Что такое моделирование в волейболе

Тест с ответами по теме: “Волейбол”

1. Либеро может:
а) ставить блоки
б) осуществлять переход
в) проводить атаки
г) принимать подачу. +

2. Как в волейболе называется нарушение правил?
а) фол +
б) касание рукой соперника
в) касание рукой пола

3. Кто такой либеро?
а) судья;
б) игрок; +
в) тренер.

4. Является создателем волейбола:
а) Джордж Майкен
б) Д.Фрейзер
в) Уильям Дж. Морган+

5. Часто при неправильном приеме мяча сверху происходит растяжение мышц (связок) большого пальца руки. Выберите, что нельзя делать при оказании первой доврачебной помощи:
а) Охлаждать поврежденный сустав
б) Согревать поврежденный сустав+
в) Обратиться к врачу

6. Выберите вариант, в котором верно указаны размер волейбольной площадки и названия линий:
а) 18 х 9 м, лицевая, боковая, средняя, нападения+
б) 24 х 14 м, лицевая, боковая, средняя, нападения, трёхочковая
в) 18 х 9 м, средняя, боковая, штрафная, линия защиты
г) 18 х 15 м, лицевая, боковая, средняя, трёхочковая, штрафная

7. Выберите, когда партия считается выигранной:
а) если команда первая набирает 15 очков с преимуществом минимум 2 очка
б) если команда первая набирает 30 очков
в) если команда первая набирает 25 очков с преимуществом минимум 2 очка +

8. Выберите, сколько касаний мяча разрешается на площадке:
а) 2
б) 3 +
в) 1

9. Определите, сколько еще касаний мяча может сделать принимающая подачу команда, если прием мяча с подачи считать первым касанием:
а) Одно
б) Два+
в) Три

10. Команда волейболистов в составе 5 человек допускаятся до участия в соревнованиях. Верно ли это?
а) Да
б) Нет+

11. Кака сетка используется при игре в волейбол?
а) в форме кольца
б) в форме ворот
в) сетка по центру разделяющая площадку+

12. Выберите, что из данного является нарушением правил при розыгрыше:
а) офсайт
б) касание любой части сетки игроком+
в) двойное ведение

13. Существует следующая разновидность волейбола:
а) пионербол+
б) мотобол
в) гандбол

14. Сколько всего партий в волейболе?
а) 2
б) 3-5(при тай-бреке)+
в) 4

15. Время одной партии по волейболу:
а) 15 минут
б) 45 минут
в) не ограниченно+

16. Какая должна быть высота сетки у мужчин?
а) 2.43 +
б) 2.50
в) 2.20

17. Переход игроков осуществляется против часовой стрелки. Так ли это?
а) да
б) нет +

18. Определите, как игроку помогает стойка волейболиста:
а) быстро переместиться «под мяч»+
б) следить за полетом мяча
в) выполнить нападающий удар

19. Какая должна быть высота сетки у женщин?
а) 2.34
б) 2.14
в) 2.24 +

20. ___ ступени выделяют в достижении спортивного результата в волейболе.
а) 2
б) 3 +

21. Моделирование в волейболе это:
а) тактика действий команды на конкретную игру
б) тактика действий сильнейших игроков команды
в) выражение конечного состояния отдельных волейболистов и команды в целом +

22. Определите, что является обязательным условием правильного выполнения верхней передачи мяча:
а) прием игроком стойки волейболиста
б) своевременный выход игрока под мяч и выбор исходного положения+
в) своевременное сгибание и разгибание ног

23. Выберите, как заканчивается передача при верхней передаче мяча на большое расстояние:
а) коротким движением рук и полным выпрямлением ног;
б) полусогнутыми руками;
в) полным выпрямлением рук и ног.+

24. Каким образом должно происходить соприкосновение пальцев с мячом при приеме мяча сверху?
а) на уровне верхней части лица в 15-20 см от него+
б) на расстоянии 30-40 см выше головы
в) на уровне груди

25. Выберите, что не является ошибкой при приеме мяча сверху:
а) Прием на выставленные вперед большие пальцы рук
б) Прием на кисти рук, поставленные параллельно друг другу
в) Прием на все пальцы рук+

26. Способ приема мяча, который следует применить, если подача сильная и мяч немного не долетает до игрока:
а) Сверху двумя руками
б) Снизу двумя руками+
в) Одной рукой снизу

27. Что нужно, чтобы правильно воздействовать на мяч при передаче снизу партнеру?
а) надо ударить по мячу прямыми руками
б) надо подойти под мяч и воздействовать на мяч ногами и прямыми руками, учитывая силу полета мяча+
в) надо подойти под мяч и сыграть за счет ног

28. Из какого количества партий состоит игра на крупных соревнованиях по волейболу?
а) двух партий
б) трех партий
в) пяти партий+

29. Определите, до скольких очков ведется счет в решающей (3-й или 5-й) партии:
а) До 15 очков+
б) До 20 очков
в) До 25 очков

30. Выберите, сколько игроков может быть на площадке во время игры в одной команде:
а) 5
б) 6 +
в) 8

Источник

Тест с ответами на тему: “Волейбол”

1. Определите высоту сетки у женщин:
а) 2.34
б) 2.14
в) 2.24 +

2. Эта страна стала Родиной волейбола:
а) Россия
б) Франция
в) США +

3. Как сначала изучаются групповые и командные тактические действия?
а) практически
б) индивидуально
в) теоретически +

4. Сколько ступеней выделяют в достижении спортивного результата в волейболе?
а) две ступени
б) три ступени +
в) пять ступеней

5. Что такое моделирование в волейболе?
а) тактика действий команды на конкретную игру
б) тактика действий сильнейших игроков команды
в) выражение конечного состояния отдельных волейболистов и команды в целом +

6. Вес волейбольного мяча в граммах:
а) 280-300
б) 350
в) 260-280 +

7. Определите, что такое «пайп»:
а) вариант атаки; +
б) подача мяча;
в) замена игроков

8. Выберите верный вариант – при счёте 24-24 до каких пор продолжается партия?
а) Кто набирает следующим очко, тот и победил
б) До тех пор, пока разница не будет 2 очка +
в) Победит тот, кто первым наберёт 30 очков

9. Что может либеро?
а) ставить блоки
б) осуществлять переход
в) проводить атаки
г) принимать подачу. +

10. Нарушение правил в волейболе называется так:
а) фол; +
б) касание рукой соперника;
в) касание рукой пола.

11. Либеро – кто это?
а) судья;
б) игрок; +
в) тренер.

12. Определите, кто из перечисленных людей – создатель волейбола:
а) Джордж Майкен
б) Д.Фрейзер
в) Уильям Дж. Морган+

14. Такое количество игроков может быть на площадке во время игры в одной команде:
а) 5
б) 6 +
в) 8

15. В каком случае партия считается выигранной?
а) если команда первая набирает 15 очков с преимуществом минимум 2 очка
б) если команда первая набирает 30 очков
в) если команда первая набирает 25 очков с преимуществом минимум 2 очка +

16. Такое количество касаний мяча разрешается на площадке:
а) 2
б) 3 +
в) 1

17. Этой подачи не существует в волейболе:
а) закручивающая подача +
б) верхняя прямая
в) подача в прыжке

18. С этого начинается игра в волейболе:
а) переброса
б) подачи +
в) передачи

19. Год, в котором волейбол входит в программу Олимпийских игр:
а) 1964+
б) 1991
в) 1997

20. Каковы размеры игрового поля для волейбола?
а) 15х30
б) 12х24
в) 9х18 +

21. Выберите высоту сетки у мужчин:
а) 2.43 +
б) 2.50
в) 2.20

22. Каким образом осуществляется переход игроков?
а) куда покажет тренер
б) против часовой стрелки
в) по часовой стрелке +

23. В чем помогает игроку стойка волейболиста?
а) быстро переместиться «под мяч»+
б) следить за полетом мяча
в) выполнить нападающий удар

24. Определите цель игры в три касания:
а) запутать соперника
б) подготовка к нападающему удару +
в) для разыгрывания мяча

25. Свободный защитник:
а) Лимеро
б) Лидеро
в) Либеро +

26. Сейчас в практике волейбола распространены столько вариантов комплектования стартовой шестерки:
а) три
б) два +
в) четыре

27. С чего начинается передача мяча?
а) выбора направления движения мяча
б) разгибания ног, туловища, рук +
в) удара по мячу и последующего сопровождения мяча

28. Какими могут быть соревнования по волейболу?
а) только командными +
б) командными и личными
в) только личными

29. Первый раз волейбол был представлен как олимпийский вид спорта на олимпиаде в этом городе:
а) Мехико
б) Токио +
в) Мюнхене

30. Век, когда волейбол появился как игра:
а) XX
б) XXI
в) XIX+

Источник

Тест с ответами: “Волейбол”

1. Укажите полный состав волейбольной команды:
а) 6 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач
б) 10 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач
в) 8 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач
г) 12 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач+

3. Размеры игрового поля в волейбол:
а) 15х30
б) 12х24
в) 9х18 +

4. Высота сетки у мужчин:
а) 2.43 +
б) 2.50
в) 2.20

5. Высота сетки у женщин:
а) 2.34
б) 2.14
в) 2.24 +

6. Сколько игроков может находиться на площадке во время игры в одной команде:
а) 5
б) 6 +
в) 8

7. Во время игры команда получает очко:
а) мяч попал в сетку
б) мяч вылетел в аут
в) при успешном приземление мяча на площадку соперника +

8. Во время игры команда получает очко:
а) команда соперника совершает ошибку +
б) мяч попал в сетку
в) мяч вылетел в аут

9. Партия считается выигранной, если:
а) команда первая набирает 15 очков с преимуществом минимум 2 очка+
б) команда первая набирает 30 очков
в) команда первая набирает 25 очков с преимуществом минимум 2 очка

10. Сколько раз можно коснуться мяча на площадке:
а) 2
б) 3 +
в) 1

11. Какой подачи нет в волейболе:
а) закручивающая подача +
б) верхняя прямая
в) подача в прыжке

12. Игра в волейболе начинается с:
а) переброса
б) подачи +
в) передачи

13. Может игрок в 3 зоне принять мяч после подачи:
а) да, может +
б) любой игрок может принять мяч
в) мяч могут принять только игроки в 5,6 и 1 зоне

14. Переход игроков осуществляется:
а) куда покажет тренер
б) против часовой стрелке
в) по часовой стрелке +

15. Как называется действие игрока позволяющий оставить мяч в игре после подачи:
а) прием мяча +
б) все ответы верны
в) отбивание мяча

16. Цель игры в три касания:
а) запутать соперника
б) подготовка к нападающему удару +
в) для разыгрывания мяча

17. Как называется свободный защитник:
а) Лимеро
б) Лидеро
в) Либеро +

18. В последнее время в практике волейбола распространены:
а) три варианта комплектования стартовой шестерки
б) два варианта комплектования стартовой шестерки +
в) четыре варианта комплектования стартовой шестерки

19. Групповые и командные тактические действия вначале изучаются:
а) практически
б) индивидуально
в) теоретически +

20. В достижении спортивного результата в волейболе условно можно выделить:
а) две ступени
б) три ступени +
в) пять ступеней

21. Стартовая позиция блокирующего игрока – в середине сетки, в … от нее:
а) одном метре +
б) двух метрах
в) полметре

22. Игра в защите состоит из:
а) индивидуальных действий
б) индивидуальных, группо­вых и командных действий +
в) приема, передачи и нападающего удара

23. Моделирование в волейболе представляет собой:
а) тактику действий команды на конкретную игру
б) тактику действий сильнейших игроков команды
в) выражение конечного состояния отдельных волейболистов и команды в целом +

24. Передача мяча начинается с:
а) выбора направления движения мяча
б) разгибания ног, туловища, рук +
в) удара по мячу и последующего сопровождения мяча

25. В волейболе быстрота проявляется в:
а) четырех основных формах
б) двух основных формах
в) трех основных формах +

26. Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по:
а) конкретным указаниям тренера
б) определенной схеме +
в) произвольной схеме

27. При приеме подач игроку необходимо располагаться:
а) не ближе средней части площадки +
б) в задней части площадки
в) за границей площадки

28. В соревновательном периоде тренировочного процесса наиболее целесообразно применять:
а) постепенное повышение нагрузки
б) ступенчатый принцип нагрузки
в) скачкообразный принцип нагрузки +

29. Соревнования по волейболу могут быть:
а) только командными +
б) командными и личными
в) только личными

30. Впервые волейбол дебютировал как олимпийский вид спорта на олимпиаде в:
а) Мехико
б) Токио +
в) Мюнхене

31. Кто является создателем игры волейбол:
а) Морган +
б) Акост
в) Эйнгорн

Источник

Шиховцов Юрий Владимировичкандидат педагогических наук, профессор, Самарский государственный экономический университет, г.Самараshihovcov.juv@rambler.ru

Николаева Ирина Валерьевнакандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, г.Самараirina.nikolaeva@ro.ru

Николаев Петр Петровичдоцент, Самарский государственный экономический университет, г. Самараnikolaevpetr45@gmail.com

Шиховцова Людмила Геннадьевнадоцент, Самарский государственный экономический университет, г. Самараshihovcova.lg@rambler.ru

Математическое моделирование –эффективный методсовершенствования тактики защиты в волейболе

Аннотация. Рассматриваетсятехнология определения оптимальных расстановок игроков при игре в защите. Встатье отражена эффективность защитных действий в различных зонах волейбольной площадки.

Ключевые слова: тактические действия, защита, математическое моделирование, выбор места на площадке, оптимальные расстановки волейболистов, лучший защитник, эффективность.

Одним из эффективных методов повышения защитного потенциала волейбольных команд является метод математического моделирования, позволяющий наиболее точно определить расположения игроков на площадке при отражении нападающих ударов(НУ)соперника.

Математическая модель оптимизационной задачи игроковзащитников адекватно описывается следующей формулой:

где Рком–командная вероятность приема НУ;

Рn–вероятность приема НУ nнымигроком (n=1, 2, 3…k);

k–число игроков, не участвующих в блокировании, k= 3, 4, 5, 6.Величину Рn

в формуле можно определить из выражения:

Р�=ʃʃ��(ݔ,ݕ)�ݔ�ݕ (2) s где S–площадь интегрирования, численно равнаячасти волейбольной площадки, в пределах которой защищается волейболист;Wn(x, y) –плотность вероятности приема мяча на площадкеSnным игроком.Исходными данными для решения задачи (1) по эвристическому алгоритму являются:1)вид функцииWij(x, y), т.е. известна конкретная игровая ситуация;2)форма ивеличина площадкиS.Суммарная площадь ©закрытияª шестью игроками меньше площади волейбольной площадки. При этоммаксимальные размеры площадки S≤3м2, т.е. в одном ряду разместятся три игрока.Рассмотрим эвристический алгоритм определения координат игроковзащитников при атаке соперника(рис. 1).

а б вРис. 1 Эвристический алгоритм определения координат игроковзащитников при атаке соперника

Шаг 1(рис. 1а). Определяем точку на волейбольной площадке, где Wij(x, y) максимальна, и накрываем ее площадкой Sс центром в этой точке. Если контуры площадки Sне вышли за границы волейбольной площадки, то присваиваем этой площадке номер S1с центром в точке М1 с соответствующими координатами xм1yм1. В противном случае перемещаем площадку Sвовнутрь волейбольной площадки вдоль осей х или у до тех пор, пока контуры площадки Sне войдут в пределы границ волейбольной площадки. В этом случае точка М1 находится в центре перемещенной описанным образом площадки S.Шаг 2(рис. 1б).Исключаем из рассмотрения область площадью S1с центром в точке М1, находим в оставшейся области волейбольной площадки точку с максимальным значением Wij(x, y) и накрываем ее площадкой S. Если контуры площадки Sне вышли за границы волейбольной площадки и не перекрылись с другими площадками, то присваиваем ей номер S2и фиксируем ее центр в точке М2с координатами хм2ум2. В противном случае сначала перемещаем площадку вовнутрь волейбольной площадки вдоль осей х или у, чтобы площадка оказалась внутри границ волейбольной площадки. Если при этом перекрытия с площадкой S1нет, то присваиваем ей номер М2 и фиксируем ее центр в точке М2 с координатами хм2ум2. Если же перекрытие с площадкой S1есть, то переместим площадку S2вдоль границы волейбольной площадки от площадки S1до тех пор, пока их перекрытие исчезнет. Если при этом площадка S2не вышла за другую границу волейбольной площадки, то фиксируем ее центр М2 с координатами хм2ум2. В противном случае перемещаем вместе площадки S1и S2вовнутрь до тех пора, пока S2не войдет в границы волейбольной площадки. Так как по условию габариты площадок Sn≤3м, то до противоположной границы площадки S1не дойдет, по крайней мере, на 3м. Фиксируем новые координаты центров S1и S2.

Исключаем из рассмотрения области S1и S2, находим в оставшейся области волейбольной площадки точку с максимальным значением Wij(x, y) и накрываем ее площадкой S. Если при этом она оказалась внутри волейбольной площадки и не перекрылась нис одной из зафиксированных ранее площадок Sn, то присваиваем ей номер М3 и фиксируем ее центр в точке М3 с координатами хм3ум3. Если эти условия не выполняются, то действуем по следующим правилам. Вначале задвигаем S3вовнутрь и выясняем –есть ли перекрытие с другими площадками. Если перекрытий нет, то фиксируем S3. В противном случаесмещаем ее с площадки с наименьшим номером, затем со следующей площадки и т.д. После этого проверяем –не вышла ли она за другую границу волейбольной площадки. При необходимости делаем перемещение всех площадок S1, S2, S3вовнутрь.

По описанному алгоритму произведем, например, поиск координат размещения всех игроков обороняющейся команды от n=1 до k, где k=3, 4, 5 или 6 в зависимости от игровой ситуации. В результате решения этой задачи получаем координаты хмn, умnточек размещения волейболистов на площадке в зависимости от конкретной игровой ситуации. Использование описанной выше технологии позволило определить оптимальные расстановки игроков при выполнении соперником НУ в типовых игровых ситуациях (ТИС).В качестве примера приводим варианты тактических построений игроков при приеме НУ соперника, атакующего из зон 2, 3 или 4 в ситуациях, когда обороняющаяся команда использует двойное блокирование, как наиболее часто встречающееся в соревновательной практике. Расстановки разработаны для женских команд высокой квалификации.В таблице приведены координаты исходных положений игроков при игре в защите в поле.Таблица

Координаты расположения игроков обороняющейся командыпри приемеНУ соперника при двойном блокировании,(м)

Зона атакиЗона защиты12345627,56,57,53,5БлокБлок0,55,54,57,53IIвар.8,06,07,53,5БлокБлок1,05,54,57,5IIIвар.8,05,0БлокБлок1,53,51,06,04,57,548,56,0БлокБлок1,04,01,56,54,57,5

Примечание:верхняя цифра в строке указывает на удаленность игрока от левой боковой линии, нижняя –на удаленность игрока от сетки.

При разработке расстановок игроков учтены: а) вероятность поражения нападающими ударами соперника различных зон волейбольной площадки;б) длительность фазы полета мяча, летящего после выполнениясоперником НУ; в) скоростные возможности волейболисток.Условное разделение волейбольной площадки для определения зон ответственности игроков заприем НУ представлено на рис. 2.На рис. 3отражена схема расположения защитников при приеме НУ из зоны 2.Располагаясь предложенным образом волейболистки несут разную нагрузку при игре в защите. Мы определили для игрока каждой зоны реальные зоны ответственности за прием НУ соперника. Игрок зоны 1 принимает СНУ с квадратах К2, К3, К5, К6, К8, К9. Всего он может принять 16,05% ударов. Игрок зоны 2, кроме отражения сильных ударов в квадратах Е2, Е3, Е5, Е6, Е8, Е9(16,61%), принимает МНУ в квадратах Б6, Б9, В4В9, Д3(3,81%). Рассматриваемая зона является наиболее ответственной при игре в защите. Квалифицированный защитник может обеспечить прием 20,42% из всех НУ, выполненных из зоны 2 при двойном блокировании.

Рис.2.Условное разделение волейбольной площадки для определения зон ответственности игроков за прием НУ

Рис.3.Схема расположения защитников при приеме НУ соперника из зоны 2

Примечание:условные обозначения на рис. 35: –игроки защищающейся команды (цифровые значения в кружках указывают на гипотетическую вероятность приема НУ защитником, %); –зоны ответственностиигроков за прием скоростных НУ (СНУ); –зоны ответственности игроков за прием медленных НУ(МНУ).

Игроки зон 3 и 4 участвуют в блокировании и страховке, защищая квадраты А1А6(3,34%). Игрок зоны 5 защищает площадку от сильных ударов ©по линииª в квадратах Г7, З1, З4, З7; всего он может принять 9,8% ударов. Игрок зоны 6 принимает мячи, отскочившие от рук блокирующих игроков и летящие в район задней линии или за пределы площадки. Кроме того, он принимает сильные удары в квадратах И5, И7И9–1,52%.Анализ вероятностного распределения попаданий мяча в площадку при выполнении соперником НУ из зоны 2 при двойном блокировании позволяет констатировать, что при игре в защите данной ТИС целесообразно сильнейших защитников располагать в зонах 1 и 2.Результаты педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболисток показали, что эффективность защитных действий при приеме НУ в рассмотренной выше ТИС составляет 38,6%. Разработанный вариант постановки предполагает повышение данного показателя до 51,2%.Рассмотрим вариант расстановки, когда соперник атакует из зоны 3, а в блокировании участвуют игроки зон 3 и 4 (рис. 4).

Рис.4. Схема расположения защитников при приеме НУсоперникаиз зоны 3

Зоны ответственности за прием НУ закреплены за игроками следующим образом. Игрок зоны 1 защищает от СНУ квадраты Е8, Е9, К2, К3, К5, К6, К8, К9–19,34% ударов. Игрок зоны 2 отвечает за прием сильных ударов в квадратах Е2, Е3, Е5, Е6, Е8, Е9–11,43% и медленных ударов в квадратах В6В9, Е1Е3–3,57%. Таким образом, защитник зоны 2 должен обеспечить прием 14,91% из всех НУ в данной ТИС. Игроки зон 3 и 4 участвуют в блокировании и принимают мячи на самостраховке в квадратах Б1Б6–2,05%. Игрок зоны 5 принимает СНУ в квадратах Г7, Г8, З1, З2, З4, З5,З7, З8–12,68%. Игрок зоны 6 принимает мячи, отскочившие от блока в районе задней линии и за пределами площадки. Также он отражает сильные удары в квадратах И5, И7И9–1,43%.На практике результативностьзащитных действий при приеме НУ соперника составляет 40,81%. Разработанныеварианты расстановок позволяют повысить эффективность игры в защите до 46,9%.Во втором варианте расстановки, когда в блокировании участвуют игроки зон 2 и 3, координаты расположения несколько отличаются от предложенных в предыдущем варианте(табл.). Результативность защитных действий по зонам составляет: игрок зоны 1 –может принять 9,81% НУ; игроки зон 2 и 3, участвуя в блокировании и самостраховке, принимают 2,26% обманных ударов; игрок зоны 4 –16,07% ударов; игрок зоны 5 –17,18%; игрок зоны 6 –1,47% сильных ударов.При успешной игре в защите команда может обеспечить прием 46,79% из всех НУ, выполненных соперником в данной игровой ситуации.

При игре в защите в данной ТИС, как в первом варианте (блокирование осуществляют игроки зон 2 и 3), так и во втором варианте (блокирование осуществляют игроки зон 3 и 4) лучшим защитникам предпочтительно занимать положение в зонах 1 и 5.

Построение защитников при атаке соперника из зоны 4 представлены на рис. 5.

Рис. 5.Схема расположения защитников при приеме НУ соперника из зоны 4

Нагрузка на защитников при приеме НУ в разных зонах распределяется следующим образом. Игрок зоны 1 защищает площадку от сильных ударов ©по линииª в квадратах Е9, К3, К9–10,63% НУ. Игроки зон 2 и 3 участвуют в блокировании и осуществляют самостраховку в квадратах В1В6–1,67%. Игрок зоны 4 несет основную нагрузку при игре в защите. Он принимает сильные удары в квадратах Г1, Г2, Г4, Г5, Г7, Г8–22,81% и медленные в квадратах А4, А5, А7А9, Г1Г3–1,98%. Всего игрок зоны 4 в состоянии отразить 24,79% из всех НУ в рассматриваемой ТИС. Игрок зоны 5 защищает квадраты З1, З2, З4, З5, З7и отражает 10,28% НУ. Игрок зоны 6 принимает мячи, отскочившие от блока, в тыловых зонахплощадки и за ее пределами. В дополнение к этому, он принимает СНУ в квадратах И5, И7И9–1,27%.Успешность игры в защите в условиях соревнований при традиционно используемых расстановках составляет 39,4%. Предлагаемый вариант расстановки игроков при организации защитных действий с двойным блоком повышает защитный потенциал команды до 48,6%. При этом вероятностное распределение попаданий мяча в площадку в рассматриваемой ТИС свидетельствует о необходимости расположения сильнейших защитников в зонах 4 и 5.

Разработанные на основе математического моделирования оптимальные расстановки игроков при приеме НУ соперника, как отмечалось, повышают эффективность защитных действий команды. Однако, следует дать некоторые разъяснения относительно предложенных вариантов тактических построений, так как они отличаются и от расстановок, прилагаемыхв специальной литературе, и от применяемых на практике в условиях соревнований.Вопервых, в ТИС –атака из зоны 2(4) при двойном блокировании в предлагаемых нами вариантах расстановок за счет значительной удаленности от сетки игрока зоны 4(2) остаются слабо защищенными участки площадки в пределах зоны нападения (квадраты “А”, “Б”, “В”). Но практика соревновательной деятельности показывает, что СНУ в эти квадраты почти не направляются (0,4%). Эти зоны поражаются, в основном, медленными ударами, которые применяются при завершении атак не так часто (17,2%), как сильные удары. Поэтому более целесообразным представляется усиление защиты тыловых зон площадки. При этом эффективность приема МНУснижается всего лишь на 6,3% (с 37,6% до 31,3%). Общая же эффективность защитных действий возрастает на 10,6% (с 37,9% до 48,5%). Кроме того, повышения результативности приема МНУможно добиться за счет более активных действий блокирующих игроков насамостраховке. На практике наблюдается редкое применение самостраховки блокирующими игроками (5,3%) при низкой результативности (26,0%).Вовторых, практически во всех игровых ситуациях защитники зон 1, 2, 4, 5 располагаются на более удаленном расстоянии от боковой линии (до 2,5м), чем в традиционно используемых расстановках. Это не согласуется с литературными данными и с мнением тренеров и спортсменок, которые располагают игроков ближе к боковым линиям. Предлагаемые исходные положения защитников объясняются тем, что в современном волейболе значительно возрос атакующий потенциал команд за счет усиления мощи НУ и повышения скорости развития атаки. Этот фактор создает ситуации, когда блокирующие игроки не успевают организовать качественный блок и защитникам приходится отражать атаки при одиночном или некачественном двойном блоке, что увеличивает поражаемость зон площадки, расположенных ближе к центру.Втретьих, статистический анализ вариантов вероятностного распределения попаданий мячей, отскочивших от рук блокирующих игроков, как в волейбольную площадку, так и вне ее границ, не выявил какойлибо закономерности. Это, видимо, связано с тем, что на распределение попаданий мяча в площадку в подобных ситуациях влияет множество труднопрогнозируемых факторов: расположение рук блокирующих, характер передачи для нападающего удара, разновидность нападающего удара, индивидуальные особенности атакующего игрока и др. Поэтому координаты расположения защитника зоны 6 во всех игровых ситуациях мы определили на расстоянии 7,5 м от сетки и 4,5 м от боковой линии, что согласуется с данными специальных литературных источников.В заключение следует отметить, что предложенные оптимальные расстановки игроков при отражении атак соперника нельзя рассматривать догматически. Данные координаты расположения защитников при приеме НУ являются отправными, базисными. На них должны ориентироватьсяигроки при выборе места на площадке перед началом атаки соперника. В момент непосредственного выполнения НУ защитник должен осуществлять более точную коррекцию своего расположения на основе анализа сложившейся игровой ситуации, учитывая при этом свои индивидуальные особенности и уровень подготовленности, мастерство и физические данные атакующего игрока, расположение партнеров по команде, соревновательный опыт и др. Кроме того, нужно обращать особое внимание на развитие у игроков способности к принятию экспромтных решений и соответствующих им импровизаций своих действий в соответствии с развитием игровой ситуации.

Shikhovtsov Yuriy Vladimirovich, Samara state University of Economics, Russia, Samara, department of Fisical Education, professor, candidate of pedagogical Sciences

Nikolaeva Irina Valeryevna, Samara state University of Economics, Russia, Samara, department of Fisical Education, associate professor, candidate of pedagogical Sciences

Nikolaev Petr Petrovich, Samara state University of Economics, Russia, Samara, department of Fisical Education, associate professor

Shikhovtsova Lydmila Gennadyevna,Samara state University of Economics, Russia, Samara, department of Fisical Education, associate professor

Mathematical modeling is effective method to perfect volleyball defense tactics

Abstract. Thearticle deals with the methods of creating of the optimum volleyball players positions while playing in defense. Besides that the article focuses on the effectiveness of defense actions of the players on the different zones of the volleyball ground.

Keywords:tactical actions, defense, mathematical modelling, choice of place on the ground, optimum positions of volleyball players, the best defender, effectiveness.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *