Что такое мирская суета

90. О мирской суете

Когда священник совершает таинство Крещения, в одной из молитв он просит Бога о том, чтобы будущему христианину удалось в своей жизни избежать мирской суеты. Что такое мирская суета? Суета — это чрезмерные земные привязанности, дела, заботы и попечения. Обычно мы недооцениваем опасности всего этого. Однако суета очень опасна, потому что похищает у нас нашу жизнь, наше время, наши силы и в конечном итоге — нашу бессмертную душу. И об этом нас предупреждает Христос в Евангелии. «Смотрите, — говорит Он, — чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими». Обратим здесь внимание, братия и сестры, что житейские заботы поставлены Христом в один ряд с таким опаснейшим грехом, как пьянство. Почему это так? Потому что чрезмерная погруженность в земные дела и заботы зачастую не меньше пьянства отвлекает нас от самого главного, что есть в нашей жизни, от того, для чего нам дана эта жизнь, — от дела нашего спасения, от служения и угождения Богу. Суета, можно сказать, насильно отрывает нас от Бога, от неба, от Благодати, насильно привязывает к земле и наполняет сердце христианина земным прахом. Человек, опутанный мирскими попечениями, питает свою душу землей, ест вместе со змием персть. Душа его становится бесчувственной ко всему небесному, она зарастает земным бурьяном и бывает неспособна произрастить те духовные плоды, которых ждет от нее Господь.

Нет числа нашим мирским заботам и попечениям! Одежда, машина, квартира, дача, гости, косметика, игры, ремонт, телевизор, курорты, музыка, новости, театр, компьютер, кино, огород. Все нам хочется успеть, все узнать, все попробовать. Однако при этом мы забываем, что каждое из земных дел и привязанностей отнимает частицу нашей души, и потому легко может случиться, что для Бога, для Христа там просто не останется ничего, никакого места. Священное Писание говорит, что Христос стучится в сердце каждого человека и хочет туда войти и что если человек откроет, Он входит и обитает в нем. Однако если сердце наше целиком заполнено мирской суетой, отдано земным увлечениям, то, даже если человек и захочет открыть его Христу, Господь не сможет туда войти, не сможет просто потому, что для Него там не осталось никакого места.

Если человек чрезмерно привязан к мирской суете, то он начинает в этом мирском болоте тонуть, и мир тогда мало-помалу поглощает его. Святые отцы сравнивали наш мир с красивым зверем, шкура которого сверкает и переливается всеми цветами радуги. Люди, зачарованные этим блеском, бегут к нему, а он открывает пасть и пожирает их. И надо сказать, что именно в наше время эта опасность велика как никогда. Ибо сегодня сети земной суеты умножились, кажется, до последних возможных пределов. Современный человек бесконечно опутан этими сетями, связан бесчисленными пристрастиями, потребностями и прихотями. Производство, мода, реклама в целях наживы искусственно формируют в массах все новые и новые потребности, ранее человеку вовсе не свойственные и часто совершенно бессмысленные. Всем известен рассказ, как однажды философ Сократ ходил по рынку и, глядя на разнообразие товаров, говорил: сколько же есть в мире вещей, без которых можно жить! Однако что сказал бы Сократ, если бы посмотрел на нашу сегодняшнюю рекламу или сходил в какой-нибудь современный гипермаркет?

От Христа мы имеем заповедь не иметь заботы даже о вещах как будто бы нужных и жизненно необходимых. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться», — говорит Господь. Однако дух нашего времени таков, что сегодня об этой заповеди людям страшно даже и напоминать, ибо тот, кто это сделает, рискует быть побитым камнями, или, в лучшем случае, его признают не вполне нормальным. Ведь вся современная жизнь как раз и состоит в непрерывной заботе — давно уже даже не о законных потребностях человека, а о совершенно излишних, суетных и бессмысленных его прихотях.

Мирская суета отрывает нас от христианского пути, от духовной жизни и приводит в состояние плотское и бездуховное. В этом случае исполняются известные слова Христа о сеятеле, посеявшем часть своих семян на месте, где росли сорные травы, и вот эти травы заглушили доброе семя и сделали его бесплодным. И это совсем неудивительно: ведь ум человека, опутанного земными попечениями, даже и во время молитвы бывает не способен от них оторваться и, вместо того чтобы молиться, бродит где-то далеко, занимаясь привычными мирскими делами. В житии святого Василия Блаженного описано, как однажды он спросил выходившего из храма царя Ивана Грозного: «Царь, где ты был?» — «Я был в храме, на службе», — отвечал царь. «Нет, я видел, что ты был на Воробьевых горах и строил там дворец». А тот действительно во время службы обдумывал проект нового дворца…

Святитель Феофан Затворник говорит, что у духовной жизни есть три злейших врага — рассеянность, пристрастие и многозаботливость. Эти враги способны полностью уничтожить, разрушить, пустить по ветру христианскую жизнь человека. Зная это, братия и сестры, будем осторожны с мирскими пристрастиями и попечениями, постараемся не обременять себя чрезмерно земными заботами, постараемся ограничить себя в разумных необходимых пределах, не допустим излишней привязанности к земным вещам. Ибо, поступая так, мы освободим место для Бога в нашей душе, сбережем силы и время, необходимые для духовного роста, и сможем легко и беспрепятственно последовать за Христом по пути спасения. Аминь.

Источник

Суета — это отсутствие доброй цели

Что такое мирская суета. Смотреть фото Что такое мирская суета. Смотреть картинку Что такое мирская суета. Картинка про Что такое мирская суета. Фото Что такое мирская суета

Кто из нас не устает от суеты? На нее жалуются все — и верующие, и неверующие. Неверующие ругают суету потому, что она мешает провести время с родными или заняться любимым хобби. Верующие сетуют на то, что она не дает сосредоточиться, расстраивает духовную жизнь. Суета сует — цитируем мы Екклезиаста, вздыхая о своей вечной спешке, непрекращающейся беготне, множестве попечений. И часто в сознании христианина возникает образ такого внешнего врага — суеты. В этом образе сливаются воедино не только спешка и несобранность как таковые, но и все наши семейные и гражданские обязанности, друзья, работа, увлечения и прочие мирские дела. И вот здесь мы рискуем направить вектор нашей духовной борьбы на ложную цель.

Один знакомый протоиерей рассказал мне, как он, устав от общения с многочисленными прихожанами, решил прогуляться в парке, чтоб «отдохнуть от суеты». Как только вступил на парковую дорожку, вспомнил, что забыл позвонить тому-то и тому-то. Позвонил. Потом ветер донес запах кофе от стоящих недалеко ларьков. Сходил, купил. Затем полезли мысли про грядущий годовой отчет перед начальством. Дальше ум переключился на две недописанные статьи, которые сегодня необходимо было закончить. Попутно в сознании возник образ матушки, настаивающей на встрече Нового года с ее родителями, тогда как протоиерей и вовсе не хотел праздновать — из-за чего между ними произошла некоторая размолвка. Ветер-соблазнитель снова донес приятный запах, на этот раз — любимых булочек с корицей. Решил, что купит уже на обратном пути. Пошарил в карманах — нет, денег не хватит.… Снова вспомнилось, что обещал перезвонить одному человеку… и не одному, а трем…

Суета есть не что иное, как расстройство нашего ума

Так прошел целый час, выделенный почтенным протоиереем для «отдыха от суеты». Увы, отдохнуть не получилось. Почему? Потому что суета — явление не внешнего, но внутреннего порядка. Суета, на которую мы непрестанно жалуемся, есть не что иное, как расстройство нашего ума.

«Что такое суета ума?» — спрашивает Златоуст. И отвечает: «Занятие суетными предметами. А что суетно, как не настоящее, о котором говорит Екклезиаст: суета суетствий, всяческая суета (Еккл. 1,2)? — Но скажет кто-либо: если то и то суетно и ведет к суете, то для чего же оно существует? Если притом это — дело рук Божиих, то как же оно будет суетно?»[1]

Чувствуете, как метко направляет святитель вопрос? В самую точку! И вот его ответ.

«Послушай, возлюбленный! Не дела Божии назвал Екклезиаст суетными, отнюдь нет: не небо суетно, не земля суетна, нет! — Ни солнце, ни луна, ни звезды, ни наше тело. Ибо все это — добро зело. Что же суетно? — Послушаем, что называет суетою сам Екклезиаст: насадих ми винограды. сотворих ми поющих и поющая. сотворих ми купели водныя. и стяжание скота и стад много ми быстъ. собрах ми злато и сребро. и видех, яко вся суета (Еккл. 2,6-11). Послушай, что говорит и Пророк: сокровиществует и не весть, кому соберет я (Пс. 38,7)! Поэтому суета сует — великолепные здания, обилие и избыток золота, толпы невольников, шумно бегущих за тобою по площади, гордость и тщеславие, высокомерие и надмение, — все это — суета, ибо произошло не от Бога, но произведено людьми. Почему, однако ж, это суетно? — Потому что не имеет никакой доброй цели. Суетны деньги, когда их расточают на удовольствия, но не суетны они, когда их употребляют на вспомоществование бедных»[2].

Страсти — вот внутренние причины суетного образа жизни

Оказывается, суета не вокруг, а внутри нас! «Гордость и тщеславие, высокомерие и надмение» и прочие страсти — вот внутренние причины суетного образа жизни. Даже деньги могут не быть суетны, если служат добру. Цели и мотивы, движущие нашими действиями, сообщают духовное измерение всей жизни и делают ее либо суетной, либо нет.

Рождается такой вопрос: почему не жаловались на суету наши предки? Разве они трудились меньше, чем мы? Разве более богато они жили? Нет. Всегда трудились и всегда нуждались. Трудились, но при этом не суетились. В мире было больше христианства, и жизнь была насыщена совсем другими смыслами. Изменился ли с тех пор человек духовно? Наверное, нет. Просто в жизнь мира все больше входит то, что апостол Павел назвал «отступлением» (ср. 2 Фес.2,3), а другие проповедники называют «секуляризацией» или «расцерковлением».

На глобальные процессы осуетения человека и отступления его от Бога, растянутые по времени на тысячелетия, указывает Евангелие. В разговоре о Своем Втором Пришествии Христос сравнивает жителей эпохи Ноя и обитателей Содома в годы пребывания там Лота. Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (Лк.17,26-30).

Обратим внимание на градацию греха. Диагноз времени Ноя: ели, пили, женились, выходили замуж. Это как раз то, о чем сказал Господь за сто лет до потопа: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт.6,3). Т.е. смысл жизни тогдашнего человека сводился к примитивным плотским желаниям — насыщаться пищей и совокупляться. Но во дни Лота грех стал тоньше и умней. Содомляне ели, пили, покупали, продавали, садили, строили. Добавляется тема рыночных отношений. Выгодно купи, еще выгодней продай, «отожми» бизнес, устрани конкуренцию, перемани клиента, построй дешево — продай дорого, и т.д. Что же касается «жениться и выходить замуж» — нам известно, до чего в данном отношении дошел Содом. Развращение содомлян неудивительно, потому что эволюция греха всегда касается всех уровней жизни человека. Осквернение души неминуемо ведет к осквернению тела, и чем хуже первое, тем страшнее будет второе.

Вот она, суета. Это внутреннее развитие страстей и грехов человеческих и проекция их в жизнь. Разруха, как утверждал булгаковский профессор, не в клозетах. Она — в головах. Не внешние условия, но внутренняя суета ума рождает ощущение спешки и нехватки времени. Суета есть духовное состояние человека, а вовсе не множество дел.

Да, конечно, внешний сумбур тоже влияет на нас. «Многочисленное стечение житейских дел помрачает ясность ума и держит нас в темноте», — писал святитель Феофан Затворник[3]. Но обилие святых, просиявших в XX веке, живших в приблизительно одинаковых с нами условиях, доказывает, что тайна духовной жизни лежит глубже внешней беготни и проблемы занятости. Монахи ведь тоже вовсе не сидят на месте с четками в руках. Еще неизвестно, кто сегодня больше бегает по делам, миряне или монахи. Здесь дело вовсе не в беготне как таковой. Кто любит Бога и понимает разрушительное действие греха, тот сохранит себя от всякой нечистоты и послужит Господу как в тишине монастыря, так и в шуме мегаполиса. Важна, опять же, мотивация и внутреннее устроение.

«Люби Бога и делай что пожелаешь» — писал блаженный Августин. Об этом свидетельствует история Церкви, так рассуждают и другие святые. Об этом говорит жизнь и деятельность таких людей, как новопреставленная Елизавета Глинка. Не близкие, не работа, не городской шум являются виною нашей внутренней неустроенности, а наша неохота трудиться всерьез для спасения своей души — служить Богу и ближним и очищать ум и сердце. Вот и получается, что в жизни самых занятых в мире людей может вовсе не быть суеты, и в то же время самый свободный от попечений человек способен бездарно прожигать все свое драгоценное время. В какой категории окажемся мы? — Выбор всегда остается за нами.

Источник

Суета

Суета́ — 1) мно­го­за­бот­ли­вость; 2) пустое, тщет­ное заня­тие, дея­тель­ность, бес­по­лез­ные в отно­ше­нии спа­се­ния; 3) бес­по­ря­доч­ные, бес­цель­ные мысли или дей­ствия.

Пре­пят­ствует ли житей­ская суета дости­же­нию Цар­ства Небес­ного?

Нередко суета вос­при­ни­ма­ется веру­ю­щими как нечто хотя и не пред­став­ля­ю­щее собой чего-то нрав­ственно воз­вы­шен­ного, однако и не про­ти­во­ре­ча­щее тре­бо­ва­ниям нрав­ствен­ного Божьего закона.

Выра­жа­ясь иначе, суета арти­ку­ли­ру­ется как нечто нрав­ственно ней­траль­ное. Что, мол, пло­хого, если чело­век рас­хо­дует своё личное время на то, что желает? Лишь бы он не грешил.

В дей­стви­тель­но­сти суета может под­ве­сти чело­века под суд Божьей Правды. В каком-то отно­ше­нии суета сопо­ста­вима с празд­но­стью ( 2Сол.3:11 ). Празд­ность же часто служит осно­вой греха ( Сир.33:28 ). Как за всякое празд­ное слово при­дётся нести ответ­ствен­ность перед Высшим Судьей ( Мф.12:36 ), так и сует­ные речи могут Его огор­чить ( Втор.32:21 ).

Во вре­мена Вет­хого Завета Гос­подь отверг сынов Изра­иля от Своего лица за то, в част­но­сти, что они «пошли вслед суеты и осу­е­ти­лись» ( 4Цар.17:15 ).

Про­жи­гая жизнь в бес­смыс­лен­ных, сует­ли­вых заня­тиях, чело­век, хочет он или не хочет, выра­жает тем самым, что пустое и при­зем­лен­ное пред­став­ля­ется для него более зна­чи­мым, чем то, к чему при­зы­вает Гос­подь: к непре­стан­ной молитве, чтению слова Божьего, посе­ще­нию храма, совер­ше­нию дел мило­сер­дия и добра.

Не слу­чайно свя­щен­но­пи­са­тель, молясь Все­дер­жи­телю, просил изба­вить его от суеты ( Притч.30:8 ).

Иногда даже и те дей­ствия, кото­рые с точки зрения обы­ва­теля оце­ни­ва­ются как поло­жи­тель­ные, не заслу­жи­ва­ю­щие ни малей­шего пори­ца­ния, могут под­пасть под нелест­ный Божий укор.

Так, Гос­подь (мягко) укорил Марфу за то, что она суе­ти­лась, хло­поча о столе в то время как её сестра, Мария, сев у Его ног, слу­шала слово Его: «Марфа! Ты забо­тишься и суе­тишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, кото­рая не отни­мется у неё» ( Лк.10:38-42 ).

В ряде слу­чаев выра­же­ние «сует­ная жизнь» бывает сино­ни­мично более острому выра­же­нию: «гре­хов­ная жизнь» ( 1Пет.1:18 ).

Жизнь пре­бы­ва­ю­щих на земле, обра­щен­ную на мир­ские заботы, можно при­знать суетою.
свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий

Осу­е­че­ние состав­ляют не дела, а образ совер­ше­ния их. Когда одно дело дела­ется, а сотни тол­пятся в голове. Надо все те про­гнать, а одно дело делать, и притом руками делать, а умом быть в своем месте.
свя­ти­тель Феофан Затвор­ник

Всему при­чи­ной — суета!
Вооб­ра­же­ния игри­вость,
В словах и мыслях тороп­ли­вость,
В делах и в чув­ствах — пустота.
Федор Глинка, 1826

Источник

Попечение и мирская суета

Что такое мирская суета. Смотреть фото Что такое мирская суета. Смотреть картинку Что такое мирская суета. Картинка про Что такое мирская суета. Фото Что такое мирская суета

Когда священник совершает таинство Крещения, в одной из молитв он просит Бога о том, чтобы будущему христианину удалось в своей жизни избежать мирской суеты. Что такое мирская суета? Суета – это чрезмерные земные привязанности, дела, заботы и попечения. Обычно мы недооцениваем опасности всего этого. Однако суета очень опасна, потому что похищает у нас нашу жизнь, наше время, наши силы и в конечном итоге – нашу безсмертную душу. И об этом нас предупреждает Христос в Евангелии. «Смотрите, – говорит Он, – чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими».

Обратим здесь внимание, братия и сестры, что житейские заботы поставлены Христом в один ряд с таким опаснейшим грехом, как пьянство. Почему это так? Потому что чрезмерная погруженность в земные дела и заботы зачастую не меньше пьянства отвлекает нас от самого главного, что есть в нашей жизни, от того, для чего нам дана эта жизнь, – от дела нашего спасения, от служения и угождения Богу. Суета, можно сказать, насильно отрывает нас от Бога, от неба, от Благодати, насильно привязывает к земле и наполняет сердце христианина земным прахом. Человек, опутанный мирскими попечениями, питает свою душу землей, ест вместе со змием персть. Душа его становится безчувственной ко всему небесному, она зарастает земным бурьяном и бывает неспособна произрастить те духовные плоды, которых ждет от нее Господь. Нет числа нашим мирским заботам и попечениям! Одежда, машина, квартира, дача, гости, косметика, игры, ремонт, телевизор, курорты, музыка, новости, театр, компьютер, кино, огород. Все нам хочется успеть, все узнать, все попробовать. Однако при этом мы забываем, что каждое из земных дел и привязанностей отнимает частицу нашей души, и потому легко может случиться, что для Бога, для Христа там просто не останется ничего, никакого места. Священное Писание говорит, что Христос стучится в сердце каждого человека и хочет туда войти и что если человек откроет, Он входит и обитает в нем. Однако если сердце наше целиком заполнено мирской суетой, отдано земным увлечениям, то, даже если человек и захочет открыть его Христу,

Господь не сможет туда войти, не сможет просто потому, что для Него там не осталось никакого места. Если человек чрезмерно привязан к мирской суете, то он начинает в этом мирском болоте тонуть, и мир тогда мало-помалу поглощает его. Святые отцы сравнивали наш мир с красивым зверем, шкура которого сверкает и переливается всеми цветами радуги. Люди, зачарованные этим блеском, бегут к нему, а он открывает пасть и пожирает их. И надо сказать, что именно в наше время эта опасность велика как никогда. Ибо сегодня сети земной суеты умножились, кажется, до последних возможных пределов. Современный человек безконечно опутан этими сетями, связан безчисленными пристрастиями, потребностями и прихотями. Производство, мода, реклама в целях наживы искусственно формируют в массах все новые и новые потребности, ранее человеку вовсе не свойственные и часто совершенно безсмысленные. Всем известен рассказ, как однажды философ Сократ ходил по рынку и, глядя на разнообразие товаров, говорил: сколько же есть в мире вещей, без которых можно жить! Однако что сказал бы Сократ, если бы посмотрел на нашу сегодняшнюю рекламу или сходил в какой-нибудь современный гипермаркет? От Христа мы имеем заповедь не иметь заботы даже о вещах как будто бы нужных и жизненно необходимых. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться», – говорит Господь. Однако дух нашего времени таков, что сегодня об этой заповеди людям страшно даже и напоминать, ибо тот, кто это сделает, рискует быть побитым камнями, или, в лучшем случае, его признают не вполне нормальным. Ведь вся современная жизнь как раз и состоит в непрерывной заботе – давно уже даже не о законных потребностях человека, а о совершенно излишних, суетных и безсмысленных его прихотях. Мирская суета отрывает нас от христианского пути, от духовной жизни и приводит в состояние плотское и бездуховное. В этом случае исполняются известные слова Христа о сеятеле, посеявшем часть своих семян на месте, где росли сорные травы, и вот эти травы заглушили доброе семя и сделали его безплодным. И это совсем неудивительно: ведь ум человека, опутанного земными попечениями, даже и во время молитвы бывает не способен от них оторваться и, вместо того чтобы молиться, бродит где-то далеко, занимаясь привычными мирскими делами.

В житии святого Василия Блаженного описано, как однажды он спросил выходившего из храма царя Ивана Грозного: «Царь, где ты был?» – «Я был в храме, на службе», – отвечал царь. «Нет, я видел, что ты был на Воробьевых горах и строил там дворец». А тот действительно во время службы обдумывал проект нового дворца… Святитель Феофан Затворник говорит, что у духовной жизни есть три злейших врага – рассеянность, пристрастие и многозаботливость. Эти враги способны полностью уничтожить, разрушить, пустить по ветру христианскую жизнь человека. Зная это, братия и сестры, будем осторожны с мирскими пристрастиями и попечениями, постараемся не обременять себя чрезмерно земными заботами, постараемся ограничить себя в разумных необходимых пределах, не допустим излишней привязанности к земным вещам. Ибо, поступая так, мы освободим место для Бога в нашей душе, сбережем силы и время, необходимые для духовного роста, и сможем легко и беспрепятственно последовать за Христом по пути спасения.

Источник

90. О мирской суете

90. О мирской суете

Когда священник совершает таинство Крещения, в одной из молитв он просит Бога о том, чтобы будущему христианину удалось в своей жизни избежать мирской суеты. Что такое мирская суета? Суета — это чрезмерные земные привязанности, дела, заботы и попечения. Обычно мы недооцениваем опасности всего этого. Однако суета очень опасна, потому что похищает у нас нашу жизнь, наше время, наши силы и в конечном итоге — нашу бессмертную душу. И об этом нас предупреждает Христос в Евангелии. «Смотрите, — говорит Он, — чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими». Обратим здесь внимание, братия и сестры, что житейские заботы поставлены Христом в один ряд с таким опаснейшим грехом, как пьянство. Почему это так? Потому что чрезмерная погруженность в земные дела и заботы зачастую не меньше пьянства отвлекает нас от самого главного, что есть в нашей жизни, от того, для чего нам дана эта жизнь, — от дела нашего спасения, от служения и угождения Богу. Суета, можно сказать, насильно отрывает нас от Бога, от неба, от Благодати, насильно привязывает к земле и наполняет сердце христианина земным прахом. Человек, опутанный мирскими попечениями, питает свою душу землей, ест вместе со змием персть. Душа его становится бесчувственной ко всему небесному, она зарастает земным бурьяном и бывает неспособна произрастить те духовные плоды, которых ждет от нее Господь.

Нет числа нашим мирским заботам и попечениям! Одежда, машина, квартира, дача, гости, косметика, игры, ремонт, телевизор, курорты, музыка, новости, театр, компьютер, кино, огород… Все нам хочется успеть, все узнать, все попробовать. Однако при этом мы забываем, что каждое из земных дел и привязанностей отнимает частицу нашей души, и потому легко может случиться, что для Бога, для Христа там просто не останется ничего, никакого места. Священное Писание говорит, что Христос стучится в сердце каждого человека и хочет туда войти и что если человек откроет, Он входит и обитает в нем. Однако если сердце наше целиком заполнено мирской суетой, отдано земным увлечениям, то, даже если человек и захочет открыть его Христу, Господь не сможет туда войти, не сможет просто потому, что для Него там не осталось никакого места.

Если человек чрезмерно привязан к мирской суете, то он начинает в этом мирском болоте тонуть, и мир тогда мало-помалу поглощает его. Святые отцы сравнивали наш мир с красивым зверем, шкура которого сверкает и переливается всеми цветами радуги. Люди, зачарованные этим блеском, бегут к нему, а он открывает пасть и пожирает их. И надо сказать, что именно в наше время эта опасность велика как никогда. Ибо сегодня сети земной суеты умножились, кажется, до последних возможных пределов. Современный человек бесконечно опутан этими сетями, связан бесчисленными пристрастиями, потребностями и прихотями. Производство, мода, реклама в целях наживы искусственно формируют в массах все новые и новые потребности, ранее человеку вовсе не свойственные и часто совершенно бессмысленные. Всем известен рассказ, как однажды философ Сократ ходил по рынку и, глядя на разнообразие товаров, говорил: сколько же есть в мире вещей, без которых можно жить! Однако что сказал бы Сократ, если бы посмотрел на нашу сегодняшнюю рекламу или сходил в какой-нибудь современный гипермаркет?

От Христа мы имеем заповедь не иметь заботы даже о вещах как будто бы нужных и жизненно необходимых. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться», — говорит Господь. Однако дух нашего времени таков, что сегодня об этой заповеди людям страшно даже и напоминать, ибо тот, кто это сделает, рискует быть побитым камнями, или, в лучшем случае, его признают не вполне нормальным. Ведь вся современная жизнь как раз и состоит в непрерывной заботе — давно уже даже не о законных потребностях человека, а о совершенно излишних, суетных и бессмысленных его прихотях.

Мирская суета отрывает нас от христианского пути, от духовной жизни и приводит в состояние плотское и бездуховное. В этом случае исполняются известные слова Христа о сеятеле, посеявшем часть своих семян на месте, где росли сорные травы, и вот эти травы заглушили доброе семя и сделали его бесплодным. И это совсем неудивительно: ведь ум человека, опутанного земными попечениями, даже и во время молитвы бывает не способен от них оторваться и, вместо того чтобы молиться, бродит где-то далеко, занимаясь привычными мирскими делами. В житии святого Василия Блаженного описано, как однажды он спросил выходившего из храма царя Ивана Грозного: «Царь, где ты был?» — «Я был в храме, на службе», — отвечал царь. «Нет, я видел, что ты был на Воробьевых горах и строил там дворец». А тот действительно во время службы обдумывал проект нового дворца…

Святитель Феофан Затворник говорит, что у духовной жизни есть три злейших врага — рассеянность, пристрастие и многозаботливость. Эти враги способны полностью уничтожить, разрушить, пустить по ветру христианскую жизнь человека. Зная это, братия и сестры, будем осторожны с мирскими пристрастиями и попечениями, постараемся не обременять себя чрезмерно земными заботами, постараемся ограничить себя в разумных необходимых пределах, не допустим излишней привязанности к земным вещам. Ибо, поступая так, мы освободим место для Бога в нашей душе, сбережем силы и время, необходимые для духовного роста, и сможем легко и беспрепятственно последовать за Христом по пути спасения. Аминь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

О том, что Богоугождение и духовное делание совершаются везде — как в глубочайшей пустыни, так и среди мирской суеты

О том, что Богоугождение и духовное делание совершаются везде — как в глубочайшей пустыни, так и среди мирской суеты — Как-то раз пришлось быть в одном монастыре. Некий иеромонах говорил проповедь о покаянии. И для того, чтобы привести наглядный пример, он показал в

93. Цена снисходительности в мирской жизни

93. Цена снисходительности в мирской жизни Мы знаем из индийской истории, что Мохаммед Гори несколько раз вторгался в Индию. Несколько раз его брали в плен, но всегда отпускали, так как он молил о прощении. Однажды он был захвачен в плен отважным принцем Раджапута Притхиви

ГЛАВА 11 ВОСЬМОЕ ОСКОРБЛЕНИЕ — ОТНОСИТЬСЯ К ПОВТОРЕНИЮ СВЯТОГО ИМЕНИ КАК К МИРСКОЙ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЛАВА 11 ВОСЬМОЕ ОСКОРБЛЕНИЕ — ОТНОСИТЬСЯ К ПОВТОРЕНИЮ СВЯТОГО ИМЕНИ КАК К МИРСКОЙ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ дхарма врата тйага хутади сарва шубха крийа саманйам апи Оскорбительно считать Святое Имя находящимся на том же уровне, что и материальная благочестивая

Очерк четвертый В ПОИСКАХ МИРСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Очерк четвертый В ПОИСКАХ МИРСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ Не было другой столь волнующей и проходящей через всю историю общественной мысли проблемы, как социальная справедливость. Она составляет область коренных интересов всех слоев и сословий феодального общества. Но едва ли

Слово о суете міра и воскресеніи мертвыхъ

Слово о суете міра и воскресеніи мертвыхъ Настоящая жизнь, возлюбленные, дана намъ для того, чтобы мы пріуготовлялись къ жизни вечной, къ славе неизменяемой. Настоящая жизнь оканчивается смертію, и мірская слава непостоянна и преходитъ. Ибо многіе изъ сильныхъ земли

О суете настоящей жизни

О суете настоящей жизни (По славянскому переводу, часть II. Слово 5)Размыслим, братия, что все концы мира никакой не принесут нам пользы в день нашего ответа; и ради ничтожных и тленных вещей не утратим блаженных райских утех и благ, никогда не преходящих, которых уста

Слово о суете жизни и о покаянии

Слово о суете жизни и о покаянии Подвизайтесь вы, оставившие житейскую суету и все скорогибнущее, и не обращайтесь к этому снова сердцем своим. Богатство преходит, слава исчезает, красота увядает, все изменяется и исчезает как дым, преходит как тень, изглаживается как сон.

Плач умирающего юноши о суете мира

Мирской дух в духовной жизни

Мирской дух в духовной жизни — Геронда, иногда Вы говорите, что такой-то человек глядит через европейскую лупу, а не с помощью восточного духа. Что Вы хотите этим сказать? — Я хочу сказать, что он глядит европейским глазом, европейской логикой, без веры, по-человечески. — А

Мирской дух в монашестве

Мирской дух в монашестве — Геронда, многие говорят нам: «Вы здесь как в раю живете». — Молитесь, чтобы не остаться без другого рая. Я был бы доволен, если бы на людей мирских производило впечатление ваше духовное развитие, но сами вы — как раз по причине этого самого

Мирской дух — это болезнь

Мирской дух — это болезнь Самое важное сегодня — не приспосабливаться к этому мирскому духу. Такое неприспособленчество — свидетельство о Христе. Постараемся, насколько возможно, не дать этому потоку увлечь, унести нас по мирскому руслу. Умная рыба на крючок не

Мирской успех приносит душе мирскую тревогу

Мирской успех приносит душе мирскую тревогу Чем больше люди удаляются от естественной, простой жизни и преуспевают в роскоши, тем больше увеличивается и человеческая тревога в их душах. А вследствие того, что они все дальше и дальше отходят от Бога, они нигде не находят

Мирской здравый смысл искажает орган духовного чувства

Мирской здравый смысл искажает орган духовного чувства Святые отцы на все смотрели духовным, божественным оком. Святоотеческие книги написаны Духом Божиим, и тем же Духом Божиим Святые Отцы истолковывали Священное Писание. Сейчас нечасто встретишь этот Дух Божий, и

Глава третья. МИРСКОЙ МУДРЕЦ

Глава третья. МИРСКОЙ МУДРЕЦ Продолжая в одиночестве свой путь, Христианин заметил вдали человека, идущего ему навстречу. Вскоре они встретились. Звали этого очень «умного» господина Мирской Мудрец, Он жил в большом городе Мирская Политика, недалеко от города Гибель.

УЕДИНЕНИЕ В МИРСКОЙ ОБСТАНОВКЕ

УЕДИНЕНИЕ В МИРСКОЙ ОБСТАНОВКЕ Позыв к уединению указывает на хорошее в вас сердечное настроение, но удовлетворять его можете каждый день. Как только имеете свободу от дел, уклоняйтесь в свою комнату… и старайтесь быть с Единым Господом, сходите умом в сердце и там

Мирской Мудрец

Мирской Мудрец Христианин, оставшись один, заметил вдали человека, идущего к нему на встречу через поле, и вскоре они столкнулись на одном пункте дороги. Имя этого господина было Мирской Мудрец. Он жил в большом городе Плотская Политика, в близком соседстве от города

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *