Что такое мнемонические приемы
Зачем нужна мнемотехника?
Содержание
Как работает мнемотехника
Методы запоминания с помощью ассоциаций — это и есть мнемотехника. Чтобы стало понятнее, давайте прямо сейчас запомним слово Гуамоколатокинт — имя филина из сказок А. Волкова. Его и прочитать-то сложно, не то что запомнить. Но не для мнемотехники!
Представьте большую банку красной гуаши, которая опрокидывается и выливается на пачку макулатуры. Мы комкаем залитые краской газеты и пытаемся запихнуть их в огромное киндер-яйцо, но макулатуры так много, что яйцо никак не закрывается.
Что это было? Те самые ассоциации, которые помогут нам запомнить имя филина. Гуамоколатокинт: гуашь — «гуа», макулатура — «моколато», киндер — «кинт». Повторите это слово 2–3 раза, представляя этот «мультик», и оно надолго впечатался в вашу память. Поздравляю, вы только что стали практиком мнемотехники.
Такую же «образную работу» можно проделать для быстрого и прочного запоминания сложных терминов, иностранных слов и вообще любой информации ⇓
Для запоминания можно задействовать не только воображение, но звуковое и тактильное восприятие. Но именно визуальный вариант даёт наибольший эффект — наш мозг намного быстрее обрабатывает картинки, чем линейный текст или абстрактные понятия. Об этом виде мнемотехники мы и поговорим сегодня.
Чем хороша мнемотехника
Подходит для любой цели. Вы можете запоминать иностранную лексику и географические карты, шахматные партии и исторические даты, классификации по биологии и формулы из тригонометрии. Словарные слова, определения, стихотворения и целые тексты дословно. Никаких ограничений ни в качестве, ни в количестве информации.
Обеспечивает «феноменальную память». Мнемотехника не требует от вас каких-либо способностей — это навыки, которые легко тренируется в любом возрасте.
Тренирует мозг. Запоминание через образы развивает воображение и улучшает внимание.
Работает сразу. Все техники просты и понятны и дают мгновенный результат. Вы сами в этом убедитесь через пару минут.
Мы все используем мнемотехнику с детства.
Помните присказку про каждого охотника, желающего знать, где сидит фазан, с которой мы навсегда запомнили порядок радужных цветов? Или песенку, которая помогла выучить последовательность нот: «ДО — воробышка гнезДО, РЕ — деревья во двоРЕ. ». А как мы учили падежи: «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку», — или правописание наречий: «Уж замуж невтерпёж». А пифагоровы штаны и крысу-биссектрису?
Всё это — приёмы мнемотехники, так называемые мнемостихи, акростихи и мнемофразы. Они не самые действенные, так как применимы для узких задач, но с их помощью мы воспроизводим нужную информацию даже спустя десятилетия. В этом весь смысл мнемотехники — запоминать легко, а забыть трудно.
Краткая история мнемотехники
Если бы наша память была настолько совершенной, что мы могли бы запоминать информацию в неограниченном объёме, ни к чему было бы придумывать письменность и изобретать цифровые носители информации. Знания до сих пор передавались бы из уст в уста.
И именно так они и передавалась долгое время, развивая искусство мнемотехники среди мыслителей и поэтов прошлого. Если бы не техники запоминания, «по дороге» были бы утеряны многие научные знания, произведения народного творчества и такие шедевры мирового искусства, как «Илиада» и «Одиссея».
Считается, что слово с корнем «мнемо» ввёл Пифагор в VI до н. э., соединив его значение с богиней памяти Мнемозиной. Так появился термин «мнемоника» — искусство запоминания, а позже — «мнемотехника». В Древней Греции также использовали мнемотехнику в качестве интеллектуального спорта — демонстрировали искусство запоминать большие объёмы информации (часто бессмысленной) перед аудиторией.
Умение пользоваться своей памятью считалось правилом хорошего тона. Трудно представить себе Цицерона, читающего «по бумажке» блестящую речь. Мнемотехникой владели Аристотель и Пифагор, Юлий Цезарь и Никола Тесла, Джордано Бруно и Наполеон. Многие не просто умели ею мастерски пользоваться, но и излагали методики запоминания в трактатах и книгах.
Развитие технологий тиражирования и передачи знаний во многом было связано с потребностью человечества фиксировать их на более надёжном носителе, чем «горстка нейронов». Так стало возможным массовое образование.
Но как это ни парадоксально, именно сейчас, в век Интернета и мобильных устройств, вопрос применения памяти вернулся к нам с ещё большей актуальностью. Чтобы научиться управлять процессом запоминания в лавинообразном потоке информации, нам на помощь снова приходит старая добрая мнемотехника, которая прекрасно зарекомендовала себя на протяжении 2,5 тысяч лет.
Где полезно применять мнемотехнику
Одни и те же упражнения могут помочь в самых разных сферах жизни. Давайте подробнее остановимся на том, где применять мнемотехнику.
Мнемотехника открывает широкие горизонты для обучения: будь то курсы переквалификации, второе высшее образование или теория вождения. Ведь 90% учебной деятельности связаны с заучиванием.
На работе мнемотехнические навыки помогают успешно выступать на публике, а также упорядочивать любую информацию, которую вам необходимо запомнить, например держать в голове пул задач.
Для изучения иностранных языков
Мнемотехника позволяет учить от 100 до 500 иностранных слов за 1 день. Всего 2–3 месяца интенсивных занятий — и можно сформировать словарный запас выпускника лингвистического факультета. Можно начать с 10 слов, как в видео ниже:
В повседневной жизни
Мнемотехника пригодится, чтобы раз и навсегда запомнить номер карты и паспортные данные. Чтобы перестать забывать, что нужно купить или какие вещи взять в дорогу. Сделать «памятку» мест, которые хочется посетить в новом городе. «Донести» до дома новый анекдот — мнемотехника отлично с этим справится.
С помощью мнемотехники можно запомнить последовательность движений в танце, выучить наизусть каты в боевых искусствах или порядок раскроя и пошива платья.
Основы работы с мнемотехникой
Несмотря на нюансы в запоминании разной информации, вся мнемотехника сводится к двум основным шагам:
Образ — тот самый стержень, на котором всё держится. Наша задача сделать так, чтобы он сам врезался в память. Чтобы этого добиться, образ должен быть:
Немного практики: представьте блоху. Приблизьте её и увеличьте до размеров танка. Разглядите внимательно: выпученные глаза разного размера смотрят в противоположные стороны, длинные ресницы накрашены, на мохнатых лапах подковы. Окрас как у мухомора, на голове — бантик.
Чем нелепее картинка, тем лучше вы её запомните. Потренируйтесь представлять в том же духе разные объекты: стул, компьютер, настенные часы, лужу. Когда будет легко получаться, можно переходить к следующему этапу — соединению образов.
При соединении образов соблюдайте несколько простых, но важных принципов:
Немного практики: соедините окно и лампу, рояль и кефир, попугая и автомобильную шину.
Представление и соединение образов — базовые навыки. Освоив их, можно переходить к выбору метода запоминания.
Методы запоминания
У этой техники несколько названий: римская комната, дорога Цицерона, дворец памяти, метод локаций, умственная прогулка.
Для чего: подойдёт для запоминания любых списков.
Суть: мысленно разместить образы из списка на знакомой территории: в комнате, офисе, на детской площадке или по маршруту от дома до работы.
Как использовать: выделите несколько заметных статичных точек (диван, окно, стол, шкаф) и повесьте, прибейте, примотайте, приклейте к ним по порядку то, что хотите запомнить. Чтобы вспомнить последовательность, мысленно перемещайтесь по маршруту или по комнате и собирайте все эти предметы.
Для чего: отлично подходит для запоминания последовательностей: станций метро, перечня покупок, порядка химических элементов в таблице Менделеева.
Суть: соединять предметы-образы между собой.
Как использовать: применяйте метод «видеосъёмки» — после того как вы соединили объект 1 и 2, переводите воображаемую камеру на соединение объектов 2 и 3. При этом первого предмета «в кадре» уже быть не должно, он просто уходит.
Давайте попрактикуемся: запомните список продуктов сначала методом лоций, а затем методом цепочки: хлеб, молоко, помидоры, бананы, чеснок, мука, шоколад.
Совместив методы локации и цепочки, вы можете легко запоминать классификации. Например, чтобы выучить группы музыкальных инструментов, привяжите к шкафу цепочку клавишных, к столу — ударных, к дивану — духовых и т. д.
Для чего: также можно запоминать последовательности.
Суть: метод очень похож на предыдущий: мы также будем соединять цепочку образов между собой, но ещё более творческим способом — добавим сюжет и побольше динамики.
Как использовать: представьте мультяшную лису, которая уронила в борщ огромный бриллиант — кастрюля с борщом опрокинулась и залила костёр, который превратился в угли. С помощью этой нехитрой истории мы только что запомнили последовательность четырёх элементов 2-го периода таблицы Менделеева. Литий (лиса), бериллий (бриллиант), бор (борщ), углерод (уголь). Обратите внимание, тут также задействован метод фонетического кодирования, но об этом ниже.
Метод фонетического кодирования
Этот метод, с помощью которого мы запоминали филина Гуамоколатокинта.
Для чего: позволит легко запоминать иностранные слова со скоростью 100 и более слов в час.
Суть: нужно присвоить незнакомому слову образ, который звучит похоже. Например: английское слово bell [бел] переводится как «звонок» и фонетически похоже на русское слово «белка».
Как использовать: представьте огромную белку, которая нажимает на дверной звонок и недовольна тем, что ей не открывают. Так мы свяжем английское звучание с переводом. Удерживая этот образ в воображении, повторите 3 раза вслух иностранное слово.
Совет: учите слова блоками по 5–7 штук и сделайте несколько повторений в обе стороны: с русского на английский и с английского на русский.
Методом фонетического кодирования также можно запоминать страны и столицы, денежные единицы или названия аминокислот. Например: страна Индия — это индюк, а столица Дели — дельфин. Представьте, что это влюблённая парочка, которая держится за плавники-крылья и нежно целуется.
Численно-буквенный код (ЧБК)
Пожалуй, самый трудоёмкий, но и самый «окупаемый» вид мнемотехники. С его помощью вы станете гением в глазах окружающих.
Для чего: легко запоминать числовую информацию: исторические даты, номера кредиток, телефоны, счета, дни рождения.
Суть: каждому числу или цифре присвоить свой образ с помощью звуковой аналогии (фонетического кодирования). Но за основу будем брать не всё звучание, а только первые буквы каждой пары цифр от 0 до 100.
Как использовать: попробуем запомнить сочетания цифр 00 и 03:
Исключение составят цифры «1» и «2». Единицу удобнее всего кодировать через букву «К» (кол), так как с гласной «О» работать будет неудобно. А двойке присвоим букву «Л» (лебедь, на которую визуально похожа «2» ), так как «Д» понадобится нам для девятки. Так что из «21» — лебедь-кол — получится, например, ЛуК. Созвучие по «л» и «к».
Составьте свой собственный ЧБК или воспользуйтесь нашим и доведите его до автоматизма. Теперь, чтобы запомнить год рождения Пушкина, достаточно представить его с КоСой (17) и ДуДочкой (99) — 1799.
Все эти 5 методов вы можете смело комбинировать. Например, чтобы выучить таблицу Менделеева, вам потребуется:
Чтобы всё это выучить, потребуется всего пара подходов по 2–3 часа времени. Попробуйте и убедитесь сами.
Упражнения и приёмы для взрослых
Как мы с вами уже убедились, мнемотехника — не такая уж премудрость, и освоить её может каждый вполне самостоятельно. Почему же ею пользуются лишь немногие? Всё дело в том, что даже простое дело требует тренировки.
Теперь, когда вы знаете методы мнемотехники на все случаи жизни, возьмите за правило ежедневно практиковаться. Пока не сформируется навык пользоваться мнемотехникой на автомате, прибегайте к ней сознательно при любом удобном случае. А чтобы вам легче было это делать — пара советов, где и когда можно тренироваться:
А сейчас попрактикуйтесь: запомните с помощью мнемотехники термин, перед которым меркнет даже сказочный филин — гиппопотомомонстросесквиппедалиофобия. Кстати, он обозначает боязнь длинных слов, но нам это не грозит, ведь мы вооружены мнемотехникой.
Этапы запоминания
Мнемотехника довольно увлекательна, с ней можно показывать интеллектуальные фокусы, удивляя родных и близких: на спор выучить 1 000 знаков после запятой числа Пи, глубину всех морей или самые крупные звёзды. Но ещё лучше применять эту методику не просто для развлечений, а для реальной пользы. Для этого нужно научиться загружать «взятую» мнемотехникой информацию в долговременную память.
Как учить, чтобы запоминалось надолго:
Выводы
Мнемотехника нужна нам, чтобы быстро и надёжно запоминать большие объёмы информации. Для этого нужно соединить новые данные с теми образами, которые в голове уже есть.
Для классификаций и списков используйте метод локаций, цепочек или истории.
Для иностранных слов — фонетическое кодирование.
Для исторических дат — численно-буквенный код (ЧБК).
А чтобы перевести всё это в долговременную память — примените систему повторений: учите небольшими порциями, доводите до высокой скорости воспроизведения и повторяйте в течение недели.
Чтобы узнать о всех техниках подробнее и попробовать их на практике, приходите на бесплатный тренинг по развитию памяти. На нём вы узнаете:
Мнемотехники на практике
Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.
Нет времени читать? Долистайте до конца страницы и прослушайте статью!
Практическое применение мнемотехник
Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.
Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.
Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.
Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.
Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.
Немного информации о самом механизме памяти
Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.
Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.
Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.
Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.
Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.
Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.
Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.
Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.
Психические факторы, способствующие лучшему запоминанию и обучению
Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.
Естественный язык нашего сознания
Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.
Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением.
Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:
С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе
Тренировка внимания
Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.
Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.
Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.
Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник
Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.
Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.
Прием наложения образов
Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.
Прием увеличения и уменьшения образов
Прием трансформации образов
Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.
Мнемотехника и приемы запоминания
Создание искусственных ассоциаций
Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.
Естественные ассоциации
Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.
Символизация
Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:
Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.
Запоминание числовой информации
Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:
Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:
Эйдетика
От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.
События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.
Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.
При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия (эндорфина). Происходит закрепление материала в структуре мозга.
Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.
Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.
В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.