Что такое миниатюра в искусстве
Миниатюра
Миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium — киноварь) — традиционный стиль искусства, который очень детализирован, часто называемый живописью или работой «в миниатюре».
Миниатюрная живопись возникла из необходимости иллюстрировать документы и рукописи, чтобы помочь читающим, прежде чем было изобретено книгопечатание. Миниатюра помогла передать историю и смысл написанного слова. Поэтому искусство такой живописи непосредственно связано с книжным искусством. Из этих книг или документов вырезали картинки разного размера, чтобы их было легче переносить.
Позже портретные миниатюристы получали заказы на написание небольших портретов — картин, которые использовались так же, как мы сегодня используем фотографии размером с бумажник. Эти картины стали популярны среди коллекционеров и часто упоминаются как «ручные миниатюры». Портретные миниатюры также были написаны и в больших размерах.
Миниатюрную живопись иногда путают и предполагают, что произведения должны быть небольшими или изображать предметы в меньшем масштабе, хотя это не так. Полезно иметь в виду, что происхождение термина «миниатюра» не имеет ничего общего с размером.
Миниатюрная живопись — это стиль и техника живописи, и поэтому работа размером во всю стену может быть написана «в миниатюре». Авторы издательства Йельского университета заявили, что миниатюры были написаны большими, а некоторые работы даже считаются гигантскими. Многочисленные преподаватели Музея Виктории и Альберта в Лондоне подтверждают, что миниатюрные картины не ограничиваются малыми размерами.
Изображения больших размеров документируются на протяжении всей истории и признаются сегодня, хотя живопись больших работ в миниатюре является более сложной и трудоемкой. Миниатюра также уникальна тем, что часто используется на предметах, таких как русские лаковые шкатулки, которые являются прекрасными образцами русской миниатюрной живописи.
Художники, писавшие миниатюры на протяжении всей истории, не были ограничены в своих произведениях масштабом, поскольку их сюжеты были написаны в любом измерении или масштабе, которые они считали приятными для глаз.
Предметы, которые от природы малы по размеру, такие как бабочки и насекомые, были нарисованы в натуральную величину. Таким образом, правило 1/6 масштаба, которое используется некоторыми шоу и обществами сегодня, к сожалению, вызывает некоторое замешательство у новичков в искусстве, кто обычно предполагает, что это часть механического критерия определения миниатюры.
Термин «миниатюра» часто путают с «миниатюризацией», и некоторые выставки миниатюрного искусства относятся не к миниатюре как к первоначальному значению техники, а скорее к размеру картины (миниатюризированная живопись). Это два совершенно разных понятия.
Миниатюрная живопись — это вид искусства, имеющий очень богатую историю, которая продолжается и сегодня художниками со всего мира. Прекрасные декоративные качества миниатюры должны быть сохранены, будь то замысловатые большие произведения или крохотные ручные работы.
Миниатюра
Если говорить о миниатюрных иллюстрациях стран западной Европы, то до XI-XII веков украшения книг имели декоративный характер, изображения людей и предметов встречались редко. Это были преимущественно изображения святых и сцен из Библии. С началом бурного развития искусства в XII веке книжные миниатюры становились все более «свободными» в тематическом и техническом аспектах – художники стали изображать исторические и бытовые сцены. Выделились три основные школы миниатюр – английская, фламандская и французская. Размер самих книг уменьшился, соответственно, уменьшились и рисунки, фигуры стали еще более тонкими и изящными, а само изображение композиционно все больше стало напоминать картины.
Ко второй половине XV века фламандская миниатюра достигла вершины своего развития. Работы мастеров этой школы отличаются мягкостью и глубиной цвета, тонкой проработкой черт лица, деталировкой. В эпоху Ренессанса выделилась еще одна школа миниатюры – итальянская. Художники использовали более густые и насыщенные пигменты, сохраняя при этом резкость контуров и глубину рисунка.
После изобретения бумаги и начала массового производства тиражных книг искусство книжной миниатюры было вытеснено гравюрой и ксилографией. Несколько видоизменившись, искусство создания небольших картин стало более камерным, в нем стали превалировать портрет и пейзаж. Живописные миниатюры создавали на фарфоре и камне, на кости и металле. Развивалось декоративно-прикладное направление техники. Миниатюрной росписью украшали небольшие изделия: шкатулки, табакерки, веера, вставки для кулонов, брошей, зеркал.
Особенно популярны были портретные медальоны, которые вставляли в дорогие оправы и носили при себе на цепочке или ленте. Также миниатюры заменяли памятные фотографии: их брали с собой в поездки, помещали на стены кабинета, выставляли на рабочем столе как напоминание о близком и дорогом человеке. Миниатюрные портреты царственных особ в драгоценных оправах были дорогой и желанной наградой за особые заслуги перед государством.
Современные мастера, работающие в этой технике, считают, что современная миниатюра – произведение живописного искусства, которое может уместиться на ладони, а его площадь не должна превышать 100 кв. см.
Гармония маленьких шедевров в миниатюре
Хочу уделить немного времени такому виду искусства как миниатюра.
По-французски слово звучит miniature от латинского minium (киноварь или красный свинец, красная краска) которой в древности наносились рисунки в книгах.
Миниатюра — это произведение искусства малых форм. Включает в себя и живопись, и графику, и даже скульптуру.
Миниатюрной живописью называют небольшие тщательно прорисованные картины, и к ней желательна изящная отделка,чтобы заиграть, достойная оправа, как драгоценному камню. В миниатюрах используют масло, лак,темпру, гуашь, технику накалывания и др.
Термин «Miniature», как правило, используется для результата работы миниатюриста — художника, рисующего кистью или суриком.
В миниатюрах можно передать всё! Это и портреты, и жанровые сцены, и пейзажи, и натюрморты. Иконопись — тоже вариант миниатюры. Исполнение происходт на пергаменте, картоне, кости, фарфоре, дереве, металле и даже камне!
Маленькие картины — однозначно украшение. Вспомните только шкатулочки в технике эмали! Это милое чудо, которым хочется любоваться бесконечно.
Размер миниатюр составляет от 1,5 до 20 см.
Откуда пошла миниатюра?
Искусство создания миниатюр мастерами Древнего Востока было известно очень давно! Мастера Ирана, Индии, Ближнего Востока и Средней Азии часто использовали данный вид искусста. Известны книги, иллюстрированные минатюрами, увидевшие свет еще в 977 году!
Особого расцвета книжная миниатюра достигла во времена правления иранской династии Ильханов (1256 – 1353 года). В это время главным культурным центром Среднего Востока стал Тебриз.
Древняя Русь. к сожалению, во время правления татаро-монгольского ига. Было утеряно огромное количество произведений искусства. На сегодняшний день известно лишь три манускрипта, датируемые XI веком, украшенные иллюстрациями — Остромирово Евангелие (Киев, 1056-1057 гг.), Дворцовый манускрипт (изборник) Святослава (1073 г.) и Молитвенник Гертруды, привезенный из Польши женой князя Изяслава и дополненный пятью миниатюрами, выполненными в византийском стиле уже в Киеве. Этот стиль господствовал в русской иллюстрации вплоть до XV века. На русскую миниатюру огромное влияние оказали греческие и южнославянские традиции. В конце XV в. на Руси начал складываться совершенно особый замечательный единый московский стиль.
Княгиня Юсупова — любимый персонаж кисти Серова. Он обожал эту женщину. К чему она здесь? Как раз написаны Серовым в интерьере того времени миниатюры в доме аристократов.
Английские миниатюристы Х-Хl веков, например, виртуозно писали пером яркими красками.
Миниатюра — это идеал, стремление к совершенству и гармонии, также искусство внутреннего мира художника.
В ней все немножко не так. Её сложнее прописать, чем если бы на большом полотне, холсте. В ней нет четкой реальности сходства в портрете, пейзаже. Нет той реальности. Она живет по своим законам.
А вспомните брошки! Они были даже с портретами любимых и близких сердцу людей. Фотографий раньше не было, а невесту или жениха хотелось видеть всегда рядом! Маленькие портреты, броши всегда можно держать при себе. Особенно, если учесть, что даже письма шли до адресата очень долго: неделями, месяцами! Это не то, что сейчас! Можно онлайн поговорить и видеть. Но все равно.
Сама обожаю миниатюры. Есть в них что-то притягательное, изысканное, изящное.
Чуть не забыла рассказать об одной особенности! Чем меньше картина, тем крупнее должна быть оправа, вернее обрамление (багет, рама)! Закон практически. Также отлично смотрится миниатюра в паспарту!
Миниатюра (в изобр. искусстве)
Одну из основных областей художественных М. составляет книжная М. — сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления этих книг — инициалы, заставки и др. Книжные М. известны уже в Древнем Египте («Книга мёртвых» эпохи Нового царства с рисунками пером и плоскостной живописью непрозрачными красками на папирусе; см. илл.). Позднеантичная М. 4—6 вв. (гуашь или рисунок пером на папирусных свитках и в кодексах на пергамене) отличается достоверностью изображения фигур и свето-воздушной среды («Илиада» Гомера, около 500, библиотека Амброзиана, Милан). В византийской М. (преимущественно религиозной рукописи) вплоть до 10 в. сохраняются позднеантичные приёмы («Парижская псалтирь», 10 в., Национальная библиотека, Париж; см. илл.), но в основном господствуют условность, плоскостность изображения, экспрессивность жестов; появляются и жизненно-непосредственные, политически полемичные сцены («Хлудовская псалтирь», 9 в., Исторический музей, Москва; см. илл.). Для средневековой западная М. характерно обилие локальных школ. В М. времени Меровингов (5—8 вв.) развивается плоскостный стиль со своеобразным орнаментом из птиц и рыб («Геласианский сакраментарий», середина 8 в., Ватиканская библиотека). Ирландские и англосаксонские рукописи 7—9 вв. украшались М. крупных размеров, в которых экспрессивные изображения евангелистов заключены в стилизованную орнаментальную рамку, а развороты страниц сплошь покрыты узорами отвлечённого, но полного жизни и энергии плетёного орнамента («Евангелие из Дарроу», 7 в., Тринити-колледж, Дублин). Рукописи «Каролингского возрождения» наряду с крупноформатными М., следующими позднеантичным образцам («Евангелие Ады», нач. 9 в., Городская библиотека, Трир), украшались и динамичными, выразительными рисунками пером («Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте; см. илл.). К концу 10 в. западно-европейская М. испытывает воздействие византийская М.: её иконография обогащается сценами из Евангелия и житий святых, художественный язык становится более условным, образы святых напряженно-экспрессивными («Бамбергский Апокалипсис», около 1020, Государственная библиотека, Бамберг). Плоскостные и бесплотные фигуры романских М. 11—12 вв. заключены в чёткие композиционные схемы. Вместе с тем в М. проникают элементы народного творчества («Моралия» святого Григория Великого, 1109—33, Муниципальная библиотека, Дижон). В готической М. 13—15 вв. усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру. М. дополняют и комментируют текстовые фигуры приобретают живость. Важная роль отводится пейзажу, интерьеру, архитектурному обрамлению сцен. Появляются крупные мастера М. (А. Боневё, Жакмар д’Эден во Франции и др.). Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды характерны для М. братьев Лимбург («Богатейший часослов герцога Беррийского»; см. илл.) и братьев ван Эйк. Во 2-й половине 15 в. Ж. Фуке и С. Мармион применяют в М. элементы линейной и воздушные перспективы, воссоздают напоённые светом и воздухом сельские и городские пейзажи Франции («Часослов Этьенна Шевалье» Ж. Фуке, 1450—55, разные музеи Европы).
Портретная М. — вид живописного (иногда резного, см. Резьба художественная ) портрета небольшого формата (от 1,5 до 20 см ) на табакерках, часах, перстнях, в медальонах и т. п. Портретные М. пишутся гуашью, акварелью по пергамену, картону, бумаге, слоновой кости, иногда маслом по металлу, керамическими красками по фарфору, а также в технике эмали. Как особый жанр живописи портретная М. складывается в эпоху Возрождения и связана по стилю и технике как с книжной М. (Дж. Кловио и другие в Италии, 16 в.), так и с общим развитием реалистического искусства. Точностью и документальностью, концентрированной ясностью психологической характеристики отличаются портретные миниатюры Х. Хольбейна Младшего в Германии и Англии (где работали его ученики Н. Хиллиард и А. Оливер). Во Франции 16 в. выделяются работы Ж. Фуке и эмалевые портретные миниатюры Л. Лимозена. В 17 в. швейцарец Ж. Петито в технике эмали делает копии с живописных парадных портретов. Полные мужественной энергии акварельные портреты деятелей Английской революции 17 в. создал С. Купер. В 18 в. портретная М. достигает расцвета. Итальянка Р. Каррьера вводит технику живописи гуашью на пластине слоновой кости с цветным фоном. В конце 18 — начале 19 вв. в жанре портретной М. работают: Ж. Б. Массе, О. Фрагонар, Ж. Б. Ж. Огюстен, Ж. Б. Изабе и др. — во Франции; Р. Косуэй, Дж. Смарт, Н. Э. Плаймер — в Англии; австрийцы М. М. Даффингер, Г. Ф. Фюгер. В России первые правдивые и непрезентабельные портретные М. (главным образом эмалевые) появились в 18 в. (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, Д. И. Евреинов, П. Г. Жарков, с 1779 возглавивший класс миниатюрной живописи в АХ в Петербурге). В конце 18 — начале 19 вв. тонкие и одухотворённые портреты пишут Г. И. Скородумов, В. Л. Боровиковский, А. Ритт и др. В области портретной М. работали также Н. И. Аргунов, А. К. Головачевский, М. И. Теребенёв, П. О. де Росси, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. Ф. Соколов и др. Портретная М. исчезает к середине 19 в. в связи с распространением дагерротипов и фотографии.
Лит.: Врангель Н., Миниатюра в России, СПБ. 1909; Свирин А. Н., Миниатюра древней Армении, М. — Л., 1939; его же, Древнерусская миниатюра, М., 1950; Martin F. R., The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey. v. 1—2, L., 1912; Lowe E. A., Codices latini antiauiores, v. 1—6, Oxf., 1934—53; We itzmann K., Illustrations in roll and codex, Princeton, 1947; Diringer D., The illuminated book, its history and production, L., 1958; Darmon J. E., Dictionnaire des peintres miniaturistes. P., [192. ].
МИНИАТЮРА
В средневековом арабском искусстве развиваются миниатюры Египта, стилистически связанные с коптским искусством, Сирии, находившиеся под сильным византийским влиянием, и Ирака, где наряду с пышными сценами придворной жизни распространены лаконичные по стилю иллюстрации к научным трактатам («Фармакология» Диоскорида, 1222, в разных музеях мира). Иранские, афганские и азербайджанские миниатюры органически связаны со всем художественным оформлением рукописи. Богатейшие узорные композиции, лирические пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют декоративность их образного строя (см. Гератская школа, Тебризская школа, Исфаханская школа, Среднеазиатская школа, Ширазская школа). В XVI-XVII вв. в Иране и других странах появляется миниатюра на отдельных листах. В раннесредневековой индийской миниатюре плоскостные, стилизованные изображения, чёткая каллиграфическая линия к XVI-XVII вв. сменяются стремлением к точной фиксации отдельных деталей, тщательному изображению человеческого лица при сохранении традиционной плоскостности, схематичности и декоративности. Часто встречаются героико-исторические сюжеты («Бабур-наме», конец XVI в., МИНВ). Развиваются портретный и анималистический жанры (см. Могольская школа). Миниатюра (рисунки пером на пальмовых листьях) известна в Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии. У ацтеков, миштеков, майя уверенные и смелые, сочные по цвету рисунки близки к пиктографии (миштекский «Кодекс Борджа», XIV-XVI вв., Ватиканская библиотека).
Христос и евангелисты». Миниатюра «Эчмиадзинского евангелия». 989. Матенадаран. Ереван.
Кемаледдин Бехзад. «Бахрам-Гур, нападающий на дракона». Миниатюра рукописи «Хамсе» Низами. Конец 15 в. Британский музей. Лондон.
Г. И. Скородумов. Портрет неизвестного. Миниатюра гуашью и акварелью на пергаменте. 1787. Русский музей. Ленинград.
Литература: Н. Врангель, Миниатюра в России, СПБ, 1909; А. Н. Свирин, Миниатюра Древней Армении, М.-Л., 1939; его же, Древнерусская миниатюра, М., 1950; Альбом индийских и персидских миниатюр XVI-XVIII вв., М., 1962; Персидские миниатюры XIV-XVII вв. (Альбом), М., 1968; Г. Пугаченкова, О. Галеркина, Миниатюры Средней Азии в избранных образцах. (Из советских и зарубежных собраний), М., 1979; Martin F. R., The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey. v. 1-2, L., 1912; Darmon J. E., Dictionnaire des peintres miniaturistes, P., 1926; Diringer D., The illuminated book, its history and production, N. Y., (1958); Foster J. J., A dictionary of painters of miniatures. (1525-1850), N. Y., (1968).
(от лат. minium – киноварь, сурик, краски, которыми в древности украшали инициалы рукописных книг), живопись небольших размеров и тонкого исполнения. Средневековые книжные миниатюры – это иллюстрации, заставки, заглавные буквицы (инициалы), которые раскрашивали акварелью, гуашью и др. яркими водорастворимыми красками, созданными на основе натуральных красочных пигментов (Остромирово Евангелие, 1056—57).
«Рождество св. Иоанна Крестителя». Миниатюра Милано-Туринского часослова. 1413—16 гг. Муниципальный музей. Турин
В. Л. Боровиковский. «Портрет В. В. Капниста». Кон. 1790-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
В живописи миниатюрами называют портретные изображения небольшого формата (ок. 15–20 см), исполненные гуашью или акварелью по картону, бумаге, пергаменту, слоновой кости, а также масляными красками по металлу, керамическими красками по фарфору, эмалями на металлической пластинке. Миниатюрные живописные портреты вставлялись в табакерки, часы, медальоны и броши. Портретная миниатюра появилась в эпоху Возрождения (Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. Фуке во Франции). Расцвет портретной миниатюры приходится на 18 в. (Р. Каррьера в Италии, Ж. О. Фрагонар во Франции). В России Петровской эпохи были широко распространены эмалевые миниатюры (Г. С. Мусикийский). Миниатюры с изображением императоров и императриц выполняли роль наградных царских знаков. Со второй пол. 18 в. миниатюрный портрет приобрёл камерный характер, становясь семейной реликвией, которая передавалась из поколения в поколение (миниатюрные портреты В. Л. Боровиковского). В 1779 г. в Петербургской академии художеств был открыт класс миниатюрной живописи. В нач. 19 в. наступил расцвет акварельной портретной миниатюры (К. П. и А. П. Брюлловы, П. Ф. Соколов). С сер. 19 в. портретная миниатюра начала вытесняться дагерротипом и фотографией.