Что такое мгн в строительстве
Минстрой России уточнил требования по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения
Предыдущая редакция СП 59 разрабатывалась в 2015 году. За прошедший период была проделана огромная работа по формированию доступной среды для всех категорий граждан, были внесены поправки в федеральные законы, разработаны новые и актуализированы существующие своды правил, в том числе по пожарной безопасности, которые в корне меняют подход к разработке требований доступности среды. Поэтому сейчас в новую редакцию СП 59 внесено значительное количество изменений и дополнений для повышения качества и эффективности, содержащихся в нём требований.
При активном взаимодействии с Минтрансом России, АО «РЖД» введены требования по обеспечению доступности для МГН транспортных объектов, в том числе: остановочных пунктов общественного транспорта, заправок, автомоек, территорий вокзальных комплексов. Уточнены требования к автостоянкам и оборудованию зон пешеходного и транспортного движения. Большое внимание при пересмотре свода правил уделялось вопросам безопасности.
В результате совместной работы с МЧС России и региональными министерствами разработчиками уточнены требования к пожаробезопасным зонам и путям эвакуации в соответствии с изменением пожарных нормативов (в том числе СП 1.13130.2020). Введено новое приложение Б по маломобильным группам населения и расчетному количеству людей, относящихся к группам М2-М4 для зданий различного функционального назначения с учетом класса функциональной пожарной опасности.
С учетом рекомендаций Всероссийского общества инвалидов и других общественных организаций исключено применение на путях движения крышек люков старой конструкции с рёбрами жесткости более 5 мм, которые могли создавать травмоопасную ситуацию. Также из документа исключены решения, которые показали свою технико-экономическую неэффективность в процессе эксплуатации.
В обновленном документе уточнены требования к применению тактильной навигации на территории вокзалов, аэропортов, спортивных сооружений, театрах, общественных зданиях массового посещения и жилых зданиях, а также сокращены избыточные требования к применению наземных тактильных указателей (ТНУ).
Нарекания в плане травмоопасности у людей с нарушением зрения вызывали и некоторые типы предупреждающих рифов, расположенные вдоль края платформы, поэтому в обновленном документе предложены к применению ТНУ с продольными рифами.
«В состав обновлённого СП 59 включены положения 93 специальных технических условий (СТУ). Введение в нормативные требования вопросов, часто повторяющихся в утвержденных за последние 5 лет СТУ, позволили уточнить необходимые параметры объемно-планировочных решений с учетом современных технологий проектирования и строительства в целях повышения безопасности и доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения», – подчеркнул директор ФАУ «ФЦС» Сергей Музыченко.
Что такое мгн в строительстве
ГОРОДСКАЯ СРЕДА. ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Urban environment. Design rules for people with limited mobility
Дата введения 2013-07-01
Сведения о своде правил
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации (ТК 465) «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Управлением градостроительной политики
5 Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных
Введение
Разработанный в развитие положений СП 42.13330, СП 59.13330 настоящий свод правил в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г., содержит обязательные и рекомендательные нормы и правила по проектированию городской среды, адаптированной для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Настоящий Свод правил детализирует требования СП 59.13330 и может применяться совместно с другими документами в области проектирования и строительства для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Свод правил разработан: ОАО «ЦНИИЭП жилища» (канд. архит., проф. А.А.Магай, канд. архит. Н.В.Дубынин; ООО «Институт общественных зданий» (канд. архит. A.M.Гарнец, канд. архит. A.M.Базилевич); ФГБУ «ЦНИИП градостроительства РААСН» (канд. техн. наук З.В.Азаренкова, канд. архит. П.Н.Давиденко).
1 Область применения
1.2 Действие свода правил распространяется на реконструируемые территории различного функционального назначения городов и на существующую застройку с соблюдением доступности зданий, сооружений и транспортных сооружений для инвалидов, для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения, дефектами слуха и других маломобильных групп населения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил даны ссылки на следующие документы:
СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»
СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (с изменением N 1)
СП 111.13330.2011 «СНиП 11-04-2003 Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации»
СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменением N 1)
СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения» (с изменением N 1)
СП 139.13330.2012 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования»
СП 141.13330.2012 «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения» (с изменением N 1)
СП 147.13330.2012 Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции (с изменением N 1)
ГОСТ Р 50918-96 Устройства отображения информации по системе шрифта Брайля. Общие технические условия
ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения
ГОСТ Р 51671-2015 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности
ГОСТ Р 52143-2013 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52498-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания
ГОСТ Р 52880-2007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины по СП 42.13330, СП 59.13330, ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 52880, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 абилитация: Система лечебно-социальных и психолого-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
3.2 подразделение абилитации детей; ПАД: Структурно-функциональная единица учреждений социального обслуживания, образования или здравоохранения, занимающаяся абилитацией детей в возрасте от рождения до 3-4 лет и оказывающая психологическую, социально-педагогическую, консультативную и иную помощь их семьям; может быть организована в форме лекотеки, центра игровой поддержки ребенка, центра ранней помощи, консультативного пункта и др.
Раздел 3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4 Основные положения
4.1 Проектные решения по обеспечению доступности МГН городской среды, реконструкции сложившейся и проектировании новой застройки должны учитывать физические возможности всех категорий МГН, включая инвалидов, и быть направлены на повышение качества городской среды по критериям доступности, безопасности, комфортности и информативности.
4.2 Основными принципами формирования среды жизнедеятельности при реконструкции и проектирование новой городской застройки является создание условий для обеспечения физической, пространственной и информационной доступности объектов и комплексов различного назначения (жилых, социальных, производственных, рекреационных, транспортно-коммуникационных и др.), а также обеспечение безопасности и комфортности городской среды.
4.3 Комплексное решение системы обслуживания инвалидов должно предусматривать размещение специализированных объектов и объектов обслуживания общего пользования различных форм собственности в виде единой системы согласно проектному расчету.
4.4 При создании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности необходимо обеспечивать возможность беспрепятственного передвижения:
для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и маломобильных групп населения с помощью опорной трости, костылей, кресла-коляски, собаки-проводника, а также с использованием транспортных средств (индивидуальных, специализированных или общественных);
для инвалидов с нарушениями зрения и слуха с использованием информационных сигнальных устройств и средств связи, доступных для инвалидов (согласно ГОСТ Р 51671);
для инвалидов с нарушениями зрения с использованием белой трости, собак-проводников, технических средств информирования, ориентирования и сигнализации, адаптированных для инвалидов по зрению [9].
4.5 Основу доступной для инвалидов среды жизнедеятельности должен составлять безбарьерный каркас территории реконструируемой застройки, обеспечивающий создание инвалидам условий для самостоятельного осуществления основных жизненных процессов: культурно-бытовых потребностей, передвижения с трудовыми и культурно-бытовыми целями, отдыха, занятия спортом и др.
4.6 Принципы формирования безбарьерного каркаса территории должны основываться на принципах универсального дизайна и обеспечивать: равенство в использовании городской среды всеми категориями населения; гибкость в использовании и возможность выбора всеми категориями населения способов передвижения; простоту, легкость и интуитивность понимания предоставляемой о городских объектах и территориях информации, выделение главной информации; возможность восприятия информации и минимальность возникновения опасностей и ошибок восприятия информации.
4.7 Основные элементы безбарьерного каркаса территории:
выделенные посредством информационных, сигнальных устройств и средств связи, доступных для инвалидов, транспортные и пешеходные коммуникации и пространства, организованные по принципам непрерывности и доступности всех основных функциональных зон, зданий и сооружений различного назначения, прежде всего к учреждениям повседневного и периодического обслуживания населения; остановок городского наземного общественного транспорта, станций метрополитена, а также обеспечения комфортабельности и безопасности передвижения инвалидов;
обустройство пандусов и элементов предупреждения и на пересечениях пешеходных коммуникаций безбарьерного каркаса. Системы и средства предупреждения должны обеспечивать инвалидов информацией и сигнализировать об опасности, быть комплексными и предусматривать дублирование визуальной, звуковой и тактильной информации;
наличие сопряжений с подъемными и другими устройствами различного типа, используемыми на вертикальных коммуникациях: пандусы, лестницы, лифты, эскалаторы, подъемные платформы, поручни на пандусах, лестницах, входах во все жилые здания и здания общественного назначения;
обеспечение доступности общественного транспорта для различных категорий инвалидов и других МГН. Обеспечение необходимого уровня площадок остановок общественного транспорта для посадки в низкопольный транспорт, оборудованный специальными выдвижными платформами; оснащение общественного транспорта и остановок общественного транспорта оборудованием Системы радиоинформирования и ориентирования для инвалидов по зрению;
Минстрой России уточнил требования по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения
Предыдущая редакция СП 59 разрабатывалась в 2015 году. За прошедший период была проделана огромная работа по формированию доступной среды для всех категорий граждан, были внесены поправки в федеральные законы, разработаны новые и актуализированы существующие своды правил, в том числе по пожарной безопасности, которые в корне меняют подход к разработке требований доступности среды. Поэтому сейчас в новую редакцию СП 59 внесено значительное количество изменений и дополнений для повышения качества и эффективности, содержащихся в нём требований.
При активном взаимодействии с Минтрансом России, АО «РЖД» введены требования по обеспечению доступности для МГН транспортных объектов, в том числе: остановочных пунктов общественного транспорта, заправок, автомоек, территорий вокзальных комплексов. Уточнены требования к автостоянкам и оборудованию зон пешеходного и транспортного движения. Большое внимание при пересмотре свода правил уделялось вопросам безопасности.
В результате совместной работы с МЧС России и региональными министерствами разработчиками уточнены требования к пожаробезопасным зонам и путям эвакуации в соответствии с изменением пожарных нормативов (в том числе СП 1.13130.2020). Введено новое приложение Б по маломобильным группам населения и расчетному количеству людей, относящихся к группам М2-М4 для зданий различного функционального назначения с учетом класса функциональной пожарной опасности.
С учетом рекомендаций Всероссийского общества инвалидов и других общественных организаций исключено применение на путях движения крышек люков старой конструкции с рёбрами жесткости более 5 мм, которые могли создавать травмоопасную ситуацию. Также из документа исключены решения, которые показали свою технико-экономическую неэффективность в процессе эксплуатации.
В обновленном документе уточнены требования к применению тактильной навигации на территории вокзалов, аэропортов, спортивных сооружений, театрах, общественных зданиях массового посещения и жилых зданиях, а также сокращены избыточные требования к применению наземных тактильных указателей (ТНУ).
Нарекания в плане травмоопасности у людей с нарушением зрения вызывали и некоторые типы предупреждающих рифов, расположенные вдоль края платформы, поэтому в обновленном документе предложены к применению ТНУ с продольными рифами.
«В состав обновлённого СП 59 включены положения 93 специальных технических условий (СТУ). Введение в нормативные требования вопросов, часто повторяющихся в утвержденных за последние 5 лет СТУ, позволили уточнить необходимые параметры объемно-планировочных решений с учетом современных технологий проектирования и строительства в целях повышения безопасности и доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения», – подчеркнул директор ФАУ «ФЦС» Сергей Музыченко.
Что такое мгн в строительстве
ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Accessibility of buildings and structures for persons with disabilities and persons with reduced mobility
____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 59.13330.2012 с СП 59.13330.2016 см. по ссылке;
Текст Сравнения СП 59.13330.2012 со СНиП 35-01-2001 см. по ссылке
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Дата введения 2013-01-01
Сведения о своде правил
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики. Изменение N 1 к СП 59.13330.2012 подготовлено к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2011 г. N 605 и введен в действие с 01 января 2013 г. В СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» внесено и утверждено изменение N 1 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 октября 2015 г. N 750/пр и введено в действие с 26 октября 2015 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Пункты, таблицы, приложения, в которые внесены изменения, отмечены в настоящем своде правил звездочкой.
Введение
Актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил проведена в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», а также п.2 Плана мероприятий по созданию безбарьерной среды для целей проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи.
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Впервые в российский нормативный документ введен новый прогрессивный принцип «универсальный проект (дизайн)», который заявлен в Конвенции, как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.
Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.
Изменение N 1 к настоящему своду правил выполнено ООО «Институт общественных зданий» (канд. архитектуры А.М.Гарнец).
1 Область применения
1.2 Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
1.3 Возможность и степень (вид) адаптации к требованиям настоящих норм зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня и с органами социальной защиты населения соответствующего уровня.
1.4 Требования нормативного документа не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов.
1.5 Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении:
досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;
эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;
своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;
удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.
1.6 Проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).
2 Нормативные ссылки
Нормативные документы, на которые в тексте настоящего свода правил имеются ссылки, приведены в приложении А.
3 Термины и определения
Используемые в тексте термины и их определения приведены в приложении Б.
4 Требования к земельным участкам
4.1 Входы и пути движения
4.1.1 Вход на участок следует оборудовать доступными для МГН, в том числе инвалидов-колясочников, элементами информации об объекте.
4.1.2 На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие преграду для МГН.
4.1.3 В проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.
Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время (в течение суток) эксплуатации учреждения или предприятия в соответствии с ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52875.
4.1.4 Транспортные проезды на участке и пешеходные пути к объектам допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения.
При этом следует делать ограничительную разметку пешеходных путей на проезжей части, которые обеспечат безопасное движение людей и автомобильного транспорта.
4.1.5 При пересечении пешеходных путей транспортными средствами у входов в здание или на участке около здания следует предусматривать элементы заблаговременного предупреждения водителей о местах перехода, вплоть до его регулирования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51684. По обеим сторонам перехода через проезжую часть должны быть установлены бордюрные пандусы.
4.1.6 При наличии на участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный переход.
4.1.7 Ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,0 1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках.
Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м.
4.1.9 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на территории рекомендуется принимать не менее 0,05 м.
Перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,025 м.
4.1.10 Тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации или начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.
Ширина тактильной полосы принимается в пределах 0,5-0,6 м.
4.1.11 Покрытие пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов должно быть из твердых материалов, ровным, шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а также предотвращающим скольжение, т.е. сохраняющим крепкое сцепление подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски при сырости и снеге.
Покрытие из бетонных плит должно иметь толщину швов между плитами не более 0,015 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.
Поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой.
Не следует применять на путях движения МГН ступеней с открытыми подступенками.
Марш открытой лестницы не должен быть менее трех ступеней и не должен превышать 12 ступеней. Недопустимо применение одиночных ступеней, которые должны заменяться пандусами. Расстояние между поручнями лестницы в чистоте должно быть не менее 1,0 м.
Краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой.
Перед открытой лестницей за 0,8-0,9 м следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0,3-0,5 м.
4.1.13 В тех местах, где высота свободного пространства от поверхности земли до выступающих снизу конструкций лестниц менее 2,1 м, следует предусматривать ограждение или озеленение (кусты).
4.1.14 Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.