Что такое мгх в логистике

Ответы на вопросы о возможностях 1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП

Что такое мгх в логистике. Смотреть фото Что такое мгх в логистике. Смотреть картинку Что такое мгх в логистике. Картинка про Что такое мгх в логистике. Фото Что такое мгх в логистике

Отвечаем на актуальные вопросы участников вебинара о функционале и возможностях программного продукта «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП». Статья опубликована с развёрнутыми комментариями специалиста АЙТОБ Андрея Занина и примерами в виде скриншотов из программы.

Как в маршрутном листе учитывается дорожная ситуация – пробки, если, к примеру, доставка груза занимает 3 дня?

Когда транспорт двигается 2-3 дня между городами, учёт пробок не играет особой роли в логистике, потому что трассы одни и те же. В данном случае нужно настроить режим труда и отдыха водителя, потому что по законодательству водитель должен двигаться непрерывно не более 4-х часов, после чего должен быть режим отдыха, если не участвует второй водитель. Если второй водитель участвует, то можно настроить, что машина непрерывно двигается. Однако также необходимо учитывать стоянки, заправки и другие вещи. Набор настроек сводится к этому.

Немаловажный фактор: когда мы используем автопланирование, то скорость автомобиля берётся изначально максимально разрешенная по дорогам. Если это крупнотоннажная загруженная машина, то она будет ехать не на максимальной скорости, а в 2-3 раза медленнее. Поэтому в маршрутном листе данный момент настраивается коэффициентами скорости.

Как при автоматическом планировании учитываются МГХ грузового места и упаковок?

Если в заказах вашей компании фигурирует определённое количество упаковок, то в системе 1С:ТЛЭ можно им управлять. В модели транспортного средства нужно задать минимальное количество упаковок, которое можно в него загрузить.

Есть несколько критериев, по которым можно задать это количество:

Для примера отбросим минимальное и максимальное количество, и назначим в качестве номинала 500 упаковок. Если в заказе приходит 10-20 упаковок, то в транспортном средстве компануется несколько подходящих заказов, которые не будут превышать назначенное номинальное количество упаковок.

В автопланировании также учитывается вопрос загрузки транспортного средства – при построении оптимального маршрута одновременно просчитываются все параметры, чтобы не возникло такой ситуации, что из-за 10 упаковок поехали за 200 км.

Что такое мгх в логистике. Смотреть фото Что такое мгх в логистике. Смотреть картинку Что такое мгх в логистике. Картинка про Что такое мгх в логистике. Фото Что такое мгх в логистике

После формирования маршрутного листа, как происходит отправка автомобиля в рейс и смена статусов (в пути, завершен и т.д.). Если можно, покажите в самой программе

Решение 1С:ТЛЭ работает с мобильным приложением, которое входит в базу поставки. В начальную конфигурацию входит одно рабочее место водителя, которые можно докупать, лицензии ежегодные.

Оно позволяет отправлять водителю электронные маршрутные листы, фиксировать его статусы по мере движения по маршруту, отправлять фотоотчеты, общаться в чате – всё доступно в системе.

Что такое мгх в логистике. Смотреть фото Что такое мгх в логистике. Смотреть картинку Что такое мгх в логистике. Картинка про Что такое мгх в логистике. Фото Что такое мгх в логистике

Подскажите, ТЛЭ подходит для ТБО вывоза мусора?

Да, подходит. В демонстрации показывали алгоритм Кларка-Райта, минус которого в том, что он работает с одной отправной точкой, склад/гараж. Для задачи вывоза мусора больше подойдёт алгоритм очередей, в котором есть несколько точек погрузок/разгрузок.

Сфера ТБО – это всё наоборот, мы не доставляем, а забираем. Есть несколько площадок, с которых машина забирает мусор и отвозит его на полигон или на перерабатывающую станцию. Всё это делается в 1С:ТЛЭ, выезд автомобиля из гаража, заезд на несколько точек по плану.

Самое важное, что базе ведётся учёт транспорта, расхода ГСМ, большая статья расхода на ремонт, и есть мобильный клиент для водителей.

Что такое мгх в логистике. Смотреть фото Что такое мгх в логистике. Смотреть картинку Что такое мгх в логистике. Картинка про Что такое мгх в логистике. Фото Что такое мгх в логистике

Подскажите пожалуйста, как ориентируется водитель на маршруте, каким образом, в каком виде он получает маршрут и порядок выгрузки?

В комплекте поставки есть мобильное приложение, которое как служит для передачи готового маршрутного задания водителю. Порядок последовательности посещения точек задаётся через рабочее место логиста, когда мы делаем автопланирование, система сама выстраивает порядок загрузки или разгрузки. Логист вправе менять эту последовательность, так как есть характеристики объектов, которые нельзя учесть в маршрутизации, и логист может их редактировать.

Далее логист утверждает спланированные маршруты, проводит этот документ и выписывает путевые листы, которые также надо передать водителю. Водителю можно заблаговременно прислать это задание уже с той последовательностью, которая есть в системе. У водителя есть все данные, чтобы ориентироваться во время доставки: куда ему приехать, что загрузить, контактные лица, что за товар там может быть, какой маршрут следования у него произойдёт дальше.

Как формируются путевые листы

В 1С:ТЛЭ путевые листы, как правило, формируются на основании маршрутных листов. Бывает и такая ситуация, что путевой лист выписывают пустой, водитель едет на машине и заполняет задания, однако не всегда делает это правильно.

По логике программы сначала следует документ «Заказ на ТС», затем «Маршрутный лист», потом «Путевой лист». Можно пропустить маршрутный лист, и после заказа на ТС сразу формировать путевой лист.

Путевой лист можно заполнить по данным GSM мониторинга. Если брать решение 1С:ЦСМ отдельно от 1С:ТЛЭ, то в нём есть хороший функционал, который позволяет создавать путевой лист совсем без маршрутного задания, по факту перемещения автомобиля.

В этом случае в базу нужно внести контрагентов с адресами и геокодировать их. После того как водитель поедет по маршруту и заедет к контрагенту вашей компании, если он есть в базе, то автоматически попадёт в путевой лист, который по сути создан. Путевой лист открывается на основании того факта, что зажигание автомобиля заведено, назначен какой-то тайминг, например 1 час, который означает что автомобиль уже тронулся. На таком же основании путевой лист закрывается: зажигание выключено и прошло 2-3 часа.

В систему будет попадать полностью закрытый путевой лист, также в печатной форме, в котором записаны контрагенты с адресами, расстояние и общий пробег, расчётная величина по общим нормам расхода топлива. Если вы хотите получать реальные данные по расходу топлива, то устанавливайте датчик топлива на автомобиль.

Такое же решение по заправкам – подключаем поставщиков, и в систему 1С:ЦСМ попадают данные по топливным картам.

Что такое мгх в логистике. Смотреть фото Что такое мгх в логистике. Смотреть картинку Что такое мгх в логистике. Картинка про Что такое мгх в логистике. Фото Что такое мгх в логистике

Да, только Яндекс. Задаётся критерий по автомобилю и начисление штрафов по опозданию. Здесь нужно определиться, что важнее для компании: обязательно доставить своевременно или доставка может быть с опозданием. Всё это считает алгоритм в 1С:ТЛЭ и показывает, как выгоднее везти: опаздывать, но экономить столько-то средств, или доставлять без опозданий, но будет больше машин, и дороже стоить доставка. Такой баланс можно проанализировать и выбрать оптимальный для вас сценарий планирования.

Стоимость привязывается по Яндекс маршрутизации только к транспортному средству или к модели. Нет критериев к транспортным компаниям.

Что такое мгх в логистике. Смотреть фото Что такое мгх в логистике. Смотреть картинку Что такое мгх в логистике. Картинка про Что такое мгх в логистике. Фото Что такое мгх в логистике

Есть ли интеграции с Бухгалтерией предприятия 3.0 ЗУК?

Есть. Выгрузка стандартная в ЗУК. Передаются первичные документы, на основании путевого листа акт списания топлива и другие. Всё настраивается, обмен готовый и ничего сложного. Также с ЗУК идет начисление зарплаты. В системе есть тарифы, которые мы вводим по водителям, фиксированная оплата или тонна на километр. Все данные заводятся и выбирается начисление. Можем часть данных оставлять в программе, часть будет отправляться в 1С бухгалтерию.

Какое займёт время планирование 500 транспортных средств и 15000 заказов

На этот вопрос сложно ответить сразу, так есть несколько факторов, которые влияют на расчёт. 1000 заказов 1С:ТЛЭ может планировать 5-10 минут. Чтобы спланировать 15000 заказов, надо смотреть конкретно по вашей организации, потому что если без временных окон, погрузка с одного склада, то может занять небольшое количество времени. Всегда можно загрузить ваши заказы в систему и посмотреть, сколько реально это займёт.

Самое большое количество времени занимает расчёт расстояния. У вас все 15000 адресов для базы будут новые, и необходимо сначала их геокодировать, или если есть координаты, то загрузить, а потом между всеми этими адресами рассчитать матрицу расстояний. Это займёт продолжительное время. Дальше подключается автопланирование, в котором мы можем влиять на оптимизацию, чтобы работало быстрее. Если это постоянные адреса, проблемы нет, если каждый раз новые все 15000, то надо прорабатывать логику. Решение есть, но не коробочный вариант, это проектные технологии, которые надо разрабатывать с помощью программистов.

В чём отличие версий КОРП и ПРОФ в данной программе?

Есть несколько версий программы 1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом. Это СТАНДАРТ, ПРОФ и КОРП. По отличиям пойдём с наименьшего, от СТАНДАРТ к ПРОФ. В ПРОФ появляется система спутникового мониторинга и появляется терминальный режим (когда в автомобиль можно поставить внешний терминал, и водитель сам себе выписывает путевые листы), появляется бюджетирование и планирование денежных средств, работа с наёмным транспортом. Далее идем в КОРП. В отличие от ПРОФ, в КОРП есть понятие «мультимодальная доставка», и можем делать доставку в несколько звеньев, далее добавляется маршрутизация, автопланирование, АРМ логиста, тендеры. Это основные отличия.

У вас есть рекомендации от какого количества автотранспорта эффективно применение Вашей программы? Или подскажите другие параметры эффективности.

Мы рекомендуем начинать использовать системы учёта автопарка, когда ваш собственный достигает 10 машин. На этом уровне уже не реально выписывать путевые листы, вести учёты ремонтов и заявок в разных местах в Эксель и намного эффективнее использовать программы для автоматизации логистики. Именно 1С:ТЛЭ предназначена для крупного автопарка, когда машин 20-30.

Источник

Исходные данные для технологического проектирования

Основными задачами технологического проектирования склада являются планировка складского комплекса с рассчитанными параметрами объема и площади зон склада, количеством стеллажного оборудования, подъемно-транспортных средств и персонала, а также описание алгоритмов выполнения складских операций.

Что такое мгх в логистике. Смотреть фото Что такое мгх в логистике. Смотреть картинку Что такое мгх в логистике. Картинка про Что такое мгх в логистике. Фото Что такое мгх в логистике

Для определения параметров складских зон в первую очередь необходимо знать, какие товары будут храниться на складе и каков уровень запаса каждого из них. немаловажной является также информация об операциях, выполняемых на складе: организация размещения, хранения и отбора по-разному происходит на складе готовой продукции, складе ответственного хранения и в распределительном центре. Структура процесса технологического проектирования склада показана на схеме.

Характеристика грузов (товаров)

К наиболее существенным характеристикам товара, влияющим на его размещение на складе, следует отнести массогабаритные характеристики, условия хранения и совместимости товара.

Массогабаритные характеристики товара (далее МГХ) – очень важная информация, которой не всегда уделяют должное внимание. Ее используют для вычисления потребности в площади (объеме) хранения, параметров зон отгрузки, приемки, количества и типов стеллажного оборудования, подъемно-транспортной техники, персонала склада. Поскольку сбор данных о массогабаритных характеристиках достаточно трудоемкий процесс, многие компании пренебрегают им и не проводят соответствующие измерения. Однако следует учесть, что невозможно рассчитать все перечисленные параметры, зная объем грузопотока, выраженный только в денежных единицах. В редких случаях можно обойтись числом паллет. При наличии большой номенклатуры товаров, при отгрузке мелкими партиями и необходимости переработки (фасовки, переупаковки) грузов на складе необходима система постоянного сбора данных о МГХ.

Наиболее удобным способом сбора данных о МГХ товаров является проведение соответствующих измерений при приемке товаров на склад. В приемочные документы наряду с информацией о партии, серии, сроке годности, количестве в поставке надо заносить ширину, длину, высоту и массу единиц хранения.

Что такое мгх в логистике. Смотреть фото Что такое мгх в логистике. Смотреть картинку Что такое мгх в логистике. Картинка про Что такое мгх в логистике. Фото Что такое мгх в логистике

При регистрации результатов приемки в информационной системе управления складом помимо данных о МГХ для каждого товара необходимо указать дополнительную информацию:

• требуемые условия хранения;

• необходимость ограничения доступа персонала;

• возможность или запрет вращения упаковки при размещении на хранение;

• хрупкость, максимальную высоту штабелирования;

• совместимость хранения с другими товарами.

Организация измерения МГХ возможна также в процессе хранения, однако это может быть разовой процедурой, целью которой является быстрый сбор необходимой информации для проведения расчетов или актуализации данных в информационной системе управления складом.

Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут быстро и качественно собрать информацию о МГХ для проведения технологического проекта в случае, если ранее такие данные в информационной системе склада не регистрировались:

• используйте каталоги продукции – в них может быть указана необходимая информация о габаритных размерах и массе штук, упаковок;

• используйте дополнительную информацию, например, габаритные размеры книжных и журнальных изданий можно достаточно точно рассчитать исходя из указанного формата;

Что такое мгх в логистике. Смотреть фото Что такое мгх в логистике. Смотреть картинку Что такое мгх в логистике. Картинка про Что такое мгх в логистике. Фото Что такое мгх в логистике

• для товаров, не имеющих четких размеров (например, мешки), следует указывать размеры параллелепипеда, в который данный вид упаковки вписывается;

• дополнительные характеристики товара, которые влияют на способ размещения на складе, могут быть отмечены в информационной системе как принадлежность к определенным товарным группам.

К сожалению, не всегда данные о массогабаритных характеристиках товара, занесенные в информационную систему, соответствуют действительности. Опечатки, путаница с единицами измерения, ошибки персонала при внесении в печатные и электронные документы – все это происходит часто и приводит к искажению информации. Для выявления некорректных данных применяют следующий простой способ. Для каждого товара (артикула) исходя их данных, внесенных в информационную систему, рассчитывают плотность:

Полученное значение для ошибочных МГХ будет либо слишком большим, либо слишком маленьким. Таким образом, сразу выявляется ошибка в данных об объеме единицы товара или в данных о массе. Диапазон допустимых значений плотности для каждого товара будет уникальным и определяется эмпирически. В таблице приведены значения плотности для некоторых продовольственных товаров.

Уровень запаса товаров

Для расчета параметров зоны хранения, определения типа и числа стеллажей необходимо знать не только габаритные размеры товаров, но и максимальный запас каждого из них.

Что такое мгх в логистике. Смотреть фото Что такое мгх в логистике. Смотреть картинку Что такое мгх в логистике. Картинка про Что такое мгх в логистике. Фото Что такое мгх в логистике

Хотя параметры системы управления запасами (оптимальный уровень запаса, объемы и частота поставок) должны определять параметры склада, зачастую на практике происходит наоборот. Как правило, одной из задач технологического проектирования является определение предельных значений вместимости зоны хранения и предельного грузооборота, который рассматриваемый склад в состоянии обработать, сохраняя стабильность функционирования и соблюдая технологию выполнения операций.

При отсутствии четких параметров системы управления запасами используют несколько способов определения количества товара, который надо разместить на складе. В первую очередь хотелось бы отметить, что для определения уровня запаса должен анализироваться пиковый период нагрузки на склад. Это делают для того, чтобы разработанные объемно-планировочные решения обеспечили устойчивую работу на протяжении всего года, в том числе в периоды сезонных всплесков спроса. Расчет потребности в объемах и площадях складских помещений производят как для текущего уровня запасов на складе, так и с учетом прогнозов изменения объема или интенсивности грузооборота.

Один из наиболее простых способов определить количество товара – использовать срез остатков на складе в пиковый период. В этом случае за значение уровня запаса товара, для которого определяют типоразмеры ячеек и их число, принимается количество товара на определенный день. Как правило, выявленное количество товара увеличивают на 10. 20% (так называемый коэффициент неравномерности поставок), а также корректируют в соответствии с прогнозами развития бизнеса.

Что такое мгх в логистике. Смотреть фото Что такое мгх в логистике. Смотреть картинку Что такое мгх в логистике. Картинка про Что такое мгх в логистике. Фото Что такое мгх в логистике

Второй способ определения уровня запаса – использование значения объема поставок. В случае если оборачиваемость товаров на складе близка к единице, можно взять суммарные объемы поставок за месяц в пиковый период. Для склада с более высокой оборачиваемостью в качестве уровня запаса можно взять объем одной поставки для каждого товара или суммарный объем поставок за месяц в пиковый период, деленный на коэффициент оборачиваемости:

Еще один способ – определение уровня запаса товара на основании ежедневной потребности. Для этого анализируют статистику отгрузок в пиковый период и рассчитывают среднее значение ежедневной потребности для заказов клиентов. Под значением уровня запаса для каждого товара будет пониматься запас на определенный период, рассчитанный исходя из сроков хранения товаров и среднего периода хранения товаров на складе. Таким образом,

Все перечисленные способы используют определенные допущения, а значит, существует вероятность ошибки. Поэтому, прежде чем начинать технологический проект склада, следует обратить внимание на систему управления запасами, проанализировать статистику предыдущих периодов, сгруппировать товары по оборачиваемости и частоте обращения и для каждой группы определить оптимальный уровень запаса товара, уровень страхового запаса, частоту и объем поставки. Расчет потребности в ячейках склада и определение типоразмеров мест хранения, основанные на этих данных, и будут наиболее точными.

Источник

Что нужно знать начинающему логисту. Введение в профессию 16:48, 27 января 2021 Версия для печати

Рассказываем, какие знания пригодятся логисту в работе и как за пять минут оценить уровень подготовки специалиста, не устраивая «допрос с пристрастием».

Логист – одна из самых популярных и востребованных на сегодняшний день профессий. На рекрутинговых порталах опубликованы тысячи объявлений о найме на работу логистов, причём называться должности могут по-разному (логист, менеджер по логистике, менеджер по грузоперевозкам и так далее), а уровень зарплат варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.

Чем занимаются логисты и что нужно знать, чтобы начать работу и сделать карьеру в этой отрасли? Ответить на эти вопросы будет непросто, потому что у логистов существует огромное количество специализаций. Работа диспетчера, распределяющего грузовые ГАЗели по заказам в городе-миллионнике не имеет ничего общего с работой специалиста ВЭД, занимающегося морскими перевозками и таможенным оформлением. А ведь оба этих специалиста имеют полное право называть себя логистами.

Чем занимаются логисты?

Согласно Википедии, логистика – это система по организации доставки каких-либо материальных предметов из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Именно этим логисты и занимаются. На их плечи ложится ответственность за организацию перевозки грузов из пункта А в пункт Б и за все связанные с этим действия: поиск необходимого транспорта, правильное бухгалтерское и таможенное оформление перевозки, принятие мер по обеспечению её безопасности.

Кроме того, логисты зачастую выполняют роль менеджеров по продажам логистических услуг. Им приходится искать не только перевозчиков, но и грузоотправителей – обеспечивать себя работой.

Поэтому зарплаты у логистов обычно сдельные: их размеры напрямую зависят от объёмов продаж.

Какие специализации бывают у логистов?

— Профессия логиста делится на множество специализаций в зависимости от вида транспорта, который перевозит вверенные специалисту грузы, – рассказывает Евгения, логист с 20-летним опытом работы в сфере автомобильных грузоперевозок. – Перевозки также распределены по видам грузов: пищевая продукция, сырье, промтовары, инертные и танконаливные грузы – всё это разные области, в каждой из которых есть своя специфика.

Своя специфика есть и у различных видов транспорта – железнодорожного, морского, воздушного. Особняком стоят логисты, занимающиеся международными перевозками: им приходится иметь дело с иностранными партнёрами и таможней, что требует дополнительной квалификации.

Существуют и другие специализации, которые не предполагают организацию перевозки «под ключ» в интересах заказчика. В службах экспресс-доставки логистами зачастую называют диспетчеров, контролирующих работу курьеров. Сотрудника склада, который контролирует отгрузку и погрузку товара, также нередко называют логистом. И даже на предприятии, которое ничего никуда не отправляет (например, в бизнес-центре или на спортивном объекте) может работать логист по снабжению, который будет обеспечивать свою компанию необходимыми товарами.

Что нужно знать логисту?

Абсолютно всем логистам необходимо:

Для логистов, занимающихся международными перевозками и ВЭД, необходимо знание иностранных языков, как минимум английского на уровне Intermediate и выше. Кроме того, необходимо знание международного законодательства в сфере грузоперевозок.

Как мы уже говорили, большинство логистов занимается не только организацией перевозок, но и продажей собственных услуг. Найти хорошую работу опытному логисту поможет собственная база заказчиков и перевозчиков, а новичку её придётся нарабатывать с нуля. Для этого нужна коммуникабельность: умение вести деловые переговоры и находить общий язык с потенциальными клиентами.

Летом прошлого года бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов рассказал нам о личных качествах, которые нужны каждому логисту. Это:

Высшее образование в подавляющем большинстве случаев логистам не требуется, однако и лишним оно не будет. Логистика очень быстро меняется, и знания, которым обучают студентов на логистических факультетах, зачастую оказываются бесполезными, когда выпускники устраиваются на первую работу.

Логисты, с которыми нам довелось пообщаться, уверены: специфика профессии такова, что высшее образование нельзя рассматривать как серьёзное преимущество при трудоустройстве.

Исключением могут стать вакансии, связанные с таможенным оформлением грузов. Таможенное законодательство также меняется, но его изменения не так стремительны. Поэтому дипломированные специалисты таможенного дела в поиске работы, связанной с международной логистикой, могут иметь приоритет перед другими соискателями – и освоить профессию им будет несколько проще.

А еще логисты должны быть готовы к тому, что понятие «рабочий день» в их работе практически отсутствует. Конечно, большинство логистов уходят из офиса вечером – но это не значит, что среди ночи им не позвонит водитель или менеджер иностранной компании, рабочий день у которого в самом разгаре.

— В два часа ночи мне позвонил водитель, который плохо говорил по-английски и сказал, что его не пускают на паром. Пришлось созваниваться с сотрудником переправы и выяснять, в чем проблема. Если бы мне не удалось её разрешить, машина осталась бы в Швеции на сутки, срок доставки был бы сорван и нам пришлось бы платить крупный штраф, – рассказывает Евгения, поясняя, что такие ситуации происходят хоть и не ежедневно, но довольно часто.

Специфика логистики в автомобильных грузоперевозках

Логистам, которые работают в автомобильных перевозках, в первую очередь необходимо понимать специфику этой отрасли. Какие бывают типы полуприцепов? Сколько европаллет может увезти одна сцепка? Какова максимальная грузоподъемность автопоезда с седельным тягачом? Логисту нужно знать ответы на эти вопросы, чтобы понимать, какая машина нужна для перевозки каждой конкретной партии груза.

Логистам также нужно знать:

Лайфхак от бизнес-тренера: определяем уровень подготовки логиста

Камиль Баймухаметов утверждает: самый простой способ определить уровень подготовки логиста – сыграть с ним в города. Опытные специалисты могут играть 10-15 минут, а новички обычно сдуваются за первую пятиминутку.

Мнение логиста

Помимо этого, нужно обладать достаточно серьезными знаниями – например, по оформлению документации. Если это касается международной перевозки, то на иностранном языке. Все логисты должны владеть как минимум базовым английским языком, а лучше не базовым – в современных реалиях это обязательные знания. Таможенные правила, если это международная логистика – а эти правила постоянно изменяются, постоянно добавляются новые правила оформления документации вплоть до каких-то слов, которые должны быть вписаны в документы, а если их нет, возникнут большие проблемы на границе, на таможне.

Человек должен владеть пониманием финансовых операций. Есть определенный документ – Incoterms, свод правил, по которым происходит отгрузка товара. Он завязан в том числе и на финансовых вопросах. Когда наступает переход ответственности от поставщика к перевозчику? А от перевозчика к покупателю? Профессиональный логист знает ответы на эти и на многие другие вопросы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *