Что такое мобилизационная экономика
Что такое мобилизационная экономика
Опубликовано 01.02.2016 автором Сергей Копылов в разделе Экономическая реальность комментариев 53
кризис экономика правительство рынок хозяйство
Современное оппозиционное движение в России можно разделить на три лагеря. Пусть приблизительно, потому что необозримы отечественные веси, но тем не менее. Кстати, автор не собирается приписывать к оппозиции публику наподобие Навального и Ко. Потому что «оппозиция» и «пятая колонна» совершенно разные понятия, даже принимая во внимание нелюбовь автора к громким словам.
Но возвращаясь к заявленной теме. Во-первых, это пусть и «системная», но все же оппозиция, которая включает в себя союз КПРФ и «Справедливой России» с «патриотическими капиталистами» (как это ни парадоксально для некоторых до сих пор). Во-вторых, это вроде бы как ортодоксальные коммунисты наподобие ОКП-РКРП-ВКП(б) и их союзники рангом поменьше. И в-третьих, это слабо организованные слои, но все же осознанно называющие себя социалистами, социал-демократами или около того.
В этом аспекте никакой существенной разницы между КПРФ, справороссами и «патриотическими капиталистами» наподобие «Партии дела», сторонников Глазьева, публицистов вроде Сулакшина-Болдырева-Катасонова и так далее и тому подобное нет и в помине. Тактические разночтения существуют, но основные положения одни и те же – отстранение «либералов» в виде Медведева-Набиуллиной-Силуанова от власти и создание «правительства народного доверия» с соответствующими мобилизационными мероприятиями в рамках все той же капиталистической системы.
А третий лагерь осознает, с одной стороны, что массы истосковались по распределению по труду. А отсюда не факт, что такое распределение было в прошлые советские годы. Следовательно, социализм еще предстоит построить; и такое строительство и было бы мобилизационной экономикой, в частности. Но, с другой стороны, такие настроения лишь зарождаются; тогда как предыдущие позиции устоялись идеологически и организационно и сбивают с толку. А вдруг, действительно, реалистичнее начинать с антикомпрадорского капитализма; или, если забрел не туда, гораздо лучше вернуться на исходную точку в виде прошлого Советского Союза. Стоит со всем этим разобраться настоятельно и непременно.
Запад еле-еле справляется с мощью Азии уже сейчас (Китай, Индия, Иран, Япония, Малайзия и так далее и тому подобное). Все висит на волоске. Еще немного, и мировой центр экономики, финансов, технологий, политики и идеологии переместится туда. Век исторического запада закончится. И это «еще немного» – именно Россия. Если Россия пойдет в значительный рост, то откроется рынок и для азиатских фирм не сегодня, так завтра; и в Азию пойдут российские ресурсы и технологии и обратно гораздо шире, чем сейчас – и нынешнему западу не быть. Выход у последнего только один –подстрелить Россию на взлете. Пока она завязана на Европу гораздо более, чем на Азию; пока она не создала более широкие и устойчивые кооперационные связи с Азией; пока сама Азия слаба по некоторым параметрам – надо полностью сломить (уничтожить) Россию, чтобы сделать колонией раз и навсегда. Тогда еще будет весомый шанс побороться с той же Азией; да и с растущими не по дням, а по часам Южной Америкой и Африкой (опять-таки под влиянием Азии во многом).
К примеру, монополистический капитал не исчезнет по велению сих персон. Но тогда монополии имеют все возможности задавить менее капитализированных конкурентов в перспективе. Да и объективные различия между способностями капиталистов отменить невозможно. Это уж как природа на душу положит. Но в том-то и дело, что убрать отстающего капиталиста именно быстро фактически невозможно! Сей субъект попытается выжить за счет усиления эксплуатации наемного труда, то есть, за счет снижения стоимости рабочей силы. А это опять-таки уменьшение спроса из-за маленьких «зарплат» на столь маленьком рынке, отсюда быстрый разрыв между производством и потреблением и кризис. А малейший кризис в блокадных условиях – это мгновенная катастрофа.
Основа социализма и советской модернизации известна. Это доведение советского представительства до уровня трудовых коллективов прежде всего. Желательны и другие изменения в виде превращения нынешних запутанных субъектов федерации в одинаковые советские республики и создание федерального столичного округа наподобие Бонна или Вашингтона для управления ими взамен вопиющего нынешнего положения, когда один субъект федерации «приватизировал» столицу в ущерб остальным – но советское представительство на уровне трудовых коллективов является основой основ. Прежняя кооптация на места руководителей трудовых коллективов изжила себя полностью и должна быть уничтожена (силовые и подобные ведомства могут быть исключением, но которое лишь подтверждает правило).
Но тогда и получается быстрая смена менее талантливых более талантливыми. Или сам трудовой коллектив может переизбрать неэффективных членов Советов трудовых коллективов за один день; или, в случае эксцесса всего трудового коллектива, вышестоящий госорган объявит его неплатежеспособным и без лишних проволочек заменит другим коллективом – результат один и тот же в виде быстрой, но демократической смены управления. При этом плата за общенародные ресурсы выровняет стартовые условия и незаслуженный монополизм канет в лету. Все это настолько убыстрит замену менее талантливых более талантливыми с вытекающей отсюда эффективностью и малой инфляцией – что мобилизационная экономика явится во всей красе. На этой базе, разумеется, можно и западу морду набить от души.
Но тогда и позиция «ортодоксов» становится крайне консервативной, и то еще, мягко говоря. К примеру, что это вообще за бардак – вторая социалистическая революция. Если таковую еще предстоит сделать, что неоспоримый факт; но, если и в октябре семнадцатого прошлого века была оная – это что, две социалистические революции подряд. А может быть, и третья пойдет по очереди при хорошем настроении. Это даже не метафизика и идеализм – а опять-таки бред. Социалистическая революция как перелом общественно-экономических формаций не булгаковская рыба второй свежести. Она может быть только единственной и последней.
Но отсюда отнюдь не факт, что ГМК должен быть вечным. Ну совсем не факт! Наоборот, события начинают развиваться с невероятной скоростью. ГМК, подготовивший все предпосылки для последующей подлинной социалистической революции – должен быть сметен с лица земли ею же. Вот с таким прицелом революционеры могут оттаптываться на капитализме в стиле гопака. Но пока «ортодоксам» сотоварищи подавай вторую социалистическую революцию. Отсюда начинается невероятный бардак. В чем должна быть модернизация в процессе развития; в чем специфика современной мобилизационной экономики в том числе – не понятно. Тогда народ и воспринимает подобную тмутаракань как бег по кругу и абсолютно правильно делает. Тогда совсем не факт, что «ортодоксы» хотят и советское представительство на уровне трудовых коллективов; и советские республики взамен нынешних регионов; и отдельный столичный округ. А такое нехотение – банальная историческая реакция.
Но, может быть автор, как представитель лагеря социалистов, что-то не понимает. Спорить до посинения легче всего, а попытаться найти общие моменты достаточно сложно, но нужно. К примеру, а вдруг «патриотические капиталисты» выкрутятся за счет богатой природной ренты в некоторых отраслях, и тогда все сработает. Тогда можно было бы посодействовать менее тяжелому переходу от компрадоров к ответственной буржуазии, от нее к социал-демократической буржуазии и далее к социализму. Или те же «ортодоксы» не смогли донести адекватно свою точку зрения до масс в силу отсутствия материальных мощностей для широкой пропаганды и агитации. Короче, надо бы сначала все обговорить глаза в глаза.
И если как «патриотические капиталисты», так и «ортодоксы» не дурочку валяют, а занимаются реальной политикой – их не может не волновать привлечение такого большого лагеря на свою сторону. Тема назревшей мобилизационной экономики подходит для этого как никогда кстати. Поэтому не попытаться ли представителям и первого, и второго, и третьего общественного лагеря собраться на какой-либо съезд и поговорить по душам. Такой съезд привлечет огромное внимание в отличие от череды пустых посиделок; так как, стоит повторить, счет людей именно с социалистическими и социал-демократическими принципами идет на миллионы. Это огромный общественный пласт – но пока еще плохо вспаханный.
От редакции: Автор пишет: «ортодоксы» наподобие РКРП-ОКП-ВКП(б) сотоварищи стоят сразу за советскую национализацию как основу мобилизации». Это он откуда взял? Уже успел обогатьть себя изучением программных документов этих партий?
Все-таки статья секретаря ЦК ОКП. И где тут требование «сразу советской национализации»?
В принципе, для условий буржуазного государства требование национализации является крайне спорным, и следует скорее требовать, чтобы средства производства принадлежали в равной степени тем, кто на них трудится.»
Это что, и есть требование «советской национализации»?
Есть вариант советской мобилизационной экономики при Сталине в предвоенный период и во время войны.
Юрий Воронин: сегодняшнюю Россию спасет только мобилизационная экономика
Юрий Воронин
Пандемия коронавируса изменила жизнь миллионов людей, а стагнирующая вот уже более десяти последних лет экономика России погружается в новый более глубокий кризис. Темпы экономического роста и уровень жизни населения снижаются, причем снижаются резко. Россия, из-за распространения COVID-19, теряет по 100 млрд рублей ежедневно и постепенно превращается в третьеразрядную страну.
Особо подчеркнем, что количество заболевших и погибших в России, темпы роста заболеваемости не вызывает сомнений, что ситуация в стране является чрезвычайной. В подавляющем числе регионов России в связи с распространением COVID-19 с конца марта приняты жесткие меры, ограничивающие права граждан и бизнеса.
Введенные в регионах ограничения права на свободу передвижения здорового населения, а также ограничение видов экономической деятельности, фактически являются исключительными и чрезвычайными мерами. Принятие таких мер возможно только в режиме чрезвычайного положения (ЧП), объявляемого на основе Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», президентом России.
В режиме ЧП государство, ограничивая конституционные свободы граждан и бизнеса, обязано предоставить гарантии, льготы и компенсации, возмещение убытков (включая упущенную выгоду) предпринимателям, связанным с невозможностью длительное время осуществлять деятельность.
Исходя из опыта европейских стран, введение на базе ЧП ограничений прав и свобод граждан и предпринимателей, представляется разумным и оправданным.Более того, режим ЧП является универсальным обстоятельством непреодолимой силы, что позволяет бизнесу приостановить исполнение принятых на себя обязательств на время действия этого режима без применения каких-либо штрафных санкций. А в определенных случаях ЧП становится и основанием для изменения или расторжения договоров.
Поддержка терпящего бедствие населения и бизнеса в России со стороны властей невразумительная и даже если она и дается, то в десятки раз меньшая, чем в других странах. Все же видят, что делают для своих граждан США, Германия, Израиль или Франция, а что российское правительство.
Президентом было объявлено, что работникам здравоохранения, которые непосредственно работают с больными коронавирусом, находятся в повышенной группе риска, на три месяца, начиная с апреля, будут установлены федеральные дополнительные выплаты. Такая доплата якобы составит для врачей, которые непосредственно работают с пациентами с коронавирусом 80 тыс. рублей в месяц; для среднего медицинского персонала — 50 тыс. рублей; для младшего медицинского персонала — 25 тыс. рублей в месяц. Врачи скорой помощи получат выплату 50 тыс. рублей в месяц. Фельдшеры, медсестры и водители экипажей машин — 25 тыс. рублей.
Казалось бы, президент озвучил все четко и ясно. Правда, не ясно, кто и как будет платить дополнительные выплаты. И началась вакханалия. Все центральные СМИ откровенно сообщают, что деньги до конкретных работников не доходят, выделяемые из федерального бюджета деньги «куда-то уплывают» (В.Путин), что в условиях пандемии является настоящей катастрофой.
Более того, 70% российских медработников заявляют, что у них «нет возможности полноценно защищаться от коронавируса», 39% вынуждены сами делать средства защиты или покупать их.В результате медики начали массово убегать их зоны риска. Так, в Калининградской области 350 медработников отказались работать в условиях короновируса поскольку не обеспечены должными условиями для работы в «красной зоне».
Телевидение постоянно талдычит, что государство выделило на кредиты миллиарды рублей, утвердило кредитные каникулы, выделило деньги на пособия. Только конкретных данных о том, что вот уже столько-то сотен тысяч россиян получили эти самые кредиты, каникулы. Но опрос показывает, что уже сегодня 54% граждан возмущенно говорят о снижении своих доходов, 25% о том, что лишены доходов полностью. Резко выросла задолженность по заработной плате. Российский средний класс (70% населения, по мнению В.Путина) скатывается в бедность. Эпидемия коронавируса все разрастается, экономический ущерб от нее повсеместно растет, паника час от часу охватывает все направления социально-экономической жизни, все слои населения и конца края этим процессам пока не видно.
Вместо прямой поддержки людей и экономики государство использует ФНБ и другие имеющиеся резервы для компенсации падение цен на нефть, сохранения нынешней крайне неэффективной структуры расходов федерального бюджета: продолжить бесконтрольные непрозрачные траты на гонку вооружений, на огромный административный и полицейский аппарат. В условиях пандемии, дефицита средств на здравоохранение и экономического спада такая бюджетная политика не только неэффективна, она абсурдна.
Поддержка терпящего бедствие населения, работников здравоохранения и бизнеса в России со стороны властей невразумительная и даже если она и дается, то в десятки раз меньшая, чем в других странах. Все же видят через интернет, что делают для своих граждан США, Германия, Израиль или Франция, а что российское правительство. Это, естественно, вызывает возмущение врачей, медперсонала, населения в целом.
Не лишне будет напомнить, как свидетельствует мировой опыт, что следующим за экономическим кризисом неизбежно возникает кризис политический.
Первым и исходным шагом на пути вывода страны из сложной ситуации, связанной с пандемией короновируса и началом вывода из социально-экономического кризиса, является введение в действие Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». Введение в действие закона о ЧП будет свидетельствовать не только для народа страны, но и мирового сообщества, что Россия реально живет по Конституции и законам, а не по понятиям и другим искусственно созданным нормам.
Введение закона о ЧП позволит на законных основаниях перейти, как это делается в развитых странах мира, к прямым мерам поддержки людей и бизнеса в трудной социально-экономической ситуации.
Имея огромные денежные и золотовалютные резервы, можно будет реально начать ежемесячно выплачивать каждому взрослому хотя бы на уровне медианной зарплаты и 10 тысяч рублей на каждого ребенка с последующими доплатами, если карантин продлится, хотя расчеты показывают, что в стране без особого ущерба для экономических процессов можно раздать каждому взрослому гражданину 120 тысяч рублей и 60 тысяч рублей на каждого ребёнка.; дать возможность малому и среднему бизнесу как можно быстрее вернуться к полноценной работе, пока у него сохранены производственные связи, для чего направить ему необходимые финансовые ресурсы в виде безвозвратных выплат с контролем, как это сделано, например, в Германии.
Там бизнесу реально выдают деньги. А потом, на этапе подачи деклараций в Федеральную налоговую службу ФРГ, будет проводиться проверка. Если у вас был доход, а вы взяли эту помощь, деньги придется вернуть. Или вы взяли помощь, а бизнес не сохранили и людей уволили, деньги придется вернуть. Вплоть до уголовной ответственности.
Вторым и главным шагом на современном этапе развития является вывод страны из социально-экономического кризиса, в который все сильнее втягивает ее короновирус. Пандемия короновируса, охватившая страны мира, через два-три-четыре месяца все равно будет пройдена. И перед странами на передний план выдвинется важнейшая задача не просто ускоренно наверстать упущенное в социально-экономической сфере, но и сделать рывок. И те страны, которые будут стратегически готовиться к этому рывку даже в период пандемии, и ускоренно рванут вперед, будут в выигрыше.
За более чем двадцать пять лет «реформ» на основе непрофессионального управления отраслями «эффективными менеджерами» на теоретически ущербной научной базе экономического либерализма практически уничтожена экономика всей страны, сформировалась экономика не развития, а торможения. В стране ликвидирована значительная часть промышленного и оборонного потенциала, сельскохозяйственное производство, потеряна лекарственная безопасность, процветает «теневой» сектор и коррупция, пропасть между бедными и богатыми углубляется все сильнее и сильнее. Все эти негативные моменты отчетливо проявились при пандемии короновираса.
Простой пример эффективной работы «эффективных менеджеров». В 2004 году министром здравоохранения РФ был назначен М.Зурабов – экономист-кибернетик по профильному образованию, провозгласившим реформу здравоохранения. В 2007 году его сменила экономист Т.Голикова, так же не имеющая к медицине абсолютно никакого отношения.
«Реформа» здравоохранения, проводимая этими «эффективными менеджерами» на основе пресловутой «оптимизации», привела к массовому сокращению медицинских учреждений в стране. За период действия «реформы» было ликвидировано половина больниц, треть больничных коек и каждая десятая поликлиника. По числу больниц Россия сегодня отстает от РСФСР 1932 года и приближается к показателям Российской империи 1913 года (около 3 тысяч). Пандемия короновируса тут же вскрыла «эффективность» реформы здравоохранения. А «эффективные менеджеры» были выдвинуты вверх по служебной лестнице. Поэтому стоит ли удивляться отрицательной динамике социально-экономического развития. В России.
Высшая политическая власть должна, наконец, понять, что либеральная экономическая модель государственно-олигархического капитализма не только завела страну в тупик, но не выдержала стресс теста пандемии короновируса.
В повестку дня объективно и весьма остро встает политико-экономический вопрос, от решения которого в полной мере будет зависеть будущее России – это смена нынешнего социально-экономического курса, ликвидация тех механизмов, которые были запущены в 1990-е годы, восстановление управляемости экономикой на научной основе, формирование нового облика, конфигурации российской экономики.
Период посткризисного восстановления экономики может быть существенно сокращен, если будут задействованы плановые инструменты, произойдет переход к широкому вмешательству государства в экономические процессы,
Необходимо немедленно пересмотреть структуру бюджета и утвердить новый, чрезвычайный бюджет приоритетами поддержки людей и будущую экономику.
Третий момент. За резким углублением стагнационных процессов, пандемией короновируса, неблагоприятной конъюнктурой мировой нефти и ростом социального напряжения неизбежно последует ослабление военной мощи страны ее оборонно-промышленного потенциала.
Не имея прочного экономического тыла и политической стабильности российское руководство будет вынужденно резко сократить свое военное присутствие в дальнем и ближнем зарубежье, что неизбежно ослабит геополитические позиции нашего государства.
Подготовлена Записка для президента РФ В.Путина «Мобилизационная экономика как основа возрождения России», в которой раскрыты качественные составляющие мобилизационной экономики, которые позволят не только реализовать «ряд важнейших инициатив для максимальной поддержки наших граждан и стабильного функционирования экономики», озвученных президентом РФ В.Путиным 25 марта в Обращении к гражданам России, но и превысить их.
Общий итог: вывод страны из жесточайшего кризиса на базе нового социально-экономического курса, использование качественно иных методов управления на основе мобилизационной экономики предполагает качественное изменение кадровой составляющей высшего правительственного звена, привлечения к управлению прежде всего профессионалов. Начало этому простое – полностью убрать от Власти либералов, «эффективных менеджеров»! Решить этот вопрос может только президент РФ, если он реально думает о будущем России, о повышении благосостояния российского народа.
Реализация предложенных мер позволит резко снизить социальное напряжение в обществе и неуклонный рост протестных настроений, которые представляют серьезную угрозу для политического руководства страны и стабильности российского государства.
От редакции:
Мнения авторов «Новых Известий» могут не совпадать с позицией редакции. Но мы убеждены в том, что России необходима широкая дискуссия о путях выхода из кризиса и создания экономики и социальной сферы недалекого будущего.
Мобилизационная экономика — возрождение России
По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».
Сегодня события, произошедшие в нашей стране, да и в мире в целом, необыкновенным образом всколыхнули все общество, вызвали необыкновенный патриотический подъем, небывалую общественно-политическую активность российских граждан.
Нет равнодушных среди россиян и в оценке событий на Украине, где в ходе контрреволюционного переворота, совершенного бандеровскими недобитками при поддержке США и их западных подельников по беспределу, власть захватили антинародные силы. А не покорившиеся киевской хунте Донецк и Луганск вступили в борьбу с неофашистами.
Наш многонациональный народ терпелив. Пережил в прошлом столетии две мировые войны, послевоенную разруху, поднимал целину, осваивал Сибирь и работал на космос. Он верит в свою страну. Но народ отчетливо знает простую истину – обеспечить ему безопасность должно государство: оно в лице президента, правительства, региональных руководителей, стоящих на верхних ступенях власти, призвано всемерно заботиться о безопасности и благосостоянии своих соотечественников.
Минуло четверть века с того черного дня, когда был преступно разрушен Советский Союз. Горькие плоды беловежского сговора продолжают отравлять нашу жизнь и поныне.
Никто тогда не поверил, что преступный сговор Ельцина, Кравчука и Шушкевича в Беловежской Пуще всерьез и надолго. Все это время под различными личинами разнообразных реформ осуществляется одна и та же политика – политика разрушения экономики и общества, результаты которой трудовой народ России с каждым днем в полной мере ощущает.
Началось все это с денежной приватизации – аферы века.
В результате такой приватизации в течение 10 лет только в оборонном комплексе было уничтожено 261 оборонное предприятие, практически самые лучшие. Огромен список очень важных предприятий, которые в результате ускоренной приватизации стали частной и зарубежной собственностью: Западно-Сибирский металлургический комбинат, Красноярский, Братский, Новокузнецкий, Саянский алюминиевые заводы, Нижнетагильский металлургический комбинат, Орско-Халиловский металлургический комбинат и многие другие предприятия, созданные народом нашей страны.
Особую тревогу вызывает захват американскими и западноевропейскими фирмами контрольных и блокирующих пакетов акций ведущих российских предприятий оборонного комплекса: МАПО «МИГ», АКБ «Сухой», АКБ им. Яковлева, авиакомплекс им. Илюшина, АКБ им. Антонова, Калужский турбинный завод, КБ «Авиадвигатель», завод «Пермские моторы», АО «Кристалл» и ряд других. Все это делалось с ведома президента Ельцина, а затем Путина и Медведева.
Промышленные гиганты продавались на аукционах по бросовым ценам. Так, 500 крупнейших предприятий России стоимостью около 200 млрд долларов были проданы за 7,2 млрд.
За период с 1993 по 1995 год в стране было приватизировано 133 тыс. предприятий. Среди них такие гиганты индустрии, как «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Норильский никель» и другие. По оценкам независимых экспертов, реальная стоимость всех проданных предприятий в России составляет не менее 6 трлн долларов. После распродажи в государственную казну поступили крохи – 9 млрд 250 млн долларов. Главная задача – наполнение государственного бюджета за счет продажи государственных предприятий – не была решена, зато появились долларовые миллиардеры. Число богатых российских граждан, захвативших наиболее жирные куски государственной собственности за бесценок, перевалило в 2018 году за 150.
Вот некоторые из них:
Владимир Лисин………. 24,9 млрд долларов
Алексей Мордашов…… 18,5 млрд долларов
Михаил Прохоров……. 18,2 млрд долларов
Владимир Потанин…… 17,8 млрд долларов
Алишер Усманов……… 17,7 млрд долларов
Вагит Алекперов………. 16,9 млрд долларов
Олег Дерипаска……….. 16,8 млрд долларов
Михаил Фридман…….. 15,1 млрд долларов
Роман Абрамович……. 13,4 млрд долларов
Виктор Вексельберг….. 13,2 млрд долларов
Сегодня мы видим, что обстановка в стране продолжает ухудшаться. Нищета охватила десятки миллионов людей. Образование и медицина становятся платными, их качество и доступность резко снизились. Тем временем кучка олигархов скупает роскошные дворцы, яхты и самолеты, перекачивает миллиарды долларов в иностранные банки. 1% населения страны захватил около 90% народной собственности. Социальная несправедливость доведена до крайней черты.
Государственный бюджет на ближайшие 3 года гарантирует дальнейшее разрушение производства и падение уровня жизни. Доходы казны в 20 трлн рублей – это даже не стагнация, а откровенная деградация. Следовательно, реальный сектор экономики не получит поддержки. Социальная сфера будет ухудшаться. Регионы продолжат всё глубже погрязать в долгах.
За последние 5 лет закрыто 7,5 тыс. школ, более тысячи ПТУ, 119 вузов и полторы тысячи филиалов.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в России 30% населения имеют доходы ниже 20 тыс. рублей в месяц, в крайней нищете находятся 13,4% населения с доходами ниже пособия по безработице, которая составляет всего 4,9 тыс. рублей.
В настоящее время идет плавная распродажа государственных активов и выделение огромных бюджетных средств в сомнительные проекты. Что абсолютно недопустимо.
В 2007 году Федеральным законом от 19 июля №139-ФЗ была создана Государственная корпорация ОАО «Роснано». Правительством России в уставный капитал корпорации внесено 130 млрд рублей. В 2010 году «Роснано» учредила в Люксембурге Fonds Rusnano Capital. Фонду было выделено 440 млн долларов.
Наряду с этим у «Роснано» есть доли в десятках иностранных компаний, расположенных в различных странах мира, которым выделено за прошедшие годы 47 млрд рублей.
В 2014 году Генеральная прокуратура проверила финансовую и хозяйственную деятельность «Роснано» и его руководителя Чубайса по использованию таких огромных государственных средств. В ходе проверки были обнаружены признаки хищения на 300 млн рублей. Возбуждены уголовные дела в отношении ряда руководителей корпорации. Всем гражданам России понятна роль Чубайса в проведении грабительской приватизации и разрушении лучшей в мире энергетической системы, эффективно работавшей в СССР. Однако Чубайс остается на ключевой государственной службе и продолжает вести свое черное дело.
Третий пример. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений то, что вспыхнувший скандал с многомиллионными хищениями в Министерстве обороны случайностью не назовешь, равно как и пресловутая сердюковская реформа в российской армии, которая нанесла огромный ущерб обороноспособности страны.
Со стороны власти проявляется деликатность не только к Сердюкову, но и к другим фигурантам резонансных дел, связанных с коррупцией и расхищением в особо крупных размерах бюджетных (а я уточняю – народных) средств.
К чему все это привело? Как показывает российская и мировая статистика, ВВП на душу населения (в долларах США) с 2012 по 2015 год в России упал на 38,7% и равен 8644 долларам. В 2016–2017 годах падение продолжилось. В то же время в США данный показатель за эти годы вырос на 5,8% и составил 55 441 доллар, а в Китае возрос на 28,2% и составил 8029 долларов.
В конечном итоге такое катастрофическое падение промышленного и сельскохозяйственного производства привело к полному обнищанию трудового человека. Даже по официальным данным Росстата, 21,4 млн граждан России, а это 1/7 часть населения страны, имеют доход ниже прожиточного минимума.
Все это – результат проводимой правительством Медведева экономической и социальной политики при действующем президенте страны Путине.
Майские указы президента, принятые в 2012 году, не выполнены. Экономика страны практически по всем основным показателям не вышла на уровень 1990 года. Вместо глубокого анализа положения в промышленности, сельском хозяйстве и социальной сфере правительство дополнительно вводит налоговые обременения и выкачивание денег из и без того тощего кошелька народа. Введена в действие новая пенсионная реформа, при этом грубо нарушена действующая Конституция.
На сегодня нет четко сформулированных планов развития экономики по направлениям, отраслям и регионам в свете уже новых указов президента.
Все это показывает непрофессионализм управления экономикой, действующая структура правительства и кадры не отвечают тем задачам, которые поставлены в указах.
Исходя из этого именно правительство – главный виновник потери целых отраслей промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и социальной сферы. При этом, надо подчеркнуть, все это делалось последовательно и осознанно. Поэтому правительство несет всю полноту ответственности за свои действия, приведшие экономику страны к глубокому кризису, а народ к обнищанию. Вот каково состояние экономики и социальной сферы России накануне 2019 года.
Мобилизационная
экономика – это объективная реальность
Она требует принятия решительных мер. Необходимы чрезвычайные и мобилизационные меры при условии соблюдения основных прав и свобод граждан.
При этом только усилиями всего народа при строжайшей экономии государственных средств на всех уровнях управления, при гарантированных стандартах заработной платы, стабильных цен и – пропорционально трудовому вкладу – распределении материальных благ из общественных фондов потребления можно уберечь страну от окончательной гибели и постепенно, в течение двух пятилеток, вывести страну из кризиса, дать ей дальнейшее устойчивое развитие.
Поэтому лишь правительство, получившее мандат доверия от народа, сможет выработать правильный курс общественного развития и успешно реализовать его. Государство, внедряя мобилизационную экономику, не только берет на себя управление экономической деятельностью государственного сектора, но и устанавливает определенные формы влияния и контроль в других секторах экономики. Мобилизационную экономику следует рассматривать как временное явление. Срок ее действия – 10 лет, после которого, в зависимости от накопленного каждой формой собственности положительного опыта хозяйствования, экономика страны будет приобретать все более саморегулируемый характер. Наша страна уже использовала ее рычаги. Да не только мы, так возрождались многие страны.
На период ее действия предлагается принять соответствующие правовые и законодательные акты федерального и регионального значения, обязывающие органы управления всех форм собственности руководствоваться утвержденными законами, указами, постановлениями и заданиями правительства.
Главным документом в период действия мобилизационной экономики долженстать закон о социально-экономическом развитии РФ на 5 лет. Темпы ежегодного роста ВВП в первой пятилетке должны быть 12–15%, во второй пятилетке – 10–12%. В государственном плане на эти годы – определить приоритетные направления развития тех отраслей хозяйствования, которые обеспечат достаточную от внешних поставок независимость РФ, и прежде всего это оборонный комплекс, ТЭК, транспорт, связь, наукоемкие и другие стратегические отрасли. При этом четко определить доли государственного, смешанного, частного и привлеченного внешнего капитала.
Восстановить систему госзаказа и ответственность госструктур за его финансирование, позволяющую создать материальную базу для реального планирования, гарантированно обеспечить общегосударственные потребности в материальных ресурсах, задать общеэкономические ориентиры для крупнейших системообразующих предприятий страны.
Особый вопрос мобилизационного периода – отношение государства к частной собственности. Для чего необходимо разработать и принять специальный закон по этой проблеме, установить строгий контроль за его реализацией.
Реальный сектор экономики
Структурная перестройка экономики страны в реальном секторе должна стать главным направлением экономической политики. Без решения этой задачи у страны нет будущего.
Для этих целей необходимо национализировать важнейшие бюджетообразующие и стратегически важные предприятия топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической промышленности, оборонного комплекса, железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, рыболовецкого флота.
На базе «Газпрома», «Роснефти» и других нефтегазодобывающих компаний создать Миннефтегазпром РФ. При этом определить цену 1 кВт•ч потребляемой электроэнергии для физических и юридических лиц не выше 5% себестоимости вырабатываемой энергии, цену 1м3 газа и 1 т нефтепродуктов – не выше 6% себестоимости по всем регионам РФ.
С целью наращивания угледобычи, снижения ее себестоимости создать на базе действующих предприятий по добыче угля Министерство угольной промышленности РФ. При этом определить цену 1 т угля не выше 10% ее себестоимости по всем регионам РФ.
Для обеспечения стратегической и плановой работы по разведке и освоению новых месторождений нефти и газа, железорудных месторождений, других полезных ископаемых создать Министерство геологии на базе действующих организаций и структур, занимающихся геологоразведкой.
На базе действующих предприятий черной и цветной металлургии, станкостроения и оборонного комплекса создать Минчерцветмет РФ, Минстанкопром РФ, Миноборонпром РФ. На базе Министерства промышленности и торговли создать Минмашпром РФ.
Для полного, комплексного использования и глубокой переработки древесины на базе крупных лесозаготовительных, лесоперерабатывающих, целлюлозно-бумажных предприятий создать Министерство лесоперерабатывающей и бумажной промышленности РФ.
На базе предприятий легкой и текстильной промышленности создать Минлегпром РФ.
На базе крупных предприятий по производству сельскохозяйственной техникисоздать Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения РФ.
В целях дальнейшего сохранения и эффективного использования лесных ресурсов страны создать Министерство лесного хозяйства.
Для эффективного использования природных ресурсов по производству строительных материалов и конструкций на базе действующих предприятий этой отрасли создать Минпромстройматериалы РФ.
Сельское хозяйство
Особого отношения в стране заслуживает село, сельскохозяйственное производство – и не только как поставщик продуктов питания и сырья, но прежде всего как среда обитания россиян. Принципиально важна и функция обеспечения продовольственной независимости страны, без которой никакое самостоятельное развитие невозможно.
Принятый Государственной думой закон о продаже земли в частную собственность уже принес свой негативный результат: усилился развал сельского хозяйства, возросла продовольственная зависимость страны от внешнего мира. Единственный реальный путь коренного подъема сельского хозяйства был предложен Советской властью. Именно эта власть, опираясь на внутренние ресурсы Отечества, стала последовательно и целеустремленно превращать Россию в высокоразвитое индустриальное государство, активно дотировать сельское хозяйство, создавать все условия для коренного преобразования труда и быта сельских тружеников, а в конечном счете – сближения города и деревни.
В целях полного удовлетворения потребностей страны продовольствием собственного производства и обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо решить следующие вопросы.
Вернуть в собственность государства земельные и лесные угодья, акватории и водные ресурсы. Отменить Земельный кодекс, узаконивший распродажу земель сельскохозяйственного назначения.Установить, что в частный оборот могут входить лишь земли, которые находятся в пользовании населения в виде приусадебных, дачных, садово-огородных участков. Земли сельскохозяйственного назначения могут сдаваться в долгосрочную аренду, но не более чем на 49 лет.
Возложить на Министерство сельского хозяйства РФ проведение государственных закупок до 80% всей годовой сельскохозяйственной продукции от прямых производителей по установленным государственным ценам. При этом обеспечить в I квартале текущего года 50% предоплаты закупаемой продукции. Обеспечить хранение основной сельскохозяйственной продукции, для чего вернуть в собственность государства наиболее крупные элеваторы, овощефруктохранилища, комбикормовые предприятия, мясокомбинаты и холодильные емкости.
Для организации закупок производственной сельскохозяйственной продукции в сельской местности, ее хранения и переработки, а также для организации торговли в сельской местности создать Всероссийское кооперативно-государственное объединение ОАО «Роспотребсоюз».
Транспорт и средства связи
Одним из основных показателей эффективной работы промышленности, сельского хозяйства, изменений в социальной сфере за четверть века являются объемы грузовых и пассажирских перевозок и средств связи и массовых коммуникаций. Так, в 1990 году железнодорожным транспортом было перевезено 6357 млн т грузов, а в 2014 году – 1227 млн т (т.е. перевозки сократились в 5 раз), перевозки водным транспортом сократились с 562 до 119 млн т, или в 4 раза, автомобильным транспортом – с 15 347 до 5414 млн т, или в 3 раза, воздушным транспортом – с 2,5 до 1,0 млн т, или в 2,5 раза. Внутренние пассажирские перевозки за эти годы на всех видах транспорта тоже сократились в разы. Неудовлетворительная работа средств связи и массовых коммуникаций вызывает шквал нареканий и критики граждан.
Исходя из этого и с учетом важности развития всех отраслей экономики и социальной сферы необходимо на базе ОАО «РЖД» и Федерального агентства железнодорожного транспорта создать Министерство путей сообщения РФ с передачей ему всех предприятий и структур этой отрасли.
Для организации и совершенствования грузовых и пассажирских перевозок водным транспортом как внутри страны, так и за рубежом создать на базе действующих предприятий и структур, занимающихся этой деятельностью,Минморречфлот РФ.
На базе Росавиации и действующих авиационных компаний создатьМинистерство гражданской авиации РФ.
С целью повышения качества и надежности систем связи сконцентрировать в руках государства все имеющиеся средства связи и массовых коммуникаций, для чего Министерству связи РФ передать всю материальную базу ныне действующих соответствующих структур.
Строительство
и коммунальное хозяйство
С учетом критического положения дел в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве страны, с целью выработки единой государственной политики в строительстве, промышленных сельскохозяйственных и гражданских объектах, концентрации и координации усилий, мобилизации имеющихся ресурсов в общегосударственном масштабе реорганизовать структуру Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и на этой основе:
Создать Государственный комитет по строительству (Госстрой РФ), возложив на него разработку нормативно-правовых актов, регламентирующих строительный процесс на всех его стадиях, контроль за соблюдением этих норм и правил, разработку расценок и тарифов на работы и услуги организаций строительства применительно к конкретным регионам.
Вернуть жилищно-коммунальное хозяйство в ведение государства и муниципальных образований. Ликвидировать систему управляющих компаний. Для чего создать Министерство жилищно-коммунального хозяйства РФ на базе действующих структур на федеральном и региональном уровне. Организационные и контролирующие функции осуществлять руководством федерального министерства и региональных администраций. Ввести единую нормативную базу, методики расчета тарифов и цен жилищно-коммунальных услуг с учетом особенностей регионов.
Установить, что месячная цена за жилье и коммунальные услуги не должна превышать 10% совокупного дохода семьи в месяц.
В ведении Министерства строительства РФ оставить вопросы координации и планирования производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций всех форм собственности, выполнение работ по государственным капитальным вложениям, решение вопросов материально-технического развития, внедрения передовой техники и технологий, кадрового обеспечения.
На базе Росавтодора и крупных дорожно-строительных организаций создать Министерство дорожного строительства РФ, возложив на него строительство, ремонт и эксплуатацию автодорог федерального и регионального значения.
Для ускоренного строительства железнодорожных магистралей, аэропортов, морских и речных портов, магистральных трубопроводных систем на базе действующих структур, занимающихся этой деятельностью, создать Минтрансстрой РФ.
Для ведения строительства жилых домов, объектов соцкультбыта, производственных зданий, сооружений сельскохозяйственного назначения в сельской местности на базе действующих строительных организаций и предприятий создать кооперативно-государственное объединение «Россельстрой».
Финансовая сфера и торговля
Для регулирования и управления финансовыми потоками, полного и действенного валютного контроля национализировать банки. На их базе для нормального функционирования производства, торговли и экономики в целом создать в стране и за рубежом единую систему управления и контроля финансовых потоков во главе с ЦБ РФ. При этом в России на базе национализированных банков должны функционировать только Внешторгбанк, Промбанк, Стройбанк, Сельхозбанк, Сбербанк, Нефтегазбанк, Торгбанк, Транссвязьбанк и Бизнесбанк.
Установить жесткий государственный контроль над валютными операциями, включая вывоз валюты за рубеж физическими лицами. Ликвидировать валютные обменные пункты внутри страны.
Установить ставку рефинансирования 5% годовых, а валютный курс – 1 доллар – 15 рублей. Банковские кредиты под конкретные производственные проекты выдавать на срок до 5 лет под 6% годовых. Краткосрочные кредиты на накопления оборотных средств, торговые сделки, выдачу заработной платы – под 8% годовых.
Ввести прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физических лиц при годовых доходах:
до 1 000 000 рублей….. 13%
от 1 000 000 до 5 000 000 рублей……… 20%
от 5 000 000 до 10 000 000 рублей……. 50%
свыше 100 000 000 рублей………………. 70%
Национализировать основные месторождения алмазов, золота, других ценнейших редкоземельных элементов.
Включать ежегодно в приходную часть бюджета определенную величину доходов от использования собственности РФ за рубежом. Провести в кратчайшие сроки полную инвентаризацию всей государственной собственности РФ как внутри страны, так и за рубежом.
Исключить практику начисления пеней и штрафов на хозяйствующие субъекты, если им не выплачивает средства государство.
Продолжить снижение налогов в реальном секторе экономики, особенно в ведущих отраслях, при одновременном повышении налогов в сфере банковских, посреднических услуг, шоу-бизнесе и других сферах, где норма прибыли оказывается существенно выше средней по народному хозяйству.
Установить жесткую государственную монополию на винно-водочную и табачную продукцию, на поставку по экспорту нефти и газа, черных и цветных металлов, других сырьевых ресурсов.
Создать Министерство торговли РФ на базе крупных торговых формирований и оптовых баз, работающих в РФ, сосредоточив в них государственный сектор торговли.
Для упорядочения и организации действенного контроля внешнеэкономических связей и торговли за рубежом создать Министерство внешнеэкономических связей РФ на базе действующих структур внутри страны и торговых представительств за рубежом.
В результате проводимых мероприятий по национализации, внедрению прогрессивного налогообложения, государственной монополии на винно-водочную и табачную продукцию, доходов от страховой деятельности и туризма в первой пятилетке довести федеральный бюджет до 35 трлн рублей, а консолидированный, с учетом регионов, – до 60 трлн рублей.
Вооруженные силы
и правоохранительные
органы
Вооруженные силы, правоохранительные органы и национальная безопасность страны – особая и первоочередная задача государства, законодательных и исполнительных органов. Исходя из этого численность Российской армии должна составляться из объективной потребности, следует дать ей современную технику и вооружение в необходимом количестве.
В течение 3 лет обеспечить офицерский состав благоустроенным жильем, установить им должностные оклады на уровне самых высокооплачиваемых граждан РФ. Ввести дифференцированную оплату за выслугу лет после 3 лет службы. Рядовому и сержантскому составу установить оклады на уровне прожиточного минимума с ежемесячным переводом на накопительный счет.
Эти органы должны действовать по строгой вертикали. Надзор за их деятельностью по выполнению принятых законов и решений президента и правительства возложить на Прокуратуру РФ.
Социальная сфера
Путем увеличения мощностей реального сектора экономики в течение 3 лет ликвидировать безработицу. Обеспечить достойную оплату труда. Установить ее размер, а равно и размер пенсии, на уровне трехкратного превышения прожиточного минимума.
Обеспечить доступность и высокое качество здравоохранения.Прекратить порочную практику массового уничтожения учреждений здравоохранения. Вернуть ФАПы и больницы в отдаленные населенные пункты, увеличить число медицинских работников и вернуться к принципу шаговой доступности медицинской помощи.
Восстановить высококачественное всеобщее бесплатное образование. Прекратить сокращение школ, дошкольных детских учреждений, продолжающееся урезание их финансирования. Возродить систему профессионально-технического и среднего специального образования.
Увеличить финансирование науки. Восстановить статус и потенциал Российской академии наук и ее институтов.
Обеспечить доступность культуры и прекратить ее коммерциализацию.
Восстановить ответственность власти за ЖКХ. Расширить государственное жилищное строительство и в течение первой пятилетки полностью ликвидировать ветхое жилье, а во второй пятилетке обеспечить государственным бесплатным жильем малообеспеченные и многодетные семьи.
Пособия на детей будут систематически выплачиваться из федерального и региональных бюджетов, а по мере создания предпосылок они будут повышаться до уровня, позволяющего гражданам иметь полноценные семьи.
Пенсионерам, чьим трудом создано все существующее в нашей стране богатство, пенсии по старости, нетрудоспособности и другие льготы, определенные законом, будут выплачиваться в обязательном порядке и в размере, обеспечивающем достойное их существование.
Повышение эффективности государственного управления
Краеугольным камнем реального сектора экономики и обеспечения жизни населения является созданный за годы Советской власти усилиями всего народа топливно-энергетический комплекс. Производство топлива и энергии, политика внутренних и внешних цен на энергоресурсы должны создать эффект мультипликатора в экономике. Поэтому снижение цен на энергоносители и их последующее жесткое государственное регулирование являются базовым условием эффективности функционирования всей отечественной экономики.
Более того, политика в области ТЭК должна стать важным внешнеполитическим инструментом в отстаивании национальных и геополитических интересов нашей страны. Посредники из процесса продажи и распределения всех видов ресурсов внутри страны должны быть исключены.
Иначе говоря, возрождать Отечество нужно начать там, где его начала разрушать власть крупного капитала: с усиления роли государства, отказа от сырьевой модели и иностранной зависимости; регулирования ценообразования и ликвидации ценовых диспаритетов; беспощадной борьбы с коррупционерами, бандитами и ворами всех мастей.
Будет оказана решительная поддержка науке и образованию. Повышена роль профсоюзов и советов трудовых коллективов по выводу страны из экономического кризиса.
При разработке программ и планов возрождения российской экономики будут учитываться сложности международной обстановки, в том числе и вызревание мирового финансового кризиса с возможностью перерастания его в глубочайший всеобщий экономический кризис. В связи с этим важно обеспечить: замедление темпов интеграции в мировую систему и прекращение наращивания иностранной долговой зависимости; приоритетное внимание опоре на собственные силы; активизацию экономического, и прежде всего антикризисного, взаимодействия со странами СНГ, укрепление союза с Белоруссией.
Одним из главных условий вывода страны из кризиса станет новая региональная политика, основой которой будут следующие положения:
– восстановление вертикали законодательной и исполнительной власти;
– экономическая самостоятельность регионов в сочетании с единой централизованной и согласованной с регионами стратегией развития производительных сил;
– в соответствии с этой единой стратегией Федерация должна взять на себя ответственность за развитие производственной и социальной инфраструктуры общенационального значения, а также крупнейших стратегических и доходообразующих предприятий, за поддержку межрегиональных программ и проектов;
– ответственность за развитие инфраструктуры и предприятий регионального значения несут субъекты Федерации.
Сократить численность администрации президента за счет уменьшения ее структур, дублирующих функции правительственных органов.
Во всех доходообразующих отраслях должна быть тщательно проведена проверка правильности акционирования и приватизации. Незаконно приобретенные производства должны быть возвращены государству. Производства, имеющие общегосударственный характер, следует выкупить в установленном порядке.
Комитет
государственного контроля
За последние 25 лет в стране создалась крайне опасная ситуация, связанная с отсутствием действенного контроля со стороны государства за исполнением указов президента, законов, постановлений и распоряжений правительства, других нормативных актов, а также договоров и обязательств во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Деятельность Контрольного управления администрации президента, представителей президента в субъектах Федерации, Счетной палаты РФ, Совета безопасности оказалась разобщенной, а ее эффективность крайне низкой.
Это привело к размыванию исполнительской дисциплины во всех структурах власти, на всех ее уровнях. Необходимость соблюдения прямых обязанностей со стороны руководителей подчас просто игнорируется. Подобная обстановка создает весьма благоприятные условия для разрастания коррупции и проникновения ее во все «поры» властных и хозяйственных структур.
Потребность в эффективном государственном вмешательстве в систему исполнительской дисциплины вызвана также и долгосрочными проблемами, стоящими перед страной. Без этого невозможно формирование эффективно функционирующей системы финансовых институтов, оздоровление денежной системы, решение сложного комплекса вопросов, связанных с внешней задолженностью, и других вопросов социально-экономического развития страны, успешная борьба с коррупцией и преступностью. Координатором и исполнителем этой работы должен стать Комитет государственного контроля, подотчетный президенту Российской Федерации. Задачу создания такого органа можно решить достаточно быстро без заимствования дополнительных ресурсов из бюджета, используя существующую кадровую, материальную и финансовую базу имеющихся контрольных органов. До принятия Закона о Комитете государственного контроля последний мог бы начать свою работу и функционировать на основании Указа президента и Положения, подписанного президентом.
Единственная возможность отстоять целостность и независимость России – это создание мощной экономики, трехкратной сегодняшнему уровню. Для этого и нужны мобилизационная экономика и 10 лет напряженной работы. И тогда Россия сможет противостоять любому вызову.
Коммунисты – за национальную независимость России, за многоукладность экономики при преобладании общественного сектора, за быстрый рост реальной экономики, за повышение качества жизни народа!
В.М. ВИДЬМАНОВ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.