Что такое мкдоу 2020
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020 ГОДУ
Совершенствование системы управления качеством дошкольного образования Российской Федерации. Формирование системы надежных данных о качестве дошкольного образования как основы для развития дошкольных образовательных организаций, муниципальной, региональной и федеральной системы дошкольного образования.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ МКДО РФ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ / НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
16 сентября – 09 октября 2020 г.
ЭТАП 2. ВНУТРЕННИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО
12 октября 2020 г. – 30 октября 2020 г.
ЭТАП 3. ВНЕШНИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО
15 октября 2020 г. – 05 ноября 2020 г.
ЭТАП 4. ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
21 сентября 2020 г. – 16 ноября 2020 г.
АПРОБАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ
ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ АПРОБАЦИИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ МКДО 0-3
16 сентября – 17 октября 2020 г.
ЭТАП 2. ВНУТРЕННИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО
19 октября 2020 г. – 05 ноября 2020 г.
ЭТАП 3. ВНЕШНИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО
15 октября 2020 г. – 09 ноября 2020 г.
Мониторинг качества дошкольного образования РФ призван создать информационные условия для управления качеством образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования (далее – ДОО), выполнения требований нормативно-правовых актов РФ, а также удовлетворения потребностей физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, сформировать надежную основу для инициатив, направленных на устойчивое развитие ДОО и системы дошкольного образования Российской Федерации в целом.
Дошкольная образовательная организация, участвующая в мониторинге качества дошкольного образования должна получить возможность:
1) стабильно предоставлять дошкольное образование высокого качества, удовлетворяющее требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации и потребностям обучающихся и других лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
2) повышать уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг;
3) целенаправленно сокращать риски и использовать возможности, связанные с достижением целей организации в контексте внешних и внутренних условий ее образовательной деятельности;
4) демонстрировать заинтересованным лицам соответствие установленным нормативно-правовым требованиям Российской Федерации в сфере дошкольного образования, а также превышение данных требований и достижение превосходного качества дошкольного образования.
Задачи регионального мониторинга качества дошкольного образования:
Для выполнения данных задач рекомендуется использовать многоуровневый Инструментарий МКДО.
Данный Инструментарий должен быть использован в соответствии с требованиями Концепции МКДО. Уполномоченные органы управления образованием субъектов РФ могут адаптировать самостоятельно к региональным условиям предложенные процедуры проведения мониторинга, а также вправе определять сроки проведения мониторинговых мероприятий, руководствуясь порядком реализации процедур МКДО, предложенных в рамках системы МКДО. Выполнение предложенного порядка проведения МКДО позволит активизировать роль ДОО в сборе, обработке и анализе мониторинговых данных, сфокусировать их на развитии в нужном направлении, подготовить условия для эффективного внешнего мониторинга качества дошкольного образования.
Использование комплекса измерительных материалов, предложенных в рамках Инструментария МКДО, позволит собрать актуальную и значимую, разностороннюю и комплексную информацию о качестве региональной системы дошкольного образования; учесть мнение всех основных групп заинтересованных лиц, получить представление о вкладе разных участников образовательных отношений (педагогов ДОО, администрации ДОО, учредителей ДОО, муниципальных и региональных органов управления образованием) в качество дошкольного образования, доступного детям в каждом ДОО; зафиксировать и учесть в дальнейшем риски и возможности развития дошкольного образования в регионе (рис. 1).
Рисунок 1. Схема многоуровневого мониторинга качества дошкольного образования
Использование Инструментария МКДО позволит оценить качество образовательной среды ДОО силами внутренней рабочей группы ДОО, выявить группу со средним для ДОО уровнем качества (типичную группу) и проверить ее качество с привлечением внешнего эксперта.
Привлечение родителей к оценке качества дошкольного образования в ДОО позволит получить более объективную картину.
В итоге предложенная система позволит собрать, обработать, систематизировать и проанализировать собранную информацию в разрезе показателей качества, единых для всех уровней системы дошкольного образования РФ, необходимых для получения целостного представления о качестве дошкольного образования в регионе; открывает широкий доступ к результатам мониторинговых мероприятий для принятия взвешенных и обоснованных решений в области развития качества региональной системы дошкольного образования, совершенствования его нормативно-правовой основы, своевременного применения мер по предупреждению и/или минимизации негативных последствий, а также максимального использования имеющихся возможностей.
Разработанный комплекс материалов для проведения МКДО позволяет повысить точность, надежность, валидность проводимых измерений качества дошкольного образования. При этом широкий спектр разработанных измерительных материалов, включенных в комплекс (анкеты, опросники, листы самооценки, шкалы комплексного мониторинга качества дошкольного образования) предоставляет региону возможность выбирать уровень точности измерений (низкий, средний, высокий) в зависимости от целей и задач мониторинга, а также в зависимости от ресурсов, доступных для осуществления мониторинга.
Результаты мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации – основа для разработки целей, стратегий и программ развития образования на федеральном, региональном, муниципальном и организационном уровне.
Участникам
МКДО осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа, оценки качества, динамики и перспектив развития системы дошкольного образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.
МКДО предусматривает многоуровневый сбор, обработку, систематизацию и анализ информации: на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, на уровне органов местного самоуправления, на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне.
Роли участников МКДО
Для реализации МКДО предусмотрены следующие функциональные роли:
— Федеральный координатор МКДО,
— Организация-оператор ЕИП МКДО,
— Эксперт РСДО
— Региональный руководитель МКДО,
— Региональная организация-оператор МКДО,
— Региональный координатор МКДО,
— Эксперт МКДО,
— Муниципальный координатор МКДО,
— Руководитель ДОО,
— Координатор ДОО,
— Координатор филиала/обособленного подразделения ДОО,
— Рабочая группа ДОО,
— Педагог ДОО.
Родители воспитанников ДОО могут работать в ЕИП без регистрации и авторизации, анонимно заполняя «Анкету родителей ДОО».
Для получения помощи по работе с единой информационной платформой МКДО воспользуйтесь страницей Поддержка.
Для повышения эффективности работы в рамках МКДО 2021 предусмотрено обязательное и добровольное обучение.
Обязательное обучение реализуется в рамках Программы обучения региональных координаторов, экспертов МКДО и координаторов ДОО.
Обязательная программа обучения предусматривает 6-ти часовое обучение специалистов с последующей выдачей сертификата.
Программа реализуется с 23 августа 2021 года по 30 августа 2021 года в дистанционном формате. Обучающие вебинары будут доступны участникам МКДО в течение 30 дней после завершения программы.
Приглашение на участие в Программе обучения направляется участникам Региональными координаторами МКДО.
Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Главные новости
Мониторинг качества дошкольного образования поможет детским садам разработать программы развития
Директор АНО ДПО «Национальный институт качества образования» Ирина Федосова в интервью федеральному порталу «Российское образование» рассказала об основных задачах мониторинга дошкольного образования.
Ирина Евгеньевна, в 2019 году по заказу Рособрнадзора с Вашим участием была разработана и апробирована Концепция мониторинга качества дошкольного образования. В 2020 году в 40 регионах Российской Федерации запускается мониторинг на основе данной Концепции в экспериментальном режиме. Расскажите, что лежит в основе Концепции, каковы ее цели и задачи?
Да, действительно, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в 2019 году разработала и апробировала новую систему развивающего мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации (МКДО).
В основе Концепции МКДО лежат принципы и подходы к реализации дошкольного образования, обозначенные Федеральным государственным образовательным стандартом. Нам важно было разработать методологию мониторинга, которая поддержит идеологию ФГОС ДО, создаст основу для развития детского сада и всей системы дошкольного образования страны в целом.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вывел образовательные результаты обучающихся ДОО за рамки систем контроля, надзора и мониторинга состояния системы дошкольного образования. Федеральный стандарт сфокусировал новые требования к системе дошкольного образования на создании качественных образовательных условий и образовательного процесса, которые позволят каждому дошкольнику достичь лучших для себя результатов.
Разрабатываемая система мониторинга должна была учесть новые требования. В 2019 году на основе результатов предшествующих многолетних исследований качества образования в детских садах был разработан комплект организационно-методических материалов, в который вошли Концепция МКДО, описание механизмов, процедур, инструментарий МКДО и методические рекомендации по его использованию для региональных систем образования.
Концепция МКДО предложила многоуровневый, комплексный и разносторонний мониторинг качества дошкольного образования на основе системы показателей качества, сгруппированных в девять областей: образовательные ориентиры; образовательная программа; квалификация педагогов; содержание образовательной деятельности; организация образовательного процесса; образовательные условия; создание условий получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; взаимодействие с родителями; организация питания обучающихся и работников ДОО и охрана и укрепление здоровья детей и сотрудников ДОО; управление и развитие организации.
Благодаря мониторингу мы сможем оценить качество образования в ДОО с разных точек зрения – педагога группы, его коллег (внутренней рабочей группы ДОО) и руководителя, родителей и внешних экспертов. Кроме того, мы сможем увидеть вклад в развитие качества образования органов местного самоуправления, региональных органов исполнительной власти и других заинтересованных лиц.
Концепция МКДО предусматривает пятиуровневую оценку качества образования в ДОО. При этом третий уровень соответствует базовому уровню качества – полному соответствию требованиям ФГОС ДО и положениям Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Четвертый и пятый уровни указывают на превышение нормативных требований и достижения лучших показателей в регионе. Такая система оценки позволит выявить лучшие практики и предоставить информацию о них всем детским садам России, послужит основой для программ обмена профессиональным опытом.
Риск-ориентированная модель, заложенная в инструментарий МКДО, позволит сфокусировать наше внимание на возможностях и рисках развития дошкольной образовательной организации.
Для эффективной реализации требований Концепции мониторинга разработан Инструментарий МКДО, который позволяет не только оценить текущий уровень качества образования в ДОО, но и обозначить направления развития для достижения лучших результатов. Одним из важных составляющих Инструментария являются Шкалы комплексной оценки качества образования – Шкалы МКДО, которые значительно повышают надежность полученных оценок.
Каковы главные проблемы, которые может помочь решить мониторинг?
Во-первых, мониторинг, который будет осуществляться во всех регионах в соответствии с единой Концепций, поможет создать условия для формирования единого образовательного пространства РФ в сфере дошкольного образования. В настоящий момент в разных регионах используются разные системы оценки и мониторинга качества образования. Все они по-разному операционализируют требования ФГОС ДО, выделяют разные критерии качества. Для кого-то достаточным доказательством качества образования является соответствие реализуемой основной образовательной программы дошкольного образования требованиям к структуре ООП ДО, заявленным во ФГОС, другим важно убедиться в высокой удовлетворенности образованием родителей воспитанников. Это приводит к появлению множества разнородных отчетов, данные которых практически невозможно обобщить на уровне Федерации без потери ключевой информации. Сбор информации по единой системе областей и показателей качества МКДО позволит систематизировать данные на уровне ДОО, на уровне муниципалитета, региона и на федеральном уровне, сохранив необходимую степень детализации данных.
Во-вторых, данные мониторинга станут основой для построения программ профессионального развития педагогов. Мы все понимаем, что даже самая прекрасная образовательная программа не гарантирует высокого качества образования, если педагог не справляется со своими задачами. Именно качество работы педагога определяет эффективность работы всей организации. В настоящий момент повышение квалификации и другие программы реализуются массовым образом без четкого понимания профессиональных возможностей и дефицитов обучаемого педагога. Многие регионы уже начали работу по диагностике профессионального уровня педагогов, и Инструментарий МКДО поможет им в этом.
В-третьих, МКДО создаст информационные условия для качественного осуществления государственного контроля и надзора, но самое главное ‒ основу для эффективного управления качеством образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, на уровне муниципалитетов и регионов.
Мониторинговые данные обеспечат доказательную базу для инициатив, направленных на непрерывное развитие ДОО, региональной системы дошкольного образования и образовательной системы Российской Федерации в целом.
Что Вы отметили по итогам проведения апробации в части профессиональной подготовки педагогов?
В апробации новой системы в 2019 году приняли участие более 8000 педагогов дошкольного образования из 56 регионов Российской Федерации. Из них 21% – педагоги высшей категории, 40% – первой категории, 39% – педагоги без категории. Среди них были педагоги со средним профессиональным педагогическим образованием и высшим, окончившие программы профессиональной переподготовки и повысившие свою квалификацию на различных курсах. При проведении профессиональной самооценки в рамках МКДО педагоги более 50% ДОО оценили свою профессиональную квалификацию и качество педагогической работы на три и более балла, то есть достигают и превышают требуемый базовый уровень. Результаты внутренней и внешней экспертной оценки в целом подтверждают эти цифры.
При этом мы отметили, что уровень качества педагогической работы далеко не всегда определяется качеством дипломов.
Педагогам нужны четкие и стабильные ориентиры качества образовательного процесса, чтобы они смогли правильно организовать свою работу и достигнуть хороших результатов. Многие из них прекрасно проводят занятия в группе, но даже не задумываются о поддержке детской инициативы при освоении содержания программы, поскольку не считают это значимым фактором качества. Они не знакомы с данными современных научных исследований эффективности различных педагогических подходов и ориентируются на фронтальные методы работы со всей группой детей, без учета различий в текущем и ближайшем уровне развития каждого.
Этому они хорошо научились в педагогических колледжах и вузах. Но сегодня этого недостаточно для достижения уровня лидеров мирового образования. И мы понимаем, что не только детским садам, но и системе профессионального обучения необходимы более ясные критерии качества образования.
Как же в целом выглядит сейчас картина качества нашего дошкольного образования? В чем его сильные стороны?
В апробации Концепции и Инструментария МКДО участвовало более 500 дошкольных образовательных организаций. С учетом того что в нашей стране в сфере дошкольного образования работает более 40 000 организаций, этой выборки пока недостаточно, чтобы дать однозначное описание качества образования в стране в целом. Среди участников апробации 56% детских садов достигают и превышают базовый уровень. Среди остальных 8% садов находятся на первом уровне качества и 36% – на втором уровне, требующем работы по совершенствованию для достижения базового третьего уровня. Традиционно сильными сторонами российского образования является работа по освоению его содержания в отдельных образовательных областях (познавательное и речевое развитие), при этом трудности вызывает учет интересов ребенка и контекста месторасположения детского сада при выстраивании программ. Многие детские сады научились с момента внедрения ФГОС создавать грамотную предметно-пространственную среду в ДОО, поддерживать игру, детские исследования и эксперименты. Организация социально-коммуникативного развития воспитанников по-прежнему вызывает вопросы у педагогов.
Насколько объективны оценки мониторинга?
Данная проблема решается во многом благодаря тому, что используется как внутренняя модель оценки объектов МКДО, в основе которой лежат самообследование и самооценка качества образовательной деятельности в ДОО, так и внешняя модель оценки МКДО с привлечением родителей и экспертов.
Проводится комплексный анализ образовательной деятельности: изучаются ее нормативные основы, проводится наблюдение за качеством образовательного процесса, рассматривается созданная в группе предметно-пространственная среда, изучается мнение педагогов и родителей.
Сопоставление данных, полученных из разных источников, позволяет получить более объективную картину. Применение таких подходов и методов оценки качества существенно снижает субъективность оценки.
Каковы перспективы продолжения исследования в 2020 году?
В 2020 году по итогам апробации Концепция МКДО была усовершенствована, и сейчас начинается мониторинг с использованием новой редакции Инструментария МКДО. Со следующего года мониторинг будет проводиться в штатном режиме.
Комментарий эксперта
Татьяна Волосовец, кандидат педагогических наук, советник Министра просвещения Российской Федерации
Без повышения качества образования невозможно достичь таких национальных целей, как обеспечение глобальной конкурентоспособности. При этом особенность дошкольного образования заключается в том, что статья 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» категорически запрещает оценивать академические результаты детей. В детском саду, в отличие от школы, никаких контрольных работ или экзаменов проводить нельзя. Возникает вопрос: что же тогда мы можем измерить? ФГОС дошкольного образования – это в первую очередь стандарт условий, которые создаются в образовательной организации. И, значит, прежде всего мы должны измерять качество условий получения дошкольного образования, качество созданной в ДОО образовательной среды.
Разработка системы измерения качества условий дошкольного образования – сложнейшая задача, требующая серьезных научных исследований. И такие исследования были проведены по инициативе Рособрнадзора в 2016–2019 годах, что позволило сформировать современную научно-методологическую основу оценки качества образования, в полной мере отражающую все актуальные нормативные требования. В результате для мониторинга качества дошкольного образования был создан научно обоснованный, валидный и надежный инструментарий. Он позволяет оценить и качество реализуемых образовательных программ, и профессионализм педагогов, и их возможности и желание повышать квалификацию, и качество организации пространства ДОО и его оснащения, и многие другие характеристики образовательной среды, из которых складывается общая картина качества дошкольного образования всей страны.
Конечно, данные мониторинга должны использоваться не только на уровне дошкольной образовательной организации, но и на муниципальном, региональном и федеральном уровне для выстраивания государственной образовательной политики в сфере дошкольного образования.
Результаты мониторинга, которые будут доступны на сайтах Рособрнадзора и подведомственных ему организаций, других уполномоченных организаций в рамках выполнения работ по заданию Рособрнадзора, публикаций в прессе, проведения пресс-конференции по итогам каждого года исследования, должны стать основой для модернизации всей системы дошкольного образования на всех ее уровнях.
В широком смысле данный мониторинг направлен на привлечение внимания к проблеме информационной доступности детских садов для родителей. На основании данной информации родители смогут принять обоснованное решение о выборе образовательной организации для получения дошкольного образования своим ребенком с учетом территориальных и социальных факторов, а также стимулирование общественной дискуссии по проблематике оценки качества и доступности дошкольного образования и содействие информационной поддержке лучших практик в этом направлении.
Хочу отменить, что Инструментарий МКДО позволяет нам также посмотреть более пристально на проблему образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В шкалах МКДО выделена отдельная область качества «Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами», в которую входят четыре показателя оценки качества: реализация адаптированной основной образовательной программы, инклюзия в группе, специальная работа с детьми с ОВЗ, работа с детьми-инвалидами. В область качества «Образовательная программа» включен показатель, позволяющий оценить качество адаптированных основных образовательных программы для образования детей с ОВЗ.
Во многих показателях Шкалы МКДО создание условий для образования детей с ОВЗ является одним из критериев высокого уровня качества образования, например, в показателе «Эмоциональное развитие» владение педагогом специальными навыками для работы с особыми детьми (в том числе с детьми с ОВЗ) рассматривается как индикатор высокого уровня педагогической работы.
Кроме того, в Шкалы включены показатели, связанные с осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками ДОО. С одной стороны, это не имеет прямого отношения к реализации ФГОС ДО, с другой – согласно закону такая деятельность входит в сферу ответственности дошкольной образовательной организации. Присмотр и уход осуществляется и воспитателями, и другими сотрудниками детского сада, и его качество часто непосредственно влияет на качество образовательного процесса. Поэтому радует, что эта область качества появилась в Шкалах МКДО.
И здесь присутствует такой важный показатель, как безопасность (внутреннего помещения и территории для прогулок на свежем воздухе). Детские сады всегда уделяли особое внимание охране и укреплению физического и психического здоровья детей, санитарно-гигиеническим условиям, но сейчас, учитывая эпидемиологическую ситуацию, эти вопросы выходят чуть ли не на первый план. Образовательные программы обязательно должны предусматривать обучение таким гигиеническим процедурам, как мытье рук. Концепция затрагивает и вопросы питания – соблюдения режима, индивидуального подхода к потребностям детей, у которых, например, есть аллергия на определенные продукты.
Также собиралась и анализировалась разнообразная информация, необходимая для контроля качества образования, даны соответствующие рекомендации. Управленческая составляющая, вопрос управления качеством – это то, с чем многие детские сады сталкиваются впервые. Если отлажена не только внешняя, но и внутренняя система оценки качества, то сады смогут вовремя понять, что устарело и нуждается в модернизации, и у них будет гораздо меньше предписаний, связанных с пожарной безопасностью, питанием, соблюдением СанПиН. Важно, чтобы организации могли еще до прихода контролирующих органов выявить проблемы и поработать над их решением, самостоятельно оценив каждую область и показатель качества.
Кроме того, МКДО изучает деятельность ДОО практически со всех сторон: анализируются показатели, характеризующие зоны ответственности различных участников дошкольного образования – педагога, руководителя ДОО, коллектива работников детского сада, учредителя ДОО.
Такой подход позволяет отойти от оценки качества «по бумагам» и ориентироваться на реальные аспекты деятельности ДОО.
И в заключение хотелось бы затронуть вопрос, как эпидемия коронавирусной инфекции повлияла на работу дошкольных организаций.
Воспитатели дежурных групп детских садов заслуживают особой благодарности общества. Во время эпидемии они, как и учителя, оказались на передовой. Но большая часть детей все же находилась дома, поэтому дошкольные организации впервые столкнулись с необходимостью работать в дистанционном режиме. Детский сад буквально вошел в каждую семью. Родители многому научились. Появившиеся в это время новые методики, формы работы, записи занятий обязательно пригодятся в будущем. Известно, что дошкольники часто болеют, это связано с физиологическими особенностями развития, поэтому то, что было наработано детскими садами, в дальнейшем поможет детям, вынужденным находиться дома, не отстать от программы. Это будет большим подспорьем для родителей. И, конечно, большим плюсом был бы перевод в дистанционный формат адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые не могут посещать детский сад.