебе твои собственные согрешения. Ты увидишь, сколько нуждаешься в милосердии Божием, сколько нуждается в нем все человечество: ты восплачешь пред Богом о себе и о человечестве».

«Отвергни помышления и попечения земные».

«Покади в сердце твоем фимиамом страха Божия и святого благоговения. Помысли, что ты прогневал Бога бесчисленными согрешениями, которые Ему явнее, нежели самой совести твоей. Ты возбудишь плач сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления». Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Как стоять на молитве

«Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом. Точно ты стоишь пред Ним!»

«Давай при молитве самое благоговейное положение телу. Стой, как осужденный, с поникшею главою, не смея воззреть на небо, с опущенными вниз руками или сложив их сзади, как бы от связания веревками, как обыкновенно бывают связаны схваченные на месте преступления преступники».

«Звук голоса твоего да будет жалостным звуком плача, стоном уязвленного смертоносным орудием или терзаемого лютою болезнию».

О чем нужно молиться

«Начало молитвы должно состоять из славословия Бога, из благодарения Богу за бесчисленные благодеяния Его. Потом мы должны принести Богу искреннее исповедание грехов наших, в сокрушении духа. В заключение можем предложить, впрочем, с великим смирением, прошения Господу о наших нуждах, душевных и телесных, предоставляя благоговейно исполнение и неисполнение этих прошений Его воле».

«Приноси Богу прошения, сообразные величию Его. Просил у Него Соломон премудрости и получил ее, и с нею множество других благ: потому что просил благоразумно».

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Как произносить слова молитвы

«Произноси слова молитвы неспешно».

Как добиться внимательной молитвы

«Душа молитвы – внимание. Научись молиться от всего помышления твоего, от всей души твоей, от всей крепости твоей. Спросишь: что это значит? Этого нельзя иначе узнать, как опытом. Старайся постоянно заниматься внимательною молитвою: внимательная молитва доставит тебе разрешение вопроса блаженным опытом».

«Внимание есть первоначальный дар Божественной благодати, ниспосылаемый трудящемуся и терпеливо страждущему в подвиге молитвенном. Благодатному вниманию должно предшествовать собственное усилие ко вниманию. Последнее должно быть деятельным свидетельством искреннего желания получить первое».

«Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силой веры, ударяй в сердце страхом Божиим и удобно приучишься ко вниманию». Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

«Ум во время молитвы должно иметь и со всей тщательностию сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения».

«Если бы во время молитвы твоей представился тебе вид Христа или Ангела, или какого святого, никак не принимай этого явления за истинное, не вступи с ним в беседу. Иначе подвергнешься обману и повреждению душевному, что и случилось со многими. Человек, до обновления его Святым Духом, неспособен к общению со святыми духами».

«Святые иконы приняты Святою Церковию для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом. Ум твой храни безвидным: величайшая разница быть в присутствии Господа и воображать Господа».

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Величайшая разница быть в присутствии Господа и воображать Господа

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Ощущение присутствия Божия

«Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее спасительное чувство благоговения».

«Высокое состояние ощущение присутствия Божия! Им удерживается ум от беседы с чуждыми помыслами, наветующими молитву; по причине его обильно ощущается ничтожество человека; по причине его является особенная бдительность над собой, хранящая человека от согрешений, даже самомалейших».

«Ощущение присутствия Божия доставляется внимательною молитвою. Много способствует к приобретению его и благоговейное предстояние перед святыми иконами».

Признаки правильной молитвы

«Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва – без души».

«Истинный плод молитвы – истинное покаяние».

«Ощущения, порождаемые молитвой и покаянием, состоят в облегчении совести, в мире душевном, в примирении к ближним и к обстоятельствам жизни, в милости и сострадании к человечеству, в воздержании от страстей, в хладности к миру, в покорности Богу, в силе при борьбе с греховными помыслами и влечениями».

«Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть самообольщение». Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

«Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок, то послушаниями, и не имея возможности уделять на молитву столько времени, сколько бы ты хотел, не смущайся этим: законно и по совести проходимое служение приготовляет человека к усердной молитве и заменяет качеством количество».

«Помни премудрое наставление великого наставника подвижников: “Если ты понудишь тело немощное на дела, превышающие силы его, то этим влагаешь в душу твою помрачение и приносишь ей смущение, а не пользу”».

«Многоглаголание, осужденное Господом, заключается в многочисленных прошениях о временных благах. Но Господь отнюдь не осудил продолжительных молитв. Он сам освятил продолжительную молитву, пребывая подолгу в ней».

Синергия Бога и человека

«Молитва – дар человеку от Бога. Сам Бог, даяй молитву молящемуся, соделается нашим учителем молитвы».

«Победа в брани с демонами – дар Бога. Поражение – попущение Божие для смирения».

«Иногда немедленно бывает услышано наше прошение; иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас, то есть нескоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения».

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

Душа молитвы – внимание

Что такое молитвенный подвиг. Смотреть фото Что такое молитвенный подвиг. Смотреть картинку Что такое молитвенный подвиг. Картинка про Что такое молитвенный подвиг. Фото Что такое молитвенный подвиг

«Заповедует Господь: Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Здесь указано не однократное действие, но постоянное; повеление распространяется на всю земную жизнь человека».

«Глава добродетелей – молитва; их основание – пост. Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва».

«Когда восстанешь от сна, первая мысль твоя да будет о Боге. Когда отходишь ко сну – последние твои мысли да будут о вечности».

«Возлюбив подвиг молитвы, возлюби молчание: оно сохраняет силы души способными к постоянной молитве».

«Путь умной молитвы есть путь царский, избранный. Он настолько возвышеннее и изящнее всех других подвигов, насколько душа превосходнее тела: он возводит из земли и пепла в усыновление Богу».

«Моление именем Господа Иисуса Христа требует трезвенной, строго нравственной жизни, жизни странника, требует оставления пристрастий. Должно устранить от себя изнеженность и наслаждения плотские во всех видах».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *