Что такое мидель шпангоут

Мидель-шпангоут

Что такое мидель шпангоут. Смотреть фото Что такое мидель шпангоут. Смотреть картинку Что такое мидель шпангоут. Картинка про Что такое мидель шпангоут. Фото Что такое мидель шпангоут

Что такое мидель шпангоут. Смотреть фото Что такое мидель шпангоут. Смотреть картинку Что такое мидель шпангоут. Картинка про Что такое мидель шпангоут. Фото Что такое мидель шпангоут

Мидель-шпангоутсудостроении) — сечение корпуса корабля или иного плавсредства вертикальной поперечной плоскостью, расположенное на половине длины между перпендикулярами теоретического чертежа судна. Входит в число основных точек, линий и плоскостей теоретического чертежа. Может не совпадать с самым широким сечением корпуса. В этой плоскости обычно установлен реальный шпангоут.

Площадь мидель-шпангоута используется для вычисления коэффициента полноты корпуса и характеристики лобового сопротивления судна. На теоретическом чертеже мидель-шпангоут, в отличие от остальных, номерных шпангоутов, обозначается особым знаком.

Что такое мидель шпангоут. Смотреть фото Что такое мидель шпангоут. Смотреть картинку Что такое мидель шпангоут. Картинка про Что такое мидель шпангоут. Фото Что такое мидель шпангоут

Что такое мидель шпангоут. Смотреть фото Что такое мидель шпангоут. Смотреть картинку Что такое мидель шпангоут. Картинка про Что такое мидель шпангоут. Фото Что такое мидель шпангоут

Иногда термин мидель-шпангоут используется как сокращение для плоскость мидель-шпангоута — упомянутая выше секущая плоскость, — но строго говоря такое употребление неверно.

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Мидель-шпангоут» в других словарях:

мидель-шпангоут — (см. мидель + шпангоут) мор. 1) кривая на теоретическом чертеже, полученная при сечении судна в середине его или в самом широком месте поперечной плоскостью, перпендикулярной к диаметральной плоскости судна; 2) шпангоут, расположенный в самом… … Словарь иностранных слов русского языка

мидель-шпангоут — мидель шпангоут, мидель шпангоута … Орфографический словарь-справочник

мидель-шпангоут — сущ., кол во синонимов: 1 • шпангоут (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ — Происхождение: мидель (от гол. middel средний) 1. Линия пересечения наружной поверхности корпуса судна (для металлических судов без учета толщины обшивки) с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посредине его длины по КВЛ и называемой… … Морской энциклопедический справочник

Мидель шпангоут — Мидель, миделево сечение (от голл. middel, буквально средний, средина) наибольшее по площади поперечное сечение тела, движущегося в воде или воздухе. Обычно говорят о миделевом сечении торпеды, корпуса судна, фюзеляжа самолёта, ракеты … Википедия

мидель-шпангоут — м идель шпанг оут, а … Русский орфографический словарь

мидель-шпангоут — (2 м), Р. ми/дель шпанго/ута … Орфографический словарь русского языка

мидель-шпангоут судна — мидель шпангоут Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна с плоскостью мидель шпангоута. [ГОСТ 1062 80] Тематики корабли и суда Обобщающие термины плоскости и линии для установления главных размерений суднатеоретическая… … Справочник технического переводчика

шпангоут — мидель шпангоут, фашенпис, ребро, основа Словарь русских синонимов. шпангоут сущ., кол во синонимов: 5 • мидель шпангоут (1) • … Словарь синонимов

Источник

МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ

(Midship frame) — кривая, получаемая при рассечении поверхности судна в середине его или в самом широком месте поперечной плоскостью, перпендикулярной к диаметральной. Обозначается знаком Что такое мидель шпангоут. Смотреть фото Что такое мидель шпангоут. Смотреть картинку Что такое мидель шпангоут. Картинка про Что такое мидель шпангоут. Фото Что такое мидель шпангоут. М.-Ш. иногда сокращенно называется просто миделем. Под термином М.-Ш. подразумевают также конструктивный чертеж поперечного сечения по середине длины судна; на этом чертеже показывается вся видимая в этом сечении конструкция набора судна со всеми размерами и сверх того даются размеры частей набора в оконечностях, детали клепки и т. п.

Смотреть что такое «МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ» в других словарях:

Мидель-шпангоут — (в судостроении) сечение корпуса корабля или иного плавсредства вертикальной поперечной плоскостью, расположенное на половине длины между перпендикулярами теоретического чертежа судна. Входит в число основных точек, линий и плоскостей… … Википедия

мидель-шпангоут — (см. мидель + шпангоут) мор. 1) кривая на теоретическом чертеже, полученная при сечении судна в середине его или в самом широком месте поперечной плоскостью, перпендикулярной к диаметральной плоскости судна; 2) шпангоут, расположенный в самом… … Словарь иностранных слов русского языка

мидель-шпангоут — мидель шпангоут, мидель шпангоута … Орфографический словарь-справочник

мидель-шпангоут — сущ., кол во синонимов: 1 • шпангоут (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ — Происхождение: мидель (от гол. middel средний) 1. Линия пересечения наружной поверхности корпуса судна (для металлических судов без учета толщины обшивки) с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посредине его длины по КВЛ и называемой… … Морской энциклопедический справочник

Мидель шпангоут — Мидель, миделево сечение (от голл. middel, буквально средний, средина) наибольшее по площади поперечное сечение тела, движущегося в воде или воздухе. Обычно говорят о миделевом сечении торпеды, корпуса судна, фюзеляжа самолёта, ракеты … Википедия

мидель-шпангоут — м идель шпанг оут, а … Русский орфографический словарь

мидель-шпангоут — (2 м), Р. ми/дель шпанго/ута … Орфографический словарь русского языка

мидель-шпангоут судна — мидель шпангоут Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна с плоскостью мидель шпангоута. [ГОСТ 1062 80] Тематики корабли и суда Обобщающие термины плоскости и линии для установления главных размерений суднатеоретическая… … Справочник технического переводчика

шпангоут — мидель шпангоут, фашенпис, ребро, основа Словарь русских синонимов. шпангоут сущ., кол во синонимов: 5 • мидель шпангоут (1) • … Словарь синонимов

Источник

В чем измерятся судно и какие его основные плоскости?

Что такое мидель шпангоут. Смотреть фото Что такое мидель шпангоут. Смотреть картинку Что такое мидель шпангоут. Картинка про Что такое мидель шпангоут. Фото Что такое мидель шпангоут

Одно судно от другого отличается геометрическими характеристиками (рис. 5). Эти характеристики своего судна, или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать. Главными размерениями судна являются: длина, ширина, осадка и высота борта. Отношения между главными размерениями характеризуют форму и мореходные качества судна.

Длина габаритная — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна.

Ширина габаритная — расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между внешними кромками выступающих частей судна в самой широкой части (привального бруса, ограждения двигателей, обносов и др.).

Осадка габаритная или наибольшая — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от уровня спокойной воды, соответствующего действующей ватерлинии, до низшей точки наружной обшивки или брускового киля, а также до низшей кромки гребного винта; замеряется на стоянке и обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, замеренное при тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожнем.

Высота борта — вертикальное расстояние, измеренное на середине судна (миделе) от основной линии до палубы (или до планширя).

Высота надводного борта — разность между высотой борта и осадкой (Н — Т) — является величиной переменной. Для обеспечения безопасности плавания — сохранения судном плавучести, остойчивости и непотопляемости — нормируется минимальная высота надводного борта.

За базовые или основные плоскости принимают три взаимно перпендикулярные плоскости:

Что такое мидель шпангоут. Смотреть фото Что такое мидель шпангоут. Смотреть картинку Что такое мидель шпангоут. Картинка про Что такое мидель шпангоут. Фото Что такое мидель шпангоут

Диаметральная плоскость (ДП) — вертикальная продольная плоскость симметрии, которая проходит по середине ширины судна и делит судно на правую и левую части. Изображение судна в этой плоскости называется боком.

Основная плоскость (ОП) — горизонтальная плоскость, касательная к линии киля (самой кромки обшивки на деревянном судне) в его нижней точке; линия (прямая) пересечения основной плоскости с ДП называется основной линией (ОЛ). Изображение судна в этой плоскости называется полуширотой.

Плоскость мидель-шпангоута (миделя) — вертикальная поперечная плоскость, которая проходит по середине расчетной длины судна, обычно через наиболее полное поперечное сечение. Изображение судна в этой плоскости называется корпусом.

Источник

Мидель

Рулевой 3-го класса

Рулевой 1-го класса

это та плоскость пернпердикулярная ДП которая равноудалена как от носа так и от кормы(короче середина)

Боюсь несколько не точно.

Если ваш катер имеет в плане форму острого треугольника, то его мидель будет на транце.

Кто может прояснить?

С уважением, Day Skipper.

В приведённой ссылке есть даётся такое определение:

Мидель-шпангоут определяет наибольшую ширину судна, т. е. расстояние между двумя перпендикулярами к ОЛ, проведенными касательными к боковым сторонам мидель-шпангоута.
С уважением.

Рулевой 1-го класса

Интуитивно оно то понятно. Тут определение. Четкое и однозначное.

С уважением, Day Skipper.

а тогда интересно где находиться мидель у лодок таких классов как мини6.5?

Рулевой 3-го класса

Рулевой 3-го класса

хранящий лодку в гараже

Значит померить длину КВЛ когда лодка на воде, и на середине будет
мидель?

При первоначальных исследованиях с моделями судов мидельшпангоут располагался как раз посередине, поскольку, при тех скоростях, это было наиболее целесообразное расположение наибольшего сечения.

Сейчас, в гидро и аэродинамических расчётах, под этим термином понимается наибольшее поперечное сечение корпуса. Вернее площадь этого сечения. В большинстве случаев это наиболее удобный вариант.
Однако при расчёте крыльев за характерный размер принимают – площадь крыла. Точнее – наибольшую площадь проекции крыла на плоскость.
Можно принять и площадь внешней (смоченной) поверхности корпуса.

Объясните неопытному что такое мидель?

Рулевой 3-го класса

Источник

Курсовой проект Конструктивный мидель шпангоут навалочного судна Введение


судостроении
) — сечение корпуса корабля или иного плавсредства вертикальной поперечной плоскостью, расположенное на половине длины между перпендикулярами теоретического чертежа судна. Входит в число основных точек, линий и плоскостей теоретического чертежа. Может не совпадать с самым широким сечением корпуса. В этой плоскости обычно установлен реальный шпангоут.

Площадь мидель-шпангоута используется для вычисления коэффициента полноты корпуса и характеристики лобового сопротивления судна. На теоретическом чертеже мидель-шпангоут, в отличие от остальных, номерных шпангоутов, обозначается особым знаком.

Иногда термин мидель-шпангоут используется как сокращение для плоскость мидель-шпангоута

— упомянутая выше секущая плоскость, — но строго говоря такое употребление неверно.

См. также

· Основная плоскость судна

Это заготовка статьи о морском транспорте. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Это заготовка статьи о флоте. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Главные размерения судна

Главные размерения показывают размеры корпуса судна по длине, ширине, высоте и осадке. С учетом многообразия форм корпуса для установления главных размерений судна были выработаны нормы, которые нашли отражение в Правилах классификационных обществ, в Правилах о грузовой марке и Правилах обмера судов. Для определения главных размерений и изображения корпуса судна, а также в описаниях приняты следующие основные размеры, плоскости и сокращения (смотри рисунок). Бесплатный расчет стоимости перевозки из Латвии в Россию здесь с ввозом через Санкт-Петербург.

Что такое мидель шпангоут. Смотреть фото Что такое мидель шпангоут. Смотреть картинку Что такое мидель шпангоут. Картинка про Что такое мидель шпангоут. Фото Что такое мидель шпангоут

Главные размерения судна

(
ДП
) — вертикальная продольная плоскость симметрии теоретической поверхности корпуса судна.

— вертикальная поперечная плоскость, проходящая посередине длины судна, на базе которой строится теоретический чертеж.

(
Шп
) понимают на теоретическом чертеже теоретическую линию, а на конструктивных чертежах — практический шпангоут.

(
КВЛ
) — ватерлиния, соответствующая расчетному полному водоизмещению судов.

(
ВЛ
) — линия пересечения теоретической поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.

(
КП
) — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси баллера с плоскостью конструктивной ватерлинии;
КП
на теоретическом чертеже совпадает с 20-м теоретическим шпангоутом.

(
НП
) — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии.

— горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса без выступающих частей.

На чертежах, в описаниях и т. д. даются размеры по длине, ширине и высоте.

Размеры судов по длине определяются параллельно основной плоскости.

Длина наибольшая
L нб
— расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса без выступающих частей.

Длина по конструктивной ватерлинии
L квл
— расстояние, измеренное в плоскости конструктивной ватерлинии между точками пересечения ее носовой и кормовой частей с диаметральной плоскостью.

Длина между перпендикулярами
L ПП
— расстояние, измеренное в плоскости конструктивной ватерлинии между носовым и кормовым перпендикулярами.

Длина по любой ватерлинии
L вл
измеряется, как
L квл
Длина цилиндрической вставки
L ц
— длина корпуса судна с постоянным сечением шпангоута.

Длина носового заострения
L н
— измеряется от носового перпендикуляра до начала цилиндрической вставки или до шпангоута наибольшего сечения (у судов без цилиндрической вставки).

Длина кормового заострения
L к
— измеряется от конца цилиндрической вставки или шпангоута наибольшего сечения — конца кормовой части ватерлинии или другой обозначенной точки, например кормового перпендикуляра. Размеры по ширине судов измеряются параллельно основной и перпендикулярно диаметральной плоскостям.

Ширина наибольшая
В нб
— расстояние, измеренное между крайними точками корпуса без учета выступающих частей.

Ширина на мидель-шпангоуте
В
— расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной или расчетной ватерлинии.

Ширина по КВЛ
В квл
— наибольшее расстояние, измеренное между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной ватерлинии.

Размеры по высоте измеряются перпендикулярно к основной плоскости.

Высота борта
Н
— вертикальное расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте от горизонтальной плоскости, проходящей через точку пересечения килевой линии с плоскостью мидель-шпангоута, до бортовой линии верхней палубы.

Высота борта до главной палубы
Н Г.П
— высота борта до самой верхней сплошной палубы.

Высота борта до твиндека
Н ТВ
— высота борта до палубы, расположенной под главной палубой. Если имеется несколько твиндеков, то они называются второй, третьей и т. д. палубой, считая от главной палубы.

(
Т
) — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости конструктивной или расчетной ватерлинии.

Осадка носом и осадка кормой
Т н
и
Т к
— измеряются на носовом и кормовом перпендикулярах до любой ватерлинии.

Средняя осадка
Т ср
— измеряется, от основной плоскости до ватерлинии в середине длины судна.

Носовая и кормовая седловатость
h н
и
h к
— плавный подъем палубы от миделя в нос и корму; величина подъема измеряется на носовом и кормовом перпендикулярах.

Погибь бимса
h б
— разница по высоте между краем и серединой палубы, измеренная в самом широком месте палубы.

Надводный борт
F
— расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки.

В случае необходимости указываются и другие размеры, как, например, самая большая (габаритная) высота судна (высота фиксированной точки) от грузовой ватерлинии при порожнем рейсе для прохода под мостами. Обычно же ограничиваются указанием длины — наибольшей и между перпендикулярами, ширины на мидель-шпангоуте, высоты борта и осадки. В случаях применения международных Конвенций — об охране человеческой жизни на море, о грузовой марке, обмере, классификации и постройке судов — руководствуются определениями и размерами, установленными в этих Конвенциях или Правилах.

Каталог товаров

интернет-магазин Морское наследие

Товаров: 0, на сумму: 0 руб.

Главная > Каталог товаров >

Биографии, мемуары, дневники (106)
История мореплавания и путешествий (26)
Корабли, суда и вооружение флота (77) Мидель-шпангоут (37)
Война на море (44)Война на суше (27)История фортификации (13) Вопросы истории фортификации (6)

Фортовед (8)
Цитадель (14)
Яхтинг (14)Краеведение (102)Словари и справочники (38)Журналы Галея (5)

Гангут (74)
Кортик (10)
М-Хобби (14)
Морское Наследие (14)
Морской журнал (2)
Морской медицинский журнал (2)
Подарочные издания, открытки и аудиокниги (38)История Отечества (21)Художественная литература и тревелоги (16)Букинистика (266)Уценённые книги (64)

Интернет-магазин работает. Заказы снова принимаются.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Тема: ОСНОВНЫЕ ПЛОСКОСТИ СУДНА. ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ СУДНА. КОЭФФИЦИЕНТЫ ПОЛНОТЫ.

Теоретическая часть:

Основные плоскости судна

Общее представление о характере обводов можно получить по сечениям корпуса тремя взаимно перпендикулярными плоскостями (рис. 3.1):

1). вертикальной продольной плоскостью, проходящей посредине ширины судна, называемой диаметральной плоскостью (сокращенно ДП);

2). вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посредине расчетной длины судна, называемой плоскостью мидель-шпангоута;

3). горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды и называемой плоскостью ватерлинии. Либо за горизонтальную плоскость принимают плоскость, проходящую через самую нижнюю точку корпуса судна перпендикулярно диаметральной плоскости. Называют её основной плоскостью.

Что такое мидель шпангоут. Смотреть фото Что такое мидель шпангоут. Смотреть картинку Что такое мидель шпангоут. Картинка про Что такое мидель шпангоут. Фото Что такое мидель шпангоут

Рис. 3.1. Главные плоскости судна и система координат,

связанная с судном

Корпус судна симметричен относительно диаметральной плоскости и, как правило, несимметричен относительно плоскости ватерлинии и плоскости мидель-шпангоута.

Сечение корпуса плоскостью мидель-шпангоута характеризует полноту обводов в средней части, показывает форму поперечного сечения судна — наклон бортов, килеватость днища, размер и форму скулы, погибь палубы.

Килеватость днища образуется наклоном днища от ДП к бортам. Суда с большим наклоном называются острокильными.

Скула — закругление в месте перехода борта в днище — может иметь больший или меньший радиус, благодаря чему она будет соответственно менее или более выражена.

Погибь — это уклон палубы от ДП к бортам. Обычно погибь имеют открытые палубы (верхняя и палубы надстроек). Вода, попадающая на палубы, благодаря наличию погиби, стекает к бортам и оттуда отводится за борт. Стрелку погиби (максимальное возвышение палубы в ДП по отношению к бортовой кромке) обычно принимают равной 1/50 ширины судна. В поперечном сечении погибь представляет собой параболу, иногда, для упрощения технологии изготовления корпуса, ее образуют в виде ломаной линии.

Платформы и палубы, лежащие ниже верхней палубы, погиби не имеют.

Плоскость мидель-шпангоута делит корпус судна на две части — носовую и кормовую.

Оконечности корпуса выполняются в виде штевней (литых, кованых или сварных). Носовой штевень называется форштевнем, кормовой — ахтерштевнем.

Сечение корпуса диаметральной плоскостью дает представление о форме штевней, а также палубной и килевой линий. Форма штевней бывает весьма разнообразной и зависит от типа и назначения судна. Палубная линия у морских судов имеет обычно вид плавной кривой с подъемом от средней части в направлении носа и кормы и образует седловатость палубы. Основное назначение седловатости — уменьшить заливаемость палубы при плавании судна на волнении и обеспечить непотопляемость при затоплении его оконечностей.

Речные и морские суда с большой высотой надводного борта седловатости, как правило, не имеют.

Подъем палубы в корме устанавливают, исходя, прежде всего, из условия незаливаемости и непотопляемости.

Диаметральная плоскость делит корпус судна на две симметричные части — правого и левого борта (если встать в ДП лицом к носу, то справа будет правый борт (ПрБ), а слева — левый (ЛБ).

Сечение корпуса плоскостью ватерлинии дает представление о форме бортовых обводов судна в горизонтальной плоскости.

Конструктивной ватерлинией (КВЛ) называют линию, положенную в основу построения теоретического чертежа и соответствующую полученному предварительным расчетом полному водоизмещению.

Грузовой ватерлинией (ГВЛ) называют кривую пересечения поверхности судна горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды при плавании судна с полным грузом. У морских транспортных судов КВЛ и ГВЛ, как правило, совпадают.

Расчетной ватерлинией называют ватерлинию, соответствующую осадке судна, для которой определяют его характеристики.

Главные плоскости определяют систему координат, связанную с судном. За начало координат принимается точка пересечения главных плоскостей, за ось Ох принимается линия пересечения диаметральной и основной плоскостей с положительным направлением в нос, ось Оу образуется линией пересечения плоскостей миделя и основной с положительным направлением на правый борт; ось Оz направлена вертикально вверх и образуется пересечением плоскостей миделя и диаметральной.

Выбор системы набора перекрытий, марки и категории стали, шпации.

Часть настила палубы, расположенная между поперечными комингсом смежных грузовых люков, подкрепляется поперечными ребрами жесткости, которые устанавливаются на каждом шпангоуте дополнительно между продольными палубными балками. Двойное дно навалочного судна в районе грузовых отсеков выполняется по продольной системе набора. Одиночный борт между подпалубной и скуловой цистернами производится с поперечной системой набора. Бортовые скуловые цистерны выполняются по поперечной системе набора, бортовые подпалубные цистерны по продольной системе набора.

=189,3 м марка стали принимается 10ХСНД с
ReH
=390 МПа и коэффициентом использования механических свойств
η
=0,68;

Нормативный предел текучести 345.6МПа.

Нормальная шпация в средней части судна определяется формуле м,

Что такое мидель шпангоут. Смотреть фото Что такое мидель шпангоут. Смотреть картинку Что такое мидель шпангоут. Картинка про Что такое мидель шпангоут. Фото Что такое мидель шпангоут

a0 = 0.002*189.3+0.48=0,8586 где L — длина судна между перпендикулярами, м.

Правила позволяют отклонения взятой шпации от нормальной в пределах ± 25%. Рассчитанную величину шпации необходимо округлить: взять равной величине стандартной шпации по ОСТ 5.1099-78. Ряд стандартных шпаций: 600, 700, 750, 800, 850, 900, 950, 1000 мм. Правила рекомендуют не применять шпации более 1000 мм, а в форпикe и ахтерпикe взять шпации 600 мм. Кроме того, в первом за форпиковой перегородкой отсекe на протяжении 0,2 L в корму от носового перпендикуляра, шпация должна быть 700 мм На навалочных судах, с учетом характеристик грузов, сплошные флоры должны быть расположены через две шпации от форпиковой в ахтерпиковой перегородки, поэтому длина отсеков принимается кратной шпации и двум шпациям.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Судно — это сложное инженерное сооружение, построенное для плавания на воде, предназначенное для транспортных перевозок, выполнения различных задач, связанных с обеспечением мореплавания и судоходства.

Класс судна — это разряд, к которому относится конкретное судно, согласно правилам классификации и постройки того или иного классификационного общества.

Мидель-шпангоут – шпангоут, находящийся на середине расчетной длины судна.

Продольной называется такая система набора корпуса, при которой балки главного направления расположены вдоль судна.

Поперечной называется такая система набора корпуса, при которой балки главного направления расположены поперек судна в плоскости шпангоутов.

Комбинированной называется такая система набора корпуса, при которой балки продольной и поперечной системы представляют комбинацию для различных перекрытий в зависимости от преобладающих в них нагрузок.

Палубой называется сплошное перекрытие на судне, идущее в горизонтальном направлении.

Палуба, идущая не по всей длине или ширине судна, а только на части ее, называется платформой.

Внутреннее пространство корпуса по высоте разделяется палубами и платформами на междупалубные пространства, которые называются твиндеками.

По длине корпус разделяется прочными водонепроницаемыми поперечными переборками, образующими водонепроницаемые помещения, которые называются отсеками.

Помещения, расположенные над вторым дном и предназначенные для размещения в них сухих грузов, называются трюмами.

Отсеки, в которых размещены главные силовые или котельные установки, соответственно называются машинными или котельными отделениями.

Концевой — первый отсек от форштевня называется форпиком, а первая поперечная водонепроницаемая переборка называется форпиковой или таранной.

Последняя перед ахтерштевнем поперечная водонепроницаемая переборка называется ахтерпиковой, а отделяемый ею до кормового образования отсек называется ахтерпиком.

Узкие отсеки, отделяющие цистерны от остальных помещений, называются коффердамами.

Выгородкамина судне называются всякие легкие водопроницаемые переборки, разделяющие помещения.

Шахтами называются отсеки, ограниченные вертикальными переборками, проходящими через несколько палуб, и не имеющие горизонтальных перекрытий.

Надстройкойназывается закрытое сооружение на верхней палубе, простирающееся от одного борта до другого.

Полубаком или полуютомназываются концевые надстройки.

Мостиком называется узкая поперечная платформа, идущая поперек судна с одного борта на другой.

Фальшбортомназывается сплошное ограждение открытой палубы, выполненное из листового материала.

Рангоутом называются круглые деревянные или стальные трубчатые части вооружения судов, расположенные на открытой палубе и предназначенные для несения сигналов и конструкции приборов связи.

Верхняя часть мачты, называемая топом, заканчивается шаром или специальной наделкой, называемой клотиком.

Такелаж — наименование всех тросов, составляющих вооружение отдельных мачт.

Дельными вещаминазывают унифицированные или стандартные изделия, которые являются не составной частью корпуса судна, а частью его оборудования, необходимого для эксплуатации судна и нормальных условий обитаемости.

Рулевое устройство служит для изменения направления движения судна или удерживать его на заданном курсе.

Якорное устройство обеспечивает надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море.

Якорные и палубные клюзы служат для пропуска якорной цепи в корпусе судна.

Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки воль причалов.

Буксирным устройством называется комплекс изделий и механизмов, обеспечивающий судну возможность буксировать другие суда (либо иные плавсредства) или идти на буксире самому.

Спасательное оборудование— это комплекс средств для спасания людей с тонущего судна или в случае их падения за борт.

Шлюпба́лка— это устройство для спуска шлюпки с борта судна на воду и подъёма её на борт.

Спасательная шлюпка— это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Топрик- трос, натянутый между оконечностями шлюпбалок.

Спасательный плот — это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Грузовым устройством называется комплекс конструкций, механизмов и изделий, предназначенный для грузовых операций силами судна.

Судовые системы– это комплекс трубопроводов с арматурой, обслуживающими их механизмами, цистернами, аппаратами, приборами и средствами управления и контроля над ними.

Теоретический чертеж представляет собой изображение наружных очертаний корпуса судна (его обводов) в трех взаимно перпендикулярных плоскостях: диаметральной, мидельшпангоута и грузовой ватерлинии.

Диаметральная плоскость (ДП) — продольно-вертикальная плоскость, делящая судно на левую и правую половину по оси симметрии. Изображение судна в этой плоскости называется боком.

Плоскость мидельшпангоута (миделя) — поперечно-вертикальная плоскость, проходящая перпендикулярно к ДП через середину длины судна. Изображение судна в этой плоскости называется корпусом.

Посадкой плавающего судна называется его положение относительно поверхности спокойной воды.

Крен– это поперечное наклонение судна.

Дифферентом называется продольное наклонение судна.

Основной линией (ОЛ) называется линия пересечения основной и диаметральной плоскостей.

Основной плоскостью (ОП) называется горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку килевой линии корпуса.

Ось абсцисс Х является линей пересечения диаметральной плоскости судна с основной плоскостью. Она проходит через киль параллельно поверхности воды и имеет положительное направление в нос.

Ось ординат Y – линия, образованная при пересечении плоскости мидель-шпангоута с основной плоскостью; положительное направление – на правый борт.

Ось аппликат Z – линия пересечения диаметральной плоскости с плоскостью мидель-шпангоута; положительное направление – вверх.

Кромки, образующиеся при пересечении бортовых поверхностей корпуса с диаметральной плоскостью в носовой и кормовой оконечностях, по которым сопрягаются поверхности правого и левого борта, называются штевнями.

Носовой штевень, расположенный по ходу судна впереди, называется форштевнем, кормовой штевень — ахтерштевнем.

Ватерлинией (ВЛ) называется след от пересечения теоретической поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.

Конструктивной ватерлинией (КВЛ) называется ватерлиния, соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судов.

Конструктивная ватерлиния у транспортных судов является одновременно и грузовой ватерлинией (ГВЛ), соответствующей проектной осадке судна.

Главными размерениями судна называют его линейные размеры: длину, ширину, высоту борта и осадку.

Носовой перпендикуляр (НП)—лини я пересечения ДП с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии.

Кормовой перпендикуляр (КП)—лини я пересечения ДП с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси поворота руля с плоскостью КВЛ.

LГБ — длина габаритная — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечности корпуса с учетом постоянно выступающих частей;

В — ширина — расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте между теоретическими поверхностями бортов перпендикулярно ДП, на уровне конструктивной ватерлинии;

ВНБ — ширина наибольшая — расстояние, измеренное перпендикулярно ДП между крайними точками корпуса без учета выступающих частей (привальных брусьев, обносов и т. п.):

ВГБ — ширина габаритная — расстояние, измеренное перпендикулярно ДП между крайними точками корпуса с учетом выступающих частей;

Н — высота борта — вертикальное расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы;

Т — осадка — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости конструктивной или расчетной ватерлинии.

Коэффициент полноты конструктивной (грузовой) ватерлинии α — отношение площади ватерлинии S к площади описанного прямоугольника, построенного по расчетной длине L и ширине корпуса В.

Коэффициент полноты мидель-шпангоута β —отношение площади погруженной части мидель-шпангоута ω к площади описанного прямоугольника, построенного по расчетной ширине В и осадке корпуса Т.

Коэффициент полноты водоизмещения δ — отношение объема подводной части корпуса V к объему описанного параллелепипеда, построенного на расчетной длине L, ширине В и осадке корпуса Т.

Коэффициент продольной полноты φ — отношение объема подводной части судна V к объему призмы с основанием, равным площади погруженной части мидель-шпагноута ω и высотой, равной длине корпуса L.

П л а в у ч е с т ь ю (FLOАTATION)

называется способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды при заданной загрузке.

О с т о й ч и в о с т ь (STABILITY)– способность судна, отклоненного действием внешних сил из положения равновесия, возвращаться в исходное положение равновесия после прекращения действия этих сил.

Н е п о т о п л я е м о с т ь ю (INSABMERSIBILITY)

называется способность судна сохранять достаточную плавучесть и остойчивость после затопления одного или нескольких отсеков.

М о р е х о д н о с т ь (NAVIGABILITY)– способность судна противостоять воздействию морского волнения с колебаниями возможно меньшей частоты и амплитуды.

Х о д к о с т ь – способность судна перемещаться с заданной скоростью.

У п р а в л я е м о с т ь ю (MANOEUVRABILITY)называется способность судна удерживать заданное направление движения или изменять его в соответствии с желанием судоводителя.

Г р у з о п о д ъ е м н о с т ь– вес различного рода грузов, которые может перевезти судно при условии сохранения проектной посадки. Существует чистая грузоподъемность и дедвейт.

Ч и с т а я г р у з о п о д ъ е м н о с т ь– это полный вес перевозимого судном полезного груза (вес в трюмах и вес пассажиров с багажом и запасы провизии, воды) при загрузке судна по расчетную осадку (DЧ).

Д е д в е й т (DEADWEIGHT)– это общий вес перевозимого груза, а также запасов топлива, котельной воды, масла, экипажа с багажом, запасов всей воды и балласта, т.е. дедвейт – сумма всех переменных грузов. Величина дедвейта для каждого судна является постоянной и определяется общим весом переменных грузов, принятых на судно по расчетную осадку (DWT).

В о д о и з м е щ е н и е п о р о ж н е м (LIGHT DISPLESEMENT SHIP) – сумма всех постоянных весов, из которых слагается вес конструкции построенного судна (корпус, механизмы, судовые устройства, системы и оборудование, инвентарное снабжение, вес запасов топлива, масла в системе для запуска двигателя и твердый балласт на некоторых судах) (Do или ΔO).

П о л н о е в о д о и з м е щ е н и е (DISPLESEMENT)– водоизмещение порожнем плюс дедвейт ( или водоизмещение в полном грузу), (D или Δ).

Г р у з о в м е с т и м о с т ь (Loading capacity) – суммарный объем всех грузовых помещений, измеряется в м3

З е р н о в а я (сыпучая) в м е с т и м о с т ь (Grain capacity)– равна теоретическому объему грузовых помещений за вычетом объема набора корпуса и других конструкций внутри помещения (4 – 5 %).

К и п о в а я в м е с т и м о с т ь (General capacity) или (Bale capacity)– вместимость по штучному грузу и обычно на 8 – 10 % меньше вместимости по сыпучему грузу.

Р е г и с т р о в а я в м е с т и м о с т ь ( или регистровый тоннаж – Register tonnage)– дает единообразную оценку размеров судна, размеров помещения в мировой практике. За единицу объема принимают регистровую тонну, равную 2,83 м3.

В а л о в а я в м е с т и м о с т ь (Gros Register Tonnage — GRT)– объем помещений судна, определяемый по специальным правилам обмера, включает полный объем корпуса судна и его надстроек, за исключением объема двойного дна.

Ч и с т а я в м е с т и м о с т ь (Net Register Tonnage – NRT)– условный объем помещений судна, предназначенных для перевозки грузов или пассажиров, т.е. коммерчески эксплуатируемых помещении.

С к о р о с т ь х о д а (Speed)– эксплуатационное качество судна, обеспечивающее экономическую эффективность транспортных операций. Чем выше скорость, тем выше провозная способность судна. Растет скорость с 9 – 4 узлов до 30 узлов.

Д а л ь н о с т ь п л а в а н и я (Steam circle) – расстояние, которое судно может пройти с заданной скоростью без пополнения запасов. Сейчас суда могут совершать рейсы 15 000 – 20 000 миль и более.

А в т о н о м н о с т ь п л а в а н и я (Sea Endurance)– определяется временем работы судна без пополнения запасов топлива, смазки, провизии и воды.

М а н е в р е н н о с т ь (MANOEUVRABILITY)– способность судна выполнять заданные маневры, изменять направление и скорость движения.

Ж и в у ч е с т ь (Endurance)– способность судна при получении повреждений сохранять свои мореходные и эксплуатационные качества.

Объемным водоизмещением называется объем погруженной части корпуса, выраженный в кубических метрах. Объемное водоизмещение служит мерой плавучести, а вес вытесняемой им воды называется весовым водоизмещением D и выражается в тоннах.

Грузовая марка – система знаков, наносимых на наружную поверхность бортовой обшивки борт судна вблизи миделя, которая определяет допустимую осадку судна для различных районов и условий плавания.

Надводный борт – расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки.

Палуба надводного борта – это самая верхняя непрерывная, не защищенная от воздействия моря и погоды палуба, которая имеет постоянные средства закрытия всех отверстий на ее открытых частях и ниже которой все отверстия в бортах судна снабжены постоянными средствами для водонепроницаемого закрытия.

Марки углубления предназначены для определения осадки судна, наносятся на наружной обшивке обоих бортов судна в районе форштевня, ахтерштевня и на мидель-шпангоуте.

Пантокарены представляют собой универсальные графики для данного судна, отражающие форму его корпуса в части остойчивости.

Плечо формы — это расстояние, на которое переместится сила плавучести относительно исходного центра величины Cο при крене судна.

Запас плавучести определяет предельный объем воды, при поступлении которой внутрь корпуса судно еще остается на плаву.

Способность судна двигаться в окружающей среде с заданной скоростью при определенной мощности главных двигателей и соответствующем движителе называется ходкостью.

Устойчивость на курсе — это способность судна сохранять направление прямолинейного движения.

Поворотливость — способность судна изменять направление движения и описывать траекторию заданной кривизны.

Отклонение судна от курса при прямом положении руля называется рыскливостью.

Качкой называются колебательные движения, которые судно совершает около положения его равновесия.

Коррозией металлов называется их разрушение вследствие химического или электрохимического взаимодействия с внешней средой.

Отрывок, характеризующий Мидель-шпангоут

– В том то и дело, – смеясь и перебивая, быстро говорил Долгоруков. – Вы знаете Билибина, он очень умный человек, он предлагал адресовать: «узурпатору и врагу человеческого рода». Долгоруков весело захохотал. – Не более того? – заметил Болконский. – Но всё таки Билибин нашел серьезный титул адреса. И остроумный и умный человек. – Как же? – Главе французского правительства, au chef du gouverienement francais, – серьезно и с удовольствием сказал князь Долгоруков. – Не правда ли, что хорошо? – Хорошо, но очень не понравится ему, – заметил Болконский. – О, и очень! Мой брат знает его: он не раз обедал у него, у теперешнего императора, в Париже и говорил мне, что он не видал более утонченного и хитрого дипломата: знаете, соединение французской ловкости и итальянского актерства? Вы знаете его анекдоты с графом Марковым? Только один граф Марков умел с ним обращаться. Вы знаете историю платка? Это прелесть! И словоохотливый Долгоруков, обращаясь то к Борису, то к князю Андрею, рассказал, как Бонапарт, желая испытать Маркова, нашего посланника, нарочно уронил перед ним платок и остановился, глядя на него, ожидая, вероятно, услуги от Маркова и как, Марков тотчас же уронил рядом свой платок и поднял свой, не поднимая платка Бонапарта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *