Что такое мнгп в градостроительстве

Статья 29.4. Подготовка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования

Статья 29.4. Подготовка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 29.4 Градостроительного кодекса РФ

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

В случае, предусмотренном частью 1 статьи 29.4 (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 264-ФЗ), местные нормативы градостроительного проектирования подлежат утверждению местными администрациями в сроки, определенные законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности

1. Местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления или в случае, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией.

2. В случае, если в региональных нормативах градостроительного проектирования установлены предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, населения муниципальных образований, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности такими объектами населения муниципальных образований, устанавливаемые местными нормативами градостроительного проектирования, не могут быть ниже этих предельных значений.

3. В случае, если в региональных нормативах градостроительного проектирования установлены предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, для населения муниципальных образований, расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований не могут превышать эти предельные значения.

4. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, поселения, городского округа населения данных муниципальных образований и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района, поселения, городского округа могут быть утверждены в отношении одного или нескольких видов объектов, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса.

5. Подготовка местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом:

1) социально-демографического состава и плотности населения на территории муниципального образования;

Информация об изменениях:

2) стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по ее реализации (при наличии);

3) предложений органов местного самоуправления и заинтересованных лиц.

6. Проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения.

7. Утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.

8. Порядок подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них устанавливается муниципальными правовыми актами с учетом положений настоящего Кодекса.

Источник

Что такое мнгп в градостроительстве

ГрК РФ Статья 29.2. Содержание нормативов градостроительного проектирования

1. Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации.

2. Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи, населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

3. Нормативы градостроительного проектирования муниципального района устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, иными объектами местного значения муниципального района населения муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района.

4. Нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, городского округа населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа.

4.1. Правительством Российской Федерации могут быть предусмотрены расчетные показатели, не указанные в частях 1, 3 и 4 настоящей статьи и подлежащие установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования и (или) местных нормативах градостроительного проектирования.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

5. Нормативы градостроительного проектирования включают в себя:

(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования;

3) правила и область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования.

Ст. 29.2 ГрК РФ. Содержание нормативов градостроительного проектирования

Источник

Что такое мнгп в градостроительстве

ГрК РФ Статья 29.4. Подготовка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования

1. Местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления или в случае, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае, если в региональных нормативах градостроительного проектирования установлены предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, населения муниципальных образований, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности такими объектами населения муниципальных образований, устанавливаемые местными нормативами градостроительного проектирования, не могут быть ниже этих предельных значений.

3. В случае, если в региональных нормативах градостроительного проектирования установлены предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, для населения муниципальных образований, расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований не могут превышать эти предельные значения.

4. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, поселения, городского округа населения данных муниципальных образований и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района, поселения, городского округа могут быть утверждены в отношении одного или нескольких видов объектов, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса.

5. Подготовка местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом:

1) социально-демографического состава и плотности населения на территории муниципального образования;

2) стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по ее реализации (при наличии);

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) предложений органов местного самоуправления и заинтересованных лиц.

6. Проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения.

7. Утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.

8. Порядок подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них устанавливается муниципальными правовыми актами с учетом положений настоящего Кодекса.

Источник

О значении нормативов градостроительного проектирования в градостроительных правоотношениях

А.В. ЖИГАЧЕВ

Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», практикующий юрист.

Соответственно, при рассмотрении потенциальных инвестиционных проектов застройщики в обязательном порядке должны заблаговременно учитывать требования НГП.

Однако, как показала практика, содержание и сам статус НГП не всегда однозначны, что порождает в градостроительных правоотношениях множество спорных вопросов. Кроме того, не всегда просто соотнести региональные и местные НГП (сквозь призму установленной законодательством исключительной компетенции региональных и местных властей).

Рассмотрим некоторые актуальные правовые аспекты применения НГП. В качестве примера будем ориентироваться на конкретные документы различных регионов Российской Федерации.

Содержание НГП в действующем законодательстве определяется весьма неконкретно. Согласно п. 4 ст. 24 ГрК РФ региональные и местные НГП содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории). Таким образом, исходя из данной нормы ГрК РФ, можно предположить, что в региональных и местных НГП должны содержаться требования (параметры) по следующим вопросам:

а) плотность застройки территорий;

б) плотность сети автомобильных дорог;

в) плотность сети общественного пассажирского транспорта;

г) расчетные показатели потребности в территориях для:

д) расчетные показатели потребности в озелененных территориях;

е) расчетные показатели пешеходной и транспортной доступности объектов системы образования, объектов медицинского, социального, культурного обслуживания населения, объектов физической культуры и спорта;

ж) расчетные показатели обеспеченности жителей энерго-, тепло-, газоснабжением, водоснабжением и водоотведением;

Утверждение региональных НГП осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации (п. 5 ст. 24 ГрК РФ). Утверждение местных НГП осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. При этом не допускается утверждение местных НГП, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных НГП (п. 6 ст. 24 ГрК РФ).

В судебной практике можно обнаружить ряд позиций по вопросу о содержании НГП.

Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 19.09.2011 N Ф09-5541/11 по делу N А50-6969/11 признал законными и допустимыми установленные администрацией города Перми НГП в части обеспечения проектируемых жилых зданий объектами, предназначенными для постоянного хранения легковых автомобилей. Суд указал, что местные НГП для города Перми определяют требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека (к которым в том числе относится обеспеченность проектируемых жилых зданий объектами, предназначенными для постоянного хранения легковых автомобилей), соответственно данные НГП утверждены в соответствии с ГрК РФ и иным законодательством. В связи с этим суд отказал заявителю в удовлетворении требования о признании данных НГП недействующими.

В другом случае суд, признавая обоснованными требования истца об устранении препятствий в пользовании жилым домом и земельным участком, применил положения региональных НГП для Калужской области, устанавливающие допустимые параметры и характеристики ограждений на границе с соседним земельным участком, указав, что такие НГП приняты в пределах компетенции, предоставленной ГрК РФ региональным органам власти (см. решение Калужского районного суда Калужской области от 05.07.2011, Определение Калужского областного суда от 06.10.2011 по делу N 33-2663/2011).

А вот государственные стандарты (и призванные заменить их технические регламенты), равно как и строительные нормы и правила и иные подобные нормы технического характера, НГП устанавливать не могут. Это исключительная компетенция федерального уровня государственной власти (п. «р» ст. 71 Конституции РФ, п. 3 ст. 6 ГрК РФ, ст. 4 Федерального закона «О техническом регулировании»). Региональные и местные органы власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Так, в частности, по одному из дел суд признал противоречащими законодательству и недействующими региональные нормы Рязанской области, устанавливающие обязательные стандарты (нормативы) по проектированию и строительству автозаправочных станций на территории области, посчитав их нормативным актом технического регулирования (см. Определение Рязанского областного суда от 24.07.2007, Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2007 N 6-Г07-8).

Значительный практический интерес имеет вопрос о том, могут ли устанавливать региональные НГП предельную этажность коммерческой и иной застройки в различных населенных пунктах соответствующего региона.

Для застройщиков вопрос об этажности возводимого здания зачастую является решающим, поскольку от этого нередко напрямую зависит положительный экономический результат строительного проекта (особенно в тех случаях, когда на застройщика возложены дополнительные обязательства по сносу и расселению предшествующей застройки, либо по предоставлению части помещений возводимого здания в публичную собственность; такие обязательства существенно увеличивают расходы застройщика).

Практика показала, что региональные власти в некоторых регионах стремятся «взять под свой контроль» предельную этажность в населенных пунктах региона, включая соответствующие требования в региональные НГП.

Но вправе ли региональные НГП устанавливать такие императивные требования? На наш взгляд, вопрос совсем не однозначный.

Во-первых, как было указано выше, согласно п. 4 ст. 24 ГрК РФ предназначение НГП состоит в установлении минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Но этажность застройки, как правило, сама по себе не влияет на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Да, есть индивидуальные особенности конкретных районов (кварталов) некоторых населенных пунктов, при которых повышенная этажность может вызвать некоторые «неудобства» (например, в связи с плотностью застройки), но в любом случае, по нашему мнению, региональные НГП не должны устанавливать общий предел по этажности для целых групп, для всех без исключения населенных пунктов, без учета таких индивидуальных особенностей.

В-третьих, многие из городов Подмосковья уже застроены жилыми и нежилыми зданиями с более высокой (по сравнению с действующими в настоящее время требованиями региональных НГП Московской области) этажностью.

Соответственно, полагаем, региональные НГП не вправе устанавливать максимальную этажность жилых и нежилых зданий для всех без исключения населенных пунктов соответствующего региона (т.е. такие требования могут устанавливаться только «точечно», когда это объективно обусловлено индивидуальными особенностями конкретных районов (кварталов) некоторых населенных пунктов и направлено на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека).

Подводя итог, еще раз подчеркнем огромное значение региональных и местных НГП в градостроительных правоотношениях. Однако, как показывает практика, к сожалению, данные документы не всегда безупречны с точки зрения своего правового содержания (об этом свидетельствует и судебная практика), в связи с чем их следует оценивать сквозь призму требований и положений федерального законодательства.

Источник

Что такое мнгп в градостроительстве

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 февраля 2021 года N 71

В целях формирования единого подхода к подготовке нормативов градостроительного проектирования

2. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при подготовке нормативов градостроительного проектирования руководствоваться Методическими рекомендациями.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России
от 15 февраля 2021 года N 71

Методические рекомендации по подготовке нормативов градостроительного проектирования

I. Общие положения

— сформировать возможный перечень областей, в которых осуществляется нормирование объектов регионального и местного значения для последующего планирования их размещения, расчетных параметров таких объектов и их доступности для населения, подлежащих нормированию в НГП с учетом определенных законодательством полномочий субъектов Российской Федерации и ОМСУ;

— детализировать рекомендуемые понятия допустимого уровня обеспеченности и допустимого уровня территориальной доступности объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур;

— сформировать возможный перечень расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур регионального и местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной и временной доступности таких объектов для населения, а также порядка расчета указанных показателей;

— описать рекомендуемый учет особенностей расчета указанных показателей в различных градостроительных и планировочных условиях: при освоении свободных от застройки территорий и при развитии застроенных территорий, в зависимости от типа и характера застройки, в муниципальных образованиях различной специализации (курортных, с высокой долей вахтового населения, со снижающейся численностью населения и иных муниципальных образований с признаками динамично изменяющегося состава и численности населения);

— описать рекомендуемый учет административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, неравномерности существующего и планируемого развития территорий и планировочной структуры муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений; выработать рекомендуемые подходы к районированию субъекта нормирования в целях обеспечения дифференцированного подхода к нормированию в НГП;

— предложить рекомендуемый уточненный порядок подготовки и согласования НГП, использования исходных данных, периодичности внесения изменений в нормативы;

— описать рекомендуемые методы применения НГП в рамках разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории.

2. При подготовке НГП рекомендуется руководствоваться основными принципами законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, определенными в статье 2 ГрК РФ.

Разработку РНГП и МНГП рекомендуется осуществлять в рамках научно-исследовательских работ по заказам органов государственной власти субъектов Российской Федерации или ОМСУ поселений соответственно.

Целью утверждения и применения НГП является повышение качества обеспеченности населения объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и благоустройства с учетом планируемых показателей социально-экономического развития, установленных соответствующими документами стратегического планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Исходя из целей развития территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в НГП определяется перечень параметров, которые подлежат нормированию в каждой области экономической деятельности, устанавливаются показатели уровня обеспеченности населения объектами регионального, местного значения (виды которых определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 1 ГрК РФ) (предельные показатели в отношении объектов местного значения), а также перечень таких объектов, обеспечивающих достижение этих показателей.

Определение расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов (предельных показателей) рекомендуется выполнять с учетом современного состояния перечисленных видов инфраструктур, отраслевых методических рекомендаций федеральных органов исполнительной власти по планированию таких объектов и услуг, прогноза численности населения, территориальных, климатических, планировочных особенностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также с учетом результатов социологических исследований и прогнозов.

В процессе подготовки НГП при определении перечней областей и параметров объектов, подлежащих нормированию, обеспечивающих достижение расчетных показателей, рекомендуется привлекать к обсуждению представителей органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, ответственных за функционирование, планирование и развитие коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и благоустройство территории.

При расчете предельных показателей НГП рекомендуется учитывать сведения о половозрастном составе населения, рождаемости, смертности, миграционном приросте, характере временного и сезонного населения в том случае, когда оно оказывает существенную нагрузку на все виды инфраструктур. Рекомендуется учитывать также данные краткосрочных и среднесрочных прогнозов изменения численности и состава населения.

При формировании перечня предельных показателей НГП, расчете значений максимальной доступности для населения и минимальной обеспеченности населения объектами регионального и местного значения рекомендуется учитывать принципы и приоритеты, изложенные в СПР.

Для территорий с низкой плотностью населения с целью повышения эффективности и охвата социальным обслуживанием в региональных НГП могут быть определены показатели максимальной доступности и минимальной обеспеченности с учетом размещения межмуниципальных объектов, обеспечивающих оказание услуг населению нескольких муниципальных образований, при этом для указанных территорий МНГП могут не разрабатываться (отсутствие местных НГП допускается частью 2 статьи 46.1 ГрК РФ в отношении застроенных территорий, о развитии которых принято соответствующее решение об их развитии).

Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур регионального и местного значения и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов перед утверждением НГП рекомендуется согласовывать с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и ОМСУ, участвовавших в подготовке НГП.

Расчетные показатели могут варьироваться в соответствии с планировочными особенностями систем расселения и населенных пунктов, характеристиками сложившейся и планируемой застройки, характером освоения территории: застройкой свободных участков или комплексным развитием застроенных территорий, а также в зависимости от иных факторов.

Для целей территориальной дифференциации в составе НГП может быть выполнено районирование территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, отдельных населенных пунктов в составе муниципального образования. Районирование может выполняться в виде карты и (или) перечня муниципальных образований, населенных пунктов, частей муниципальных образований, частей населенных пунктов (планировочных районов, зон).

Внесение изменений в НГП (актуализацию НГП), корректировку расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения с учетом изменения социально-экономической, демографической ситуаций рекомендуется осуществлять не реже чем один раз в пять лет.

Пример технического задания на разработку нормативов градостроительного проектирования приведен в приложении N 6* к Рекомендациям.

II. Область применения НГП

В соответствии с ГрК РФ НГП применяются при подготовке:

а) схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 15 ГрК РФ), схемы территориального планирования муниципального района (часть 2 статьи 20 ГрК РФ), генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений (часть 3 статьи 24 ГрК РФ);

При подготовке проектов генеральных планов НГП также рекомендуются к применению, в том числе в целях установления границ населенного пункта, образуемого из лесного поселка, военного городка (пункт 3 части 26 статьи 24 ГрК РФ), при работе комиссии, создаваемой для этих целей ОМСУ поселения или городского округа (часть 20 статьи 24 ГрК РФ).

НГП рекомендуются к применению также при подготовке правил землепользования и застройки для определения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в границах территориальной зоны, в которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории (пункт 4 части 6 статьи 30 ГрК РФ). НГП рекомендуются к учету при разработке концепций развития застройки, архитектурно-градостроительных концепций и иных подобных планировочных и предпроектных работ, выполняющихся на территории одного или нескольких муниципальных образований, отдельных населенных пунктов или их частей и финансируемых из бюджетных или внебюджетных средств.

III. Термины и определения

Приведенные ниже термины и определения применяются для целей Рекомендаций, в том числе термины и определения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *