Что такое минимализм в искусстве
Картины без лиц и мелких деталей, которые дают простор фантазии: минимал-арт Яреке Пучеле
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
При этом нужно отметить, что работы Ярека Пучела от такой трактовки ничего не теряют, даже наоборот. Эффект обобщенности придает им некий налет метафоричного и туманного, лёгкого и приятного. Вот именно за эту изюминку и ценят высоко картины мастера на арт-рынке.
Немного из истории минимализма
Тем не менее, основателем этого направления все же считается американский художник Фрэнк Стелла, представивший в 1960-м году свою серию «Черных картин», в которых доминировали упорядоченные прямые линии. А уже, спустя несколько лет свет увидели его первые минималистские произведения. А вот сам термин «минимал-арт» непосредственно принадлежит философу и искусствоведу Ричарду Уолхейму, который применял его чтобы обозначить новые тенденции в творчестве художников и скульпторов.
Это направление 60-70-х стремительно вошло в моду. Художники-минималисты отказались от композиционной и колористической сложности, наслоения образов, детализации и субъективизма, целиком подчиняясь характерной для минимализма простоте. К слову, минимализм и сейчас в моде, но о нем сейчас чаще всего говорят не только как об изобразительном и дизайнерском приеме, а и как о модном образе жизни, при котором люди обходятся самыми необходимыми вещами.
«Минимал-арт» от Ярека Пучела
Польский художник Ярек Пучел является продолжателем лучших традиций минимал-арта. Его картины целиком погружают зрителя в пространство реальности и взаимоотношений между людьми посредством минималистических художественных средств. Виртуоз минимализма невероятно мастерски изображает основную суть вещей, отбрасывая, как на его взгляд, практически все лишние детали.
Каждая работа мастера в целом – это художественное исследование. Его живопись изучает, показывает раскрывает, но не интерпретирует. Иногда кажется, что смотришь какой-то фильм, где есть сюжет и герои, но всё очень образно и нечётко. Ибо художник, исследовав красоту разных ситуаций, обобщает изображение, тем самым заставляя зрителя «читать между строк» и находить объяснения самостоятельно. Правда, названия картин часто дают подсказку к определённому сюжету.
Что же касается техники, художник весьма оригинально изображает пространство и перспективу. Он
не дает чётких границ, не изображает видимую линию горизонта. Ты как бы вне пространства, вне какого-то места. Скорее это похоже на сновидение, на запечатленное в памяти воспоминание, или что-то подобное.
Зачастую на его полотнах много света. Он мастерски создаёт иллюзию солнечных бликов на лицах, стенах, предметах. Кажется, что их можно потрогать. Почти физически ощущается тепло солнечных лучей на коже, что создает эмоциональный фон, успокаивающий и мягкий
Кратко о художнике
Ярек Пучел (Jarek Puczel) родом из польского города Кентшин. В 1990 году получил степень магистра в Варшавском университете искусств. Сейчас он живет и работает в Ольштыне, что в северной части Польши.
Современная живопись настолько разнопланова и многогранна, что зрителю остается только восхищаться техниками и виртуозным умением их подачи. Наша публикация Мастихиновые портреты из цикла «Гении XX века» художника Александра Ильичёва, лишний раз заставит вас убедиться в этом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Минимализм в живописи: суть стиля, особенности, история, художники-минималисты
Минимализм (minimalism), или минимал-арт — это широкое направление в искусстве, оформившееся в 1960-х годах. Художники-минималисты отказались от композиционной и колористической сложности, наслоения образов, детализации и субъективизма. Для минимализма характерно максимальное (звучит как каламбур!) стремление к простоте.
Рождение стиля минимализма
Предтечей минимализма в живописи можно с полным основанием назвать Казимира Малевича с его «Чёрным квадратом». Здесь он достиг апофеоза в упрощении цвета и формы. И всё-таки «Чёрный квадрат» — произведение супрематическое, поскольку, помимо внешней формы, необходимо учитывать ещё и концептуальную, философскую составляющую творчества. Как самостоятельный стиль минимализм оформился гораздо позже, в 1960-х годах, в Нью-Йорке.
Большое влияние на мастеров, создавших это направление, оказал русский конструктивизм. Также искусствоведы отмечают влияние дадаизма, формализма, геометрического абстракционизма и поп-арта.
Интересно, что новое направление оказалось не просто развитием минималистических идей, прозвучавших ранее. Минимал-арт возник в виде протеста против абстрактного экспрессионизма 1940-1950-х годов. Минималисты решили очистить абстракционизм от экспрессии, эмоциональности, субъективизма, хаотичности и усложнённости форм. Своё искусство они считали объективным.
Название новому течению дал британский искусствовед Ричард Уолхейм (Richard Arthur Wollheim).
Выразительные особенности минимализма
Творцы-минималисты стремились передать суть изображаемых объектов, отсекая всё, что, на их взгляд, отвлекало внимание от главного.
Концептуальными чертами стиля стали:
Выдающиеся художники-минималисты
Большинство значимых имён в минималистской живописи принадлежит американским художникам. Влиятельная фигура этого направления — Ал Хелд (Al Held), прославившийся гигантскими геометрическими картинами, в которых царит яркая, агрессивная палитра.
Чёткий геометризм характерен для многих произведений Фрэнка Стеллы (Frank Stella). Его своеобразным творческим манифестом стала серия «Чёрных картин», в которых фон расчерчен тонкими линиями — истончающимися и тающими.
Кеннет Ноланд (Kenneth Noland) перешёл от абстрактного экспрессионизма к более минималистичному творчеству. Но в полотнах Ноланда сохранились отзвуки экспрессии: цветовые круги у него зачастую обрамлены эмоциональными всплесками краски.
Эльсуорт Келли (Ellsworth Kelly) широко использовал яркие, интенсивные цвета, предпочитал фигуры с остро-чёткими контурами, порой заставлял их сталкиваться друг с другом. Экспериментировал Келли и с монохромом: у него есть работы, выполненные в чёрно-белой гамме.
За пределами США наиболее известным минималистом стал, пожалуй, Ив Кляйн (Yves Klein). Девизом этого французского художника-новатора была фраза: «За цвет! Против линии и рисунка!» В 1957 году он выставил одиннадцать картин-монохромов, выполненных в его любимом синем цвете. А в 1962 году выдал свой ответ Малевичу: «IKB».
Какие мысли хотел передать Кляйн этим синим прямоугольником? Аббревиатура в названии расшифровывается как International Klein Blue — так называется запатентованная Кляйном краска. По словам Ива Кляйна, все другие оттенки вызывают массу ассоциаций, и только синь отражает самые абстрактные сущности в мире — небо и море.
Минимализм как стиль искусства
Минимализм как стиль искусства зародился в 60-х годах прошлого века. Родиной его стала Америка. Основные черты минимализма—это простота форм выражения, а также буквальный, объективный подход.
Автором термина «минимализм» стал британский философ и искусствовед Ричард Уолхейм. Он выделил это направление, анализируя творчество художников, идущих в своих работах путем наименьшего вмешательства в окружающий мир.
Истоки минимализма лежат в таких течениях, как поп-арт и супрематизм. Повлияло на развитие направление также творчество К. Малевича и тенденции школы Баухаус.
Основные черты
Постепенно минимализм отдалялся от всех прочих стилей живописи. В результате сформировались его главные черты. Это в первую очередь выразительность цветов, а также гладкость и геометричность.
Русский конструктивизм, на волне возросшего к нему интереса, побуждает художников широко использовать промышленные материалы для выражения своего замысла. Живописным работам часто присущи асимметрия, повторение различных геометрических фигур. Пространство картины, как правило, простое и незагруженное.
Цвет в минимализме выполняет задачу зонирования пространства, а не выражения эмоций или передачи настроения. Для течения также характерно отсутствие субъективности и реалистичности: художник стремится к тому, чтобы зритель самостоятельно воспринимал объект.
Отказ от нужного в пользу самого необходимого
Еще одна черта минимализма—стремление к демистификации искусства, с тем чтобы суметь выявить то, что является его фундаментальной основой.
На первом плане у минималистов оказывается форма, с помощью которой они передают глубину цвета. Сюжеты картин наполнены метафорами, символами. Эмоции живописцы передают нестандартным путем: используют для этого линии и различные геометрические формы. Также работы минималистов несут в себе какой-либо подтекст, часто имеют острое социальное значение.
Художники-минималисты
Фрэнк Стелла
Американский художник, мастер постживописной абстракции Фрэнк Стелла (г.р. 1936) жил преимущественно в Нью-Йорке, где начинал как чертежник и оформитель.
В 1959-1960 годах вышла серия работ Стелла «Черные картины». Как ясно из названия, доминирование черных линий было отличительной чертой полотен.
Этот творческий подъем художника, был замечен владельцем нью-йоркской галереи Лео Кастелли, который осознал гениальность мастера и выставил его картины у себя.
За «Черными картинами» последовали «Алюминиевые картины», а потом и «Медные картины». В память о страшных исторических событиях создается цикл работ «Польские деревни».
Фрэнк Стелла: «Ты видишь то, что ты видишь»
В своих работах Стелла предпочитал черный цвет как доминирующий, да и вообще тяготел к монохромности, но иногда он отходил от своих традиций и тогда появлялись на свет работы как в цикле «Концентрические квадраты», в которых появлялась полихромия и рельеф.
Фрэнк Стелла был удостоен Национальной медали США в области искусств и премии Международного центра скульптуры за жизненное достижение.
Эльсуорт Келли
Эльсуорт Келли (1923-2015)— американский художник и скульптор, один из главных представителей минимализма, хард-эдж и живописи цветового поля.
Для творчества Келли характерно исключительная четкость и простота. Четкие абстрактные контуры геометрических поверхностей выполнены интенсивным цветом.
В конце шестидесятых работал как скульптор, позже начал использовать в своих произведениях металл. В творчестве художника есть ряд работ в жанрах поп-арт и сюрреализм.
Эльсуорт Келли: «Я не хочу рисовать людей. Я хочу рисовать то, что я никогда не видел прежде»
Эльсуорт Келли умер 27 декабря 2015 года в возрасте 92 лет. Был награжден Национальной медалью США в области искусств.
Антон Ламасарес
Испанский художник Антон Ламасарес (р.1954) выражал свои мысли в работах в нарочито примитивной форме.
Из-за отсутствия полотенец он использовал дерево, ребристый картон, упаковку и лак. Так выработался его личный художественный стиль привлекший внимание критиков. Первоначально увлекался экспрессионизмом, позже развился до своего рода минимализма.
В 19 лет первый раз участвовал в выставке молодых художников проводимой на площади Праза-да-Принчеса в городе Виго. С тех пор выставки проводились огромное количество раз в разных странах мира.
Работы художника хранятся в многочисленных известных учреждениях культуры, таких как Центр искусств королевы Софии, галисийский Центр Современного искусства, Мадридский Музей Современного искусства и музей Маругами Хираи в Японии, а также во многих частных коллекциях и фондах.
Хосе Эстебан Бассо
Чилийского художника Жозе Бассо можно назвать эталоном минимализма. Сам художник называет свой стиль «ритуальной живописью». Картины его немногословны, сдержанны и лаконичны, позволяют отдохнуть, расслабится, не задумываясь на увиденным. Минимум объектов, чистые цвета, никакой детализации, никакой фактуры, только застывшая бесконечность….
Произведения мастера вызывают только позитивные эмоции, наполняя зрителя светом и теплом и позволяют наслаждаться легкостью и простотой, перед ними можно смело медитировать.
Кроме написания картин, художник также занимается фотографией и компьютерной графикой, и конечно же всем этим работам так же свойственна сдержанность и немногословность.
Эволюция течения
Постепенно развились такие направления минимализма, как нео-минимализм и пост-минимализм. Для первого характерны неточность, расплывчатость, а представители второго отличаются стремлением не столько передать саму идею, сколько сделать акцент на способе такой передачи.
Назначение минимализма
Значение этого направления в искусстве—в борьбе с академизмом и догматизмом, стремлении к простоте, полному отказу от разного рода излишеств в пользу глубины смысла. Для этого художники пересматривают существующие каноны, отказываются от прежних правил в пользу новых идей для передачи цвета, а также используют изображения геометрических форм.
Минимализм сегодня
В наше время идеи минимализма проникли в различные отрасли, например, дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн, дизайн одежды и другое. Так же минимализм не обошел стороной и информационные технологии, например, веб-дизайн и программное обеспечение (разработка интерфейсов ПО). Довольно часто мы можем видеть результаты влияния минимализма и при разработки технических решений, например, в автомобилестроении, в бытовой и инженерной технике.
В своих работах по росписи стен наша студия тоже иногда использует принципы минимализма.
Минимализм в графическом дизайне
Минимализм в графическом дизайне это упрощение композиции, акцент на важной детали.
Ничего лишнего и много пустого пространства. В основном работы, выполненные в данном стиле, используют 1-2 цвета и несколько оттенков этих цветов. Понятный шрифт не несет визуальную нагрузку и использует не более 2-3 шрифтовых гарнитур.
«Быстрее, чем вы думаете» (It`s faster than you think)
Оригинальная реклама всемирно известной немецкой компании Bosch говорит нам о том, что её инструменты работают настолько быстро, что даже такое шустрое насекомое как муха не успевает улететь.
Минимализм как стиль в живописи
Минимализм – американское движение в изобразительном искусстве, музыке и скульптуре, основанное в Нью-Йорке в конце 1960-х годов, характеризуется крайней простотой формы и буквальным, объективным подходом. В процессе творчества художники используют минимальные превращения материала для создания содержательных полотен. Минимализм – тип визуального искусства, который сводится к основам геометрической абстракции в живописи.
Основатель
Термин «минимализм» принадлежит Р.Уолхейму. Автор понятия исходил из анализа творчества художников, которые стремились минимализировать вмешательство художника в окружающую среду. Минимализм называли «прохладным искусством», «серийным искусством», «систематической живописью».
Истоки направления стоит искать в поп-арте, конструктивизме, американском формализме, супрематизме, дадаизме. Один из основателей стиля, с чьих работ начался период минимализма в изобразительном искусстве – американский живописец Ф.Стелла. В 1959 – 1960 годах он создал серию работ «Черные картины». На полотнах доминировали черные линии. Первые работы, которые можно назвать сугубо минималистическими, появляются в 1962 – 1964 годах.
На формирование стиля оказали влияние работы художника-супрематиста Казимира Малевича. Исследователи стиля нашли общие тенденции развития минимализма и школы Баухаус.
Минимализм в живописи
Минимализм или Минимал-арт — течение в искусстве, которое возникло в 60-х годах XX века. Простыми словами, минимализм в живописи — это стремление художника максимально упростить своё произведение, сводя к минимальному количество детализации и сторонних элементов. При этом важным условием минимализма является сохранение смысла картины, её основной сути и посыла зрителю. Добиться максимальной выразительности, простоты восприятия, а также обнажения истинного смысла и глубины картины позволяет нарочитая простота изображения и лаконичность форм. Для минимализма характерен буквальный подход к объекту.
Минимализм в живописи — это сосредоточение внимания на основном, на самой главной мысли, которую пытался показать автор. Зритель в минимализме не отвлекается на сторонние предметы, лишние детали, композиционные решения, фон и другие вещи. Всё его внимание принадлежит главному, и это главное зачастую — единственное, что присутствует на картине. Минимализм упрощает изображение, зачастую делает его схожим со скульптурой, чтобы выявить фундаментальную основу главного объекта изображения.
После своего появления в середине прошлого века, минимализм тут же стал интересен как ценителям живописи, так и зрителям. Минимализм стал неким продолжением авангардных течений в искусстве — импрессионизма, абстракционизма, конструктивизма, формализма и так далее. Такие художники, как Раймэн, Ле Витт, Флэвин, Де Ма-риа, Бочнер, Дюшан, Малевич, Карл Андре, Роберт Моррис и другие превратили явление минимализм в полноценное направление искусства. Нарочитое и неестественное для классической живописи упрощение форм стало ещё одним вызовом в искусстве, очередным скачком в развитии современных, для того времени, техник и направлений.
Минимализм — это философский взгляд на вещи — медитативное созерцание, размышление над природой и сутью вещей и явлений. Это уверенность, стабильность, отсутствие лишнего, чёткий результат. Художники-минималисты пытаются найти истинную философию изображаемого объекта, показать не только его внешние качества, но также обыграть его метафизические, духовные стороны.