Что такое мкп организация
Казенные предприятия: виды и принцип работы
Казенные предприятия (КП) обойдены вниманием инвесторов, и неспроста – у частных вкладчиков нет возможности в них инвестировать, поскольку те не являются акционерными обществами. Как следствие, эти предприятия не выкладывают публичных финансовых отчетов о своей деятельности, так что найти подробную информацию об их деятельности в интернете очень непросто. Тем не менее, некоторые такие организации зарабатывают приличную прибыль за счет монопольного положения и играют не последнюю роль в экономике страны.
Предками казенных производств являются возникшие еще в допетровские времена централизованные мануфактуры, где в цехах шла переработка сырья в конечный продукт. Наиболее известны Пушечный двор и Оружейная палата, а также Монетный двор. Позднее большое распространение получили заводы, причем были нередки и частные: например, частные фарфоровые заводы. Заводы действуют в качестве казенных структур и поныне.
Что такое казенные предприятия?
Сегодня казенное предприятие – это один из видов государственных унитарных предприятий. Они могут создаваться по решению одного из трех органов:
Первые два типа относятся к государственным КП, так как создаются распоряжением правительственных органов, а не на основе решения муниципалитетов, которые по законодательству РФ не относятся к государственным органам власти. Тем не менее права казенных предприятий различного типа равны.
Согласно статистике Росстата, в России за 2020-21 годы насчитывается чуть больше 90 казенных предприятий субъектов РФ, и чуть меньше 50 федерального уровня. В сумме это примерно втрое больше, чем компаний в индексе Мосбиржи.
Региональные и муниципальные КП обязательно содержат в официальном названии своего учредителя. Казенные учреждения городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) относятся к субъектам РФ.
Имущество казенного предприятия
КП, как уже говорилось выше, относятся к унитарным предприятиям. Это означает, что абсолютно все их имущество является неделимым и принадлежит одному учредителю. Это имущество нельзя поделить на доли, как, например, в акционерном обществе.
Характерной особенностью казенных организаций является то, что имущество они получают лишь на правах оперативного управления. Фактически имущество казенного предприятия остается принадлежать его учредителю, а оперативное управление подразумевает жесткие ограничения:
Из этого следует также то, что собственник имущества казенного учреждения несет с ним субсидиарную ответственность. То есть, если предприятие не сможет расплатиться со своими кредиторами, то они вправе требовать возмещения средств от государства или муниципалитета. Более того, казенные предприятия создаются без уставного фонда и в отличие от акционерных обществ не обязательно стремятся к максимальной прибыли.
Более подробно об унитарных предприятиях и их особенностях можно прочесть в отдельной статье.
С какой целью создаются казенные предприятия?
Казенные предприятия создаются с целью производства продукции, оказания услуг или выполнения работ, основным заказчиком которых является государство либо субъект РФ. Основные виды деятельности казенных предприятий сосредоточены на обеспечении функционирования органов исполнительной власти.
Государственные казенные предприятия занимаются разработкой, производством и тестированием различного вида вооружения по заказу Министерства Обороны РФ; обеспечивают работу общественного транспорта, наружного освещения, ремонта автодорог и благоустройства городской среды; занимаются развитием и распространением спортивной культуры и так далее. К ФКП в основном относятся государственные заводы, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. Муниципальные и региональные КП намного более разнообразны по своим видам деятельности.
Для лучшего понимания, что такое казенные предприятия и чем они занимаются, приведем несколько примеров:
Управление казенными предприятиями
Управление КП связано с большой степенью государственного контроля. Правительство (или муниципалитет) назначают руководителя, утверждают устав организации, а также ежегодную смету доходов и расходов. Не стоит забывать и об ограниченных правах казенных предприятий на управление полученным имуществом. Помимо этого, казенные учреждения не имеют права заключать какие-либо сделки, противоречащие закрепленным в их уставе целям деятельности.
Однако для выполнения своих задач казенные организации получают не только дополнительные обязанности и ограничения, но и особенное право получать прямое государственное финансирование для реализации уставной деятельности. Помимо этого, КП имеет право с согласия собственника привлекать заемные средства, распоряжаться собственной прибылью. Права казенных предприятий также включают в себя общие гражданские правомочия юридических лиц, такие как открывать банковские счета, выступать от своего имени в суде и так далее.
Права казенных предприятий и основные положения об их регистрации и деятельности закреплены в ст. 113 ГК РФ, а также в Постановлении Правительства РФ №872 «О создании и регулировании деятельности ФКП» и ФЗ №161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Отличия казенных учреждений от бюджетных и автономных
Главными признаками, характерными именно для казенных учреждений, и отличающими их от бюджетных и автономных, являются следующие параметры:
Для удобства ниже представлена таблица со сравнительным анализом характеристик казенных, бюджетных и автономных предприятий и учреждений.
Параметр | Казенные | Бюджетные | Автономные |
Финансирование | Финансируется бюджетными средствами при любой нехватке средств | Финансируется бюджетными средствами для исполнения публичных обязательств, в остальных случаях – субсидируется | Субсидируется на оказание услуг, но не находится на прямом бюджетном финансировании |
Ответственность владельца предприятия | Субсидиарная ответственность | Не несет ответственность | |
Распоряжение имуществом | Согласие собственника требуется для распоряжения любым имуществом | Согласие собственника требуется только для распоряжения особо ценным имуществом | |
Распоряжение доходами | Часть направляется в соответствующий бюджет, а часть в резервные фонды в соответствием с Уставом предприятия | Самостоятельное распоряжение доходами | |
Право владения дочерними компаниями | Такое право полностью отсутствует | Получает такое право с согласия собственника | Получает такое право с согласия собственника (на некоторые типы организаций согласие собственника не требуется) |
Заключение
Казенные унитарные предприятия – это организационно-правовая форма организаций, которые максимально приближены к деятельности правительства или муниципалитета, обеспечивают их функционирование или даже выполняют часть их задач. КП характеризуются высокой степенью подотчетности органам власти и строгими ограничениями собственной коммерческой деятельности.
Казенные предприятия закрыты для розничных инвесторов. На первый взгляд это может показаться досадным, поскольку многие, особенно федеральные КП, обладают практической монополией на свою деятельность, а их банкротство крайне маловероятно. Но с другой стороны, казенные учреждения нацелены на прибыль лишь частично, при необходимости получая финансирование из бюджета – собственно, поэтому им нет необходимости становиться АО для привлечения средств.
Муниципальное предприятие и его права. Организация и деятельность муниципальных предприятий и учреждений
Под предприятием в общем смысле следует понимать имущественный комплекс, который используется для ведения предпринимательской деятельности. В его состав включаются все виды материальных ценностей. К ним в числе прочего относят земельный участок, оборудование, сооружения, продукцию, сырье. Этот комплекс в целом или какая-либо его часть может выступать в качестве объекта аренды, залога, купли-продажи и прочих сделок. Существуют различные организационно-правовые формы предприятий. Рассмотрим одну из них.
Муниципальные предприятия и учреждения и их собственники
В качестве владельца таких организаций выступает местный орган власти. Им же осуществляется управление муниципальными предприятиями. Собственник может направлять его работу по любому пути согласно законодательству. Орган местной власти имеет возможность:
Специфика работы
Деятельность муниципальных предприятий, касающаяся социального обслуживания, находится за рамками традиционного предпринимательства, конкурентной борьбы за привлечение капиталов. Их функционирование дополняется необходимостью предоставлять услуги населению без расчета на извлечение прибыли. Муниципальное коммунальное предприятие или иной другой обслуживающий комплекс может использовать рыночные механизмы, внедрять опыт администрирования частными компаниями. Это благотворно влияет на работу комплекса, повышает эффективность использования предоставленных ему ресурсов.
Законодательное регулирование
Учитывая специфику работы рассматриваемых комплексов, нормативные акты регламентируют процедуру их создания. Так, муниципальное казенное предприятие направляет большую часть своей продукции, работ или услуг на удовлетворение нужд МО. Такой комплекс выпускает товар по установленной стоимости для решения общественных задач.
Единая цена назначается и на категории работ и услуг. Муниципальное казенное предприятие получает дотации от государства. В соответствии с этим определяется цель его функционирования. Кроме того, комплексы такого типа в ряде случаев ведут убыточные производства. Такая регламентация устанавливается в ФЗ № 161.
Муниципальное предприятие использует материальные ценности, приватизация которых не допускается. Его функционирование направлено на решение различных социальных задач. К ним в числе прочего относят и реализацию услуг и товаров по минимальной стоимости.
Некоторые нюансы
Новые муниципальные предприятия города или иного населенного пункта создаются достаточно редко. Объектов, приватизация которых законодательством запрещена, в настоящее время не так много. При этом их юридический статус четко регламентируется нормативными актами.
Расширение сферы
Учитывая сложившуюся в настоящее время экономическую ситуацию, ряд экспертов полагают, что условий для образования хозяйствующих комплексов необходимо больше. Муниципальные предприятия функционируют сегодня во всех отраслях экономики. Они предоставляют услуги, создают рабочие места, получают доходы, которые направляются в бюджет и собственное развитие. Тем не менее многие из них получают государственные и региональные дотации. В этой связи сложно говорить о какой-то прибыльности таких предприятий. Новые условия их создания позволили бы:
Все эти проблемы присутствуют сегодня в социальной сфере. В этой области производственный процесс обуславливается не только стремлением извлечь прибыль, но и общественной полезностью, интересами социальной справедливости, платежеспособного спроса и проч. Создавая новое муниципальное предприятие, необходимо учитывать наличие на рынке частных компаний, последствия их работы для населения. Некоторые услуги целесообразнее оставить этим объединениям. Перед учреждением муниципального предприятия местные органы должны изучить возможности, существующие в частном секторе.
Классификация
Права муниципальных унитарных предприятий законодательно ограничены. Между тем такие комплексы обладают определенной степенью самостоятельности и в юридическом, и в хозяйственном смысле. В соответствии с этим критерием выделяют следующие группы:
Имущество муниципального предприятия
Функционирование комплексов осуществляется, преимущественно, на базе хозяйственного ведения. Это право предоставляет определенные полномочия предприятию на пользование, владение, распоряжение материальными ценностями, любыми движимыми объектами, финансами в том числе, по собственному усмотрению. Кроме того, оно может сдавать в аренду, продавать, менять, отдавать в залог.
Исключением выступают недвижимые объекты. На них не распространяется право распоряжения по собственному усмотрению. Для осуществления той или иной сделки необходимо согласование с собственником. На практике полномочия передаются руководителю предприятия. Он единолично реализует их. Взаимоотношения руководителя и собственника регламентируются трудовым законодательством.
Обязательства, возможности, запреты
Вмешательство собственника в деятельность муниципального предприятия, согласно ГК, вне установленных для него полномочий, считается незаконным. Владелец может осуществить изъятие только неиспользуемых по назначению материальных ценностей и распорядиться ими по собственному усмотрению.
Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое ему принадлежит. МО несет ответственность только в случае банкротства созданного им комплекса. Иные обязательства к нему не относятся. При банкротстве возникает субсидиарная ответственность. Такое же правило действует при недостаче имущества казенного предприятия.
По ГК в качестве административного органа выступает директор. Коллегиальные структуры управления в муниципальных предприятиях исключаются. Руководитель осуществляет контроль перемещения денежных потоков, принимает самостоятельные решения по вопросам использования прибыли. С согласия собственника предприятие может стать участником некоммерческой или коммерческой компании, распоряжаться акциями, принадлежащими ему, а также долями в хозяйственных товариществах и обществах.
Проблемы отрасли
В законодательстве не установлена обязательность проведения независимого аудита для муниципальных предприятий, а также создания каких-либо надзорных структур внутри него. Отсутствие контрольных функций у МО часто приводит к нарушению финансовой дисциплины.
Например, денежные средства муниципальных предприятий направляются в другие компании для сокрытия возникшей прибыли, начинают заключаться сделки для удовлетворения индивидуальных интересов руководства. Кроме этого, зачастую предоставляется необъективная или неполная информация о работе, что, соответственно, не позволяет предупреждать и пресекать неправомерные действия.
В некоторых случаях полномочия, которыми обладает собственник, не позволяют не только предъявлять к руководителям предприятий требования, но и определять показатели их экономической эффективности (отчетные или плановые). ТК, обеспечивая эффективную защиту работников, вместе с этим существенно осложняет процесс применения к ним мер ответственности.
Сокращение сектора
Оно давно обсуждается на правительственном уровне. Чиновники предлагают два варианта ликвидации муниципальных предприятий:
Возможные последствия
Распродажа муниципальных предприятий может способствовать сокращению неотчуждаемого минимума имущества, который необходим местной власти для реализации своих полномочий. В соответствии с этим МО может лишиться статуса хозяйствующего субъекта. Это, в свою очередь, будет противоречить основополагающим нормативным актам местного самоуправления.
Муниципалитеты обязаны обладать собственными источниками средств для реализации своих функций и решения социально-экономических проблем. В условиях рыночных отношений для местных органов это означает не только возможность, но и необходимость иметь в своем распоряжении коммерческие структуры, сочетая обязательные и добровольные полномочия.
Между тем немаловажен другой аспект устранения муниципальных предприятий. Эти комплексы несут на себе основную социальную нагрузку и обеспечивают сдерживание повышения тарифов на жизненно важные услуги, получая при необходимости бюджетные дотации. Однако муниципальное предприятие, функционирующее на правах хозяйственного ведения, в любой момент может быть переведено на хозрасчет с исключением остатков финансирования из бюджета.
Если отменить тарифное регулирование, то есть допустить предоставление услуг населению по стоимости, включающей хотя бы средний доход, то это станет доступно любому комплексу. В этом случае оно мало чем будет отличаться от частной компании по силе мотивации. А дотации будут переадресовываться непосредственно потребителям.
Зачем городские власти переименовали МУПы в МКП?
У ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Тульского УФАС России А. Ростиславовой есть своя точка зрения, которую она озвучила в статье «Как нам справить муниципальную нужду» в журнале «Конкуренция и рынок»: «Муниципальная власть города Тулы использует другой «эффективный» способ решения вопросов местного значения. Берется муниципальное унитарное предприятие (далее – МУП) – лучше уже готовое. При этом если такой МУП находится в «предсмертном» состоянии (почти банкрот) – это еще лучше.
Далее «накачиваем» «тушку» МУПа муниципальным имуществом, закрепляя его на праве хозяйственного ведения (например, автомобильными дорогами общего пользования местного значения). Затем, вносим в устав МУПа изменения, позволяющие ему осуществлять конкурентные виды деятельности с использованием «накаченных мышц» (муниципального имущества) – т.е. извлекать прибыль.
Посолить, поперчить (в смысле нюансов технологии при применении схемы) по вкусу.
И, наконец, самое главное. Для того чтобы такой МУП мог спокойно осуществлять приносящую ему доход деятельность, не заботясь о расходах, издержках и используя при этом «накаченное» имущество, из бюджета города на содержание такого имущества МУПу выделяются многомиллионные субсидии – т.е. безвозмездные и безвозвратные денежные средства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством/реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Региональный УФАС неоднократно вносил представления администрации Тулы, но все предписания городская власть обжалует.
Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственных и муниципальных унитарных предприятиях
Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года
Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года
(В редакции федеральных законов от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 24.07.2007 № 212-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 02.07.2010 № 152-ФЗ, от 18.07.2011 № 220-ФЗ, от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 06.11.2011 № 291-ФЗ, от 30.11.2011 № 362-ФЗ, от 03.12.2012 № 240-ФЗ, от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 05.05.2014 № 99-ФЗ, от 04.11.2014 № 337-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 23.11.2015 № 312-ФЗ, от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 18.07.2017 № 177-ФЗ, от 29.07.2017 № 267-ФЗ, от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 27.12.2019 № 469-ФЗ, от 27.12.2019 № 485-ФЗ, от 31.07.2020 № 294-ФЗ, от 23.11.2020 № 378-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 2. Унитарное предприятие
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е.Жуковского» в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е.Жуковского». От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт». (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 06.11.2011 № 291-ФЗ; от 04.11.2014 № 337-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 23.11.2015 № 312-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:
1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом требований, установленных статьей 241 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ)
Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения
1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)
2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.
4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.
Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.
Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях
1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Статья 7. Ответственность унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Статья 8. Учреждение унитарного предприятия
1. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
2. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти или органами публичной власти федеральной территории в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
(Пункт в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 240-ФЗ)
3. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
4. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:
1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;
3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;
4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;
7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.
(Пункт в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ)
5. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.