Что такое модель монетизации
Монетизация интернет продуктов и ее виды
Монетизация, это то, как вы собираетесь зарабатывать с помощью продукта, над которым работаете. Откуда деньги будем брать, сэр? А я вам расскажу откуда.
Помню это чувство: пришла фантастическая идея, ну просто “шик”. Мысли свертываются в клубки, формируют сложную цепь, к которой за хвост привязан успех, и вот, ты уже за рулем новенького BMW мчишься где-то в пригороде к своему замку. Но…
Немного разобравшись в вопросе, а еще лучше, почитав несколько статей, понимаешь, что одной идеи недостаточно. Нужно понять, как именно мы будем зарабатывать? То есть, каким образом поток сокровенных монет будет наполнять нашу “картинку мечты”. Добро пожаловать, у нас в гостях монетизация!
Монетизация: что же это
Монетизация, это способ получения и увеличения денежных средств за счет использования различных финансовых моделей. Вон как завернул, начитавшись википедии. Чтобы проще было запомнить, предлагаю посмотреть на рисунок ниже.
Запомните эту картинку с поросятами. Она всегда поможет вам вспомнить о двух основных вопросах, которые закрывает монетизация:
Кстати, большинство стартапов закрываются в первый же год, так как не считают экономику продукта.
| Про то, как устроен ecommerce и экономика продукта, выходил материал в блоге. Там все доступно расписано.
Модели монетизации: виды
В зависимости от того, какую пользу приносит ваш продукт и в чем основная идея, выбирается модель монетизации. Давайте посмотрим, какие виды вообще бывают.
Разберем каждую модель и приведем примеры.
Простите, что прерываю чтение. Присоединяйтесь к моему telegram канал. Свежие анонсы статей, развитие digital продуктов и growth hack, там все. Жду вас! Продолжаем…
B2P (buy to play)
Пример: игры. Вы покупаете игру один раз и больше не вспоминаете о магазине.
Магазин игр Steam (картинка выше) или Sony Playstation, отличный пример b2p монетизации. Выбираем игру, покупаем ее и играем пока не надоест.
Не стоит привязываться только к играм, модель “купи один раз” весьма популярна. Это могут быть сайты недвижимости, авто и прочих товаров.
Subscription (подписка)
Известный пример модели подписки, это Amediateka. Вы платите за период времени, в течении которого можете смотреть “Игру престолов” в хорошем качестве и первыми после официального выхода в прокат.
Сейчас модель подписки распространена повсеместно. Вы можете купить подписку на какое-нибудь программное обеспечение, бритвенные станки, которые вам будут привозить каждый месяц и многое другое.
На мой взгляд, монетизация сайта или приложения через подписку, очень интересный вариант. Попробую разложить почему.
Пример выше: за месяц вы съедаете 5 яблок, отдаете за них 100 рублей. Цена одного: 20 рублей. Вам предлагают взять 7 яблок за 119 рублей (цена за одно: 17 рублей). Предложение выгодное не правда ли? Почему бы не взять больше за меньшую сумму?
Но постойте, вам ведь достаточно было именно 5 яблок. А теперь представьте, что в магазине, где вы покупали яблоки, продают только по 7 штук на месяц. Такой вот пакет яблок по выгодной цене.
Если хотите купить меньше 7, к примеру, 5, то платите за штуку 22 рубля. Понимаете? Таким образом вас подталкивают покупать немного больше, чем нужно на самом деле. У вас появляется уверенность, что сделали правильный выбор, а у продавца дополнительный прирост среднего чека.
Попробуйте представить, как модель подписки может быть реализована в вашем деле. Даю 80% на то, что она применима и ее можно запустить. Может быть это будет “прорыв” в вашей отрасли? Просто пофантазируйте.
Freemium (условно бесплатно) и F2P (free to play)
Я объединил обе эти модели в один раздел, так как сильной разницы между ними не нашел. За исключением того, что в игровых проектах есть внутренняя валюта, за которую ты можешь покупать различные дополнительные штуки (оружие, опыт, наклейки и т.д.). То есть, появляется внутренняя экономическая модель. Игровую валюту можно покупать за реальные деньги.
Онлайн игры, в которые вы играете бесплатно до определенного момента. Чтобы пройти дальше, необходимо купить дополнительные кристалы, броню, опыт и т.д.
Игра World of Tanks (Мир танков) яркий пример. Когда я играл пару лет назад, то дошел до определенного момента, после которого уже не мог развиваться. Купил премиум аккаунт на месяц и получил дополнительную ценность (больше опыта, монет и прочего).
Помимо игр примеров: масса сервисы по хранению данных (Google Docs, Яндекс.Диск), облачные программы, технологии и прочее. Принцип: попробуй немного, а если хочешь больше, то плати.
Рекламная модель
Монетизация сайта здесь проста до невозможности, обвешиваем сайт или приложение блоками/баннерами, показываем рекламу пользователю, получаем доход.
Пример выше, это контекстная реклама в поисковике Яндекса. Вы видите рекламу, нажимаете на объявления, а поисковик получает деньги. Рекламных форматов на самом деле очень много, можно получать деньги с показов, кликов, просмотров и прочего.
Новостные сайты, например, зарабатывают как раз с показов баннеров. Рекламодатель платит за 1000 показов (модель CPM) и вы видите тонну рекламы пластиковых окон или еще чего-нибудь.
Транзакционная модель
Любые денежные переводы через банки, биржи, аукционы можно отнести к транзакционной модели монетизации.
Под общую популярность криптовалюты попал и я. Решил опыт провести, прогнал n-ную сумму рублей через биржу. Заплатил кучу комиссии за ввод/вывод и в полной мере прочувствовал транзакционную модель на себе.
Сюда же можно отнести и агрегаторы, которые берут свою комиссию с реальной покупки/продажи товаров. Все это транзакционная модель монетизации.
Смешанная модель
Как вы могли догадаться из названия этого вида монетизации, она происходит от комбинирования разных моделей друг с другом.
Например, на avito вы можете за дополнительные деньги поднимать свои объявления наверх, хотя сервис изначально бесплатный (freemium модель). Плюс, на сайт встроены блоки и баннеры, которые активно показывают нам рекламу.
Сегодня практически все проекты с большой аудиторией (более 1 млн. пользователей в месяц) используют смешанную модель. Она позволяет кратно увеличивать доход с одного пользователя. Продадим ему что-нибудь, да еще и рекламы покажем мешок.
Таким образом
Вы можете выбрать одну или несколько моделей для своего продукта и просчитать экономику. Вообще есть более сложные схемы монетизации, но основа изложена выше. Используйте знания, собранные в этом материале. Создавайте собственные модели и улучшайте финансовое состояние своего продукта.
Компания brazzers, которая занимается выпуском фильмов для взрослых, решила помочь ребятам из университета с учебой. В своем стиле, конечно…
Монетизация стартапа: 10 лучших моделей и их особенности
Уже на стадии идеи фаундер должен понимать, как можно на ней заработать. Монетизация формулирует ответ на ключевой вопрос — кто и за что платит стартапу. Чем скорее проект начинает зарабатывать, тем быстрее он развивается. Рост стартапа представляет собой своеобразный симбиоз: как потребители должны чувствовать ценность продукта, так и фаундер должен получать от них равнозначную ценность.
Ключевые модели монетизации стартапов
Любому бизнес-проекту нужны деньги, чтобы расти и развиваться. Главная задача с самого начала — выбрать подходящую модель монетизации. Поскольку стартап действует в условиях неопределенности, на старте невозможно точно установить, кто будет платить и будет ли вообще. Выбор способа монетизации осуществляется, исходя из выявления и оценки пользы продукта для потребителя, его ключевой идеи.
Рассмотрим наиболее работающие модели, которые на практике уже неоднократно доказали свою эффективность.
Продажа и перепродажа
Это стандартная модель монетизации, которая предполагает получение денег в результате продажи (или перепродажи) физического или виртуального продукта. Примерами можно назвать платформы, продающие бытовую технику, книги, билеты, услуги (бухгалтерские, консалтинговые, юридические) и так далее.
Подписка (Subscribe)
Модель предусматривает не разовую, а регулярную оплату за продукт — преимущественно ежемесячную. Такой способ монетизации используется СМИ, онлайн-кинотеатрами и музыкальными сервисами («Кинопоиск», Netflix, Spotify, «Яндекс.Музыка»), платформами ПО (Adobe), хостинг-провайдерами, HR-порталами, аналитическими платформами и так далее.
Для внедрения модели продукт должен быть регулярно востребован у определенной аудитории. Если у пользователя имеются стабильные траты на удовлетворение конкретной потребности, подписка должна приносить ему выгоду в сравнении с отдельной покупкой — скидку, расширенный функционал и прочее. Для привлечения клиентов может использоваться бесплатный пробный период, демоверсия.
Недостатком можно назвать необходимость высокой клиентоориентированности, создания достаточной мотивации на подписку (в результате анализа поведения пользователей, причин отказов).
Freemium
Суть монетизации заключается в бесплатном предоставлении пробной (базовой) версии продукта, за дальнейшее использование (расширенный функционал) потребитель вносит плату. Ключевое различие между Subscribe и Freemium — в единоразовой оплате при реализации последнего варианта. Подписка оформляется на определенный период и подразумевает регулярные платежи, модель Freemium предполагает разовую покупку после тестирования демоверсии или приобретение более «продвинутого» продукта.
Примерами компаний, использующих этот способ монетизации, могут выступать:
Аренда
Суть способа монетизации заключается в получении дохода за передачу товара во временное пользование. Потребитель берет условный продукт на определенный период, который требуется оплатить (минуты, часы, сутки).
Такую модель реализуют сервисы каршеринга, проката бытовой техники, одежды, паркинги. Особенностью способа монетизации является возможность сдать в аренду не только товар, но и услугу — например, время, знания, навыки сотрудников, которые определенный период работают у заказчика (сервис «Муж на час», такси и так далее).
Транзакционная модель
Модель предполагает посредничество, обеспечение сделки между продавцом и покупателем. В результате посредник (стартап) получает комиссию (обычно от 3–5 % до 10 % от продажи). Этот популярный способ монетизации применяют маркетплейсы и агрегаторы (AliExpress, Amazon, Ozon, Pandao, Wikimart, Yandex Market, Biglion), платежные системы (Webmoney, «ЮMoney», Qiwi, PayPal), сервисы доставки (Delivery Club).
Для успешной реализации модели в юнит-экономике проекта должно соблюдаться условие: необходимо, чтобы комиссия с продаж (доход с одного клиента, ARPU) превышала стоимость привлечения одного покупателя (САС).
Чтобы партнеру было выгодно сотрудничать со стартапом по транзакционной модели, важно, чтобы посредник привлекал потребителей гораздо дешевле и в большем количестве, чем это способен сделать сам продавец.
Способ монетизации выгоден, если компания имеет многомиллионные обороты (чтобы выживать на комиссию) либо завышает взимаемый процент при меньших оборотах.
Реклама
Источником дохода при реализации модели является размещение рекламы на ресурсе стартапа или с его помощью. Основная сложность способа монетизации заключается в том, что часто проект привлекает одну аудиторию, а зарабатывать вынужден на другой. Чтобы рекламодатели вкладывали в свои кампании большие бюджеты, необходимо стремиться к доминированию в конкретной нише, что достаточно трудно начинающему стартапу.
Одной из разновидностей рекламной модели является лидогенерация — источником дохода в этом случае выступает комиссия за целевое действие посетителя ресурса стартапа: звонок поставщику товаров или услуг, заявка на покупку, подписка на рассылку, передача контактных данных и так далее.
Этот способ монетизации, на первый взгляд, схож с транзакционной моделью, где стартап выступает посредником. Но между ними есть принципиальное различие: транзакция предусматривает обязательное совершение сделки, в случае с лидами клиент является потенциальным («подогретым»), он только проявляет интерес и неизвестно, станет ли фактическим покупателем.
Примеры компаний, применяющих рекламную модель:
Лицензирование
Модель редко используется у стартапов, поскольку предполагает создание востребованного продукта, обладающего уникальными преимуществами (технологией производства, функциями и так далее). В этом случае компания-производитель получает доход от продажи лицензии на применение продукта.
Способ монетизации используют создатели различного контента (текстового, видео, фото, музыки), разработчики ПО («Касперский», Microsoft, Adobe). Для успешной реализации модели важны уникальность предложения и возможность тиражирования.
Создание продукта пользователем
Нестандартная модель монетизации дает возможность потребителю участвовать в создании продукта. Например, стартап Spreadshirt производит персонализированную одежду на основе дизайна, предложенного пользователем. При этом клиенты могут продавать свое решение другим потребителям. Другой пример — сеть кафе быстрого питания Subway предлагает посетителям самостоятельно собрать свой сэндвич, выбрав любимые ингредиенты.
К недостатку модели относится возможность ее успешной реализации только на тех рынках, где пользователи предпочтут проявить инициативу, чем получить готовый продукт без своего участия. Например, в России Subway столкнулся с нежеланием многих клиентов собирать сэндвич самостоятельно, поскольку люди привыкли к стандартному меню.
Модель lock-in (зависимость от продукта)
Способ монетизации обусловлен привязанностью клиента к продукту или бренду. При этом основной причиной зависимости является нежелание пользователя переходить к конкуренту из-за дополнительных затрат, трудоемкости. Для реализации модели важно, чтобы продукт соответствовал ожиданиям клиента и полностью закрывал его потребности.
Примеры компаний с монетизацией lock-in — Apple, Microsoft, имеющие обширную экосистему продуктов. Переход пользователя от них к конкурентам является достаточно трудоемким и сопряжен со значительными расходами.
Недостаток модели в том, что для ее успешной реализации и получения признания клиентов продукт должен быть качественным и высококонкурентным в своей нише.
Смешанные модели
Рациональное комбинирование разных моделей может кратно увеличить доходность стартапа. Практически все проекты с обширной аудиторией (более 1 млн человек в месяц) применяют несколько способов монетизации.
В пример можно привести платформу объявлений «Авито», представляющую собой гибрид различных моделей. Компания использует монетизацию Freemium — размещение объявления бесплатно, за дополнительные услуги необходимо внести плату (поднять в поиске, увеличить просмотры, воспользоваться доставкой). Кроме того, Avito реализует рекламную модель — сайт демонстрирует баннеры, блоки рекламы.
При комбинировании нескольких способов монетизации важно правильно установить и делать акцент на основной модели, обеспечивающей главную прибыль компании.
Преимущество модели — в увеличении дохода за счет использования нескольких его источников. К недостаткам можно отнести необходимость правильного выбора способов монетизации, тщательного анализа и тестирования для их рационального совмещения.
Проверка гипотез по монетизации с самого старта — почему это необходимо? Подведем итоги
При запуске нового продукта всегда неизвестно, как его воспримет рынок и будет ли готов потребитель за него платить. Важно проверить потенциал проекта как можно раньше. Главная ошибка стартаперов — разработать бизнес-модель, выбрать способ монетизации и упорно делать продукт без тестирования и проверки гипотез на «живой» аудитории, действуя только на основании собственного чутья и веры в успех. В результате проект проваливается от того, что продукт не представляет нужной ценности для потребителя, модель монетизации не работает — время, силы и средства потрачены впустую.
Если гипотезы регулярно проверяются, серьезно ошибиться практически невозможно. Пытаться продавать продукт нужно с самого старта (даже если он еще в виде идеи или на стадии MVP) — только так можно определить заинтересованность аудитории, ее потребность, правильную модель монетизации. При этом денег, безусловно, брать с потребителя нельзя, как и обманывать ожидания — называйте реальные функции продукта и сроки, когда он будет готов.
С ростом и развитием проекта (или в результате пивота) возможно изменение модели монетизации либо комбинирование нескольких способов получения дохода.
P. S. Если у вас остались вопросы по данной теме, то всегда можно обсудить их в чате Admitad Projects в Telegram. И не забывайте заглядывать на наш канал «Раунд, экзит, два пивота».
Пять рабочих схем монетизации стартапов
Ромил Чумаков, кофаундер Ресторадос.ру (мы уже рассматривали этот стартап), написал для нас фундаментальный пост о том, как зарабатывают проекты в российском интернете. Осталось выбрать и применить.
В США, на которые все стартаперы мира так усиленно смотрят и равняются, существует более 50 различных типов монетизации IT-стартапа. При этом, как показывает практика, очень немного моделей можно найти в России. Вот те, которые реально работают в нашей стране.
1. Модель freemium
Суть модели: у проекта (сайта, мобильного приложения, онлайн или мобильной игры и т.д.) есть более 1 млн уникальных пользователей в день (очень круто) или в месяц (тоже неплохо), или закачек приложения (хорошо). Вы либо даете базисный функционал бесплатно, а дополнительные инструменты за деньги, либо используете внимание пользователей в своих корыстных целях и показываете ему различные типы рекламы. Конверсия (те пользователи, с которых вы зарабатываете) в данном типе модели составляет от 0 до 3%.
Основные примеры проектов:
2. Модель подписки (subscribe)
Суть модели: у проекта нет миллионов скачек приложения или пользователей, но он обладает очень ценной информацией, которую можно продавать заинтересованным лицами или компаниям.
Основные примеры проектов:
3. Транзакционная модель
Суть модели: вы тупо гоните через свой сервис деньги, от одной заинтересованной стороны к другой. Или сами являетесь заинтересованной стороной, а за комиссию – выполняете услуги пользователей. Для того, чтобы данная модель была для вас выгодна, нужно либо иметь миллионные обороты (чтобы жить на 3-5% комиссии), либо меньшие обороты, но бОльшую комиссию.
Основные примеры проектов:
4. Рекламная модель
Суть модели: проект с различной степенью наглости показывает рекламу своим пользователям. Данная модель является лидером среди моделей, выбираемых юными стартаперами для своих проектов.
Основные примеры проектов:
Данная модель не очень подходит для начинающих стартапов, потому что в первую очередь это b2b продажи, и если ваш проект неизвестен, то вряд ли кто-то вам сам позвонит и предложит контракт, поэтому нужно будет самим формировать отдел продаж и звонить-звонить-звонить, а вот это как раз достаточно затратно на начальном этапе.
Для начинающих стартапов данный тип монетизации является достаточно приемлемым, потому что он, при правильной настройке сервиса, начинает генерить кеш флоу достаточно быстро в полуавтоматическом режиме, и изначально не очень затратен.
5. Перепродажа
Бизнес-модель, не требующая особого рассмотрения. Перепродажа айфонов, холодильников, кабелей, зарядок или чего еще. Очень высококонкурентная и не слишком маржинальная, зато стабильная, как и геморрой с логистикой в нашей стране.
К чему, собственно, эта статья была написана? К тому, чтобы те, кто делает стартап, имели представление о том, проекты с какими моделями монетизации имеют бОльшую вероятность успеха в России. К нашему с вами сожалению, не все западные модели приживаются в России, не будем показывать пальцем на них, а то обидятся.
Ну и еще один совет для начинающих IT предпринимателей: не надо придумывать велосипед, заставлять слона лететь, а журавля плавать под водой.
Пять моделей монетизации стартапов
Тема: Стартапы
В США, на которые все стартаперы мира так усиленно смотрят и равняются, существует более 50 различных типов монетизации IT-стартапа. При этом, как показывает практика, очень немного моделей можно найти в СНГ. Вот те, которые реально работают у нас.
1. Модель freemium
Суть модели: у проекта (сайта, мобильного приложения, онлайн или мобильной игры и т.д.) есть более 1 млн уникальных пользователей в день (очень круто) или в месяц (тоже неплохо), или закачек приложения (хорошо). Вы либо даете базисный функционал бесплатно, а дополнительные инструменты за деньги, либо используете внимание пользователей в своих корыстных целях и показываете ему различные типы рекламы. Конверсия (те пользователи, с которых вы зарабатываете) в данном типе модели составляет от 0 до 3%.
Основные примеры проектов:
2. Модель подписки (subscribe)
Суть модели: у проекта нет миллионов скачек приложения или пользователей, но он обладает очень ценной информацией, которую можно продавать заинтересованным лицами или компаниям.
Основные примеры проектов:
3. Транзакционная модель
Суть модели: вы тупо гоните через свой сервис деньги, от одной заинтересованной стороны к другой. Или сами являетесь заинтересованной стороной, а за комиссию — выполняете услуги пользователей. Для того, чтобы данная модель была для вас выгодна, нужно либо иметь миллионные обороты (чтобы жить на 3-5% комиссии), либо меньшие обороты, но бОльшую комиссию.
Основные примеры проектов:
4. Рекламная модель
Суть модели: проект с различной степенью наглости показывает рекламу своим пользователям. Данная модель является лидером среди моделей, выбираемых юными стартаперами для своих проектов.
Основные примеры проектов:
Данная модель не очень подходит для начинающих стартапов, потому что в первую очередь это b2b продажи, и если ваш проект неизвестен, то вряд ли кто-то вам сам позвонит и предложит контракт, поэтому нужно будет самим формировать отдел продаж и звонить-звонить-звонить, а вот это как раз достаточно затратно на начальном этапе.
Для начинающих стартапов данный тип монетизации является достаточно приемлемым, потому что он, при правильной настройке сервиса, начинает генерить кеш флоу достаточно быстро в полуавтоматическом режиме, и изначально не очень затратен.
5. Перепродажа
Бизнес-модель, не требующая особого рассмотрения. Перепродажа айфонов, холодильников, кабелей, зарядок или чего еще. Очень высококонкурентная и не слишком маржинальная, зато стабильная, как и геморрой с логистикой в нашей стране.
К чему, собственно, эта статья была написана? К тому, чтобы те, кто делает стартап, имели представление о том, проекты с какими моделями монетизации имеют бОльшую вероятность успеха в СНГ. К нашему с вами сожалению, не все западные модели приживаются в СНГ, не будем показывать пальцем на них, а то обидятся.
Ну и еще один совет для начинающих IT предпринимателей: не надо придумывать велосипед, заставлять слона лететь, а журавля плавать под водой.
Eggheado — это сообщество людей, расширяющий свой кругозор ежедневно.
Присоединяйтесь к Eggheado и получайте познавательную статью к завтраку.