Что такое мидуэй в истории
Мидуэй-1942: тщательно подготовленная удача
Илья Крамник, обозреватель РГРК «Голос России», специально для РИА Новости.
Четырехдневное сражение у атолла Мидуэй, которое закончилось 6 июня 1942 года, является одним из самых интересных эпизодов Второй мировой войны, да и мировой военной истории в целом. В истории есть немало сражений, исход которых вызывает вопросы «почему так?» и «а что было бы, если?», и среди морских баталий Мидуэй уверенно входит в первую десятку (если не в пятерку) битв, вокруг которых постоянно кипят жаркие споры.
Расчет на победу
Захват Мидуэя должен был стать очередным шагом по расширению защитного периметра, но одновременно японское командование преследовало еще одну цель: выманить в бой и уничтожить американские авианосцы.
В результате Первый воздушный флот шел к Мидуэю с урезанным на треть потенциалом, но, по мнению командования, этого должно было хватить. Мнение рядовых летчиков было таким же. В конце концов, пятой дивизии, летчики которой имели меньший опыт и худшую подготовку по сравнению с ветеранами первой и второй, несмотря на потери, удалось потопить американский авианосец «Лексингтон» и тяжело повредить «Йорктаун» (некоторое время он вообще считался уничтоженным). Выводы летчиков Дай-ичи Коку Кантай о результатах первого боя с американскими авианосцами выразились в поговорке, бродившей в кубриках летного состава: «если уж сыновья наложниц добились успеха, законные сыновья должны победить».
Японский объединенный флот шел за решительной победой, которая лишила бы американцев главных сил, способных эффективно противодействовать комбинированной морской и воздушной наступательной мощи Империи.
Чужие секреты и игра на опережение
Штаб командующего американскими силами в Тихоокеанской зоне располагался в Перл-Харборе. Адмирал Честер Уильям Нимиц приказал перенести штаб на Гавайи из безопасного далека континентальных США с тем, чтобы находиться как можно ближе к театру военных действий. В конце мая 1942 года перед ним стояли две главные задачи: предугадать дальнейшие действия японцев и суметь, наконец, прервать затянувшуюся череду поражений.
В начале мая в радиограммах японцев начали все чаще встречаться указания на подготовку крупной операции в центральной части Тихого океана. К 15 мая не оставалось сомнений, что целью операции является Мидуэй, и Нимиц решил сыграть на опережение. Имеющиеся скудные силы должны были в тайне для противника развернуться в районе Мидуэя, загодя обнаружить врага, атаковать и уничтожить его.
Колокола судьбы
Начиная с семи утра 4 июня японские авианосцы подвергались непрерывным атакам самолетов с Мидуэя. Американские авианосцы полным ходом шли на сближение с противником, но японцы еще не обнаружили их. Несмотря на это, по приказу Нагумо 36 торпедоносцев, 36 пикировщиков и 36 истребителей держались в постоянной готовности на случай обнаружения главных сил противника.
Эти старые военные истины были подтверждены в водах близ атолла Мидуэй, не в первый, и не в последний раз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Битва за Мидуэй
ТВД | Тихий океан |
Место | Атолл Мидуэй |
Период | Вторая Мировая война |
Характер сражения | Генеральное сражение |
США | Япония |
Содержание
Общие данные
Идея захвата Мидуэя родилась еще в феврале 1942 года, однако вплоть до середины апреля не были разработаны детали плана и сам он в целом утвержден не был.
Рейд 16 сухопутных бомбардировщиков В-25В Mitchell подполковника Джеймса Дулиттла на Токио с борта USS Hornet, состоявшийся 18 апреля 1942 года, поставил точку во всех спорах вокруг дальнейших военных действий Японии на Тихом океане. Штаб Объединенного флота Японии уже не сомневался, что задуманную операцию следует провести как можно быстрее.
Главная цель операции со стороны Японии — уничтожение флота противника. Прикрытие и поддержка высадки десанта на атолл Мидуэй — вторая по важности задача.
Важное примечание, в мае 1942 года криптографы военной разведки США взломали японский военно-морской код JN-25, и о готовящейся японцами операции стало известно заранее, включая точное место удара и состав атакующих сил.
Характеристика участвующих сторон
Силы Объединенного японского флота были сведены в четыре соединения, каждое из которых выполняло конкретную боевую задачу.
Японские корабли предполагалось развернуть следующим образом:
Соединение подводных лодок к 2 июня должно было развернуться в три завесы с задачей обнаружить приближение противника. Завесы предполагалось расположить следующим образом:
Из четырех авианосцев на Тихом океане в Перл-Харборе находились только USS Enterprise и USS Hornet 16-го оперативно-тактического соединения вице-адмирала Уильяма Хэлси. 27 мая в базу вернулся поврежденный бомбами в Коралловом море USS Yorktown, который удалось привести в порядок и подготовить к ведению действий в удивительно короткий срок.
USS Enterprise и USS Hornet (под командованием контр-адмирала Реймонда Спрюэнса) действовали совместно с АВ Yorktown контр-адмирала Фрэнка Флетчера и, не замеченные противником, ожидали на позиции примерно в 550 км на северо-восток от атолла.
Хронология подготовки и хода сражения
Бой велся на дальней дистанции — основные участники не приближались друг к другу менее чем на 150 км.
Дата | Событие | Примечание | ||
---|---|---|---|---|
5 мая 1942 года | Императорская ставка Японии издает директиву № 18, в которой приказывает Объединенному флоту, взаимодействуя с армией, обеспечить захват атолла Мидуэй и западной гряды Алеутских островов. | |||
15 мая 1942 года | Японские транспорты с морскими пехотинцами капитана 1-го ранга Ота на борту вышли в район сосредоточения сил вторжения у острова Сайпан, Командующий Тихоокеанским флотом ВМС США адмирал Честер У. Нимиц начал собирать силы для отражения японского удара. 16- и 17-му оперативным соединениям приказано немедленно возвращаться в Перл-Харбор. На борт авианосца Enterprise в Перл-Харборе поднялся адмирал Нимиц, чтобы вручить награды летчикам, отличившимся в прошлых боях. Прикрепляя крест «За летные боевые заслуги» к груди лейтенанта Роже Меле, адмирал, взглянув в глаза офицеру, сказал: «Мне кажется, что в ближайшие дни у вас будет шанс заслужить еще один орден». | На этот момент 17-е оперативное соединение (USS Yorktown) уже 101 день провело в море, командам требовался отдых, который они, в связи со складывающейся обстановкой, естественно не получили. | ||
28 мая 1942 года | На рассвете эсминцы 16-го оперативного соединения Тихоокеанского флота ВМС США снялись с якорей и, пройдя кильватерной колонной входной канал Перл-Харбора, вышли в открытое море. За ними вышла пара танкеров, затем крейсеры и позади всех авианосцы USS Enterprise и USS Hornet. | |||
29 мая 1942 года | В 6 часов утра главные силы Объединенного флота Японии покинули базу на о. Хасира. Первыми вышли главные силы Соединения вторжения на атолл Мидуэй под командованием вице-адмирала Кондо: легкий крейсер IJN Yura и семь эскадренных миноносцев 4-й эскадры; за ними следовали 4-я дивизия тяжелых крейсеров (IJN Atago, IJN Chōkai), 5-я дивизия тяжелых крейсеров (IJN Myōkō, IJN Haguro), 1-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей (IJN Hiei, IJN Kongō), легкий авианосец IJN Zuihō и эскадренный миноносец. Адмирал Кондо держал свой флаг на тяжелом крейсере IJN Atago. Продвигаясь на восток через Тихий океан, громадный флот растянулся огромной дугой от Курил до Гуама, тратя в сутки топлива больше, чем за год мирного времени. | В море одновременно находились 190 кораблей японского флота, в том числе 11 линкоров, 8 авианосцев, 23 крейсера и 65 эскадренных миноносцев. Более 700 самолетов авианосного и берегового базирования прикрывали эту армаду с воздуха. Всего около 100 000 японских моряков вышли в море, ведомые 20 адмиралами. | ||
3 июня | Около 9-00 утра адмирал Ямамото получил донесение с флагманского корабля контр-адмирала Танака легкого крейсера IJN Jintsū, который находился в непосредственном охранении транспортов с десантом. В донесении сообщалось, что «в 09.00 разведывательный самолет противника обнаружил наши транспорты в 600 милях к западу от атолла Мидуэй». Соединение Нагумо, держа курс на юго-восток, со скоростью 24 узла направлялось к атоллу Мидуэй. В центре боевого порядка шли четыре авианосца, а линейные корабли IJN Haruna и IJN Kirishima, тяжелые крейсера IJN Tone и IJN Chikuma, легкий крейсер IJN Nagara и 12 эскадренных миноносцев осуществляли ближнее и дальнее круговое охранение. Потери и итогиПотери США составили 1 тяжёлый авианосец, 1 эсминец, 150 самолётов, 307 человек. По итогам битвы за Мидуэй расклад сил на Тихом океане кардинально изменился. Япония перешла от наступательной тактики ведения боевых действий к стратегической обороне и ее поражение в войне было лишь вопросом времени. Потери авиации при атаке ВМБ МидуэйСогласно американским отчетам, защитники острова считали, что во время атаки на атолл было сбито или повреждено до 67 японских самолетов: десять — огнем зенитных орудий, а остальные — в воздушном бою. Реальные потери японцев составили лишь пять самолетов. Японские летчики заявили о том, что им удалось сбить 42 американских самолета. На самом деле всего в воздухе находилось 26 американских самолетов, из них только два вернулись на остров невредимыми. Остальные были или сбиты, или сильно повреждены. Повреждения ВМБ Мидуэй, потери личного составаВ значительной степени повреждена взлетно-посадочная полоса; на аэродроме погибло более 20 человек. На о. Санд-Айленд уничтожены ангар для гидросамолетов и склад цистерн с горючим. Повреждения и затопление USS YorktownUSS Yorktown был потоплен 7 июня 1942 года в результате действий противника во время и после битвы за Мидуэй. Военно-морское министерство, имея серьёзные основания полагать, что потеря USS Yorktown неизвестна врагу, удерживало информацию о данном событии, которое имело жизненно важное значение для операций, происходящих в южной части Тихого океана с начала августа. [1] Повреждения и гибель IJN Akagi
Оглядевшись, я был потрясен разрушениями, произведенными в течение нескольких секунд. В полетной палубе, как раз позади центрального лифта, зияла огромная дыра. Сам лифт был скручен, как полоска фольги. Искореженные листы палубной обшивки причудливо свернулись. Самолеты горели, охваченные густым черным дымом. Пламя разрасталось все сильнее и сильнее. |
IJN Akagi получил два прямых попадания: одно в задний срез центрального лифта, другое — в участок полетной палубы по левому борту. В обычных условиях ни одно из этих попаданий не смогло бы вывести из строя авианосец, но вызванные пожаром взрывы горючего и боеприпасов сделали свое дело. Пламя молниеносно распространялось по кормовой части полетной палубы, охватывая один за другим выстроенные крыло к крылу самолеты. Начали рваться торпеды, делая невозможной борьбу с огнем. В 18.00 командир корабля Аоки отдал приказ команде оставить авианосец. 5 июня в 03.50 адмирал Ямамото отдал приказ о затоплении авианосца, который был выполнен эсминцами эскорта. В течение 20 минут четыре эскадренных миноносца выпустили торпеды. Семь минут спустя авианосец скрылся под водой. Место гибели корабля находится на 30°30’сев. широты и 179°08′ зап. долготы. Время гибели — 04.55.
На IJN Akagi погибло 263 человека. Все остальные члены его команды были спасены.
Повреждения и гибель IJN Kaga
Повреждения и гибель IJN Sōryū
В течение десяти минут остановились главные машины, вышла из строя система рулевого управления, были уничтожены пожарные магистрали. Уже через 20 минут после попадания первой бомбы авианосец был охвачен таким сильным пламенем, что его командиру Янагимото пришлось отдать приказ покинуть корабль. Спасающихся японских моряков подбирали эскадренные миноносцы IJN Hamakaze и IJN Isokaze.
В 19.13 на глазах членов команды, которые находились на борту эскадренных миноносцев, IJN Sōryū погрузился под воду, унося с собой тела 718 человек и своего командира. Место погружения авианосца — 30°38′ сев. широты и 179°13′ зап. долготы.
Повреждения и гибель IJN Hiryū
Оценка события современниками
Читая о событиях 4 июня, я все больше убеждаюсь в том, что судьба играет иногда большую роль в морском сражении. Нас незаслуженно хвалят за то, что мы сумели выбрать наиболее подходящий момент для нападения на японские авианосцы, когда они находились в самом невыгодном положении. |
Газетные публикации 9-13 июня 1942 года создавали в американском обществе неверное впечатление, что сражение было выиграно «летающими крепостями» и другими самолётами берегового базирования. Получалось, что «тяжёлые армейские бомбардировщики остановили японский флот, потопив и повредив, по данным генерала Арнольда, 33 корабля противника». В New York Times посчитали эту новость заслуживающей первой полосы, что сделало «подвиг» пилотов В-17 известным всей Америке. [2]
6 июня 1942 года на первой полосе The New York Times публикуется статья одного из наиболее авторитетных обозревателей – Роберта Трамбулла: «Наши великолепные лётчики». В статье приводились слова адмирала Нимица о том, что 4–6 июня у о. Мидуэй «была одержана великолепная, впечатляющая победа», и «японский флот отступил, понеся тяжёлые потери, включая несколько повреждённых авианосцев, линкоров и крейсеров». [3]
В периодической печати США за весь период реального хода сражения (с 4 по 6 июня 1942 года) так и не был обнародован состав японского флота; СМИ ограничились упоминаниями, что у противника было неизвестное число авианосцев, линкоров, крейсеров, транспортов. Противостоящие им американские силы оставались для общественности полной загадкой. Дело с командующими обстояло похожим образом: было известно, что Тихоокеанским флотом США руководит Нимиц, но кто командует японскими соединениями при Мидуэе – неизвестно.
Только 27 июля 1942 года в журнале Life публикуется подробная хронология сражения. Битва разделена на 12 фаз, и для каждой в издании представлена схема с детальными комментариями, из которых следует, что решающий вклад в сражение внесли палубные пикирующие бомбардировщики, сумевшие поразить в одной атаке 3 японских авианосца.
Примечания
Образ в искусстве
В репертуаре шведской пауэр-метал группы Sabaton, основная тематика которой является война и различные военные конфликты и эпизоды из них, есть песня «Midway».
Send them over the waves
Our sentinels
They report in the news
Position of our foes
This battlefield´s been choosen, tactically in advance
Time to alert our fighters
We´re soon in range
Calling all men to deck
Got to be airborne
Head out into the sun
Descending on our foes
This is the crucial moment, in the heat of the war
To fly and hit our targets
Down in the waves
Midway
Display their might, ordering carriers, admirals at war
We’ll meet at Midway
To win the fight, tactics are crucial, naval war
Far from shore, a pacific war
bombs are falling from the skies
Its a bombrun day, it the naval way
A bloodred sun is on the rise
По события битвы при Мидуэе был снят художественный фильм, также сражение упоминается или даже показывается в большинстве фильмов, посвящённых боевым действиям на Тихоокеанском ТВД.
Мидуэй: «морской Сталинград» адмирала Нимица
Автор фото, Getty Images
75 лет назад произошло морское сражение между США и Японией у тихоокеанского атолла Мидуэй.
Точнее было бы называть его воздушным, поскольку бой с обеих сторон вела в основном авиация.
Мидуэй положил начало новой эре в военно-морском деле, а по влиянию на ход Второй мировой войны сравним со Сталинградской битвой.
На Волге произошел перелом в ходе боевых действий на главном сухопутном фронте. С тех пор вермахт, несмотря на отдельные попытки наступать и даже локальные успехи, в целом только пятился.
Точно так же Мидуэй коренным образом изменил соотношение сил на Тихом океане, сделав поражение Японии вопросом времени, окончательно обезопасив советский Дальний Восток и лишив Берлин и Токио даже теоретической возможности координировать свои действия.
Сперва бой шел с переменным успехом, но, в отличие от Перл-Харбора, японцам не удалось добиться внезапности. Отчасти можно сказать, что битву еще до начала выиграли американские криптографы. Кроме того, большую роль сыграло везение.
Где и когда?
После Перл-Харбора и захвата Юго-Восточной Азии следующей целью Японии сделались Гавайи. В Токио надеялись, что второе тяжелое поражение и потеря пусть островной, но части национальной территории заставит Вашингтон искать мира на любых условиях.
Стратегическую ценность для удара по Гавайям имел атолл Мидуэй (вернее, три крохотных островка общей площадью всего 6,23 кв.км) в 2134 км к северо-западу от Гонолулу.
Необитаемый остров, открытый в 1859 году американским капитаном Бруксом и названный Midway («Середина пути»), поскольку находился ровно на полдороге от Калифорнии до Японии, США в 1867 году объявили своим из-за имевшихся там больших запасов гуано (птичьего помета, использовавшегося как удобрение). Возражений никто не выдвигал.
В 1941 году американцы построили на Мидуэе военный порт и аэродром. Овладей ими японцы, Гавайи оказались бы в зоне поражения не только палубными, но и дальними наземными бомбардировщиками.
Другими потенциальными целями Японии летом 1942 года могли быть Алеутские острова с прицелом на Аляску, а также Самоа и Фиджи.
Таинственный AF
В мае американская разведка взломала японский военно-морской шифр и узнала из прочитанных радиопередач сначала время, а затем и место следующий атаки.
Проблема заключалась в том, что, помимо шифра, слово «Мидуэй» было скрыто еще и кодовым названием «AF».
Американцы нарочно передали открытым текстом сообщение об аварии водопровода на Мидуэе, и вскоре перехватили японскую шифрованную разведсводку, в которой упоминались «неполадки с водой на AF».
Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц, назначенный на этот пост через 10 дней после Перл-Харбора, скрытно вывел в район северо-западнее Мидуэя авианосцы «Йорктаун», «Энтерпрайз» и «Хорнет» (участвовавший в апреле в «рейде Дулиттла»).
Автор фото, Getty Images
Адмирал Честер Нимиц принял в 1945 году капитуляцию Японии
В состав эскадры входили также 7 тяжелых и 1 легкий крейсер, 15 эсминцев и 16 подлодок. Три авианосца несли в общей сложности 233 самолета. Кроме того, 127 машин базировались на наземном аэродроме на Мидуэе.
Навстречу, напрасно надеясь на внезапность, поспешал командующий ВМФ Японии адмирал Исороку Ямамото с авианосцами «Акаги», «Кага», «Хирю» и «Сорю», 264 самолетами, двумя линкорами, двумя тяжелыми и одним легким крейсером, 12 эсминцами.
Авианосной группой командовал адмирал Тюити Нагумо. Шестью месяцами раньше все четыре корабля участвовали в нападении на Перл-Харбор, также под водительством Нагумо.
Обмен ударами
В 9:25 (здесь и далее время местное) 3 июня пилот взлетевшего с Мидуэя разведывательного гидросамолета «Каталина» младший лейтенант Джек Редд обнаружил неприятельскую эскадру и передал радиограмму из двух слов: «Главные силы».
В 16:23 девять «летающих крепостей» В-17 с Мидуэя сбросили бомбы на японские корабли, но ни в один из них не попали.
Автор фото, Getty Images
Торпедоносцы «Девастейтер» на палубе «Энтерпрайза»
Губительное решение
До сих пор японская эскадра сталкивалась только с самолетами наземного базирования с Мидуэя. О присутствии неподалеку крупных сил американского флота адмирал Нагумо по-прежнему не догадывался.
В 07:15 4 июня он отдал, как выяснилось впоследствии, роковой приказ: снять со всех самолетов «Накадзима» торпеды и перевооружить их бомбами для усиления повторной атаки на остров.
Автор фото, Getty Images
Адмирал Нагумо собирался застрелиться после поражения при Мидуэе, и сделал это ровно через два года, проиграв сражение за стратегически важный остров Сайпан
На палубах кипела работа, когда в 07:40 японский пилот-разведчик доложил, что обнаружил американские корабли. К самолетам на борту авианосцев снова начали подвешивать торпеды.
Через полчаса от воздушной разведки поступило ошибочное сообщение, что авианосец у американцев всего один. Нагумо приказал продолжить перевооружение.
Эта неразбериха привела к тому, что ко времени появления в воздухе американских бомбардировщиков торпеды не успели убрать с палуб в бронированные погреба, и при первых попаданиях они сдетонировали.
Между 07:50 и 10:15 группы американских самолетов, как наземного, так и палубного базирования, атаковали японские авианосцы, словно гончие медведей. Восемь раз они были отбиты с большими потерями. Но, в конце концов, случилось то, что должно было случиться.
Победоносная атака
Удача выпала на долю авиагрупп капитана Кларенса Маккласки и лейтенанта Ричарда Беста с «Энтерпрайза» и капитана Макса Лесли с «Йорктауна». Всего в их составе было 47 пикировщиков «Даунтлесс».
В 10:05 они обнаружили «Акаги», «Кага» и «Сорю».
Автор фото, Getty Images
Пикировщики «Даунтлесс» в воздухе
Японцы как раз закончили перевооружение своих торпедоносцев. На 10:20 адмирал Нагумо назначил старт нового налета на Мидуэй. Корабли разворачивались по ветру. На их палубах стояли в готовности к взлету 93 машины с подвешенными бомбами и лежали неубранные торпеды.
В неразберихе боя осталось неизвестным, кто из американских пилотов кого бомбил. Все три авианосца получили тяжелейшие повреждения. «Кага» и «Сорю» спустя несколько часов пошли на дно. «Акаги» остался на плаву, но в сражении больше не участвовал.
Американцы полагали, что «Сорю» около двух часов дня добила тремя торпедами их подводная лодка «Наутилус» под командой капитана 3-го ранга Билла Брокмана. Японцы утверждали, что торпеды прошли мимо, и «Сорю» затонул от пробоин, полученных в результате воздушного налета. Впрочем, большого практического значения это не имело.
Финал
В 11:45 и в 14:20 самолеты с единственного оставшегося в строю японского авианосца «Хирю» атаковали «Йорктаун» и добились в общей сложности пяти попаданий. 7 июня поврежденный корабль был потоплен японской субмариной во время буксировки в Перл-Харбор.