Что такое мфр в бухгалтерии

9.3.2. Межфилиальные расчеты

В общую систему межбанковских расчетов входят расчеты между филиалами одного банка, так называемые межфилиальные расчеты (МФР). Организация МФР связана с проведением платежей через внутрибанковские расчетные системы. По счетам МФР платежи могут осуществляться филиалами кредитной организации по всем банковским операциям, указанным в лицензии, выданной ей Банком России.

Соблюдение внутрибанковских правил организации расчетных операций между филиалами одного банка должно способствовать своевременному проведению платежей обслуживаемых клиентов и составлению головным банком консолидированного баланса, а также обеспечивать эффективное управление банковской ликвидностью.

Взаимные расчеты между филиалами коммерческого банка подразделяются на два вида. Первый вид связан с перемещением ресурсов, а второй вид охватывает все другие операции, включая расчетные, осуществляемые по поручениям клиентов.

Особенностью МФР является необходимость их осуществления и отражения по счетам бухгалтерского учета одной календарной датой, т.е. датой перечисления платежа (ДПП). Для идентификации участника системы МФР каждый филиал кредитной организации должен иметь уникальный номер, содержащий не более четырех знаков.

При отсутствии корреспондентского субсчета в Банке России и корреспондентских счетов в других кредитных организациях филиал проводит все расчетные операции через счета МФР, открытые в подразделениях кредитной организации, имеющих корреспондентские счета (субсчета) в Банке России. Кроме того, филиал может открывать счета МФР в других филиалах кредитной организации, если это предусмотрено внутрибанковскими правилами построения и функционирования расчетной системы.

При недостаточности денежных средств на счете подразделения кредитной организации, через который проводятся платежи этого филиала, его расчетные документы помещаются в картотеку неоплаченных расчетных документов к корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации (филиала), открытому в РКЦ Банка России, поскольку ведение картотеки неоплаченных расчетных документов к счету межфилиальных расчетов не допускается.

Выверка расчетов по счетам межфилиальных расчетов производится ежедневно на основании выписок, которые представляются филиалами головному банку.

Корреспондентские отношения между банками, как отмечалось выше, могут осуществляться напрямую. В российской практике прямые межбанковские расчеты получили достаточно широкое распространение.

Источник

Что такое мфр в бухгалтерии

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ МФР «ПО ОПЛАТЕ» ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НДС?

Обратите внимание!
С 2019 года ИП вправе определять МФР в соответствии со ст. 121 НК, т.е. «по отгрузке». Такой метод определения МФР устанавливается письменным решением ИП по всем оборотам и изменению в течение налогового периода не подлежит (п. 3 ст. 140 НК).

В зависимости от того, как и когда осуществляются расчеты за отгруженные объекты, определяется МФР.

Условия

День зачисления денег на расчетный счет (абз. 2 п. 1 ст. 140 НК)

Оплата в безналичной форме (в том числе банковскими пластиковыми карточками) за отгруженные объекты поступила на счет от покупателя до истечения 60 дней со дня отгрузки объектов

День поступления наличных денег в кассу (абз. 3 п. 1 ст. 140 НК)

Оплата в наличной форме за отгруженные объекты поступила от покупателя до истечения 60 дней со дня отгрузки объектов

День отгрузки объектов (абз. 4 п. 1 ст. 140 НК)

Оплата за отгруженные объекты получена от покупателя в форме предоплаты, авансового платежа, задатка

60-й день со дня отгрузки (абз. 2 и 3 п. 1, п. 2 ст. 140 НК)

Оплата за отгруженные объекты от покупателя не поступила (обязательство не прекращено иным способом) до истечения 60 дней со дня отгрузки объектов

Дата оплаты фактором денежных требований (ч. 1 подп. 2.1.1 ст. 140 НК)

Оплата за отгруженные объекты поступила от фактора до истечения 60 дней со дня их отгрузки согласно договору финансирования под уступку денежных требований без права регресса

Дата погашения должником денежных требований (ч. 1 подп. 2.1.1 ст. 140 НК)

Оплата за отгруженные объекты поступила от должника до истечения 60 дней со дня их отгрузки согласно договору финансирования под уступку денежных требований с правом регресса

Дата передачи права требования (ч. 1 подп. 2.1.2 ст. 140 НК)

По отгруженным объектам права требования переданы до истечения 60 дней со дня их отгрузки

По отгруженным объектам переведен долг до истечения 60 дней со дня их отгрузки

Дата зачета взаимных требований (ч. 1 подп. 2.1.2 ст. 140 НК)

По отгруженным объектам зачтены взаимные требования до истечения 60 дней со дня их отгрузки

Дата зачисления денег на счет комиссионера (поверенного) (подп. 2.1.3 ст. 140 НК)

Оплата за отгруженные объекты комитента (доверителя) поступила от покупателя на счет комиссионера (поверенного) до истечения 60 дней со дня их отгрузки в рамках договоров комиссии (поручения и др. аналогичных договоров)

Дата зачисления денег на счет комитента (доверителя) (подп. 2.1.3 ст. 140 НК)

Оплата за отгруженные объекты комитента (доверителя) поступила от покупателя на счет комитента (доверителя) до истечения 60 дней со дня их отгрузки в рамках договоров комиссии (поручения и др. аналогичных договоров), если договором предусмотрено, что денежные средства зачисляются на счет комитента (доверителя)

Дата отгрузки товаров, выполнения работ (оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемая согласно ст. 121 НК (подп. 2.3 ст. 140, ч. 1 п. 21 ст. 121 НК)

При безвозмездной передаче объектов

При обмене объектами

При передаче товаров по договору товарного займа

При натуральной оплате труда товарами (работами, услугами)

День оплаты, включая авансовый платеж, или день иного прекращения обязательств покупателем (подп. 2.3 ст. 140, ч. 1 п. 29 ст. 121 НК)

При приобретении объектов на территории Беларуси у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Беларуси

День получения разницы (абз. 2 п. 4 ст. 140 НК)

В отношении сумм разницы, возникающей в соответствии с абз. 2 ч. 2 п. 8 и ч. 2 п. 9 ст. 120 НК

День получения сумм, увеличивающих налоговую базу НДС (абз. 3 п. 4 ст. 140 НК)

В отношении сумм, увеличивающих налоговую базу НДС в соответствии с п. 4 ст. 120 НК. Это суммы, получаемые:
— при реализации объектов сверх цены их реализации;
— в виде санкций за нарушение покупателями договоров;
— в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером объекты на условиях более выгодных, чем те, которые указаны комитентом;
— в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами товаров (работ, услуг) в виде отсрочки или рассрочки их оплаты

День отгрузки (передачи) товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов) (подп. 2.3 ст. 140, п. 24 ст. 121 НК)

При реализации работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов) для нерезидентов Беларуси

День передачи предмета залога (подп. 2.3 ст. 140, п. 25 ст. 121 НК)

При передаче предмета залога залогодателем залогодержателю при неисполнении или ненадлежащем исполнении обеспеченного залогом обязательства

По выбору плательщика признается одна из следующих дат:
— приходящийся на отчетный период день зачисления денежных средств от их покупателя на счет плательщика;
— день, определенный в порядке, установленном соответственно п. 2 и 6 ст. 121 НК (подп. 2.3 ст. 140, п. 22 ст. 121 НК)

При реализации природного и сжатого газа, электрической и тепловой энергии

———————————
День отгрузки объектов, день сдачи объекта в аренду, день передачи предмета лизинга в финансовую аренду (лизинг), день предоставления имущества в безвозмездное пользование определяется согласно положениям ст. 121 НК (подп. 2.2 ст. 140 НК).

Внимание!
Исчисление 60-дневного срока начинается со дня, следующего за днем отгрузки объектов. Днем истечения установленного срока признается 60-й день с даты отгрузки объектов независимо от того, рабочий это день или выходной (праздничный) (ч. 1, 2, 7 ст. 4 НК).

Источник

9.3.2. Межфилиальные расчеты

В общую систему межбанковских расчетов входят расчеты между филиалами одного банка, так называемые межфилиальные расчеты (МФР). Организация МФР связана с проведением платежей через внутрибанковские расчетные системы. По счетам МФР платежи могут осуществляться филиалами кредитной организации по всем банковским операциям, указанным в лицензии, выданной ей Банком России.

Непременным условием организации МФР является разработка банком, имеющим филиалы, внутрибанковского документа «Правила построения расчетной системы кредитной организации». При подготовке этого документа банк руководствуется действующим законодательством и нормативными актами Банка России. Правила построения расчетной системы банка должны быть утверждены исполнительным органом кредитной организации и содержать:

Соблюдение внутрибанковских правил организации расчетных операций между филиалами одного банка должно способствовать своевременному проведению платежей обслуживаемых клиентов и составлению головным банком консолидированного баланса, а также обеспечивать эффективное управление банковской ликвидностью.

Взаимные расчеты между филиалами коммерческого банка подразделяются на два вида. Первый вид связан с перемещением ресурсов, а второй вид охватывает все другие операции, включая расчетные, осуществляемые по поручениям клиентов.

Особенностью МФР является необходимость их осуществления и отражения по счетам бухгалтерского учета одной календарной датой, т.е. датой перечисления платежа (ДПП). Для идентификации участника системы МФР каждый филиал кредитной организации должен иметь уникальный номер, содержащий не более четырех знаков.

При отсутствии корреспондентского субсчета в Банке России и корреспондентских счетов в других кредитных организациях филиал проводит все расчетные операции через счета МФР, открытые в подразделениях кредитной организации, имеющих корреспондентские счета (субсчета) в Банке России. Кроме того, филиал может открывать счета МФР в других филиалах кредитной организации, если это предусмотрено внутрибанковскими правилами построения и функционирования расчетной системы.

При недостаточности денежных средств на счете подразделения кредитной организации, через который проводятся платежи этого филиала, его расчетные документы помещаются в картотеку неоплаченных расчетных документов к корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации (филиала), открытому в РКЦ Банка России, поскольку ведение картотеки неоплаченных расчетных документов к счету межфилиальных расчетов не допускается.

Выверка расчетов по счетам межфилиальных расчетов производится ежедневно на основании выписок, которые представляются филиалами головному банку.

Корреспондентские отношения между банками, как отмечалось выше, могут осуществляться напрямую. В российской практике прямые межбанковские расчеты получили достаточно широкое распространение.

Источник

Что такое мфр в бухгалтерии

Платежи с использованием телеграфной и почтовой технологий

Одновременно часть расчетных услуг Банк России проводит на бесплатной основе. В основном это операции со средствами бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов (в том числе налоговые перечисления), операции органов федерального казначейства.

Расчеты между РКЦ по операциям коммерческих банков и других клиентов осуществляются через систему межфилиальных оборотов (МФО). МФО должны осуществляться так, чтобы обеспечить сохранность средств, не допускать ошибок, несанкционированного доступа к движению документов, предотвращать засылку денежных средств не по адресу. Поэтому в системе МФО каждая начальная операция дублируется ответной, а на балансе ЦБ РФ открываются два вида счетов по межфилиальным расчетам: счета начальных МФО и счета ответных МФО. РКЦ, начавший операцию по расчетам (начальный провод), условно называется филиалом А, а принявший документы к ответному проводу — филиалом Б.

Перемещение денежных средств между РКЦ по системе МФО происходит на основе авизо (итал. а vviso — извещение, уведомление), представляющего собой распоряжение одного учреждения банка другому о выполнении расчетной операции. В межбанковских системах расчетов старого поколения по способу отсылки авизо подразделяются на почтовые и телеграфные. На смену почтовым и телеграфным авизо пришло электронное авизо. Межбанковские сообщения передаются теперь через телекоммуникационные системы дистанционной связи и отображаются на дисплеях компьютеров.

В зависимости от содержания операции авизо подразделяются на кредитовые (извещение о зачислении средств) и дебетовые (извещение о списании средств). Документооборот действующих на сегодня форм безналичных расчетов и соответствующих им платежных инструментов (платежные поручения, платежные требования, аккредитивы, чеки, инкассовые поручения) обусловливает использование при оформлении РКЦ — филиалом А начального провода лишь кредитовых авизо.

Межбанковские расчеты через расчетную сеть Банка России могут проводиться на сегодня в двух технологических режимах:

Платежи с использованием бумажной технологии осуществляются Банком России в следующих случаях:

Схема межбанковских расчетов с использованием бумажной технологии выглядит следующим образом:

дебет – расчетный счет клиента,

кредит – корсчет 30102.

К сводному платежному поручению банк прилагает клиентские расчетные документы и опись последних на каждый коммерческий банк-получатель платежа (2 экземпляра). Сводные платежные поручения с приложенными к ним первичными клиентскими документами и описями банк-плательщик представляет в РКЦ – филиал А.

дебет – корсчет 30101,

кредит – счет начальных МФО (начальный провод),

и отправляет по линиям связи (почтой, телеграфом) в РКЦ – филиал Б кредитовое авизо с приложением клиентских расчетных документов.

Вторые экземпляры сводного платежного поручения и описи с отметкой ответственного исполнителя РКЦ – филиала А возвращаются банку и служат распиской, подтверждающей прием документов.

дебет – счет ответных МФО (ответный провод),

кредит – корсчет банка 30101,

и выдает банку-получателю выписку с его корреспондентского счета с приложением клиентских расчетных документов. Банк зачисляет сумму платежа на расчетный счет клиента – получателя платежа в корреспонденции со своим корсчетом:

дебет – корсчет 30102,

кредит – расчетный счет клиента.

Один экземпляр полученного клиентского расчетного документа остается в документах дня банка (как основание совершения операции по счетам), другой – выдается клиенту – получателю платежа вместе с выпиской с его расчетного счета.

Как было отмечено выше, основная часть межбанковских расчетов, проводимых через расчетную сеть ЦБ РФ, осуществляется на основе электронного документооборота (93 %). Основной нормативный документ Банка России в области электронных расчетов — положение «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» от 12.13.1998 г. №

При электронной процедуре расчетов межбанковские платежные инструкции формируются и обрабатываются автоматически на основе электронных образов клиентских расчетных документов. В настоящее время Банком России в электронном формате введен только один вид расчетного документа — платежное поручение. Участниками системы электронных платежей и соответствующего электронного обмена являются практически все российские коммерческие банки.

Банк – участник электронной системы расчетов должен на основании клиентских платежных поручений сформировать электронный платежный документ (ЭПД). Обмен ЭПД между коммерческим банком и обслуживающим его РКЦ осуществляется пакетами, содержащими один или несколько ЭПД. Каждый пакет подписывается (защищается) электронной цифровой подписью (ЭЦП). ЭЦП выполняется не собственноручно, а формируется по определенному алгоритму компьютерной программы и автоматически подставляется в электронный образ. При печати электронного образа расчетного документа на бумажный носитель ЭЦП приобретает вполне материальное представление в виде отдельной записи цифр, обычно на месте собственноручной подписи.

Сформированный пакет ЭПД банк направляет в РКЦ либо с использованием средств телекоммуникаций, либо представляет на магнитном носителе (дискете) курьером или спецсвязью. В зависимости от принятого в данном РКЦ способа обмена информацией банк направляет в РКЦ пакет ЭПД в виде полноформатных ЭПД либо в виде ЭПД сокращенного формата.

Полноформатный ЭПД содержит все реквизиты расчетного документа (включая текстовые реквизиты) и имеет равную юридическую силу с расчетными документами на бумажных носителях, заверенных оттиском печати и подписями распорядителей счета.

ЭПД сокращенного формата содержит лишь часть реквизитов, обязательных для совершения операций по счету.

В этой связи перевод средств между пользователями через расчетную сеть Банка России с использованием полноформатных ЭПД не сопровождается обменом бумажными платежными документами (за исключением налоговых). Перевод же средств на основе ЭПД сокращенного формата должен сопровождаться обменом платежных документов на бумажных носителях. Поэтому в данном случае в договор банка с РКЦ об электронных платежах должно быть включено обязательство банка плательщика самостоятельно направлять расчетные документы на бумажных носителях, на основании которых составлены ЭПД сокращенного формата, непосредственно банку получателя платежа для отражения расчетных операций по счетам клиентов.

С целью защиты документооборота от несанкционированного доступа, соблюдения конфиденциальности и возможности обмена информации в автоматическом режиме при совершении расчетов электронным способом Банком России установлены определенные требования к технологиям, системам и средствам обработки, передачи и хранения электронных платежных документов. Эти требования разработаны в соответствии с положениями Государственной технической комиссии России и Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ).

Безопасность технологии обработки электронных платежных документов обеспечивается созданием системы, включающей в себя комплекс технологических, организационных, технических и программных мер и средств защиты на этапах подготовки, обработки, передачи и хранения электронных платежных документов.

Электронный обмен документами между банком и РКЦ осуществляется на основе комплекта специализированного программного обеспечения: «автоматизированное рабочее место (АРМ) обмена электронными документами Банка России». АРМ создан по заказу Банка России подконтрольным ему научно-исследовательским институтом управления специалистами Банка России. Банк России поставляет комплект документации с детальными инструкциями пользователя, обучает сотрудников коммерческих банков работе с АРМ, консультирует и проверяет обеспечение режима безопасности, тестирует АРМ. АРМ предлагает сотруднику коммерческого банка удобный и функциональный интерфейс, оптимизирующий и упрощающий его работу; формирует расчетные документы по формату, удобному для их передачи и обработки в Банке России; автоматически реализует средства электронной подписи и защиты файлов.

Система электронных платежей через расчетную сеть Банка России состоит из систем:

Участники внутрирегиональных электронных расчетов включаются в региональный справочник участников электронных расчетов, а участники межрегиональных электронных расчетов в «Справочнике БИК РФ» имеют определенный признак принадлежности к данной системе.

Внутрирегиональные электронные платежи

Под внутрирегиональными электронными расчетами понимается совокупность отношений между подразделениями расчетной сети Банка России, находящимися на территории одной области (республики, края), а также между кредитными организациями, клиентами Банка России и подразделениями расчетной сети Банка России по совершению платежей с использованием платежных и служебно-информационных документов, составляемых в электронной форме.

Порядок осуществления внутрирегиональных электронных платежей, в том числе графики обмена и обработки электронных платежей, форматы электронных сообщений и средства криптографической защиты, устанавливается правилами, разрабатываемыми территориальными учреждениями Банка России с учетом требований нормативных актов Банка России:

В систему внутрирегиональных расчетов входят два уровня участников: головной расчетно-кассовый центр (ГРКЦ) региона и региональные коммерческие банки, включая филиалы банков других регионов. Для проведения платежей банки-участники открывают корреспондентские счета в ГРКЦ. В самых общих чертах платеж осуществляется простой проводкой списания платежа с корреспондентского счета банка–плательщика и одновременным зачислением его на корреспондентский счет банка–получателя.

Более детально процедура проведения внутрирегиональных платежей имеет следующий вид.

Клиент представляет в банк платежное поручение либо на бумажном носителе, либо в электронном формате. Во втором случае передача платежного поручения в банк осуществляется дистанционно с помощью средств телекоммуникаций. С этой целью клиент банка должен установить у себя систему дистанционной связи с банковским счетом, как правило, систему «банк–клиент». Данная система основана на передаче электронных образов платежных документов по телефонным сетям, только в качестве дополнительных мер безопасности используются уникальные форматы документов, модемы и системы электронной подписи. «Банк–клиент» обеспечивает: создание и передачу различных типов клиентских платежных документов, обмен сообщениями произвольного формата, получение выписок в различных видах и форматах, а также иной информации из банка. В качестве системы дистанционной связи клиента с банковским счетом может использоваться также «Интернет–банк».

Банк плательщика, получив по системе «банк – клиент» расчетный документ клиента, составляет ЭПД и передает его в адрес ГРКЦ. Там полученный платежный документ проходит подтверждение подлинности и логический контроль. При неподтверждении подлинности или обнаружении ошибок в адрес банка плательщика направляется электронное сообщение с извещением об отказе в приеме платежного документа.

После контроля правильности подписи и реквизитов платежного документа ГРКЦ отражает платеж проводкой по дебету корсчета банка-плательщика и кредиту корсчета банка–получателя, составляет и направляет в адрес банка–плательщика сообщение с подтверждением дебета его счета, в адрес банка-получателя направляется исполненный платежный документ.

Банк плательщика после получения из ГРКЦ сообщения с подтверждением дебета его счета сверяет реквизиты платежа из платежного документа и сообщения. При положительных результатах сверки отражает операцию в своих регистрах бухгалтерского учета, при отрицательных – направляет в адрес ГРКЦ соответствующее электронное сообщение.

В конце операционного дня система также проводит сверку расчетов за день. Для этого каждому участнику представляется окончательная выписка по его счету. Банк–участник сверяет реквизиты платежей из выписки с полученными им в течение дня платежными документами. При отрицательных результатах сверки направляет в адрес ГРКЦ электронное сообщение об ошибочных платежах. ГРКЦ посредством механизма внутреннего аудита выясняет причины ошибок.

В системе внутрирегиональных электронных платежей расчеты совершаются в течение дня, т. е. денежные средства, списанные со счетов отправителей платежей (корреспондентских счетов кредитных организаций и других клиентов), расчетного подразделения Банка России, должны быть зачислены на счета получателей платежей расчетного подразделения Банка России в тот же операционный день.

Что такое мфр в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое мфр в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое мфр в бухгалтерии. Картинка про Что такое мфр в бухгалтерии. Фото Что такое мфр в бухгалтерии

Рис. 3.1. Процедура проведения платежа через систему Банка России в рамках одного региона

1 – предоставление клиентом-плательщиком платежного документа в банк; 2 – списание денежных средств со счета плательщика; 3 – передача ЭПД в ГРКЦ; 4 – передача подтверждения принятия ЭПД к исполнению; 5 – обработка и проведение ЭПД по корреспондентским счетам банков; 6 – предоставление выписки по корсчету банку-плательщику с проведенным платежом; 7 – предоставление выписки по корсчету банку-получателю с проведенным платежом с приложением платежного документа; 8 – зачисление средств на счет клиента-получателя платежа; 9 – предоставление клиенту-получателю выписки по расчетному счету с проведенным платежом с приложением платежного документа.

Межрегиональные электронные платежи

Под межрегиональными электронными расчетами понимается совокупность отношений между подразделениями расчетной сети Банка России, находящимися на территории различных субъектов Российской Федерации, а также между кредитными организациями, клиентами Банка России и подразделениями расчетной сети Банка России по совершению платежей с использованием платежных и служебно-информационных документов, составляемых в электронной форме.

Правила осуществления межрегиональных электронных платежей являются едиными для всех регионов и регламентированы положением «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России» в редакции от 11.04.2000 г. №

В системе межрегиональных расчетов Банка России к двум уровням участников платежа добавляется третий уровень и складывается следующая иерархия субъектов платежа: банк-участник, региональный ГРКЦ Банка России и Межрегиональный центр информации Банка России (МЦИ). МЦИ расчетов не производит, а осуществляет лишь коммуникационные функции и является центром передачи сообщений. Межрегиональные электронные платежи осуществляются региональными ГРКЦ по схеме «каждое с каждым» (на двусторонней основе) по счетам, открытым друг у друга.

Межрегиональные электронные платежи совершаются в зависимости от удаленности часовых поясов регионов, в которых располагаются плательщик и получатель, и, как правило, завершаются в течение дня или не позднее следующего рабочего дня.

3.3. Межбанковские расчеты на основе прямых корреспондентских отношений банков

Наряду с централизованной системой межбанковских расчетов через расчетную сеть Банка России в отечественной банковской практике используются также частные платежные системы расчетов между банками. Одна из них – расчеты на основе прямых корреспондентских отношений банков. На 01.01.2004 г. на долю таких расчетов приходилось 6,8 % от всего объема платежей, проведенных платежной системой Российской Федерации.

В ходе установления прямых корреспондентских отношений банки обмениваются письмами и представляют друг другу документы для изучения надежности и состоятельности партнеров: нотариально заверенные копии уставов и лицензий на проведение различных операций, отчеты о деятельности, включая балансы, справки о соблюдении экономических нормативов и др. Чтобы получить справки об уровне платежеспособности потенциальных корреспондентов, банки прибегают к услугам рейтинговых агентств, справочных служб или дружественных банков.

Открытие корреспондентских счетов банков может носить взаимный и односторонний характер. Крупные банки, как правило, устанавливая корреспондентские отношения, обмениваются корсчетами, а более мелкие – открывают счета в более крупных и рассчитываются через них так же, как через РКЦ. Открытие корсчета в другом банке означает для банка то же самое, что открытие филиала (отделения) банка. Но в то же время за ним сохраняются право собственности (самостоятельности) и контроль за своими операциями без лишних затрат.

В банковской терминологии банк, который открывает корсчет в другом банке, носит название «банк-респондент». Банк, ведущий корсчет другого банка, – «банк-корреспондент».

Каждая сторона самостоятельно ведет учет операций, проводимых по корреспондентскому счету. В связи с этим корреспондентские счета подразделяются на два основных вида: счет «ЛОРО» и счет «НОСТРО».

Счет «ЛОРО» (Ваш счет у нас) — ведет банк-корреспондент на имя банка-респондента. Отражается в пассиве баланса банка-корреспондента (балансовый счет 30109(П)). В том случае, если счет «ЛОРО» открывается для иностранного банка-респондента, его называют счет «ВОСТРО».

Счет «НОСТРО» (наш счет у Вас) — ведется банком-респондентом для отражения операций, проводимых по счету «ЛОРО». Отражаются в активе баланса банка-респондента (балансовый счет 30110 (А)).

Основные записи делаются по счету «ЛОРО». Они являются решающими для обеспечения своевременности расчетов. Операции по счету «НОСТРО» проводятся по методу зеркальной бухгалтерии.

Взаимоотношения банка-респондента и банка-корреспондента регулируются договором корреспондентского счета. В соответствии с действующим порядком осуществления операций по счетам «ЛОРО» и «НОСТРО» при заключении договора между банками должна быть достигнута договоренность по следующим основным вопросам:

Организация корреспондентских отношений в банках обычно возлагается на самостоятельные подразделения (управления, отделы), работающие в соответствии с Положением о таком подразделении, утвержденным председателем правления банка. Структура такого управления может быть представлена отделом корреспондентских отношений, отделом корсчетов «ЛОРО», отделом корсчетов «НОСТРО». Функциями первого являются заключение договоров с другими банками об установлении коротношений, анализ представляемой банками отчетности и другой необходимой документации с целью определения финансового положения банков и возможности сотрудничества с ними.

Развитие прямых корреспондентских связей дает банку ряд преимуществ.

Во-первых, это отвечает интересам клиентов, которые имеют устойчивые контрактные отношения с клиентами других банков. Обычно коротношения устанавливаются именно для предоставления услуг клиентам, иногда банк открывает корсчет для обслуживания даже одного очень крупного клиента.

Во-вторых, значительно ускоряются расчеты, т. к. они осуществляются напрямую, без промежуточных звеньев. Оперативности расчетов способствует использование в отношениях между корреспондентами системы электронных платежей или телексной связи, разработки программ маршрутизации платежей.

В-третьих, при широких корреспондентских отношениях появляются условия для проведения клиринга — зачета взаимных поручений банков, как правило, посредством открытия счетов в каком-либо крупном (основном) банке. Клиринговые банки, имеющие у себя сотни счетов других банков, играют значительную роль в экономике благодаря четкой работе и устойчивости.

В-четвертых, расширяется ресурсная база банков, ведущих счета «ЛОРО» для своих респондентов. Большая корреспондентская сеть позволяет крупному банку развивать вексельное обращение, увеличить доходы за счет комиссионных, поднять свой престиж, укрепить свои позиции в деловом мире.

В результате корреспондентские отношения связывают в единую систему российское банковское сообщество. Именно в процессе этих отношений определяются варианты сотрудничества банков – от проведения расчетов до более широкого спектра услуг.

Вместе с тем данная система межбанковских расчетов имеет и недостатки. Так, разветвленная сеть корреспондентских счетов обусловливает рассредоточение денежных средств банка по многочисленным банкам-корреспондентам. Кроме того, эти расчеты менее поддаются контролю со стороны Банка России, а значит, более подвержены риску, в частности риску финансовой надежности контрагентов. Поэтому количество корреспондентских счетов у банка должно быть оптимальным для обеспечения нормального процесса кредитно-расчетных взаимоотношений.

3.4. Межбанковские расчеты между подразделениями одной кредитной организации

Третьим вариантом организации межбанковских расчетов является их осуществление через внутрибанковские расчетные системы. Внутрибанковская расчетная система — система технических, телекоммуникационных средств и организационных мероприятий, обеспечивающая возможность проведения расчетных операций между филиалами головного банка с использованием счетов межфилиальных расчетов (МФР). В этом случае банк при наличии у него широкой филиальной сети разрабатывает правила построения своей внутренней расчетной системы, которые оформляются в виде отдельного документа и утверждаются исполнительным органом банка. Как и расчеты на основе прямых корреспондентских отношений банков, внутрибанковская расчетная система должна предусматривать одновременное осуществление операций по счетам МФР как филиала-плательщика, так и филиала-получателя платежа, в связи с чем при оформлении расчетных документов филиал – отправитель платежа должен указать ДПП.

Внутрибанковские правила разрабатываются в соответствии с нормативными документами Банка России и должны содержать:

Правила проведения расчетных операций по счетам МФР должны обеспечивать условия для составления головным банком сводного баланса, способствовать эффективному управлению ликвидностью банка и обеспечению своевременного проведения платежей. Выверка расчетов должна производиться ежедневно на основании выписок по счетам МФР, которые представляются головному банку филиалами. Каждый филиал – участник расчетов должен иметь во внутрибанковской расчетной системе уникальный номер, содержащий не более четырех знаков. Должна быть установлена процедура идентификации каждого участника расчетов при осуществлении расчетной операции (обмен карточками с образцами подписей и печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т. д.).

3.5. Межбанковский клиринг

Рассмотренные выше системы межбанковских расчетов через расчетную сеть Банка России, через корреспондентские счета «ЛОРО» и «НОСТРО», а также через внутрибанковские системы расчетов основаны на валовом способе перечисления платежей, при котором платеж по каждой сделке проходит в полной сумме, как по счету плательщика, так и по счету получателя платежа.

Наряду с межбанковскими расчетами на валовой основе в каждой экономически развитой стране существуют расчеты на чистой, неттинговой основе или так называемая клиринговая система межбанковских расчетов. Клиринг (от англ. clearing – очищать, вносить ясность) представляет собой систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств и используемую банком в целях уменьшения нуждаемости в средствах и упрощения обмена платежами.

При расчетах по клирингу банки, участвующие в производстве платежей, дают возможность требованиям и обязательствам накопиться на протяжении определенного периода времени (как правило, в течение одного операционного дня или в период очередного клирингового сеанса внутри операционного дня), по окончании которого производится их взаимозачет и по счетам участников расчетов реальные денежные средства перечисляются лишь в сумме незачтенного сальдо. В результате клиринг значительно сокращает потребности банков в платежных средствах, поскольку денежные претензии (дебиторская задолженность) участников расчетов погашаются их же денежными обязательствами.

Такой взаимозачет требований и обязательств может иметь место между двумя сторонами (двусторонний клиринг) или тремя и более сторонами (многосторонний клиринг).

Применение взаимозачета обязательств существенно сокращает потребность участников расчетов в ликвидности и упрощает процесс обмена платежами.

Сравним эффективность платежных процедур при валовой системе расчетов, двустороннем и многостороннем клиринге, используя следующие схемы.

Что такое мфр в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое мфр в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое мфр в бухгалтерии. Картинка про Что такое мфр в бухгалтерии. Фото Что такое мфр в бухгалтерии

Рис. 3.2. Схема расчетов на валовой основе

А, В, С, Д – банки-участники платежей; цифры – суммы платежей в условных единицах; стрелки указывают направления перемещения денежных средств.

Как видно, классическая система расчетов на валовой основе предполагает, что количество платежей и количество расчетных операций совпадают (в нашем примере по 9 операций) и всем участникам платежей необходима ликвидность, достаточная для исполнения своих обязательств в полном объеме (в нашем примере — 450 усл. ед.).

При условии тех же участников расчетов, сумм и направления платежей двусторонний взаимозачет можно проиллюстрировать следующей схемой.

Что такое мфр в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое мфр в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое мфр в бухгалтерии. Картинка про Что такое мфр в бухгалтерии. Фото Что такое мфр в бухгалтерии

Рис. 3.3.Схема расчетов при двустороннем клиринге

Из данной схемы видно, что при двусторонних взаимозачетах процесс проведения платежей значительно упрощается: количество расчетов остается 9, количество расчетных операций сокращается до 6, а потребность в ликвидных средствах уменьшается до 250 усл. ед. Такая НЕТТО-система учитывает обязательства друг перед другом двух сторон: сальдирование производится только между ними.

Многосторонний взаимозачет можно рассматривать как следующую степень на пути упрощения и удешевления платежей. При подобной форме расчетный агент в установленное сторонами время подсчитывает чистую позицию каждого из участников, исходя из всех поступивших требований и обязательств. В результате каждая из участвующих сторон перечисляет только остаток по своему счету. Как правило, перечисление осуществляется по счетам расчетного агента. Банки, имеющие многостороннее чистое дебетовое сальдо, перечисляют средства расчетному агенту, который производит платежи участникам, имеющим многостороннее чистое кредитовое сальдо. В результате сумма всех многосторонних дебетовых позиций должна равняться сумме всех многосторонних кредитовых чистых позиций. В итоге сумма обязательств сторон должна равняться нулю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *