Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы

Использование мнемотехники в старшей группе.

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы Татьяна Яшкина
Использование мнемотехники в старшей группе.

Яшкина Татьяна Николаевна

Одним из главных условий всестороннего развития детей в дошкольном возрасте является грамотная, логически выстроенная красивая речь. Как правило, именно на протяжении дошкольного возраста складываются наиболее благоприятные условия для формирования красноречия и полноценного лексикона.

Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:

1. Неумение составлять длинные, сложные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых предложений.

2. Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.

3. Систематическое применение нелитературной лексики.

4. Бедный словарный запас, не соответствующий возрасту ребенка.

5. Дошкольник не может самостоятельно сформулировать вопрос и ответ на поставленные вопросы.

7. Ребенок не может строить правильные логические выводы и утверждения.

Для исправления таких речевых проблем часто применяется мнемотехника, которая получила широкое распространение среди воспитателей нашего сада.

Инструментарием мнемотехники являются мнемотаблицы.

Мнемотаблица представляет собой изображение (картинку, которая определяет конкретное слово или словосочитание, при помощи которого происходит схематическая зарисовка слова.

Изучая представленные изображения, ребенок может быстро запоминать и воспроизводить текстовый материал, что помогает развитию речи дошкольников.

Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные схемы, дети учатся строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и точные тексты.

Преимущества мнемотехники перед другими техниками речевого развития?

1. Способствует ускоренному развитию зрительной и слуховой памяти.

2. Применяется для решения распространенных задач – например, для заучивания стихотворений или решения сложных загадок и головоломок.

3. Мнемотаблицы широко используются для развития у дошкольника навыка пересказывания художественных произведений.

4. Максимальное развитие разговорных навыков.

Ниже приведены несколько мнемотаблиц, которые я использовала в своей практике.

1. Первая мнемотаблица для заучивания стихотворения С. Я. Маршака «Тает месяц молодой. «

1я картинка к двустишию: Тает месяц молодой.

Гаснут звезды чередой.

2я к двустишию: Из распахнутых ворот

Солнце красное идёт.

3я к строке: Солнце за руку ведёт

4я к строке: Новый день и Новый год!

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы

2. Вторая мнемотаблица для заучивания стихотворения «Мама спит, она устала…» Е. Благининой

1я картинка к 1й строке: Мама спит, она устала…

2я к строкам: Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

3я к строкам: Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

4я к строкам: А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

5я к строкам:И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

6я к строкам: Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто,

– Посидим и в тишине.

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы

3. Третья мнемотаблица для заучивания стихотворения Александра Сергеевича Пушкина — «Уж небо осенью дышало»

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы

4. Так же я использовала мнемотаблицы со схемами. Одна из них для пересказа сказа П. Бажова «Серебряное копытце»

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы

Использование мнемотехники в театрализованной деятельности Слайд 1. Знакомство детей с различными видами театров начинается уже с ясельной группы. И замечено, что встреча с театральной куклой, особенно.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи Доклад к презентации для воспитателей и родителей. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи, для детей младшего возраста».

Использование мнемотехники для развития речи у дошкольников МДОУ «Детский сад № 24 «Кораблик» Октябрьского района города Саратова Доклад по теме: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Использование мнемотехники на занятиях по обучению рассказыванию Развитие речи занимает одно из главных мест в подготовке ребёнка к школе. Воспитатель учит детей наблюдать жизнь, воспринимать предметы.

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок в старшей и подготовительной группе ДОУ Мнемотехника — это эффективная методика запоминания с помощью картинок-подсказок. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование мнемотехники в развитии речи детей Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются.

Презентация «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Содержание 1. Введение Проблемы речи детей дошкольного возраста Основная часть Что такое мнемотехника? Мнемотаблицы, работа с ними. Прием.

Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности в формировании целостной картины мира у дошкольников. Что такое мнемотехника?.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Источник

Консультация для воспитателей детского сада «Что такое мнемотаблица и как с ней работать?»

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы Тамара Бобылёва
Консультация для воспитателей детского сада «Что такое мнемотаблица и как с ней работать?»

«Что такое мнемотаблица и как с ней работать

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

• для ознакомления детей с окружающим миром

• при заучивании стихов

• при пересказах художественной литературы

• при обучении составлению рассказов

• при отгадывании и загадывании загадок

• для обогащения словарного запаса

• при обучении составу числа

• при воспитании культурно-гигиенических навыков

• при воспитании навыков самообслуживания

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию,она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

• соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает,что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т. е. информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т. е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.

Консультация для родителей «Что такое-адаптация к условиям детского сада» Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством,.

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группыКонсультация для воспитателей «Что такое Ниткография?» Статистика последних лет свидетельствует, что число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Исследования ученых подтверждают.

Консультация для воспитателей «Цвет как средство выразительности детского рисунка» Консультация для воспитателей. «Цвет как средство выразительности детского рисунка». Цвет является одним из важных средств художественной.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие родителей и детского сада в обучении дошкольников ПДД» Цель: Повысить уровень знаний родителей по обучению дорожного движения и профилактике детского дорожного травматизма. Профилактика детского.

Консультация для воспитателей «Особенности экспериментирования в старшей и подготовительной группах детского сада» Консультация для воспитателей «Особенности экспериментирования в старшей и подготовительной группах детского сада» Муниципальное автономное.

Консультация для воспитателей «Роль ИКТ в образовательном процессе детского сада» ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском.

Консультация для воспитателей «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания.

Источник

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

«Использование мнемотехники в работе

с детьми дошкольного возраста»

Доклад для воспитателей на тему:

«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей,как:

• маленький словарный запас

• неумение согласовывать слова в предложении

• плохое развитие связной речи

• несформированность психических процессов

• несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память,и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

• зрительную и слуховую память

• зрительное и слуховое внимание

• развивает все стороны речи

Начиная работу по технологии мнемотехника,воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1.Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

1 этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

Например: ёлочка (какая) колючая

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

2 этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

• для ознакомления детей с окружающим миром

• при заучивании стихов

• при пересказах художественной литературы

• при обучении составлению рассказов

• при отгадывании и загадывании загадок

• для обогащения словарного запаса

• при обучении составу числа

• при воспитании культурно-гигиенических навыков

• при воспитании навыков самообслуживания

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию,она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

• соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает,что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т. е. информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т. е. отработка одного из методов запоминания.

4 этап : Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

5 этап: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группыОпыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группыИспользование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Вот и дети моей группы на непосредственной.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группыИспользование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазл Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником. Чтобы.

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группыИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группыМастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Высказывание К. Д. Ушинского звучит так: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите.

Источник

Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы Алонцева Ольга
Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Актуальность педагогического опыта.

Но, к сожалению, в настоящее время дети все чаще испытывают нарушения речи, которые резко ограничивают их общение с другими людьми. Образный, богатый синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольников является очень редким явлением.

Неполноценное речевое развитиевлияет на формирование неречевых психических процессов: недостаточно внимания уделяется, снижается словесная память, страдает производительность памяти. В моей практике были трудности в обучении связной речи. Дети не могли сосредоточить свое внимание на каком-либо значимом для них событии или произведении искусства, они не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. Я считаю, что если использовать методику мнемотехники для обучения детей связной речи, это поможет ребенку быть более общительным, расширит его словарный запас, ребенок научится говорить связно, рассказывать, выражать свои мысли.

Актуальность мнемоники для детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что именно в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память,а запоминание в основном непроизвольно: дети лучше запоминают события, предметы, факты и явления, близкие к их жизненному опыту. Методы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти, формируя дополнительные ассоциации.

Основная идея опыта.

Основное внимание в моей работе уделяется детям старшего дошкольного возраста.

Я считаю, что невозможно решить проблему развития речи детей без поиска и реализации новых подходов к развитию речи дошкольников.

Поэтому одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю использование технологии мнемотехники в учебном процессе в совместной и самостоятельной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Главной целью моего опыта я считаю внедрение мнемотехники в работу по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.

Я поставила перед собой следующие задачи:

2. Способствовать развитию умения работать по модели, согласно правилам, слушать взрослого и следовать его инструкциям;

3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению составлять схемы и воспроизводить их самостоятельно.

4. Способствовать развитию мелкой моторики рук;

5. Способствовать развитию связной речи, расширять и обогащать словарный запас детей;

6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброй воли, независимости, инициативы, ответственности;

7. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего нас мира; развивать интерес и мотивацию к изучению новых и неизвестных вещей в окружающем нас мире; принимать активное участие в образовательном процессе;

8. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные проблемы адекватно возрасту, применять знания и методы деятельности при решении проблем.

Теоретическая база педагогического опыта.

До изобретения письма люди использовали самые простые способы запоминания, позволяя им запоминать большие объемы информации. Это различные типы символов, все знакомые узлы для памяти, используются для запоминания различных предметов, надрезов, пальцев и так далее.

По словам Р. Солсо, «использование мнемонических методов наиболее эффективно при хранении и кодировании, а также при воспроизведении информации».

Основой мнемотехники являются естественные механизмы памяти, использование которых позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Владение мнемотехническими приемами это, прежде всего овладение инструментальными навыками, которые приобретаются через систематическое и планомерное обучение.

С развитием педагогики, как науки, а особенно в 20-х г. прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей. Ученые исследователи изучали влияние памяти на становление и развитие ребенка, а так же исследовали и разрабатывали методы и приемы, позволяющие эффективно облегчить и усовершенствовать образовательный процесс.

К данному периоду в России появилось множество пособий и руководств по улучшению памяти. Одним из таких руководств была работа В. Фармаковского «Педагогическая Мнемоника«, именно с его исследований начинается период расхождения взглядов мнемонистов. Одни считали, что работу памяти можно увеличить, через усиление искусственных ассоциативных связей при запоминании больших не связанных по смыслу объемов информации, по средствам использования различных методов, и техник, использование мнемотехники, как основного метода развития памяти. Другие пошли по пути создания условий для лучшего процесса запоминания; это и учет возрастных особенностей и предмета деятельности, способов переработки информации, формирование и осознание цель запоминания, создание благоприятных эмоциональных установок, систематизированное повторение, педагогическая мнемоника по М. А. Зиганову.

В нашей стране данную тему изучали лишь отдельные ученые психологи: Л. С. Выготский, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лури. На проблему изучения и практического применения мнемотехники в образовании, наш отечественный профессор Г. Челпанов, основатель и директор Московского психологического института, в своей книге «О памяти и мнемонике» указал на то, что в России на тот период, мнемотехники, как целостной системы и учебной дисциплины не существует.

До 1990 года мнемотехника в нашей стране существовала в виде разрозненных приемов, и не имело теоретической основы, не объясняла механизмы памяти, в отдельных изданиях описывались только отдельные приемы, и содержали множество методических ошибок. И только в конце 90- х, некоторые специалисты уже осознанно стали выделять мнемотехнику в разряд дидактического материала. Но все разработки и рекомендации по использованию мнемотехнических приемов в работе с детьми, данного периода имеют разрозненный вид.

Стоит указать, что серьезными методическими изданием в нашей стране, в которых проведена систематизация приемов мнемотехники являются; визуальная методика, система запоминания «Джордано», автор В. Казаренко, и метод речевых способов «Школа памяти» Самвела Гарибяна.

Новизна педагогического опыта.

Новизна моего педагогического опыта заключается в целесообразном слиянии визуализации, плана высказываний и игривого характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использоватьдва сенсорных канала: визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и формы, аудио (слушат объяснения воспитателя и рассказы сверстников).

Наглядность является одним из основных дидактических принципов педагогики. Действия с объектами, их визуальное восприятие является первым этапом в развитии мышления ребенка, поэтому важно использовать визуальный материал на протяжении всего процесса. В последнее время методы мнемотехники нашли широкое применение в педагогической практике для обучения детей дошкольного возраста.

Содержание мнемотаблицы представляет собой графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, природных явлений, определенных действий и т. Д. Путем выделения основных смысловых связей сюжета истории. Главное, передать условно визуальную схему, изобразить так, чтобы рисунок был понятен детям.

• обогатить словарный запас детей

• при обучении рассказыванию историй

• при пересказе художественной литературы

• при угадывании и разгадывании загадок

• при запоминании стихов

Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребенка в области познания.

Приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают память путем формирования дополнительных ассоциаций.

Технология представляемого педагогического опыта

Несомненно, основой базой для развития речи является дошкольное учреждение. Именно в детском саду создается особая среда, которая способствует наиболее полному раскрытию речевых способностей детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Основной и отличительной чертой современного общества является замена живого человеческого общения на компьютерную зависимость. Отсутствие общения между родителями и их детьми, игнорирование речевых трудностей только увеличивает количество детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Дети моей группы «Ромашка» не являются исключением, уровень развития их речи также требует большого внимания. Для повышения уровня речевой активности детей, мной было принято решение использовать нетрадиционные методы развития, а именно использовать технологию мнемотаблиц, чтобы более активно привлекать родителей к сотрудничеству с ДОУ в развитии детской речи.

Развитие связной речи целесообразно в совместной организованной деятельности детей и педагога как наиболее доступной модели для этого возраста. В данном случае это непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдения, формированию наиболее внятных и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.

Материал занятий был выбран мной так, что одно упражнение объединяет, углубляет, показывает с разных сторон изучаемый материал, а в другом упражнении, и переходит от простого к сложному.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Её можно разделить на три этапа.

Iэтап: Чтобы начать работу с детьми, необходимо ознакомиться с символикой. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. В более старшем возрасте, когда дети научатся мыслить образно, можно подключать их к работы с символами. Я обычно предлагаю детей помочь мне «спрятать» слово в картинку.

Этот этап работы также называется работой с мнемоническими квадратами.

На этом этапе работы я провожу с детьми такие игры,как:

IIэтап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов. На этом этапе мы учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемотическими дорожками.

IIIэтап: на этом этапе начинается работа с мнемотическими таблицами.

Необходимо начать работу с простейшими мнемоническими квадратами, последовательно переключаться на мнемонические дорожки, а затем на мнемонические таблицы.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивание стихов. Для каждого слова или фразы создается картинка (изображение); таким образом, целое стихотворение схематично зарисовано. После этого ребенок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит целое стихотворение.

В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые трудности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Зачастую первые рассказы по моделях очень схематичны. Чтобы уменьшить сложность, я включила задачи по активизации и обогащению словарного запаса в программу содержания мнемотаблиц.

Для родителей воспитанников,мной был проведен мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники в дошкольном образовательном учреждение и в повседневной жизни при заучивание стихов с детьми». Одной из целей этого мероприятия было ознакомление родителей с мнемотехникой при заучивание стихов с детьми и вовлечение родителей в процесс формирования у детей интереса к запоминанию стихов, расширению словарного запаса и развитию связной речи среди детей дошкольного возраста.Для родителей воспитанников были разработаны буклеты на тему: «Мнемотехника в помощь мамам и папам». Был также проведен опрос родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста».Консультации на тему: «Пополнение словарного запаса ребенка дома», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»; индивидуальные консультации по интересующим темам; составление визуальной информации в родительском углу.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники, совместной работы с родителями воспитанников дает свои положительные результаты.

Мне удалось повысить уровень речевой активности детей за счет взаимодействия с родителями воспитанников, через использование мнемотехники. Все это способствовало улучшению речевой активности у детей.

В ходе этой работы я убедился, что можно применять модельные схемы на других занятиях, в других видах деятельности (продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и т. Д.).

Чем раньше вы научите детей рассказывать или пересказывать, используя мнемотехнику, тем лучше ребенок сможет подготовится к школе, поскольку связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и его готовности к обучению в школе.

Но следует отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые трудности, так как сложно следовать предлагаемому плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям очень отрывочны. Чтобы минимизировать эти трудности, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Подчеркну, что вся работа по развитию связной речи у детей не ограничивается мнемотаблицами. Это, прежде всего, как начальная, «стартовая», наиболее значимая и эффективная работа, поскольку использование мнемотаблиц облегчает детям восприятие и обработку визуальной информации, ее сохранение и воспроизведение.

Использование мнемотехники в своей работе доказало, что эта методика действительно работает и помогает детям учиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдение, интерес к миру, навыки самопроверки.

Результативность педагогического опыта.

Что дает нам использование мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста? Для себя я определила несколько преимуществ,например:

Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.

Развивается речь, увеличивается словарный запас.

Представления об окружающем мире расширяются.

Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.

Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.

Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.

Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.

Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.

Раскрываются творческие способности детей.

В результате проведения диагностического исследования по методике «пересказ текста» И. Ф. Марковской были выявлены определенные изменения в речевом развитии.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов позволил выявить положительную динамику в формировании связной речи старших дошкольников. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что после проведения занятий по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники видно, что у определенного процента детей наблюдается положительная динамика в развитии связной речи.

Опыт показывает, что приемы мнемотехники служат эффективным средством развития речи дошкольников.

У детей:

• круг знаний о мире расширяется;

• есть желание пересказать тексты, придумать интересные истории;

• есть интерес к запоминанию стихотворений, скороговорок, загадок;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают стеснительность, стеснительность, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Таким образом, несмотря на то, что достижения детей в усвоение родного языка с помощью мнемотехники значительны, речь все еще далека от совершенства.

Подчеркиваю, что вся работа по развитию связной речи у детей не ограничивается мнемотаблицами. Это, прежде всего, как начальная, «стартовая», наиболее значимая и эффективная работа, поскольку использование мнемонических таблиц облегчает детям восприятие и обработку визуальной информации, ее сохранение и воспроизведение.

Этот педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, студентам педагогических учреждений.

1. Арушанова А. Г.Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М. : Мозайка-Синтез, 1999

3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. – М., 2005 — 114с.

4. Выгодский Л. С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352

5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.

6. Войкова С. В. “Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников”.

7. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В. П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.

8. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16

9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92

10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с. 18

11. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т. И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

13. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.

15. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

17. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.

18. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.

19. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1993

22. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.

23. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С. 59

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группыИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Смотреть картинку Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Картинка про Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группы. Фото Что такое мнемотаблицы для дошкольников старшей группыИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *