Что такое модифицированная программа

Образовательная программа дополнительного образования — классификация, нормативно-правовая основа

Что такое модифицированная программа. Смотреть фото Что такое модифицированная программа. Смотреть картинку Что такое модифицированная программа. Картинка про Что такое модифицированная программа. Фото Что такое модифицированная программа Оксана Смирнова
Образовательная программа дополнительного образования — классификация, нормативно-правовая основа

Тема: Образовательная программа дополнительного

образования: классификация, нормативно-правовая основа.

Определение понятия «образовательная программа дополнительного образования». Целевые ориентиры образовательной программы дополнительного образования. Подходы к классификации образовательных программ. Классификация программ по уровню разработки, по уровню организации процесса, по цели обучения, по уровню реализуемых функций. Адаптированная программа. Нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Сегодня в образовательном пространстве используются разные сочетания слов «образование детей», «программа», «дополнительное». В научно-методических источниках и педагогической практике встречаются понятия «программа дополнительного образования детей», «образовательная программа дополнительного образования детей», «дополнительная образовательная программа». В нормативно-правовых актах употребляется термин «образовательная программа дополнительного образования», а в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» фиксируется соотношение по уровням общего и профессионального образования основных и «дополнительных образовательных программ» (гл. 2, ст. 12). В нормативных документах, появившихся после утверждения закона, употребляется термин «дополнительная общеобразовательная программа» (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008, регистрационный № 30468).

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительным образовательным программам относятся:

Дополнительная образовательная программа это:

нормативный документ, который отражает специфику содержания образования;

форма инновационной деятельности педагога;

инструмент развития познавательной мотивации, индивидуальных способностей учащихся.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Дополнительное образование детей является частью общего педагогического пространства, в связи с этим при проектировании образовательного процесса по дополнительной образовательной программе, необходимо реализовать его преемственность к ФГОС и при этом учитывать требования, которые предъявляются к результатам в системе общего образования, дополнять содержание общего образования и обеспечивать реализацию принципа вариативности образования.

При разработке программы важно проанализировать потенциал предмета дополнительного образования в рамках реализуемой направленности, выделить систему ценностей и универсальные учебные действия, которые необходимо формировать через усвоение содержания данного предмета. При этом важно изучить содержание обязательных предметов основной образовательной программы, чтобы избежать дублирования и обеспечить преемственное дополнение и межпредметные связи.

Разработка дополнительных общеобразовательных программ с опорой на положения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования способствует интеграции общего и дополнительного образования, как условия достижения новых образовательных результатов.

Любая классификация программ в образовании – это опыт самоопределения в содержании деятельности, образовательных технологиях и методиках, это и показатель цельности системы, скоординированности, единства еёсоставляющих: концептуальных идей, средств, реализующих в реальной практике.

Подходы к классификации образовательных программ отличаются выбором критерия – обязательного системообразующего фактора. Любая классификация образовательных программ всегда остается результатом некоторого упрощения действительных граней между типами и видами, т. к. они всегда условны и относительны.

С развитием теории и практики дополнительного образования детей уточнение и изменение классификаций неизбежно. В современной системе дополнительного образования детей программы классифицируютсяпо следующим критериям:

По уровню разработки:

Типовая (примерная) программа, утвержденная Минобрнауки РФ и рекомендуемая в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;

Авторская программа в дополнительном образовании детей — это существенно новая программа, отличающаяся не только новизной замысла, но и собственной концептуальной основой и новыми методическими идеями. Авторская программа это не только самоценный тип образовательной программы, но и показатель качества деятельности организации.

По уровню организации процесса:

Сквозные программы предполагают реализовать общую цель через несколько программ.

Познавательные программы. Учащиеся ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей.

Программы социальной адаптации направлены на успешную социализацию учащихся в условиях дополнительного образования. Данные программы предполагают освоение ребенком положительного социального опыта и выработку ценностных ориентации.

Профессионально-прикладные программы направлены на освоение навыков и умений в актуальной области науки или практической деятельности.

Спортивно-оздоровительные программы пропагандируют здоровый образ жизни.

Досуговые программы.

По уровню реализуемых функций: учебная, развивающая, воспитательная, комплексная, досуговая, программы оздоровления, социальной поддержки, социальной адаптации, коррекции, компенсации.

Организации дополнительного образования осуществляют свою образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Понятие «образовательная программа» данное в ФЗ № 273 определяет сущность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. (ФЗ № 273, гл. 1, ст. 2, п. 9).

В настоящее время цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих нормативных документах:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

ФЗ №273 так же определяет перечень организаций, имеющих право реализовывать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ФЗ № 273 ст. 23, п. 3,4; ст. 31; ст. 77).

Лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, называются «учащимися» (ФЗ ст. 33, п. 2).

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на основаниях, указанных в Концепции (гл. IV).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ № 273, ст. 75, п. 1, но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ № 273, ст. 75, п. 3); в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Приказ № 1008, п. 15).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ № 273, ст. 2, п. 14, а только федеральные государственные требования по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам.

Существенными (качественными) характеристиками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является:

Разная направленность. Определение направленности (профиля) программ указано в ФЗ № 273 (ст. 2)

В системе дополнительного образования детей дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программыреализуются по шести направленностям: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

Общая целевая установка содержания направлено на развитие личности учащегося, развитии мотивации, творчества, положительного эмоционального состояния; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;

Адекватность современным образовательным технологиям.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.

Образовательная программа дополнительного образования детей по художественно — эстетической направленности «Самоделкин» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск.

Образовательная программа дополнительного образования детей «LEGO-конструирование» LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую.

Образовательная программа дополнительного образования детей по математике «Всезнайка» для детей 6 лет Содержание Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.1. Пояснительная записка.

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки» Часть 2 Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки» для детей младшего.

Образовательная программа дополнительного образования по математике «Маленькие знатоки» для детей 4–5 лет Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной.

Программа дополнительного образования «Мои права» Введение Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей,.

Источник

Сообщение для использующих чтение с экрана

Внимание: вы используете устаревший браузер! Мы советуем вам обновить программное обеспечение до новой версии или скачать альтернативный браузер: здесь вы можете загрузить последнюю версию Firefox.
Если вы работаете в операционной системе Windows на компьютере с низкой производительностью Midori.

Внимание, ваш браузер устарел и больше не поддерживается. Мы рекомендуем просматривать наш вебсайт в режиме полный доступ.

Опции формата

Режим просмотра:

Размер текста:

Внешний вид:

Ширина просмотра:

Поиск

Сайт отдела образования

Администрации Мордовского района Тамбовской области

Дополнительное содержание (верхнее)

Дополнительные ресурсы (левая колонка)

Дополнительные ресурсы (правая колонка)

Облако тегов

Главное содержание

Классификация дополнительных образовательных программ

Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен чётко определиться с тем, какую по виду программу он собирается предложить, и для этого целесообразно познакомиться с критериями, которые используются при классификации программ дополнительного образования детей.

Классификация программ проводится по различным основаниям. По наиболее распространённой в дополнительном образовании детей классификации *(Одним из первых официальных изданий, предложивших данную классификацию, было Приложение к журналу «Внешкольник», выходившее под названием «Библиотека педагога-практика». Брошюра называлась: Материалы по аттестации учреждений дополнительного образования детей. – М., 1999. – С.40-41.) образовательные программы подразделяются на следующие виды: примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская.

Примерная (типовая) программа рекомендована государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий её соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей (по содержанию и оформлению). Примерная (типовая) программа задаёт некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности (в рамках той или иной направленности); от него и следует отталкиваться педагогу при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать и т.д. Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.

Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но изменённая с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например: отчётные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д., но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, присущих исходной программе, которая была взята за основу.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определённых трудностей в образовательном процессе. К экспериментальной деятельности ведёт неудовлетворённость практической ситуацией.

Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.

Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В некоторых регионах России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдаётся сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

В соответствии с классификацией образовательных программ дополнительного образования детей по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные.

Комплексные программы, которые представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое. К таким программам относятся:

1. Программы профильных школ системы дополнительного образования (художественные, спортивные, музыкальные) либо групп развития дошкольников, существующих при многих школах, гимназиях, а так же дворцах и домах творчества. Это программы с многоступенчатым обучением и набором различных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик. Пример – комплексная программа студии раннего развития дошкольников «Сорока» Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г.Челябинска, включающая: художественное творчество (лепка), хореографию и ритмику, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, коррекционно-логические задания «Родная речь», развитие элементарных математических представлений, английский для дошкольников.

2. Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или профессии. Например, комплексная образовательная программа театрально-музыкальной студии «Карусель» Дома детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга позволяет учащимся получить знания и практические навыки не только по основам актёрского мастерства – основному профилю обучения в студии, но и оп музыке, сценическому движению, способам изготовления декораций, театральной этике, психологии общения.

3. Программа творческих групп педагогов, объединённых одной задачей, общей концепцией, едиными подходами к содержании, организации, результатам педагогической деятельности, но работающих по разным образовательным направлениям. Например, комплексная коррекционно-развивающая программа «Букет настроений», реализуемая в Доме детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга, рассчитана на младших школьников, испытывающих трудности адаптации к школьной жизни. В течение всего учебного года учитель регулярно приводит свой класс в Дом творчества, где дети под попечительством педагогов дополнительного образования включаются в интересную для них досуговую деятельность – театральную, игровую, изобразительную. Создаётся такая среда общения, которая оказывает благотворное воздействие на психику ребёнка: снимает напряжение, нейтрализует агрессивные устремления, развивает эмпатию, формируем коммуникативные навыки, помогает усваивать общепринятые нормы поведения, содействует формированию в классе благоприятного психологического климата.

Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки её содержания и эффективности функционирования. В теории интеграции в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.

К таким программам относятся дополнительные образовательные программы, взаимосвязанные с общеобразовательными предметами. Например, в Детской художественной школе «Трёхозёрье» при школе № 1048 г.Москвы образовательный процесс осуществляется по программе «Эстетическая экология». Происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, её экологических особенностей, истории края. Другой пример – курс «Я и мир» во Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска. Эта программа берёт на себя функции интеграции природоведческих и социальных знаний, формирует целостность взгляда на природу, общество, место человека в них.

Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо вести и реализовать общую цель через несколько программ. Главная задача такой программы – соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу, с учётом возрастных особенностей детей, их числа в группах, оценки физического состояния и т.д. Примерами могут служить программа «Здоровье», назначение которой – в создании условий для оздоровительной деятельности детей и которая реализуется через школьные учебные предметы и внеурочную деятельность, а так же программа «Одарённый ребёнок», направленная на адаптацию и поддержку общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы школьников.

Приведённые классификации образовательных программ далеко не исчерпывают их возможного разнообразия в системе дополнительного образования детей.

Источник

Классификации образовательных программ дополнительного образования детей

Образовательная программа учебной группы или детского коллектива – это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности.

Образовательная программа содержит условия, методы и технологии достижения целей, а также предполагаемый конечный результат. Она также раскрывает структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

В образовательных учреждениях действуют следующие программы:

— преподавание нового учебного курса (предмета);

— реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программы различают (Л.Г. Логинова):

К таким программам относятся:

Элементами интегрированной программы являются конкретные предметные программы дополнительного образования детей или определенные школьные учебные курсы. Коллектив педагогов, работающих по такой программе, объединен не только общей концепцией, но и общей педагогической технологией; например, организацией учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Системная программа – всегда интегрирующая, объединяющая отдельные части в нечто целое. В качестве связующих звеньев между её элементами могут выступать:

— общее направление организации образовательного процесса в группах (например, организация учебно-исследовательской деятельности);

— общие мероприятия для учащихся разных групп: конференции, экспедиции, культурно-массовые мероприятия, экскурсии и др.

По цели обучения программы различают (Л.Г.Логинова):

— познавательные программы дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяют кругозор. Подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые;

— программы научно-исследовательской ориентации. Целью данных программ является раскрытие и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую идею;

— программы социальной адаптации. Их цель – освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентаций;

— профессиональноприкладные программы дают определенные навыки и умения в актуальной на сегодняшний день области практической деятельности, формируют специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками.

— спортивнооздоровительные программы пропагандируют и помогают осуществлять здоровый образ жизни, развитие системы профилактики и коррекции здоровья;

— программы, развивающие художественную одаренность, направлены на выявление, сохранение и развитие одаренности;

— досуговые программы наполняют активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности.

По признаку «общее — профессиональное» различают программы (Г.Н.Попова):

— общеразвивающие программы дополнительного образования, направленные, прежде всего, на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социального опыта. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы. Программ этого вида нацелены на создание базовых стандартов образованности.

Специализированные программы, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы направлены на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.

Профессионально-ориентированные программы, позволяющие детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *