Что такое микрогруппа в обществознании
Социальные группы
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое социальные группы и как они появились
Социальные группы — это устойчивые группы, людей в которых объединяют одни и те же определенные признаки и функции. Например, интересы, положение в обществе, ценности и т. д.
Людей можно назвать социальной группой, если они:
понимают, что входят в конкретную группу;
признают, что другие члены этой группы — тоже ее часть;
взаимодействуют друг с другом внутри своей социальной общности.
Виды социальных групп
Разделить социальные группы на виды можно по нескольким признакам. Всего их 5:
по характеру взаимодействия;
по факту существования;
по способу организации;
по социальному положению.
Рассмотрим, какие бывают группы, в отдельных таблицах.
Люди связаны тесной формой взаимоотношений и заняты общим делом. У всех членов одни и те же цели, поведение и психологические черты. Эта группа — элементарная ячейка общества.
Люди имеют общие цели и деятельность, но не так тесно общаются друг с другом.
Большое количество людей, которое занимает одинаковое положение в обществе и из-за этого связано общими интересами.
Семья, компания друзей, класс в школе и т. д.
Коллеги на работе, соседи по подъезду или улице, население города.
Нация, народность, класс и т. д.
По характеру взаимодействия
Люди внутри группы поддерживают друг друга и связаны личными отношениями.
Люди внутри группы связаны деловыми отношениями и общей целью.
Малые социальные группы — это семья, друзья, одноклассники и т. д.
Средние и большие группы — это коллеги, политические партии, профсоюзы и т. д.
По факту существования
Сообщество людей создали искусственно для учета статистики.
Группу создали по реальным признакам, которые осознают люди.
Пассажиры троллейбусов, покупатели конкретного магазина или товара и т. д.
Жители деревень, школьники, мужчины, женщины, дети и т. д.
По способу организации
Группа, которая существует только в пределах организации.
Группа, которая возникает за счет системы личных отношений и интересов людей.
Группа в университете, одноклассники, коллеги и т. д.
Читательский клуб, музыкальная группа, кружок гончарного искусства и т. д.
По социальному положению
Группа сложилась на конкретной территории. Люди внутри нее связаны общими чертами: языком, культурой, ценностями и т. д.
Нация, народность, раса, племя.
Группа людей, которые живут на одной территории и ведут схожий образ жизни.
Жители города, деревни и т. д.
Группа, внутри которой люди схожи по полу или возрасту.
Мужчины, женщины, молодежь, родители, дети и т. д.
Совокупность людей, в которой члены связаны одной профессией.
Врачи, актеры, инженеры, повара и т. д.
Группа людей, имеющих общие религиозные взгляды.
Синтоисты, христиане, католики, буддисты.
Что такое квазигруппа
В ряду социальных групп разных типов существует и еще одно понятие — квазигруппы. Это название происходит от латинского quasi — мнимый.
Квазигруппа — это малоустойчивая неформальная группа людей, которые взаимодействуют между собой только одним или немногими способами. У такой группы нет четкой структуры, норм и системы ценностей.
Виды квазигрупп
Люди, которых объединяет общий кумир: музыкальная группа, актер или актриса, киберспортивная команда и т. д.
Люди, которые связаны приемом-передачей одной и той же информации в конкретный момент: слушатели в концертном зале, болельщики на стадионе, зрители в кино и т. д.
Временная группа людей, которых объединяет интерес или событие.
Признаки и свойства квазигрупп отличаются от тех, что характерны для других социальных объединений. Рассмотрим их подробнее.
Анонимность. Люди в квазигруппе часто не знакомы между собой, они не ощущают контроля и ответственности перед группой.
Внушаемость. Членам такой группы проще внушить какую-либо идею, чем людям за ее пределами.
Социальная заражаемость. Люди внутри квазигруппы быстрее подхватывают эмоции от других членов и с той же скоростью меняют их.
Бессознательность. Человек внутри квазигруппы становится менее осознанным как личность, поддается инстинктам толпы и может быть непредсказуемым.
Как социальные группы влияют на человека
Мы уже выяснили, какие существуют социальные группы и что они значат в жизни всего общества. Осталось разобраться, что они значат для каждого из членов. Рассмотрим в таблице обе стороны медали — положительные и отрицательные последствия.
У членов группы формируются социальные ценности, каждый учится следовать нормам.
В группах правит мнение большинства. Ради общей цели ее члены могут пожертвовать интересами отдельных людей.
Люди внутри групп развивают коммуникативные навыки: учатся говорить, слышать и слушать.
Группы редко ставят свежий взгляд выше привычного, поэтому подавляют идеи одаренных и творческих членов.
Члены групп помогают друг другу правильно оценивать свои поступки и воспринимать свое «я».
Некоторые члены групп вынуждены идти на внутренний конфликт и соглашаться с ее идеями, которые сами не поддерживают.
В группе человек ощущает, что причастен к общему делу, и более уверен в себе.
Проверь себя
Давайте проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в теме статьи. Ниже мы собрали 10 примеров групп людей. Ваша задача — указать виды социальных групп, к которым эти люди принадлежат. Напоминаем, что их может быть сразу несколько.
Коллектив бетонного завода.
Зрители постановки в оперном театре.
Одногруппники в университете.
Прохожие, которые остановились посмотреть на аварию.
Прихожане мечети Кул-Шариф.
Любители музыкальных групп в жанре k-pop.
Пассажиры междугороднего поезда.
Социальные группы во всем их многообразии — это сложная система, в которой предстоит разобраться каждому выпускнику. Чтобы облегчить задачу, предлагаем изучить эту тему вместе с репетиторами Skysmart. На курсах подготовки к ОГЭ по обществознанию вы сможете отыскать пробелы в знаниях о социальных группах, познакомиться с заданиями экзамена и сдать его без стресса. Вводный урок — бесплатно.
Социальная группа
Как возникает множество групп, из которых состоит общество? группообразование идет двумя основными путями: единое социальное целое разделяется на массу групп или отдельные люди собираются в группу. Таким образом, в отношении малой группы можно назвать два типа группообразуюших процессов: 1) деление общества на микрогруппы; 2) объединение индивидов в малую группу.
В малой группе можно выделить разные по степени престижности (величине статуса) позиции. Так, в системе официальных отношения школы как социальной организации можно обозначить два крайних полюса: позиция директора и позиция уборщицы. В системе любых отношений (между учащимися и в группе педагогов) выделяются позиции лидера и аутсайдера. Исследования показали, что высокостатусным членам группы адресуется больше сообщений, и они носят более благоприятный (дружелюбный) характер, нежели сообщения, посылаемые низкостатусным индивидам. Коммуникация лежит в основе группового процесса, концентрация важной информации у тех или иных членов зависит от их статуса (Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М.).
Малая группа не может быть полностью свободной от отношений власти, авторитета, законов групповой жизни. Позиции социальной власти отражают субординированность вертикальных расположении индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Д.Френч и Б.Равен называют 5 типов социальной власти: 1) вознаграждающая (способствует вознаграждению другого лица; 2) принуждающая (способствует принуждению, наказанию другого лица), 3) легитимная (основывается на допущении, что один субъект имеет узаконенное право предписывать поведение другого субъекта); 4) референтная (в ее основе лежат отношения эмоционального предпочтения, симпатии); 5) экспертная (базируется на превосходстве другого лица в специальных знаниях, компетентности).
Социология управления рекомендует выявлять неформального лидера, сделать его союзником, воздействовать на неформальные малые группы в организации, направить их так, чтобы они не противоречили интересам администрации.
Лидерские роли в малой группе таковы: роль делового и роль эмоционального лидера. Л.И.Уманский предложил перечень ситуативных лидерских ролей: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер-эрудит, лидер-эмоционального притяжения, лидер-мастер, умелец. Социологи отмечают, что для официального руководителя желательно, чтобы он был не только деловым лидером, но в системе эмоциональных отношений его позиция не была чрезмерно низкой, ибо это может негативно сказаться и на отношениях с людьми в деловой сфере.
Исследователи обнаружили, что в любой данной группе один и тот же человек никогда не является одновременно идейным лидером и самым уважаемым человеком. Более того эти два лидера склонны взаимодействовать друг с другом в большей мере, чем с другими членами группы. Это взаимодействие происходило скорее на основе взаимной поддержки, а не конкуренции. Таким образом, складывается модель двойного лидерства. Один лидер руководит деятельностью группы, а другой имеет дело с ее эмоциональными потребностями. Осуществляя эти функции, два лидера неосознанно создают своего рода коалицию.
Инструментальный и экспрессивный аспекты жизни группы оказывают важное влияние на успех, достигаемый этой группой. Экспрессивный аспект определяет эмоциональное удовлетворение группы. М.Филипс предполагает, что центральную роль в инструментальном аспекте играет так называемый «отец-лидер», в то время как экспрессивный аспект сосредоточен вокруг «матери-лидера». Инструментальный и экспрессивный аспекты жизни группы являются основными, и все группы должны прийти к соглашению о необходимости двух лидеров (Смелзер Н.Д. С.111).
Ключевым моментом в создании сплоченной малой группы является подбор людей на основе совпадения их жизненных ценностей. Этот фактор может отразиться и на взаимной привлекательности, взаимном тяготении людей. Как показывают исследовательские данные, очень часто в основе взаимных деловых и сугубо эмоциональных предпочтений людей лежат причины ценностного характера (Кричевский Р.Л., Рыжак М.М.).
Социальная группа объединяется совокупностью ценностей, правил, норм, ориентации, ведущей идеей, которая пользуется уважением и почитанием. Ценностный элемент пронизывает традиции микрогруппы, это тот стержень, на базе которого происходит воспроизводство ее культуры.
Среди причин сплоченности малой группы ученые называют и такие, которые получили название побудительных свойств группы: 1) сходство между членами группы в системах основных жизненных ценностей, установок; 2) сложившиеся в группе традиции; 3) привлекательность членов группы, т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими (Кричевский Р.Л., 199С. 163-164).
Однако для долгоживущей, активной и гибкой микрогруппы такая форма взаимосвязи может быть недостаточной. Общность интересов, закрепленная в доминирующей идее, не является всесильной. Какими еще факторами определяется нормативное поведение в группе?
В опытах А.В.Баранова, проведенных со студентами педагогических и технических вузов, оказалось, что будущие педагоги вели себя в экспериментальной ситуации более конформно, чем будущие инженеры.
Г. Келмен описывает 3 качественно отличных уровня конформного поведения: подчинение идентификация и интернализация. Идентификация отличается от подчинения тем, что в этом случае субъект верит в навязываемые ему мнения и формы поведения. Мнения, принятые через посредство идентификации, не интегрированы с ценностной системой личности, а скорее изолированы от нее. Отличительной особенностью интернализации является частичное или полное совпадение мнения, высказываемых отдельным лицом или группой, с системой ценностей данной конкретной личности.
Д. Хоманс утверждает, что личность ведет себя конформно не ради соответствия групповой норме, но с целью заслужить одобрение других членов группы.
Групповое меньшинство также обладает потенциалом нормативного влияния. При определенных условиях меньшинство способно «выдвинуть» свою норму и взять верх над консервативным большинством. К тому же сдвиг к мнению меньшинства происходит гораздо позже, «пробиваясь» сквозь сильную негативную установку окружающих. Согласие с меньшинством носит, как правило, более непрямой и латентный характер», нежели согласие с большинством (Кричевский Р. Л., Дубовская Е.М.).
Нормативное влияние группы на отдельного индивида достаточно велико. Социологические исследования массовых коммуникации показало, что влияние газет, радио, телевидения идет не прямо к каждому отдельно взятому человеку. В качестве промежуточного барьера выступает микрогруппа и именно через нее происходит влияние на отдельного человека. Оказалось, человек воспринимает то, что ему дают в рамках группы, учитывая ее вкусы. Однако сегодня нормативное поведение не трактуется как однонаправленный процесс давления группового большинства, но описывается как обоюдонаправленный процесс, как элемент действительного взаимодействия в рамках социальной микрогруппы.
Рассмотрим проблему взаимодействия между группами. Речь может идти как о взаимодействии микрогрупп в организации, так и о взаимодействии внутри самой малой группы. Например, группа из 8 человек может распадаться на две фракции с равным количеством членов. Иногда целая группа взаимодействует с другой группой или несколькими группами, иногда отдельные члены группы взаимодействуют между собой, причем оба выступают не в своем личном качестве, а как представители групп.
Конкуренция между группами может принести пользу, побуждая лучше работать и даже сплачивая организацию. Однако всегда имеет преимущества та организация, в которой различные группы работают на достижение общих целей. Таковыми целями могут быть следующие: обмен информацией и материалами, совместное выполнение задачи, потребность для одной группы быть в курсе работы другой, конкуренция за ресурсы, признание или престиж. Группы может объединять пространственная близость, физическое соседство.
Конфликты могут быть связаны с борьбой за выгодный заказ, за выбивание бюджетных средств, за ограниченное число вновь открывающихся рабочих мест. В качестве причин конфликтов можно назвать: групповые цели, для достижения которых одна группа должна работать против другой; способы и критерии оценки работы; различные способы достижения общих целей; личные конфликты между членами разных групп.
В одной организации группы как правило, преследуют одну цель. Однако это не исключает тайного или явного соперничества за власть, деньги, влияние, результаты и достижения. К тому же группы могут отличаться по формальной структуре, по наличию или отсутствию иерархических уровней. Так, члены производственных групп часто не желают примириться с «привилегией», которую имеют научно-исследовательские группы, отсутствие жесткого давления сверху, более свободный график работы, длительные сроки выполнения разработок и «оторванность» последних от запросов практики.
Коротко о динамике межгрупповых и внутригрупповых отношений. Обратимся к данным исследования В.П.Познякова (на примере сельскохозяйственных коллективов). В результате исследования обнаружено, что первичные арендные коллективы вступают между собой в экономические отношения партнеров, имеющих свои групповые экономические интересы, не совпадающие между собой и нередко отличные от интересов всего предприятия. При этом их рассогласование, а иногда и противоборство может рассматриваться как фактор межгрупповой дезинтеграции, поскольку оно объективно способствует разъединению и противостоянию в отношениях между первичными коллективами. Данное исследование позволило сделать практический вывод о целесообразности перевода на новую форму собственности всего предприятия или организации, а не отдельных подразделений. В арендных коллективах усиливаются такие качества, как взаимная требовательность и ответственность, взаимопомощь, забота об интересах своей группы, ее привлекательность для сотрудников. Вместе с тем в отношениях с подобными группами активизируются процессы межгрупповой дифференциации. Социальная дифференциация проявляется в усилении различий между своей и другими организациями. Социальные различия субъективно воспринимаются членами конкурирующих групп. Увеличивается частота конфликтов, проявлений недоброжелательности, даже открытой враждебности, было выявлено также снижение готовности к сотрудничеству. В некоторых из обследованных коллективов, комплектование которых проводилось формально, не удалось достичь ожидаемой внутригрупповой интеграции на основе перехода к новой форме собственности. Наоборот, произошло дробление на группировки по профессионально-функциональному признаку и их взаимное непримиримое противопоставление. Ясно, что при отсутствии в коллективе надлежащих социальных условий соответствующей психологической подготовки нецелесообразно внедрять новые формы собственности.
Эмпирические исследования позволили сделать теоретический вывод о неравномерности и разновременности процессов дифференциации и интеграции на внутригрупповом и межгрупповом уровнях. Внутригрупповые отношения характеризуются большей интегрированностью, чем отношения между подразделениями. На каждой стадии развития трудового коллектива наблюдается одновременное сочетание в определенном соотношении процессов социальной интеграции и дифференциации. Однако ведущим процессом является только один из них. Именно единство дифференциации и интеграции позволяет сохранить целостность социального субъекта.
Полученные результаты позволили сделать вывод о недостаточности учета только экономических факторов. Относительной самостоятельностью отличаются социально-психологические отношения на внугригрупповом и межгрупповм уровнях. Следовательно, при внедрении новых форм собственности необходимо специально прогнозировать и учитывать динамику социально-психологических отношений между людьми, которые могут стать серьезным препятствием новым экономическим отношениям (Журавлев АЛ., 1993).
Итак, малые группы могут быть представлены как Целостные образования. Исследователи микрогрупп (Левин, Хоманс и др.) полагают, что на взаимодействии 3-7 лиц можно проверить все закономерности социальной жизни. Но так ли это? Действительно ли законы, характеризующие процессы в малых группах, могут экстраполироваться, описывая динамику более крупных социальных единиц? И, наконец, правомерно ли социальную микрогруппу считать клеточкой-ячейкой, являющейся моделью всего общества?
Таким образом, судить об обществе по малой группе или составлять общество из малых групп нельзя, то же время надо считаться с их наличием. Это важно, прежде всего, с точки зрения практики: подбор кадров, группировка учащихся и студентов, комплектование отдельных подразделений на предприятиях и в армии.
Прочность социальной микрогруппы связана с тем что она может какую-то часть норм деятельности’ порядков сохранить благодаря личным контактам. Кроме того, отдельные индивиды могут сохранить внутри себя важнейшие ценности,| все то, что необходимо для функционирования организованной малой группы. Вместе с тем, очевидно, что нельзя абсолютизировать роль микрогрупп, экстраполировать полученные в частных экспериментах данные на все социальное поведение.
Набор для практики
Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:
Что такое микрогруппы?
Что такое микрогруппы?
Приведите примеры классных микрогрупп.
Самым ярким примером является семья.
Также подходит круг друзей, учебная группа, коллектив коллег.
Что такое унитарное государство?
Что такое унитарное государство?
Что такое маркетинг инвестиционного спроса?
Что такое маркетинг инвестиционного спроса?
Приведите примеры таких организаций.
Перечислите количество микрогрупп в классе?
Перечислите количество микрогрупп в классе.
Что такое двойное гражданство приведите примеры из жизни?
Что такое двойное гражданство приведите примеры из жизни.
Что такое НЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ?
Что такое НЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ.
Что такое социальный статус?
Что такое социальный статус?
Проиллюстрируйте его на своем примере.
Какие статусы вы можете обнаружить у себя, родителей и друзей?
Что такое статусные символы и статусный имидж?
Что такое социальная роль?
Что такое нравственные качества человека приведите примеры?
Что такое нравственные качества человека приведите примеры.
Что такое социальная мобильность приведите два примера?
Что такое социальная мобильность приведите два примера.
Что такое сепаратизм?
Что такое сепаратизм?
Приведите примеры как бороться.
Что такое источники права?
Что такое источники права?
Нет, не всегда, если народ собирется вместе, то в данном случае государство не будет доминировать, а так да, почти всегда доминирует.
Нацистская германия 1941 год (тоталитарный) США ( демократ. ) Италия (при Муссолини) (авторитарная ).
Ценностная функция культуры.
Методика. «Определение микрогрупп в классном коллективе»
Схема характеристики классного коллектива.
Адрес, номер или название школы
Школа: обычная; для одаренных; с усиленным преподаванием предметов (каких); с профильными классами; лицей; гимназия; колледж; школа при вузе; школа в педагогическом комплексе (подчеркните или дополните)
Краткая характеристика микрорайона школы
Класс: (1,2,3,4,)
Состав класса по возрасту: (6,7,8,9,10,11),
Состав класса по полу: девочки (девушки), мальчики (юноши),
Неполные семьи (количество человек)
Социально-неблагополучные семьи
Учащиеся с ослабленным здоровьем (количество человек)
Количество второгодников
Когда сформировался классный коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена учителя и т.п.
Характеристика учебной деятельности
а. общая характеристика успеваемости, дисциплины
· имеют «2» по итогам прошлого года
в. взаимопомощь, ее формы и организация
г. дисциплина на уроках, кто нарушает
13. Характеристика деятельности класса:
а. какие виды деятельности предпочитают в классе: познание, труд, общение (подчеркните или допишите)
б. могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности;
в. мотивы участия школьников в деятельности класса (подчеркните, допишите): подражание другим; потребность в эмоционально близких контактах; потребность в самоутверждении; самореализации; стремление выделиться; получение поощрения
14. Структура класса, характеристика взаимоотношений: (см. приложение 1)
а. краткая характеристика лидеров класса, их социометрический статус, входят ли они в официальный актив, авторитет среди товарищей и на чем он основан, организаторские способности.
б. лидеры формальные и неформальные, характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к ним класса,
в. количество и краткая характеристика «отверженных» (в классе), причины отвержения, возможные пути изменения отношения к ним одноклассников.
г. количество микрогрупп
д. какие основания для объединения в дружеские микрогруппы
е. характер отношений между группами
ж. краткая характеристика наиболее авторитетных групп (характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностей, нормы поведения)
з. краткая характеристика лидеров класса, входят ли они в официальный актив
и. количество и краткая характеристика «отверженных» (в классе)
к. есть ли в классе постоянно действующие: учебные группы, кружки, трудовые бригады, другие группы (какие)
л. какие нормы, ценности главенствуют в классе
м. каковы традиции класса
н. какие конфликты наиболее часто отмечаются в классе, их причины, способы разрешений
о. какой тон, настрой преобладает в классе
п. личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся
15. Место класса в школе:
а. осознает ли класс себя единым целым
б. в каких официальных общешкольных и внешкольных объединениях участвуют учащиеся класса (кружки, секции, студии)
в. какие дела предпочитает класс: общешкольные или классные
г. каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами, с младшими, со старшими
д. в какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса
16. Общие выводы:
а. уровень, стадия развития коллектива (по А.С. Макаренко. См. приложение 2)
б. характер общего эмоционального климата в коллективе
в. характер дисциплинированности
г. определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов. Рекомендации путей их ликвидации.
Отчетными документами служат характеристика классного коллектива и протоколы проводимых психологических исследований.
Рекомендуемые методы и методики изучения классного коллектива.
Метод наблюдения
Метод беседы
3. Метод исследования: Социометрия. (Дж. Морено). Методика: Межличностные отношения в коллективе.
Вводные замечания. Эта методика известна в психологии ещё и под названием «выбора товарища в действии». С помощью методики можно выявить не только групповую сплоченность – разобщенность, но и «социометрический статус» (положение) ученика в группе. Для самооценки ученика, уровня его притязаний значимо, очень важно то, что думают о нем одноклассники, как к нему относятся, какой он имеет «статус» (положение, место).
Ключевые понятия: «коллектив», «система отношений», «статусные группы».
Класс – это социальная группа. Она делится на несколько подгрупп, это распределение очень подвижно и в разных системах отношений может быть различным.
В классном коллективе наиболее значимыми системами отношений являются три:
Система отношений, складывающаяся непосредственно в процессе учебной деятельности;
Система отношений, складывающаяся на основе совместной внеучебной деятельности (совместные игры, время, проводимое на внешкольных занятиях и т.д.);
Система отношений, складывающаяся на основе взаимоотношений оценок одноклассниками своих личных качеств.
Все три системы не существуют изолированно. Наиболее значимыми в младшем школьном возрасте является отношения, которые формируются на основе результатов учебной деятельности.
«Статусные группы». В классе существуют статусные группы:
— «звезды», лидеры-учащиеся, которые пользуются уважением у большинства одноклассников;
— группа «предпочитаемых», с которыми хотят дружить, которых уважают, по крайней мере, несколько одноклассников;
— группа «пренебрегаемых» – учащиеся, к которым положительно относятся единицы;
— группа «изолированных» – учащиеся, с которыми не дружат одноклассники.
Из этой группы младших школьников появляются трудные подростки.
1. Выявление межличностных отношений в коллективе младших школьников.
2. Изучение положения ученика в классном коллективе.
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе (классном коллективе);
б) выявление наиболее значимых систем отношений в группе;
в) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии («звезды», лидеры, отвергаемые и т.д.);
г) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований (микрогрупп) и их неформальных лидеров;
д) определение социометрического статуса ученика, т.е. его места (положения) в системе складывающих в коллективе систем отношений.
Оснащение опыта. Материалы: Список учеников класса в алфавитном порядке рекомендуется написать на доске. Листы чистой бумаги, на каждого ученика по три листа. В правом верхнем углу каждого листа должны быть заранее поставлены цифры: 1,2,3 (лист №1, лист №2, лист №3). В левом верхнем углу на каждом листе школьник напишет свою фамилию.
Задание выполняется всеми учениками класса. Выбор товарища «в действии» только из учеников своего класса.
Порядок исследования. Перед началом выполнения работы необходимо провести «социометрическую разминку»: объяснить учащимся задание. Чтобы придать заданию более естественный характер, можно мотивировать его тем, что для хорошего исполнения дела нужно знать не только то, что и как его выполнить, но выбрать товарища.
Вопросы, которые Вы будете задавать учащимся, называются «критерии выбора».
Итак, каждому ученику выдается по 3 листа чистой бумаги с цифрами 1, 2, 3 в правом верхнем углу. В левом верхнем углу на каждом листе школьник пишет свою фамилию.
Ученикам последовательно предлагается ответить на три вопроса:
1. Кого из одноклассников ты бы пригласил на день рождения?
2. С кем бы из одноклассников ты бы отправился в опасное путешествие?
3. С кем из одноклассников ты бы хотел постоянно готовить домашнее задание?
После каждого вопроса ученикам предлагается написать фамилию выбранных одноклассников.
Обработка и анализ выполнения.
Заполненные листы делятся на три стопки по номерам ответов (1, 2, 3). Для каждой группы отношений (см. Введение к заданию) составляется специальная матрица (таблица), в которую вносятся результаты опроса.
Форма матрицы
№ | Фамилии тех, кто выбирает | Фамилии тех, кого выбирают |
… | … | … |
… … … | ||
Кол-во выборов | ||
Кол-во взаимных выборов |
В последних строчках матрицы записывается количество выборов и количество взаимных выборов, полученных каждым школьником.
Таким образом составляются матрицы № 1, 2, 3 по ответам школьников на 1-ый, 2-ой и 3-ий вопросы.
Далее следует провести анализ матриц.
— Подсчитать количество выборов ученика в каждой системе отношений;
— Сопоставить результаты выборов в каждом из этих случаев;
— Определить количество взаимных выборов у денного ученика в каждой системе отношений.
1. После того, как сосчитали количество выборов в каждой системе отношений, можно определить к какой статусной группе принадлежит тот или иной ученик:
«Звезды», лидеры – больше 5 выборов;
«предпочитаемые» – 3-4 выбора;
«пренебрегаемые» – 1-2 выбора;
«изолированные» – ни одного выбора.
2.Определив количество взаимных выборов у каждого ученика можно выяснить степень удовлетворенности общением и судить о том, является ли стремление удержать статус одним из мотивов учебной деятельности у данного ученика.
3. Кроме того, можно подсчитать коэффициент взаимности для класса в целом по следующей формуле:
Где R – общее число выборов; R1— число взаимных выборов.
Это даст возможность определить насколько правильно строятся взаимоотношения в коллективе.
Если КВ>0,5, то можно считать, что уровень взаимоотношений в группе положительный;