Что такое мифическое животное
Мифические существа мира: интересные факты
Мифические существа: UGC
Мифические существа с древних времен поражали воображение людей. Они могли быть гигантами, необычными животными, повелевать стихиями или совмещать черты человека и животного. С развитием жанра фэнтези мифические существа перешли из фольклора в литературу. Они стали плодом воображения писателей, а не частью народной фантазии. Расскажем подробнее о самых необычных мифологических существах.
Мифические существа, список которых у каждого народа значителен, уходят корнями в мифологическое мировоззрение. Они нужны были для объяснения мироустройства. После того как религиозное, а затем и научное мировоззрение вытеснили мифологическое, эти создания стали частью культуры как сказочные существа, обитающие в легендах и поверьях, а позднее и в литературе.
Вот список наиболее известных мифологических существ:
Мифические существа Древней Греции
Мифологические существа древнегреческой культуры условно делят на водных, воздушных или летающих, полулюдей и зверей.
Лернейская гидра
Лерна — область Пелопонесского полуострова, которая известна водными источниками. Здесь, согласно легендам, на болотах и поселилась гидра. Это существо со множеством змеиных голов. Источники указывают, что у гидры было от семи до 50 голов, но лишь средняя была бессмертна. Существо отличалось смертоносным дыханием. Оно похищало скот и опустошало окрестности Лерны.
Согласно преданию, убийство Лернейской гидры стало вторым подвигом Геракла. Он заставил ее выйти из логова, метая огненные стрелы. Изначально ситуация складывалась не в пользу героя. Он отрубал гидре головы, но на их месте вырастали новые. Тогда его возница Иолай стал прижигать шеи гидры, не давая отрастить новые головы. Геракл смог добраться до бессмертной головы и отрубить ее.
Интересно, что уже античные авторы пытались найти рациональное зерно в мифе. Одни считали гидру источником, который угрожал Лерне затоплением и был осушен Гераклом. Другие вообще писали о том, что Геракл завоевал непокорный город Лерна, а головы — это лишь метафора лучников на городских стенах.
Фото: ru.wikipedia.org: UGC
Грифоны
Летающие мифические животные греческой мифологии разнообразны. Особое место среди них занимают грифоны. Это самые неоднозначные летающие существа. В мифах они объединяли Небо и Землю, соединяли в себе и Добро и Зло. Эти необычные животные имели туловище льва с крыльями и головой орла.
Согласно преданию, колесница богини возмездия Немезиды была запряжена грифонами. Образы этих существ встречаются и за пределами Греции — в древних Персии и Египте. Американский историк и фольклорист Адриена Майор предположила, что образ грифона имеет реальную подоплеку. Поскольку описание этого фантастического животного напоминает динозавра протоцераптоса, Адриена предположила, что древние люди натыкались на окаменелые останки и создавали на их основе мифы.
Кентавры
Эти сверхъестественные существа в культуре традиционно представлены образами коней с человеческими торсами. Но в древнегреческой мифологии частица «кентавр» употреблялась для обозначения любого получеловека. Например, получеловека-полуосла называли онокентавром, а смесь человека и быка — букентавром.
В переводе с греческого слово «кентавр» означает либо ‘убийца’, либо ‘охотник на быков’. Согласно одной из версий, представления о кентаврах появились, когда греки, не знавшие верховой езды, столкнулись со скифами и таврами. Свирепые кочевники-скотоводы произвели колоссальное впечатление на греков, и они создали мифы о кентаврах.
Происхождение этих существ в мифах очень расплывчато. Известно, что некоторые кентавры вели свою родословную от связи богов с животными. Например, Хирон считался сыном титана Кроноса и дочери океана кобылицы Филиры. В мифах редко упоминаются кентавры женского пола, поэтому о том, как эти существа появлялись на свет, известно мало.
Цербер
Мифическое существо, охранявшее ворота в загробный мир, представляло собой свирепого пса, у которого было от двух до 50 голов. Часто его изображали трехголовым. Нередко в таких случаях средняя голова была львиной.
Породили цербера два не менее интересных существа — Ехидна — наполовину змея, наполовину женщина и Тифон — великан с человеческим телом, сотней голов дракона и змеями вместо ног.
Задачей цербера было не выпускать умерших в мир живых и наоборот. Греки вкладывали умершему родственнику лепешку в руки, чтобы он мог задобрить пса и без проблем попасть в царство мертвых.
Фото: uk.m.wikipedia.org: UGC
Мифические существа Японии
Мифические существа, картинки которых нередко можно встретить в японских графических романах и аниме, появились в процессе соединения китайского буддизма и японского синтоизма. В результате на свет появились разнообразные существа, вот самые известные из них:
Специалисты считают, что понятие «ёкай» пришло в японский фольклор из Китая. Оно означает энергию, которой пропитано все живое и неживое. Также понятием «ёкай» обозначают всех необычных существ в японской мифологии.
При написании слова японцы используют два иероглифа, означающие в переводе ‘волшебный’ и ‘призрак’. Ёкай живут своей жизнью и никогда не ищут встречи с человеком, наоборот, только он случайно попадает на их территорию.
Исследователи выделяют пять групп ёкай:
Считается, что понятие «ёкай» определило особенности японских ужасов. Известно, что японцы не боятся сверхъестественных существ, но их пугает иррациональное использование обыденных предметов, поскольку в них может проникнуть ёкай.
Ученые насчитали более 200 разновидностей ёкай. Среди них есть как антропоморфные, которые являются в виде ребенка, уродливого человека или старухи, так и зооморфные в виде лисы, собаки и т. д.
Юкки-онна
Странное существо, ассоциирующееся с холодом и морозами. В переводе с японского «юкки-онна» означает ‘снежная женщина’. Считается, что юкки-онна — дух девушки, погибшей в снегах. Ее представляют как высокую женщину в белом кимоно с почти прозрачной кожей и длинными черными волосами. Она не оставляет следов на снегу и способна стать облаком пара.
У юкки-онна странные отношения с мужчинами. Есть предания, что она становилась красавицей и выходила замуж за простого крестьянина, рожала ему детей и исчезала, когда он узнал о ее сущности.
Согласно другим легендам, она довольно кровожадна. Юкки-онна целует заблудшего в снегах путника, и он умирает. Также она высасывает жизненную энергию и кровь из мужчин. Как и вампир, она не может попасть в дом без приглашения от хозяев.
Фото: commons.wikimedia.org: UGC
Каппа
Образ каппы, как и ёкай, японцы позаимствовали из китайской мифологии, наполнив новыми красками. У китайцев каппа — обезьяноподобное существо, обитающее в воде. У японцев также есть каппы, похожие на обезьян. Они покрыты шерстью, обладают клыками и почти незаметным носом. На руках у них есть большой палец.
Но более распространенная разновидность каппы в Японии — смесь лягушки с черепахой. У них вместо носа — клюв, пальцы с перепонками, а на голове небольшой шерстяной хохолок. Каппы покрыты лягушачьей кожей и пахнут рыбой. У них на голове небольшое блюдце, которое должно быть всегда наполнено водой, иначе каппа умрет.
Каппы — благодарные существа, выполняющие желания людей, которые им угодили. В то же время они опасны и способны погубить человека, утянув под воду. Каппы способны принимать облик человека и некоторых других существ.
Йорогумо
В переводе с японского означает ‘соблазнительная паучиха’. Согласно преданию, одна самка паука прожила четыре века и в награду обрела магическую силу. Японцы верили, что существует вид гигантских пауков, самки которого способны превращаться в женщин и заманивать мужчин. Красавица могла попросить самурая о защите или заманить путника игрой на лютне. Очарованный мужчина не замечал, как его опутывает паутина. Так он становился пищей для паучихи и ее потомства.
Иногда Йорогумо принимала форму женщины с ребенком. Таким образом, она имела возможность переносить свою кладку незаметно от людских глаз.
Фэнтези-существа
Популярные произведения в стиле фэнтези также подарили миру немало мифических существ. Для их создания авторы смешивали легенды и собственную фантазию. Вот самые известные из таких существ:
Хиронекс
В мире «Саги о Ведьмаке» Анджея Сапковского хиронексы — это демонические единороги, обитающие в ином измерении. Лишь немногие маги способны призывать этих тварей.
Квинтолап
В мире «Гарри Поттера» это опасные хищники, которые питаются человеческой плотью. У них приземистое тело и целых пять лап, покрытых рыжевато-коричневой шерстью. Эти существа обитают на острове Дрир вблизи Шотландии. Для безопасности остров сделали таким, что его не найти.
Согласно легенде, квинтолапы когда-то были волшебниками МакБунами. В драке погиб глава клана МакКливертов и те обратили МакБунов в квинтолапов. МакБуны, в свою очередь, истребили всех МакКливертов и волшебников, которые могли бы вернуть им человеческий вид.
Охлотопы
В мире «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса это добрые мифические существа, которые когда-то были гномами, но волшебник Кориакин превратил их в одноногих. Теперь они передвигаются прыжками, а спят с поднятой ногой. Большая стопа защищает их от солнца и дождя. Благодаря ней охлотопы способны плавать без лодок. Обитают на собственном острове.
Фото: en.wikipedia.org: UGC
Мифические существа Казахстана
В казахской мифологии также немало интересных мифических существ. Вот некоторые из них:
Тулпар
У казахов, башкир, татар и кыргызов тулпар — это крылатый конь, похожий на древнегреческого Пегаса. Тулпары — верные помощники батыров. Они способны мгновенно появляться и исчезать, а также менять облик, превращаясь в иных животных.
Согласно поверью, тулпар рождается вместе с батыром, которому должен служить верой и правдой. Он живет в табуне с обычными лошадьми и выглядит хуже них. Это самая худая и слабая лошадь. Но когда батыр обретает свою силу, конь преображается в красавца-тулпара. Изображение мифического коня присутствует на государственном гербе.
Албасты
Албасты в казахском фольклоре — это зловредные существа. Они толстые, волосатые и клыкастые чудовища. У самок груди свисают до колен. Албасты быстро передвигаются и способны принимать облик других животных: собаки, лисы, а иногда и козы.
В мифологии казахов есть три вида этих существ:
Жезтырнак
У жезтырнак медный нос и когти. Ее одежда украшена серебром и золотом. Под длинными рукавами она прячет свои когти.
Демоница гипнотизирует человека взглядом и заставляет потерять сознание. После выпивает кровь. Это необычайно мстительные и злопамятные существа. Если погибает один из членов семьи, за него мстят все остальные родственники.
Фото: pixabay.com: UGC
Мифологические существа народов мира необычайно разнообразны. Среди них есть те, чьи функции совпадают, вроде летающих коней или кровососущих демонов, а есть и уникальные, которых нет у других народов. С развитием письменности и популярности литературы в стиле фэнтези список мифологических существ пополнился придуманными писателями.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Топ-25: легендарные существа из греческой мифологии
А вы хорошо знакомы с греческой мифологией? Этот список поможет вам проверить свои знания или даже обогатить их. Легендарные создания из древнегреческого фольклора недаром прославились на весь мир, ведь они обладали просто необыкновенными качествами. Эти мифические монстры – одни из самых причудливых, страшных и невероятных существ, среди которых встречаются не только удивительные животные, но и самые странные гуманоиды, каких только можно себе представить. Вы готовы к ликбезу?
25. Питон или Пифон
Фото: wikimedia commons
24. Орф, Орт, Ортр, Ортрос, Орфр
Фото: wikimedia commons
Фото: Dr Murali Mohan Gurram
Это были морские боги кентавры-тритоны, у которых верхняя часть тела выглядела, как человеческая, нижняя пара конечностей была лошадиной, а за ними следовал рыбий хвост. Их часто изображали рядом с Афродитой во время ее появления на свет. Возможно, вы также могли встречать этих ихтиокентавров на картинах, посвященных зодиакальному созвездию Рыбы.
22. Скилла
Фото: wikimedia commons
Шестиглавая Скилла была морским чудищем, обитавшим с одной из сторон узкого пролива под скалой, в то время как с другой стороны мореплавателей поджидала не менее опасная Харибда (13 пункт). Расстояние между берегами этого узкого пролива и убежищами злобных мифических созданий равнялось полету запущенной стрелы, поэтому путешественники очень часто проплывали слишком близко к одному из монстров и гибли.
21. Тифон
Фото: wikimedia commons
Тифон был олицетворением вулканических сил Земли и заодно считался самым смертоносным демоном во всей греческой мифологии. Его верхняя часть тела была человеческой, и этот персонаж был таким огромным, что подпирал собой звездное небо, а его руки доставали до восточного и западного краев света. Вместо обычной человеческой головы из его шеи и плеч Тифона извергалась сотня драконьих голов.
20. Офиотавр
Фото: shutterstock
Офиотавр был еще одним греческим чудищем-гибридом, которого боялись больше смерти. По легенде убийство и ритуальное сожжение внутренностей этого полубыка-полузмея давало силу, с помощью которой можно одержать победу над любыми богами. По этой же причине титаны убили чудовище, чтобы свергнуть богов-олимпийцев, но Зевс успел отправить Орла, чтобы тот склевал потроха поверженного создания до того, как их сожгут на жертвеннике, и Олимп был спасен.
19. Ламия
Фото: wikimedia commons
18. Грайи или Форкиады
Фото: wikimedia commons
Грайи были тремя сестрами с одним общим глазом и зубом. Неудивительно, что они славились совсем не красотой, а скорее своими сединами и уродством, внушая всем страх. Вдобавок имена у них были весьма красноречивыми: Дейно (дрожь или смерть), Энио (ужас) и Пемфредо (тревога).
17. Ехидна
Фото: shutterstock
16. Немейский лев
Фото: Yelkrokoyade
15. Сфинкс
Фото: Tilemahos Efthimiadis / Athens, Greece
Сфинкс был зооморфным созданием с телом льва, крыльями орла, хвостом быка и головой женщины. Согласно легенде этот персонаж был безжалостным и коварным монстром. Те, кто не мог разгадать загадки, по традиции всех мифов погибали мучительной смертью в пасти яростного Сфинкса. Само чудовище погибло только после того, как его загадку разгадал отважный царь Эдип.
14. Эринии
Фото: wikimedia commons
С греческого языка эриния переводится как «гневная». Это были богини-мстительницы. Согласно легенде они наказывали любого, кто произносил лживые клятвы, совершал какое-либо злодеяние или говорил что-либо против одного из богов.
13. Харибда
Фото: shutterstock
12. Гарпии
Фото: shutterstock
Это были существа с телами птиц и женскими лицами. Они воровали еду у невиновных жертв и отправляли грешников прямиком ко мстительным Эриниям (14 пункт). Гарпия переводится как «похитительница» или «хищница». Зевс часто обращался к ним, чтобы эти создания кого-то наказали или предали пыткам.
11. Сатиры
Фото: shutterstock
Сатиры часто изображаются гибридами людей и козлов. Обычно у них козьи рога и задние ноги. Сатиры любили пьянствовать, играть на флейте и служили богу виноделия Дионису. Эти лесные демоны были истинными лентяями и вели самый беспечный и разнузданный образ жизни.
10. Сирены
Фото: shutterstock
Прекрасные и очень опасные мифические персонажи. Эти роковые богини с рыбьими хвостами завлекали мореплавателей своими сладкими голосами, и из-за их чар корабли не раз налетали на скалы и разбивались у побережья. Тонущих странников эти существа раздирали на части и поедали.
9. Грифон
Фото: shutterstock
Грифон – это мифическое создание с телом, хвостом и задними лапами льва, а его голова, крылья и когти на передних лапах были орлиными. Лев традиционно считался царем всех сухопутных чудовищ, а орел – царем всех птиц, поэтому в древнегреческой мифологии грифон был невероятно могущественным и величественным персонажем.
8. Химера
Фото: wikimedia commons
Химера была огнедышащим монстром, тело которого состояло из 3 разных животных: льва, змеи и козы. Чудовище было родом из Ликии (древнее государство Малой Азии). Чаще всего химерой называли любое мифическое или вымышленное существо с частями тела от разных зверей. В переносном смысле химера считается олицетворением любого несбыточного желания или фантазии.
7. Цербер
Фото: wikimedia commons
Цербер – один из наиболее известных персонажей древнегреческой мифологии. По легенде это был трехголовый пес со змеиным хвостом, охранявший врата в Подземное царство. Сбежать из загробного мира не мог никто, кто пересекал реку Стикс, и за этим строго следил свирепый Цербер, пока однажды его не одолел Геракл.
6. Циклоп
Фото: Odilon Redon
Циклопы были отдельной расой одноглазых великанов. По легенде эти существа были жестокими и свирепыми монстрами, которые не боялись даже богов, но при этом они служили богу огня и кузнечного ремесла Гефесту.
5. Гидра
Фото: shutterstock
Гидра была древним морским чудовищем, напоминающим огромного змея с чертами рептилии, из тела которого росло бесчисленное множество голов. Вместо одной отрубленной головы у нее всегда вырастало по 2 новые головы. У гидры было ядовитое дыхание, и даже ее кровь была настолько опасной, что малейший контакт с ней был смертельным.
4. Горгоны
Фото: shutterstock
Наверное, самой знаменитой из всех древнегреческих горгон была Медуза. Она также была единственной смертной горгоной среди своих злобных сестер. Вместо волос у Медузы росли змеи, и одного ее взгляда хватало, чтобы обратить человека в камень. По легенде обезглавить ее удалось Персею, вооружившемуся зеркалом, вместо щита.
3. Минотавр
Фото: shutterstock
Минотавр был мифическим созданием с головой быка и телом человека, поедавшим невинных людей. Он обитал в Кносском лабиринте, построенном древнегреческим инженером и художником Дедалом и его сыном Икаром. Чудовище в итоге было сражено аттическим героем по имени Тесей.
2. Кентавр
Фото: shutterstock
Кентавр был сказочным существом с головой, руками и торсом человека, а ниже пояса он напоминал обычного коня. Одним из самых знаменитых кентавров в греческой мифологии считался Хирон. Большинство кентавров были буйными и враждебными к людям существами, любившими пьянствовать и почитавшими только бога виноделия Диониса. Однако Хирон был мудрым и добрым созданием и даже наставником таких древнегреческих героев, как Геракл и Ахиллес.
1. Пегас
Фото: shutterstock
Это одно из самых известных мифических существ античного мира. Греки верили, что пегас был божественным жеребцом белоснежного цвета, и что у него были огромные крылья. По преданию пегас был ребенком Посейдона и горгоны Медузы. Согласно одной из легенд каждый раз, когда этот сказочный конь бил по земле своим копытом, рождался новый источник воды.
МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ (MYTHICAL ANIMALS)
Понятию мифическое животное легче дать определение применительно к современному миру, чем к библейским временам. В отличие от древности, когда путешественники возвращались из дальних стран с правдоподобными рассказами о неправдоподобных животных, в наши дни остаются неисследованными лишь очень немногие районы мира, где могут обитать неизвестные чудовища. Наличие при дворе Соломона обезьян и павлинов ( 3Цар. 10:22 ) свидетельствует об интересе к экзотике. В других древних текстах говорится о мантикоре – персидское слово, обозначающее ужасное чудовище, прототипом которого послужил, по-видимому, тигр-людоед. Легенда о фениксе, возрождающемся из пепла, ведет, вероятно, происхождение из литературного приукрашивания действительных рассказов о фламинго, гнездящихся в озерах с богатым содержанием едкого натра. В каждом из этих случаев неспособность полно и точно охарактеризовать природу иноземных, редких или недоступных животных требовала игры воображения, чтобы восполнить недостающие детали. Особенно недоступными для наблюдения были ночные и морские животные. Выбрасываемые на берег туши китов, акул или еще более диковинных созданий давали пищу для фантастических домыслов об обитателях глубин.
Некоторых животных и сейчас продолжает окружать мифическая аура. В современных книгах по естественной истории до сих пор уделяется место демифологизации многих представлений: змеи не могут гипнотизировать, козодои (птицы) не пьют молоко коз, лемминги не совершают массовых самоубийств. С животными всегда будут связываться определенные мифы вследствие, возможно, нашей склонности придавать им антропоморфические черты или неправильно истолковывать их поведение. Но при всем этом в древней литературе изображаются животные, которые, как люди знали, не встречаются на земле. Мифические животные тех времен, как и наших, существовали в духовной сфере и символизировали духовные истины, как, например, в крыльях ангела выражается его способность передвигаться между небом и землей или нимб святого означает небесный ореол, делающий его не просто человеком.
В искусстве Древнего мира представлены различные неоднородные существа с гротескными головами, телами льва, ногами и когтями орла и хвостом змеи или скорпиона. Даже если такие чудовища не рождались в страшных снах художника, они, несомненно, преследовали в ночных кошмарах тех, кто их видел. Гибрид льва и аспида символизировал злые силы, которые будет попирать уповающий на Бога ( Пс. 90:13 ). В ссылке Луки на этот стих злые силы символизируются змеями и скорпионами ( Лк. 10:19 ). Считалось, что сверхъестественными способностями обладают даже знакомые людям животные, которые выступают представителями или союзниками Бога или дьявола. Некоторые животные символизировали зло. По сути само по себе животное не имело такого значения, какое придавалось отождествлению с ним грубой силы, злых дел или связи с тьмой ( Иез. 32:2 ).
Фантастические звери эсхатологических видений могут обозначать политические «империи» ( Дан. 7:6 ). В период между заветами драконы символизировали духовное зло (злых духов), вызывающее политическую нестабильность (ср. добавления к Есф. 11:5–6 <перед главой 1 в православном издании>). Это предвосхищает образ дракона в Откровении, где древний змей предстает символом зла, врагом Бога и Его ангелов ( Откр. 12:7, 9 ). Выходящие из дракона злые духи разжигают войну ( Откр. 16:13 ) и обольщают народы ( Откр. 20:3 ).
Мифические животные как небесные служители. «Ядовитые змеи», которых из-раильтяне боялись в пустыне ( Чис. 21:6–8 ; Втор. 8:15 ), затем преобразились в «летучих змей» ( Ис. 14:29, 30:6 ). Змей, которых называли тем же еврейским словом, что и серафимов, можно отличить от них только по контексту ( Ис. 6:2, 6 ). Такое сходство наводит на мысль, что в образе серафима по нашим понятиям, возможно, больше сходства с драконом, чем с ангелом.
В современной иконографии херувимы тоже изображаются как ангелы, но древние произведения искусства показывают богов, сидящих верхом на грифоноподобных животных или на престолах, которые поддерживают такие существа. Неоднократные описания крышки ковчега завета с расположенными на ней херувимами ( Исх. 25:18–20 ) или Бога, восседающего на херувимах, не оставляют сомнений, что иудеи разделяли аналогичное представление ( Пс. 17:11, 79:2, 98:1 ; Ис. 37:16 ). Колоритные и вселяющие ужас существа, описанные Иезекиилем ( Иез. 1:5, 9:3, 10:1–20, 11:22 ), были херувимами ( Иез. 10:20 ). Подобно тому как херувимы охраняли Едемский сад ( Быт. 3:24 ), охранять царя Тирского Бог поставил херувима, который впоследствии лишил царя власти за злоупотребления торговлей и проявления насилия ( Иез. 28:14,16 ). Животные (звери) в апокалиптической литературе символизируют, возможно, либо херувимов, либо серафимов ( Откр. 4–6 ).
Как часто бывает в доиндустриальных обществах, животных, кричащих по ночам, узнавали по их голосу. Мифы возникали вокруг созданий, даже если люди не могли определить, какое животное издает крик. Многим из этих животных давались звукоподражательные названия, то есть в них имитировался звук их голоса. Этим могут объясняться определенная путаница или совпадения в названиях. Помимо вышеприведенных примеров, к числу животных или духов, воющих по ночам или бродящих в развалинах, относятся «шакалы» или «домовые» (tannim, Мих. 1:8 ), гиены (ʾiyyim, Иер. 50:39 <«шакалы»>), ежи или филины (qippod, Ис. 14:23, 34:11 ; Соф. 2:14 ; qippoz Ис. 34:15 <«летучие змеи»>). Выражение «жилище/вой шакалов» означает проклятие запустения города ( Ис. 13:22, 34:13 ; Иер. 9:11, 10:22, 49:33, 51:37 ; Мал. 1:3 ) и может также относиться к пустыне ( Пс. 43:20 <«драконов»>).
Мифические животные и проблемы перевода. Есть слова, которые, возможно, относятся не только к одному животному, но одновременно к реально существующему и мифическому. Левиафан определенно представляется крокодилом в Иов. 41 и, возможно, в ссылках на фараона, «правящего» крокодилами Нила. Но в других местах левиафан совершенно ясно соотносится с морским чудовищем мифических пропорций. Такая же неопределенность связана с серафимом: этим словом обозначаются небесное создание, летучая змея и ядовитая змея (см. выше). Еврейские слова tannin (морской змей) и tannim (шакалы), возможно, не связаны между собой, но с ними возникает путаница в двух трудных местах ( Плч. 4:3 <«чудовища»>; Неем. 2:13 <«драконов»>). Кроме того, tannin может означать обычную змею ( Исх. 7:9–10, 12 ). Мифологическое или духовное значение проявляется и в других местах ( Втор. 32:33 ; Пс. 90:13 ; ср. Лк. 10:19 ), как и вообще это присуще словам, обозначающим змея. В древности змеям приписывалась вечная жизнь из-за их сверхъестественной способности перерождаться, сбрасывая кожу.
Василиск – архаичное название змеи – тоже был окружен мифологической аурой. Слова, когда-то переводившиеся как «василиск» под влиянием LXX, теперь переводятся как «аспид», «змея» ( Ис. 59:5 ; Пс. 90:13 ). Василиск, распространенный геральдический символ, считался плодом куриного яйца, которое высиживала змея и из которого появлялось драконоподобное существо ( Ис. 59:5 <«ехидна»>). В старых переводах словом «василиск» переводятся несколько еврейских слов, обозначающих змей ( Притч. 23:32 ; Ис. 11:8, 14:29 ). Соотнесение с летучими змеями, несомненно, повысило его мифическую репутацию ( Ис. 14:29 ). Поскольку змеи обитают в пустыне, пророк Исаия использовал их как образ жителей пустыни, подразумевающий заброшенность, бесполезность и связь с темной стороной творения ( Ис. 30:6 ).
См. также: ЖИВОТНЫЕ, КОСМОЛОГИЯ, ЧУДОВИЩА.