Что такое милосердие эссе волонтер
Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?
Конфуций
Мы учимся в Лицее инновационных технологий в 7 классе. Наш лицей гордится своими выпускниками, наградами и выдающимися учениками. Но мы успеваем следить и за проблемами, происходящими в обществе. Особенно это актуально стало теперь, когда волонтерству придается большое значение со стороны государства, президента нашей страны. Каждый год лицеисты накануне Дня защитника Отечества собирают посылку солдатам, ездят в воинские части или госпитали, помогают ветеранам Великой Отечественной войны, поздравляют их с Днем Победы, приглашают их на лицейские концерты и праздники. К сожалению, сегодня их становится все меньше. Но остались дети войны, ветераны тыла. Работы и приятных хлопот хватит. Лицеистам всегда очень рады, нас всегда ждут с нетерпением. Несколько лет нас связывала теплая дружба с легендарным человеком нашего города и края, ветераном, писателем, почетным гражданином г. Хабаровска Николаем Дмитриевичем Наволочкиным. В свои 90 лет – это был энергичный, жизнерадостный человек. Нам он всегда был рад, был очень добродушный, предлагал посидеть за столом и выпить по чашечке чая. А сам рассказывал истории из своей нелегко, но интересной жизни.
Но не только судьба ветеранов беспокоят юные сердца. В мае для выпускников и всех жителей нашего лицея семиклассники с родителями высадили цветы на клумбах возле лицея и потом все лето ухаживали.
А еще была разработана целая серия проектов волонтерского характера: «Я хочу изменить мир!» И ребята начали искать, где нужна их помощь, их внимание, их сопереживание, их соучастие. Оказалось, что жителям нашего города очень приятны знаки внимания, потому что дети 7 класса дарили шарики и улыбки, смайлики и добрые слова. А другие ребята нашли приют для животных, который нуждался в помощи и поддержке. Ребята с увлечением ухаживали за бездомными животными всю весну. И еще собираются. Третьи помогали слабовидящим хабаровчанам, которые плохо ориентировались в краеведческом музее и краевой библиотеке во время мероприятий, подготовленных для них. Ребята остались очень довольны своей деятельностью, которое называется волонтерством и основано на милосердии, сострадании и сочувствию.
Каждый год проходит акция «Помоги собраться в школу». Учащиеся класса приносят тетради, ручки, портфели, даже школьную одежду. Всех этих вещей очень не хватает детям, которые живут в детских домах, интернатах, неблагополучных семьях. Наш класс также участвует и в других благотворительных акциях. Например, мы с ребятами ходили в детскую инвалидную организацию ООО «Аридонс». Там многим детям очень не хватает специальных приборов, лекарств, для лечения различных заболеваний. Мы собрали совсем небольшую сумму, но всем было очень приятно, что школьникам небезразлична судьба детей. Руководители детской организации сердечно поблагодарила нас за оказанную помощь.
Я очень рада, что дети готовы помогать тем, кто действительно нуждается в нашей помощи и поддержке.
Волонтерство, добровольчество и милосердие в 21 веке
Стоит ли сейчас, в наше непростое время, размышлять о доброте, милосердии и благородстве? Ведь общество сейчас озабочено совсем другими проблемами. Люди стали менее честными, менее доброжелательными и менее бескорыстными, но стали образованней, стремятся получить не одно высшее образование. Что случилось? Куда из нашей жизни ушла доброта, готовность помочь, посочувствовать?
В Советское время были лидеры: передовые пионеры, комсомольцы – идеальные люди с точки зрения общества, на них равнялись. Они всегда были добрыми, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь в трудную минуту. Сейчас у подрастающего поколения другие герои: супермен, железный человек. Они, вроде бы, тоже борются за добро, но в этой борьбе становятся такими же злыми, как и их противники.
В наше время добро измеряется по-другому: оценкой фотографии в социальных сетях, милым комментарием или переводом средств. Сейчас людям легче посочувствовать, сидя у телевизора, но при этом проходить мимо ближнего, который действительно нуждается в помощи.
Я думаю, что в мире много людей, которые хоть раз безвозмездно делились с другими хорошим настроением, улыбкой, душевной теплотой, знаниями, физической силой. Ведь предназначение любого человека – нести добро!
Люди творили добро во все времена: становились добровольцами не только в суровые годы войн, революций, но и в мирное, спокойное время. Сейчас один за другим появляются отряды и организации добровольцев. Волонтером может стать любой школьник и студент, врач и учитель. Волонтером может стать и продавец магазина, если она выслушает одинокую бабушку и посочувствует ей, поддержит беседу о жизни.
Что же такое волонтерство и кто такие волонтеры на самом деле? В моем понимании, волонтер – это человек с чистой совестью, богатой душой, желанием делиться добротой. Не каждый сможет выделить кусочек своего драгоценного времени, свободного от учебы или работы, чтобы посвятить его своей стране и окружающим людям. У кого-то достаточно свободного времени, но он боится себе в этом признаться, кто-то считает, что волонтерство для людей, которым нечем заняться. Но, попадая в трудную жизненную ситуацию, эти люди будут пользоваться помощью волонтеров, неравнодушных людей.
Однажды куратор волонтерского движения Нэнси Уискин сказала: «Ведь волонтерские организации – это не о том, чтобы затыкать дыры в несовершенной системе здравоохранения и социального обеспечения. Это об отношении людей друг к другу. Это не о том, чтобы помогать тому или иному человеку, руководствуясь исключительно его социальным положением (бездомным, детям без родителей) или состоянием здоровья. Это о том, чтобы помогать человеку просто потому, что он – тоже человек, даже если лежит в шикарной клинике за государственный счет, ему все равно нужно общение и чье-то участие».
По моему мнению, здесь действует такой принцип: там, где есть хотя бы двое, один может для другого что-то сделать.
Добровольная помощь – бескорыстное служение высшим идеалам человечества. А доброволец – это человек, несущий веру в добро, надежду на будущее и любовь к окружающим, делящийся с обществом самым дорогим, что есть у него – временем своей жизни.
Милосердие, которым обладает волонтер, представляет собой всепрощающую любовь, которая снисходит к нам, даже если мы ее совершенно не заслуживаем.
Доклад и презентация на тему»Воспитание милосердия как аспект нравственного развития личности в волонтерской деятельности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Воспитание милосердия как аспект нравственного развития личности в волонтерской деятельности.docx
Слайд1
«Воспитание милосердия как аспект нравственного развития личности в волонтерской деятельности.»
Развитие милосердия и толерантности является важнейшим аспектом в воспитании детей. Об этом на Педагогической ассамблее в 2010г говорил президент РФ Д.А.Медведев, это положение прописано и в Образовательных Стандартах второго поколения.
Волонтерское движение в нашей школе действует с 2007 года, организаторы деятельности детская организация «Школьная республика АТЛАНТА»; органы ученического самоуправления (Правительство ШР, ученическая Дума); педагогический коллектив школы.
Для осуществления деятельности в школе сформирован волонтерский отряд (группа) «Кто, если не мы?!». Членами отряда являются учащиеся и выпускники школы, добровольно изъявившие желание работать в составе отряда. Руководителем волонтерского отряда учащихся школы является – Пачкова Мария.
Отряд имеет название, девиз, эмблему.
Волонтерская деятельность реализовывается через различные формы: акции; проекты; программы (краткосрочные и долгосрочные).
Основной целью волонтерской деятельности является пропаганда идей добровольческого труда на благо общества и привлечение учащихся к решению социально-значимых проблем.
Деятельность отряда реализуется по следующим направлениям:
Поддержка различных социальных категорий населения (дети-сироты, граждане пожилого возраста, инвалиды и т.д.);
За время существоания отряда ребятами было реализовано много различных мероприятий, способствующих проявлению милосердия и человеколюбия. Многие из них стали уже традиционными для нашего отряда.
Посещение домов – интернатов для граждан пожилого возраста и инвалидов в Смоленской и Руднянском районе;
Традиционная благотворительная акция «Доброе сердце», посвящённая международному дню пожилого человека
Посещение детского дома семейного типа «Гнездышко» в Смоленске с концертной программой и подарками
Благотворительная акция для детей из реабилитационного центра « Улыбка» с. Богородицкое Смоленского района – 2007 г.(40 новогодних подарков + концертная программа);
Благотворительная акция « Тепло наших рук»- подарки и поздравления для больных в Стабенской больнице Смоленского района ( 2013год)( 20 подарков сделанных руками детей и зо подарков от социальных партнеров)
Благотворительная акция «День защиты детей» 2010 г. (поздравления и подарки для детей от 1 до 7 лет (40 человек) Волоковского и Новосельского поселения
Поэтому можно смело сказать,что в нашей школе есть приемственность поколений по передаче волонтерского опыта, а значит милосердие, великодушие, отзывчивость сострадание и всякое участие в судьбе ближнего живет и развивается в душах наших детей.
Закончить свое выступление хочется словами одного мудрого человека:
Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям; будем научать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога; вот это, именно это — величайшее сокровище неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все больше даров.
Святитель Иоанн Златоуст
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Волоковская средняя общеобразовательная школа»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «МИЛОСЕРДИЕ КАК ПРИНЦИП ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «МИЛОСЕРДИЕ КАК ПРИНЦИП ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р. Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Цель: познакомить детей с понятиями “волонтерство, “волонтер”, сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.
ознакомление с представлением о волонтерстве;
усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.
1) знает, кто такие волонтеры;
2) понимание “милосердия и сострадания” как духовно ценностных понятий;
3) знает, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.
1) умеет определять поступки людей, которые можно отнести к милосердию;
2) умеет рассказать о милосердных поступках людей и своими делами помогает другим людям.
Основные понятия : волонтер, волонтерство, ближний, милосердие, сострадание, милостыня, ответственность, доброта, сердечность, человеколюбие.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска; презентация; толковые словари С.И. Ожегова, В.И. Даля; раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради, диск с фрагментами фильма «Белый Бим Чёрное Ухо».
I. Организационный этап.
Учитель: Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.
Проверяют готовность к уроку. Тихо садятся. Слайд 1.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, указом Президента России 2018 год в нашей стране объявлен Годом добровольца (волонтера). По словам президента, проведение Года добровольца станет признанием заслуг перед обществом и оценкой колоссального вклада волонтеров в развитие страны. Ребята, что вы знаете о волонтерстве и волонтерах? (Ответы детей)
Играет музыка «Мой ласковый и нежный зверь» из кинофильма «Белый Бим Черное Ухо.
Учитель: Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
«По городу шел одинокий, ни за что обиженный пес», – прочли вы (или еще прочтете) на страницах книги Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Повесть о собаке по имени Бим была издана на 45 языках. В 1981 г. в Италии Троепольскому была присуждена литературная премия за лучшую книгу для детей и вручена золотая медаль Фонда Леонардо да Винчи. В нашей стране по повести поставлен художественный фильм в двух сериях с одноименным названием. Ребята, кто из вас видел этот фильм, о чем он?
Дети отвечают на вопрос учителя.
Учитель: Давайте с вами посмотрим фрагменты из фильма Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо».
Смотрят фрагменты из фильма Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо».
Учитель: Итак, мы теперь знаем, о чем фильм. О том, что щенок шотландского сеттера родился с неправильным окрасом – вместо черного он был белым с рыжим крапом, только ухо и одна лапа черные. Несмотря на племенной брак, Бима взял к себе немолодой писатель Иван Иванович, увлекающийся охотой и любящий природу. Но после того, как хозяин лег в больницу, Бим оказался бездомным. Он сменил несколько хозяев и, почти обретя желаемую цель, погиб, став невинной жертвой предательства и наговора… Как вы думаете, кто из героев виноват в смерти Бима?
Дети отвечают на вопрос учителя.
Учитель: Думаю, что каждый из вас понял, кто из героев совершил плохие поступки, а кто – благородные. Какие следы оставил Бим в сердцах людей? (Сдружил неравнодушных к нему людей)
Учитель: Правильно, Бим объединил, сдружил ранее незнакомых людей, озабоченных его судьбой. А в своих недругах что-то изменил: кого-то устыдил, кого-то подтолкнул к доброму поступку.
3. Формулирование темы и целей урока.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Мы сегодня поговорим о волонтерстве и милосердии)
Учитель: Сформулируйте тему урока. (Тема урока: «Милосердие как принцип волонтерской деятельности»)
Учитель: Верно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие как принцип волонтерской деятельности».
Сегодня мы с вами постараемся понять: Что такое волонтерство? Почему волонтер должен обладать такими качествами, как милосердие и сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании?
4. «Открытие» нового знания.
Учитель: Какую цель поставим перед собой? (Ответы детей)
Учитель: Для чего надо знать эту тему?
Дети отвечают на вопрос учителя.
Отвечают на вопрос учителя.
Учитель: Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. Работа по группам: 1 группа находит значение слова «милосердие», 2 группа – значение слова «сострадание». Зачитайте значения слов . (В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь комунибудь или простить когонибудь из сострадания, человеколюбия». Сострадание способность переживать боль другого человека, как свою собственную [2])
Работа со словарями в группах. Слайд 3.
Учитель: Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность. Благотворить – значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, беженцам, старым людям. Добро – все, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека. Худо тому, кто добра не делает никому. В ком добра нет, в том и правды мало. А что такое добро дело? Это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям, ведь у каждого из нас свои проблемы, мечты, стремления. О том же говорит и библия: «Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя». Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы. А вот еще одно «Сказание о милосердии».
Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили:
— О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор? Бог отвечал:
— Железо крепче гор, так как оно разбивает их.
— А есть что-нибудь сильнее железа?
— Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его.
— А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?
— Есть, вода, так как она тушит огонь.
— О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?
— Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться.
— О, вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?
— Есть, добрый человек, подающий милостыню. [1]
Смотрят презентацию. Слайд 4.
Учитель: Давайте рассмотрим картины великих художников, которые изобразили сострадание и милосердие.
Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников. Слайд 5, 6, 7.
Смотрят презентацию, обсуждают добрые дела благотворителей. Слайд 8.
Учитель: Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды, где каждый желающий может оказать посильную помощь. Проводятся благотворительные акции. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным. Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания.
Дети цитируют высказывания великих людей.
Учитель: Не только великие люди творят добро. Вспомните, на уроках чтения мы узнали про девочку Женю, которая помогла страждущему. Вспомните, как называется это произведение? (Валентин Катаев. «Цветик-Семицветик»)
Учитель: Давайте вспомним, кому и как девочка помогла? (Мальчику Вите, исполнила его сокровенное желание)
Смотрят презентацию, обсуждают примеры добрых дел. Слайд 9,10.
Учитель: А теперь давайте посмотрим на представленные рисунки и отметим, какие из них являются примерами милосердия.
Смотрят презентацию, отмечают рисунки. Слайд 11.
Учитель: Среди вас и ваших друзей тоже есть те, кто делают добрые дела. Давайте расскажем о них.
Смотрят презентацию, рассказывают о своих одноклассниках и друзьях, делающих добрые дела. Слайд 12, 13, 14, 15.
Учитель: Игра «Цветик-Семицветик». Для этой игры понадобится цветик-семицветик с лепестками. Каждый ребенок, сорвав лепесток, высказывает свои добрые пожелания в адрес детей других социальных, этнических, культурных групп (дети-мигранты, инвалиды, сироты).
Играют в игру. Закрепление представлений о том, что все люди разные. Предлагается аукцион идей: «Хорошо, что люди разные, потому что…»
4. Закрепление нового материала.
Учитель: Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах. Давайте вспомним некоторые из них. Добро помни, а зло забывай.
Доброе дело два века живёт. Добрый человек добру учит.
Учитель: У вас на столах лежат листочки, где написаны половинки пословиц. В течение нескольких минут вам нужно найти свою пару к каждой из них, соединив стрелкой.
Выполняют задание. Слайд 16.
Учитель: Читаем, что получилось.
Учитель: Давайте попробуем объяснить смысл этих пословиц.
Читают пословицы, объясняют смысл пословиц.
Учитель: Спасибо, молодцы! «Пока живешь – твори добро, лишь путь добра – спасение души», так гласит народная мудрость.
Учитель: А теперь обратите внимание на представленные изображения. Вам необходимо сочинить рассказ, используя один из рисунков.
Слайд 18. Смотрят презентацию, выполняют задание учителя. Зачитывают получившиеся рассказы.
5. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Учитель: Вот и подходит к концу наше мероприятие , пора подвести его итоги. О чём мы сегодня с вами говорили? (О волонтерстве, добре, милосердии, сострадании)
Учитель: Давайте подберем синонимы к слову «волонтерство».
Подбирают синонимы. Слайд 19.
Выполняют задание учителя. По мере завершения работы подходят к доске и рассказывают, как взбирались на эту гору.
Учитель: Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы!
Дети оценивают себя по плану, лежащему у них на столе (Я узнал… Меня удивило… Мне запомнилось… Я считаю, что… и т.д.)
Учитель: А теперь давайте запишем задание на дом: вместе с родителями узнать о волонтерском движении в России в настоящее время, вместе с родителями составить рассказ о поступках милосердия их семьи.
Записывают домашнее задание в дневник.
Учитель: Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренни. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил»:
— На все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость ко всем людям – взрослым, своим сверстникам, к младшим.
— Быть внимательными и чуткими к ветеранам и инвалидам войны и труда. Своим счастливым детством дети обязаны воинам, которые мужественно, храбро, не щадя своей жизни отстояли священную землю нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.
— Свое доброе, уважительное и заботливое отношение к окружающим людям вы можете проявить всегда и повсюду: оказывать постоянную помощь родителям в их домашних делах, быть приветливыми с ними, с желанием рассказывать о делах в школе, о своих товарищах; помочь подняться упавшему на улице и т. д.
Смотрят презентацию, читают «Памятку жизненных правил». Слайд 20.
Учитель: Ребята, сейчас послушаем песню о добре .
Играет песня «Твори добро». Поют песню.
1. «Социальное волонтерство. Теория и практика», Добровольческое движение Даниловцы. М., 2016
2. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 2011.
3. Черты личности, присущие волонтеру. Эллис Сьюзен. М, 2015
4. Волонтеры: Информационный сборник по материалам печатных изданий/ Ред. Б. Халлер, Сост. Э. Дворкин; Институт социальных и общинных работников им. В. Розенвальда. – СПб.: ИСОР Петербург, 1998.
6. И. Медведева «Подумай, скажи, сделай». М., 2012
О милосердии и волонтерстве
Добро является добром лишь в том случае,
если делающий его жертвует чем-то своим:
сном, покоем и тому подобным.
Старец Паисий Святогорец
Когда мы говорим о делах милосердия, то чаще всего представляем себе старушку, сидящую на паперти храма с протянутой рукой, в которую мы должны положить монетку. Или ребенка из детского дома с грустными, «безмамиными» глазами, которому мы очень хотим подарить красивую игрушку. Или одинокого, прикованного к постели старичка, которому, кроме нас, некому купить столь необходимые ему лекарства. Да. Все это, действительно, дела милосердия. Но отнюдь не только это. И сегодня, в дни Великого поста, когда милосердию проще достучаться до наших сердец, в рубрике «Простые вопросы» мы беседуем с протоиереем Евгением Попиченко о том, как воплотить в жизни заповеди Спасителя о милости и любви к ближним.
О. Евгений, почему мы говорим, что время Великого поста — это время дел милосердия? Ведь мы знаем заповедь Божию: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Так почему же мы пытаемся ограничить свое милосердие семью седмицами поста?
Мы не ограничиваем. Время милосердия — это время всей нашей жизни, потому что заповедь Божия: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть» касается нас ежедневно, ежечасно.
Другое дело, что Великий пост — это время особенное, потому что мы редактируем свою жизнь, мы ее настраиваем, как инструмент, от которого ожидают гармоничного звучания. И наша душа, к сожалению, имеет свойство расстраиваться, то есть терять добрые привычки, подменять их злыми навыками. Особое время поста — это время исправления или настройки молитвенного правила, настройки режима питания, потому что в обычной жизни человек как-то не обращает внимания на то, что и здесь тоже должен быть порядок. Ведь наше тело — это очень сложный механизм, и, как любому механизму, ему необходимо, чтобы энергия вовремя подавалась и вовремя расходовалась, чтобы не было залежей лишних калорий.
В обычной жизни мы за этим или следим чрезмерно, что дает крен в сторону блудных наблюдений за собой: мол, надо быть во всей красе. Или совершенно не следим, поэтому все время таскаем еду, «кусочничаем». Пост — это и настройка духовного чтения, потому что, к сожалению, обычно нам не хватает времени на чтение Священного Писания и святых отцов. И, конечно же, это настройка, собирание своей души для добрых дел.
Пост надо понимать как всестороннее упражнение души. Пророк Давид так говорил о посте: «Постом смирял душу мою, и молитва в недра моя возвращалась». То есть пост — это сильнейшее средство для созидания и очищения своей молитвы, чтобы она воспарялась, как благовонный фимиам, ко Господу. Святые отцы говорят, что у молитвы есть два крыла. Одно крыло — пост, а другое — милостыня. Представим себе птицу с одним крылом: ей никогда не подняться к небесам. Поэтому к физическим и духовным упражнениям необходимо прибавить и упражнения благотворительные, то есть упражнения души в делах милосердия. Причем это касается не только милостыни как некоторого материального пожертвования на нужды несчастных. Милостыня может быть разной: личное время, потраченное не на себя, а на другого человека, доброе слово, участие в каком-то полезном деле, которых в любом приходе предостаточно. В таком ключе, наверное, и стоит рассуждать. Закономерность здесь следующая: мы хотим, чтобы слышал нас Господь, для этого мы постимся и творим дела милосердия, и наша молитва приобретает иное качество.
Сразу вспоминаются слова игумена Никона (Воробьева): «Гораздо дороже милостыня духовная, она состоит в том, что человек вместо осуждения ближних жалеет их, прощает им их грехи и недостатки и просит Бога простить их». Мы, действительно, чаще воспринимаем милосердие сугубо практично и материально: помочь если не деньгами, то одеждой, продуктами питания. Но ведь намного сложнее понять, простить и принять всех людей.
Абсолютно верно, потому что во внешней милостыне участвуют в большей степени наше тело и наши средства. Есть заповедь: «Блаженны милостивые» — она о чем? Святые отцы говорят, что милостивые — это не те, которые просто творят милостыню, но это люди, которые милуют других людей, и с кротостью и незлобием относятся к окружающим, гонящим, ругающим, унижающим, что требует гораздо больших душевных сил.
Иногда люди слышат заповедь: кто ударит тебя по правой щеке, подставь левую — и приходят в некоторое недоумение: что это за слюнтяйство такое, что за уничижение человеческого достоинства? Человек — это же звучит гордо, надо уметь постоять за себя! На самом деле, как раз для того, чтобы постоять за себя, не требуется никаких особых усилий, потому что всякое действие рождает противодействие. Гнев порождает злобу и раздражение как ответную реакцию, и все это изливается из человека само собой. А сдержать в себе гнев, помиловать обидчика, изменить зло на добро — это требует огромнейшего внутреннего подвига. И об этом, в первую очередь, во время поста нужно помнить.
Что дела милосердия могут дать нашей душе? Что могут привнести в нее?
Святые отцы говорят: в человеке все — привычка. И действительно, человек состоит из разных, хороших или плохих, привычек. Но проблема в том, что, по свидетельству Священного Писания, в Царствие Небесное ничто нечистое не войдет. И всякий очистится огнем всякое дело будет испытано огнем. У кого выдержит — тот получит награду. Чье дело сгорит, сказано, тот спасется, но как бы из огня, через какое-то жуткое испытание.
Подобное тянется к подобному и в мире земном, и в мире небесном. И к Богу притянутся те, в ком это подобие будет очень устойчиво развито. Не просто эпизодически человек должен вспоминать, что раз время поста, значит, нужно немножечко внимания уделить нуждающимся, несчастным, но милосердие должно стать навыком.
Как Господь говорит: когда творишь милостыню, пусть твоя правая рука не знает, что делает левая. Как это возможно? Возможно, когда человек эту привычку себе усвоил. Ведь, например, когда мы садимся за стол, то не думаем, какой рукой взять ложку или какой — зубную щетку, когда идем умываться. Для нас это настолько привычно, что мы делаем это, не раздумывая. Таким же должен быть у нас и навык добрых дел. Вот человек услышал злое слово, и в нем, как в глубоком, спокойном озере, этот камень утонул, абсолютно никакой волны не вызвав, не возмутив поверхность озера. И так с любой добродетелью.
Но навык требует воспитания. Человек, который хочет научиться играть на скрипке хорошо, упражняется несколько дней в неделю. Человек, который хочет бегло говорить и читать на английском языке, берет уроки, платит за это деньги и усердно занимается. Но если в житейских делах требуется упражнение, то тем более в вопросах духовных! Следовательно, если человек хочет быть добрым душой, значит он регулярно, а не время от времени, должен свое сердце упражнять.
А согласны ли вы, о. Евгений, с тем, что можно быть милосердным, не будучи христианином? И вообще, насколько такое нецерковное милосердие, то есть не связанное с именем Божиим, можно считать истинным и душеполезным?
Мне кажется, здесь таится очень серьезная духовная опасность. Если говорить об этой опасности, то можно рассмотреть образ наших с вами сограждан, родившихся и воспитанных в советское время. Это люди, с формальной точки зрения очень порядочные — в семье, на работе, бесплатно не проедут, не украдут, очень трудолюбивые в основной массе (конечно, везде есть исключения). Казалось бы, все хорошо. В чем же опасность? Самое страшное, что они довольны собой и этой своей порядочностью. Они осознают это, как свое достоинство, они осознаю т себя очень хорошими людьми, и это осознание встает стеной между человеком и Богом. Потому что Господь пришел не к праведникам, а к грешникам, и не здоровые нуждаются во враче, но больные.
Добрые дела без Бога человека делают как бы богом, человек замыкается в самом себе и это — самая страшная беда человеческая. Это называется гордыня, или демонская твердыня. Феофан Затворник употреблял очень точное сравнение: человека гордого он сравнивал с деревянной стружкой, которая, вроде бы, и завернута красиво, но внутри нее — пустота. Вот эти добрые дела без Христа, не во имя Божие, часто делают человека закрытым для Бога. Бог гордым противится.
С другой стороны, в Евангелии есть пример, когда язычник, сотник Корнилий, совершая дела милосердия, расположил свою душу к тому, чтобы она приняла Христа. И, собственно говоря, если человек совершает дела не во имя свое, а во имя служения добру, источником которого всегда является Господь, даже если он не знает Бога, это может быть ступенечкой к Нему. Мы помним, как Господь открыл Корнилию путь к Себе. Сотнику было видение, чтобы он нашел апостола Петра, призвал, и апостол пришел, крестил его и указал ему путь ко спасению. Поэтому другой ответ — добрые дела должны человека приводить ко Христу.
Если этого не происходит, значит, где-то в самой сердцевине этого дела скрыта гниль гордости. Святые оплакивали свои добродетели, как грехи, боясь, чтобы это их человеческое добро не встало между ними и Богом.
А нужно ли принуждать себя к делам милосердия? Ведь часто люди, даже церковные, не понимают, зачем нужно заставлять себя молиться, заставлять себя посещать церковные богослужения, так же заставлять себя исполнять дела милосердия. Может, это просто должно литься из нашего христианского сердца?
Это должно литься из нашего христианского сердца, но это не льется, потому что сердце человеческое, по слову пророка Давида, — «там же гади, им же несть числа». Это скопище разного рода духовных язв. Потому что, как предупреждает нас Господь, из сердца исходят злые мысли, прелюбодеяния, убийства, злоба, ненависть. Мы находимся в состоянии болезни. Человек пал и повредился. От своего праотца Адама мы наследуем, рождаясь естественным путем, поврежденную грехом природу.
У человека все больное: и чувство, и ум, и тело, и воля. А проявлением этой болезни, если говорить о понуждении, является уныние.
Уныние — как нежелание совершать добрые дела. Ведь любой человек как создание Божие должен искать Бога, тянуться к Нему, как подсолнух тянется к солнышку. Вот так же и человек должен ориентироваться на Бога. Молитва должна быть ему в радость, посещение храма — это просто праздник, доброе дело должно быть делом естественным, само собой разумеющимся.
Но ведь у нас не так. Нам гораздо привычнее два часа смотреть кино вместо того, чтобы пять минут помолиться нам гораздо приятнее полежать, отдохнуть, чем пойти, например, навестить родителей. И так во всем. Нам угождать себе гораздо удобнее, а это и есть показатель болезненности, извращенности нашей природы — духовной, душевной, телесной.
Уныние происходит от маловерия, от того, что человек мало доверяет Богу, мало верит, не знает веры. Не знает цели своей жизни, не осознает необходимости в добрых делах и в понуждении себя. Вера формируется как бы с двух сторон. С одной стороны это узнавание ее основ, чтение Священного Писания и святоотеческой литературы, что побуждает человека к духовной жизни.
А с другой стороны — понуждение себя именно к самим духовным делам: к молитве, покаянию, участию в Таинствах, посещению богослужений. И вот с этих двух сторон вера укрепляется, уныние преодолевается, и человек становится бодрым, крепким, готовым на всякое доброе дело.
То есть, душу нужно тренировать так же, как и тело?
Безусловно, даже в большей степени.
Отец Евгений, милосердие — понятие очень емкое, многокомпонентное, и сейчас хотелось бы поговорить о добровольческом движении, что тоже входит в понятие дел милосердия.
В нашей стране эта проблема стоит очень остро, потому что за время советского режима человека отучили быть инициативным. Все, кто был способен к какому-то творческому, самостоятельному поиску, приравнивались к общему знаменателю, все должны были быть одинаковыми. Одинаковая государственная система воспитания в садике, в школе, в армии, все должны быть в одинаковых синих штанах, в резиновых сапогах, с одинаковой зарплатой в 120 рублей. Вот такая общая масса.
И человек отвык проявлять свою индивидуальность, свою активность. Теперь в нашей стране это выражается в том, что движение добровольцев на данный момент пребывает в зачаточном состоянии.
В то же время в Европе 50% населения так или иначе участвуют в добровольческом служении, в США 70% населения находят время для волонтерской работы, а у нас, в 140-миллионной стране, людей, которые время от времени участвуют в каких-то общественных проектах — от 3 до 5%. Не организовано это служение, и человек порой не знает, где он может реализовать свои добрые порывы.
Хотя людей нуждающихся очень много. Это и старики одинокие, и многодетные семьи, и «отказнички» в больницах, и дети в Домах ребенка и детдомах, это и люди с ограниченными возможностями — инвалиды. Зачастую все они нуждаются не столько в материальной помощи, сколько в духовной поддержке, в добром человеческом общении.
Инвалиды, люди немощные, например, очень бы хотели бывать на богослужениях в храме. Но что делать, если нет рядом доброго самарянина, который посадил бы этого человека на своего ослика и привез в храм?
Мы попробовали решить эту проблему. Совсем недавно Отделом Социального служения была объявлена акция «Вместе едем в храм». Началась она с того, что в храме целителя Пантелеимона нескольким добровольцам мы предложили поучаствовать в таком направлении. Есть много инвалидов, которые находятся безвыездно в своем доме, и здесь нужно просто состыковать человека с машиной и человека с инвалидной коляской.
Раз в месяц спланировать свое время так, чтобы свозить человека в храм на исповедь, на причастие — здесь, помимо наличия автомобиля, нужны лишь добрая воля и некоторое количество душевных и физических усилий.
Вопрос в том, как это организовать. И здесь мы можем предложить свою помощь. Есть патронажная служба, есть диспетчер, который собирает и состыковывает заявки тех, кто нуждается в помощи и тех, кто может помочь. Номер телефона, по которому можно с нами связаться —345-40-32. Но я, в первую очередь, обращаюсь к тем, кто желает помочь. Потому что обычно происходит так: мы рассказываем о каких-то проектах, и начинают звонить только те люди, которым нужна помощь.
А почему же всегда у нас больше звонков от людей, кому помощь нужна? Ведь, в целом, этих людей значительно меньше, чем тех, кто может помочь. Уже достаточно много лет прошло после советской власти, когда, действительно, инициатива была наказуема, тем более — инициатива церковная, почему же сегодня так тяжело это добровольческое движение набирает обороты?
Самое любимое слово современного человека — расслабиться. Все стремимся к тому, чтобы расслабиться, поэтому и в СМИ постоянно эта тема «прокачивается»: дожить бы до пятницы, а потом выходные. Обычно все хотят работать поменьше, а получать побольше и успевать расслабляться. По сути говоря, дорасслаблялись до того, что не найти милосердного самарянина, не найти человека, на которого спокойно можно было бы положиться, дать задание и быть уверенным, что он не забудет, не загуляет, не потеряет.
Поэтому возникает жуткая ситуация у нас в стране: храмы Русской Православной Церкви строят таджики. Бригады красивых, крепких, надежных таджикских парней. Потому что найти бригаду из 10 русских мужиков, да так, чтобы они на следующий день после зарплаты вышли бы на работу, крайне сложно. И легче решить вопрос в таком ключе.
В духовном плане эта расслабленность проявляется в том, что человек абсолютно не готов бороться со своими грехами. Это видно, например, по крещению. Стоит поставить перед людьми, пришедшими креститься, определенные условия, как из сотни останется один. А условие — отказаться от смертных грехов.
Есть, например, такая «общечеловеческая ценность», как гражданский брак: двое, вроде бы, друг друга любят, но «дружба дружбой, а табачок врозь». «Мы пока хотим посмотреть друг на друга, притереться и т. д.» И начинаются разговоры о том, что штамп в паспорте — это лишь формальность. А скрывается за этим нежелание брать на себя ответственность за семью, за детей, друг за друга. Но перед Богом такой «брак» — упорядоченное блудное сожительство.
Есть беспорядочные отношения, как у собачек, а есть упорядоченный блуд, но он от этого меньшим грехом не становится. Понять это и отказаться от смертного греха человек абсолютно не готов.
Так вот, эта всеобщая расслабленность отражается, конечно, и на готовности послужить ближнему, потому что, в основном, человек стремится служить себе или, по крайней мере, своим детям, родителям, друзьям.
А здесь — человек незнакомый, я ему ничего не должен, и он ничем меня не сможет отблагодарить. Да и почему я должен тратить на него свое время?
Говоря на эту тему, хотелось бы привести нашим читателям длинную цитату из книги Клайва Льюиса «Письма Баламута». Сразу поясню, что Баламут — это старший бес-искуситель, который инструктирует младшего, как доводить человека до грехопадения.
Льюис использует известный прием «от обратного», в результате которого читатель явно видит тайные вражеские хитрости, на которые мы и «покупаемся».
— «Ты, может быть, обратил внимание на то, что твой подопечный особенно сердится, когда время, предназначенное им для собственных потребностей, у него отнимают. Неожиданный посетитель, явившийся как раз тогда, когда он надеялся спокойно провести вечер, или жена друга, болтающая, когда он собирался поговорить с ее мужем, выведут его из равновесия. Пока что он не успел стать достаточно злым или ленивым, чтобы ненавидеть эти маленькие требования гостеприимства сами по себе. Они раздражают его, потому что он считает время своей собственностью, и ему кажется, что его обкрадывают.
Ты должен ревностно охранять это странное предположение: „Мое время — мое!“ Пусть ему кажется, что он начинает каждый день как законный владелец двадцати четырех часов. Пусть ему представляется тяжелым налогом та часть этой собственности, которую он оставляет на работе, и щедрым пожертвованием — та, которую он отводит на религию. И никогда не позволяй ему усомниться в том, что совокупность времени каким-то таинственным образом принадлежит ему сызмальства.»
Если бы только мы поняли, что на самом деле ничто в этом мире не является нашим, мы гораздо более охотно расходовали бы на помощь ближнему «свои» время, силы и материальные средства.
Ну, раз уж наша душа столь повреждена грехом, может, и не зазорно на сегодняшний день, если побудительным мотивом к совершению добрых дел будет, как в протестантской Америке, внешнее, формальное выполнение дел добра? Может, таким образом мы постепенно и душу нашу натренируем, чтобы она отзывалась на эти дела? Ведь сложно сейчас найти людей, которые, следуя истинным позывам к спасению своей души, пошли бы помогать ближним. Идут больше помогать «для галочки».
Может, это на сегодняшний день не так уж и плохо? Ведь добрые дела, все же, совершаются?
Наверное, не стоит ориентироваться на западное христианство, потому что у нас есть много драгоценностей духовных, много этого бесценного бисера в нашей православной вере. И особенно сейчас время благодатное, время добрых дел, время Великого поста, когда, может быть, легче задуматься, начать в этом направлении искать, стучать, приходить, спрашивать, чем я могу помочь, чем я могу послужить.
Наверное, не всегда Церковь будет готова ответить на этот вопрос, потому что организовать добровольческое служение — это отдельная проблема. Но мы ищем пути ее решения. Учимся грамотно готовить добровольцев, координировать их работу.
Православная служба милосердия существует уже не первый год, а ведь все его направления работы, так или иначе, основаны на добровольческом движении. И, раз они живут, значит, нельзя сказать, что люди настолько очерствели душой, что все призывы священников к деланию добра остаются «гласом вопиющего в пустыне»?
Нет, конечно же, на самом деле, многие храмы и многие церковные направления проводятся с участием добровольной помощи активных прихожан, и сказать, что у нас в этом плане «пустыня» — это совершенно неправильно. Но беда в том, что активных прихожан гораздо меньше, чем людей, нуждающихся в помощи. А должно быть подругому.
Хотелось бы, конечно, чтобы результатом этой нашей беседы стали многочисленные обращения в Отдел социального служения и в Православная служба милосердия именно от тех людей, кто сегодня реально готов стать добровольным помощником Церкви в вопросах милосердия, кто совершенно искренне и бескорыстно предлагал бы свою помощь.
Тем людям, которые чувствуют в себе силы и желание помочь, мы еще раз напомним телефон Православной службы милосердия, по которому вас всегда сориентируют, где ваша помощь сегодня остро необходима: 200-07-04. Очень хочется верить, что звонки будут, потому что фронт работ готов, и немалый, осталось дело за добрыми сердцами и добрыми руками.
Спасибо Вам, о. Евгений. И в конце беседы просим Вашего благословения всем читателям нашего журнала.
Бог благословит всех нас. Доброго всем нам поста — поста, соединенного с милостыней, которая будет укреплять нашу молитву.