Что такое младшая эдда

«Младшая Эдда» — последний отголосок язычества в христианской Европе

Что такое младшая эдда. Смотреть фото Что такое младшая эдда. Смотреть картинку Что такое младшая эдда. Картинка про Что такое младшая эдда. Фото Что такое младшая эдда

В эпоху, когда окончательно победило христианство, огнём и мечом выжигая последние воспоминания о величественной культуре языческой Европы, на далёком острове, затерянном в ледяных водах Северной Атлантики, ещё была жива память о старых героях и богах.

В Исландии, благодаря её географической отдалённости от континента и довольно изолированному существованию, продолжали бытовать древние эпические предания и легенды. Правда, смысл их был давно утерян и мало кто понимал их истинное значение.

В XIII века на этом острове было создано произведение, которую именуют «Младшей Эддой», «Эддой в прозе» или просто «Эддой». Книга эта, видимо, изначально задумывалась как учебник аллитерационной поэзии. Она изобилует цитатами и обрывками преданий из германо-скандинавской мифологии.

Автор этого произведения доподлинно неизвестен, но в современной науке принято считать, что «Эдду составил» исландский писатель и исследователь древностей Снорри Стурлусон.

Кто такой Снорри Стурлусон?

Снорри происходил из знатного и богатого рода Стурлунгов. С раннего детства он попал на воспитание к Йону Лофтссону, который был связан родством с норвежской королевской семьёй. Именно поэтому Стурлусон получил отличное образование и обзавёлся влиятельными покровителями.

Благодаря своей начитанности, Снорри начал писать стихи. Он также изучал право, благодаря чему его два раза избирали на пост законоговорителя в исландский парламент Альтинг.

Стурлусон путешествовал по Швеции и Норвегии, собирая информацию о скандинавской истории и культуре. Он стал близким соратником норвежского короля. Последний надеялся на его содействие в деле присоединения Исландии к Норвежскому королевству. Но позже, вследствии политических интриг и собственного честолюбия был убит по приказу самого короля Хокона.

Снорри Стурлусона считают наиболее вероятным автором «Младшей Эдды» («Сноррова Эдда») — учебному пособию, взявшему за основу языческий эпос Скандинавии. Его также считают вероятным создателем «Хеймскринглы» («Круга земного») — повествования об истории Норвегии, саг об Эгиле и Олаве Святом.

Поэзия скальдов

Что такое младшая эдда. Смотреть фото Что такое младшая эдда. Смотреть картинку Что такое младшая эдда. Картинка про Что такое младшая эдда. Фото Что такое младшая эддаВ Скандинавии языческой эпохи и во время начального периода христианизации было распространено создание стихов придворными поэтам — скальдами. Сочинённые ими произведения передавались устно из поколения в поколение. Скальды повествовали, как правило, о подвигах героев и королей, битвах, восхваляли и проклинали тех или иных людей.

Главной особенностью поэзии скальдов является чрезвычайно сложная, витиеватая форма стихов. Именно на такую форму были направлены основные творческие усилия авторов. Поэзия эта подчинялось целому ряду строгих правил.

Ещё одной характерной чертой скальдической поэзии является наличие в ней кеннингов — очень сложных и образных метафор, которые, как правило, основывались на скандинавских мифологических мотивах.

О «Младшей Эдде»

Книга дошла до нас в семи разных списках, каждый из которых значительно расширен и дополнен по сравнению с первоначальным вариантом. «Эдда» — очень разнородная и пёстрая по своему составу.

В начале произведения говорится, что оно создано с целью познакомить читателей с некогда очень популярной и изысканной скальдической поэзией, основанной на аллитерации. Здесь поясняется значение самых распространённых кеннингов, которые связаны с древней мифологией.

«Эдда в прозе» состоит из четырёх частей:

У нас на сайте вы сможете ознакомиться с кратким содержанием лучших образцов старинной литературы, а также читать онлайн одно из известнейших средневековых европейских произведений — «Младшую Эдду».

Источник

Младшая Эдда

Младшая Эдда: наследие эпохи

Младшая Эдда, которую также принято называть Снорровой или Прозаической Эддой, является одним из величайших памятников древнескандинавской (а если точнее – древнеисландской) культуры. Младшая Эдда, читать которую порой не так уж просто из-за обилия труднопереводимых эпитетов и метафор, была написана в первой четверти XIII века (по всей видимости, в период с 1222 по 1225 год) Снорри Стурлусоном, писателем, исследователем германо-скандинавской мифологии. И здесь важно отметить, что Стурлусон был христианином, что наложило существенный отпечаток на содержание Младшей Эдды.

Что такое младшая эдда. Смотреть фото Что такое младшая эдда. Смотреть картинку Что такое младшая эдда. Картинка про Что такое младшая эдда. Фото Что такое младшая эдда Что такое младшая эдда. Смотреть фото Что такое младшая эдда. Смотреть картинку Что такое младшая эдда. Картинка про Что такое младшая эдда. Фото Что такое младшая эддаЧто такое младшая эдда. Смотреть фото Что такое младшая эдда. Смотреть картинку Что такое младшая эдда. Картинка про Что такое младшая эдда. Фото Что такое младшая эдда

Структурно Младшая Эдда (скачать полный текст в различных переводах сегодня не составляет большого труда) состоит из двух частей, это «Видение Гюльви» и «Язык поэзии». «Видение Гюльви» из Младшей Эдды Стурлусона повторяет содержание многих раннесредневековых мифов. Фактически это сборник саг и легенд Древней Скандинавии. Но нужно понимать, что нет единого, общепринятого, эталонного содержания Младшей Эдды. То есть текст, созданный Снорри, обнаружен в семи разных списках, которые датируются различными периодами, самый ранний – 1300 годом, самый поздний – 1600. И беда в том, что содержание этих списков различается, порой – достаточно кардинально. В более ранних «вариантах» Младшей Эдды (скачать эти варианты на просторах Рунета невозможно, просто потому, что они никогда не переводились на русский язык) могут присутствовать саги и мифы, которые не вошли в поздние манускрипты. Это, в частности, «Песнь о Риге», «Сны Бальдра» и многие другие тексты, частично присутствующие в Старшей Эдде.

Часть Младшей Эдды (читать ее значительно проще), которая называется «Язык поэзии», по задумке Стурлусона должна была стать своеобразным учебником для средневековых скальдов. Именно эта часть особенно интересна с точки зрения филологии и лингвистики, потому что здесь Снорри анализирует стихотворные размеры и приемы, которые использовали скандинавские поэты в Раннем Средневековье и, по всей видимости, еще раньше.

Старшая и Младшая Эдда: все точки над «i»

Старшая и Младшая Эдды отличаются достаточно кардинальным образом. Во-первых, Старшая Эдда практически полностью поэтическая, тогда как Младшая Эдда Стурлусона – по большей части прозаическая. Во-вторых, Старшая Эдда – это собрание мифов, вероятно, у ее гипотетических составителей не было конкретной цели, они просто записывали саги, которые им удалось найти (именно поэтому содержание Поэтической Эдды также отличается в разных списках). Младшая Эдда Снорри создавалась с конкретной целью: первая часть («Видение Гюльви») была призвана сохранить известные на тот момент мифологические сюжеты германо-скандинавского эпоса. Вторая часть («Язык поэзии»), как уже было сказано, представляет собой учебник, пусть и весьма своеобразный.

Также Старшая и Младшая Эдда различаются по содержанию, в том числе – имеются расхождения в одних и тех же мифах (примером может послужить описание Рагнарека). Вероятно, тому есть множество причин, и одна из них – необычайная религиозность Стурлусона. Как исследователь он пытался быть объективен, но ему это не всегда удавалось как раз из-за его почти фанатичной приверженности христианским канонам. К примеру, в Старшей Эдде мы не встретим мифа о том, как Фрейя отдалась Брисингам за золотое ожерелье (хотя в «Перебранке Локи» бог огня обвиняет богиню в разврате). А вот в Младшей Эдде Стурлусона этот сюжет присутствует. Многие исследователи полагают, что подобные мифы, появившиеся гораздо позднее, являются попыткой христиан очернить скандинавских богов.

Младшая Эдда – от этимологии к содержанию

Изначально Младшую Эдду (читать ее лучше в переводе А.И. Корсуна, но к этому вопросу мы еще вернемся) называли просто Эддой, вероятно для того, чтобы отличать ее от Старшей Эдды. При этом перевод искомого слова («эдда») неизвестен. Есть гипотезы о том, что «эдда» означает «прабабушка» или «поэзия» (либо «поэтика»), но ни одна из этих версий до сих пор не получила подтверждения. Также одна из лингвистических теорий говорит о том, что «эдда» является производной от топонима «Одди», так назывался поселок, в котором вырос Снорри Стурлусон.

Первая часть Младшей Эдды (скачать ее или купить сегодня совсем нетрудно) повествует о том, как некий конунг Гюльви отправляется в Асгард. Асы рассказывают ему о происхождении и устройстве Мироздания, а также о его будущем (в частности – о том, почему и как будет уничтожен мир, и как позже он вновь возродится, это и есть сюжет Рагнарека). Позже читатель понимает, что Гюльви – тот же Один, но к повествованию это не имеет никакого отношения.

«Язык поэзии» (вторая часть Младшей Эдды) также наполнен мифологическими сюжетами, но здесь их воспроизведение не является самоцелью. Снорри рассказывает о популярных кеннингах (метафорических оборотах) и вынужден пояснять их происхождение. Так, в частности, мы узнаем о саге «Сигурд и Брюнхильда», хотя Стурлусон всего лишь разъясняет происхождение метафоры «выкуп за выдру» (так скальды поэтически называли золото).

Важно отметить, что Младшая Эдда также имеет Пролог, написанный самим Снорри Стурлусоном. Там исландский исследователь пишет о том, как, по его мнению, появились германо-скандинавские мифы и какова их ценность для мировой культуры. Тем не менее, очевидна его точка зрения в отношении того, что «язычество» Древней Скандинавии закономерно уступает место христианству, единственно возможной, истиной религии.

Также некоторые списки Младшей Эдды выделают перечень стихотворных размеров в отдельный структурный элемент сборника. Хотя чаще этот самый перечень просто входит в «Язык поэзии», не обосабливаясь. Здесь Снорри приводит свои собственные поэтические тексты и на их примере рассказывает о том, какие методы стихосложения использовали древнескандинавские поэты.

Такова Младшая Эдда, краткое содержание произведения позволяет в общих чертах оценить его масштабность и значимость, но лишь прочтение полного оригинального текста даст возможность в полной мере погрузиться в мир германо-скандинавской мифологии. Как было отмечено выше, русский перевод Младшей Эдды А.И. Корсуна считается каноническим, он был произведен в 1970 году, а комментарии к оригинальному изданию написал выдающийся филолог, доктор наук М.И. Стеблин-Каменский. В частности, благодаря этому изданию можно узнать о том, что Биврест (мост, соединяющий Асгард с другими мирами) в переводе с древнескандинавского означает вовсе не «радужный мост», как думают многие. «Биврест» значит «дрожащий путь», и в этом смысле этимология слова в полной мере отвечает исконному образу.

Относительно Младшей Эдды существует множество заблуждений, появившихся совсем недавно. Но изучение оригинальных, либо репринтных изданий позволяет без труда вычленить зерна из плевел. И это важно, ведь ценность подобного знания в его (пусть и относительной) «чистоте».

Источник

Младшая Эдда

Названия глав по исландскому изданию, а также приложения переведены Т. В. Ермолаевым.

Краткая библиография 37

Младшая Эдда

М. И. Стеблин-Каменский
Снорри Стурлусон и его «Эдда»

Не ясно, что значит название «Эдда». Всего чаще предполагали, что оно значит «поэтика» (edda от óðr «поэзия», как stedda «кобылица» от stóð «табун кобылиц»). Но с точки зрения истории языка эта этимология небезупречна, и существование понятия «поэтика» в ту эпоху сомнительно. Производили это название также от Одди, названия хутора, где воспитывался Снорри. «Эдда», следовательно, значит «книга из Одди». Но написана эта книга, по-видимому, не в Одди, так что этимология эта тоже сомнительна. Наконец, некоторые отожествляли название «Эдда» со словом «эдда», которое встречается в одной древнеисландской мифологической песне и значит «прабабушка». Но до сих пор не удалось доказать существование связи между этим значением и книгой.

На упсальской рукописи «Младшей Эдды» есть надпись: «Эта книга называется «Эдда»». Название «Эдда» упоминается также в одном из пергаментных фрагментов «Младшей Эдды». Неизвестно, назвал ли сам Снорри свою книгу так, или она была названа так позднее. В XIV и XV вв. исландские поэты упоминают не раз «искусство Эдды», имея в виду ту поэтическую фразеологию, которая объясняется в одной из частей «Младшей Эдды». Название «Эдда» приобрело совершенно новое значение, когда исландский епископ и любитель древностей Бриньольв Свейнссон нашел в 1643 г. пергамент с древними песнями о богах и героях и назвал его «Эддой Сэмунда Мудрого». Дело в том, что, по сложившимся в XVII в. представлениям, Снорри в своей «Эдде» основывался на сочинении исландского ученого Сэмунда Сигфуссона по прозвищу Мудрый (1056–1133). Произведения Сэмунда не сохранились, и ему было принято приписывать то, чего он в действительности не писал. Когда Бриньольв нашел пергамент с древними песнями, которые пересказываются и цитируются также и в «Младшей Эдде», он решил, что нашел произведение Сэмунда, послужившее основой для Снорри. С этих пор «Эддой Сэмунда» стали называть сборник древних песен о богах и героях, найденный Бриньольвом. А так как впоследствии было обнаружено, что Сэмунд не имел никакого отношения к этим песням, их стали называть также песнями «Эдды», «Песенной Эддой», просто «Эддой», а также «Старшей Эддой» (полный перевод их на русский язык вышел в 1963 г. под этим названием) в отличие от «Эдды» Снорри Стурлусона, которая тогда стала называться «Младшей Эддой» или «Прозаической Эддой» («Снорриевой Эддой» она называлась и раньше). Песни, входящие в состав сборника, называемого «Старшей Эддой» действительно древнее, чем «Младшая Эдда». Но сам сборник, по-видимому, еще не существо вал, когда Снорри писал свою «Эдду», и предполагают даже, что именно книга Снорри послужила толчком для его составления. Таким образом, «Старшая Эддах в сущности не только совсем не «Эддах», но в известном смысле и не «старшая». Впрочем, это, конечно, не основание для того, чтобы отказываться от общепринятого названия.

Источник

Младшая Эдда

Мишель Оден

М. И. Стеблин-Каменский. Снорри Стурлусон и его «Эдда»

Среди произведений, пользующихся немеркнущей мировой славой, «Младшая Эдда» — одно из самых своеобразных. Трудно определить, что такое «Младшая Эдда». Нельзя сказать, что она — научное произведение: слишком много в ней великолепной поэзии. Но кое-чем «Младшая Эдда» непохожа и на художественное произведение: слишком много в ней того, что явно рассчитано на удовлетворение потребности в знании.

Считается, что «Младшая Эдда» была написана Снорри Стурлусоном примерно в 1222–1225 гг. (последняя часть — в 1222–1223 гг., а остальные части — потом). Но неизвестны ни ее первоначальная форма, ни размеры творческого вклада ее автора или тех, кто ее потом переделывал, пополнял или сокращал. Она сохранилась только в списках более поздней эпохи (не древнее начала XIV в.) и явно не в первоначальном виде.

Не ясно, что значит название «Эдда». Неизвестно, назвал ли сам Снорри свою книгу так, или она была названа так позднее.

В «Младшей Эдде» четыре части, сильно отличающиеся друг от друга и по форме, и по содержанию: «Пролог», «Видение Гюльви», «Язык поэзии» и «Перечень размеров». Обычно считается, что «Младшая Эдда» — это руководство для скальдов, т. е. учебник поэзии. Действительно, «Язык поэзии» и «Перечень размеров» похожи на учебник, и в «Языке поэзии» прямо говорится, что книга предназначена для молодых скальдов. Но в «Видении Гюльви» рассказывается много больше, чем могло бы понадобиться желающим научиться скальдическому искусству, и по форме эта часть совсем не похожа на учебник. Что же касается «Пролога», то он не имеет никакого отношения к обучению поэзии.

«Пролог» вообще особенно сильно отличается от остальных частей «Младшей Эдды». Он кажется памятником совсем другой культуры. В противоположность остальным частям в нем очень сильно дает себя знать средневековая латиноязычная ученость, совершенно чуждая исландской устной традиции. В «Прологе» рассказывается о том, как люди после Ноева потопа забыли создавшего их бога, но потом в результате наблюдения природы пришли сами к мысли о существовании бога, и таким образом возникли разные религии. Дальше в «Прологе» рассказывается о том, на какие части делится мир, о Трое, о происхождёнии Одина, правителя Трои, и его переселении в Швецию. Но есть в «Прологе» также исландские мифологические имена. Некоторые из них отожествляются с именами, с которыми они в действительности не имеют ничего общего (Сив — с Сибиллой, Фригг — с Фригидой и т. п.). Такое фантастическое этимологизирование характерно для средневековых ученых трактатов.

Кое что в «Прологе» прямо противоречит тому, что рассказывается в «Видении Гюльви». Так, в «Прологе» Один — правитель, пришедший из Трои в Страну Турков и обосновавшийся в Сигтуне в Швеции. Между тем в «Видении Гюльви» он один из богов, генеалогия его совсем другая, и т. д. «Пролог» содержит попытку объяснить происхождение различных религий. Однако это объяснение никак не используется в «Видении Гюльви», где говорится о языческих мифах. Все это, а также общий характер «Пролога», наводит на мысль, что он написан не тем автором, который писал остальные части, и многие ученые, среди них такие видные исландисты, как Вигфуссон, Симонс, Неккель и Хойслер, считали, что «Пролог» написан не Снорри. Однако «Пролог» есть во всех четырех основных рукописях «Младшей Эдды», и поэтому многие специалисты все же считают, что он принадлежит Снорри.

«Видение Гюльви» — несомненно наиболее цельная часть «Младшей Эдды». Содержание этой части — языческие мифы и всевозможные сведения о языческих богах. Здесь рассказывается о возникновении мира, его устройстве, об отдельных богах и богинях, их именах, их жилищах, их подвигах и, наконец, о грядущей гибели мира и богов и его втором рождении. Некоторые из мифов, рассказываемых в «Видении Гюльви», — например, миф о гибели мира известны также из «Старшей Эдды» или иных источников, но рассказаны там менее подробно и несколько иначе. Но многие мифы в этой части «Младшей Эдды» — например, мифы о том, как был связан путами волк Фенрир, о мастере, который построил стены вокруг Мидгарда, о путешествии Тора к Утгарда-Локи — известны только из данного источника. Такого обзора языческих мифов, какой содержит «Видение Гюльви», нет нигде в литературе народов, говорящих на германских языках.

Обрамление «Видения Гюльви» сводится к следующему. Конунг Гюльви в обличье странника отправляется в Асгард к асам, чтобы разведать у них, почему они так могущественны. Чертог, в который он попадает в Асгарде, — это наваждение, насланное асами (отсюда на звание — «Видение Гюльви»). Гюльви, он же Ганглери, беседует с тремя асами — Высоким, Равновысоким и Третьим, и они рассказывают ему о богах, которым они поклоняются, т. е. тоже асах, но уже других. В заключении чертог пропадает, Гюльви возвращается домой и рассказывает людям то, что он слышал. Асы же присваивают себе имена асов, о которых они рассказывали, и выдают себя за них.

Сочетание христианской веры с верой в языческих богов было, по-видимому, широко распространено в Исландии и сохранилось и позднее. По словам исландцев, живущих в наше время, еще их деды подчас верили не только в разные сказочные существа — скрытых жителей и т. п., но и в Одина и в Тора, хотя и считали себя христианами.

Источник

Эдда Младшая

Смотреть что такое «Эдда Младшая» в других словарях:

ЭДДА МЛАДШАЯ — трактат о языческой мифологии и поэзии скальдов, написанный Снорри Стурлусоном в 1221 25. Иллюстрируется стихами скальдов, многие из которых известны только из этого источника … Современная энциклопедия

ЭДДА МЛАДШАЯ — трактат о языческой мифологии и поэзии скальдов, написанный Снорри Стурлусоном … Большой Энциклопедический словарь

“Эдда Младшая” — “ЭДДА МЛАДШАЯ”, трактат о языческой мифологии и поэзии скальдов, написанный Снорри Стурлусоном в 1221 25. Иллюстрируется стихами скальдов, многие из которых известны только из этого источника. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Эдда Младшая — Младшая Эдда, или «Сноррова Эдда» произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написано в 1222 1225, задумано как учебник скальдической поэзии. Содержит богатый материал по древнегерманской мифологии. Содержание 1… … Википедия

ЭДДА МЛАДШАЯ — ЭДДА МЛАДШАЯ, Снорриева Эдда, произведение исландского прозаика и поэта Снорри Стурлусона, написанное в 1222 — 1225. Состоит из пролога и 3 частей. Содержит обзор языческих мифов (многие из них известны только отсюда), обзор двучленных… … Литературный энциклопедический словарь

Эдда Младшая — трактат о языческой мифологии и поэзии скальдов, написанный Снорри Стурлусоном … Энциклопедический словарь

Эдда — Младшая Эдда. Обложка манускрипта XVIII века Эдда (древнеисландское Edda, во множественном числе Eddur) основное произведение германо скандинавской мифологии … Википедия

ЭДДА — (др. исл. Edda), название двух памятников древнеисландской литературы; этимология слова «эдда» не ясна, возможен перевод его как «парародительница». Открытие Первоначально «Эддой» называлось одно из произведений исландского ученого и… … Энциклопедический словарь

Младшая Эдда — Младшая Эдда … Википедия

ЭДДА — (исп. прабабушка) два сборника древнескандинавских сказаний о богах и героях: Старшая и Младшая Эдда. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭДДА два произведения древне скандинавской литературы. Старшая Э … Словарь иностранных слов русского языка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *